ПРИКАЗ МВД СССР от 17.11.1989 n 285 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ И ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД СССР


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
ПРИКАЗ
от 17 ноября 1989 г. N 285
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ
В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ И ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД СССР
1. Утвердить прилагаемое Руководство по медицинскому обеспечению лиц, содержащихся в следственных изоляторах и исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР.
2. Считать утратившими силу Приказы МВД СССР от 30 мая 1975 г. N 125, от 13 января 1982 г. N 14, приложение N 14 к Приказу МВД СССР от 24 июня 1985 г. N 0204.
Заместитель Министра,
генерал-лейтенант
внутренней службы
Л.Г.СИЗОВ


Приложение
к Приказу МВД СССР
от 17 ноября 1989 г. N 285
Согласовано
Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР
И.Н.ДЕНИСОВ
РУКОВОДСТВО
ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЦ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ
И ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД СССР
Цель и основные задачи медицинской службы
следственного изолятора и исправительно-трудового
учреждения по лечебно-профилактическому обеспечению
подследственных и осужденных
Главной целью медицинской службы следственных изоляторов и исправительно-трудовых учреждений <*> является сохранение и восстановление здоровья лиц, содержащихся в учреждениях МВД СССР.
--------------------------------
<*> В дальнейшем следственные изоляторы и исправительно-трудовые учреждения будут именоваться "учреждения".
Основные задачи медицинской службы:
1. Организация и оказание лицам, содержащимся в учреждениях, необходимой медицинской помощи.
2. Осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья подследственных и осужденных путем проведения систематических медицинских осмотров и обследований. Выявление лиц, нуждающихся в лечении и динамическом медицинском наблюдении, проведение в отношении их лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на поддержание трудоспособности и профилактику нарушений режима содержания и повторных преступлений.
3. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в этих учреждениях <*>.
--------------------------------
<*> В случае эпидемической вспышки инфекционного заболевания, возникшей одномоментно или на протяжении инкубационного периода, при которой количество заболевших превышает 10% от числа содержащихся в учреждении, групповых пищевых токсикоинфекций и профессиональных заболеваний (независимо от их тяжести), а также одиночных или групповых травм и отравлений, связанных с тяжелым или смертельным исходом, начальник учреждения обязан информировать об этом надзирающего прокурора.
4. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди спецконтингента, участие в процессе перевоспитания осужденных на основе формирования у них навыков здорового образа жизни.
5. Систематический анализ заболеваемости и трудопотерь спецконтингента с целью разработки и проведения лечебно-профилактических мероприятий.
ЧАСТЬ I
САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПОДСЛЕДСТВЕННЫХ И ОСУЖДЕННЫХ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНОГО НАДЗОРА
В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ И ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Санитарный контроль в следственных изоляторах и исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР представляет собой систему постоянного слежения за соблюдением требований санитарных норм и правил и проведением комплекса мероприятий, направленных на оздоровление условий труда и быта спецконтингентов, предупреждение и снижение среди них заболеваний, ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней среды (водоемов, почвы и атмосферного воздуха) вредными для здоровья выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами.
1.2. Медицинские части учреждений осуществляют санитарный контроль за выполнением требований санитарного законодательства:
- по санитарному состоянию и содержанию жилых, служебных и производственных помещений, коммунально-бытовых, пищевых объектов, источников водоснабжения, очистке территории;
- по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарно-гигиенического содержания и санитарно-технического состояния всех объектов учреждения;
- по соблюдению в учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил размещения, водоснабжения, банно-прачечного обеспечения, условий труда спецконтингента.
Примечание. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях, осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в части I настоящего Руководства.
Глава 2. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
ЗА ОБЪЕКТАМИ СИЗО И ИТУ
Санитарно-гигиенический контроль за очисткой территории
2.1. Очистка территории учреждений заключается в планово проводимых санитарно-технических и хозяйственных мероприятиях по сбору, хранению, удалению и обезвреживанию отбросов.
Существуют две основные системы очистки: вывозная система, при которой все отбросы вывозятся специальным транспортом в места их обеззараживания и утилизации, и сплавная или канализационная система.
2.2. Ответственность за эксплуатацию, своевременный ремонт и учет канализационных сооружений в учреждениях возлагается на начальника отдела (группы) интендантского и хозяйственного обеспечения, в лесных ИТУ - отдела (группы) коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения.
2.3. Санитарный надзор за очисткой территории и учреждения, устройством и эксплуатацией канализационных сетей и сооружений организуется и проводятся медицинской частью учреждения в соответствии с нормативными документами МВД СССР, Минздрава СССР в форме предупредительного и текущего санитарного надзора.
2.4. В решении вопросов предупредительного санитарного надзора медицинская часть руководствуется методическими указаниями СЭС МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ, получает от них и от территориальных СЭС органов здравоохранения консультативную и практическую помощь в выборе земельных участков под строительство канализационных сетей и сооружений, мест обеззараживания и утилизации отбросов, а также при приеме их в эксплуатацию, при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод и почвы вредными промышленными и другими выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами.
2.5. Текущий санитарный надзор за очисткой территории учреждения представляет собой постоянное наблюдение за регулярностью вывоза отбросов и санитарным состоянием территории, за соблюдением санитарных норм и правил при эксплуатации канализационных сетей и сооружений, устройств по обеззараживанию и утилизации твердых отбросов.
При обеспечении учреждения системой канализации и устройствами по обезвреживанию и утилизации твердых отбросов, принадлежащих органам коммунального хозяйства, предприятиям и организациям других министерств и ведомств, медицинская часть организует и проводит текущий санитарный надзор за эксплуатацией канализационных сетей и сооружений, расположенных только на территории учреждения.
При обслуживании и эксплуатации канализационных сетей и сооружений силами и средствами самого учреждения медицинская часть осуществляет текущий санитарный надзор за всеми сетями и сооружениями канализации, в том числе и за сооружениями по очистке сточных вод.
2.6. Начальник медицинской части учреждения обязан располагать сведениями о состоянии канализационных сетей и сооружений, эффективности очистки сточных вод, системы сбора, удаления и утилизации твердых отбросов, выявлять недостатки и совместно с ответственными должностными лицами определять сроки их устранения.
2.7. Начальник медицинской части учреждения обязан регулярно докладывать начальнику учреждения о санитарном состоянии территории и мерах по его улучшению, а в случае возникновения угрозы загрязнения источника водоснабжения или других нарушений санитарных правил содержания территории - немедленно.
2.8. Санитарно-защитные разрывы от жилых зданий, столовых и других общественных зданий до коммунальных, санитарно-технических и других объектов должны быть не менее размеров, приведенных в соответствующих СНиПах.
Санитарно-гигиенический контроль за водоснабжением
2.9. Учреждения обеспечиваются водой из водопроводов министерств коммунального хозяйства, предприятий и организаций других министерств и ведомств, из водопроводов, принадлежащих подразделениям органов внутренних дел.
