"Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение: Практическое пособие" (Соснаускене О.И., Сергеева Т.Ю.) ("Омега-Л", 2007)

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ:
РЕГИСТРАЦИЯ, УЧЕТ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
О.И. СОСНАУСКЕНЕ, Т.Ю. СЕРГЕЕВА
К ЧИТАТЕЛЯМ
Определение "субъект малого предпринимательства" закрепилось в научной, юридической, экономической литературе, однако в настоящее время оно не имеет четких правовых границ. Для того чтобы малый бизнес стал прочной основой хозяйства страны, необходимо создать экономику малого предпринимательства, и, прежде всего, выработать режим наибольшего благоприятствования. По неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, малое предпринимательство призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Малый бизнес не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Малое предпринимательство - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.
Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места.
Этот сектор экономики образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Различные формы юридических лиц во многом отличаются друг от друга. Поэтому перед учредителями малых предприятий возникает весьма нелегкая для решения задача - выбрать именно ту форму своего предприятия, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и возможностям.
Для динамичного развития малого бизнеса, особенно в некоторых отраслях экономики, необходима помощь государства. В настоящее время можно выделить отдельные формы государственной поддержки малого предпринимательства в России:
организационно-инфраструктурная;
налогово-управленческая;
имущественная;
финансово-кредитная.
1. КАКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЯВЛЯЮТСЯ МАЛЫМИ?
1.1. Определение понятия
"субъект малого предпринимательства"
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации:
в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%;
в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Срочный трудовой договор может быть заключен с лицами, поступающими на работу в организации - субъекты малого предпринимательства с численностью до 35 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - до 20 работников), а также к работодателям - физическим лицам (ст. 59 ТК РФ). Заключение срочного трудового договора является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, возможность заключения срочного договора на основании ст. 59 ТК РФ не будет являться безусловным и будет считаться правомерным, если работник докажет, что в силу характера и условий работы весьма затруднительно установить трудовые отношения на неопределенный срок.
Пример 1.1. Организация осуществляет деятельность в сфере строительства и признается на основании Закона N 88-ФЗ субъектом малого предпринимательства (число занятых на производстве составляет не более 100 человек). Однако в соответствии с положениями ст. 59 ТК РФ она не может заключать срочные трудовые договоры, так как ТК РФ установлен предельный размер численности работников организации - не более 35 человек.
Отсутствие единых подходов к определению субъектов малого предпринимательства на практике приводит к затруднениям при ведении предпринимательской деятельности, осуществляемой строго в соответствии с законодательством.
Перечень критериев отнесения юридических лиц (индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) к субъектам малого предпринимательства, содержащийся в ст. 3 Закона N 88-ФЗ, нельзя признать:
исчерпывающим (для применения мер налогового стимулирования необходимо соответствовать еще и условиям, зафиксированным в соответствующих главах Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ));
единственно возможным (что подтверждается вышерассмотренным примером, когда для реализации норм трудового законодательства для субъектов малого предпринимательства допустимой признана иная численность работников предприятия, чем установленная специальным нормативным актом - Законом N 88-ФЗ).
Получение статуса "субъект малого предпринимательства" для участника хозяйственных отношений нельзя считать бесполезным, иначе предприниматели лишаются права воспользоваться провозглашенными Законом N 88-ФЗ гарантиями и мерами государственной поддержки и защищать свои законные права и интересы.
Многопрофильные субъекты малого предпринимательства (осуществляющие несколько видов деятельности) относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.
Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться: объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.
Пример 1.2. Организация выполняет строительно-монтажные работы (СМР) и осуществляет торговую деятельность.
За 9 месяцев 2005 г. выручка от реализации СМР составила 800000 руб., а от реализации товаров - 200000 руб.
Средняя численность работников составляет 90 человек.
В данном случае организация может быть отнесена к субъекту малого предпринимательства, поскольку в общем объеме выручки от реализации удельный вес выручки от реализации СМР превышает удельный вес выручки от реализации товаров (80% против 20%). Численность же работников организации (90 человек) не превышает предельную численность работников, установленную для субъекта малого предпринимательства в строительстве (100 человек).
1.2. Установление критериев отнесения
к малым предприятиям
До недавнего времени получение статуса малого предприятия предоставляло весьма существенные экономические преимущества, так как и налоговые отношения субъектов малого предпринимательства с бюджетом регулировались особо.
Однако п. 25 ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) был признан утратившим силу ряд статей Закона N 88-ФЗ. Признаны утратившими силу статьи, регулировавшие следующие вопросы:
1. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. В связи с этим субъекты РФ фактически лишены права решения всех вопросов в области поддержки малого предпринимательства, в том числе и в части применения дополнительных мер по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.
