Благотворительный фонд перешел на упрощенную систему налогообложения. Предпринимательская деятельность не осуществляется, источником финансирования являются целевые средства от зарубежных доноров, но есть курсовые разницы. Как их учитывать при налогообложении по УСН?

Согласно ст.346.15 НК РФ организации, перешедшие на УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации (по ст.249), внереализационные доходы (по ст.250 НК РФ). Напротив, при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст.251 НК РФ.
Если фонд получает поступления, перечисленные в ст.251 НК РФ, то такие доходы при определении объекта налогообложения по УСН не учитываются (п.1 ст.346.15 НК РФ).
Перечень поступлений, не облагаемых налогом на прибыль в соответствии со ст.251 НК РФ, является исчерпывающим. Из числа поступлений от зарубежных доноров к необлагаемым, в частности, относятся: пожертвования (пп.1 п.2 ст.251 НК РФ), гранты (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ) и безвозмездная техническая помощь (пп.6 п.1 ст.251 НК РФ).
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (ст.582 ГК РФ). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и учебным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст.124 ГК РФ (т.е. РФ, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям).
По мнению автора, благотворительный фонд может получать пожертвования от иностранных доноров, поскольку никаких ограничений по этому вопросу ГК РФ не содержит. Необходимо отметить, что не всегда представители налоговых служб разделяют это мнение, в связи с чем в случае разногласий их можно решить в арбитражном суде. Кроме того, далеко не все доноры соглашаются использовать формулировку "пожертвование", поскольку за рубежом более распространен термин "грант".
К термину "грант" НК РФ предъявляет особые требования. В соответствии с новой редакцией ст.251 НК РФ, которая принята Федеральным законом N 57-ФЗ от 29.05.2002 и вступила в силу с 1 января 2002 г., грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если они предоставляются:
- на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, НКО, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
- на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
- на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта (пп.14 п.1 ст.251).
Из этого определения гранта следует, что:
- стороной, предоставившей грант, может быть:
- любое физическое лицо (как российское, так и иностранное),
- любая российская некоммерческая организация,
- иностранная и международная некоммерческая организация по перечню, утвержденному Правительством РФ <*>.
--------------------------------
<*> Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 N 923.
В целях налогообложения грант не может быть предоставлен коммерческой организацией (как российской, так и зарубежной).
Цели, на которые предоставляется грант, ограничены 5 направлениями: образование, искусство, научные исследования, культура, охрана окружающей среды.
Получателем гранта может быть как коммерческая, так и некоммерческая организация.
Грантодателю в обязательном порядке предоставляется отчет об использовании гранта.
Назначение гранта и порядок его целевого использования определяются грантодателем.
Безвозмездная техническая помощь - особый вид поступлений. Для признания поступлений в виде денежных средств или иного имущества технической помощью необходима специальная регистрация программы содействия в правительственной комиссии, а также получение удостоверения о признании поступающих средств технической помощью.
Порядок оформления технической помощи регулируется Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ" от 04.05.1999 N 95-ФЗ (с изм. и доп.) и Постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046 "Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием".
Для рассмотрения вопроса о выдаче удостоверения получатель технической помощи должен представить следующие документы:
- заявление на имя председателя комиссии с указанием: донора технической помощи; формы, объема, веса, номенклатуры помощи, ее стоимости, целей поставки, получателя; регистрационного номера и наименования проекта или программы технической помощи в едином реестре проектов и программ технической помощи;
- обязательство органа местного самоуправления, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен получатель технической помощи, или соответствующего федерального органа исполнительной власти по контролю за ее целевым использованием в пределах срока службы;
- копию договора, соглашения, меморандума, протокола или другого обменного письменного обязательства, в соответствии с которыми осуществляется техническая помощь;
- подтверждение государственного органа власти страны-донора, международной организации-донора (ее руководства) или их представительств в Российской Федерации (посольства, консульства, миссии) о том, что предоставление средств, товаров, работ и услуг осуществляется в рамках безвозмездной технической помощи;
- копии учредительного документа и свидетельства о государственной регистрации получателя технической помощи;
- спецификацию на поставку средств и товаров.
Наибольшую сложность вызывает наличие такого документа, как обязательство органа власти или местного самоуправления по контролю за целевым использованием технической помощи. Практика показывает, что оформить такой документ крайне сложно.
Если все полученные средства соответствуют требованиям ст.251 НК РФ, то, как уже было отмечено выше, они (средства) не включаются в налоговую базу по УСН.
Что касается положительных курсовых разниц, возникающих в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ, то такие доходы в соответствии с п.11 ст.250 НК РФ относятся к внереализационным и включаются в налоговую базу по УСН независимо от того, что при УСН все доходы определяются кассовым методом.
П.Гамольский
Председатель
Клуба бухгалтеров и аудиторов
некоммерческих организаций
Подписано в печать
22.07.2004
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 30

...Согласно ПБУ 6/01 одним из критериев отнесения объектов к основным средствам является способность приносить организации экономические выгоды в будущем. Ассоциация не занимается предпринимательской деятельностью, источником финансирования являются членские взносы членов ассоциации. Учитывать ли оргтехнику, приобретаемую для уставной деятельности в качестве основных средств?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также