2.10. Обеспечение учреждений хозяйственно-питьевой водой осуществляется силами и средствами отделов (групп) интендантского и хозяйственного обеспечения, которые производят добычу и обработку воды, отвечают за санитарное состояние водопроводных сооружений и соблюдение режима в зонах санитарной охраны, организуют и проводят производственный контроль за качеством воды систем централизованного водоснабжения.
2.11. Санитарный надзор за устройством и эксплуатацией систем водоснабжения организуется и проводится медицинской службой учреждения в соответствии с требованиями действующих ГОСТов и других нормативно-методических документов Минздрава СССР.
2.12. На водопроводах подразделений органов внутренних дел медицинская служба осуществляет санитарный надзор за всеми сооружениями и сетями. На водопроводах местных органов министерств коммунального хозяйства, а также предприятий и организаций других министерств и ведомств - только за сооружениями и сетями водопровода, расположенными на территории учреждения.
2.13. Медицинские части учреждений осуществляют предупредительный и текущий санитарный надзор за водоснабжением под руководством СЭС МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ. При необходимости они получают консультативную и практическую помощь в территориальных СЭС органов здравоохранения.
2.14. В обязанности медицинской части учреждения входят:
- участие в выборе источника водоснабжения и установлении зон санитарной охраны;
- контроль за качеством воды и санитарным состоянием объектов водоснабжения;
- медицинское освидетельствование лиц, работающих на объектах водоснабжения.
Начальник медицинской части обязан обеспечить своевременность и полноту прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров лицами, работающими на объектах водоснабжения (Приложение 1).
2.15. При решении вопроса о пригодности источника, отводимого для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, следует руководствоваться действующим ГОСТом, определяющим показатели качества воды до ее обработки, при соблюдении которых источник может быть использован для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Качество воды, подаваемой потребителям, должно соответствовать ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая".
2.16. Лабораторный контроль в местах водозабора проводят в пределах требований ГОСТа 2874-82 "Вода питьевая".
Лабораторный контроль качества воды перед поступлением в сеть проводится по микробиологическим, химическим и органолептическим показателям. Лабораторный контроль в распределительной сети осуществляется по следующим показателям: коли-индекс, общее число микроорганизмов в 1 куб. см, мутность, цветность, запах, вкус и привкус воды.
При обнаружении микробного загрязнения свыше допустимых нормативов для выявления причин загрязнения должен проводиться повторный отбор проб с дополнительными исследованиями на наличие бактерий - показателей свежего фекального загрязнения, минеральных азотсодержащих веществ и хлоридов.
2.17. Санитарный надзор за системой водоснабжения из подземных водоисточников начинается с выбора водоисточника, оценки количества и качества воды, схемы ее обработки, зон санитарной охраны (ЗСО). Последние организуются на всех водопроводах. Основной целью ЗСО является охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей территории.
2.18. Зоны санитарной охраны создаются в составе трех поясов: первый пояс строгого режима включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений; второй и третий пояса ограничений включают территорию, предназначенную для охраны от загрязнения источников водоснабжения. Санитарная охрана водопроводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
Зоны санитарной охраны организуются в соответствии с действующими строительными и санитарными нормами и правилами.
Возможность организации ЗСО решается на стадии выбора источника хозяйственно-питьевого водоснабжения на основании ГОСТа "Выбор водоисточника хозяйственно-питьевого водоснабжения".
2.19. Граница первого пояса ЗСО для подземных источников намечается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Для одиночных подземных водозаборов, расположенных на территории объектов, исключающих возможность загрязнения почвы, расстояние от них до ограждения допускается уменьшать соответственно до 15 и 25 метров.
При осуществлении текущего санитарного надзора за водоснабжением из подземных источников контролируется выполнение мероприятий по защите водозаборных сооружений, водопроводов и водоносного горизонта от загрязнений. В этих целях территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена постоянной охраной. На ней запрещаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации водопроводных сооружений. Особое внимание следует обращать на строгое выполнение санитарно-гигиенических требований к оборудованию скважин (оголовки, устья, затрубные пространства и др.).
2.20. Во время обследования подземных источников обращается внимание на водоохранные мероприятия не только в первой, но и во второй и третьей ЗСО. Для этого необходимо требовать выявления и тампонирования или восстановления всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность загрязнения водоносного горизонта.
2.21. Бурение новых скважин и любое новое строительство на территории ЗСО без согласования с санитарно-эпидемиологической службой не допускаются. Запрещается размещать склады горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопители промстоков и другие объекты, создающие опасность химического загрязнения подземных вод.
2.22. Границы первого пояса зоны санитарной охраны рек или водоподводящего канала должны устанавливаться в зависимости от местных санитарно-топографических и гидрологических условий, но во всех случаях должны быть:
вверх по течению - не менее 200 м от водозабора;
вниз по течению - не менее 100 м от водозабора;
по прилегающему к водозабору берегу - не менее 100 м от линии уреза воды при наивысшем ее уровне;
в направлении от прилегающего к водозабору берега в сторону водоема при ширине реки или канала менее 100 м - вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от линии уреза воды при наивысшем ее уровне, при ширине реки или канала более 100 м - полоса акватории шириной не менее 100 м.
2.23. Границы первого пояса зоны санитарной охраны водохранилища или озера, используемого в качестве источника водоснабжения, в зависимости от санитарно-топографических, гидрологических и метеорологических условий должны устанавливаться:
- по акватории во всех направлениях - не менее 100 м от водозабора;
- по прилегающему к водозабору берегу - не менее 100 м от линии уреза воды при наивысшем уровне.
На водозаборах ковшового типа в границы первого пояса включается вся акватория ковша.
2.24. При необходимости доставки воды в места, где отсутствуют гарантированные источники водоснабжения, выделяются специальные машины и постоянные лица. Тара для хранения и перевозки воды должна быть исправной, вымытой и продезинфицированной.
Перед дезинфекцией ее тщательно моют и заливают водой, в воду добавляют хлорную известь в растворе из расчета 300 г на 1 куб. м воды, перемешивают и отстаивают в течение часа. После этого тару опорожняют и ополаскивают чистой водой до исчезновения резкого запаха хлора.
2.25. Наиболее распространенный метод обеззараживания воды - хлорирование. Воду хлорируют нормальными дозами с предварительной аммонизацией (преаммонизация) и повышенными дозами (перехлорирование).
Для обеззараживания воды нормальными дозами хлора предварительно путем опытного хлорирования определяется хлорпотребность данной воды. После установления хлорпотребности рассчитывается доза хлора на все количество воды. Правильность проведенного хлорирования определяется по остаточному хлору, которого должно быть не менее 0,3 - 0,5 мг/л после двухчасового контакта хлора с водой.
2.26. Методу перехлорирования в условиях, когда нет возможности пользоваться водой из гарантированных источников, следует отдавать предпочтение, т.к. он по сравнению с хлорированием нормальными дозами обеспечивает большую надежность обеззараживания, сокращает время обеззараживания (20 - 30 мин.), дает возможность обеззараживать мутные и окрашенные воды, не дает хлорфенольного привкуса воде.
