ПРИКАЗ Гособразования СССР от 04.07.1989 n 541 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (вместе с ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ, ДЕТСКИХ ДОМОВ, ДОШКОЛЬНЫХ, ВНЕШКОЛЬНЫХ И ДРУГИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, утв. Гособразованием СССР 10.05.1989)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 4 июля 1989 г. N 541
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В целях дальнейшего укрепления пожарной охраны и улучшения противопожарной защиты учебно-воспитательных учреждений системы народного образования приказываю:
1. Ввести в действие Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, согласованные с Главным управлением пожарной охраны МВД СССР, ЦК профсоюза работников народного образования и науки и утвержденные Гособразованием СССР 10 мая 1989 года.
2. Республиканским органам управления народным образованием, органам управления учебными заведениями министерств и ведомств:
2.1. Довести настоящие Правила до соответствующих органов народного образования и учебно-воспитательных учреждений и обеспечить контроль за их соблюдением.
3. Считать действующими Правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Минвуза СССР, согласованные с Главным управлением пожарной охраны МВД СССР, ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, утвержденные Минвузом СССР 30 июля 1982 года, для высших и средних специальных учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Гособразования СССР.
4. Считать утратившими силу Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов и других учебно-воспитательных учреждений системы Министерства просвещения СССР, утвержденные Минпросом СССР 3 января 1969 года.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Председателя Гособразования СССР т. Терещенко Л.М.
Первый заместитель Председателя
Ф.И.ПЕРЕГУДОВ



ПРАВИЛА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ,
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ,
ДЕТСКИХ ДОМОВ, ДОШКОЛЬНЫХ, ВНЕШКОЛЬНЫХ И ДРУГИХ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ (далее - детских учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности.
Требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных и других видов специальных работ и занятий в детских учреждениях, определяются соответствующими общесоюзными и отраслевыми правилами пожарной безопасности.
1.2. Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений (далее - работники детских учреждений), а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.
1.3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие.
1.4. Руководитель детского учреждения обязан:
а) обеспечить выполнение настоящих Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков;
б) организовывать изучение настоящих Правил и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений по программе, приведенной в Приложении 3. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение.
Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются.
С учащимися IV - XI классов один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению Правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста - беседы по предупреждению пожаров в школе и дома. Программа обучения приведена в Приложении 4;
в) организовать из числа учащихся и воспитанников школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов и детских домов (кроме учреждений для детей с дефектами умственного и физического развития) - дружины юных пожарных;
г) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара (примерный план эвакуации приведен в Приложении 1).
План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.
Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа - в начале каждой смены);
д) установить порядок осмотра и закрытия помещений и зданий по окончании занятий и работы детского учреждения;
е) осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендующими организациями;
ж) обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.
1.5. В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся или воспитанников дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часы обязан:
а) при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты.
В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, принять меры к их устранению, а при необходимости сообщить руководителю или заменяющему его работнику;
б) иметь списки (журналы) учащихся, воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их расположения и сообщать сведения о количестве людей в пожарную охрану;
в) постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию детского учреждения, а также ручной электрический фонарь.
1.6. Ответственность за обеспечение противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях, а также за выполнение противопожарных мероприятий, указанных в договоре на аренду, несут руководители арендуемых организаций.
2. Общие требования пожарной безопасности
2.1. Содержание территории, зданий и помещений.
2.1.1. Все детские учреждения перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора.
2.1.2. Территория детского учреждения должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.
2.1.3. Дороги, проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам, а также доступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободными.
О закрытии отдельных участков дорог или проездов в связи с проведением ремонтных работ или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных автомобилей, следует немедленно уведомить пожарную охрану.
2.1.4. Противопожарные разрывы между зданиями не должны использоваться для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.
2.1.5. Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.
2.1.6. В многоэтажных зданиях детских учреждений группы (классы) детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа.
2.1.7. Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.
2.1.8. Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, спальнях, столовых и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.
2.1.9. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.
2.1.10. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.
2.1.11. Двери лестничных клеток, коридоры, тамбуры и холлы должны иметь уплотнения в притворах, оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии.
В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).
2.1.12. В помещениях, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть жестко прикреплены к полу.
<...>
а) производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;
б) использовать для отделки стен и потолков путей эвакуации (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы;
в) устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанные с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов и вестибюлей;
г) снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;
д) забивать двери эвакуационных выходов;
е) применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;
ж) использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения, за исключением специально оборудованных помещений;
з) устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;
и) проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей;
к) обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;
л) применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;
м) производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
н) производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализации и т.п. с применением открытого огня.
