ЕСТЬ ЛИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СТИМУЛЫ К НЕСЕНИЮ СЛУЖБЫ В ГАРНИЗОННОМ ПАТРУЛЕ?

ГАРНИЗОННОМ ПАТРУЛЕ?
А.И. ТЮРИН
А.И. Тюрин, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, находящиеся в гарнизонных нарядах, исполняют специальные обязанности. Согласно ст. 51 УГ и КС ВС РФ в состав гарнизонного наряда входят гарнизонные патрули, которые назначаются для поддержания порядка и контроля за соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, на железнодорожных станциях, вокзалах, в портах, аэропортах, а также в прилегающих к гарнизону населенных пунктах (ст. 69 УГ и КС ВС РФ).
В настоящее время в крупных населенных пунктах, на территории которых находится значительное количество транспортных узлов, в районе которых преимущественно несут службу военнослужащие в составе гарнизонных патрулей, возникает достаточно много негативных ситуаций, влекущих за собой снижение мотивации к добросовестному исполнению специальных обязанностей военной службы личным составом указанных патрулей.
В частности, в Екатеринбургском гарнизоне сложилась следующая ситуация: "...начальники патрулей все чаще стали изъявлять желание на положенные часы ночного отдыха оставаться в комендатуре. Причина все та же - офицеры не стремятся оплачивать проезд на ночлег до дома и обратно из собственного кармана. А комендатуре, в свою очередь, просто негде размещать офицерский состав патрулей на время предусмотренного отдыха. Более того, гарнизонной комендатуре нормами довольствия не определены ни наличие такого количества сменных комплектов постельного белья, ни расчет на предоставление не то что горячего питания - даже сухого пайка" <*>.
--------------------------------
<*> Белоусов Ю. У патруля в карманах пусто // Красная звезда. 2005. 2 февраля.
В Москве также имели место конфликтные ситуации, связанные, с одной стороны, с вступлением с 1 января 2005 г. в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в соответствии с которым военнослужащие утратили право на бесплатный проезд на общественном транспорте, а с другой - с необходимостью продолжения исполнения специальных обязанностей военной службы в гарнизонных патрулях, маршруты которых в столице (и в других городах России) традиционно назначаются рядом со станциями метрополитена и железнодорожными вокзалами <*>. Существование проблем такого рода признается государственными чиновниками достаточно высокого уровня. Помощник премьер-министра России по вопросам социальной защиты военнослужащих генерал-лейтенант В. Шаманов в интервью "Независимому военному обозрению" привел такой пример: "Взвод солдат из части, дислоцирующейся в Теплом Стане, должен был ехать для исполнения своих служебных обязанностей в центр столицы. Контролер метро у турникетов их в метро не пустил. Тогда они его, мягко говоря, отодвинули в сторону и прошли. При этом милиционеры по охране метрополитена на этой станции выступили на стороне солдат. То есть конфликт возник там, где он в принципе не должен быть" <**>.
--------------------------------
<*> Справочная информация: в г. Москве - 170 станций метрополитена, 9 железнодорожных вокзалов; в г. Санкт-Петербурге - 58 станций метрополитена, 5 железнодорожных вокзалов, в г. Екатеринбурге - 7 станций метрополитена, 1 железнодорожный вокзал.
<**> Плугатарев И. Монетизация льгот громит армию. Генерал Владимир Шаманов констатирует, что вслед за потерей престижа военной службы теряется престиж самого государства // Независимое военное обозрение. 2005. 21 января.
Кроме того, "...высокопоставленный генерал в Минобороны рассказал... что сразу после 1 января военнослужащие в гарнизонах в массовом порядке стали писать рапорты своим командирам, что не имеют возможности за свой счет перевозить российских военнослужащих, назначенных для несения службы в... патрулях..." <*>.
--------------------------------
<*> Бабакин А., Плугатарев И. Армия теряет доверие к своему руководству. Более 80% офицерского состава негативно относятся к Закону об отмене льгот // Независимое военное обозрение. 2005. 28 января.