Дозу активного хлора для перехлорирования устанавливают в зависимости от состояния источника воды, физических свойств воды, степени ее загрязнения, от эпидемической и эпизоотической обстановки. Обычно пользуются дозами хлора 10 - 30 мг/л. После 20 - 30 мин. контакта определяют остаточный хлор, который затем удаляют фильтрованием через активированный уголь или связывают тиосульфатом натрия из расчета 3,5 мг на 1 мг остаточного хлора. После хлорирования вода должна содержать 1 мг/л остаточного хлора.
Санитарно-гигиенический контроль за организацией питания
2.27. Лица, содержащиеся в учреждениях, обеспечиваются питанием по нормам, утвержденным Советом Министров СССР и объявленным соответствующим приказом МВД СССР.
2.28. Организация питания осуществляется отделом (группой) интендантского и хозяйственного обеспечения, на который возлагаются:
- разработка режима питания для различных категорий довольствующихся с учетом характера и особенностей их работы;
- организация приготовления пищи по установленным нормам суточного довольствия и контроль за доведением этих норм до питающихся;
- надлежащее устройство и оборудование пищеблоков, содержание их в образцовом состоянии, соблюдение правил эксплуатации и санитарного содержания технологического и холодильного оборудования, инвентаря;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований при хранении, отпуске и перевозке продуктов со склада в столовую, хранении и кулинарной обработке их в столовой, приготовлении, раздаче готовой пищи;
- обеспечение условий для соблюдения правил личной гигиены работниками, занятыми приготовлением, отпуском, транспортировкой пищевых продуктов и готовых блюд;
- обеспечение своевременного ремонта технологического и холодильного оборудования;
- обеспечение пищеблоков и других объектов питания моющими и дезинфицирующими средствами, разрешенными Министерством здравоохранения СССР для мытья посуды, инвентаря;
- приобретение технологического оборудования, посуды, инвентаря, санитарной одежды.
2.29. Начальник медицинской части:
- участвует в разработке режима питания, составлении меню-раскладок продуктов, ежемесячно проводит теоретический расчет калорийности в меню-раскладках (Приложение 2);
- представляет начальнику учреждения списки лиц, подлежащих переводу на питание по специальным нормам;
- организует ежедневную проверку качества, соблюдения условий хранения, правил и сроков реализации пищевых продуктов, находящихся в продовольственном складе и магазине учреждения, а также находящихся в личном пользовании у осужденных в ИТК, ВТК, ВТП;
- организует проверку качества приготовленной пищи по всем нормам довольствия. Результаты проверки и разрешение на реализацию готовой пищи заносятся в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи;
- запрещает реализацию недоброкачественного сырья, полуфабрикатов и употребление недоброкачественных пищевых продуктов, готовой пищи;
- организует проведение медицинских обследований в соответствии с инструкцией (Приложение 1);
- организует проведение занятий по гигиеническому обучению работников, занятых приготовлением, реализацией, транспортировкой пищевых продуктов.
2.30. Если продовольствие, поступившее в учреждение, не отвечает предъявляемым к нему требованиям или качество его вызывает сомнение, оно на довольствие не допускается.
Пищевые продукты, поступающие в учреждение, должны иметь сертификаты о качестве с указанием сроков изготовления. Без сертификатов о качестве пищевые продукты не принимаются.
Отделом (группой) интендантского и хозяйственного обеспечения организуется проведение товароведческой экспертизы продуктов, имеющих истекший срок реализации, за исключением особо скоропортящихся и продуктов, имеющих явно выраженные признаки порчи, а также решаются вопросы по использованию недоброкачественных продуктов, не требующих специальных гигиенических исследований.
Медчастью организуется проведение гигиенической экспертизы в целях выявления изменений органолептических свойств продуктов (в том числе скоропортящихся), характера и степени их изменений: отклонений в химическом составе продуктов, степени бактериального загрязнения продуктов и характера микрофлоры, наличия пестицидов, вредных примесей и других чужеродных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые нормативы или естественное содержание в продукте, возможности передачи через инфицированные продукты возбудителей инфекций (на основании конкретных эпидемиологических данных).
2.31. Суточная норма довольствия при трехразовом питании по энергетической ценности (калорийности) распределяется: на завтрак - 30 - 35%, на обед - 40 - 45%, на ужин - 20 - 30% от общей калорийности суточной нормы довольствия. Указанное распределение продуктов по суточной энергетической ценности может изменяться в зависимости от напряженности работы, а именно (в процентах): для работающих в первой смене - завтрак - 35, обед - 40, ужин - 25; для работающих во второй и третьей (ночной) смене - завтрак и ужин по 30, обед - 40.
2.32. Если прием пищи производится довольствующимися в несколько смен с продолжительностью смены, превышающей один час, то приготовление пищи производится для каждой смены отдельно.
Пища должна быть готова за 20 - 30 минут до начала ее раздачи и выдана в сроки, не превышающие двух часов с момента ее готовности.
2.33. При подаче первые блюда и горячие напитки должны иметь температуру не ниже +75 °C, вторые - не ниже 65 °C, холодные блюда и напитки от +7 до + 14 °C. До момента раздачи первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 3 часов. Хранение готовой пищи сверх установленных сроков допускается как исключение. В случае вынужденного хранения оставшейся пищи она должна быть полностью охлаждена и храниться при температуре не выше +6 °C и не более 12 часов. Перед выпуском на раздачу охлажденная пища осматривается и проверяется (дегустируется) врачом медчасти, после чего подвергается обязательной вторичной тепловой обработке (кипячению, прожарке в духовом шкафу). Срок реализации пищи после вторичной тепловой обработки не должен превышать одного часа. Запрещается смешивание пищи с остатками предыдущего дня и пищей, изготовленной в более ранние сроки.
2.34. При необходимости доставки пищи к месту работы довольствующихся пища перевозится в опломбированных или опечатанных термосах. Хлеб и посуда доставляются в чистых ящиках, разделенных на секции для хлеба и посуды. Время доставки не должно превышать 2 часов. На месте работы оборудуются ленты подогрева пищи и обеденные столы для ее приема. Раздавать остывшую пищу без предварительного ее подогревания и кипячения жидких блюд не разрешается.
2.35. Назначаемый для выполнения подсобных работ в столовой наряд не допускается к работе без осмотра медицинским персоналом кожных покровов и видимых слизистых на наличие гнойничковых заболеваний.
2.36. На объектах питания соблюдаются требования Санитарных правил для предприятий общественного питания, утвержденных Минздравом СССР.
2.37. Столовая учреждения должна иметь следующие помещения: обеденный зал, варочный цех с раздачей, овощной и мясорыбный цехи, моечные столовой и кухонной посуды, хлеборезку, кладовые сухих продуктов и овощей, охлаждаемые камеры, камеру отходов, загрузочную, комнату персонала, а также душевую и уборную.