Для этих целей следует применять горячую воду, пар или нагретый песок;
о) хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;
п) оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.
2.1.22. Одежду и обувь следует сушить в специально выделенных для этой цели помещениях или шкафах, выполненных из негорючих материалов, с обогревом радиаторами водяного отопления.
2.1.23. Огневые и сварочные работы могут быть допущены только с письменного разрешения руководителя детского учреждения. Эти работы должны производиться согласно требованиям Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других работ на объектах народного хозяйства.
2.1.24. Пользование утюгами разрешается только в специально отведенных помещениях, под наблюдением работника детского учреждения. Использование помещений для других целей, в том числе для хранения белья, не допускается.
Глажение разрешается только утюгами с исправными терморегуляторами и световыми индикаторами включения. Утюги должны устанавливаться на подставках из огнеупорных материалов.
2.1.25. Все здания и помещения детского учреждения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (Приложение 2).
2.1.26. По окончании занятий в классах, мастерских, кабинетах и лабораториях учителя, преподаватели, лаборанты, мастера производственного обучения и другие работники детского учреждения должны тщательно осмотреть помещение, устранить выявленные недостатки и закрыть помещения, обесточив электросеть.
2.2. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.
2.2.1. Перед началом отопительного сезона котельные, калориферные установки, печи и другие приборы отопления, а перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) системы вентиляции и кондиционирования воздуха и кухонные очаги должны быть тщательно проверены и отремонтированы, а обслуживающий их персонал должен пройти противопожарный инструктаж.
2.2.2. Неисправные устройства систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также кухонные очаги эксплуатировать не допускается.
2.2.3. В помещениях котельных запрещается:
а) производить работы, не связанные с эксплуатацией котельных установок, допускать в котельную и поручать наблюдение за работой котлов посторонним лицам;
б) допускать подтекание жидкого топлива или утечку газа в местах соединения трубопроводов и из форсунок;
в) подавать топливо при потухших форсунках или газовых горелках;
г) работать при неисправных приборах контроля и автоматики;
д) разжигать котельные установки без предварительной их продувки воздухом;
е) сушить одежду, обувь, дрова и другие горючие материалы на конструкциях и оборудовании котлов и трубопроводах;
ж) закрывать горючими материалами жалюзи воздушного отопления;
з) оставлять находящиеся в работе котлы без присмотра;
и) допускать к работе лиц, не прошедших специальной подготовки, а также лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;
к) хранить запасы твердого топлива, превышающие суточную потребность;
л) пользоваться расходными баками, не имеющими устройств для удаления топлива в аварийную емкость (безопасное место) в случае пожара.
2.2.4. У топочного отверстия печи на деревянном полу должен быть закреплен предтопочный металлический лист размером не менее 50 x 70 см.
2.2.5. Дымоходы печей и дымовые трубы необходимо очищать от сажи перед началом отопительного сезона и не реже одного раза в два месяца в течение отопительного сезона.
2.2.6. Запрещается топить печи в ночное время в зданиях с круглосуточным пребыванием детей, а также во время проведения в детских учреждениях культурно-массовых мероприятий.
В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей топка печей должна заканчиваться за два часа до отхода детей ко сну, а в детских учреждениях с дневным пребыванием детей не позднее чем за час до прихода детей.
2.2.7. Категорически запрещается разжигать печи керосином, бензином и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, оставлять без надзора топящиеся печи, а также поручать присмотр за ними детям и посторонним лицам.
2.2.8. Топить печи с неисправными и открытыми дверцами, а также использовать для топки дрова, превышающие по длине глубину топливника, не допускается.
2.2.9. При переводе печей с одного вида твердого топлива на другой они должны быть соответствующим образом переоборудованы (футеровка топливника огнеупорным кирпичом и т.д.).
2.2.10. На чердаках все дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, должны быть побелены.
2.2.11. Использование вентиляционных каналов для отвода продуктов сгорания от печей и газовых приборов запрещается.
2.2.12. Угли, зола и шлак из печей должны выгребаться в металлическую тару с ножками и плотно закрывающейся крышкой и удаляться в специально отведенные места.
2.2.13. Топливо (дрова, уголь, торф и т.д.) должно храниться в специально приспособленных для этих целей помещениях или на отгороженных площадках, расположенных не ближе 10 м от строений. В подвальных и цокольных помещениях со сгораемыми перекрытиями хранение дров, угля и других видов топлива не допускается.
2.2.14. Хранение в вентиляционных камерах оборудования и материалов запрещается.
