Учитывается ли в составе затрат в бухгалтерском учете и в составе расходов в целях налогообложения прибыли разница в окладах, начисленная заместителю главного бухгалтера за период очередного отпуска главного бухгалтера?

Согласно п.5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 8 ПБУ 10/99 предусмотрено, что при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам, одним из которых являются затраты на оплату труда. Поскольку выплата разницы в окладах при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника относится к затратам на оплату труда, эти расходы должны учитываться как расходы по обычным видам деятельности.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для учета расходов по обычным видам деятельности предназначен счет 20 "Основное производство" и счет 26 "Общехозяйственные расходы".
Расходы, связанные с оплатой труда, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" и дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы".
Расходы на оплату труда управленческого персонала отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
Согласно ст.255 НК РФ в состав расходов на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Как указано в ст.151 ТК РФ, работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
Следует отметить, что в соответствии с Разъяснениями Секретариата ВЦСПС N 39 и Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам N 30 от 29.12.1965 "О порядке временного заместительства" (абз.3 пп."а" п.1) временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью.
Временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по предприятию, учреждению или организации. Замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Выплата разницы в окладах разрешалась при условии, если замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя). В случае если у руководителя имеется несколько помощников, то штатным заместителем считается первый, старший помощник.
Определением Верховного Суда РФ от 11.03.2003 N КАС 03-25 абз.3 пп."а" п.1 признан не действующим в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации.
Таким образом, начиная с 2003 г. разница в окладах, начисленная заместителю главного бухгалтера, в период отсутствия главного бухгалтера, отражается в составе затрат в бухгалтерском учете и в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
Необходимо отметить, что основанием для начисления разницы в окладах будет являться приказ руководителя.
Отдел гостиничного бизнеса
и туризма Хорват МКПЦН
Подписано в печать
30.09.2004
"Аудит и налогообложение", 2004, N 10

Является ли нарушением отказ в выдаче счетов-фактур клиентам гостиницы?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также