Санитарно-гигиенический контроль за условиями труда
2.38. Обеспечение безопасных условий труда на промышленных предприятиях учреждений возлагается на руководителя учреждения или лицо, выполняющее эти обязанности, которые осуществляют контроль:
- за соответствием нормативам санитарно-гигиенического состояния воздушной среды, освещенности, уровня шума и вибрации, температурного режима в производственных, бытовых, складских и других помещениях;
- за обеспечением спецконтингента спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты, а также выдачей профилактического питания в соответствии с установленными нормами;
- за предоставлением работающим на производственных предприятиях учреждений льгот в связи с вредными условиями труда.
2.39. Начальник медицинской части обязан:
- осуществлять взаимосвязь с территориальными органами здравоохранения по обеспечению контроля за контрагентскими объектами;
- осуществлять контроль за санитарным состоянием производственных и бытовых помещений, территорий и мест общего пользования на предприятии;
- участвовать в разработке мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на предприятии;
- изучать причины заболеваний, связанных с производственной деятельностью, а также производственного травматизма, давать предложения по улучшению условий труда работающих;
- организовывать своевременный медицинский осмотр лиц, занятых на работах с вредными условиями труда;
- осуществлять контроль за качеством питьевой воды и своевременным пополнением медикаментами аптечек в цехах и на участках;
- проводить санитарно-просветительную работу среди работающих.
2.40. Руководство предприятия организует проведение паспортизации рабочих мест на производстве.
СЭС МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ и территориальных учреждений здравоохранения оказывают консультативную и практическую помощь в организации и проведении лабораторных и инструментальных исследований производственных факторов на промышленных предприятиях.
2.41. Начальник медчасти должен располагать информацией о проектируемых, строящихся и реконструируемых промышленных объектах учреждения, о внедрении новых технологических процессов, оборудования, машин и механизмов, новых химических веществ и их токсико-химических характеристиках.
2.42. В случае обнаружения отклонений от проекта и несоблюдения санитарных норм и правил начальник медчасти информирует об этом начальника СЭС МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ, который имеет право приостанавливать проведение отдельных видов работ по строительству и монтажу оборудования.
2.43. К неблагоприятным производственным факторам, которые могут оказывать отрицательное воздействие на организм человека, относятся факторы:
- физического характера (ионизирующая радиация, неблагоприятный микроклимат, шум, ультразвук, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля радиочастот);
- химического характера (промышленные яды);
- биологического характера (инфекции, инвазии);
- промышленные аэрозоли;
- повышенная тяжесть и напряженность труда.
2.44. Предварительные и периодические медицинские осмотры, целью которых является недопущение на работы с тяжелыми и вредными условиями труда людей, здоровье которых под влиянием ряда неблагоприятных факторов может ухудшиться, позволяют определить пригодность осужденных к работам с вредными условиями труда.
2.45. На условия труда и трудоспособность влияют:
- технологический процесс и особенности производства;
- устройство и оборудование рабочего места;
- площадь и кубатура рабочих помещений;
- микроклимат на рабочем месте и в рабочих помещениях (температура, скорость движения и влажность воздуха, интенсивность теплового облучения), а также температура ограждений;
- состояние естественного и искусственного освещения рабочих помещений и рабочих мест;
- вредные физические факторы;
- химический состав воздуха и примеси.
2.46. Микроклимат в рабочих помещениях должен обеспечивать тепловое равновесие организма с внешней средой.
Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны регламентируются соответствующим ГОСТом.
2.47. Все производственные и вспомогательные помещения должны быть оборудованы системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями СНиПов.
Системы вентиляции и отопления должны обеспечить на постоянных рабочих местах и в рабочей зоне во время проведения основных и ремонтно-восстановительных работ метеорологические условия (температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха), а также содержание вредных веществ в воздухе в соответствии с требованиями Санитарных норм проектирования промышленных предприятий.
Технологические выбросы в атмосферу удаляются общеобменной вентиляцией и с учетом рассеивания не должны превышать в атмосферном воздухе населенных пунктов предельно допустимых концентраций (ПДК).
В производственных помещениях с объемом на одного работающего менее 20 куб. м подается не менее 30 куб. м/час наружного воздуха на каждого работающего, а в помещениях с объемом на каждого работающего более 20 куб. м - не менее 20 куб. м/час.
Если на одного работающего приходится более 40 куб. м объема помещения при наличии окон и фонарей и при отсутствии выделения вредных веществ, то предусматривается периодически действующая естественно организованная вентиляция.
У ворот, открывающихся чаще пяти раз или не менее чем на 40 минут в смену, предусматриваются воздушные или воздушно-тепловые завесы.
Объединение в общую вытяжную установку отсосов пыли и легкоконденсирующихся паров, а также веществ, которые при смешивании дают опасные смеси или химические соединения, запрещается.
Для рабочих мест, расположенных в непосредственной близости от источника вредности (сварка, пайка и т.п.), в дополнение к общеобменной вентиляции требуется устройство местных отсосов.
На производствах, где возможно внезапное поступление в воздух зоны больших количеств вредных веществ (кроме пыли), предусматривается аварийная вентиляция.
Постоянные рабочие места около окон защищаются от ниспадающих холодных потоков воздуха.
Для отопления зданий и сооружений предприятия предусматриваются системы и теплоносители, не дающие дополнительных производственных вредностей.
2.48. При выборе и размещении производственного оборудования, являющегося источником шума, следует руководствоваться соответствующим СНиПом.
Контроль за уровнями шума на рабочих местах проводится при пуске предприятия, после его реконструкции и на действующих предприятиях не реже 1 раза в год.
2.49. Для всех производственных и подсобных помещений необходимо максимальное использование естественного освещения.
Нормы естественного освещения устанавливаются с учетом обязательной регулярной очистки стекол световых проемов в сроки:
- не реже 2 раз в год для помещений с незначительным выделением пыли, копоти;
- не реже 4 раз в год для помещений со значительными выделениями пыли и копоти.
Нормы искусственного освещения относятся к осветительным установкам с люминесцентными лампами и лампами накаливания.
Система освещения может быть как общей, так и комбинированной (состоящей из общего и местного освещения).
Одно местное освещение применять запрещается.
В помещениях с числом работающих не менее 50 должно быть аварийное освещение.
Чистка светильников искусственного освещения должна проводиться по мере загрязнения, но не реже:
- в помещениях с большим выделением дыма, копоти и пыли - 4 раз в год;
- в помещениях со средним выделением - 3 раз в год;
- в помещениях с малыми выделениями - 2 раз в год.
2.50. Промышленные предприятия обеспечиваются доброкачественной питьевой водой.
Соединение сетей хозяйственно-питьевых водопроводов с сетью технического назначения не допускается.
Для пользования питьевой водой устраиваются фонтанчики, питьевые автоматы, закрытые бачки с фонтанирующими насадками и другие устройства.
