ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 18.11.1989 n 1011 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГАЗОВОГО КОНЦЕРНА ГАЗПРОМ


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 1989 г. N 1011
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГАЗОВОГО
КОНЦЕРНА "ГАЗПРОМ"
Совет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Устав Государственного газового концерна "Газпром".
2. Разрешить Совету концерна "Газпром" включать вновь созданные, реорганизованные, а также вступающие в концерн объединения, предприятия и организации в перечни, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 8 августа 1989 г. N 619.
3. Протокольно.
4. Бюро Совета Министров СССР по топливно - энергетическому комплексу обобщить опыт работы концерна "Газпром" и о результатах доложить Совету Министров СССР в I квартале 1991 г.



Утвержден
Постановлением
Совета Министров СССР
от 18 ноября 1989 г. N 1011
УСТАВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГАЗОВОГО КОНЦЕРНА "ГАЗПРОМ"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Государственный газовый концерн "Газпром" <*> является самостоятельным производственно - хозяйственным комплексом, осуществляющим свою деятельность в интересах государства и входящих в его состав научно - производственных и производственных объединений, предприятий и организаций на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования и социалистического самоуправления.
--------------------------------
<*> Далее именуется "концерн".
2. В состав концерна входят предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 8 августа 1989 г. N 619 (приложения N 1 и 2) объединения, предприятия и организации, непосредственно обеспечивающие работу Единой системы газоснабжения СССР (ЕСГ СССР) и предприятия, включенные в состав концерна по предложению трудовых коллективов <*>, а также коммерческий банк.
--------------------------------
<*> Далее именуются "предприятия".
3. Концерн и предприятия, входящие в его состав, действуют в соответствии с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Уставом.
4. Концерн является юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банка, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитраже или суде.
Концерн отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание.
Государство и его органы не отвечают по обязательствам концерна, равно как и концерн не отвечает по обязательствам государства и его органов.
Концерн не отвечает по обязательствам членов концерна, равно как и члены концерна не отвечают по его обязательствам.
5. Концерн имеет печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием.
Местонахождение Правления концерна "Газпром" и его рабочего аппарата - г. Москва.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕРНА
6. Концерн несет ответственность за обеспечение надежного газоснабжения страны, удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в природном газе и газовом конденсате, продуктах их переработки, в бытовой и промышленной газовой аппаратуре.
7. Для выполнения своих задач концерн обеспечивает:
комплексное решение проблем развития ЕСГ СССР при наиболее полной интеграции экономических и производственных возможностей по добыче газа, нефти, газового конденсата, выпуску продуктов их переработки и другой продукции при наименьших затратах;
совершенствование организации управления, форм и методов хозяйствования, развитие хозяйственного расчета на предприятиях и установление экономических взаимоотношений, обеспечивающих тесную увязку интересов предприятий и государства в целом;
разработку долгосрочных прогнозов, перспективных и текущих планов экономического и социального развития концерна, целевых комплексных научно - технических, экономических и социальных программ;
участие в работе по определению потребности народного хозяйства и экспорта в природном газе и конденсате, продуктах их переработки;
централизованное управление ЕСГ СССР, надежность и безопасность эксплуатации газовых объектов в соответствии с действующими нормами и правилами;
проведение единой научно - технической политики на предприятиях концерна, концентрацию научно - технического и производственного потенциала на разработке и внедрении новых прогрессивных видов техники, технологий и материалов;
реализацию единой стратегии в области инвестиций для решения общих задач развития производственной базы концерна, расширения реконструкции и технического перевооружения предприятий;
выполнение геологоразведочных работ, эксплуатацию месторождений и комплексное освоение ресурсов газа, газового конденсата, нефти и термальных вод с применением передовых методов разведки и разработки месторождений и новых технологических процессов извлечения содержащихся в них ценных компонентов с соблюдением всех установленных требований по охране недр;
развитие и эксплуатацию газотранспортных систем и подземных хранилищ газа;
расширение сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, транспортировки и реализации сжатого и сжиженного газа для нужд населения и народного хозяйства, в том числе в качестве моторного топлива для транспортных средств;
развитие газификации народного хозяйства и газоснабжения потребителей страны;
осуществление государственного надзора за выполнением газопотребляющими предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности, норм и правил использования газа в качестве топлива и сырья, за соблюдением наладочными организациями установленных требований к качеству наладки газоиспользующего оборудования;
представление министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям требований о снятии с производства неэкономичного газоиспользующего оборудования, участие в решении вопросов о выпуске вновь созданного газоиспользующего оборудования;
производство современных видов бытовой и промышленной газовой аппаратуры, оборудования, арматуры, приборов и средств автоматики, газовой осветительной и отопительной аппаратуры, а также выполнение работ по их монтажу, техническому и диагностическому обслуживанию;
осуществление мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов при освоении месторождений, добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья и другой производственно - хозяйственной деятельности;
развитие подсобных сельских хозяйств и тепличных комплексов с использованием вторичного тепла компрессорных станций, организацию в установленном порядке торгового и бытового обслуживания работников предприятий концерна;
развитие новых форм взаимовыгодных внешнеэкономических связей, торгово - экономического и научно - технического сотрудничества с зарубежными фирмами;
организацию подготовки и переподготовки кадров;
социально - экономическое развитие трудовых коллективов, укрепление материальной базы социальной сферы;
создание безопасных условий труда, разработку и утверждение в установленном порядке правил, норм и типовых инструкций по охране труда, внедрение новых средств и методов предупреждения возникновения аварий, пожаров, открытых газонефтяных фонтанов.
