ПРИКАЗ Минжилкомхоза РСФСР от 05.01.1989 n 8 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ И НОРМ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА


МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР
ПРИКАЗ
от 5 января 1989 г. N 8
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ПРАВИЛ И НОРМ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1990 г. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, разработанные Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.
2. Центральному бюро научно - технической информации (т. Лозовая) предусмотреть в плане выпуска ведомственной литературы на 1989 год издание Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда через "Стройиздат" тиражом 50 тыс. экземпляров.
3. Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова (т. Шкирятов) подготовить и передать Правила и нормы в указанное издательство.
4. Министерствам жилищно - коммунального хозяйства АССР, территориальным производственным объединениям жилищно - коммунального хозяйства, многоотраслевым производственным предприятиям (объединениям), Главному управлению городского хозяйства Мособлисполкома, производственному объединению "Мосжилремэксплуатация" Мосгорисполкома, территориальному производственному объединению жилищного хозяйства Ленгорисполкома использовать указанный документ при проведении работ по технической эксплуатации и ремонту жилищного фонда.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление жилищного и гостиничного хозяйства (т. Николаев).
Министр
В.И.ПОПОВ



Утверждены
Приказом Министерства жилищно -
коммунального хозяйства РСФСР
от 5 января 1989 г. N 8
ПРАВИЛА
И НОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Представляют основной руководящий документ по организации технического содержания жилищного фонда.
Приведены основные положения, требования и условия по технической эксплуатации жилищного фонда, содержанию помещений, строительных конструкций, инженерного оборудования и территорий домовладения, по текущему и капитальному ремонту. Даны нормативы организации и технической эксплуатации и ремонта, технологические условия выполнения работ.
Разработаны Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова Минжилкомхоза РСФСР (отделы эксплуатации жилых и коммунальных зданий, теплоснабжения, санитарной очистки городов, электроснабжения, механизации и озеленения городов), ЦМИПКС при МИСИ им. В.В. Куйбышева, ЛНИИ Академии коммунального хозяйства с участием Гипрониигаза Минжилкомхоза РСФСР, треста "Рослифтремонт".
С введением в действие настоящих Правил утрачивают силу Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Минжилкомхозом РСФСР 31 декабря 1968 г. (М.: Стройиздат, 1974).
Предназначены для работников жилищного хозяйства, занимающихся технической эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилищного фонда.
Редакторы - инж. В.М. Кузовчиков, В.Б. Николаев, В.А. Гречанина (Минжилкомхоз РСФСР), кандидаты техн. наук Э.М. Ариевич, С.Н. Нотенко, Л.Л. Кривов, В.П. Великанов (АКХ им. К.Д. Памфилова Минжилкомхоза РСФСР), канд. техн. наук А.Г. Ройтман (ЦМИПКС при МИСИ им. В.В. Куйбышева), инж. М.М. Яновицкий (ЛНИИ АКХ).
1. Общие положения
1.1. Государственная система использования, технического обслуживания и обеспечения сохранности жилищного фонда предусматривает выполнение жилищно - эксплуатационными организациями следующих функций:
организации его использования (регистрации, контроля, учета, работа с населением);
технической эксплуатации (санитарное содержание домов и придомовой территории; техническое обслуживание конструкций, элементов, узлов, инженерного оборудования зданий);
всех видов ремонтов.
------------------------------------------¬
¦ Государственная система использования, +--------------------------¬
--------------+ технического обслуживания и обеспечения ¦ ¦
¦ ¦ сохранности жилищного фонда +-------¬ ¦
¦ L--------------------T----------------T---- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ----+----¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ремонт ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L---T----- ¦
¦ ¦ ¦ ------+----¬ ¦
¦ ¦ ¦ ----+---¬------+-----¬-------+------¬
--------------+--------------¬ ¦ ¦ ¦текущи馦капитальны馦реконструкция¦
¦ организация использования ¦ ¦ ¦ L--------L------------L--------------
L-T------------------T-------- ¦ ¦
-----+-----¬ ----------+-----------¬ -------------+----------¬ --+----------------------¬
¦контроль и¦ ¦ работа с населением ¦ ¦ санитарное содержание ¦ ¦техническое обслуживание¦
¦учет фонда¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----T------ L---------T------------ L------------T----------- L------------T------------
---+---¬ --------+-------¬ -------T---+---T-----¬ ----------+---------T------T------¬
---+--¬---+--¬---+-¬-----+--¬----+----¬---+--¬---+---¬---+-¬---+--¬----+--¬------+-----¬---+--¬---+--¬---+--¬
¦при- ¦¦учет ¦¦про-¦¦органи-¦¦создани妦убор-¦¦уборкদсбор¦¦уход ¦¦конт- ¦¦обеспечени妦ава- ¦¦на- ¦¦под- ¦