В горячих цехах работающие обеспечиваются подсоленной газированной водой с содержанием соли до 0,5% из расчета до 10 литров на человека в смену.
Расстояние от рабочих мест до устройства для снабжения питьевой водой не должно превышать 75 м.
2.51. Очистные сооружения, станции перекачки и прочие установки для сточных вод промышленных предприятий содержатся в исправности, чистоте и не должны являться источником загрязнения воды, почвы и воздуха.
На каждом предприятии оборудуются санитарно-бытовые помещения в зависимости от групп производственных процессов согласно СНиПу (таблица 1).
Таблица 1
-------T-----------------T--------------T------------T-----------¬
¦Группа¦ Санитарная ¦ Расчетное ¦Тип гарде- ¦Специальные¦
¦произ-¦ характеристика ¦число человек ¦робных, чис-¦бытовые по-¦
¦водст-¦производственных +------T-------+ло отделений¦мещения и ¦
¦венных¦ процессов ¦на од-¦на один¦шкафа на 1 ¦устройства ¦
¦про- ¦ ¦ну ду-¦ кран ¦чел. ¦ ¦
¦цессов¦ ¦шевую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦сетку ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------+------+-------+------------+-----------+
¦1 ¦Процессы, вызыва-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ющие загрязнение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществами 3-го, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦4-го классов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦опасности: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1а ¦Только рук ¦25 ¦7 ¦Общие, одно ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦отделение ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1б ¦Тела и спецодежды¦15 ¦10 ¦Общие, ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦два отделе- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1в ¦Тела и спецодеж- ¦5 ¦20 ¦Раздельные, ¦Химчистка ¦
¦ ¦ды, удаляемыми с ¦ ¦ ¦по одному ¦или стирка ¦
¦ ¦применением спе- ¦ ¦ ¦отделению ¦спецодежды ¦
¦ ¦циальных моющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Процессы, проте- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кающие при избыт-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ках явного тепла ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦или неблагоприят-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных метеорологи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческих условиях: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2а ¦При избытках яв- ¦7 ¦20 ¦Общие, ¦Помещение ¦
¦ ¦ного конвекцион- ¦ ¦ ¦два отделе- ¦для охлаж- ¦
¦ ¦ного тепла ¦ ¦ ¦ния ¦дения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2б ¦При избытках яв- ¦3 ¦20 ¦То же ¦То же ¦
¦ ¦ного лучистого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тепла ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2в ¦Связанные с воз- ¦5 ¦30 ¦Раздельные, ¦Сушка ¦
¦ ¦действием влаги, ¦ ¦ ¦по одному ¦спецодежды ¦
¦ ¦вызывающей намо- ¦ ¦ ¦отделению ¦ ¦
¦ ¦кание спецодежды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2г ¦При температуре ¦5 ¦20 ¦Раздельные, ¦Помещения ¦
¦ ¦воздуха до 10 °C,¦ ¦ ¦по одному ¦для обогре-¦
¦ ¦включая работы на¦ ¦ ¦отделению ¦ва и сушки ¦
¦ ¦открытом воздухе ¦ ¦ ¦ ¦спецодежды ¦
L------+-----------------+------+-------+------------+------------
Использование бытовых помещений на производстве не по назначению воспрещается.
2.52. В случае организации питания осужденных в производственной зоне при бытовых помещениях должны быть предусмотрены помещения для приема пищи.
Пункты питания в производственной зоне должны отвечать санитарным требованиям, установленным для предприятий общественного питания. Регламентируемое количество посадок не более 4.
2.53. Молоко или другие равноценные продукты отпускаются работающим на вредных участках производства в пунктах питания или особо выделенных помещениях, оборудованных посадочными местами, холодильным шкафом, умывальником и мойкой с горячей водой для мытья посуды. Посуда для приема молока (кружки) должна предоставляться предприятием.
Фляжное молоко разрешается выдавать только после предварительного кипячения.
2.54. Спецодежда и защитная одежда выдаются работающим в установленные сроки и в соответствии с отраслевыми нормами положенности в спецодежде, обуви и защитных приспособлениях.
Работа без предусмотренной нормами спецодежды и защитных приспособлений запрещается.
Обязательными являются своевременный ремонт и стирка спецодежды, а в производствах, связанных с воздействием ядовитых веществ, обязательна дегазация.
На работах, связанных с опасностью выделения в воздух помещений вредных паров, газов, промышленной аэрозоли, с опасностью отлетания осколков, стружки, работающим предоставляются средства индивидуальной защиты: противогазы, респираторы, шлемы, защитные очки, маски и др. согласно существующим нормам.
При работах с веществами, вызывающими раздражение кожи рук, работающим выдаются профилактические пасты и мази, а также смывающие и дезинфицирующие средства.
2.55. На каждый случай острого профессионального заболевания (отравления) врачом, выявившим или заподозрившим данное заболевание, заполняется экстренное извещение.
Извещение отсылается в течение 24 часов в СЭС, осуществляющую санитарный надзор за объектом, на котором работает заболевший.
В случаях острых профессиональных заболеваний (отравлений), при которых одновременно заболело (пострадало) 2 и более человек, экстренное извещение составляется на каждого больного.
В экстренном извещении указывается предварительный (окончательный) диагноз острого профессионального заболевания, наименование предполагаемых вредных производственных факторов и причин, вызвавших заболевание.
Медицинская часть, установившая или изменившая диагноз, составляет новое экстренное извещение и в течение 24 часов направляет его в СЭС, при этом указывается измененный (уточненный) диагноз, дата его установления, первоначальный диагноз.
2.56. Медицинская часть, помимо направления экстренного извещения, немедленно извещает СЭС по телефону или телеграфу о каждом случае:
- острого профессионального заболевания (отравления) с утратой трудоспособности с числом заболевших (пострадавших) 2 человека и более;
- заболевания сибирской язвой, бруцеллезом, столбняком, бешенством (при установлении связи с профессиональной деятельностью больного).
2.57. Каждый случай острого профессионального заболевания (отравления) подлежит расследованию.
Расследование острого профессионального заболевания (отравления) проводится санитарным врачом по гигиене труда или другим специалистом СЭС в течение 24 часов с момента получения экстренного извещения, немедленно при получении информации в соответствии с п. 2.56 настоящего Руководства.
В процессе расследования:
- выясняются причины, при которых возникло острое профессиональное заболевание (отравление);
- проводится обследование рабочего места (рабочей зоны, производственного участка, цеха), где возникло заболевание;
- при необходимости организуется проведение лабораторных и инструментальных исследований вредных производственных факторов;
- оценивается состояние санитарно-гигиенических условий труда работающего при возникновении заболевания (отравления);
- на основе результатов обследования разрабатываются санитарно-профилактические, организационные и технические мероприятия по ликвидации и предупреждению случаев заболевания (отравления).
Санитарно-гигиенический контроль
за банно-прачечным обеспечением
2.58. Банно-прачечное обеспечение спецконтингента организуется и осуществляется силами и средствами отдела (группы) интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения.