III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕРНА
8. В своей деятельности концерн непосредственно взаимодействует со всеми центральными экономическими органами, постоянными органами Совета Министров СССР, министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик.
Руководство работой концерна осуществляет Бюро Совета Министров СССР по топливно - энергетическому комплексу.
9. Концерн самостоятельно разрабатывает и реализует планы своей деятельности на основе исходных данных планирования: государственного заказа, контрольных цифр, экономических нормативов и лимитов, доводимых органами государственного управления. При планировании народного хозяйства деятельность его предусматривается отдельной строкой.
10. Концерн впредь до полного перехода на оптовую торговлю средствами производства выполняет функции фондодержателя по продукции производственно - технического назначения, распределяемой в централизованном порядке Госпланом СССР и Госснабом СССР.
11. В целях наиболее полного удовлетворения потребностей в газе и обеспечения ресурсосбережения концерн осуществляет оперативное управление газоснабжением страны, гибкое планирование добычи и поставок газа по кварталам и в целом по году, исходя из реальной потребности регионов и отдельных потребителей. При изменении объемов добычи и поставок газа, а также горно - геологических условий концерн вносит соответствующие уточнения в экономические показатели и нормативы предприятий, компенсирует им выпадающие доходы.
12. Концерн разрабатывает, проводит экспертизу и утверждает проекты геологоразведочных работ, технологические схемы, проекты опытно - промышленной эксплуатации, разработки газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений, эксплуатируемых предприятиями концерна, а также проекты на строительство новых объектов, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, обеспечивающих работу ЕСГ СССР.
13. По объектам добычи, переработки, транспортировки и хранения газа, газового конденсата и сжиженных газов, а также использования газа в качестве моторного топлива для транспортных средств концерн:
участвует в разработке строительных норм и правил, утверждаемых Госстроем СССР, а также отраслевых строительных норм, утверждаемых министерствами и ведомствами;
разрабатывает и утверждает по согласованию с Госстроем СССР общесоюзные и отраслевые нормы технологического проектирования, а также отраслевые строительные нормы;
разрабатывает и утверждает по согласованию с Государственным комитетом СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике правила безопасной эксплуатации указанных объектов.
14. Концерн разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств и утверждает единые правила пользования газом в народном хозяйстве, а также вытекающие из них нормативные документы по вопросам проектирования, создания и эксплуатации газоиспользующего оборудования.
Дает поставщикам и потребителям газа обязательные для исполнения указания о режиме газоснабжения и газопотребления в соответствии с действующими правилами подачи газа магистральным газопроводам и потребителям.
15. На концерн распространяются права и функции центральных органов отраслевого управления в области внешнеэкономической деятельности, предусмотренные в решениях Правительства СССР. Концерн и входящие в его состав предприятия имеют право в порядке, установленном действующим законодательством:
осуществлять экспортно - импортные операции;
участвовать в проектировании, строительстве и эксплуатации объектов газовой промышленности за рубежом на условиях генподряда и технического содействия;
осуществлять научно - техническое сотрудничество с зарубежными странами в целях эффективного решения проблем развития газовой промышленности страны;
привлекать к сооружению объектов газовой промышленности как на территории СССР, так и за рубежом иностранные организации и фирмы;
создавать на территории СССР и за рубежом совместные с иностранными партнерами предприятия и фирмы, привлекать иностранные фирмы для оказания услуг по заключению и исполнению внешнеэкономических сделок (контрактов);
создавать за рубежом технические и технико - коммерческие центры (бюро), представительства, ремонтные и сервисные организации, базы и склады;
командировать специалистов в социалистические, капиталистические и развивающиеся страны.
