Право и национальные интересы: взгляд из беларуси

Г.А. ВАСИЛЕВИЧ
Василевич Григорий Алексеевич - Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор.
К проблеме национальных интересов можно подходить с различных сторон: с точки зрения национальных интересов на международной арене, национальных интересов внутри страны. Сочетание комплекса этих интересов зависит от множества факторов, в том числе от того, какое это государство - крупное, среднее, небольшое, каков его потенциал. Конечно же, по своему объему национальные интересы России и Белоруссии несколько иные. Россия, как, скажем, США, Китай да и Евросоюз, выступает в качестве центра притяжения и, безусловно, играет геополитическую роль. Но как для России, так и для Республики Беларусь очень важно, чтобы граничили они с государствами, настроенными дружелюбно, и в этом контексте для Республики Беларусь весьма важным является то, что Россия выступает в качестве союзного государства, с которым у нас очень тесные экономические, политические, социальные и духовные связи. В свою очередь и для России важно, что на западном направлении находится государство, которое является союзником.
Сильным и уважаемым на мировой арене можно быть только тогда, когда само государство экономически мощно, общество едино в своем стремлении отстаивать суверенитет, а граждане чувствуют себя комфортно в родном Отечестве. Конечно же, право не является средством производства, но оно может либо тормозить, либо ускорять экономическое, социальное, политическое, духовное развитие общества и государства.
Из всех тех характеристик государства, которые зафиксированы в нашей Конституции (демократическое, правовое, социальное), исходя, естественно, из наших возможностей, мы наиболее успешно продвинулись в направлении создания социального государства. Две трети бюджета нашей страны расходуются именно на социальные нужды. Благодаря именно тем правовым нормам, которые у нас действуют, у нас всего один процент безработных. Это, в общем-то, небольшая цифра, хотя потенциально и эти люди могут найти себе работу. Заработная плата до конца этого года должна достичь 250 долларов. Еще несколько лет назад она была менее ста долларов. В течение ближайших пяти лет поставлена задача достичь пятиста долларов средней заработной платы. И те программы социально-экономического развития, которые трансформируются в правовых нормах, выполняются. Это заслуга Президента нашей страны, Правительства и, конечно же, трудолюбивого белорусского народа. Последние пять-семь лет все или абсолютное большинство экономических показателей выполняются.
В нашем государстве из 10 миллионов около 2,5 миллиона граждан достигли пенсионного возраста. И это сказывается на налогообложении, хотя в последние годы так называемый налоговый пресс уменьшается. Нашим национальным интересом является увеличение числа студентов высших учебных заведений. Сейчас 340 тысяч студентов обучается в высших учебных заведениях, причем как в государственных, так и основанных на частной форме собственности. Те, кто обучается на бюджетной форме, в соответствии с нашим законодательством - и это является нашим национальным интересом - обязаны по окончании учебного заведения проработать два года по распределению. У нас сохранен такой институт. Ведь государство должно думать о своих гражданах, которые живут в глубинке. Это нельзя расценивать как принудительный труд, кстати, подтверждением тому являются и некоторые решения, принятые в свое время Европейской комиссией по правам человека, а также Европейским судом по правам человека.
Коль государство социальное и демократическое, то оно должно чутко реагировать на нужды людей, обеспечивать взаимодействие власти и народа. В этих целях Президентом и Парламентом нашей страны приняты новые и обновлены ранее действовавшие акты, регламентирующие порядок рассмотрения государственными организациями и должностными лицами обращений граждан. У нас обновлены практически все отраслевые кодексы, приняты такие важные Законы, как "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", "О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь", программный Закон "О военной доктрине" и др. Активно действуют контрольно-надзорные органы: Конституционный Суд, Прокуратура, Комитет государственного контроля. Например, Конституционный Суд, используя опыт наших российских коллег, а также с учетом практики конституционных судов других европейских стран, утверждает в нормотворчестве и на практике ценности правового, демократического, социального государства. Это касается, в частности, обеспечения взаимной ответственности государства и человека, соблюдения принципов права при регулировании налогообложения, судебной защиты, а также политических, экономических, социальных и культурных прав.