Председатель правления Ассоциации офицеров запаса Вооруженных Сил Российской Федерации "Мегапир" генерал-полковник Ю. Букреев также в интервью "Независимому военному обозрению" сказал следующее: "...начальникам патрулей в столице приходится платить из собственного кармана по 200 и более рублей за проезд в общественном транспорте за себя и двух солдат-патрульных. Будто военнослужащие вышли на прогулку по столице в выходной, а не на весьма опасное дежурство в криминогенных районах, в ходе которого нередко приходится оказывать реальную помощь милиции по поиску и задержанию даже вооруженных преступников" <*>.
--------------------------------
<*> Бабакин А. Офицеры за чертой бедности. В конце января профсоюзы военнослужащих проведут митинги протеста против реформы по замене льгот // Независимое военное обозрение. 2005. 21 января.
Проблема отмены бесплатного проезда военнослужащих, несущих службу в составе гарнизонных патрулей, безусловно, одна из самых важных, но не единственная. Военная служба в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - средство реализации ими конституционного права на труд, т.е., иными словами, она представляет собой особую форму деятельности гражданина. Несение военнослужащими службы в гарнизонном патруле в таком случае - специальный вид служебной деятельности, качество осуществления которой, как и любой другой деятельности, зависит от существования целенаправленной системы стимулирования. Рассмотрим данную деятельность с точки зрения информационно-психологического действия норм военного права на сознание военнослужащего, несущего службу в составе гарнизонного патруля.
Действие правовых норм, содержащих стимулирующие правовые средства на добросовестное исполнение обязанностей военной службы, автором уже рассматривалось ранее <*>. Одним из элементов данного механизма являются потребности личности. Как же происходит их удовлетворение при несении службы в гарнизонном патруле?
--------------------------------
<*> Тюрин А.И. Механизм действия правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 8. С. 61 - 62.
Базовые человеческие потребности в соответствии с теорией иерархии потребностей А.Г. Маслоу разделяются на пять групп (уровней).
1-й уровень. Физиологические потребности являются необходимыми для жизни и существования любого человека (потребность в еде, убежище, отдыхе и т.п.). Данные потребности являются самыми мощными, поэтому отсутствие удовлетворенности этих потребностей не способно детерминировать позитивную активность военнослужащего, направленную на добросовестное исполнение обязанностей в гарнизонном патруле. И в рассматриваемой ситуации субъект в первую очередь будет стремиться удовлетворить именно данный (первый) уровень базовых потребностей, и пока это не будет достигнуто на достаточном уровне, проблемами государственного масштаба этот субъект обеспокоен не будет, что с психологической точки зрения вполне естественно.
Есть ли правовые средства, способствующие в указанной ситуации удовлетворению потребностей данного уровня?
Реализация потребности в отдыхе осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 70 УГ и КС ВС РФ: "Патруль, назначенный на сутки, несет службу, чередуя патрулирование в течение 4 часов с двухчасовым отдыхом в военной комендатуре". Следует отметить, что инструкции патрулям, назначаемым только на определенное время дня и ночи, как правило, предусматривают краткосрочные (10 - 20 минут) перерывы во время несения службы.
А реализация физиологической потребности в еде при несении службы в гарнизонном патруле на правовом уровне не находит своего воплощения в указанном Уставе и правовых актах Министра обороны Российской Федерации. При этом порядок обеспечения питанием личного состава караулов (также исполняющего специальные обязанности военной службы) регулируется УГ и КС ВС РФ: "В гарнизонные караулы, а также во внутренние караулы, находящиеся вне расположения воинской части, доставка пищи организуется командирами подразделений, от которых они назначены, или дежурным по воинской части. Пища личному составу караула, расположенного на территории воинской части, доставляется по приказу начальника караула караульными бодрствующей смены" (ст. 254). Кроме того, в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации "Об установлении временной нормы продовольственного пайка для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" от 13 мая 2002 г. N 203 для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, назначенных в состав караула для несения караульной службы, помимо положенных норм продовольственных пайков, выдаются дополнительные продукты.
По всей видимости, предполагается, что военнослужащие, несущие службу в гарнизонных патрулях, должны принимать пищу на предприятиях общественного питания за наличный расчет. При этом какой-либо специальной денежной компенсации за это им не установлено, также не предусмотрен специальный порядок организации их питания, как это сделано в отношении военнослужащих, несущих караульную службу. Размер компенсации за продовольственный паек военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в настоящее время составляет 20 руб. в сутки, а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (которые также назначаются для несения службы в гарнизонном патруле), вообще при данных условиях законом не предусмотрена выплата денежной компенсации. Однако ни одно из прилегающих к станциям метрополитена и вокзалам предприятий "быстрого питания" не предлагает в своем ассортименте блюд, которые военнослужащий мог бы приобрести за сумму, адекватную размеру суточной денежной компенсации.