2.59. В обязанность медицинской части учреждения входит осуществление:
- предупредительного санитарного надзора за ходом строительства или реконструкции банно-прачечных блоков;
- текущего санитарного надзора согласно Санитарным правилам устройства, оборудования и содержания бань, прачечных, контроля за качеством, своевременностью проведения дезинфекции, санитарной обработки, смены нательного и постельного белья, его стирки, бесперебойным снабжением холодной и горячей водой;
- медицинских осмотров лиц, непосредственно занятых в банно-прачечном обеспечении, со всеми необходимыми мероприятиями как в отношении лиц декретированных групп;
- контроля за выполнением предложений и предписаний СЭС в части банно-прачечного обеспечении с последующим информированием ответственных лиц учреждения.
2.60. Бани помимо гигиенического имеют и противоэпидемическое назначение при условии организации в них проведения санитарной обработки спецконтингента.
Необходимость проведения ее возникает в следующих случаях:
- как плановое мероприятие - 1 раз в месяц;
- по эпидемическим показаниям;
- при приеме вновь прибывших лиц.
2.61. Санитарная обработка включает в себя мытье людей в бане с мылом и мочалкой с обязательной сменой постельного и нательного белья (при педикулезе - обработку волосистых покровов), дезинфекцию, дезинсекцию личной одежды и постельных принадлежностей (подушек, матрасов, одеял) в дезинфекционной камере.
2.62. Бани во время проведения санитарной обработки должны работать по пропускной системе, т.е. движение всех поступающих в нее происходит только в одном направлении.
Бани, предназначенные для санитарной обработки, должны иметь отдельный вход и выход, раздевальную, где моющиеся передают одежду и белье в дезинфекционную камеру, и одевальную, куда выходят после помывки и где через окно получают из чистого отделения камеры свои вещи, прошедшие дезинфекцию или дезинсекцию; стационарную дезинфекционную камеру.
Пропускная способность дезинфекционной камеры должна соответствовать пропускной способности бани.
2.63. Мероприятия по камерной дезинфекции проводятся на основании требований соответствующих приказов и инструкций Минздрава СССР и Медицинского управления МВД СССР.
2.64. При обследовании дезинфекционно-камерных помещений обращается внимание на следующее:
- санитарно-техническое состояние дезинфекционных камер;
- соблюдение установленных режимов обеззараживания;
- полноту камерного обеззараживания постельных принадлежностей и вещей;
- проверку температурного режима при помощи максимальных термометров;
- проверку знаний персонала по режимам обработки, соблюдения санитарных правил;
- проверку выполнения предыдущих предложений;
- использование физических и химических методов проверки качества дезинфекции.
2.65. Оценка состояния камерной дезинфекции фиксируется в журнале регистрации дезинфекции (дезинсекции).
2.66. Лица, содержащиеся в учреждениях, моются в бане не реже одного раза в семь дней с одновременной сменой нательного и постельного белья. Повара и лица, выполняющие работы, связанные с сильным загрязнением кожи, кроме того, ежедневно должны принимать душ.
Перед каждой сменой моющихся в бане дежурные проводят тщательную уборку помещений и дезинфекцию их 0,2 - 0,5-процентным осветленным раствором хлорной извести, 1-процентным раствором хлорамина или 3-процентным раствором лизола.
2.67. Мочалки после помывки каждой смены дезинфицируются кипячением в течение 15 мин. или замачиваются в 3-процентном растворе хлорамина (лизола) с экспозицией 30 мин. Тазы, скамейки промываются 1-процентным раствором хлорамина или осветленным раствором хлорной извести.
Инструменты парикмахерской (помазки, лезвия бритв) замачиваются в 3-процентном растворе хлорамина в течение 30 мин., затем промываются проточной водой и высушиваются.
2.68. Лица, пораженные гнойничковыми и грибковыми заболеваниями кожи, моются отдельно от остальных и в последнюю очередь, после чего в бане проводится дезинфекция 2-процентным щелочным раствором (неочищенной соды) или 3-процентным осветленным раствором хлорной извести с экспозицией не менее 30 мин.
Осужденные, содержащиеся в изолированных участках учреждений, наблюдающиеся по туберкулезу, моются отдельно в специально отведенный для них день, после чего в бане проводится заключительная дезинфекция.
2.69. Грязное белье из бани, а также постельное белье непосредственно из общежитий направляются в прачечную.
2.70. Планировка помещений прачечных и расстановка специального оборудования должна обеспечивать непрерывность и последовательность технологического процесса и не допускать контакта чистого и грязного, сухого и мокрого белья.
В грязную половину прачечной входит цех приема и сортировки белья.
В чистой половине предусматриваются цехи - стиральный, сушильно-гладильный, ремонта и выдачи белья.
Между чистой и грязной половинами оборудуется санитарный шлюз, имеющий вход с обеих половин, в составе: душевой, гардероба, уборной.
Помещение чистой половины от помещений грязной изолируется капитальной стеной или перегородкой.
Температура воздуха во всех цехах должна быть от +15° до +20°, относительная влажность в стиральном цехе - не более 70%, а в сушильно-гладильном - не более 60%.
Поступающее в прачечную белье сортируется по видам и степени загрязнения. Сильно загрязненное белье предварительно замачивается в течение 4 - 12 часов в теплой воде с добавлением 0,5-процентного раствора кальцинированной соды или других моющих средств (тринатрийфосфат, сульфонал, мыло ОП-7 и др.).
2.71. Белье из стационаров медчастей, изолированных участков для содержания больных туберкулезом перед стиркой обязательно подвергается бучению, т.е. кипячению в щелочном растворе в течение часа, или замачивается в дезрастворе и стирается в специально закрепленной машине.
2.72. Помещения грязной половины прачечной после работы подлежат тщательной уборке и дезинфекции.
2.73. Одеяла, наматрасники и тюфячные наволочки стираются 1 раз в квартал.
2.74. Здания бань, прачечных должны быть обеспечены водопроводом, канализацией, отоплением, вентиляцией и горячим водоснабжением.
2.75. Качество воды должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к питьевой воде согласно ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая".
2.76. Банно-прачечные сточные воды содержат большое количество моющих веществ, легко загнивающих органических веществ, микробов и поэтому опасны в эпидемиологическом отношении.
В канализованном пункте с очистными сооружениями стоки спускаются непосредственно в канализационную сеть, их предварительная очистка (коагулирование раствором гашеной извести) проводится, когда сточные воды от банно-прачечных блоков превышают 25% от общего количества всех сточных вод, подаваемых на очистные сооружения. Для коагулирования следует применять известь в количестве 400 г/куб. м сточных вод, считая по активности CaO. Расчетное количество активной окиси кальция составляет 50% от веса извести.
В неканализованном пункте для очистки сточных вод устраивают местные очистные канализационные сооружения.