2.2.15. Автоматические огнезадерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны), установленные на воздуховодах в местах пересечения противопожарных преград, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматической пожарной сигнализацией и системами пожаротушения, противопожарные разделки дымоходов, вытяжные зонты и каналы от плит должны содержаться в исправном состоянии.
2.2.16. При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается:
а) отключать огнезадерживающие устройства;
б) выжимать скопившиеся в воздуховодах и зонтах жировые отложения, пыль и другие горючие вещества;
в) закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки.
2.2.17. В местах забора воздуха должна быть исключена возможность появления горючих газов и паров, дыма, искр и открытого огня.
2.3. Электроустановки.
2.3.1. Электрические сети и электрооборудование, используемые в детских учреждениях, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
2.3.2. Администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п. 2.3.1 настоящих Правил, своевременно устранять выявленные недостатки.
2.3.3. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.
2.3.4. Устройство и эксплуатация временных электросетей, за исключением электропроводки, питающей места производства строительных и временных ремонтно-монтажных работ, не допускается.
2.3.5. В производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке, электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).
2.3.6. Переносные светильники должны быть оборудованы защитными стеклянными колпаками и металлическими сетками. Для этих светильников и другой переносной и передвижной электроаппаратуры следует применять гибкие кабели с медными жилами с резиновой изоляцией в оболочке, стойкой к окружающей среде. Подключение переносных светильников следует предусматривать от ответвительных коробок со штепсельными розетками.
2.3.7. Устройство воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок над сгораемыми кровлями, навесами, штабелями лесоматериалов, тары и складами для хранения горючих материалов не допускается.
2.3.8. Осветительная электросеть должна быть смонтирована так, чтобы светильники находились на расстоянии не менее 0,2 м от поверхности строительных конструкций из горючих материалов и не менее 0,5 м от тары в складских помещениях.
2.3.9. Электродвигатели должны регулярно очищаться от пыли. Запрещается накрывать электродвигатели какими-либо горючими материалами.
2.3.10. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, должны немедленно устраняться. Неисправные электросети и электроаппараты следует немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.
2.3.11. При эксплуатации электроустановок запрещается:
а) использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
б) оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;
в) пользоваться поврежденными (неисправными) розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;
г) завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники, подвешивать светильники (за исключением открытых ламп) на электрических проводах;
д) использовать ролики, выключатели, штепсельные розетки для подвешивания одежды и других предметов;
е) применять для прокладки электросетей радио- и телефонные провода;
ж) применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители;
з) снимать стеклянные колпаки со светильников закрытого исполнения.
2.3.12. Всякого рода новые подключения различных токоприемников (электродвигателей, нагревательных приборов и т.д.) должны производиться только после проведения соответствующих расчетов, допускающих возможность таких подключений.
2.3.13. Во всех помещениях (независимо от их назначения), которые по окончании работ закрываются и не контролируются, все электроустановки (кроме холодильников) должны отключаться.
2.3.14. Используемые для отопления небольших помещений масляные электрорадиаторы и греющие электропанели заводского изготовления должны иметь индивидуальную электрозащиту и исправные электрорегуляторы.
2.3.15. Детские учреждения должны быть обеспечены электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии.
2.4. Противопожарное водоснабжение.
2.4.1. Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам; внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара).
2.4.2. Внутренние пожарные краны периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды. О результатах технического обслуживания и проверок составляются акты.
2.4.3. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть оборудованы рукавами и стволами, помещенными в шкафы, которые пломбируются. В шкафу должен находиться рычаг для облегчения открытия крана.
Пожарные рукава должны быть сухими, хорошо скатанными и присоединенными к кранам и стволам. Один раз в год следует производить проверку рукавов путем пуска воды под давлением и перекатывать их "на ребро".
На дверце шкафа пожарного крана должны быть указаны:
- буквенный индекс ПК;
- порядковый номер пожарного крана и номер телефона ближайшей пожарной части.
2.4.4. В случае проведения ремонтных работ или отключения участков водопроводной сети, выхода из строя насосных станций, утечки воды из пожарных водоемов и резервуаров следует немедленно уведомить пожарную охрану.
2.4.5. Водоемы и резервуары следует содержать в исправном состоянии, не допускать их засорения, регулярно проверять наличие в них расчетного количества воды, следить за сохранностью и исправным состоянием водозаборных устройств.
2.4.6. Крышки люков пожарных резервуаров и колодцев подземных гидрантов должны быть постоянно закрыты. Их необходимо своевременно очищать от грязи, льда и снега.
