...Согласно п.2 ст.2 Закона n 54-ФЗ порядок применения бланков строгой отчетности, приравненных к чекам, и их учета устанавливается Правительством РФ. Поскольку данный порядок до настоящего времени Правительством РФ не установлен, правомерно ли использовать старые бланки, утвержденные Минфином России? Возможно ли применение бланков строгой отчетности при расчетах с юрлицами?

Пунктом 2 ст.2 Закона о ККТ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Таким образом, в приведенной норме Закона о ККТ прямо указано на то, что возможность неприменения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности предоставлена организациям и индивидуальным предпринимателям только в случае осуществления наличных денежных расчетов с населением, т.е. с гражданами, в том числе имеющими статус индивидуального предпринимателя (см. п.4 Постановления ВАС РФ N 16). При наличных денежных расчетах с юридическими лицами применение контрольно-кассовой техники обязательно.
Как справедливо отмечено в вопросе, в соответствии с п.2 ст.2 Закона о ККТ порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, их учета, хранения и уничтожения должен устанавливаться Правительством РФ и на настоящий момент соответствующий документ отсутствует.
В связи с этим Минфин России в Письме от 14.07.2003 N 16-00-12/24 сообщил, что до выхода соответствующего правительственного постановления действуют утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
Бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России, являются официальными государственными документами и распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся соответствующими видами деятельности на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" (действует в части, не противоречащей Закону о ККТ) установлено, что Минфин России разрабатывает и утверждает формы документов строгой отчетности по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций. Минфин России в Письме от 29.12.2003 N 16-00-24/56 разъяснил, что организации, не входящие в систему отраслевых министерств и ведомств, комитетов, но осуществляющие соответствующий вид деятельности, вправе использовать в своей деятельности бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России.
В соответствии с п.14 Постановления ВАС РФ N 16 до момента издания Правительством РФ указанных в п.2 ст.2 Закона о ККТ нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Кроме того, МНС России в Письме от 04.07.2003 N ШС-6-22/738@ обязало управления МНС России по субъектам Российской Федерации не применять штрафные санкции за применение документов строгой отчетности, согласованных решением ГМЭК от 24 июня 2003 г., впредь до утверждения их Минфином России.
Поскольку в силу нормы п.2 ст.2 Закона о ККТ неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины (п.4 Постановления ВАС РФ N 16).
Н.Ю.Иришина
Эксперт журнала
"Бухгалтерия в вопросах и ответах"
Подписано в печать
23.07.2004
"Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2004, N 7

В каких случаях организация вправе не применять контрольно-кассовые машины?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также