16. В целях повышения эффективности хозяйствования и сокращения аппарата управления концерн создает и способствует созданию предприятиями консультативных и посреднических хозрасчетных организаций в сферах производственно - коммерческой деятельности, материально - технического обеспечения и сбыта, финансов, инженерного, информационного и юридического обслуживания и других.
Посреднические организации осуществляют свою деятельность на основе хозяйственных договоров, заключенных с предприятиями и концерном.
17. Предприятия концерна, обеспечивающие работу ЕСГ СССР, производят отчисления в местный бюджет за трудовые ресурсы, формируют из прибыли фонды материального поощрения, социального развития и развития производства, науки и техники по установленным нормативам.
Оставшаяся прибыль и амортизационные отчисления на полное восстановление по установленным нормативам аккумулируются в концерне для централизованных расчетов с союзным бюджетом, финансирования государственных централизованных капитальных вложений, компенсации предприятиям выпадающих доходов при изменении горно - геологических условий и спроса на газ, оказания финансовой помощи и других нужд.
Налог с оборота уплачивается в установленном порядке. Концерн обеспечивает полноту и своевременность расчетов по платежам в союзный бюджет и кредитам банков.
Указанные предприятия строят взаимоотношения между собой на основе внутренних расчетных цен, утверждаемых Советом концерна. Расчетные цены должны обеспечивать выравнивание влияния горно - геологических условий добычи газа на экономические показатели, создавать необходимые условия для осуществления воспроизводства на газодобывающих и газотранспортных предприятиях. Расчетные цены формируются с учетом цен на газ, действующих для потребителей.
18. Взаимоотношения между предприятиями, включенными в состав концерна по предложению трудовых коллективов, и концерном определяются договором, который заключается между ними. Расчеты с бюджетом по этим предприятиям осуществляются в установленном порядке.
19. Все предприятия, состоящие в концерне, не могут входить в состав других концернов, корпораций, межотраслевых государственных объединений. Они могут образовывать между собой и с предприятиями других отраслей межхозяйственные объединения (предприятия), входить в союзы и ассоциации потребителей и производителей без согласия руководящих органов концерна.
IV. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА КОНЦЕРНА
20. Имущество концерна состоит из основных и оборотных средств, образующих его уставный фонд, а также из фондов и иного имущества, закрепленного за концерном.
21. Имущество, закрепленное за концерном, отражается на его самостоятельном балансе.
22. Фонды и резервы концерна образуются путем отчислений по нормативам от прибыли предприятий. Средства концерна формируются также за счет взносов предприятий концерна для выполнения целевых задач, ценных бумаг (акций и облигаций, в том числе иностранных компаний), приобретаемых концерном, и получаемых по ним доходов, а также доходов, поступающих от долевого участия в межхозяйственных объединениях (предприятиях) и от предприятий и организаций, создаваемых концерном.
23. Средства концерна используются для:
централизованных расчетов с союзным бюджетом по предприятиям, обеспечивающим работу ЕСГ СССР;
финансирования производственного и социального развития концерна;
ввода в эксплуатацию новых месторождений, развития газотранспортных систем, технического перевооружения и реконструкции предприятий (с привлечением собственных средств предприятий), проведения общеотраслевых научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, реализации инвестиционных и других проектов;
создания фондов экономического стимулирования новых предприятий;
содержания руководящих и рабочих органов концерна;
финансирования деятельности предприятий, которые не могут функционировать на условиях полного хозяйственного расчета.
24. Предприятия концерна не имеют обособленных прав на использование средств концерна.
V. ЧЛЕНЫ КОНЦЕРНА, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
25. Членами концерна могут быть советские государственные, кооперативные и иные объединения, предприятия и организации, признающие Устав концерна и принявшие на себя обязательства по осуществлению производственно - хозяйственной и иной деятельности в соответствии с задачами концерна.
26. Члены концерна имеют право:
вносить на рассмотрение руководящих органов концерна предложения по вопросам деятельности концерна и участвовать в обсуждении этих вопросов на заседаниях руководящих органов концерна;
пользоваться в первоочередном порядке услугами, предоставляемыми предприятиями концерна.