2.5. Установки пожарной автоматики.
2.5.1. Администрация детского учреждения должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями Типовых правил технического содержания установок пожарной автоматики. Техническое обслуживание установок пожарной автоматики должно проводиться в соответствии с Инструкцией по организации и проведению работ по регламентированному техническому обслуживанию установок пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
Учреждения, не имеющие возможности собственными силами осуществлять техническое обслуживание установок и содержать обслуживающий персонал, обязаны заключить соответствующие договора на обслуживание спринклерных, дренчерных и других установок автоматического пожаротушения, а также установок пожарной сигнализации со специализированными организациями Минприбора СССР.
2.5.2. При производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту специализированной организацией, контроль за качеством их выполнения осуществляет должностное лицо детского учреждения, ответственное за эксплуатацию установок.
2.5.3. Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.
2.5.4. В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, проведение которых связано с отключением установок, администрация детского учреждения обязана обеспечить пожарную безопасность защищаемых установками помещений и поставить в известность пожарную охрану.
2.5.5. При эксплуатации пожарной автоматики не допускается:
а) устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки;
б) загромождать подходы к контрольно-сигнальным устройствам и приборам;
в) складировать материалы на расстоянии менее 0,9 м до оросителей и 0,6 м до извещателей;
г) использование трубопроводов установок для подвески или крепления какого-либо оборудования;
д) нанесение на оросители и извещатели краски, побелки, штукатурки и других защитных покрытий при ремонтах и в процессе эксплуатации.
3. Первичные средства пожаротушения
3.1. Детские учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами. Нормы первичных средств пожаротушения приведены в Приложении 2.
3.2. Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться в планах эвакуации, разрабатываемых согласно ГОСТ 12.1.114-82. Внешнее оформление и указательные знаки для определения мест расположения первичных средств пожаротушения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76*.
3.3. Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТ 12.4.009-83:
а) путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;
б) путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды.
3.4. Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.
3.5. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
При размещении огнетушителей не должны ухудшаться условия эвакуации людей.
3.6. Огнетушители, размещаемые вне помещений или в неотапливаемых помещениях, подлежат съему на холодный период. В этих случаях на пожарных стендах должна быть информация о месте их расположения.
3.7. На период перезарядки и технического обслуживания огнетушителей, связанного с их ремонтом, взамен должны быть установлены огнетушители из резервного фонда.
3.8. При эксплуатации и техническом обслуживании огнетушителей следует руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.
3.9. На территории зданий IIIа, IIIб, IV, IVб и V степеней огнестойкости, расположенных в сельской местности, следует оборудовать пожарные посты с набором следующих первичных средств пожаротушения: огнетушители пенные емкостью 10 л или порошковые емкостью 5 л - 2 шт., ведра - 4 шт., топоры - 2 шт., лопаты - 2 шт., багры - 2 шт., лестницы приставные - 1 шт., бочки с водой емкостью 0,25 куб. м - 2 шт. (на зимний период заменяются ящиками с песком емкостью по 0,25 куб. м).
3.10. Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется лицами, назначенными приказом руководителя детского учреждения.
3.11. Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.
4. Требования пожарной безопасности для помещений
различного назначения
4.1. Учебные классы и кабинеты.
4.1.1. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п.
4.1.2. Приборы, мебель, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п., размещаемые в учебных классах, кабинетах, лаборантских или в специально выделенных для этих целей помещениях, должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.
4.1.3. Хранение в учебных классах, кабинетах, лабораториях и лаборантских учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, проведение опытов и других видов работ, которые не предусмотрены утвержденными перечнями и программами, не допускаются.
4.1.4. Хранение фильмокопий, диапозитивов, слайдов, магнитных лент и т.п. должно осуществляться в специально выделенных для этой цели помещениях.
4.1.5. Запрещается складывать обрезки и куски кино- и фотопленки и магнитной ленты в общие ящики с мусором, бумагой и другими материалами.
4.1.6. Размещение фильмохранилищ областных, районных и межрайонных фильмотек в школьных зданиях с пребыванием детей не допускается.
При эксплуатации областных, районных и межрайонных фильмохранилищ следует руководствоваться Правилами пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии для организаций кинопроката.