¦емка,¦¦и ¦¦пис-¦¦зация ¦¦матери- ¦¦ка ¦¦придо-¦¦и ¦¦за ¦¦роль ¦¦нормативных¦¦рий- ¦¦ладкদго- ¦
¦офор-¦¦конт-¦¦ка ¦¦работ 覦альной ¦¦мест ¦¦мовой ¦¦вы- ¦¦зеле-¦¦техни-¦¦параметров ¦¦но - ¦¦инже-¦¦товка¦
¦мле- ¦¦роль ¦¦ ¦¦взаимо-¦¦базы для¦¦об- ¦¦терри-¦¦воз ¦¦ными ¦¦ческо-¦¦в помещени-¦¦дис- ¦¦нер- ¦¦к се-¦
¦ние, ¦¦ис- ¦¦ ¦¦дейст- ¦¦работы с¦¦щего ¦¦тории ¦¦му- ¦¦наса-¦¦го со-¦¦ях и режи- ¦¦пет- ¦¦ного ¦¦зон- ¦
¦учет ¦¦поль-¦¦ ¦¦вие с ¦¦населе- ¦¦поль-¦¦ ¦¦сорদжде- ¦¦стоя- ¦¦мов работы ¦¦чер- ¦¦обо- ¦¦ной ¦
¦ ¦¦зова-¦¦ ¦¦общест-¦¦нием по ¦¦зова-¦¦ ¦¦ ¦¦ниям覦ния ¦¦инженерно- ¦¦ское ¦¦рудо-¦¦экс- ¦
¦ ¦¦ния ¦¦ ¦¦венным覦месту ¦¦ния ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦(ос- ¦¦го оборудо-¦¦обс- ¦¦вания¦¦плуа-¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦органи-¦¦житель- ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦мотры)¦¦вания ¦¦лужи-¦¦ ¦¦тации¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦зациям覦ства ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦вани妦 ¦¦ ¦
L------L------L-----L--------L---------L------L-------L-----L------L-------L------------L------L------L------
1.2. Жилищно - эксплуатационные организации (ЖЭО) должны обеспечить сохранность жилищного фонда, надлежащее его использование, контроль за соблюдением гражданами правил содержания и пользования жилыми помещениями и придомовой территории в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РСФСР; Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и Типового договора найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР; настоящих Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Правила).
1.3. Настоящие Правила должны соблюдаться при эксплуатации жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности.
В сейсмических районах, на подрабатываемых территориях, в районах вечной мерзлоты и просадочных грунтов, а также для высотных зданий Правила могут быть дополнены требованиями, вытекающими из местных условий, утверждаемыми местными Советами народных депутатов.
Соблюдение Правил является обязанностью работников жилищно - эксплуатационных и ремонтно - строительных организаций, нанимателей жилых помещений, арендаторов нежилых помещений.
1.4. Государственное управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, а также специально уполномоченными на то Государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Специально уполномоченными государственными органами в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда на территории РСФСР являются Министерство жилищно - коммунального хозяйства РСФСР и его органы на местах в пределах их компетенции.
Управление государственным и общественным жилищным фондом и фондом жилищно - строительных кооперативов осуществляют органы, установленные Жилищным кодексом РСФСР.
1.5. Непосредственную эксплуатацию жилых домов должны осуществлять жилищно - эксплуатационные организации силами своего обслуживающего персонала и штатом работников, а также специализированными организациями на договорных началах.
Контроль технического состояния инженерного оборудования зданий, находящихся на балансе специализированных организаций, осуществляют эти организации.
1.6. Жилищно - эксплуатационные организации должны обеспечивать высококачественную техническую эксплуатацию, сохранность, обновление жилищного фонда и высокий уровень обслуживания населения при наиболее эффективном использовании трудовых и материальных ресурсов, рациональном разделении труда между жилищно - эксплуатационными и ремонтно - строительными и специализированными организациями, систематическом совершенствовании работы всех звеньев жилищно - эксплуатационной организации.
1.7. Жилищно - эксплуатационные организации в своей практической деятельности должны внедрять автоматизированные системы управления (АСУ), диспетчеризацию управления инженерным оборудованием (ОДС, РДС), средства организационной техники и другую прогрессивную технику.
1.8. Жилищно - эксплуатационные организации должны оформлять договор с нанимателем до его въезда в помещение. Договор должен быть оформлен по форме согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415.
Жилищно - эксплуатационные организации при заключении договора найма жилого помещения должны ознакомить жителей с основными требованиями настоящих Правил.
1.9. Жилищно - эксплуатационные организации должны обеспечивать выполнение сторонами договорных обязательств. При нарушении договора нанимателем (разрушение или порча жилого помещения, использование его не по назначению, нарушение правил социалистического общежития, нарушение правил эксплуатации жилых помещений, в том числе инженерного оборудования дома, бесхозяйственное их содержание, систематическая задержка квартирной платы за помещение и коммунальные услуги более трех месяцев) необходимо принимать немедленные меры вплоть до расторжения договора и выселения в судебном порядке, если состав нарушений не влечет уголовной ответственности по законодательствам РСФСР и СССР.
