Является ли преобразование из ОАО в ЗАО реорганизацией? Если нет, то какой орган управления должен принимать решение о таком преобразовании и в каком порядке?

До недавнего времени вопрос о том, является ли изменение типа акционерного общества реорганизацией, порождал споры. Причинами неоднозначного толкования закона являлись неточности в формулировках Закона об АО.
Например, в ст.7 Закона об АО предусмотрена обязанность закрытого акционерного общества преобразоваться в открытое, если число его акционеров превысит 50 человек. Вместе с тем в ст.20 Закона об АО, регулирующей вопросы реорганизации акционерного общества в форме преобразования, переход ЗАО в ОАО или, наоборот, ОАО в ЗАО как реорганизация не рассматривается.
Полагаем, что термин "преобразование" употреблен законодателем не вполне корректно, так как преобразование как реорганизация подразумевает смену организационно-правовой формы, что в рассматриваемом случае не происходит. Организационно-правовая форма - акционерное общество - остается неизменной.
Данная позиция была подтверждена ВАС РФ в п.23 Постановления N 19 от 18.11.2003 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Постановление): в результате преобразования ОАО в ЗАО изменяется тип акционерного общества, и реорганизацией такое преобразование не является. Поэтому требования, установленные п.5 ст.58 ГК РФ, п.5 ст.15 и ст.20 Закона об АО о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, предъявляться не должны.
Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (ст.75 Закона об АО).
Решение о смене типа общества должно приниматься общим собранием акционеров в рамках вопроса о внесении изменения в устав общества. В силу п.4 ст.49 Закона об АО решение принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Возникает вопрос, а не происходит ли при смене открытого типа общества на закрытое ограничение прав акционеров, так как согласно ст.7 Закона об АО в закрытом обществе предусмотрены специальные процедуры при продаже акций, препятствующие их свободному обращению и, как результат, снижающие их ликвидность? В таком случае стало бы возможным применение ст.75 Закона о праве акционера требовать выкуп принадлежащих ему акций в случае внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающей его права, если он голосовал против принятия соответствующего решения или не принимал участия в голосовании.
Считаем, что вышеуказанная статья Закона об АО в данном случае применяться не должна. В силу ст.2 Закона об АО акционеры общества вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. Но акционеры закрытого общества также вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества.
Действительно, соблюдение норм Закона об АО, касающихся преимущественного права покупки отчуждаемых акций другими акционерами ЗАО, не равносильно получению согласия акционеров ЗАО. По нашему мнению, права акционера, отчуждающего акции, не ограничиваются, так как в случае реализации преимущественного права другими акционерами они обязаны приобрести акции по цене и на условиях их предложения третьему лицу.
Отметим, что при смене типа акционерного общества должны быть выполнены следующие требования:
- численность акционеров созданного в результате преобразования открытого общества в закрытое не должна превышать 50;
- размер уставного капитала ЗАО, участники которого намерены преобразовать его в открытое, не должен быть ниже минимального уровня, установленного ст.26 Закона об АО для открытых акционерных обществ (то есть 100 000 руб.).
Необходимо помнить, что в соответствии с п.9.4 Постановления ФКЦБ N 03-30/пс "О Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" эмитент обязан уведомить ФСФР об изменении типа акционерного общества. Данное уведомление должно быть составлено по установленной форме и направлено в ФСФР в течение 5 дней с момента изменения сведений (то есть в течение 5 дней с момента государственной регистрации изменений, внесенных в устав).
Е.Куликова
ЗАО "Центр корпоративных решений"
Подписано в печать
28.10.2004
"ЭЖ-Юрист", 2004, N 43

Генеральный директор был избран общим собранием акционеров с нарушением требований законодательства. Можно ли оспорить совершенные им сделки на этом основании?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также