ПРИКАЗ Минобразования РСФСР от 10.04.1990 n 82 О ВВЕДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ (вместе с ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ, ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ, ТИПОВЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ О ХОЗРАСЧЕТНОЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПТУ, утв. Минобразованием РСФСР 05.03.1990, ПРИМЕРНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОТДЕЛЕ (ГРУППЕ) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, утв. Минобразованием РСФСР 28.02.1990, ПРИМЕРНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ, утв. Минобразованием РСФСР 05.03.1990)


МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 10 апреля 1990 г. N 82
О ВВЕДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Объявляю распоряжение Совета Министров РСФСР от 21 марта 1990 г. N 319/р:
"В соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г.:
1. Минобразованию РСФСР осуществить перевод на новые условия хозяйствования подведомственных организаций и учреждений народного образования республиканского (РСФСР) подчинения.
2. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Мосгорисполкому и Ленгорисполкому определить порядок перевода на новые условия хозяйствования входящих в систему Минобразования РСФСР организаций и учреждений народного образования республиканского (АССР) и местного подчинения.
3. Министерствам и ведомствам РСФСР обеспечить перевод на новые условия хозяйствования подведомственных организаций и учреждений народного образования.
Председатель
Совета Министров РСФСР
А.ВЛАСОВ
Во исполнение указанного распоряжения Совета Министров РСФСР и Приказа Гособразования СССР от 17.01.90 N 45 "О хозяйственном механизме в народном образовании" приказываю:
1. Министрам народного образования АССР, начальникам краевых, областных (главных) управлений, председателям комитетов народного образования, руководителям учреждений республиканского (РСФСР) подчинения:
1.1. Принять к руководству распоряжение Совета Министров РСФСР от 21 марта 1990 г. N 319-р, Основные положения нового хозяйственного механизма в народном образовании и другие документы по новому хозяйственному механизму согласно Приложениям N 1, 2, 3, 4, 5.
1.2. Провести необходимую организаторскую работу и оказывать методическую помощь учебным заведениям и учреждениям народного образования в процессе их подготовки к переводу на новые условия хозяйствования.
2. Главному управлению высших, средних педагогических учебных заведений и повышения квалификации (т. Смоленский Н.И.), Центральному институту усовершенствования учителей (т. Нижников А.И.), Межобластному Горьковскому институту повышения квалификации работников профтехобразования (т. Петров Ю.Н.), руководителям республиканских (АССР), краевых, областных институтов усовершенствования учителей до 1 июля 1990 года ввести в учебно - тематические планы и программы повышения квалификации всех категорий слушателей изучение Основных положений хозяйственного механизма в народном образовании.
3. Главному управлению высших, средних педагогических учебных заведений и повышения квалификации (т. Смоленский Н.И.), Управлению кадров (т. Богатырева Н.М.), Центральному институту усовершенствования учителей (т. Нижников А.И.) совместно с соответствующими подразделениями министерства провести в июне 1990 года 2-дневный семинар с руководителями министерств народного образования АССР, краевых, областных (главных) управлений, комитетов народного образования и учебу центрального аппарата по вопросам перехода учебных заведений и учреждений народного образования на новый хозяйственный механизм.
4. Главному планово - экономическому и финансовому управлению (т. Киселев А.П.), Главному управлению органов народного образования (т. Аксенов Г.К.), Главному управлению профессионально - технического образования (т. Кязимов К.Г.), Управлению производственной деятельности и охраны труда (т. Малов В.Н.), Главному управлению высших, средних педагогических учебных заведений и повышения квалификации (т. Смоленский Н.И.), Управлению общественного воспитания детей и подростков в интернатных учреждениях (т. Антонов М.Г.), Главному управлению воспитательной работы во внеучебное время (т. Ляшенко А.И.), Управлению бухгалтерского учета и контроля (т. Якушева Т.А.):
4.1. Обеспечить перевод подведомственных учебных заведений и учреждений республиканского подчинения (РСФСР) на новые условия хозяйствования по мере их готовности.
4.2. Осуществлять методическое обеспечение перевода на новые условия хозяйствования учебных заведений и учреждений народного образования, их хозрасчетной учебно - производственной деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, оплаты труда и материального стимулирования.
4.3. До 30 июня 1990 года внести предложения по совершенствованию хозяйственного механизма в народном образовании и продлению сроков его действия на XIII пятилетку с учетом замечаний, поступающих с мест, а также результатов проводимых экспериментов.
4.4. Осуществить комплекс мер по пропаганде опыта работы учебных заведений, учреждений, работающих в новых условиях хозяйствования.
5. Экономическому совету Минобразования РСФСР (т. Болобонов В.Л.) периодически рассматривать работу учебных заведений и учреждений народного образования по переходу на новые условия хозяйствования.
6. Установить, что при переводе в 1990 году на новые условия хозяйствования учебных заведений, учреждений и организаций народного образования за основу берутся утвержденные на 1990 год показатели. При необходимости в эти показатели могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения в установленном порядке.
7. Считать утратившим силу пункт 1 Приказа Минобразования РСФСР от 14.09.89 N 326 "О проведении эксперимента по переводу учебных заведений и учреждений народного образования на работу в условиях нового хозяйственного механизма" в части Временного положения о функционировании профессионально - технического училища в условиях нового хозяйственного механизма (примерное), Временного положения о работе учреждений профтехобразования в новых условиях хозяйствования (примерное).
8. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на первого заместителя министра т. Болобонова В.Л. и начальника Главного планово - экономического и финансового управления т. Киселева А.П.
Министр
Г.П.ВЕСЕЛОВ



Приложение 1
Одобрены
Государственной комиссией
Совета Министров СССР
по экономической реформе
19 декабря 1989 года
(протокол N 8, раздел IV)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Настоящие Основные положения вводятся в целях укрепления и развития материально - технической базы народного образования, повышения качества воспитания детей, обучения и профессиональной подготовки учащихся, студентов, слушателей и аспирантов, закрепления в учреждениях высококвалифицированных кадров воспитателей, учителей, профессорско - преподавательского состава, привлечения специалистов из других отраслей народного хозяйства.