1.10. Наниматели должны обеспечивать сохранность жилых помещений, бережно относиться к санитарно - техническому и иному оборудованию, к объектам благоустройства, соблюдать правила содержания жилого дома и придомовой территории, правила пожарной безопасности, чистоту и порядок в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках и в других местах общего пользования.
1.11. Жилищно - эксплуатационные организации должны привлекать к работам по техническому обслуживанию жилищного фонда общественные организации (домовые комитеты, общественные комиссии, ремонтные дружины, актив жильцов и др.), действующие в соответствии с Положением о них, утвержденным в установленном порядке.
1.12. Жилищно - эксплуатационные организации совместно с общественностью организуют и руководят:
социалистическим соревнованием за высокую культуру быта, отличное содержание квартир и мест общего пользования жилых домов;
смотрами технического состояния и благоустройства прилегающих к ним территорий;
субботниками по благоустройству придомовой территории и пр.
1.13. Примерный перечень показателей образцового содержания жилого дома, придомовой территории и микрорайона следует принимать согласно табл. 1, а также дополнительным показателям, рекомендуемым местными органами управления жилищным фондом.
Таблица 1
-----------------------T-------------------T---------------------¬
¦ Микрорайон ¦ Жилой дом ¦Придомовая территория¦
+----------------------+-------------------+---------------------+
¦1. Высокий уровень ор-¦Высокий уровень ор-¦Комплексно благоуст- ¦
¦ганизации технической ¦ганизации техничес-¦роенная дворовая тер-¦
¦эксплуатации зданий, ¦кой эксплуатации ¦ритория ¦
¦территории домовладе- ¦ ¦ ¦
¦ния и бытового обслу- ¦ ¦ ¦
¦живания населения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Образцовые дома, ¦Высокий уровень со-¦Полная обеспеченность¦
¦объекты культурно - ¦держания здания ¦населения: ¦
¦бытового назначения ¦ ¦детскими площадками; ¦
¦ ¦ ¦спортивными комплек- ¦
¦ ¦ ¦сами; ¦
¦ ¦ ¦площадками для быто- ¦
¦ ¦ ¦вых и хозяйственных ¦
¦ ¦ ¦нужд; ¦
¦ ¦ ¦зонами отдыха для ¦
¦ ¦ ¦взрослого населения и¦
¦ ¦ ¦др.; ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Эксплуатация и ¦Техническая исправ-¦Художественная выра- ¦
¦содержание домовладе- ¦ность (без призна- ¦зительность малых ар-¦
¦ний в строгом соот- ¦ков разрушения ¦хитектурных форм ¦
¦ветствии с настоящими ¦конструкций стен, ¦ ¦
¦Правилами ¦балконов, лоджий и ¦ ¦
¦ ¦др.) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Формы и методы обс-¦Номерные знаки, ¦Освещение в вечернее ¦
¦луживания на основе ¦указатели и др. в ¦время светильниками ¦
¦достижений научно - ¦едином архитектур- ¦ ¦
¦технического прогресса¦ном стиле ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Исправное состояние¦Вестибюли, лестнич-¦Вывоз мусора и отхо- ¦
¦конструкций и беспере-¦ные клетки, лифты, ¦дов по графику ¦
¦бойная работа инженер-¦мусоропроводы и др.¦ ¦
¦ного оборудования ¦содержатся в чисто-¦ ¦
¦ ¦те и порядке ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Широко развернутое ¦Все квартиры отли- ¦ - ¦
¦социалистическое со- ¦чаются удобством в ¦ ¦
¦ревнование за качество¦организации быта и ¦ ¦
¦обслуживания ¦хорошим состоянием ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7. Активная работа до-¦Широко развернуто ¦ - ¦
¦мовых комитетов об- ¦социалистическое ¦ ¦
¦щественности ¦соревнование жите- ¦ ¦
¦ ¦лей за образцовое ¦ ¦
¦ ¦содержание квартир,¦ ¦
¦ ¦подъездов и др. ¦ ¦
¦ ¦В доме активно ¦ ¦
¦ ¦действуют все формы¦ ¦
¦ ¦общественной само- ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
L----------------------+-------------------+----------------------
1.14. Инженерно - технические работники, поступившие в жилищно - эксплуатационные организации, должны в течение трех месяцев сдать экзамен на знание Правил и повторно сдавать его через каждые три года.
Приемка экзаменов по знанию Правил и специальных инструкций, относящихся к эксплуатации жилищного фонда, у работающих и вновь поступивших на работу в систему жилищного хозяйства инженерно - технических работников и рабочих в полном объеме (или в объеме соответствующих разделов) должна производиться квалификационной комиссией в составе, устанавливаемом приказом руководителя организации или же положениями при соответствующих учебных пунктах.
После сдачи экзаменов каждому работнику следует выдавать соответствующее удостоверение.
1.15. Контроль за соблюдением настоящих Правил работниками жилищно - эксплуатационных и ремонтно - строительных организаций должны осуществлять руководители этих организаций, а также специалисты вышестоящих органов.
