В связи с выходом новой редакции Федерального закона "О крестьянском хозяйстве" прошу ответить, какие льготы сохранились для крестьянских хозяйств и действуют ли в настоящий момент рекомендации Госналогслужбы России по ведению учета и отчетности для крестьянских хозяйств, изложенные в Письме от 30 января 1993 г. n ВГ-6-02/54а?

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица и согласно п.2 ст.23 ГК РФ глава этого хозяйства признается предпринимателем с момента его государственной регистрации. На крестьянское (фермерское) хозяйство распространяются правила, установленные для индивидуальных предпринимателей.
Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" с 1 января 2004 г. введен новый порядок регистрации индивидуальных предпринимателей. Это касается в первую очередь регистрации глав фермерских хозяйств.
В соответствии со ст.2 Закона "О государственной регистрации юридических лиц" глава фермерского хозяйства должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ПБОЮЛ) в территориальном налоговом органе. Регистрация осуществляется по месту его жительства в течение пяти рабочих дней с момента представления документов в налоговую инспекцию.
Согласно ст.22.1 названного Закона глава хозяйства представляет в налоговую инспекцию следующие документы:
- заявление установленного образца;
- копию документа, удостоверяющего его личность, с указанием места жительства (если данный документ не содержит указание на дату и место рождения лица, то требуется также представить копию свидетельства о рождении);
- копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (этот документ представляется иностранными гражданами для регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей);
- документ об уплате государственной пошлины.
Ведение бухгалтерского учета фермерским хозяйством осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430. Этим Порядком предусмотрена также обязанность вести учет кассовых операций. Крестьянское (фермерское) хозяйство обязано уплачивать установленные законодательством для предпринимателей без образования юридического лица налоги.
В то же время согласно п.3 ст.23 названного Закона крестьянские (фермерские) хозяйства, уже созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. Соответственно и налогами они облагаются как юридические лица.
Также крестьянские хозяйства могут осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в соответствии с совместным Письмом Госналогслужбы России (от 30 января 1993 г. N ВГ-6-02/54а) и АККОР (от 2 февраля 1993 г. N 02-09/110).
Ю.Подпорин
Ведущий эксперт "БП"
Подписано в печать
23.09.2004
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 39

С 1 января 2004 г. наше предприятие перешло на уплату единого сельскохозяйственного налога. Все необходимые для этого требования были соблюдены. Налоговую декларацию по НДС за декабрь 2003 г. мы сдали. Однако налоговая инспекция требует включения в налоговую декларацию суммы налога по ТМЦ, полученным в 2003 г., по которым ранее НДС был поставлен на возмещение из бюджета. Правомерны ли требования налоговой инспекции?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также