2.77. Метод очистки и место сброса сточных вод необходимо согласовывать с санитарно-эпидемиологическими учреждениями территориальных органов здравоохранения.
2.78. Запрещается сброс банно-прачечных сточных вод в водоемы, овраги и т.п. без предварительной очистки по схеме: коагулирование и отстаивание (6 - 12 часов), хлорирование (доза 5 - 10 мг/л активного хлора).
Глава 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1. Противоэпидемическое обеспечение представляет собой систему мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний среди лиц, содержащихся в учреждениях.
3.2. Организация комплекса противоэпидемических мероприятий в учреждении возлагается на начальника медицинской части. К их проведению привлекаются режимно-оперативная, политико-воспитательная, интендантского и хозяйственного обеспечения и другие службы.
3.3. Противоэпидемические мероприятия направлены на предупреждение:
- заноса инфекционных заболеваний в учреждение;
- возникновения, распространения и на ликвидацию инфекционных заболеваний среди спецконтингента;
- распространения инфекционных заболеваний за пределы учреждения.
3.4. Противоэпидемическое обеспечение включает:
- наблюдение за санитарно-эпидемиологической ситуацией в учреждении и районе его расположения;
- мероприятия, проводимые в учреждении при приеме подследственных или осужденных;
- систематическое медицинское наблюдение за спецконтингентом;
- систематические медицинские осмотры и лабораторные обследования декретированных лиц (связанных с питанием, водоснабжением и т.д.);
- санитарный контроль за содержанием территории, общежитий, организацией питания, водоснабжения и канализования, банно-прачечным обеспечением, соблюдением правил личной гигиены;
- проведение плановых и экстренных предохранительных прививок;
- проведение профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- повышение санитарной культуры спецконтингента;
- систематическое усовершенствование и подготовку медицинского персонала учреждения по вопросам противоэпидемической защиты;
- подготовку сил и средств для проведения противоэпидемических мероприятий на случай возникновения инфекционных заболеваний (дополнительное развертывание коек в медчасти, оснащение необходимым имуществом и др.);
- оперативный и ретроспективный эпидемиологические анализы.
3.5. Санитарно-эпидемиологическое наблюдение служит основой для организации и планирования мероприятий по противоэпидемическому обеспечению спецконтингентов.
Цель санитарно-эпидемиологического наблюдения - предупреждение заноса инфекционных заболеваний в учреждение.
3.6. Задачами эпидемиологического наблюдения являются:
- систематическое изучение санитарно-эпидемиологического состояния района расположения учреждения;
- непрерывный медицинский контроль за санитарным состоянием территории, источников воды и населенного пункта, в котором расположено учреждение;
- своевременное получение сведений о возникновении инфекционных заболеваний, эпизоотий и обнаружении бактериального загрязнения объектов внешней среды в районе расположения учреждения.
3.7. Углубленное изучение и уточнение данных по санитарно-эпидемиологическому состоянию района расположения учреждения обеспечивается:
- ознакомлением со структурой и динамикой инфекционной заболеваемости населения;
- изучением возможных источников, путей распространения эпидемических заболеваний и восприимчивости к ним спецконтингента;
- ознакомлением с объемом и качеством проводимых профилактических, противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий медицинскими и ветеринарными лечебно-профилактическими учреждениями.
3.8. Систематическая информация об эпидемической обстановке в районе дислокации учреждения достигается:
- получением от местных органов здравоохранения сведений об инфекционной заболеваемости среди населения и животных;
- получением от вышестоящих медицинских начальников сведений о санитарно-эпидемиологическом состоянии области, края, республики;
- участием врачей в работе медицинских съездов, конференций, совещаний, семинаров и заседаний обществ, проводимых учреждениями органов здравоохранения.
3.9. При проведении санитарно-эпидемиологического наблюдения начальники медицинских частей учреждений обязаны поддерживать тесную связь с местными органами здравоохранения и ветеринарии:
- для систематического получения сведений об инфекционной заболеваемости среди населения и животных, о проводимых профилактических, противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятиях в районе расположения учреждений;
- для координации проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- для получения консультативной и других видов помощи по вопросам противоэпидемического обеспечения спецконтингента.
3.10. В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний в учреждения все вновь прибывшие в суточный срок проходят полную санитарную обработку и медицинское освидетельствование, во время которого выявляются больные туберкулезом легких, кожными, венерическими болезнями и другими инфекционными заболеваниями, а бывшие в контакте с инфекционными больными подвергаются медицинскому наблюдению в соответствии с заключением начальника медчасти в течение срока инкубационного периода инфекционного заболевания.
В ИТУ все вновь прибывшие осужденные размещаются в карантинном помещении, изолированном от остального контингента, где за ними устанавливается медицинское наблюдение в течение 14 суток, после чего они переводятся в жилую зону. В период пребывания в карантинном помещении запрещается привлечение осужденных к работам вне этого помещения.
При выявлении в течение срока медицинского наблюдения инфекционных больных из числа осужденных и лиц, заключенных под стражу, проводится комплекс противоэпидемических мероприятий. Длительность медицинского наблюдения в этом случае устанавливается со дня изоляции последнего из заболевших.
3.11. Для своевременного осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий в учреждениях медицинские части должны периодически проводить эпидемиологический анализ за определенный календарный период - месяц, квартал, год (ретроспективный анализ). Кроме того, эпидемиологический анализ проводится в эпидемическом очаге (оперативный эпидемиологический анализ). Эпидемиологический анализ в учреждении проводит начальник медчасти.
3.12. При проведении ретроспективного эпидемиологического анализа изучается структура, динамика, уровень заболеваемости среди обслуживаемых лиц. Источник инфекции, особенности путей передачи изучаются по каждой нозологической форме. Кроме того, проводится тщательный анализ причин возникновения эпидемических очагов заболеваний для последующего прогноза инфекционной заболеваемости.
3.13. Эпидемиологический прогноз проводится для определения тенденции течения эпидемического процесса в конкретных условиях и дается с учетом результатов эпидемиологического наблюдения, эпидемиологического анализа за истекший период времени года и эпидемиологических особенностей конкретных инфекционных заболеваний. На основании эпидемиологического прогноза начальники медицинских частей разрабатывают предложения по организации профилактики инфекционной заболеваемости спецконтингента.
Глава 4. ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СИЗО И ИТУ
Система противоэпидемических мероприятий
при выявлении инфекционных больных
4.1. При появлении инфекционных заболеваний в учреждении начальник медицинской части организует проведение противоэпидемических мероприятий, включающих:
- выявление, изоляцию и госпитализацию больных, консультацию врача-инфекциониста и лечение;
- текущую и заключительную дезинфекцию;
- эпидемиологическое обследование;
- медицинское наблюдение, обсервацию или карантин;
- контроль за проведением санитарно-гигиенических мероприятий;
- проведение прививок.
4.2. Своевременное (раннее) выявление инфекционных больных осуществляется медицинскими работниками на амбулаторных приемах, во время медицинских осмотров, а также во время обходов общежитий, камер совместно с администрацией учреждения.