Порядок учета приемки и передачи жилищного фонда
1.16. Государственному учету жилищного фонда по единой для Союза ССР системе (под методическим руководством ЦСУ СССР) подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, независимо от ведомственной принадлежности, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
Жилые дома и жилые помещения в других строениях должны включаться в состав жилищного фонда после приемки их в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, регистрации и технической инвентаризации.
В составе жилищного фонда не учитываются дачи, летние садовые домики членов садоводческих товариществ, другие строения и помещения, предназначенные для сезонного или временного проживания, независимо от длительности проживания в них граждан.
1.17. Первичный учет жилищного фонда должен проводиться жилищно - эксплуатационной организацией и представляться в вышестоящую организацию (Советы народных депутатов, министерства и ведомства), а также в местные органы государственной статистики в сроки, установленные Госкомстатом СССР.
Регистрацию и техническую инвентаризацию жилищного фонда в городах, поселках и сельских населенных пунктах должны осуществлять соответствующие организации Минжилкомхоза РСФСР независимо от принадлежности фонда.
1.18. Непригодность жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания устанавливается в соответствии с Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений Государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным Минжилкомхозом РСФСР от 05.11.85 N 529.
1.19. Жилищно - эксплуатационная организация должна иметь на каждое строение Технический паспорт на жилой дом (дома) и земельный участок по установленной форме.
Физический износ зданий и их конструкций определяется в соответствии с Правилами оценки физического износа жилых зданий (ВСН 53-86), утвержденными Приказом Госгражданстроя от 24.12.86 N 446.
Приемка жилищного хозяйства при смене руководства
1.20. Передачу жилищного хозяйства при смене начальника, главного (старшего) инженера жилищно - эксплуатационной организации следует производить в присутствии представителя вышестоящего органа с обязательным осмотром технического состояния жилых домов (и элементов благоустройства), находящихся на балансе жилищно - эксплуатационной организации.
Характер и порядок работ по осмотру следует принимать как и при очередном осмотре.
Акт сдачи - приемки следует составлять по форме согласно рекомендуемому Прил. 1. Акт утверждается руководством вышестоящей организации не позднее 10 дней с момента его составления.
1.21. В состав технической документации при передаче жилищного хозяйства входят:
акты приемки зданий от строительных организаций;
план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на территории жилищно - эксплуатационной организации или участка, обслуживаемого техником;
проектно - сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло- , газо-, электроснабжения и др. (схема дворовых сетей, находящихся на балансе коммунальных предприятий, прилагается для сведения);
паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
паспорта лифтового хозяйства;
проекты, сметы, ведомости дефектов для производства ремонтных работ, акты приемки выполненных ремонтных работ и другие документы по ремонту зданий;
технические паспорта на каждый жилой дом и земельный участок;
журналы технического учета;
исполнительные чертежи контуров заземления зданий, имеющих заземление;
акты на сварочные работы устройств заземления;
протокол измерения сопротивления заземления растеканию тока по каждому объекту.
При отсутствии указанной технической документации вновь назначенное должностное лицо обязано принять меры к получению, восстановлению или составлению недостающих документов.
1.22. Передачу ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства в ведение ЖЭО и коммунальных организаций местных Советов народных депутатов следует производить в соответствии с Инструкцией о порядке передачи объектов жилищно - коммунального хозяйства, принадлежащих министерствам и ведомствам, на баланс соответствующих эксплуатационных жилищных и коммунальных организаций Совета Министров автономных республик и исполкомов местных Советов народных депутатов, утвержденной Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 24 июня 1981 г. N 351.
Приемка и эксплуатация новых и отремонтированных зданий
1.23. Приемка и эксплуатация законченных строительством новых и после капитального ремонта жилых домов независимо от их ведомственной принадлежности должна производиться Государственной комиссией в соответствии с требованиями СНиП 3.01.04-87 и ВСН 42-85(р).
Принятые в эксплуатацию новые и капитально отремонтированные жилые дома должны соответствовать требованиям СНиП 2.08.01-89.
Комплект проектно - сметной документации и исполнительных чертежей на каждый дом должен быть на длительном и строгом хранении непосредственно в жилищно - эксплуатационной организации.
1.24. Инженерно - технические работники, ответственные за эксплуатацию жилых домов - новостроек, назначаются не менее чем за месяц, а обслуживающий персонал - за две недели до приемки их в эксплуатацию.
Приемку в эксплуатацию домов - новостроек, капитально отремонтированных домов следует, как правило, производить с применением инструментальных методов контроля состояния конструкций и оборудования.
1.25. Жилые дома высотой пять этажей и более, как правило, должны быть оборудованы специальными устройствами, обеспечивающими:
управление открыванием входных дверей в лестничную клетку непосредственно из квартир;
автоматическое управление электроосвещением лестничных клеток;
сигнализацию открывания дверей в технический подвал, чердачное помещение, загазованности, затопления технических подвалов;
пожарную сигнализацию в лестничных клетках домов выше десяти этажей;
подъезды - домофонами и электрическими замками;
двери в подъездах - доводчиками.