4.1.7. Демонстрирование диапозитивов, диафильмов, слайдов и кинофильмов с установкой кинопроектора (диапроектора) передвижного типа непосредственно в классах и кабинетах допускается при соблюдении следующих требований:
а) демонстрирование кинофильмов проводится на узкопленочной аппаратуре;
б) диапроектор или узкопленочный кинопроектор должен устанавливаться с противоположной стороны от выхода из помещения;
в) во время демонстрации диапозитивов, диафильмов, слайдов и кинофильмов присутствуют учащиеся (воспитанники) одной учебной группы в количестве не более 50 человек;
г) к работе на киноаппаратуре допускаются только лица, имеющие квалификационное удостоверение киномеханика или демонстратора узкопленочного кино установленного образца, а также талон по технике пожарной безопасности, выданный местными органами кинофикации и государственного пожарного надзора;
д) кинофильмы, предназначенные для очередного показа, должны храниться в плотно закрытых коробках или фильмоскопах.
5. Требования пожарной безопасности при проведении
культурно-массовых мероприятий
5.1. Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних елок и т.п.) являются руководители детских учреждений.
5.2. Перед началом культурно-массовых мероприятий руководитель детского учреждения должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.
Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия.
5.3. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство работников детского учреждения и учащихся старших классов.
5.4. Во время проведения культурно-массового мероприятия с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия.
5.5. Культурно-массовые мероприятия должны проводиться:
а) в зданиях I и II степени огнестойкости - в помещениях любого этажа;
б) в зданиях III - V степени огнестойкости - только в помещениях первого этажа, при этом ограждающие конструкции внутри помещений зданий V степени огнестойкости должны быть оштукатурены или обработаны огнезащитным составом.
Проведение культурно-массовых мероприятий в подвальных и цокольных помещениях запрещается.
5.6. Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.
5.7. Количество мест в помещениях устанавливается из расчета 0,75 м кв. на человека, а при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий из расчета 1,5 м кв. на одного человека (без учета площади сцены). Заполнение помещений людьми сверх установленных норм не допускается.
5.8. Количество непрерывно установленных мест в ряду должно быть не более:
-----------------------------T-----------------T-----------------¬
¦ ¦При односторонней¦При двухсторонней¦
¦ ¦ эвакуации ¦ эвакуации ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦В зданиях I, II и III ¦ 30 ¦ 60 ¦
¦степени огнестойкости ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦В зданиях IV и V ¦ 15 ¦ 30 ¦
¦степени огнестойкости ¦ ¦ ¦
L----------------------------+-----------------+------------------
5.9. Расстояние между рядами должно быть:
-----------------------------------T----------------T------------¬
¦ Количество непрерывно ¦ Наименьшее ¦ Ширина ¦
¦ установленных мест в ряду ¦расстояние между¦ прохода ¦
+-----------------T----------------+спинками сидений¦между рядами¦
¦при односторонней¦при двусторонней¦ (в метрах) ¦ (в метрах) ¦
¦ эвакуации ряда ¦ эвакуации ряда ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------------+----------------+------------+
¦ до 7 ¦ до 15 ¦ 0,80 ¦ 0,35 ¦
+-----------------+----------------+----------------+------------+
¦ 8 - 12 ¦ 16 - 25 ¦ 0,85 ¦ 0,40 ¦
+-----------------+----------------+----------------+------------+
¦ 13 - 20 ¦ 26 - 40 ¦ 0,90 ¦ 0,45 ¦
+-----------------+----------------+----------------+------------+
¦ 21 - 25 ¦ 41 - 45 ¦ 0,95 ¦ 0,50 ¦
+-----------------+----------------+----------------+------------+
¦ 26 - 30 ¦ 51 - 60 ¦ 1,00 ¦ 0,55 ¦
L-----------------+----------------+----------------+-------------
5.10. Ширина продольных и поперечных проходов в помещениях для проведения культурно-массовых мероприятий должна быть не менее одного метра, а проходов, ведущих к выходам, не менее ширины самих выходов. Все проходы и выходы должны располагаться так, чтобы не создавать встречных или пересекающихся потоков людей.
Сокращать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах добавочные места запрещается.
5.11. В помещениях для культурно-массовых мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу.
В помещениях, используемых для танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться.
5.12. Эвакуационные выходы из помещений должны быть обозначены световыми указателями с надписью "Выход" белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. При наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии.
5.13. Проведение занятий, репетиций, спектаклей и концертов, а также демонстрация кинофильмов в актовых и подобных им залах детских учреждений разрешается только в строгом соответствии с действующими Правилами пожарной безопасности для театрально-зрелищных предприятий, культурно-просветительных учреждений, кинотеатров и киноустановок.