27. Члены концерна обязаны:
осуществлять производственно - хозяйственную и иную деятельность в соответствии с задачами концерна;
соблюдать Устав концерна, выполнять решения его руководящих органов;
нести ответственность, в том числе и материальную, за неисполнение принятых на себя обязательств перед руководящими органами концерна и его членами.
28. Предприятия концерна, обеспечивающие работу ЕСГ СССР, могут выходить из состава концерна с согласия Совета Министров СССР. Выход из состава предприятий их структурных единиц и самостоятельных организаций осуществляется по решению Совета концерна.
Предприятия, включенные в состав концерна по предложению трудовых коллективов, имеют право самостоятельного выхода из него при условии выполнения или сохранения по договору своих обязательств перед концерном.
VI. УПРАВЛЕНИЕ КОНЦЕРНОМ
29. Управление концерном осуществляется на демократической основе с широким участием трудовых коллективов. Руководящими органами концерна являются Совет концерна и Правление.
30. Высшим органом управления является Совет концерна. В состав Совета входят руководители предприятий - членов концерна и председатели советов их трудовых коллективов на основе равного представительства, а также Председатель Правления и его члены. Заседания Совета концерна созываются Председателем Правления по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Внеочередные заседания Совета созываются по требованию не менее одной трети членов концерна.
Решения Совета концерна принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов. Каждый член Совета пользуется правом одного голоса. Решение Совета концерна считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Совета.
Решения, принимаемые Советом концерна, оформляются постановлениями.
Протоколы заседаний Совета подписываются Председателем Правления, копии протоколов рассылаются членам Совета.
Совет концерна решает все основные вопросы, касающиеся его деятельности, включая:
утверждение предприятиям экономических нормативов;
рассмотрение и утверждение перспективных и текущих планов, основных программ деятельности концерна и отчетов об их выполнении;
утверждение порядка формирования и использования фондов и резервов концерна;
принятие решений о привлечении дополнительных взносов членов концерна для финансирования целевых производственных, научно - технических, социальных и природоохранных программ;
утверждение уровня расчетных цен;
принятие решений о возмещении членам концерна убытков, вызванных ненадлежащим осуществлением Правлением своих обязанностей по отношению к предприятию;
прием новых членов, изъявивших желание войти в состав концерна;
утверждение численности рабочего аппарата, фонда, условий и системы оплаты труда его работников, затрат на содержание Правления и рабочего аппарата;
рассмотрение отчетов Правления концерна и его членов, рабочих комиссий, а также вопросов деятельности коммерческого банка и принятие соответствующих решений;
утверждение избранных коллективами руководителей предприятий;
рассмотрение жалоб на решения Правления концерна.
31. Совет концерна в установленном порядке создает, реорганизует, а при необходимости ликвидирует предприятия, обеспечивающие работу ЕСГ СССР, в соответствии с потребностями концерна.
32. Совет концерна избирает Председателя и членов Правления концерна на срок пять лет. Председатель Правления утверждается Советом Министров СССР.
Члены Совета при избрании Правления имеют право предлагать альтернативные кандидатуры. Члены Правления могут освобождаться от должности на основании решения Совета концерна.
33. Правление концерна руководит его текущей работой и несет ответственность за выполнение возложенных на концерн задач.
Заседания Правления созываются его Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения Правления принимаются открытым голосованием. Каждый член Правления имеет один голос. Решения Правления, принятые в пределах его компетенции в соответствии с действующим законодательством, обязательны для исполнения всеми членами концерна.
Правление концерна:
обеспечивает выполнение решений Совета концерна;
осуществляет предварительную проработку вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании Совета концерна;
создает постоянные и временные рабочие комиссии, необходимые для обеспечения деятельности концерна;
организует разработку перспективных и текущих планов и программ деятельности концерна;
осуществляет руководство реализацией планов и программ концерна, принимает необходимые оперативные меры к их выполнению;
утверждает планы распределения отдельных видов продукции производственно - технического назначения по централизованно выделяемым лимитам (фондам);
разрабатывает предложения о порядке распределения прибыли (дохода), формирования и использования фондов и резервов концерна, о привлечении дополнительных взносов его членов, подготавливает экономические нормативы;
принимает решения о компенсации предприятиям концерна повышенных затрат, связанных с изменением горно - геологических и других условий эксплуатации месторождений, о покрытии выпадающих доходов предприятий, оказании финансовой помощи, финансировании других нужд с последующей информацией Совета концерна;
принимает решения о покрытии убытков концерна, в том числе причиненных предприятиями вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими принятых обязательств, с последующей информацией Совета концерна;
подготавливает для рассмотрения на заседании Совета концерна предложения по совершенствованию управления и организационной структуры концерна;
утверждает уставы членов концерна;
устанавливает условия и показатели премирования руководящих работников предприятий;
заслушивает отчеты работников рабочего аппарата и принимает соответствующие решения.
