...Нашим учреждением в период с 2001 г. по март 2004 г. выполнялись следующие платные услуги: бальзамирование, санитарная и косметическая обработка тел и т.п. Данные услуги, по нашему мнению, относятся к ритуальным, следовательно, не должны облагаться НДС согласно пп.8 п.2 ст.149 НК РФ. По мнению налоговой инспекции, данные услуги не относятся к ритуальным и должны облагаться НДС, поскольку их нет в ОКУН ОК 002-93. Кто прав?

Оказание на территории РФ ритуальных услуг освобождается от обложения НДС (пп.8 п.2 ст.149 НК РФ).
Согласно п.13 Методических рекомендаций МНС России по НДС "от налога освобождаются только те ритуальные услуги, перечень которых приведен в разделе "Ритуальные услуги" Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93" (ОКУН).
В указанном разделе ОКУН действительно нет именно тех услуг, которые оказывает ваша организация, тем не менее Методические рекомендации - это не панацея.
Так, например, в Письме УМНС России по г. Москве от 29 марта 2002 г. N 23-10/9/14281 сообщается, что кроме услуг, перечень которых приведен в разделе "Ритуальные услуги" ОКУН, к ритуальным услугам относятся и услуги, поименованные в ст.5 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве".
Согласно ст.5 Закона N 11 в перечень ритуальных услуг в г. Москве, в частности, входят бальзамирование, а также санитарная и косметическая обработка тел.
Почему же УМНС России по г. Москве придерживается такой позиции?
Видимо, потому, что поскольку понятия ритуальных услуг НК РФ не содержит, то при решении этого вопроса следует использовать институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, причем в том значении, в каком они используются в этих отраслях. Это правило предусмотрено п.1 ст.11 НК РФ.
Давайте же проанализируем другие нормативные акты и документы за последние годы и узнаем наверняка, что следует понимать под ритуальными услугами.
Согласно ст.1 Закона г. Санкт-Петербурга от 30 ноября 1999 г. N 237-32 "О погребении и похоронном деле" бальзамирование, санитарная и косметическая обработка тел относятся к ритуальным услугам.
Аналогичное содержится в:
- п.4 Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1272);
- п.3 Порядка возмещения расходов на ритуальные услуги, связанные с погребением лиц, замещавших государственные должности г. Москвы и государственные должности государственной службы г. Москвы (утв. Указом Мэра Москвы от 10 сентября 2003 г. N 43-УМ);
- п.26 Инструкции о порядке погребения умерших (погибших) военнослужащих федеральных органов правительственной связи и информации, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников (утв. Приказом Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ от 28 августа 2000 г. N 189);
- п.37 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (утв. Приказом министра обороны РФ от 5 ноября 2000 г. N 500);
- п.26 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих Пограничной службы РФ, граждан, призванных на военные сборы, лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников (утв. Приказом Федеральной пограничной службы РФ от 22 июля 2002 г. N 444);
- п.32 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел РФ, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников (утв. Приказом МВД России от 31 декабря 2002 г. N 1272);
- п.25 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих войск гражданской обороны, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников (утв. Приказом МЧС России от 30 июня 2004 г. N 307);
- п.9 Порядка погребения погибших (умерших) лиц начальствующего состава Федеральной фельдъегерской связи, оплаты ритуальных услуг и расходов на изготовление и установку надгробных памятников (утв. Приказом Государственной фельдъегерской службы РФ от 21 июля 2004 г. N 262).
Таким образом, под ритуальными услугами общепринято понимать не только услуги, перечень которых приведен в разделе "Ритуальные услуги" ОКУН, но и услуги морга, в том числе бальзамирование, санитарную и косметическую обработку тел и т.п.
По мнению автора, указанные услуги являются ритуальными и не подлежат обложению НДС. Возможно, такую позицию придется отстаивать через суд. Тем не менее приведенные аргументы достаточно весомы для использования их в судебном споре и должны дать положительный результат.
Перечисленные в ст.149 НК РФ операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, их осуществляющих, лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ (п.6 ст.149 НК РФ).
Это означает, что налогоплательщик не может использовать льготу в том случае, если он обязан согласно законодательству иметь лицензию, но таковую не имеет. Если же в соответствии с законодательством РФ на осуществляемую налогоплательщиком деятельность лицензия не требуется, то льгота предоставляется независимо от этого факта.
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившему в силу с 11 февраля 2002 г., лицензирование оказания ритуальных услуг прекратилось.
До вступления в действие Закона N 128-ФЗ ситуация с лицензированием ритуальных услуг была следующая.
Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" также не было предусмотрено получение лицензии на оказание ритуальных услуг, поскольку данные услуги не были поименованы в ст.17 "Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии" этого Закона.
Однако п.2 ст.19 Закона N 158-ФЗ было установлено, что виды деятельности, не включенные в ст.17 Закона, осуществляются со дня вступления в силу этого Закона без лицензий, за исключением случаев, когда лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Закона N 158-ФЗ. А поскольку лицензирование отдельных видов ритуальных услуг было предусмотрено ст.28 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", то в период до 11 февраля 2002 г. рассматриваемая деятельность подлежала лицензированию.
Таким образом, налогоплательщик не мог использовать рассматриваемую льготу до 11 февраля 2002 г., если он не имел лицензии на оказание ритуальных слуг. Начиная с 11 февраля 2002 г., отсутствие лицензии у такого налогоплательщика при использовании рассматриваемой льготы значения не имеет.
Г.Кузьмин
Ведущий эксперт "БП"
Подписано в печать
23.09.2004
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 39

...В соответствии со ст.149 НК РФ медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями и учреждениями, не подлежат обложению НДС. Распространяется ли действие указанной льготы на медицинскую деятельность кабинета по проверке остроты зрения магазина "Оптика"?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также