Проблемы разграничения полномочий российской федерации и ее субъектов в сфере законодательной деятельности

И ЕЕ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ю.К. ТОЛСТОЙ
Толстой Юрий Кириллович - академик РАН, доктор юридических наук, профессор.
Тема моего выступления скорее тяготеет к области публичного права. Поэтому, будучи цивилистом, я не без робости позволю себе совершить небольшую интервенцию в эту область.
Казалось бы, представители частного права должны воспринимать разграничение компетенции субъектов публичного права в области законотворчества как данность, достаточно спокойно и принимать его к исполнению без каких-либо сомнений и оговорок. В жизни, однако, все обстоит иначе. Мы на каждом шагу сталкиваемся с этой проблемой, решая конкретные вопросы законотворчества, которые, казалось бы, к публичному праву прямого отношения не имеют.
Едва ли не всякий раз мы убеждаемся в том, что вопросы публичного и частного права настолько неразрывно связаны, что отделить их друг от друга порой невозможно.
Конституция РФ отнесла гражданское законодательство к исключительному ведению Российской Федерации. Гражданский кодекс исходит из того, что гражданское законодательство, помимо самого Кодекса, состоит из федеральных законов, и выносит за пределы гражданского законодательства указы Президента, постановления Правительства, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, хотя и признает, что все они могут содержать нормы гражданского права. Помимо этого, ГК устанавливает, что иные федеральные законы, а также подзаконные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, должны соответствовать нормам гражданского права, включенным в ГК.
Вначале обратим внимание на то, что из норм Конституции нельзя сделать однозначный вывод, что она понимает под гражданским законодательством: относит ли она к нему только федеральные законы, в числе которых главенствующее место занимает Гражданский кодекс, или также и подзаконные нормативные акты, принятые соответствующими органами власти в пределах их компетенции.
Другой вопрос связан с тем, мог ли сам ГК придать приоритетное значение своим нормам, если они сталкиваются (коллидируют) с нормами гражданского права, содержащимися в других федеральных законах, принятых к тому же позднее, чем ГК. Ну а как быть, если нормы ГК сталкиваются с другими нормами гражданского права, которые содержатся в конституционных федеральных законах? Ведь ГК при всей его значимости к конституционным законам не относится.
Положение осложняется тем, что и сам ГК в этом вопросе недостаточно последователен. Напомним, что гл. 1 ГК называется "Гражданское законодательство", причем в ней речь идет не только о законах, но и о подзаконных нормативных актах. Правда, попытка снять это противоречие или смягчить его вроде бы предпринята в ст. 3, которая имеет более широкое название: "Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права". Но она в свою очередь вызывает вопрос: выходит, что акты (имеются в виду нормативные акты) содержат нормы гражданского права, но к гражданскому законодательству не относятся. Логично ли это?
Поскольку мы оперировали такими понятиями, как "право", "законодательство", "закон", самое время сказать несколько слов о том, какое содержание в них вкладывается. Насколько я могу судить, признаком хорошего тона, особенно в последние годы, стало различение права и закона, права и законодательства. Те, кто такое различие проводят, рядятся в тогу подлинных демократов, носителей непреходящих нравственных ценностей, а тех, кто относится к нему скептически, нередко объявляют замшелыми ретроградами. Сразу же признаюсь, что отношусь к последним.
С помощью жесткого противопоставления права и закона не раз предпринимались и предпринимаются попытки расшатать устои власти, что в условиях нынешней России особенно опасно. Вспомним хотя бы, какие теоретические подпорки подводились под подписание Беловежских соглашений, или трагические события сентября-октября 1993 г., которые ознаменовались насильственным разгоном законно избранного парламента.
Ход рассуждений адептов этих акций был таков: они, эти акции, действительно не вписываются в рамки действовавшего на момент их совершения конституционного законодательства, а потому, с формальной точки зрения, нелегальны, но они легитимны, поскольку соответствуют высшим принципам права и справедливости, заложенным в естественном праве, от которого наше законодательство отстало. Но ведь идя таким путем, можно любое беззаконие оправдать! К чести нашей юридической науки наиболее авторитетные ее представители отнеслись к этим акциям более чем сдержанно, а то и прямо их осудили. Достаточно назвать таких ученых, государственных и общественных деятелей, как В.Н. Кудрявцев, В.Д. Зорькин, Ю.А. Тихомиров, О.Е. Кутафин, М.Н. Марченко, С.А. Авакьян. Нельзя не вспомнить в связи с этим и таких ушедших от нас коллег, как Б.М. Лазарев, М.И. Пискотин, Б.Н. Топорнин, Г.Х. Шахназаров, которые в самое непростое время занимали по этим вопросам четкие гражданские позиции. Светлая им память!
Позиции сторонников жесткого противопоставления права и закона теоретически достаточно шатки. В сущности, в их представлениях право относится, скорее, к сфере правосознания, к тому, что они хотели бы видеть в действующем праве, что запечатлеть в нем. Представления о праве, какими бы чистыми помыслами они ни подпитывались (а они, как свидетельствует наш горький опыт, далеко не всегда чисты), ни в коем случае нельзя выдавать за действующее право, которое должно неукоснительно соблюдаться и исполняться.
Не выдерживает критики и попытка доказать, что право состоит из норм, а законодательство - из нормативных актов, и на этом основании их различать. Ведь нормативные акты потому так и называются, что они состоят из норм, а, следовательно, нормы права служат строительным материалом и для права, и для законодательства.