Положения разработаны исходя из "Основных положений нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы", одобренных Советом Министров СССР 23 ноября 1988 г. (ПП-24807), с учетом специфики народного образования и распространяются на все высшие, средние специальные и профессионально - технические учебные заведения, школы всех типов и наименований, учебно - воспитательные и другие организации и учреждения народного образования <*>, независимо от их ведомственной подчиненности, деятельность которых базируется в основном на бюджетном финансировании.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуются "учреждения".
Промышленные, сельскохозяйственные, автотранспортные, строительные и другие предприятия и организации, подведомственные органам и учреждениям народного образования, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, руководствуются в своей деятельности Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом СССР от 3 августа 1989 г. N 319-1.
Научно - исследовательские институты, проектные и конструкторские организации, научно - исследовательские части и сектора и другие научные подразделения учебных заведений, переведенные на новые условия хозяйствования, осуществляют свою деятельность в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1988 г. N 1210 и другими принятыми решениями по научным организациям народного образования.
Институты и факультеты повышения квалификации, различного рода курсы, переведенные в установленном порядке на новые условия хозяйствования, осуществляют свою деятельность в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. N 166 и другими принятыми решениями.
1. Учреждения руководствуются Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" в порядке, установленном Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1987 г. N 1471 "О порядке и сроках применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" к предприятиям, объединениям и организациям, не переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а также к организациям непроизводственной сферы" (положениями статей 5 - 8, 10, 11, 15, 16, 19 - 22 с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом СССР от 3 августа 1989 г. N 319-1), и настоящими Основными положениями.
В своей деятельности в области производственного и социального развития учреждения руководствуются статьями 12 и 13 Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)".
2. Хозяйственный механизм в народном образовании предусматривает:
переход от выделения учреждениям средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности учреждений;
сочетание бюджетного или отраслевого финансирования деятельности учреждений с развитием различного рода платных услуг населению, как правило, по профилю деятельности учреждения, выполнением платных работ по договорам с предприятиями и организациями. При этом не допускается снижение бюджетных ассигнований на финансирование учреждений путем замещения неоплачиваемых населением услуг платными;
перераспределение и разграничение управленческих функций между учреждениями и вышестоящими органами, осуществление перехода от преимущественно административных к экономическим методам управления хозяйственной деятельностью, усиление плановой, хозяйственной и финансовой самостоятельности учреждений;
совершенствование организационных структур управления народным образованием - создание отраслевых и межотраслевых, региональных и межрегиональных учебно - научно - производственных объединений (фирм, ассоциаций и др.);
развитие самостоятельности трудовых коллективов учреждений в решении основных вопросов их производственно - хозяйственной деятельности и социального развития;
установление тесной зависимости материального и морального стимулирования трудовых коллективов, размеров фондов производственного и социального развития учреждений и оплаты труда работников от результатов, качества и эффективности труда.
3. Основным источником финансирования учебно - производственной и хозяйственной деятельности, социального развития коллектива учреждения и оплаты труда его работников служат средства государственного бюджета или соответствующей отрасли, определяемые по нормативам.
Структура и величина учитываемых нормативом затрат должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат на образование, воспитание, подготовку кадров и т.д., формирование средств на оплату труда, создание необходимой материально - технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива.
В составе норматива бюджетного (отраслевого) финансирования выделяются целевым назначением средства на стипендиальное (материальное) обеспечение обучающихся и воспитанников.
Нормативы бюджетного или отраслевого финансирования разрабатываются министерствами и ведомствами СССР для учреждений, непосредственно им подчиненных, а для учреждений, подчиненных республиканским министерствам и ведомствам, - в порядке, установленном Советами Министров союзных республик, в соответствии с Методическими рекомендациями, разработанными Государственным комитетом СССР по народному образованию по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.
Для финансирования учреждения в качестве расчетной единицы принимается показатель среднегодового контингента: по детским дошкольным и внешкольным учреждениям - один ребенок; по учреждениям интернатного типа - один воспитанник; по школам, средним специальным учебным заведениям и ПТУ - один учащийся; по высшим учебным заведениям - один студент и т.д. При этом финансирование высших учебных заведений дневного обучения осуществляется исходя из контингента студентов, рассчитанного в соответствии с планами приема и установленным сроком обучения без учета отсева, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. N 325.
При переводе на новые условия хозяйствования малокомплектной школы, дошкольного и внешкольного учреждения норматив бюджетного финансирования может быть установлен на класс - комплект, школу, учреждение.
4. Дополнительными источниками средств учреждения являются:
поступления за выполненные работы (услуги) материального характера согласно заключенным договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и по заказам населения;
выручка от реализации продукции учебно - производственных мастерских;
выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
поступления средств за дополнительные услуги по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам, а также по обучению по заказам населения;
добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан;
прочие поступления.
Все поступившие из различных источников средства, кроме денежных сумм, предназначенных конкретным исполнителям по трудовым соглашениям, составляют доход учреждения.
5. К дополнительным услугам (работам) относятся изучение отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленное изучение предметов и др. услуги (работы), оказываемые сверх утвержденных учебных планов, программ и иных планов, доводимых до учреждений органами управления.
Высшие, средние специальные и профессионально - технические учебные заведения могут по договорам с министерствами (ведомствами), предприятиями, организациями и отдельными гражданами оказывать дополнительные услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров (изучение дополнительных дисциплин, циклов дисциплин, углубленное изучение предметов, организация платных курсов и т.п.), а также выполнять работы по изготовлению продукции, проведению ремонтно - строительных и других видов работ и услуг для населения с учетом профиля (специализации) учебного заведения.
Общеобразовательные школы всех типов, детские дома могут организовать кружки, курсы, выращивать на продажу посадочные материалы, сортовые семена, создавать изделия народных промыслов, а также оказывать другие дополнительные услуги и выполнять работы для населения без ущерба для основной деятельности.
Внешкольные учреждения могут выполнять дополнительные работы и оказывать услуги по ремонту бытовой техники, фотографированию и иные виды работ и услуг с учетом профиля (специализации) конкретного внешкольного учреждения.
Дошкольные учреждения оказывают дополнительные услуги в виде изучения детьми иностранных языков, проведения с ними занятий по хореографии, ритмике, а также другие виды дополнительных услуг, выполнение которых разрешено в установленном порядке. Расширение практики оказания платных услуг в дошкольных учреждениях не проводить.
Оказание платных услуг населению не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из средств бюджета или соответствующей отрасли.
