ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 n 316 О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ИХ ТРУДА И БЫТА


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 1984 г. N 316
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ,
ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ИХ ТРУДА И БЫТА
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР
от 13.01.1989 N 27 - СП СССР, 1989, N 9, ст. 27)
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР
от 10.08.1990 N 800)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам, райкомам партии, Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию, министерствам и ведомствам, имеющим общеобразовательные школы, высшие, средние специальные и профессионально - технические учебные заведения:
обеспечить совершенствование подготовки и повышение квалификации педагогических кадров в соответствии с решениями июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС и Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы;
сосредоточить усилия педагогических коллективов, партийных организаций высших и средних специальных учебных заведений, готовящих кадры для системы народного и профессионально - технического образования, на всемерном повышении уровня идейной и профессиональной подготовки специалистов, воспитывать их активными проводниками политики партии, людьми высокого гражданского долга, трудолюбия, нравственной чистоты, широкой эрудиции и культуры;
усилить подготовку будущих учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения к решению задач укрепления связи школы с жизнью, соединения обучения с производительным трудом.
2. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию и Советам Министров союзных республик:
обеспечить более глубокую идейно - политическую подготовку студентов педагогических институтов и педагогических отделений (факультетов) университетов, расширить изучение ими марксистско - ленинской этики и эстетики;
обратить особое внимание на изучение выпускниками педагогических учебных заведений основ современного производства, методов организации политехнического, трудового обучения и воспитания, общественно полезного, производительного труда, профессиональной ориентации учащихся;
значительно улучшить психолого - педагогическую и методическую подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения, вооружать их активными формами и навыками воспитательной деятельности в ученических коллективах, классного руководства, организации комсомольской и пионерской работы, повысить роль общетеоретических и специальных кафедр в формировании у них педагогических навыков;
ввести педагогическую практику студентов педагогических институтов и педагогических отделений (факультетов) университетов с 1 по 4 (5) курсы;
закрепить за каждым учебным заведением, ведущим подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения, общеобразовательные школы, средние специальные и профессионально - технические учебные заведения и внешкольные учреждения в качестве базовых для организации в них педагогической практики и другой учебно - воспитательной работы;
расширить изучение студентами педагогических институтов и педагогических отделений (факультетов) университетов курса "Профессиональная ориентация школьников";
переработать соответственно учебные планы и программы учебных заведений, ведущих подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения.
3. Госплану СССР, Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию и Советам Министров союзных республик:
улучшить планирование подготовки и распределения педагогических кадров системы просвещения и профессионально - технического образования, а также их использование; Абзац третий пункта 3 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. (абзац четвертый) обратить особое внимание на расширение подготовки педагогических кадров для районов Сибири, Дальнего Востока, республик Средней Азии, Казахстана и других районов интенсивного развития производительных сил; Абзац пятый пункта 3 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. (абзац шестой) принять меры к дальнейшему развитию инженерно - педагогического образования в стране, обеспечить рациональное размещение сети инженерно - педагогических факультетов (отделений) высших учебных заведений, укрепление их учебно - материальной базы, расширение профиля подготовки специалистов;
осуществить постепенный переход в педагогических институтах на пятилетний срок обучения по специальностям "Русский язык и литература", "Родной язык и литература", "История", "Математика", "Физика", "Общетехнические дисциплины и труд".
4. Признать необходимым обеспечить дальнейшее совершенствование высшего педагогического образования без отрыва от производства как одной из эффективных форм подготовки и повышения квалификации учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию увеличить прием на заочные и вечерние отделения педагогических институтов учителей начальных классов и других работников со средним педагогическим образованием, связанных с обучением и воспитанием детей, организовав для них специальные группы с сокращенным сроком обучения.
Учителей (преподавателей), воспитателей и мастеров производственного обучения, имеющих среднее педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее года, принимать по направлениям органов народного и профессионально - технического образования на учебу по соответствующей специальности без отрыва от производства в высшие учебные заведения, ведущие подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения, на основе результатов собеседования, без вступительных экзаменов.
5. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию совместно с ЦК ВЛКСМ:
улучшить отбор молодежи для учебы в высших учебных заведениях, ведущих подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения;
предусмотреть льготы для лиц, поступающих на учебу в эти учебные заведения по рекомендациям педагогических советов школ и средних профессионально - технических училищ, трудовых коллективов, комитетов комсомола;
развивать практику целевого приема в высшие педагогические учебные заведения по направлениям местных органов народного и профессионально - технического образования;
принять меры к более широкому приему юношей в высшие педагогические учебные заведения.
