Организация арендует под офис помещение, которое не исключено из состава жилого фонда, у федерального государственного унитарного предприятия. Вправе ли она учитывать арендные платежи по этому помещению в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией?

В соответствии со ст.252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением указанных в ст.270 НК РФ.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пп.10 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
Согласно ст.113 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статья 295 ГК РФ определяет права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В частности, определено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Если предприятие с согласия собственника сдает в аренду имущество, находящееся у него в хозяйственном ведении, оно должно получать арендную плату.
Статьей 671 ГК РФ установлено, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставлять другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
Согласно ст.288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.
Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Учитывая изложенное, Минфин России в Письме от 05.05.2004 N 04-02-05/2/18 разъяснил, что в данном случае организация не имеет права для целей налогообложения признать в составе расходов сумму арендных платежей.
Ю.Л.Романова
Консультант журнала
"Бухгалтерия в вопросах и ответах"
Подписано в печать
23.07.2004
"Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2004, N 7

Каков порядок определения стоимости основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал организации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также