Оказание дополнительных услуг (выполнение дополнительных работ) по договорам и заказам производится по тарифам и ценам, предусмотренным утвержденными в установленном порядке прейскурантами, а при отсутствии их - по договорным тарифам и ценам, устанавливаемым учреждением с разрешения исполкома местного Совета народных депутатов или вышестоящего органа управления народным образованием (министерства, ведомства), в ведении которого находится это учреждение, кроме случаев изготовления (выполнения) нестандартных изделий (работ) в индивидуальном порядке с оплатой по соглашению сторон.
Суммы бюджетных (отраслевых) ассигнований учреждению в случаях оказания им дополнительных услуг (работ) не уменьшаются, а полученные по договору или заказу средства включаются в его доход и расходуются в соответствии с настоящими Основными положениями.
6. Учреждения могут:
передавать другим предприятиям и организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование, либо взаймы здания, сооружения, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности и ресурсы, а также списывать их с баланса в установленном порядке, если они изношены или морально устарели, за исключением музейных и библиотечных фондов, имеющих культурную и историческую ценность;
передавать материальные и денежные средства, в том числе с согласия трудовых коллективов (советов учреждений) средства фондов экономического стимулирования, другим организациям и предприятиям, выполняющим работы и услуги для учреждения или его структурных единиц;
безвозмездно получать денежные средства и материальные ценности, в том числе здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др., из благотворительных и других общественных фондов, от местных Советов народных депутатов, государственных и общественных предприятий и организаций, отдельных граждан;
кооперировать на договорных началах материальные и финансовые средства с другими предприятиями, организациями и учреждениями.
Учреждения народного образования могут использовать банковский кредит. Краткосрочный кредит выдается банком этим учреждениям на цели текущей деятельности. Долгосрочный кредит предоставляется на цели производственного (научно - технического) и социального развития с последующим погашением кредита за счет средств фонда производственного и социального развития.
7. Учреждения самостоятельно разрабатывают план экономического и социального развития.
В качестве основы для формирования плана учреждения используют полученные от вышестоящего органа управления следующие исходные данные планирования:
контрольные цифры - показатели, которые отражают потребность народного хозяйства и населения в результатах деятельности по профилю учреждений и служат основанием для определения среднегодовых приведенных контингентов (детей, воспитанников, учащихся, студентов и т.п.), бюджетных или отраслевых ассигнований на содержание и развитие учреждения через норматив бюджетного или отраслевого финансирования;
государственный заказ, который может выдаваться как на союзном, так и республиканском уровне, на ввод в действие учебно - лабораторных площадей вузов, техникумов, ПТУ, других объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также на выполнение важнейших научно - исследовательских работ за счет средств государственного бюджета или отраслевых источников финансирования. В целях кадрового обеспечения важнейших государственных и региональных программ при необходимости может выдаваться централизованный заказ на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих;
экономические нормативы:
норматив бюджетного или отраслевого финансирования;
норматив фонда заработной платы (при первом способе распределения дохода);
норматив фонда производственного и социального развития;
норматив фонда валютных отчислений.
В числе исходных показателей планирования деятельности учреждения могут быть также лимиты, которыми устанавливается предельный размер государственных централизованных капитальных вложений, объемов строительно - монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения текущей деятельности и строительства.
8. Учреждения, основная деятельность которых полностью или частично финансируется из бюджета или средств отрасли, платежи в бюджет не производят.
9. Учреждение может применять следующие способы распределения дохода:
при первом способе из дохода учреждения формируется по установленному нормативу фонд заработной платы работников, возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, производятся расчеты со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит <*>. Оставшиеся после этих расчетов средства поступают в распоряжение трудового коллектива. Из них по установленному нормативу формируется фонд производственного и социального развития и как остаток образуется фонд материального поощрения.
--------------------------------
<*> Указанные расчеты производятся по плановым показателям.
Перерасход средств по фонду заработной платы, материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентам за кредит относится на уменьшение соответствующих фондов экономического стимулирования;
при втором способе из дохода учреждения возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, осуществляются расчеты со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит <*>. Из оставшихся средств по установленному нормативу образуется фонд производственного и социального развития и как остаток формируется фонд оплаты труда.
--------------------------------
<*> Указанные расчеты производятся по плановым показателям.
Кроме того, сверх сумм, начисляемых по установленному нормативу, в фонды экономического стимулирования могут быть перечислены:
в фонд материального поощрения (при первом способе распределения дохода) - неиспользованные средства фонда заработной платы;
в фонд производственного и социального развития - выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования, средства, передаваемые на цели производственного и социального развития учреждению другими предприятиями и организациями, а также экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентам за кредит.
10. В учреждениях формируются следующие фонды:
фонд производственного и социального развития;
фонд оплаты труда (фонд заработной платы и фонд материального поощрения);
фонд валютных отчислений.
Периодичность отчисления средств в фонды (ежегодно, ежеквартально) определяется учреждением. Распределение средств фондов осуществляется учреждением самостоятельно в соответствии со сметами, одобренными трудовым коллективом (советом учреждения) и утвержденными руководителем учреждения по согласованию с профсоюзной организацией в соответствии с Рекомендациями о порядке использования указанных фондов, разработанными Государственным комитетом СССР по народному образованию по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.
При этом не использованные в текущем отчетном периоде средства фондов экономического стимулирования изъятию не подлежат и используются в последующих отчетных периодах.
Экономия средств, выделяемых на материальное обеспечение и льготы для детей, воспитанников, учащихся, студентов, полученная в текущем отчетном периоде, полностью используется на указанные цели в последующие отчетные периоды.
11. Учреждению предоставляется право решать следующие вопросы в области организации и оплаты труда:
утверждать структуру учреждения, штатное расписание и устанавливать должностные оклады, ставки в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношений численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (фонда оплаты труда);
устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда). Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества проводимых мероприятий, выполняемых работ (услуг), роста доходов. Указанные надбавки уменьшаются либо отменяются полностью при ухудшении качества работы;
устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий (должностей) за счет и в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда);
применять в хозяйственной деятельности подразделений бригадный, семейный, арендный подряды, коллективную, договорную и другие формы организации и оплаты труда, а также гибкие режимы труда;
определять порядок и размеры премирования работников исходя из эффективности и качества их труда в пределах фонда оплаты труда (фонда материального поощрения).
Надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе и размеры премий руководителям учреждений утверждаются решениями вышестоящих органов управления.
На премирование работников учреждений, а также на установление им различного рода доплат (надбавок) не могут быть направлены средства, предназначенные на оплату труда воспитанников, учащихся и студентов.
Заработная плата работников максимальным размером не ограничивается.
12. Отношения учреждения и вышестоящего органа строятся на основе планового управления, соблюдения положений Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" и настоящих Основных положений.
Вышестоящий орган может давать учреждению указания только в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством. В случае издания вышестоящим органом акта, не соответствующего его компетенции, либо с нарушением законодательства, учреждение вправе обратиться в государственный арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.
Убытки, причиненные учреждению в результате выполнения указания вышестоящего органа, нарушившего права этого учреждения, а также вследствие ненадлежащего осуществления вышестоящим органом своих обязанностей по отношению к учреждению, подлежат возмещению указанным органом. Споры по возмещению убытков решаются государственным арбитражем.
Вышестоящий орган осуществляет контроль за деятельностью учреждения, соблюдением законодательства, сохранностью социалистической собственности. Ревизия производственной и финансово - хозяйственной деятельности учреждения производится вышестоящим органом и другими организациями, в чью компетенцию это входит, комплексно не чаще одного раза в год с привлечением заинтересованных организаций.
При переводе учреждений на новые условия хозяйствования организуется система контроля за качеством их работы, включающая:
разработку и утверждение органами народного образования и местными Советами народных депутатов обязательных требований к результатам деятельности (уровню учебной и воспитательной работы, объему образования, качеству подготовки, повышения квалификации кадров и др.) и условия ее осуществления;
организацию системы государственно - общественной оценки работы учреждений путем создания комиссий, советов и других органов.
С согласия подведомственных учреждений в вышестоящих органах управления могут создаваться централизованные фонды и резервы за счет отчислений от суммы средств, полученных учреждениями от реализации продукции учебно - производственных мастерских, оказания платных услуг и другой производственной деятельности. Размеры отчислений определяются руководством учреждений по согласованию с трудовыми коллективами. Средства централизованных фондов и резервов направляются на осуществление региональных, межрегиональных и общеотраслевых мероприятий по обмену передовым опытом, культурному и творческому развитию учащихся, студентов и работников учреждений, а также на приобретение необходимого оборудования.
Орган управления, финансирующий учреждения, может образовывать финансовый резерв за счет дополнительных ассигнований из бюджета или средств отрасли (сверх средств, выделяемых по нормативам). Конкретный размер средств финансового резерва устанавливается по согласованию с соответствующим финансовым и отраслевым органом.
13. Учреждения, имеющие наряду с учебно - воспитательными подразделениями научные организации, опытно - конструкторские бюро, учебно - производственные мастерские, учебные хозяйства, производственные предприятия и другие организации, могут действовать как единые учебно - научно - производственные и хозяйственные комплексы. Указанные подразделения, предприятия и организации могут осуществлять свою деятельность как в составе комплекса в качестве структурных единиц (подразделений), так и в качестве самостоятельных организаций, которые пользуются правами, предусмотренными Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)", либо положениями о них, утвержденными в установленном порядке. Они могут функционировать на условиях внутреннего хозяйственного расчета и иметь отдельные балансы и счета в учреждениях банков. Конкретный состав подразделений (предприятий, организаций), вошедших в учебно - научно - производственный комплекс, равно как и действующих самостоятельно, определяется вышестоящей организацией при переводе на новые условия хозяйствования с учетом мнения руководителей учреждений и трудовых коллективов (советов учреждений).
14. В целях совершенствования организационных форм и методов управления учебно - воспитательным процессом и кооперации производственной деятельности учреждения могут создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе без увеличения бюджетных ассигнований учебно - научно - производственные или учебно - производственные фирмы, ассоциации и другие рациональные формы совместной деятельности. Решения о создании указанных объединений принимаются учреждениями, предприятиями и организациями добровольно по согласованию с соответствующими органами управления народным образованием и исполкомами Советов народных депутатов. Руководство текущей деятельностью такого объединения осуществляет аппарат объединения, содержащийся за счет добровольных отчислений от доходов подведомственных учреждений, предприятий и организаций, входящих в его состав, и Совет (конференция) директоров этих учреждений, предприятий и организаций. Взаимоотношения аппарата объединения и его структурных единиц строятся на договорной основе. Функции управленческих служб объединения носят, как правило, посреднический характер и включают в себя определение потребностей входящих в его состав предприятий, организаций и учреждений в специалистах и квалифицированных рабочих, методическое обеспечение учебного процесса, формирование заказов для научно - исследовательских, конструкторских, производственных подразделений, обеспечение реализации готовой продукции, материально - техническое снабжение и другие функции.
15. Перевод учреждений на новые условия хозяйствования осуществляется с 1 января 1990 г. сроком на один год в соответствии с настоящими Основными положениями по мере готовности:
учреждений, непосредственно подчиненных министерствам и ведомствам СССР (в том числе и Гособразованию СССР), - этими министерствами и ведомствами;
учреждений, подчиненных министерствам и ведомствам союзных республик, местным Советам народных депутатов, - в порядке, установленном Советами Министров союзных республик.
При переводе подведомственных учреждений народного образования на условия хозяйствования, предусмотренные настоящими Основными положениями, министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и местные Советы народных депутатов могут вносить уточнения и дополнения в условия хозяйствования конкретных учреждений с учетом национальных, территориальных и других особенностей их деятельности.
По согласованию с местными Советами народных депутатов продукция (работы, услуги) подведомственных учебно - производственных подразделений может реализовываться по ценам без скидок, установленных в прейскурантах.



