Ответственность в валютных правоотношениях

Н. САПОЖНИКОВ
Н. Сапожников, доцент кафедры предпринимательского (хозяйственного) права МГЮА.
Увеличение роли валютных операций в предпринимательской деятельности, их способности влиять на макроэкономическую ситуацию в стране объективно обусловливают потребность в повышении эффективности правовых норм, регулирующих применение мер ответственности за нарушение валютного законодательства. Выявление нарушений валютного законодательства осуществляется через валютный контроль, который представляет собой деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения требований валютного законодательства относительно порядка осуществления валютных операций.
Валютный контроль. Он осуществляется за соответствием законодательству РФ и условиям лицензий валютных операций, проводимых резидентами в РФ и за границей, а также валютных операций нерезидентов, проводимых в Российской Федерации. Таким образом, субъектами валютных правонарушений могут быть физические и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты РФ.
Органами валютного контроля являются Банк России, Государственный таможенный комитет, Министерство по налогам и сборам, Министерство торговли и развития (функции экспортного контроля), Министерство финансов (функции и права по организации и проведению валютного контроля и ведению единой системы валютного контроля).
Четкое разграничение функций между органами валютного контроля отсутствует, что препятствует их рациональной деятельности. В качестве примера пересекающейся компетенции в сфере валютного контроля можно привести арбитражное дело, рассмотренное Президиум ВАС РФ (Постановление от 29 июня 1999 г. N 7838/98).
Экспортером было допущено незачисление валютной выручки от экспорта товаров, за которое он был привлечен к ответственности сначала территориальным органом ВЭК РФ <*> за нарушение валютного законодательства (ст. 14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"), а затем таможенным органом за нарушение валютного законодательства, являющееся одновременно нарушением таможенных правил (ст. 201 Таможенного кодекса РФ). В связи с этим экспортер вынужден был обратиться с иском в суд о признании постановления таможенного органа недействительным. Президиум ВАС РФ указал, что в данном случае нарушение валютного законодательства является одновременно нарушением таможенных правил, и, поскольку истец уже был привлечен к ответственности органом валютного контроля за незачисление валютной выручки, оснований для повторного привлечения его к ответственности таможенным органом в этой части не было.
--------------------------------
<*> Сейчас ВЭК РФ упразднена и ее полномочия переданы Министерству торговли и развития и Министерству финансов.
Исходя из этого дела можно сделать вывод: какой орган валютного контроля первый успел обнаружить нарушение валютного законодательства, тот и применяет санкции к нарушителю. Такая практика не способствует рациональному функционированию системы валютного контроля. Поэтому можно лишь приветствовать разграничение полномочий между органами валютного контроля, проведенное Федеральным законом от 31 мая 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Этим законом к компетенции Банка России отнесен контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами. Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля должны осуществлять контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля, но при этом подотчетны соответствующим органам валютного контроля. В отличие от органов валютного контроля агенты валютного контроля не имеют права принимать нормативные акты в сфере валютного регулирования и валютного контроля, выдавать разрешения (лицензии), требуемые в соответствии с нормами валютного законодательства, а также привлекать к ответственности участников валютных операций.
Валютное правонарушение - это противоправное, виновное деяние (действие и бездействие), совершенное участником валютных операций умышленно или по неосторожности, за которое валютным законодательством установлена ответственность.
Объектом валютного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе обращения валютных ценностей и осуществления расчетов российской валютой между резидентами и нерезидентами. Объективная сторона здесь представляет собой действие или бездействие, нарушающее требование валютного законодательства относительно порядка осуществления валютных операций. Субъект валютного правонарушения - участник валютной операции, нарушивший требования валютного законодательства. Им могут быть резиденты, а также нерезиденты, причем последние могут быть привлечены к ответственности только в случае осуществления ими валютной операции, не соответствующей российскому законодательству, на территории Российской Федерации. Участниками валютных операций могут быть также Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Однако прямо к числу резидентов указанные субъекты или их органы Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" не отнесены. В связи с этим вопрос об их статусе на внутреннем валютном рынке и ответственности за нарушение валютного законодательства остается открытым. Поскольку валютное регулирование относится ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации, очевидно, что возможна ситуация, когда субъекты Федерации или муниципальные образования совершают валютные операции, которые противоречат требованиям федеральных нормативных актов. Следовательно, существует потребность в законодательном определении последствий таких ситуаций.
Субъективная сторона валютного правонарушения отражает отношение лица, его совершившего, к своему деянию. Такое отношение может выражаться в форме умысла или неосторожности. На наш взгляд, при определении состава валютного правонарушения недопустимо объективное вменение, что достаточно распространено в практике органов валютного контроля. Исключить подобные явления возможно путем четкого определения составов валютных правонарушений, в частности их субъективной стороны, в законодательном порядке.
Статьей 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрены следующие составы валютных правонарушений:
а) совершение сделки, противоречащей Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Правонарушение влечет взыскание в доход государства всего полученного по такой сделке;
б) приобретение имущества не по сделке, а в результате иных действий, нарушающих валютное законодательство. В качестве примера таких действий может служить уклонение от обязательной продажи валютной выручки. Такие действия влекут взыскание в доход государства всего необоснованно приобретенного;
в) отсутствие учета, ненадлежащий учет валютных операций или валютных ценностей, непредставление документации и информации в соответствии с требованиями валютного законодательства. Это влечет взыскания штрафа в пределах суммы, которая не была учтена или была неправильно учтена или в отношении которой не были представлены документы либо информация;
г) повторное нарушение валютного законодательства, а также невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля влечет ответственность в виде:
- взыскания в доход государства сумм, указанных соответственно в пунктах "а", "б" или "в", а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм;
- приостановления действия или лишения выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений.
