Правомерно ли включение в налоговую базу по налогу на прибыль расходов организации по оплате услуг по техническому учету и технической инвентаризации, проведенным структурными подразделениями органов местного самоуправления либо соответствующими муниципальными организациями, созданными органами местного самоуправления?

Подпунктом 40 п.1 ст.264 НК РФ определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относится в том числе оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).
В соответствии с пп."в" ст.4 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение), уполномоченный орган государственного регулирования в сфере государственного технического надзора и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности осуществляет назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, а также определяет номенклатуры объектов, учет и инвентаризацию которых осуществляют указанные организации.
Согласно п.5 Положения государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности Госстроем России.
Вместе с тем читателям журнала следует учитывать, что Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 16.05.2001 N ГКПИ 01-481 в части, касающейся обжалования представителями Думы муниципального образования предписания п.5 Положения как ограничивающего закрепленные в законе права органов местного самоуправления по проведению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости, установил следующее.
В соответствии с абз.5 п.1 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) в ведении муниципальных предприятий в области градостроительства находятся организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
В то же время ни Градостроительный кодекс, ни другие федеральные законы (в том числе Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") не наделяют органы местного самоуправления полномочиями в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Более того, в абз.7 п.1 ст.23 Градостроительного кодекса особо указано, что организация ведения государственного градостроительного кадастра (включающего сведения из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности) и мониторинга объектов градостроительной деятельности находится в ведении муниципальных образований лишь в случаях наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание п.5 Положения не противоречит закону и не нарушает прав органов местного самоуправления по организации и проведению инвентаризации земель и других объектов недвижимости муниципальных образований. Органы местного самоуправления вправе осуществлять данную деятельность своими структурными подразделениями либо создавать соответствующие муниципальные организации.
В связи с этим органы местного самоуправления своими структурными подразделениями либо созданными ими соответствующими муниципальными организациями могут проводить государственный технический учет и техническую инвентаризацию в случаях наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями по организации ведения государственного градостроительного кадастра (включающего сведения из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности) и мониторинга объектов градостроительной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик вправе относить к прочим расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, оплату услуг по техническому учету и технической инвентаризации, проведенных как специализированными государственными унитарными предприятиями или учреждениями (службами, управлениями, бюро), уполномоченными на осуществление этой деятельности Госстроем России, так и соответствующими муниципальными организациями в случаях наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями по организации ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности. При этом вышеуказанные расходы должны соответствовать требованиям п.1 ст.252 НК РФ.
О.В.Светлова
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
05.10.2004
"Налоговый вестник", 2004, N 11

Является ли безвозмездной передача основных средств муниципальному унитарному предприятию на основании распоряжения собственника имущества в лице комитета по управлению государственным имуществом области n? По какой стоимости муниципальные унитарные предприятия должны приходовать амортизируемое имущество, полученное в хозяйственное ведение, в целях применения гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также