Приложение 2
Утверждаю
Первый заместитель Министра
народного образования РСФСР
В.Л.БОЛОБОНОВ
5 марта 1990 года
Согласовано
Заместитель Министра
финансов РСФСР
М.А.КОЖЕВНИКОВ
10 марта 1990 года
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО -
ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
Настоящие Основные положения вводятся в целях укрепления и развития материально - технической базы учебно - воспитательного процесса в профтехучилищах, повышения качества обучения и профессиональной подготовки учащихся, закрепления высококвалифицированных кадров преподавателей и мастеров производственного обучения, привлечения специалистов из других отраслей народного хозяйства. Они разработаны исходя из Основных положений хозяйственного механизма в народном образовании, одобренных Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе от 19 декабря 1989 г. (протокол N 8, раздел IV), и Основных положений нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы, одобренных Советом Министров СССР 23 ноября 1988 г. (ПП-24807), с учетом специфики профтехобразования и распространяются на все профессионально - технические училища, независимо от их ведомственной подчиненности, деятельность которых базируется в основном на бюджетном финансировании. В своей деятельности профтехучилища руководствуются Временным положением о профессионально - техническом училище (примерное), утвержденным Приказом Гособразования СССР от 07.07.1989 N 565, Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" в порядке, установленном Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1987 г. N 1471 "О порядке и сроках применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)", к предприятиям, объединениям и организациям, не переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а также к организациям непроизводственной сферы" (положениями статей 5 - 8, 10, 11, 15, 16, 19 - 22 с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом СССР от 3 августа 1989 г. N 319-1), и настоящими Основными положениями.
В области производственного и социального развития профтехучилища руководствуются статьями 12 и 13 Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)".
1. Новый хозяйственный механизм в профессионально - технических училищах предусматривает:
переход от выделения учреждениям средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности учреждений;
сочетание бюджетного или отраслевого финансирования деятельности профтехучилищ с развитием хозрасчетной учебно - производственной деятельности, выполнением платных работ по договорам с предприятиями и организациями, развитием различного рода платных услуг населению, как правило, по профилю деятельности училища. При этом не допускается снижение бюджетных ассигнований на финансирование учреждений путем замещения не оплачиваемых населением услуг платными;
перераспределение и разграничение управленческих функций между профтехучилищами и вышестоящими органами, осуществление перехода от преимущественно административных к экономическим методам управления хозяйственной деятельностью, усиление плановой, хозяйственной и финансовой самостоятельности профтехучилищ;
развитие самостоятельности трудовых коллективов профтехучилищ в решении основных вопросов их учебно - производственной и хозяйственной деятельности, социального развития;
установление тесной зависимости материального и морального стимулирования инженерно - педагогических коллективов, размеров фондов производственного и социального развития училищ и оплаты труда работников от результатов, качества и эффективности труда.
2. Основным источником финансирования учебно - производственной и хозяйственной деятельности, социального развития коллектива профтехучилища и оплаты труда его работников служат средства государственного бюджета или соответствующей отрасли, определяемые по нормативам.
Структура и величина учитываемых нормативом затрат должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат на образование, воспитание, профессиональную подготовку, формирование средств на оплату труда, создание необходимой материально - технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива.
В составе норматива бюджетного (отраслевого) финансирования выделяются целевым назначением средства на материальное обеспечение учащихся.
Нормативы бюджетного или отраслевого финансирования разрабатываются в порядке, установленном Советом Министров РСФСР.
Для финансирования профтехучилищ в качестве расчетной единицы принимается показатель среднегодового контингента: один учащийся.
3. Дополнительными источниками средств для профтехучилища являются:
поступления за выполненные работы в процессе учебно - производственной деятельности в учебных хозяйствах и мастерских согласно заключенным договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и по заказам населения, которая организуется в соответствии с Положением о хозрасчетной учебно - производственной деятельности ПТУ и Положением о планировании учебно - производственной деятельности ПТУ и нормировании учебно - производственных работ учащихся, утвержденным Приказом Госпрофобра СССР от 5 апреля 1982 г. N 43;
выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
поступления средств за дополнительные услуги по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам, а также за обучение по заказам населения;
добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан;
прочие поступления.
Все поступившие из различных источников средства, кроме денежных сумм, предназначенных конкретным исполнителям по трудовым соглашениям, составляют доход профтехучилища - единый фонд финансовых средств.
4. К дополнительным услугам (работам) относятся изучение отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленное изучение предметов, организация платных курсов и другие услуги (работы), оказываемые сверх утвержденных учебных планов, программ и иных планов, доводимых до профтехучилища органами управления.
Оказание платных услуг населению не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из средств бюджета или соответствующей отрасли.
Дополнительные услуги (выполнение дополнительных работ) по договорам и заказам производятся по тарифам и ценам, предусмотренным утвержденными в установленном порядке прейскурантами, а при отсутствии их - по договорным тарифам и ценам, устанавливаемым училищем с разрешения исполкома местного Совета народных депутатов или вышестоящего органа управления народным образованием, в ведении которого находится это училище, кроме случаев изготовления (выполнения) нестандартных изделий (работ) в индивидуальном порядке.
По согласованию с местными Советами народных депутатов продукция (работы, услуги) подведомственных учебно - производственных подразделений может реализовываться по ценам без скидок, установленных в прейскурантах.
Суммы бюджетных (отраслевых) ассигнований училищу в случаях оказания им дополнительных услуг (работ) не уменьшаются, а полученные по договору или заказу средства включаются в его доход и расходуются в соответствии с Основными положениями.
5. Профессионально - технические училища могут:
передавать другим учебным заведениям, предприятиям и организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование сооружения, здания, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности и ресурсы, а также описывать их с баланса в установленном порядке, если они изношены или морально устарели, за исключением музейных и библиотечных фондов, имеющих культурную и историческую ценность;
передавать материальные и денежные средства, в том числе с согласия трудовых коллективов (советов учебных заведений) средства фондов экономического стимулирования, другим учебным заведениям, организациям и предприятиям, выполняющим работы и услуги для училища или его филиалов;
безвозмездно получать денежные средства и материальные ценности, в том числе здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др., из благотворительных и других общественных фондов от местных Советов народных депутатов, государственных и общественных предприятий и организаций, отдельных граждан;
кооперировать на договорных началах материальные и финансовые средства с другими учебными заведениями и предприятиями, организациями и учреждениями.
Профтехучилища могут использовать банковский кредит. Краткосрочный кредит выдается банком этим учреждениям на цели текущей деятельности. Долгосрочный кредит предоставляется на цели производственного (научно - технического) и социального развития с последующим погашением кредита за счет средств фонда производственного и социального развития.
6. Профессионально - технические училища самостоятельно разрабатывают план экономического и социального развития.
