Правомерно ли включение в налоговую базу по налогу на прибыль расходов организации по оплате услуг по техническому учету и технической инвентаризации, проведенных структурными подразделениями органов местного самоуправления либо соответствующими муниципальными организациями, созданными органами местного самоуправления?

Подпунктом 40 п.1 ст.264 НК РФ определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относится в том числе оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости. Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Госстрой России. В соответствии с пп."в" ст.4 Положения "Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности", утвержденного этим Постановлением (далее - Положение), уполномоченный орган государственного регулирования в сфере государственного технического надзора и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности осуществляет назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, а также определение номенклатуры объектов, учет и инвентаризацию которых осуществляют указанные организации. Государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности Госстроем России (п.5 Положения).
Вместе с тем следует учитывать, что Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 16.05.2001 N ГКПИ 01-481 в части, касающейся обжалования предписания п.5 Положения как ограничивающего закрепленные в законе права органов местного самоуправления по проведению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости, установил следующее. В соответствии с абз.5 п.1 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в ведении муниципальных предприятий в области градостроительства находятся организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований. В то же время ни Кодекс, ни другие федеральные законы не наделяют органы местного самоуправления полномочиями в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Более того, в абз.7 п.1 ст.23 Кодекса особо указано, что организация ведения государственного градостроительного кадастра (включающего сведения из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности) и мониторинга объектов градостроительной деятельности находится в ведении муниципальных образований лишь в случаях наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями. При таких обстоятельствах оспариваемое предписание п.5 Положения не противоречит закону и не нарушает прав органов местного самоуправления по организации и проведению инвентаризации земель и других объектов недвижимости муниципальных образований. Органы местного самоуправления вправе осуществлять данную деятельность своими структурными подразделениями либо создавать соответствующие муниципальные организации.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе относить к прочим расходам, принимаемым в целях налогообложения прибыли, оплату услуг по техническому учету и технической инвентаризации, проведенных как специализированными государственными унитарными предприятиями или учреждениями (службами, управлениями, бюро), уполномоченными на осуществление этой деятельности Госстроем России, так и соответствующими муниципальными организациями в случаях наделения органов местного самоуправления полномочиями по организации ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности. При этом указанные расходы должны отвечать нормам п.1 ст.252 НК РФ.
О.В.Светлова
Главный налоговый инспектор,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
15.08.2004
"Аудиторские ведомости", 2004, N 9

Является ли передача бюджетным учреждением муниципальным унитарным предприятиям в хозяйственное ведение объектов недвижимости, осуществляемая по решению собственника, безвозмездной? По какой стоимости муниципальные унитарные предприятия должны приходовать амортизируемое имущество, полученное в хозяйственное ведение, в целях применения гл.25 НК РФ?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также