Какими документами необходимо оформить объединение двух складов, если срок использования первого из них составляет 10 лет , а второго - 8 лет ?

Основное средство представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Это может быть отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, составляющих единое целое, который предназначен для выполнения определенной работы. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Согласно п.6 ПБУ 6/01 комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В нашем случае речь идет, по сути, о различных частях одного объекта - складе 1 и складе 2, которые могут выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Поскольку эти части комплекса имеют разные сроки полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Объединение нескольких инвентарных номеров в один инвентарный объект не предусмотрено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, положениями которого определено, что объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Кроме того, по правилам бухгалтерского учета стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Таким образом, действующим законодательством не установлен порядок объединения двух самостоятельных инвентарных объектов основных средств в один. Это относится и к случаю, когда планируется объединить несколько частей одного объекта (комплекса), имеющих разный срок полезного использования и учитываемых в бухгалтерском учете как самостоятельные инвентарные объекты.
Объединение двух инвентарных объектов основных средств происходит путем выбытия первоначальных объектов и "создания" на их основе нового основного средства. У этого вновь созданного основного средства будут свой инвентарный номер, иная стоимость для целей бухгалтерского и налогового учета, срок его службы может отличаться от срока службы основных средств, на основе которых оно было создано. Эти операции должны быть отражены в налоговом и бухгалтерском учете с составлением бухгалтерских справок.
Возможно также оформление "выбытия" объекта "Склад 2" с соответствующим увеличением инвентарной стоимости объекта "Склад 1" ввиду его дооборудования (в 2000 г.). Впрочем, на наш взгляд, этот вариант небезупречен. Правильнее было бы пригласить оценщика и провести оценку рыночной стоимости объекта "Склад 1" с учетом дооборудования, однако результаты такой переоценки можно будет отразить в бухгалтерском балансе только на 1 января будущего года.
В формах документов по списанию основных средств (форма N ОС-4) в соответствующие разделы введены реквизиты о корреспонденции счетов при заполнении сведений о затратах, связанных со списанием основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от списания. В нашем случае затрат на списание нет, а сумма поступлений материальных ценностей от списания равна остаточной стоимости объектов.
Принятие решения об объединении отдельных объектов основных средств (или различных частей одного объекта с разными сроками полезного использования) в единый инвентарный объект не должно привести к искажению начисления амортизационных отчислений и, следовательно, определения финансового результата организации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Чтобы избежать возможных споров с налоговыми органами, можно рекомендовать выбрать срок полезного использования нового объекта и норму амортизации таким образом, чтобы это не привело к существенному изменению начисления амортизационных отчислений как в текущем, так и в будущие отчетные периоды. Другими словами, общий объем амортизационных отчислений, начисленный по новому объединенному объекту, должен быть равен сумме величин амортизации, которые должны были бы быть начислены по каждому самостоятельному объекту основных средств до объединения.
Относительно срока полезного использования следует отметить, что Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, в соответствии со ст.258 НК РФ может использоваться и для целей бухгалтерского учета при определении срока полезного использования объектов основных средств, которые принимаются к бухгалтерскому учету после 1 января 2002 г.
Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономразвития России унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств и краткие указания по их применению. В частности, для оформления хозяйственных операций по списанию основных средств используется форма N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)". Формы N N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б используются для оформления и бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств.
Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках (формы N ОС-6 - на каждый объект, N ОС-6а - на группу объектов). Инвентарная карточка открывается в бухгалтерии в одном экземпляре. Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основе форм N N ОС-1, ОС-1а и ОС-1б и технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. На основании соответствующих документов в инвентарных карточках производятся записи об их перемещении, дооборудовании, реконструкции, модернизации, капитальном ремонте и списании с бухгалтерского учета.
Л.Колесниченко
Аудитор
Подписано в печать
20.10.2004
"Финансовая газета", 2004, N 43

...Организация оказывает услуги по подаче и уборке вагонов. Согласно условиям договоров, заключенных между организацией и ее контрагентами, за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях сверх установленного лимита времени контрагенты уплачивают неустойку в виде штрафа. Включаются ли полученные организацией суммы штрафов в облагаемую базу по НДС?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также