В качестве основы для формирования плана профтехучилища используются полученные от вышестоящего органа управления следующие исходные данные планирования:
контрольные цифры - показатели, которые отражают потребность региона в результатах деятельности по профилю училища и служат основанием для определения среднегодовых приведенных контингентов учащихся, бюджетных или отраслевых ассигнований на содержание и развитие училища через нормативы бюджетного или отраслевого финансирования;
государственный заказ, который может выдаваться как на республиканском, так и региональном уровне в виде централизованного заказа на подготовку квалифицированных рабочих, производство продукции в натуральном или стоимостном выражении;
экономические нормативы;
норматив бюджетного или отраслевого финансирования;
нормативы фонда материального обеспечения учащихся;
норматив фонда заработной платы (при первом способе распределения дохода);
норматив фонда производственного и социального развития;
норматив фонда валютных отчислений.
В числе исходных показателей планирования деятельности профтехучилища могут быть также лимиты централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения текущей деятельности, реконструкции и др.
7. Профтехучилища, основная деятельность которых полностью или частично финансируется из бюджета или средств отрасли, платежи в бюджет не производят.
8. Профтехучилище может применять следующие способы распределения дохода:
при первом способе из дохода училища формируется по установленному нормативу фонд заработной платы работников, фонд материального обеспечения учащихся, возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, производятся расчеты со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит. Оставшиеся после этих расчетов средства поступают в распоряжение трудового коллектива. Из них по установленному нормативу формируется фонд производственного и социального развития и как остаток образуется фонд материального поощрения.
Перерасход средств по фонду заработной платы, материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентам за кредит относится на уменьшение соответствующих фондов экономического стимулирования;
при втором способе из дохода училища формируется по установленному нормативу фонд материального обеспечения учащихся, возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, осуществляются расчеты со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит. Из оставшихся средств по установленному нормативу образуется фонд производственного и социального развития и как остаток формируется фонд оплаты труда.
Кроме того, сверх сумм, начисляемых по установленному нормативу, в фонды экономического стимулирования могут быть перечислены:
в фонд материального поощрения (при первом способе распределения дохода) - неиспользованные средства фонда заработной платы;
в фонд производственного и социального развития - выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования, средства, передаваемые на цели производственного и социального развития профтехучилищу другими предприятиями и организациями, а также экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентам за кредит.
9. В профтехучилищах формируются следующие фонды:
фонд производственного и социального развития;
фонд материального обеспечения учащихся;
фонд оплаты труда (фонд заработной платы и фонд материального поощрения);
фонд валютных отчислений.
Периодичность отчисления средств в фонды (ежегодно, ежеквартально, кроме отчислений в централизованные фонды) определяется училищем. Распределение средств фондов осуществляется училищем самостоятельно в соответствии со сметами, одобренными трудовым коллективом (советом училища) и утвержденными директором училища по согласованию с профсоюзной организацией.
При этом не использованные в текущем отчетном периоде средства фондов экономического стимулирования изъятию не подлежат и используются в последующих отчетных периодах.
Экономия средств, выделяемых на материальное обеспечение и льготы для учащихся, полученная в текущем отчетном периоде, полностью используется на указанные цели в последующие отчетные периоды.
10. Училищам предоставляется право решать следующие вопросы в области организации и оплаты труда:
утверждать структуру училища, штатное расписание и устанавливать должностные оклады, ставки в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношений численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (фонда оплаты труда);
устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда). Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышении качества профессиональной подготовки учащихся, выполняемых работ (услуг), роста доходов. Указанные надбавки уменьшаются либо отменяются полностью при ухудшении качества работы;
устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий (должностей) за счет и в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда);
применять в хозяйственной деятельности подразделений бригадный, семейный, арендный подряды, коллективную, договорную и другие формы организации и оплаты труда, а также гибкие режимы труда;
определять порядок и размеры премирования работников исходя из эффективности и качества их труда в пределах фонда оплаты труда (фонда материального поощрения).
Надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе и размеры премий руководителям училища утверждаются решением вышестоящего органа управления.
На премирование работников учреждений, а также на установление им различного рода доплат (надбавок) не могут быть направлены средства, предназначенные на оплату труда учащихся.
Заработная плата работников максимальным размером не ограничивается.
11. Отношения училища и вышестоящего органа строятся на основе планового управления, соблюдения положений Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" и настоящих Основных положений.
Вышестоящий орган может давать училищу указания только в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством. В случае издания вышестоящим органом акта, не соответствующего его компетенции либо с нарушением законодательства, училище вправе обратиться в государственный арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.
Убытки, причиненные училищу в результате выполнения указания вышестоящего органа, нарушившего права этого учреждения, а также вследствие ненадлежащего осуществления вышестоящим органом своих обязанностей по отношению к училищу, подлежат возмещению указанным органом. Споры по возмещению убытков решаются государственным арбитражем.
Вышестоящий орган осуществляет контроль за деятельностью училища, соблюдением законодательства, сохранностью социалистической собственности. Ревизия производственной и финансово - хозяйственной деятельности училища производится вышестоящим органом и другими организациями, в чью компетенцию это входит, комплексно не чаще одного раза в год с привлечением заинтересованных организаций.
При переводе училища на новые условия хозяйствования организуется система контроля за качеством их работы, включающая разработку и утверждение органами народного образования и местными Советами народных депутатов обязательных требований к результатам деятельности (уровню учебной и воспитательной работы, объему образования, качеству подготовки, повышения квалификации кадров и др.) и условия ее осуществления;
организацию системы государственно - общественной оценки работы училища путем создания комиссий, советов и других органов.
С согласия подведомственных училищ в вышестоящих органах управления могут создаваться централизованные фонда и резервы за счет отчислений от средств, полученных училищами от реализации продукции учебно - производственных мастерских, оказания платных услуг и другой производственной деятельности. Размеры отчислений определяются руководством училищ по согласованию с трудовыми коллективами. Средства централизованных фондов и резервов направляются на расширение производства, решение социальных вопросов, осуществление мероприятий по обмену передовым опытом, культурному и творческому развитию учащихся и работников училищ, а также на приобретение необходимого оборудования.
Орган управления, финансирующий училища, может образовывать финансовый резерв за счет дополнительных ассигнований из бюджета или средств отрасли (сверх средств, выделяемых по нормативам). Конкретный размер средств финансового резерва устанавливается по согласованию с соответствующим финансовым и отраслевым органом.
