Лесхоз реализует организациям и физическим лицам древесину, полученную от мер по уходу за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования. Освобождается ли от НДС реализация указанной древесины?

В соответствии со ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Положением о лесхозе предусмотрено, что лесхоз является юридическим лицом - государственным учреждением; имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках; осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок; принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
Согласно ст.143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели. Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (п.1 ст.146 НК РФ). Подпунктом 4 п.2 ст.146 установлено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) определена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по НДС предоставлены лесхозам на основании пп.17 п.2 ст.149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер по уходу за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено. Отметим, что пп.4 п.2 ст.146 НК РФ также не исключает реализацию товаров из предусмотренных п.1 этой статьи объектов налогообложения.
В соответствии с п.3 ст.38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Реализацией товаров в силу п.1 ст.39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на товар, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).
Таким образом, пп.4 п.2 ст.146 НК РФ применен быть не может, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями. Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер по уходу за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
В соответствии со ст.ст.41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Закона N 57-ФЗ) к неналоговым доходам бюджетного учреждения относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от иной деятельности, приносящей доход, после уплаты всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Данная редакция согласно ст.16 Закона N 57-ФЗ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 г. Начисление лесхозу НДС не противоречит бюджетному законодательству.
И.Горленко
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
10.11.2004
"Финансовая газета", 2004, N 46

Правомерно ли применение коммерческой организацией, которой присвоены код ОКОНХ 93141 и код ОКВЭД ОК 92.51, освобождения от обложения НДС при реализации входных билетов на посещение дискотек?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также