4.3. Выявленных больных и подозрительных на инфекционное заболевание немедленно помещают в медицинский изолятор, который оборудуется при медицинской части учреждения заблаговременно. По эпидемическим показаниям (при массовом поступлении больных) он может расширяться и дооборудоваться (под медицинский изолятор может быть оборудована камера, общежитие, школа учреждения). В медицинском изоляторе врач собирает у больного эпидемиологический анамнез, обследует его, устанавливает диагноз и оказывает ему врачебную помощь. Больных и подозрительных на инфекционное заболевание помещают в медицинский изолятор временно до госпитализации или для наблюдения, чтобы исключить возможность распространения инфекционного заболевания. В период нахождения их в медицинском изоляторе соблюдается противоэпидемический режим работы.
4.4. Под противоэпидемическим режимом понимается такой порядок организации работы медицинского изолятора, который обеспечивает полную безопасность для медицинского персонала, исключает возможность заражения внутри изолятора и рассеивания инфекции за его пределы как самим больным, так и обслуживающим персоналом. Противоэпидемический режим определяется эпидемиологическими особенностями конкретной инфекции (механизмом ее передачи).
Общими требованиями являются:
- раздельное размещение инфекционных больных с разными механизмами передачи инфекции;
- размещение медицинского изолятора (приспособленных под изолятор помещений) в удалении от объектов питания и водоснабжения;
- обеспечение медицинского изолятора полным комплектом белья и постельных принадлежностей, посудой, предметами ухода за больными, емкостями для замачивания белья, посуды, мешками для хранения одежды, емкостью с крышкой или другими приемниками для дезинфекции выделений больных, а также дезинфекционными и дезинсекционными средствами;
- гигиеническая помывка, а при показаниях - санитарная обработка поступающих в медицинский изолятор больных;
- соблюдение дезинфекционного режима.
4.5. Инфекционный больной госпитализируется в больницу ИТУ (инфекционное отделение) или в отдельных случаях в инфекционную больницу (отделение) органов здравоохранения. Перевозка таких больных совместно с неинфекционными больными и со здоровыми не допускается на всех видах транспорта. Категорически запрещается использовать транспорт, перевозящий пищевые продукты.
Для сопровождения инфекционных больных до конечного пункта следования в обязательном порядке выделяется медицинский работник, который должен иметь при себе медикаменты, необходимые для оказания неотложной помощи, а также предметы ухода за больным в соответствии с характером инфекционного заболевания (ведро для сбора и обеззараживания выделений больного и др.) и дезинфицирующие средства.
Транспорт, на котором перевозился инфекционный больной, подвергается не позднее 2 часов после эвакуации заключительной дезинфекции силами госпитализировавшего учреждения.
4.6. Противоэпидемические мероприятия при появлении заболеваний проводятся в пределах эпидемического очага. Границы эпидемического очага определяются той территорией (камера, отряд, бригада, учреждение), в пределах которой может действовать механизм передачи данной инфекционной болезни. Длительность действия эпидемического очага определяется максимальным сроком инкубационного периода болезни после устранения источника инфекции и проведения заключительной дезинфекции.
4.7. Для уточнения и конкретизации перечня противоэпидемических мероприятий начальник медчасти учреждения проводит эпидемиологическое обследование.
В процессе обследования выявляются предполагаемый источник инфекции, пути и факторы возможного распространения возбудителя в конкретных условиях, определяется круг лиц, подвергшихся опасности заражения.
При эпидемиологическом обследовании по поводу единичных заболеваний начальник медицинской части учреждения проводит:
- опрос и обследование больного;
- опрос и обследование контактировавших в очаге;
- обследование внешней среды, в том числе и лабораторное.
Опрос и обследование проводятся целенаправленно в соответствии с эпидемиологическими особенностями конкретной инфекции и с использованием лабораторных методов исследования в целях установления источника инфекции и путей ее передачи. Данные эпидемиологического обследования используются для коррекции мероприятий, проводимых в очаге.
При эпидемиологическом обследовании по поводу групповых заболеваний (эпидемической вспышки) начальник медицинской части учреждения, кроме перечисленных выше мероприятий, проводит анализ распределения заболеваемости по отрядам, бригадам, камерам, срокам возникновения заболеваний, особенностям быта заболевших и другим признакам в соответствии с конкретными условиями. Задачей такого обследования является установление источника и путей передачи инфекции для каждого из заболевших и выяснение всего механизма развития группового заболевания.
4.8. О каждом случае возникновения инфекционного заболевания начальник медицинской части докладывает начальнику учреждения с одновременным извещением вышестоящего медицинского начальника, а также не позднее 24 часов с момента установления диагноза отсылает в санэпидстанцию МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом отравлении, необычной реакции на прививку. Ответственность за своевременность извещения возлагается на начальника медчасти учреждения. Во время эпидобследования составляется карта эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания по установленной форме, которая в дальнейшем направляется в СЭС МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ.
4.9. В эпидемическом очаге проводятся противоэпидемические режимно-ограничительные мероприятия, содержание которых зависит от характера инфекции, особенностей размещения спецконтингента.
Выделяют три категории противоэпидемических режимно-ограничительных мероприятий:
- усиленное медицинское наблюдение;
- обсервация;
- карантин.
4.10. Усиленное медицинское наблюдение направлено на активное выявление инфекционных больных с последующей их изоляцией и госпитализацией. Активное выявление инфекционных больных осуществляется путем опроса, осмотра, термометрии, лабораторных исследований.
Усиленное медицинское наблюдение вводится по указанию начальника медицинской части учреждения.
4.11. Обсервация - это система мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционного заболевания. Обсервация вводится приказом начальника учреждения по представлению начальника медицинской части.
Обсервация предусматривает:
- усиленное медицинское наблюдение;
- ограничение поступления спецконтингента в учреждение.
В случае поступления этапа в учреждение, где введена обсервация, прибывший спецконтингент размещается отдельно, а вопрос об убытии из учреждения решается в каждом конкретном случае индивидуально;
- ограничение или прекращение свиданий с родственниками;
- проведение специальных лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.
4.12. Карантин - это система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию эпидемического очага и ликвидацию инфекционной заболеваемости в нем.
Карантин предусматривает проведение следующих мероприятий:
- полную изоляцию спецконтингента, запрещение выезда из учреждения и въезда в него, перемещения спецконтингента внутри учреждения;
- усиленное медицинское наблюдение;
- специальные леч

ПРИКАЗ Минрыбхоза СССР от 17.11.1989 n 458 О ПРАВИЛАХ РЫБОЛОВСТВА В ВОДОЕМАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (вместе с ПРАВИЛАМИ ВЕДЕНИЯ РЫБНОГО ПРОМЫСЛА В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗОНЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ И НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ СССР В ТИХОМ И СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНАХ ДЛЯ СОВЕТСКИХ ПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН)  »
Документы СССР »
Читайте также