Опыт органов судебного конституционного контроля Западной Европы и, конечно же, российского Конституционного Суда нам полезен при определении пределов вторжения государства в автономную сферу человека. Ведь любой новый акт производит перераспределение прав и свобод, и мы оцениваем ограничения прав и свобод граждан с точки зрения необходимости, пригодности, соразмерности. Серию решений приняли относительно обеспечения права граждан на судебную защиту (касается доступа к правосудию, включая и лиц, находящихся в местах лишения свободы, если они не согласны с наложенным на них взысканием; права на законный суд; обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь).
Полагаю, что вы согласитесь с тем, что нельзя относиться к праву как к явлению, не влияющему на жизнь и эмоции людей. Не только тяжелый труд, экология, пьянство и другие подобные факторы влияют на продолжительность жизни людей, но и часто дискомфорт, вызванный несправедливым правовым регулированием, неправильным разрешением спора, приводит к пагубным последствиям. Конфликт на работе, по месту жительства, в поликлинике, органах социальной защиты, авария на дороге, производственный травматизм часто вызваны психофизическим состоянием, что, в свою очередь, обусловлено негативной ролью неправовых предписаний.
Конечно, в праве еще много огрехов. Может быть пример другого рода, но он интересен. Например, иногда приходится дифференцировать сроки введения в действие статей актов законодательства. Обычно это касается той части акта, в которой определяются сроки и ответственные за осуществление подготовительной работы по реализации принятого закона (например, разработку проектов актов, о которых речь идет в самом законе, пересмотр актов, обладающих более низкой юридической силой, и т.п.).
Так, в Законе Беларуси от 19 июля 2005 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено: "Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 4, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона". В свою очередь, в статье 4 зафиксирована материальная норма (о праве на создание фермерского хозяйства), которая "вступила" в силу сама по себе, до Закона.
Однако отдельная статья не может и не должна порождать какие-либо юридические последствия.
С целью изменения сложившейся практики полагаю необходимым применять следующую формулировку: "Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением соответствующей статьи Закона, который в этой части вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Закона".
Конечно, как для федерации, так и для унитарного государства актуальной является задача создания единого правового пространства. В унитарном государстве здесь меньше проблем. В федеративном государстве в значительно большей степени возникают негативные последствия при отступлении от Конституции, так как в таком случае нарушается конституционный принцип равенства, другие права и свободы и получают свое законное подкрепление силы, стремящиеся к расколу государства. Это прямая угроза существованию суверенного государства. Во многом, как я уже сказал, от того, какова национальная система, как она функционирует, гражданин чувствует себя либо Гражданином с большой буквы этой страны, либо действительно стремится уехать из этой страны, и очень важно, чтобы правовая система была настроена на человека. Человек - центр усилий государства. Из этого исходят все государственные органы нашей страны, включая и Конституционный Суд Республики Беларусь.
В заключение еще один аспект.
Важнейшим ресурсом, способным усилить динамику процессов взаимодействия между человеком и государством, вывести их на новый уровень, являются информационные технологии. Конечно, здесь есть и опасность снижения гарантий прав и свобод.
Использование информационных технологий позволит дебюрократизировать многие отношения. Например, в свое время в Конституционный Суд обратились граждане, имеющие право на льготы, которые вынуждены это право подтверждать, получая соответствующие справки в различных организациях. Конституционный Суд отметил необходимость решения данного вопроса наиболее экономным по времени для людей способом.
Потенциал информационных технологий велик. Уже сейчас с учетом опыта других стран можно было бы внедрять их для предупреждения правонарушений. Конечно, еще трудно представить, что для обеспечения контроля за местонахождением детей могут использоваться соответствующие чипы, но их применение вполне реально для нахождения угнанных автомобилей.
В перспективе, возможно, и отдельные административные дела, например в области нарушения правил дорожного движения, будут рассматриваться на основе разработанной компьютерной программы. В этом случае было бы меньше злоупотреблений. Конечно, у гражданина, не согласного с "холодным" расчетом машины, должно быть право на обращение с жалобой к судье.
В силу того, что право используется как средство реализации экономических и иных концепций развития, оно должно содействовать прогрессивному развитию общества. Примером уважительного отношения к правовым предписаниям обязаны быть должностные лица, органы государственной власти. Это будет подчеркивать роль и значение права в нашем обществе как важнейшего фактора развития государства по цивилизованному пути. В этом и заключается национальный интерес.
Журнал российского права, 2005, N 12

Комментарии к законам »
Читайте также