34. Председатель Правления осуществляет руководство деятельностью Правления и рабочего аппарата, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на концерн задач, назначает в установленном порядке заместителей из числа членов Правления, распределяет обязанности между членами Правления и определяет их полномочия в решении вопросов деятельности аппарата концерна.
Председатель Правления:
издает приказы, инструкции и другие акты по вопросам, входящим в его компетенцию;
обеспечивает контроль за выполнением решений руководящих органов концерна;
распоряжается имуществом и средствами концерна, представляет концерн в отношениях с любыми советскими и иностранными юридическими и физическими лицами, заключает в СССР и за границей соглашения, договоры и иные сделки от имени концерна и выдает доверенности на совершение таких сделок;
утверждает структуру, штатное расписание и смету расходов на содержание Правления и его рабочего аппарата, а также положения о его структурных подразделениях;
назначает на должность работников аппарата концерна, в том числе по срочному трудовому договору, устанавливает должностные оклады и надбавки к ним, поощряет работников аппарата и налагает на них взыскания;
принимает решения о предъявлении от имени концерна претензий и исков к организациям и гражданам как в СССР, так и за границей в соответствии с действующим законодательством;
переводит действующие предприятия из одной группы (категории) по оплате труда руководителей и специалистов в другую и относит вновь создаваемые предприятия к группе (категории) по оплате труда руководителей и специалистов, руководствуясь при этом утвержденными в установленном порядке показателями распределения этих предприятий по группам (категориям) по оплате труда;
сохраняет на предприятиях при реорганизации их или изменении подчиненности в пределах концерна действующие условия оплаты труда и премирования, преимущества и льготы;
восстанавливает по согласованию с соответствующим ЦК профсоюза отдельным работникам предприятий концерна непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в тех случаях, когда этот стаж прервался по независящим от работников причинам;
устанавливает по согласованию с соответствующим ЦК профсоюза должностные оклады и условия премирования работников предприятий концерна по вновь вводимым должностям, не предусмотренным в действующих схемах должностных окладов и положениях о премировании, применительно к должностным окладам и условиям премирования, утвержденным для соответствующих работников объединений, предприятий, организаций в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда);
устанавливает тарифные ставки, сетки и схемы должностных окладов и утверждает положения о премировании работников вновь создаваемых (в том числе в результате объединения или реорганизации) предприятий концерна, для которых нет утвержденных тарифных ставок, сеток и схем должностных окладов и положений о премировании, применительно к действующим на аналогичных по объему и характеру производства (работы) предприятиях концерна тарифным ставкам, сеткам, схемам и положениям о премировании;
сохраняет в отдельных случаях за квалифицированными рабочими и специалистами при переводе их на вновь вводимые в действие, расширяемые или реконструируемые предприятия или отдельные объекты предприятий с других предприятий концерна среднюю заработную плату на период нормативного срока освоения производства, но не более чем на один год.
VII. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ
35. Концерн ведет оперативный бухгалтерский и статистический учет, осуществляет контроль за ходом производства.
В установленном порядке представляет отчетность по всем видам производственно - хозяйственной деятельности, обеспечивает достоверность отчетов и балансов.
36. Концерн обеспечивает в соответствии с действующим законодательством проведение комплексных ревизий финансово - хозяйственной деятельности входящих в состав концерна предприятий.
37. Концерн обеспечивает строгое соблюдение действующего законодательства и своевременное исполнение решений, принятых по предложениям членов концерна, заявлениям и жалобам трудящихся.
VIII. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРНА
38. Ликвидация концерна производится по решению Совета Министров СССР.
39. Членство в концерне любого его участника может быть прекращено решением Совета концерна, если деятельность данного члена противоречит целям и задачам концерна.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 29.12.1988 n 1468 О РЕГУЛИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООПЕРАТИВОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ О КООПЕРАЦИИ В СССР  »
Документы СССР »
Читайте также