Таким образом, нормативное регулирование удовлетворения потребностей военнослужащих данного уровня в настоящее время явно не соответствует реалиям.
2-й уровень. Потребность в безопасности, т.е. в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира. В целях защиты от потенциально возможных нападений в соответствии со ст. 73 УГ и КС ВС РФ вооружение личного состава патрулей и их форма одежды устанавливаются приказом начальника гарнизона. При этом начальники патрулей - офицеры и прапорщики (мичманы) - вооружаются, как правило, пистолетами с двумя снаряженными магазинами, а остальной личный состав в зависимости от условий обстановки может быть без оружия или с оружием. Реально же данная потребность (в частности, в Московском гарнизоне) не обеспечивается должным образом, так как личный состав гарнизонных патрулей, назначаемых в комендантских районах г. Москвы, не вооружается ни огнестрельным, ни холодным оружием.
3-й уровень. Потребности этого уровня включают в себя такие, как чувство принадлежности к чему- или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. В условиях Вооруженных Сил Российской Федерации потребности данного уровня трансформируются в желание военнослужащего ощущать свою сопричастность к определенной социальной группе - защитников Отечества. Однако в настоящее время в Российской Федерации отличительной чертой указанной социальной группы является ее значительная разобщенность и дифференцированность. Особенно ярко это проявляется в весьма сильно различающемся положении (материальном, бытовом) военнослужащих, проходящих военную службу в значительно удаленных от столицы регионах, и военнослужащих, проходящих военную службу в главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации, находящихся в Москве. Поэтому сам факт обладания статусом военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации не дает возможности субъекту удовлетворить свою потребность в идентификации себя с конкретной социальной группой. Военнослужащие, входящие в состав гарнизонного патрульного наряда, исполняя обязанности военной службы в общественных местах, фактически являются публичными представителями Вооруженных Сил Российской Федерации (т.е. воспринимаются таковыми в общественном сознании) и при этом зачастую испытывают значительный социальный дискомфорт от ощущения негативного отношения к ним со стороны населения. Потребности военнослужащих данного уровня не удовлетворяются, и, кроме того, сложившаяся ситуация имеет также и антистимулирующий исполнение обязанностей потенциал.
4-й уровень. Потребность в признании включает в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих.
С юридической точки зрения только указанная потребность военнослужащих может быть удовлетворена, так как в соответствии со ст. 72 УГ и КС ВС РФ личный состав патрульного наряда назначается из числа дисциплинированных, требовательных, подтянутых в строевом отношении и физически развитых солдат (матросов) или сержантов (старшин), т.е. сам факт назначения в такой наряд является подтверждением командования наличия у данных военнослужащих комплекса перечисленных положительных качеств, сформировавшихся в процессе добросовестного исполнения обязанностей военной службы.
5-й уровень. Потребность в самоактуализации - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Самоактуализация, самовыражение находят свое развитие в инициативной деятельности военнослужащих и способствуют "сверхисполнению" обязанностей военной службы. Очевидно, что стремление к удовлетворению этой потребности может стать мотивом добросовестной служебной деятельности лишь тогда, когда в достаточной степени достигнуто удовлетворение потребностей низших уровней. Так как несение службы в гарнизонном патруле для подавляющего большинства военнослужащих не является преимущественной задачей, то говорить о возможности удовлетворения потребностей данного уровня нельзя.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации существующая система правового стимулирования не способна в достаточной мере содействовать добросовестному исполнению обязанностей военной службы в процессе несения службы в гарнизонном патрульном наряде.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.2004 N 122-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 05.08.2004)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
"УСТАВ ГАРНИЗОННОЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140)
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 13.05.2002 N 203
"ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ВРЕМЕННОЙ НОРМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ПАЙКА ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Право в Вооруженных Силах, 2005, N 5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД С 2002 ГОДА  »
Комментарии к законам »
Читайте также