Кроме применения этих санкций органами валютного контроля должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления владельцами счетов документов и информации, необходимых для осуществления валютного контроля.
Относительно санкций, непосредственно закрепленных в ст. 14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", следует отметить, что они являются неоправданно строгими. Вряд ли чрезмерный размер штрафов можно объяснить лишь важностью отношений, возникающих в процессе осуществления валютных операций. Можно предположить, что, устанавливая максимально строгую ответственность за валютные правонарушения в условиях отсутствия отлаженного механизма валютного контроля, законодатель во многом преследовал цель оказать максимальное превентивное воздействие на участников валютных отношений. В настоящее время, когда существует достаточно развитая система органов и агентов валютного контроля с широким кругом полномочий, весьма полезным стал бы переход к более разумным санкциям, дифференцированным по составам нарушений.
Для правильной оценки состава валютного правонарушения важное значение имеет понимание такого термина, как "валютная операция". В юридической литературе и правоприменительной практике встречаются самые разнообразные точки зрения. Сам Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в ст. 1 определяет валютную операцию путем установления исчерпывающего перечня операций, относящихся к таковым, не выделяя их общие признаки. К валютным операциям закон относит:
- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
- осуществление международных денежных переводов;
- расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
Такую попытку законодателя сформулировать исчерпывающий перечень видов валютных операций вряд ли можно признать удачной хотя бы по той причине, что отсутствует легальное определение понятия "операция". Тогда как содержательное наполнение валютных операций второго, третьего и четвертого вида более или менее понятно, то, что следует понимать под операцией, связанной с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, остается под вопросом. Не ясно, какие права включает в себя термин "иные права". Охватывает ли этот термин только вещные права или также и обязательственные?
Ряд авторов рассматривают валютные операции как сделки, объектом которых являются валютные ценности. Но встречаются и отличные точки зрения. В частности, предлагается рассматривать валютную операцию как составную часть валютной сделки <*>. Для иллюстрации такого взгляда на валютную операцию можно рассмотреть куплю - продажу иностранной валюты за валюту Российской Федерации. В этой валютной сделке одна сторона (продавец) обязуется передать иностранную валюту определенного вида в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять иностранную валюту и уплатить за нее определенную сумму российской валюты. Валютной сделкой здесь будет договор купли - продажи иностранной валюты, а валютной операцией - передача (перевод) иностранной валюты.
--------------------------------
<*> Р. Любимова. О некоторых вопросах судебной практики по применению законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. - Вестник ВАС РФ, 1999, N 4, с. 63.
Вывод о правильности какой-либо из указанных позиций возможен только при ответе на вопрос, что следует понимать под "иными правами". В случае отнесения к "иным правам" как вещных, так и обязательственных прав, точка зрения об отождествлении валютной операции и валютной сделки выглядит более адекватной. Если же "иные права" это только вещные права, то более предпочтительной представляется вторая.
В настоящее время судебная практика в плане признания валютных сделок недействительными идет по пути разделения валютной сделки (договора, предметом которого являются валютные ценности) и валютной операции (действий с валютными ценностями, совершаемых во исполнение договора). Таким образом, если договор, предметом которого являются права и обязанности по поводу валютных ценностей, заключен (например, договор купли - продажи ценной бумаги, выраженной в иностранной валюте, между резидентами) <*>, это еще не означает, что при отсутствии разрешения Банка России на его исполнение такой договор является недействительным. Недействительным в этом случае договор купли - продажи будет только при передаче валютной ценной бумаги в нарушение норм валютного законодательства. При неосуществлении валютной операции, противоречащей законодательству, к сторонам договора не могут быть применены и последствия, предусмотренные ст. 14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", поскольку в доход государства, согласно указанной статье, подлежит взысканию лишь полученное по недействительной сделке.
--------------------------------
<*> Такая операция является валютной, связанной с движением капитала, и осуществляется в порядке, устанавливаемом Банком России. В настоящее время для ее осуществления необходимо индивидуальное разрешение Банка России.
С учетом изложенного участникам валютных операций целесообразно заключать валютные сделки, предусматривающие проведение валютных операций, осуществляемых в разрешительном порядке, под отлагательным условием (п. 1 ст. 157 ГК РФ). Отлагательным условием как раз и будет получение разрешения Банка России на проведение соответствующей валютной операции, связанной с движением капитала.
Валютное законодательство должно содержать ясное определение валютной операции, исключающее возможность двойного толкования ее существенных признаков. Наиболее правильно определить валютные операции как действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение вещных прав на валютные ценности, а также расчеты в российской валюте между резидентами и нерезидентами.
Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации не относились к валютным операциям первоначальной редакцией Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", но охватывались валютным регулированием и валютным контролем. То, что такие расчеты должны составлять предмет валютного регулирования и валютного контроля, предопределено наличием в субъектном составе иностранного элемента. В связи с тем, что создание условий для иностранных инвестиций предполагает предоставление нерезидентам возможности конвертировать иностранную валюту в российскую, а также вывозить за рубеж доходы, полученные от инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, потребность в валютном регулировании расчетов резидентов и нерезидентов в российской валюте вполне очевидна.
Четкое законодательное

Влияние жестокости преступного поведения на квалификацию убийства  »
Комментарии к законам »
Читайте также