1.26. Жилищно - эксплуатационные организации должны вносить своевременно изменения в исполнительную документацию планировки помещений, конструктивных элементов и инженерного оборудования, возникающие в результате ремонтов, реконструкций, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
1.27. Порядок заселения вновь построенных и капитально отремонтированных жилых домов устанавливается исполкомами местных Советов народных депутатов.
1.28. Жилищно - эксплуатационная организация при заключении договора с нанимателем жилого помещения должна:
ознакомить нанимателя с правилами содержания помещений и оборудования квартир, правилами пользования лифтами, мусоропроводами, а также с перечнем текущего ремонта квартир, выполняемым за счет квартиросъемщика;
провести инструктаж по противопожарной безопасности, электробезопасности;
ознакомить с санитарно - гигиеническими правилами;
вручить нанимателю соответствующую памятку по эксплуатации помещений.
1.29. Недоделки и дефекты, обнаруженные в процессе эксплуатации построенных или капитально отремонтированных жилых домов, допущенные по вине строительных и ремонтно - строительных организаций, должны быть устранены подрядчиком за свой счет по требованию жилищно - эксплуатационной организации в течение установленного двухгодичного гарантийного срока со дня приемки жилых домов в эксплуатацию (независимо от вида работы).
1.30. Наличие дефектов, требующих устранения, устанавливается актом заказчика или жилищно - эксплуатационной организации, подрядчика или представителя проектной организации. В случае неявки представителя подрядчика по вызову заказчика в пятидневный срок последний составляет односторонний акт, копия которого направляется подрядчику и его вышестоящей организации. Ответственность за соблюдение сроков, в течение которых могут быть предъявлены претензии подрядчику, несут руководители ЖЭО. Акты должны быть официально переданы подрядчику до истечения установленного двухлетнего гарантийного срока.
В случае невыполнения указанных в акте работ в установленные сроки жилищная организация должна потребовать неустойку в соответствии с Правилами о договорах подряда на капитальное строительство.
Условия и порядок перепланировки помещений
и повышение благоустройства зданий
1.31. Изменение планировки отдельных помещений государственного, а также общественного и кооперативного жилищного фонда допускается производить организациям и отдельным гражданам после получения разрешения межведомственной комиссии исполкома местного Совета народных депутатов, а в поселках, где межведомственные комиссии не создаются, - с разрешения исполкома местного Совета на основании утвержденных проектов, согласованных с соответствующими заинтересованными организациями.
Перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в нежилые в домах Государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном Жилищным кодексом РСФСР.
1.32. Капитальный ремонт помещений, связанный с деятельностью арендаторов, должен осуществляться за счет их средств по согласованию с жилищно - эксплуатационной организацией.
1.33. Переоборудование и перепланировка зданий и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Переустройство и перепланировка жилых домов, предназначенных к сносу в ближайшие два - три года, не допускаются.
1.34. Перепланировка квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
1.35. Межведомственные комиссии следует создавать в следующем составе: председатель комиссии (заместитель председателя исполкома местного Совета), члены комиссии (представители городского или районного жилищного управления, органов по строительству и архитектуре, Государственного санитарного надзора и Государственного пожарного надзора).
Порядок работы межведомственной комиссии определяется соответствующим Положением, утвержденным исполкомом местного Совета народных депутатов в установленном порядке.
1.36. Для получения разрешения на переустройство помещения организация и граждане подают заявление в межведомственную комиссию с приложением: поэтажных планов (а в необходимых случаях и выкопировки из генерального плана участка домовладения), заверенных бюро технической инвентаризации; проекта переустройства в двух экземплярах; заключения жилищно - эксплуатационной организации о возможности и целесообразности намеченных работ; справки с указанием согласия жильцов квартиры (дома), заверенной жилищно - эксплуатационной организацией, и других документов по требованию комиссии.
1.37. Результаты работы межведомственной комиссии следует оформлять протоколом, в котором излагается сущность рассмотренного вопроса и утверждается проект переустройства здания и помещения. Заявителю (заинтересованной организации) надлежит выдавать выписку из протокола вместе с одним экземпляром проекта.
Выданные разрешения действительны в течение одного года со дня выдачи разрешения до начала строительно - монтажных работ. Не осуществленные в течение этого срока работы могут быть выполнены только после повторного рассмотрения межведомственной комиссии.
1.38. Наниматель, допустивший самовольное переустройство и перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку или установку дополнительного санитарно - технического и иного оборудования, обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние. В случае невыполнения этого требования указанные работы производятся жилищно - эксплуатационной организацией, а стоимость работ до 10 руб. взыскивается в установленном порядке на основании исполнительных подписей органов, совершающих нотариальные действия. В тех случаях, когда стоимость этих работ превышает 10 руб., взыскание с виновных производится в судебном порядке.