5.14. В помещениях, используемых для проведения культурно-массовых мероприятий, запрещается:
а) использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
б) оклеивать стены и потолки обоями и бумагой;
в) применять горючие материалы, не обработанные огнезащитными составами, для акустической отделки стен и потолков;
г) хранить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
д) хранить имущество, инвентарь и другие предметы, вещества и материалы под сценой или подмостками, а также в подвалах, расположенных под помещениями;
е) применять предметы оформления помещений, декорации и сценическое оборудование, изготовленные из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила и т.п.);
ж) применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, могущих вызвать загорание;
з) устанавливать стулья, кресла и т.п., конструкции которых выполнены из пластмасс и легковоспламеняющихся материалов;
и) устанавливать на дверях эвакуационных выходов замки и другие труднооткрывающиеся запоры;
к) устанавливать на окнах глухие решетки.
5.15. Полы помещений должны быть ровными, без порогов, ступеней, щелей и выбоин. При разности уровней смежных помещений, в проходах должны устраиваться пологие пандусы.
5.16. Все сгораемые декорации, сценическое оформление, а также драпировка, применяемые на окнах и дверях, должны подвергаться обработке огнезащитными составами с составлением акта в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а второй хранится в организации, производившей пропитку.
5.17. Руководители детских учреждений обязаны производить проверку качества огнезащитной обработки декораций и конструкций перед проведением каждого культурно-массового мероприятия.
5.18. При проведении новогоднего вечера елка должна устанавливаться на устойчивом основании (подставка, бочка с водой) с таким расчетом, чтобы не затруднялся выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее одного метра от стен и потолков.
При отсутствии в детском учреждении электрического освещения новогодние представления и другие культурно-массовые мероприятия должны проводиться в дневное время.
5.19. Оформление иллюминации елки должно производиться только опытным электриком.
5.20. Иллюминация елки должна быть смонтирована прочно, надежно и с соблюдением требований Правил устройства электроустановок.
Лампочки в гирляндах должны быть мощностью не более 25 Вт. При этом электропровода, питающие лампочки елочного освещения, должны быть гибкими, с медными жилами. Электропровода должны иметь исправную изоляцию и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений.
5.21. При неисправности елочного освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения неисправностей и их устранения.
5.22. Участие в празднике елки детей и взрослых, одетых в костюмы из ваты, бумаги, марли и подобных им легковоспламеняющихся материалов, не пропитанных огнезащитным составом, запрещается.
5.23. При оформлении елки запрещается:
а) использовать для украшения целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения;
б) применять для иллюминации елки свечи, бенгальские огни, фейерверки и т.п.;
в) обкладывать подставку и украшать ветки ватой и игрушками из нее, не пропитанными огнезащитным составом.
6. Порядок действия в случае возникновения пожара
6.1. В случае возникновения пожара действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.
6.2. Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.), обязан:
а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
б) задействовать систему оповещения людей о пожаре;
приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
в) известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;
г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.
6.3. Руководитель детского учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:
а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;
б) осуществить руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;
е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;
м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.
6.4. При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:
а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;
г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;
е) выставлять посты безопасности на выходах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;
ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
з) воздерживаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.



Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ ДЕТЕЙ (УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ)
НА СЛУЧАЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
Утверждается руководителем
детского учреждения
----T-------------------T----------------------------T-----------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Порядок и последовательность¦Должность, ¦
¦п/п¦ действий ¦ действий ¦ фамилия ¦
¦ ¦ ¦ ¦исполнителя¦
+---+-------------------+----------------------------+-----------+
¦1 ¦Сообщение о пожаре ¦При обнаружении пожара или ¦ ¦
¦ ¦ ¦его признаков необходимо не-¦ ¦
¦ ¦ ¦медленно сообщить по телефо-¦ ¦
¦ ¦ ¦ну в пожарную часть, задей- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ствовать систему оповещения ¦ ¦
¦ ¦ ¦людей о пожаре, поставить в ¦ ¦
¦ ¦ ¦известность руководителя ¦ ¦
¦ ¦ ¦детского учреждения или за- ¦ ¦
¦ ¦ ¦мещающего его работника ¦ ¦
+---+-------------------+----------------------------+-----------+
¦2 ¦Эвакуация детей из ¦Все дети должны выводиться ¦ ¦
¦ ¦загоревшегося зда- ¦наружу через коридоры и вы- ¦ ¦
