Каков порядок учета расходов некоммерческих организаций по улучшению арендованного имущества?

В соответствии со ст.623 ГК РФ арендатор может производить улучшения арендованного имущества. Причем они могут быть отделимыми и неотделимыми. По окончании договора аренды арендатор должен передать улучшения арендодателю, а тот возместить стоимость улучшений или же не возмещать (если стороны об этом не договорились). ГК РФ предусматривает также, что арендатор может нести расходы по текущему ремонту арендованного имущества.
Согласно ст.260 НК РФ расходы по ремонту арендованного имущества могут учитываться в качестве прочих расходов. Судебная практика рассмотрения таких дел существует лишь по ранее действовавшему законодательству. Рассмотрим пример из арбитражной практики.
Некоммерческое партнерство обратилось в арбитражный суд с иском к инспекции МНС России о признании недействительным ее решения. Инспекция предъявила встречный иск о взыскании с истца штрафа. Решением арбитражного суда первоначальные исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Встречный иск удовлетворен в части. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Суд кассационной инстанции оставил судебные акты без изменений, так как в связи с возложением на истца как на арендатора обязанностей он произвел замену неисправной сантехники на новую и дверей на металлические в том блоке школы, в котором получил в аренду кабинеты. Кроме того, был осуществлен текущий ремонт кабинетов и мест общего пользования (коридоров). В силу ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Статья 623 ГК РФ предоставляет арендатору право производить улучшения арендованного имущества. Налогоплательщиком доказан факт осуществления текущего ремонта в арендованных помещениях и в местах общего пользования в соответствии с заключенным договором аренды, обоснованно включены в состав расходов документально подтвержденные расходы согласно пп."е" п.2 Положения о составе затрат как затраты по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2002 по делу N А33-11476/01-С3-Ф02-751/02-С1).
По нашему мнению, если некоммерческая организация производит улучшения арендованного имущества, то лучше всего получить возмещение своих расходов или же зачесть их в арендную плату. Можно использовать и вариант с ремонтом арендованного имущества, если договором аренды обязанность по ремонту возложена на арендатора.
Л.Егорова
ООО "Аудиторская фирма "Юринформ-аудит"
Подписано в печать
08.09.2004
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 37

Проводя мероприятия в рамках своей деятельности, некоммерческая организация указывает название организации в буклетах и т.п. Является ли это рекламой, нужно ли в этом случае уплачивать налог на рекламу?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также