12. Училища, имеющие учебно - производственные мастерские, учебные хозяйства, производственные предприятия и другие организации, могут действовать как единые учебно - научно - производственные и хозяйственные комплексы. Указанные подразделения, предприятия и организации могут осуществлять свою деятельность как в составе комплекса в качестве структурных единиц (подразделений), так и в качестве самостоятельных организаций, которые пользуются правами, предусмотренными Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" либо положениями о них, утвержденными в установленном порядке. Они могут функционировать на условиях внутреннего хозяйственного расчета и иметь отдельные балансы и счета в учреждениях банков. Конкретный состав подразделений (предприятий, организаций), вошедших в учебно - научно - производственный комплекс, равно как и действующих самостоятельно, определяется вышестоящей организацией при переводе на новые условия хозяйствования с учетом мнения руководителей училищ и трудовых коллективов (советов учреждений).
13. В целях совершенствования организационных форм и методов управления учебно - воспитательным процессом и кооперации производственной деятельности училища могут создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе без увеличения бюджетных ассигнований учебно - научно - производственные или учебно - производственные фирмы, объединения, ассоциации и другие рациональные формы совместной деятельности. Решения о создании указанных объединений принимаются училищами, предприятиями и организациями добровольно по согласованию с соответствующими органами управления народным образованием и исполкомами Советов народных депутатов. Руководство текущей деятельностью такого объединения осуществляет аппарат объединения, структура и функции которого определяются на конференции уполномоченных и содержащийся за счет добровольных отчислений от доходов подведомственных училищ, предприятий и организаций, входящих в его состав, и совет (конференция) директоров этих училищ, предприятий и организаций. Взаимоотношения аппарата объединения и его структурных единиц объединения строятся на договорной основе. Структура и функции аппарата управления объединением утверждаются исполкомом Совета народных депутатов и обеспечивают создание необходимых условий для совершенствования качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих для отраслей народного хозяйства, методическое обеспечение учебно - воспитательного процесса на основе координации учебно - производственной деятельности и кооперации средств профтехучилищ, развития договорных и хозрасчетных отношений, организации материально - технического снабжения и сбыта продукции и др.
14. Перевод учреждений на новые условия хозяйствования осуществляется с 1 января 1990 г. сроком на один год в соответствии с настоящими Основными положениями по мере готовности училищ и в порядке, установленном Советом Министров РСФСР.
15. При переводе подведомственных учебных заведений и учреждений профтехобразования на новые условия хозяйствования, министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров АССР и местные Советы народных депутатов могут вносить уточнения и дополнения в условия хозяйствования конкретных учреждений с учетом национальных, территориальных и других особенностей их деятельности.



Приложение 3
Утверждаю
Первый заместитель Министра
народного образования РСФСР
В.Л.БОЛОБОНОВ
5 марта 1990 года
Согласовано
Заместитель Министра
финансов РСФСР
М.А.КОЖЕВНИКОВ
10 марта 1990 года
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ХОЗРАСЧЕТНОЙ УЧЕБНО - ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПТУ
1. Общие положения
1.1. "Типовое положение о хозрасчетной учебно - производственной деятельности ПТУ" разработано в соответствии с "Временным положением о профессионально - техническом училище (примерном)", утвержденном Приказом Гособразования СССР от 07.07.89 N 565 на основании решения Совета Министров СССР от 07.07.89 (ПП-16282).
1.2. Цель данного Положения - определить основные элементы хозяйственного механизма профтехучилищ в учебно - производственной сфере, права и обязанности коллективов ПТУ, решивших перевести учебно - производственную деятельность на хозрасчетную основу.
1.3. Хозрасчетная учебно - производственная деятельность (УПД) ПТУ является одним из видов деятельности, направленных на получение внебюджетных ассигнований.
1.4. Перевод учебно - производственной деятельности на хозрасчетную основу осуществляется по инициативе коллектива ПТУ, способствует решению социальных и народнохозяйственных задач по повышению уровня общеобразовательной, профессиональной и воспитательной работы ПТУ и удовлетворению потребностей народного хозяйства и населения в продукции, работах, услугах, поэтому заслуживает всемерной поддержки со стороны руководящих органов и стимулирования.
1.5. Хозрасчетная учебно - производственная деятельность ПТУ направлена на достижение следующих целей:
повышение уровня профессиональной подготовки учащихся в процессе производства конечной товарной продукции, проведения работ, оказания услуг;
повышение уровня воспитательной работы за счет предоставления учащимся широких прав и возможностей участия в производительном труде как в урочное, так и во внеучебное время, в условиях прогрессивных форм организации труда (бригадный хозрасчет, подряд, аренда) и функционирования хозяйственного механизма, аналогичного действующему на базовых предприятиях, отраслях;
получение дополнительных средств для удовлетворения потребностей в развитии материальной базы и социальной сферы ПТУ;
получение средств для стимулирования работающих в ПТУ на повышение эффективности деятельности профтехшколы и достижение более высоких конечных результатов.
1.6. Средством достижения указанных целей является использование в учебно - производственной деятельности элементов современного хозяйственного механизма, хозрасчета, прибыли, цены, кредита, стимулирования, прогрессивных нормативов.
2. Учебно - производственная деятельность
2.1. Учебно - производственной деятельностью является всякая деятельность ПТУ, направленная на достижение перечисленных в п. 1.5 целей и имеющая в качестве результата материальные ценности, работы, услуги, реализуемые на сторону, в том числе базовыми предприятиями, или служащие для удовлетворения собственных потребностей ПТУ.
2.2. Учебно - производственная деятельность отражается на отдельном счете.
2.3. Продукция, работы, услуги для собственных нужд ПТУ оплачиваются с соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных для удовлетворения этих потребностей.
2.4. Организационные формы хозрасчетной учебно - производственной деятельности ПТУ, а также формы хозрасчета выбираются трудовым коллективом ПТУ (хозрасчетная учебно - производственная мастерская (УПМ), учебно - производственные предприятия (УПП), объединения (УПО), кооперированное производство продукции, арендные отношения, хозрасчетная учебно - производственная деятельность как таковая без оргструктурных изменений и т.д.).
2.5. Основным признаком учебно - производственной деятельности, отличающим ее от различного вида инициативных работ, проводимых коллективом ПТУ с целью получения дополнительных средств в виде внебюджетных ассигнований, является участие в ней всех учащихся ПТУ, на долю которых должно приходиться не менее 40% стоимости выполняемых работ, услуг, произведенной продукции.