2. Порядок создания и использования фондов поддержки малого предпринимательства. В дальнейшем деятельность подобных фондов не предполагается. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был ликвидирован Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 106.
3. Особый порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства. Для того чтобы отмена норм ст. 9 Закона N 88-ФЗ получила практическое продолжение, необходимо было внести изменения в ряд глав НК РФ. Вместе с тем п. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ была продублирована и уточнена (применительно к конкретной ситуации) конституционная норма: "В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации". Эта норма теперь также отменена.
Налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства были не только закреплены в Законе N 88-ФЗ, но и продублированы в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1). В соответствии со ст. 5 НК РФ, вновь принимаемые налоговые законы не могут ухудшать положение налогоплательщика. Из этого следует, что с введением в действие главы 25 НК РФ (1 января 2002 г.) налоговые льготы, которые ранее были установлены Законом N 2116-1, продолжали действовать в течение всего периода, на который они были предоставлены. В 2005 г. из всех подобных льгот могла действовать только одна - предусмотренная п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль предприятий и организаций для субъектов малого предпринимательства.
Пунктом 1.3 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций установлено, что такие налогоплательщики при изменении ставки налога (фактически в 2005 г. изменение может быть только с 50 до 100% действующей ставки налога) в течение налогового периода должны представлять отдельно листы 02 декларации за периоды:
от начала налогового периода до даты изменения ставки налога;
от даты изменения ставки налога до конца отчетного (налогового) периода с заполнением строк с 010 по 280.
Вместе с тем за каждый отчетный (налоговый) период в состав декларации входит лист 02 с заполнением всех строк. При этом не уточняется, каким образом следует производить расчет налога на прибыль, подпадающего под действие льготы. Наиболее безопасным (с точки зрения возможных разногласий с налоговыми органами) представляется расчет, исходя из общей суммы прибыли, полученной за отчетный период, в котором право на льготу было утрачено, и количества календарных дней с начала периода до даты прекращения права на льготу.
Пример 1.3. Субъект малого предпринимательства зарегистрирован 11 ноября 2001 г. Право на налоговую льготу, предусмотренную п. 4 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, прекращается 12 ноября 2005 г.
Организацией в 2005 г. получены:
- доходы от реализации - 10000000 руб.,
- расходы, принимаемые к уменьшению налоговой базы, - 9000000 руб.,
- в IV квартале 2005 г. получены доходы от реализации - 3000000 руб.,
- расходы, которые могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, - 2800000 руб.
Ставка налога на прибыль - 24% (для упрощения распределение по уровням бюджетов не производится).
Сумма дохода, приходящаяся на период с 12 ноября по 31 декабря, - 410959 руб. (3000000 / 365 x 50), сумма расхода - 383562 руб., сумма полученной прибыли - 27397 руб.
Суммы дохода, расхода и прибыли за период действия льготы определяется вычитанием полученных сумм из общих годовых показателей: 9589041, 8616438 и 972603.
В этом случае организация должна представить два листа 02 налоговой декларации (строки, которые не содержат данных, в форме декларации опущены).
Расчет налога на прибыль организаций
(лист 02 налоговой декларации)
за период с 1 января по 11 ноября 2005 г.
---------------------------T------------T-----------¬
¦ Показатель ¦ Код строки ¦Сумма, руб.¦
+--------------------------+------------+-----------+
¦Доходы от реализации ¦ 010 ¦ 9589041 ¦
+--------------------------+------------+-----------+
¦Расходы, уменьшающие сумму¦ ¦ ¦
¦доходов от реализации ¦ 020 ¦ 861638 ¦
+--------------------------+------------+-----------+
¦Итого прибыль (убыток) ¦ 050 ¦ 972603 ¦
+--------------------------+------------+-----------+
¦Льготы, предусмотренные ¦ ¦ ¦
¦п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1¦ 120 ¦ 486302 ¦
+--------------------------+------------+-----------+
¦Налоговая база ¦ 140 ¦ 486301 ¦
+--------------------------+------------+-----------+
¦Ставка налога на прибыль ¦ ¦ ¦
¦- всего (%) ¦ 210 ¦ 24 ¦
+--------------------------+------------+-----------+
¦Сумма исчисленного налога ¦ ¦ ¦
¦на прибыль - всего ¦ 250 ¦ 116712 ¦
L--------------------------+------------+------------
Расчет налога на прибыль организаций
(лист 02 налоговой декларации)
за период с 12 ноября по 31 декабря 2005
'Охрана труда в Российской Федерации. Правовое регулирование' (под ред. Ю.Л. Фадеева)  »
Читайте также