Как определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников?

В соответствии с п.1 ст.324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в данный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в вышеуказанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к сумме предполагаемого годового размера расходов на оплату труда.
В связи с вышеизложенным при определении размера ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников учитываются фактические расходы налогоплательщика на оплату труда, процент отчислений, а также годовая предельная сумма отчислений в данный резерв. Ежемесячные отчисления производятся в конце месяца. Сумма всех ежемесячных отчислений, производимых в течение налогового периода, не должна превысить годовую предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников.
При этом предельная сумма отчислений в вышеуказанный резерв НК РФ не ограничена.
Статьей 313 НК РФ предусмотрено, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Поэтому налогоплательщик обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения не только принятый им способ резервирования, но и предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников.
Статьей 313 НК РФ установлено, что изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законодательства.
В связи с вышеизложенным налогоплательщик обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников.
Статьей 285 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.
Таким образом, принятый налогоплательщиком способ резервирования, отраженный в учетной политике для целей налогообложения, а также определенные им предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников не могут изменяться в течение календарного года.
Пример. Отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаны I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Если предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков в 2004 г. составляет 12 млн руб., а предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда в 2004 г. - 120 млн руб. (все вышеприведенные суммы расходов включают сумму единого социального налога с соответствующих расходов), то определяемый процент отчислений в резерв предстоящих в 2004 г. расходов на оплату отпусков работников равен 10% (12 млн руб. : 120 млн руб.).
При этом предельная сумма отчислений в вышеуказанный резерв установлена в размере 13 млн руб. (она может превышать предполагаемую сумму расходов на оплату отпусков в 2004 г.).
Сумма фактических расходов на оплату труда в 2004 г. по месяцам составляет: январь - 22 млн руб., февраль - 11 млн руб., март - 12 млн руб., апрель - 10 млн руб., май - 10 млн руб., июнь - 11 млн руб., июль - 10 млн руб., август - 11 млн руб., сентябрь - 11 млн руб., октябрь - 10 млн руб., ноябрь - 11 млн руб., декабрь - 11 млн руб. Таким образом, сумма фактических расходов на оплату отпусков в 2004 г. равна 140 млн руб.
В связи с вышеизложенным размер ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников составляет: январь - 2,2 млн руб. (22 млн руб. : 10), февраль - 1,1 млн руб. (11 млн руб. : 10), март - 1,2 млн руб. (12 млн руб. : 10), апрель - 1,0 млн руб. (10 млн руб. : 10), май - 1,0 млн руб. (10 млн руб. : 10), июнь - 1,1 млн руб. (11 млн руб. : 10), июль - 1,0 млн руб. (10 млн руб. : 10), август - 1,1 млн руб. (11 млн руб. : 10), сентябрь - 1,1 млн руб. (11 млн руб. : 10), октябрь - 1,0 млн руб. (10 млн руб. : 10), ноябрь - 1,1 млн руб. (11 млн руб. : 10). В декабре этот размер составит 0,1 млн руб. (13 млн руб. - (2,2 млн руб. + 1,1 млн руб. + 1,2 млн руб. + 1,0 млн руб. + 1,0 млн руб. + 1,1 млн руб. + 1,0 млн руб. + 1,1 млн руб. + 1,1 млн руб. + 1,0 млн руб. + 1,1 млн руб.)), где 13 млн руб. - установленная налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения предельная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в 2004 г.
Таким образом, в 2004 г. по итогам отчетных периодов (налогового периода) отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников составят: I квартал - 4,5 млн руб., полугодие - 7,6 млн руб., девять месяцев календарного года - 10,8 млн руб., год - 13 млн руб.
В рассматриваемом случае сумма фактических расходов на оплату отпусков в 2004 г. равна 11 млн руб., в том числе по месяцам она составляет: январь - 0,1 млн руб., февраль - 0,1 млн руб., март - 0,2 млн руб., апрель - 0,2 млн руб., май - 1 млн руб., июнь - 2 млн руб., июль - 3 млн руб., август - 3 млн руб., сентябрь - 1 млн руб., октябрь - 0,2 млн руб., ноябрь - 0,1 млн руб., декабрь - 0,1 млн руб.
Обращают на себя внимание следующие данные.
Фактические расходы на оплату отпусков в течение трех летних месяцев составляют 8 млн руб., что равняется 72,7% фактических расходов на оплату отпусков за весь 2004 г. При этом отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников за вышеуказанный период составили 3,2 млн руб. (24,6% отчислений в этот резерв за 2004 г.).
Фактические расходы на оплату отпусков работников в течение трех зимних месяцев составляют 0,3 млн руб. (2,7% фактических расходов на оплату отпусков за весь 2004 г.). При этом отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников за вышеуказанный период составили 3,4 млн руб. (26,2% отчислений в этот резерв за 2004 г.).
Следовательно, цель создания налогоплательщиком в 2004 г. резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников (равномерный учет для целей налогообложения прибыли предстоящих расходов на оплату отпусков работников) достигнута.
А.А.Назаров
Подписано в печать
07.09.2004
"Налоговый вестник", 2004, N 10

Как при недостаточности средств резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников, подтвержденной инвентаризацией на 31 декабря 2004 г., рассчитать сумму, дополнительно включаемую в расходы на оплату труда по состоянию на эту дату, если на 2004 г. перенесен остаток вышеуказанного резерва 2003 г.?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также