2.6. Совместное производство продукции, работ, услуг с любым предприятием народного хозяйства либо участие учащихся в производстве продукции на базовом предприятии осуществляется на договорных основах между предприятием и ПТУ с непременным определением порядка разделения доходов.
Если на базовом предприятии принята первая форма хозрасчета, доля балансовой прибыли, приходящаяся на заработную плату учащихся, полученную ими в процессе производственной практики на базовом предприятии, определяется следующим образом:
Пб x Зуч
Пуч = --------,
Зполн
где: Пуч - размер балансовой прибыли, приходящейся на зарплату учащихся, руб.;
Пб - балансовая прибыль предприятия за период расчета, руб.;
Зуч - зарплата учащихся за тот же период, руб.;
Зполн - полная зарплата коллектива базового предприятия (без выплат из ФМП), руб.
Если базовое предприятие работает по второй форме хозрасчета, зарплата учащихся определяется расчетно, а на счет ПТУ переводится часть валового дохода (Дв) базового предприятия в размере:
Дв x Зуч
Дуч = --------.
Зполн
В этом случае зарплата учащихся является частью Дуч. Отчисления от прибыли и дохода на счет ПТУ базовые предприятия осуществляют до начала распределения прибыли и дохода по нормативам. Порядок передачи предприятием профтехучилищу части прибыли или дохода либо форма и порядок их компенсации определяются в договоре.
2.7. Переход к хозрасчетным отношениям в учебно - производственной сфере ПТУ осуществляется на основании приказа вышестоящей организации и положения, определяющего специфику реализации хозрасчетных принципов в учебно - производственной деятельности конкретного ПТУ.
3. Хозрасчетный доход от учебно - производственной деятельности и его распределение
3.1. Профтехучилища не вносят платежи в бюджет от полученных доходов.
3.2. Экономические нормативы стабильны на пятилетку, устанавливаются вышестоящей организацией на основе увязки интересов развития коллектива ПТУ и региональной и республиканской систем ПТО.
3.3. Хозрасчетная учебно - производственная деятельность в ПТУ по решению трудового коллектива ориентируется на форму нормативного распределения дохода или использование арендных отношений с последующим включением арендной платы в состав балансовой прибыли (валового дохода).
3.4. При нормативном распределении прибыли (первая форма хозрасчета) из балансовой прибыли, полученной по результатам учебно - производственной деятельности, выплачиваются проценты за краткосрочный банковский кредит и делаются отчисления вышестоящей организации (региональной системе ПТО) в размере до 10% на 1990 г. Оставшаяся в распоряжении ПТУ прибыль направляется на формирование фондов экономического стимулирования (ФЭС) по нормативам, единым для всех ПТУ в 1990 г.:
фонда развития материальной базы (ФРМБ) - 40%
фонда социального развития (ФСР) - 35%
фонда материального поощрения (ФМП) - 25%.
Допускается объединение ФРМБ и ФСР в единый фонд производственного и социального развития (ФПСР). Норматив образования такого фонда - 75%.
3.5. При нормативном распределении дохода (вторая форма хозрасчета) из выручки от реализации продукции, работ, услуг вычитаются материальные затраты (включая амортизационные отчисления, отчисления на соцстрах и др. затраты, кроме затрат по зарплате), из оставшейся части дохода осуществляется плата за краткосрочный кредит банка и вышестоящей организации в размере до 5% на 1990 г. Хозрасчетный доход направляется на образование ФРМБ и ФСР по следующим нормативам, единым для всех ПТУ на 1990 г.:
фонд развития материальной базы - 16%
фонд социального развития - 16%.
Остаток хозрасчетного дохода представляет собой фонд оплаты труда (ФОТ), направляемый на оплату труда и стимулирование участников работы. Допускается создание единого фонда производственного и социального развития по нормативу 32%.
3.6. Использование в учебно - производственной деятельности арендных отношений связано с разделением дохода от деятельности коллектива - арендатора между ним и ПТУ в виде арендной платы. Арендные отношения строятся на долговременной основе, арендная плата представляет собой фиксированную в договоре, заранее обусловленную часть выручки. Предметом аренды является свободное от выполнения учебно - производственных программ машинное время станков, оборудования, приборов, вычислительной техники и т.п. и помещения. Фонд оплаты труда арендного коллектива представляет собой остаток от вычитания из выручки материальных затрат, платы за кредит и арендной платы. Размеры арендной платы должны быть достаточными для компенсации эксплуатационных расходов ПТУ, приходящихся на арендуемое время, и создания фондов экономического стимулирования ПТУ и фонда риска.
3.7. Коллектив ПТУ имеет право осуществлять стимулирование труда всех категорий работающих в ПТУ и учащихся.
3.8. Направления расходования фондов экономического стимулирования определяются в соответствии с п. п. 3.11 - 3.12 трудовым коллективом ПТУ, расходование осуществляется по сметам, обсужденным трудовым коллективом (или СТК) и утверждаемым руководителем ПТУ и профсоюзной организацией.
3.9. Доходы от производственной практики учащихся, полученные с базовых предприятий и оставляемые в распоряжении ПТУ, направляются в балансовую прибыль или валовый доход ПТУ для последующего распределения, согласно п. п. 3.4 - 3.5.
3.10. Средства фонда развития материальной базы формируются из прибыли (дохода) от учебно - производственной деятельности по нормативам, амортизационных отчислений по установленным нормам, предназначенных на полное восстановление основных фондов в размерах, предусмотренных в себестоимости продукции (работ, услуг).
3.11. Средства фонда развития материальной базы, фонда социального развития (или объединенного фонда производственного и социального развития), а также фонда материального поощрения используются в направлениях, соответствующих "Положению о порядке расходования средств, заработанных учащимися профессионально - технических учебных заведений в период производственного обучения и производственной практики и остающихся в распоряжении училищ", утвержденному Госпрофобром РСФСР 10.11.87.
3.12. Средства фонда оплаты труда используются для оплаты труда и материального поощрения участников учебно - производственной деятельности

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС СССР от 10.04.1990 n 1422-1 О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА СССР ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОЮЗА ССР, СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК  »
Документы СССР »
Читайте также