Вместо того, чтобы без конца ломать копья вокруг права и законодательства, было бы лучше заняться действительно актуальными проблемами разграничения полномочий Российской Федерации и регионов в области законотворчества, которое в наибольшей степени соответствовало бы задачам государственно-правового строительства на современном этапе.
Другой проблемой, которой уделяется незаслуженно много внимания, в ущерб действительно актуальным, является набившая оскомину проблема отраслей права. Сейчас нет необходимости вновь ее ворошить. Ограничусь лишь тем, что тезис об объективном существовании системы права и о замкнутом перечне входящих в нее отраслей не следует абсолютизировать. Система права многомерна и рукотворна, в нее могут входить отрасли права самого различного уровня. Если взять за отправное деление права на публичное и частное в его современном понимании, то все остальные отрасли права, в том числе и гражданское право, в той или иной мере носят комплексный характер. Все дело - в мере этой комплексности. В меньшей степени она присуща гражданскому праву, хотя и в нем есть нормы, которые с равным основанием могут быть отнесены как к гражданскому праву, так и к другим отраслям права (например, государственному или процессуальному), в большей степени, например, предпринимательскому или коммерческому праву, характерной чертой которого является переплетение публичных и частноправовых начал.
Под этим углом зрения подойдем к разграничению гражданского законодательства и смежных с ним отраслей законодательства, таких как трудовое, семейное, жилищное, земельное и иных отраслей законодательства о природопользовании и охране окружающей среды, которые, в отличие от гражданского законодательства, относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Мы сталкиваемся здесь с тремя чрезвычайно сложными, и теоретически, и практически, но так и не решенными проблемами.
Нельзя отрицать того, что во всех этих отраслях законодательства мы обнаруживаем немалое число гражданско-правовых по своей юридической природе норм. Пожалуй, в семейном и жилищном законодательстве они даже превалируют. Все они относятся к совместному ведению РФ и субъектов Российской Федерации. Выходит, таким образом, что нельзя избежать появления на региональном уровне гражданско-правовых по своей юридической природе норм. Но как быть в таком случае с тем, что гражданское законодательство отнесено той же Конституцией к исключительному ведению Российской Федерации? Нет ли здесь противоречия и если есть, то как его снять?
Другой вопрос связан с тем, что едва ли не все кодексы, принятые в указанных отраслях законодательства, провозглашают, что именно нормы этих кодексов подлежат приоритетному применению к отношениям, составляющим предмет данной отрасли права: нормы ГК - к гражданским отношениям, нормы ЖК - к жилищным отношениям, нормы ЗК - к земельным отношениям и т.д.
При таком подходе мы по существу не выходим за пределы порочного круга, поскольку за собирательным понятием соответствующего отношения кроются различные по своей социально-экономической и юридической природе отношения, и задача состоит в том, чтобы определить, какая именно норма подлежит применению к ним в данном случае. А это может быть норма как публичного, так и частного права, причем они могут находиться и за пределами данной отрасли законодательства.
Наконец, третий вопрос связан с тем, что органы местного самоуправления выведены за пределы органов государственной власти. В связи с этим возникает вопрос, можно ли в таком случае акты органов местного самоуправления относить к нормативным правовым актам и включать их в состав отрасли законодательства, как это сделано, например, в жилищном законодательстве (см., например, ч. 7 ст. 5 ЖК).
От того, что органы местного самоуправления не отнесены к органам государственной власти, ближе к народу они не стали. Правильнее было бы рассматривать органы местного самоуправления как социальные образования, сочетающие качества органа общественного самоуправления и органа государственной власти. Тогда характеристика нормативных актов органов местного самоуправления как правовых не вызывала бы сомнений.
Возвращаясь к вопросу, в чьем ведении находится гражданское законодательство, было бы правильнее сохранить в исключительном ведении РФ лишь принятие Гражданского кодекса. Тогда проблемы, связанные с разграничением предметов ведения гражданского и смежных отраслей законодательства, если и не были бы окончательно решены, то их решение, во всяком случае, было бы значительно облегчено. Напомним, что даже в Конституции Союза ССР 1936 г., принятой в период, когда централизация государственной власти достигла своего апогея, к исключительному ведению Союза ССР относилось не все гражданское законодательство, а лишь принятие Гражданского кодекса.
В заключение хотел бы отметить, что мы страдаем не столько от недостаточности законодательства, сколько от его избыточности. Издается множество законов и подзаконных нормативных актов, которые принимаются неизвестно для чего и не имеют даже минимального ресурсного обеспечения. Уровень законотворчества по-прежнему низок. К тому же мы давно забыли о необходимости соблюдения принципа стабильности законодательства. Когда я слышу победные реляции депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации да и руководителей обеих палат о том, сколько законов ими было принято и одобрено (а их число нередко достигает нескольких сотен), то ничего, кроме чувства горечи, это не вызывает. Поэтому хотелось бы пожелать нашим парламентариям как на федеральном, так и на региональном уровне законодательствовать с тройной оглядкой и с уважением относиться к принципу стабильности законодательства.
Думаю, что существенную помощь в этом деле нашему законодательному корпусу мог бы оказать Институт законодательства и сравнительного правоведения, в котором собраны профессионалы самого высокого класса.
Журнал российского права, 2005, N 12

Комментарии к законам »
Читайте также