Унитарное предприятие присоединило к себе дочернее предприятие и оприходовало на свой баланс его имущество. Затем на баланс филиалов унитарного предприятия с обособленным балансом и расчетным счетом передано имущество, которое до реорганизации принадлежало дочернему предприятию. Должны ли оформляться две книги покупок и составляться две декларации по НДС?

Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж обособленные подразделения ведут в виде разделов единых учетных документов организации. Эти разделы по окончании отчетного налогового периода филиалы представляют головному офису для оформления единых книг покупок и книг продаж и составления деклараций по налогу на добавленную стоимость. Согласно п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). В соответствии с п.1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, при разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность и пр.), изложенные в ПБУ 4/99. Таким образом, филиалу следует вести одну книгу покупок и одну книгу продаж, которые затем консолидируются с книгой покупок и продаж унитарного предприятия.
Пунктом 23 ст.1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено положение, согласно которому организации, имеющие обособленные подразделения, начиная с оборотов за июль 2002 г., уплачивают НДС по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям. Иными словами, филиалу вообще не следует составлять декларацию, так как НДС теперь уплачивается централизованно головной организацией. Что касается счетов-фактур по перешедшим в процессе реорганизации товарам, работам, услугам, а именно изменений реквизитов покупателя на реквизиты образованного в процессе слияния организаций юридического лица, то налоговое законодательство не содержит запретов вносить такие изменения в сами счета-фактуры. К тому же у налогоплательщика имеется право представлять пояснения (п.1 ст.21 НК РФ) и письменные объяснения, а также прикладывать документы, обосновывающие его позицию (п.5 ст.100 НК РФ). В рассматриваемом случае понадобятся договор о слиянии и другие реорганизационные документы с реквизитами правопредшественников и правопреемника. За налогоплательщиком остается и другое право - применить налоговый вычет позже, после переоформления счетов-фактур. Заметим, что ст.171 НК РФ не предусматривает ограничений права на вычет из-за невыполнения налогоплательщиком обязанности соблюдать порядок оформления счетов-фактур.
Е.Гладина
Аудиторская фирма "ОСБИ"
Подписано в печать
03.11.2004
"Финансовая газета", 2004, N 45

Основные средства переданы в унитарное предприятие, затем из унитарного предприятия - в филиал. При получении филиалом можно ли их учитывать как вновь поступившие с отражением в бухгалтерском и налоговом учете одинаково и списанием основных средств стоимостью до 10 тыс. руб. в отдельную группу?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также