Подлежат ли включению в доходы унитарного предприятия в 2003 г. учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, если арендная плата в соответствии с Распоряжением мэра г. Москвы от 05.07.2000 n 707-РМ перечисляется в бюджет г. Москвы, а затем 47,5% этих средств поступают на счет муниципального предприятия на развитие материально-технической базы?

В соответствии со ст.113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьей 295 ГК РФ определено, что собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. При этом предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Согласно п.4 ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам бюджетов относятся в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п.1 ст.42 БК РФ в доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, наряду с перечисленными в указанном пункте видами доходов учитываются в том числе средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Следует иметь в виду, что перечисленные в указанном пункте доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
С 1 января 2002 г. объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, в порядке, установленном НК РФ (ст.247 НК РФ). Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, определены в ст.251 НК РФ. Поименованный в статье перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения, является исчерпывающим и не включает доходы, полученные унитарным предприятием от сдачи имущества в аренду. В связи с изложенным доходы, получаемые государственными унитарными предприятиями от сдачи имущества в аренду, являются объектом обложения налогом на прибыль и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном НК РФ.
Учитывая, что согласно п.2 ст.27 Закона г. Москвы от 18.12.2002 N 63 "О бюджете города Москвы на 2003 год" доходы от сдачи в аренду государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятиям, находящимся в собственности г. Москвы, в полном объеме зачисляются в доходы бюджета г. Москвы, арендная плата при сдаче государственного имущества г. Москвы в аренду подлежит перечислению в доход бюджета г. Москвы после уплаты налога на прибыль. Относительно средств в размере 47,5% величины доходов от сдачи в аренду государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение, направляемых в соответствии со ст.27 Закона N 63 балансодержателю этого имущества на возмещение его расходов по содержанию и эксплуатации указанного имущества, отметим следующее. Подпунктом 26 п.1 ст.251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарным предприятием от собственника этого предприятия или уполномоченного им органа. Согласно ст.12 Закона N 63 в бюджет г. Москвы на 2003 г., в том числе включены фонды развития территорий г. Москвы, являющиеся составной частью указанного бюджета (ст.17 БК РФ).
Источниками формирования доходов фондов развития территорий г. Москвы являются в том числе средства от арендной платы за нежилые помещения по дифференцированному нормативу, утверждаемому Правительством г. Москвы (пп.2 п.1 ст.15 Закона N 63).
Средства фонда предназначены для дополнительного финансирования расходов и мероприятий, предусмотренных в бюджете г. Москвы, в том числе на проведение капитального и текущего ремонта, обеспечение материально-техническими средствами бюджетных учреждений и организаций просвещения, культуры, социального обеспечения, здравоохранения, физической культуры и спорта, восстановление памятников истории, культуры и архитектуры, расположенных на территории округа (пп.7 п.2 ст.15 Закона N 63).
Таким образом, поскольку средства в размере 47,5% величины доходов от сдачи в аренду государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарному предприятию, оно получает в соответствии с Законом N 63 от собственника этого предприятия (г. Москвы), указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп.26 п.1 ст.251 НК РФ.
О.В.Светлова
Главный налоговый инспектор,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
15.08.2004
"Аудиторские ведомости", 2004, N 9

Должны ли учитываться в целях налогообложения прибыли амортизационные отчисления по основным средствам, полученным унитарным предприятием в хозяйственное ведение в 2001 - 2002 гг., источниками приобретения которых являлись средства регионального целевого бюджетного фонда?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также