Примечание. Разногласия между заявителем и межведомственной комиссией решает исполком местных Советов в срок не более 20 дней. При подаче жалобы или протеста выполнение рекомендаций межведомственной комиссии приостанавливается до вынесения соответствующего решения исполкома местного Совета.
1.39. Аварийное состояние здания в целом, части его, отдельных конструкций или видов инженерного оборудования, вызванное нанимателем в нарушение договора о найме помещения, жилищно - эксплуатационная организация должна немедленно устранить своими силами и средствами, не ожидая решения суда и арбитража по делу нарушителя договора о найме помещения.
2. Организация технического обслуживания и ремонта
жилищного фонда
Основные положения
2.1. Система (организация) технического обслуживания и ремонта жилищного фонда (планирование, содержание, регламентированная последовательность и периодичность) должна способствовать предупреждению преждевременного износа жилищного фонда и обеспечению заданных эксплуатационных показателей в течение всего нормативного срока службы здания, конструкций, оборудования.
Нормативные усредненные сроки службы жилых домов, их конструктивных элементов, отделки и инженерного оборудования следует принимать по Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально - культурного назначения, утвержденному в установленном порядке.
Техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения, дымоудаления, лифтов, напольных электроплит объединенными диспетчерскими службами выполняются в соответствии с Правилами эксплуатации и ремонта систем пожаротушения, дымоудаления, напольных бытовых электроплит и замочно - переговорных устройств, утвержденными Минжилкомхозом РСФСР, Положением по организации ремонта лифтов, утвержденным Минжилкомхозом РСФСР, постановлениями местных Советов народных депутатов по созданию объединенных диспетчерских служб (ОДС/РДС).
При техническом обслуживании и ремонте зданий следует учитывать указания раздела "Техническая эксплуатация" проекта здания и требования СНиП 2.08.01-85.
2.2. Для обеспечения выполнения мероприятий по технической эксплуатации и ремонту жилищно - эксплуатационные организации создают производственные базы.
2.3. Контроль технического состояния зданий следует осуществлять путем проведения систематических осмотров и обследований. При проведении осмотров и обследований должны применяться эффективные методы обследований зданий с использованием современных средств технической диагностики в соответствии с Положением по техническому обследованию зданий, утвержденному в установленном порядке.
Устанавливаются три вида осмотров: общие, частичные и внеочередные, а также следующие виды плановых обследований: перед поставкой здания на капитальный ремонт или реконструкцию, сплошное техническое обследование состояния жилищного фонда.
Система технического осмотра жилых зданий
2.4. Плановые осмотры следует проводить общие, при которых осматривается здание в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство, и частичные, при которых осматриваются отдельные элементы здания или помещения.
Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
Периодичность плановых частичных осмотров элементов и помещений зданий приведена в Прил. 4.
Внеочередные (неплановые) осмотры должны проводиться после ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий или при выявлении деформаций конструкций и неисправностей инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации.
2.5. Необходимо проводить следующие осмотры и обследования:
плановые осмотры общие и внеочередные - комиссией, назначаемой руководством жилищно - эксплуатационной организации в составе:
главного (старшего) инженера жилищно - эксплуатационной организации (председатель комиссии), техника или коменданта, представителя домового комитета или профсоюзного комитета. При осмотрах кооперативных домов, находящихся на техническом обслуживании жилищно - эксплуатационной организации, в комиссию следует дополнительно включать представителя правления ЖСК;
плановые осмотры частичные - рабочими - специалистами по конструктивным элементам и инженерному оборудованию или представителями специализированных служб, обеспечивающих их техническое обслуживание и ремонт по договорам.
Особенно тщательно следует осматривать здания и их конструкции, имеющие физический износ свыше 60%.
Комиссии должны устанавливать причины возникновения обнаруженных дефектов и указывать меры по их устранению, а также проверять выполнение работ по текущему ремонту, осуществляемому нанимателями.
В процессе весеннего осмотра комиссия должна проинструктировать нанимателей о порядке содержания помещений и эксплуатации инженерного оборудования.
Примечания. 1. В отдельных сложных случаях в комиссию допускается включать представителей специализированных организаций или экспертов.
2. В случае передачи отдельных элементов здания или инженерного оборудования на специализированное обслуживание по договору частичные осмотры должны проводить соответствующие службы обслуживания.
2.6. Дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, обнаруженные во время их осмотров, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены жилищно - эксплуатационной организацией или привлечением по договору других организаций в сроки, указанные в Прил. 8.
Жилищно - эксплуатационная организация должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно сообщить о случившемся в вышестоящую организацию.
2.7. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния зданий. Выявленные в процессе общих, частичных и внеочередных осмотров неисправности и повреждения, а также техническое состояние элементов дома отражаются в журнале осмотров (Прил. 5).
Результаты осенних осмотров и проверка готовности объекта к эксплуатации в зимних условиях оформляются паспортом готовности объекта (Прил. 7).