Установить, что на учебу в высшие учебные заведения по инженерно - педагогическим специальностям принимаются, как правило, выпускники средних профессионально - технических училищ и лица из числа рабочей и сельской молодежи, имеющие производственную специальность и склонность к педагогической деятельности.
6. Министерству просвещения СССР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР:
осуществить систему мер по укреплению квалифицированными кадрами профессорско - преподавательского состава высших педагогических учебных заведений и созданию в них условий для развития научно - исследовательской работы;
обеспечить совместно с Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР дальнейшее совершенствование подготовки и аттестации научно - педагогических кадров указанных учебных заведений, предусмотрев расширение сети специализированных советов по присуждению ученых степеней по психолого - педагогическим специальностям.
7. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР рассмотреть вопросы:
о снижении начиная с 1986 года норм расчета общей численности профессорско - преподавательского состава высших педагогических учебных заведений;
о зачете в научно - педагогический стаж работников высших педагогических учебных заведений времени их руководящей и педагогической работы в общеобразовательных школах, средних специальных и профессионально - технических учебных заведениях, органах народного образования.
Распространить с 1986/87 учебного года на студентов педагогических (включая инженерно - педагогические) институтов, педагогических отделений (факультетов) университетов и учащихся педагогических училищ стипендиальное обеспечение, установленное Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 октября 1971 г. N 755 для студентов и учащихся горных, металлургических, нефтяных и лесных специальностей.
Разрешить выплачивать учащимся педагогических училищ в период педагогической практики заработную плату по месту прохождения практики независимо от получения стипендии. Министерству финансов СССР и Министерству просвещения СССР установить порядок и определить источники выплаты указанной заработной платы.
8. В целях дальнейшего совершенствования работы по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров и создания условий для постоянного самообразования учителей (преподавателей) Министерству просвещения СССР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР:
а) обеспечить развитие институтов усовершенствования учителей как центров научно - методической работы с педагогическими кадрами, повышения их профессионального мастерства, обобщения и распространения передового опыта, создавать в этих институтах соответствующие кафедры. Абзац второй подпункта "а" пункта 8 утратил силу в части распространения действия пункта 12 Постановления Совмина СССР от 06.06.67 N 515. - Постановление Совмина СССР от 10.08.1990 N 800. Распространить на институты усовершенствования учителей, в которых созданы указанные кафедры, действие пунктов 10, 11 и 12 Постановления Совета Министров СССР от 6 июня 1967 г. N 515, а на институты по перечню, определяемому Министерством просвещения СССР, также действие пункта 8 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 октября 1977 г. N 933 в части предоставления права издания учебно - методических материалов;
б) преобразовать Институт повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педвузов при Академии педагогических наук СССР во Всесоюзный институт переподготовки и повышения квалификации научно - педагогических и руководящих кадров народного образования при этой Академии.
Численность профессорско - преподавательского состава и учебно - вспомогательного персонала указанного института определить по нормам, установленным для высших педагогических учебных заведений, а оплату труда руководящего и профессорско - преподавательского состава установить в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1957 г. N 660 и Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N 1057 (таблица 2 приложения N 1).
Распространить на слушателей Всесоюзного института переподготовки и повышения квалификации научно - педагогических и руководящих кадров народного образования порядок материального обеспечения, установленный Постановлением Совета Министров СССР от 27 декабря 1968 г. N 1035;
в) обеспечить совершенствование аттестации учителей и других педагогических работников, усиливая ее стимулирующую роль в постоянном росте их квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы.
9. Министерству просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР переработать учебные планы и программы повышения квалификации работников народного образования в соответствии с возросшими требованиями в области обучения и коммунистического воспитания учащихся и студентов, принять меры к обеспечению учебных заведений системы повышения квалификации кадров необходимыми учебно - методическими пособиями, активнее совершенствовать методы работы по повышению квалификации и переподготовке работников народного образования.
10. Учредить для наиболее отличившихся учителей и других педагогических работников общеобразовательных школ, профессионально - технических учебных заведений и педагогических училищ премию имени Н.К. Крупской в размере 200 рублей.
Установить для Министерства просвещения СССР 200 и для Государственного комитета СССР по профессионально - техническому образованию 25 таких премий, присуждаемых ежегодно.
Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию по согласованию с ВЦСПС разработать и утвердить положение об указанной премии и о порядке ее присуждения.
11. Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию и Министерству высшего и среднего специального образования СССР:
принять меры к формированию и обучению резерва руководящих кадров общеобразовательных школ, профессионально - технических учебных заведений и педагогических училищ;
преобразовать факультеты повышения квалификации директоров средних общеобразовательных школ при университетах и педагогических институтах в факультеты по подготовке и повышению квалификации организаторов народного образования;
установить для лиц, зачисленных в резерв, 3-месячный срок обучения в институтах усовершенствования учителей и на указанных факультетах.
Распространить на лиц, зачисленных в резерв, на период их обучения порядок материального обеспечения, предусмотренный Постановлением Совета Министров СССР от 27 декабря 1968 г. N 1035.
12. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов, советам и комитетам профсоюзов проявлять постоянную заботу о рациональном использовании и закреплении педагогических кадров, об улучшении условий их труда и быта; принять меры к улучшению деятельности Домов работников просвещения, Домов учителя и укреплению их материальной базы; расширить сеть этих учреждений, считать целесообразным создание Домов работников просвещения в каждом областном центре; выделять учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально - технических учебных заведений жилую площадь в первоочередном порядке, шире развивать для них кооперативное строительство; предоставлять педагогическим работникам в сельской местности и рабочих поселках кредиты на индивидуальное строительство жилых домов, а также обеспечивать их необходимыми для этого строительными материалами.
Разрешить совхозам и рекомендовать колхозам продавать педагогическим работникам в сельской местности продукты питания по государственным розничным ценам в счет общего объема продажи государству сельскохозяйственной продукции.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.01.1989 N 27)
13. Министерству здравоохранения СССР, Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Советам Министров союзных республик улучшить медицинское обслуживание педагогических работников; шире развивать совместно с ВЦСПС практику оздоровления и лечения педагогических работников в профилакториях в период их переподготовки и повышения квалификации в институтах усовершенствования учителей; всемерно развивать сеть подобных профилакториев при высших педагогических учебных заведениях и институтах усовершенствования учителей.
ВЦСПС принять меры к улучшению санаторно - курортного обслуживания учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения в период летних каникул.
Рекомендовать руководителям и профсоюзным организациям базовых производственных предприятий, закрепленных за общеобразовательными школами и профессионально - техническими учебными заведениями, выделять для учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения путевки в санатории - профилактории, пансионаты, на базы отдыха, прикреплять их к ведомственным медицинским учреждениям.
14. ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам комсомола поднять уровень работы с молодыми педагогами, всемерно оказывать им помощь в идейно - политическом росте и профессиональном становлении, в обогащении знаниями и передовым педагогическим опытом; настойчиво добиваться усиления роли комитетов комсомола, комсомольских организаций учителей и инженерно - педагогических работников в создании молодым педагогам благоприятных условий труда, быта, всестороннего духовного и физического развития, содействовать закреплению их по месту распределения, особенно в учебных заведениях сельской местности.
15. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии усилить внимание к воспитанию, политическому и духовному росту педагогических кадров, глубокому изучению учителями (преподавателями), мастерами производственного обучения, воспитателями и другими работниками народного образования марксистско - ленинской теории, политики КПСС, актуальных проблем коммунистического воспитания, к овладению ими методами активной борьбы за утверждение марксистско - ленинской идеологии и социалистического образа жизни; обеспечить регулярное и своевременное информирование педагогических кадров по вопросам внутренней жизни страны и международного положения; предоставить учителям (преподавателям) и мастерам производственного обучения общеобразовательных школ и профессионально - технических учебных заведений возможность первоочередного приобретения политической, научно - популярной и художественной литературы и преимущественной подписки на периодические издания; всемерно повышать роль первичных партийных организаций учебных заведений, учителей (преподавателей) - коммунистов в претворении в жизнь решений партии, сплочении и укреплении педагогических коллективов, создании в них здорового морально - психологического климата, атмосферы подлинного творчества, в повышении организованности, личной ответственности каждого педагога за результаты своего труда; принять меры к укреплению партийных организаций учебных заведений за счет приема в ряды КПСС лучших учителей (преподавателей), воспитателей и мастеров производственного обучения.
Партийным комитетам регулярно анализировать вопросы работы учреждений народного и профессионально - технического образования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 26.08.1976 n 703 О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАУКИ И УКРЕПЛЕНИЮ ЕЕ СВЯЗИ С ПРОИЗВОДСТВОМ  »
Документы СССР »
Читайте также