Предусматривает ли Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. n 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" помимо регистрации введение некоего "регистрационного удостоверения" и возможность "приостановления" или "аннулирования" его действия?

Статья 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещает производство этилового спирта и спиртосодержащей денатурированной продукции без государственной регистрации наименований указанной продукции. Установление порядка регистрации ст.5 указанного Закона отнесено к предмету ведения Российской Федерации. Порядок регистрации этилового спирта и спиртосодержащей продукции из непищевого сырья определен Постановлением Правительства РФ N 1030. Согласно этому Постановлению регистрацию проводит Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Решение о приостановлении или аннулировании регистрационного удостоверения принимается Минэкономразвития России на основании обращения заявителя. Указанное Постановление не отменено.
Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 315 было утверждено новое Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, согласно которому Минсельхоз России самостоятельно принимает нормативные правовые акты по порядку государственной регистрации наименований этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, в том числе денатурата, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также виноматериалов.
Минсельхоз России самостоятельно принимает нормативные правовые акты, регулирующие порядок государственной регистрации наименований этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, в том числе денатурата, спиртосодержащей продукции; перечни основного технологического оборудования для производства этилового спирта из пищевого и непищевого сырья и порядок его государственной регистрации.
Данное полномочие, предоставленное Минсельхозу России, нарушает положение п.3 ст.8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", так как им определено, что основное технологическое оборудование для производства этилового спирта подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Правительством РФ.
В ст.5 данного Федерального закона определено, что к ведению Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции относится установление порядка сертификации этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции и порядка государственной регистрации наименований указанной продукции.
Минсельхоз России получил право принимать порядок государственной регистрации наименований, что не согласовывается с указанным Законом. Слова "наименований" нет ни в одном из действующих порядков. Но изменение наименования выдаваемого разрешительного документа не означает, что действующие документы, выданные сроком на 5 лет, утрачивают свою силу. Они сохраняют юридическую силу.
Из текста Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", имеющего более высокую юридическую силу, чем Постановление Правительства РФ, вытекает, что не Минсельхоз России, а Правительство РФ должно устанавливать порядок регистрации. Имущественные отношения, связанные с государственной регистрацией, являются гражданско-правовыми и регулируются ГК РФ. Согласно п.5 ст.3 ГК РФ в случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Гражданскому кодексу или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон.
Поскольку имеет место несогласованность правового регулирования регистрации этилового спирта и спиртосодержащей продукции из непищевого спирта между Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 315, утвердившим новое Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ, и ст.5 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", то действует правовой режим ст.5 данного Закона.
Что касается регистрационного удостоверения как документа, выдаваемого уполномоченным органом на основании решения о государственной регистрации спиртосодержащей продукции, то оно остается действительным по нижеследующим основаниям.
Согласно Положению удостоверение выдается на основании заявления производителя продукции и по результатам проведения государственной экспертизы Госстандартом России и рассмотрения соответствующих документов. Регистрационное удостоверение выдается сроком на 5 лет. Решение о приостановлении или аннулировании регистрационного удостоверения принимается уполномоченным органом в случае ликвидации (реорганизации) заявителя, изменения технологии, при утрате регистрационного удостоверения на продукцию и появлении других факторов, неизвестных на момент государственной регистрации продукции (п.22 Положения).
Следует отметить, что нормы, касающиеся порядка выдачи (отказа в выдаче), срока действия, условий перерегистрации, приостановления либо аннулирования регистрационного удостоверения, содержатся только в Положении. Федеральный закон N 171-ФЗ и Постановление Правительства РФ N 1030 нормативных положений о регистрационном удостоверении спиртосодержащей продукции не содержат.
В соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и на основании Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 181 "Вопросы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации" полномочия по всему комплексу мер, касающемуся правового регулирования производства и оборота этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции, переданы Министерству сельского хозяйства РФ. Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 315, Министерство сельского хозяйства самостоятельно принимает нормативные правовые акты, касающиеся порядка государственной регистрации наименований этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, в том числе денатурата, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также виноматериалов.
Принимая во внимание то, что Министерством сельского хозяйства никаких нормативных документов, касающихся государственной регистрации наименований указанных видов продукции, не разработано, а также то, что Постановление Правительства РФ N 1030 является действующим, следует сделать вывод о том, что на сегодняшний день действует старый порядок организации и проведения государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья.
Из вышеизложенного следует, что нормами российского законодательства обеспечивается сохранение статуса уже полученных свидетельств о регистрации до окончания срока их действия. В случае принятия Правительством РФ нового постановления (вместо N 1030), подтверждающего право Минсельхоза России проводить регистрацию, регистрационное удостоверение, выданное Министерством экономического развития и торговли РФ, может быть аннулировано в судебном порядке.
Г.В.Петрова
К. ю. н.,
заведующая отделом
финансового законодательства ИЗиСП
Подписано в печать
24.09.2004
"Право и экономика", 2004, N 10

Какие нормативные акты в настоящее время определяют порядок регистрации этилового спирта из непищевого сырья и спиртосодержащей непищевой продукции? Есть ли существенная разница между понятиями "регистрация продукции" и "регистрация наименований продукции"?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также