Результаты сплошных обследований состояния жилищного фонда, выполняемых периодически в сроки, установленные Советом Министров РСФСР, оформляются актами по форме Прил. 6.
2.8. Жилищно - эксплуатационная организация на основании актов осмотров и обследований должна в месячный срок:
а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующую зиму;
б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год, по результатам осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта;
в) проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях;
г) выдавать задания нанимателям жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР.
Мелкие неисправности, а также наладку и регулировку санитарно - технических приборов и оборудования, выявленные при частичном осмотре, жилищно - эксплуатационная организация должна устранять по возможности в процессе обследования.
Состав работ, организация и планирование работ
технического обслуживания
2.9. Перечень работ технического обслуживания элементов жилого дома, подлежащих выполнению жилищно - эксплуатационной организацией, следует принимать согласно рекомендуемому Прил. 9. Нормы для определения числа рабочих, необходимых для технического обслуживания жилых зданий, следует принимать согласно Типовым нормам времени на работы по текущему ремонту жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 05.10.87 N 601/25-53.
2.10. Жилищно - эксплуатационные организации должны планировать работу технического обслуживания по каждому зданию в отдельности на неделю, месяц и год в виде плана - графика контроля.
2.11. Жилищно - эксплуатационные организации должны создавать объединенные диспетчерские системы (ОДС) на микрорайоны или группу домов в соответствии с Временными рекомендациями по созданию и организации эксплуатации объединенных диспетчерских систем (ОДС) инженерного оборудования жилых микрорайонов. Перечень объектов диспетчеризации и контролируемых параметров инженерного оборудования следует принимать в каждом отдельном случае по рекомендуемому Прил. 10.
Допускается создавать ремонтные диспетчерские системы (РДС) на группу крупных микрорайонов или на жилой район.
2.12. Зону обслуживания одной ОДС/РДС (площадь территории микрорайона в гектарах на одну ОДС/РДС) следует принимать в зависимости от этажности и плотности застройки, степени инженерного оборудования зданий согласно рекомендуемому Прил. 11.
2.13. Численность обслуживающего персонала ОДС/РДС следует принимать по утвержденным в установленном порядке штатным расписаниям.
2.14. Обязанности и права персонала ОДС/РДС должны устанавливаться жилищно - эксплуатационной организацией, соответствующими должностными инструкциями.
2.15. Средства автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования, КИП и средства связи должны устанавливаться в соответствии с инструкцией завода - изготовителя по проектам, выполненным специализированной организацией, и обеспечивать соответственно поддержание заданных режимов работы инженерного оборудования, своевременную подачу сигналов о нарушениях режимов работы или аварий, проводить измерение параметров работы оборудования для визуального или автоматического контроля его работы, надежную связь нанимателей жилых помещений с диспетчерской, а также диспетчерской со службами эксплуатации и аварийными службами.
2.16. Эксплуатация средств автоматизации и диспетчеризации (устройства, приборы и аппаратура общепромышленного назначения) должна проводиться в соответствии с инструкциями заводов - изготовителей по их эксплуатации и рекомендациями проектной и наладочной специализированных организаций.
2.17. Жилищно - эксплуатационные организации должны вести учет заявок населения на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в квартирах, строительных конструкциях и других элементах зданий в журнале по форме, рекомендуемой Прил. 12.
Поступающая на пульт диспетчера информация о нарушениях в работе инженерного оборудования, а также заявки населения должны регистрироваться в соответствующих журналах (при помощи мини-ЭВМ, магнитной записи и др.), контролироваться по срокам и качеству выполнения.
2.18. Заявки нанимателей жилых помещений о неисправностях конструкций и инженерного оборудования на каждом участке непосредственно должны учитываться техником - строителем (мастером). Журнал должен быть доступен для записи в течение всего рабочего времени.
2.19. Заявки о неисправных конструкциях и инженерном оборудовании должны рассматриваться в день их поступления, и на следующий день должно быть организовано их исправление или о принятых решениях сообщено заявителям (в том числе по заявкам, полученным по телефону или диспетчерской связи).
2.20. Руководители жилищно - эксплуатационных организаций обязаны лично ежедневно проверять организацию приема заявок на устранение неисправностей, сроки и качество их выполнения и обеспечивать надлежащее взаимодействие аварийных, диспетчерских и других служб, выполняющих плановый текущий ремонт.
2.21. Для ликвидации крупных повреждений, неисправностей и аварий внутридомовых и наружных инженерных сетей следует организовывать аварийные службы в каждом населенном пункте в зависимости от местных условий в соответствии с Положением об аварийно - ремонтной службе жилищного хозяйства (АРС), утвержденным Минжилкомхозом РСФСР от 31 октября 1983 г. N 511.
