Налогоплательщик не представил документы на проверку. Каким образом налоговая инспекция может определить размер штрафа за непредставление документов?

Согласно п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ напрямую связывает размер штрафа с количеством непредставленных документов.
В случае если налогоплательщик вообще не представляет документы и налоговые органы должны сами оценить количество имеющихся у налогоплательщика финансовых и бухгалтерских документов, следует учитывать, что в соответствии со ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, согласно Налоговому кодексу РФ обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Перечень документов, которые необходимо представить для выездной налоговой проверки, определяется в требовании о представлении документов, которое должно быть оформлено по форме Приложения N 2 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
Количество непредставленных документов в целях определения размера штрафа при привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, определяется исходя из перечня документов, указанных в требовании о представлении документов. При этом налоговая инспекция вправе указать в перечне документы, о наличии которых стало известно из результатов встречных проверок, поскольку согласно ст.87 НК РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Информация о деятельности налогоплательщика, в том числе и о наличии у него общих с другими организациями документов, может быть получена согласно ст.87 НК РФ у государственных структур, ведущих учет и регистрацию каких-либо прав или обязательств налогоплательщиков, у коммерческих структур, являющихся поставщиками, например, энергоресурсов, услуг транспорта и связи и т.д.
Информация о наличии у налогоплательщика определенных документов для включения их перечень запрашиваемых документов при составления требования о представлении документов может быть получена налоговыми органами также из запроса в банк, обслуживающий налогоплательщика.
Например, из ответа банка на запрос налогового органа может стать известно о наличии счета-фактуры, оплаченного платежным поручением с определенным номером и датой. Данный документ может быть включен в перечень документов, указанных в требовании о представлении документов, как "счет-фактура, оплаченный платежным поручением (номер, дата платежного поручения)".
Как уже отмечалось выше, отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ.
Таким образом, количество непредставленных документов может быть уточнено по результатам указанной выемки документов.
Помимо привлечения налогоплательщика, вообще не представившего документы на налоговую проверку, к налоговой ответственности по ст.126 НК РФ руководители данных организаций или индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ст.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо за отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, или к уголовной ответственности по ст.199 Уголовного кодекса РФ за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным.
Аналогичная ответственность предусмотрена ст.198 Уголовного кодекса РФ для физических лиц.
М.Н.Михайлов
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
16.11.2004
"Налоговые известия Московского региона", 2004, N 11

Может ли быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации в качестве предпринимателя по месту своего временного проживания, если да, то в каком случае?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также