¦ ¦ния, порядок эваку-¦ходы согласно плану немед- ¦ ¦
¦ ¦ации при различных ¦ленно при обнаружении пожара¦ ¦
¦ ¦вариантах ¦или по сигналу оповещения ¦ ¦
¦ ¦ ¦(указывается вид сигнала) ¦ ¦
+---+-------------------+----------------------------+-----------+
¦3 ¦Сверка списочного ¦Все эвакуированные из здания¦ ¦
¦ ¦состава с фактичес-¦дети проверяются по имеющим-¦ ¦
¦ ¦ким наличием эваку-¦ся в группах и классах пои- ¦ ¦
¦ ¦ированных из здания¦менным спискам (классным ¦ ¦
¦ ¦детей ¦журналам) ¦ ¦
+---+-------------------+----------------------------+-----------+
¦4 ¦Пункты размещения ¦В дневное время дети группа-¦ ¦
¦ ¦эвакуированных де- ¦ми (классами) размещаются в ¦ ¦
¦ ¦тей ¦здании... (указать адрес). В¦ ¦
¦ ¦ ¦ночное время они эвакуируют-¦ ¦
¦ ¦ ¦ся в здание (указать адрес) ¦ ¦
+---+-------------------+----------------------------+-----------+
¦5 ¦Тушение возникшего ¦Тушение пожара организуется ¦ ¦
¦ ¦пожара работниками ¦и проводится немедленно с ¦ ¦
¦ ¦детского учреждения¦момента его обнаружения ра- ¦ ¦
¦ ¦до прибытия пожар- ¦ботниками детского учрежде- ¦ ¦
¦ ¦ной части ¦ния, не занятыми эвакуацией ¦ ¦
¦ ¦ ¦детей. Для тушения использу-¦ ¦
¦ ¦ ¦ются все имеющиеся в учреж- ¦ ¦
¦ ¦ ¦дении средства пожара ¦ ¦
L---+-------------------+----------------------------+------------
ПЛАН
помещений детского учреждения с нанесением путей эвакуации
(оформляется с учетом требований ГОСТ 12.1.114-82)
Примечание. Пути следования детей во время эвакуации не должны пересекаться и могут меняться в зависимости от сложившейся обстановки.
__________________________________________________________________
(должность и подпись лица, разработавшего план)
С планом эвакуации и распределением обязанностей ознакомлены
____________ ___________________ ________________ _____________
(дата) (должность) (Ф.И.О.) (подпись)



Приложение 2
----T--------------------T---------T------------------T----------¬
¦ N ¦Назначение помещения¦ Единица ¦ Огнетушители ¦Примечания¦
¦п/п¦ ¦измерения+------T----T------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦пенные¦уг- ¦бре- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦емк. ¦ле- ¦зенто-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦10 л ¦кис-¦вое ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦или ¦лот-¦или ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦порош-¦ные ¦асбес-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ковые ¦емк.¦товое ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦5 кг ¦2 л ¦полот-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦но ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разме-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ром 2 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦x 2 м ¦ ¦
+---+--------------------+---------+------+----+------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+---+--------------------+---------+------+----+------+----------+
¦1 ¦Классы, кабинеты, ¦30 погон-¦ 1 ¦ ¦ ¦Не менее ¦
¦ ¦аудитории, лекцион- ¦ных мет- ¦ ¦ ¦ ¦двух на ¦
¦ ¦ные и административ-¦ров длины¦ ¦ ¦ ¦этаж или ¦
¦ ¦ные помещения, ¦коридора,¦ ¦ ¦ ¦его часть,¦
¦ ¦спальные помещения, ¦фойе, ¦ ¦ ¦ ¦выделенную¦
¦ ¦групповые детских ¦холла, ¦ ¦ ¦ ¦глухими ¦
¦ ¦дошкольных учрежде- ¦рекреации¦ ¦ ¦ ¦стенами и ¦
¦ ¦ний, общежития проф-¦ ¦ ¦ ¦ ¦перегород-¦
¦ ¦техучилищ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ками ¦
+---+--------------------+---------+------+----+------+----------+
¦2 ¦Лаборатории химии, ¦100 кв. м¦ 1 ¦ ¦ ¦Не менее ¦
¦ ¦физики, биологии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦одного на ¦
¦ ¦лаборантские при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помещение ¦
¦ ¦них, помещения для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудового обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(кроме мастерских по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработке металлов),¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кружковые техничес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кого моделирования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦живописи, юных нату-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ралистов, кинофото- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лаборатории, библио-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теки, комнаты для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хранения и чистки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оружия, студии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+------+----+------+----------+
¦3 ¦Кабинеты информатики¦100 кв. м¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦Не менее ¦
¦ ¦и вычислительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦одного ¦
¦ ¦техники, радиотехни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦пенного и ¦
¦ ¦ческие центры, элек-¦ ¦ ¦ ¦ ¦одного уг-¦
¦ ¦тромашинные помеще- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лекислот- ¦
¦ ¦ния и помещения вен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного на ¦
¦ ¦тиляционных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помещение ¦
+---+--------------------+---------+------+----+------+----------+
¦4 ¦Закрытие учебно- ¦200 кв. м¦ 1 ¦ ¦ ¦Не менее ¦
¦ ¦спортивные залы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦двух на ¦
¦ ¦обеденные, актовые, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помещение ¦
¦ ¦лекционные и читаль-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ные залы, мастерские¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по обработке металла¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+------+----+------+----------+
