Распространяются ли положения Налогового кодекса об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах, устраняющих или смягчающих налоговую ответственность либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты налогоплательщиков, на случаи возврата излишне уплаченных сумм налога?

На основании п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не предусмотрено указанной статьей. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов либо возвращены таможенными органами.
Между тем по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки. Это возможно в случае, когда означенная сумма перечисляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который ранее была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Вместе с тем сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Однако при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно п.9 ст.78 возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом. При этом на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
В соответствии с п.13 ст.78 те же применяются и при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В силу ст.8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" положения части первой Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, если иное не установлено ст.5 НК РФ. Пунктом 3 ст.5 предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п.5 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при применении норм об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах судам необходимо учитывать, что п.3 ст.5 НК РФ придает обратную силу не любым актам, улучшающим положение налогоплательщиков, а лишь тем из них, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав названных выше лиц.
Действительно, из анализа содержания п.п.9 и 13 ст.78 НК РФ следует, что указанные нормы направлены на защиту прав налогоплательщиков и улучшают их положение, поскольку предусматривают обязательные выплаты компенсационных процентов за несвоевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов. Но при этом следует принять во внимание положение п.4 ст.5 НК РФ, в соответствии с которым акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Поскольку Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не придает обратной силы ст.78, то она не может быть применена к правоотношениям, возникшим до введения ее в действие (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 апреля 2002 г. N А78-4076/01-С2-2/170-Ф02-821/2002-С1).
Н.В.Герасименко
К. ю. н.,
доцент кафедры
финансового права
Академии экономической
безопасности МВД России
Подписано в печать
21.10.2004
"Законодательство и экономика", 2004, N 10

К АО предъявлен иск на взыскание якобы принятого к перевозке груза. Возможно ли рассмотрение иска арбитражным судом и принятие решения по удовлетворению исковых требований, если истец в качестве доказательства представил только товарно-транспортную накладную на иностранном языке в виде ксерокопии без представления оригинала?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также