¦5 ¦Гаражи, открытые ¦100 кв. м¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦Не менее ¦
¦ ¦стоянки автомашин, ¦или 5 ¦ ¦ ¦ ¦двух на ¦
¦ ¦тракторов и др. тех-¦единиц ¦ ¦ ¦ ¦помещение ¦
¦ ¦ники (без учета пер-¦техники ¦ ¦ ¦ ¦или стоян-¦
¦ ¦вичных средств пожа-¦на откры-¦ ¦ ¦ ¦ку. Допол-¦
¦ ¦ротушения, которыми ¦той сто- ¦ ¦ ¦ ¦нительно ¦
¦ ¦оборудованы транс- ¦янке ¦ ¦ ¦ ¦оборудуют-¦
¦ ¦портные средства) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ся ящиком ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с песком и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лопатой ¦
+---+--------------------+---------+------+----+------+----------+
¦6 ¦Котельные на твердом¦На 2 кот-¦ 1 ¦ ¦ ¦Ящик с ¦
¦ ¦и газообразном топ- ¦ла ¦ ¦ ¦ ¦песком и ¦
¦ ¦ливе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лопатой ¦
+---+--------------------+---------+------+----+------+----------+
¦7 ¦Котельные на жидком ¦На 1 ко- ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦То же ¦
¦ ¦топливе ¦тел ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+------+----+------+----------+
¦8 ¦Кинопроекционная, ¦На 1 ап- ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦То же ¦
¦ ¦кинопередвижка ¦парат ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------------------+---------+------+----+------+-----------



Приложение 3
ПРОГРАММА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО
ИНСТРУКТАЖА С РАБОТНИКАМИ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Для изучения Правил пожарной безопасности все работники детских учреждений должны проходить противопожарный инструктаж (вводный, первичный и повторный).
Вводный и первичный инструктажи проводятся со всеми вновь принимаемыми на работу, с сезонными и временными работниками, а также со студентами, прибывшими на практику. При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены: с общими мерами пожарной безопасности, с возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предотвращения, с практическими действиями в случае возникновения пожара. Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности). О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.
Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены: с конкретными мерами пожарной безопасности при проведении занятий в кабинете, лаборатории, мастерской и выполнении определенных видов работ: с планом и порядком действий в случае возникновения пожара; с образцами всех имеющихся в детском учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи. Повторный инструктаж должны проходить все работники не реже одного раза в шесть месяцев.
О проведении первичного и повторного инструктажа делается запись в журнале по охране труда (технике безопасности).
Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся на объекте средств пожаротушения и ознакомлением инструктируемых с мерами пожарной безопасности в быту.



Приложение 4
ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ
ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обучение учащихся и воспитанников детских учреждений Правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи взрослым в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.
Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения.
Занятия по изучению Правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися V - VIII классов материалы программы изучаются в сокращенном подъеме. С учащимися I - IV классов и детьми старшего дошкольного возраста проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.
На занятиях по обучению учащихся и воспитанников Правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы.
Тема 1. Краткие сведения о пожарной охране
и добровольных пожарных организациях
Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства - всенародное дело. Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.
Тема 2. Огонь - друг и враг человека
Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.
Тема 3. Причины возникновения пожаров
Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях - детская шалость со спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; нарушение Правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, газовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка - основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.
Тема 4. Противопожарный режим в детском учреждении
Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.
Тема 5. Берегите жилище от пожаров
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т.д.
Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
Тема 6. Первичные средства пожаротушения.
Знаки безопасности
Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки, правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждение, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.
Тема 7. Системы автоматического пожаротушения
и пожарной сигнализации
Основные сведения об автоматических установках пожаротушения. Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
Тема 8. Что нужно делать при пожаре
Правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещение людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов; отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя СССР от 30.06.1989 n 113 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА ГОССТРОЯ СССР ОТ 8 СЕНТЯБРЯ 1964 Г. n 147 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ  »
Документы СССР »
Читайте также