Нормативы численности инженерно - технических работников, служащих и рабочих дежурной ремонтно - аварийной службы жилищного хозяйства следует принимать в соответствии с Нормативами численности работников дежурной ремонтной (аварийной) службы жилищного хозяйства (ч. 1.2), утвержденными Минжилкомхозом РСФСР от 20 сентября 1983 г. N 454.
Жилищно - эксплуатационные организации (вне зависимости от их ведомственной принадлежности) должны заключать договора с аварийной службой на обслуживание каждого микрорайона или здания.
Организация и планирование текущего ремонта
2.22. Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с Техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и Техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется жилищно - эксплуатационными или подрядными организациями.
2.23. Продолжительность текущего ремонта следует определять по нормам на каждый вид ремонтных работ конструкций и оборудования.
Для предварительных плановых расчетов допускается принимать укрупненные нормативы согласно рекомендуемому Прил. 14.
2.24. Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, следует принимать в соответствии с рекомендуемым Прил. 15.
2.25. Контроль за проведением текущего ремонта и качеством работ должен осуществлять главный (старший) инженер жилищно - эксплуатационной организации.
2.26. Периодичность планового текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
Примечание. В период между плановыми текущими ремонтами, выполняемыми с установленной периодичностью, ежегодно осуществляется только техническое обслуживание, в том числе мероприятия по подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне - летний и зимний периоды.
2.27. Текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы центрального отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, должен осуществляться силами этих предприятий.
2.28. Планирование текущего ремонта следует осуществлять на пятилетку и год в соответствии с Указаниями по планированию текущего ремонта и организации труда рабочих трестов жилищного хозяйства.
2.29. Опись ремонтных работ на каждое строение, включенное в годовой план планового текущего ремонта, должна быть утверждена главным (старшим) инженером жилищно - эксплуатационной организации не позднее 30 сентября каждого года.
2.30. В зданиях, намечаемых пятилетним планом к производству капитального ремонта в течение ближайших трех лет или подлежащих сносу, плановый текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормальные условия для проживания (подготовка к весенне - летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
2.31. Затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание должны осуществляться по смете эксплуатационных расходов. Указанные затраты должны предусматриваться в пределах, обеспечивающих эффективную эксплуатацию домов.
Средние затраты на текущий ремонт жилищного фонда по району (городу) должны, как правило, планироваться в пределах 0,75 - 1% восстановительной стоимости домов.
В планах текущего ремонта следует предусматривать от 20 до 25% ассигнований для проведения непредвиденных работ, выявленных в процессе эксплуатации и требующих срочного исполнения.
2.32. Лимиты по труду в планах текущего ремонта следует определять по отдельным группам зданий в зависимости от состояния и сроков службы конструкций и инженерного оборудования зданий, а также других местных условий. Жилищно - эксплуатационным организациям допускается увеличивать нормативы штатной численности, но не более чем на 20% в пределах общей нормативной численности рабочих текущего ремонта для города, жилого района, министерства, ведомства.
2.33. Наряд - задание на основные виды ремонтных работ должен осуществляться и выдаваться бригаде ремонтников до начала работ по ремонту в здании. В наряд - задание не включаются работы по устранению мелких неисправностей, выявленных в ходе осмотров, проводимых рабочими по графику обходов, мелкие работы по заявкам нанимателей жилых помещений. На выявляемые дополнительные (внеплановые) работы следует составлять отдельную опись (техником или инженером жилищно - эксплуатационной организации) и выдавать бригаде ремонтников дополнительный наряд - задание на выполнение этих работ. Техник - смотритель (мастер) обязан вести учет выданных заданий и контролировать их выполнение.
Уточнение объема работ по жилищно - эксплуатационной организации должно производиться главным инженером совместно с представителем домового комитета.
2.34. Выполнение текущего ремонта по жилому дому подлежит приемке комиссией в составе: главного (старшего) инженера (председателя), техника - смотрителя (мастера) жилищно - эксплуатационной организации, представителя домового комитета. В акте приемки надлежит указывать объем, стоимость и расход строительных материалов.
Организация и планирование капитального ремонта
2.35. Планирование капитального ремонта жилищного фонда следует осуществлять в соответствии с Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально - культурного назначения, утвержденным в установленном порядке, и Инструкцией о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда, утвержденной Минжилкомхозом РСФСР от 13 августа 1980 г. N 424.
Планы капитального ремонта жилищного фонда должны быть увязаны с планами перспективного развития микрорайона, жилого района, поселка и др.
2.36. При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий.
Перечень работ и затрат, производимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в Прил. 3.
2.37. Капитальный ремонт в домах, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, а также строениях, подлежащих сносу в ближайшие 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.
2.38. В городах со значительными массивами старой застройки следует планировать единовременный ремонт групп рядом расположенных жилых кварталов или их частей (жилых зданий).
2.39. Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны назначаться по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского благоустройства.
2.40. Порядок разработки, объем и характер проектно - сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, а также сроки выдачи ее подрядной организации должны устанавливаться по Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно - сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий (ВСН 55-87(р)).
2.41. Капитальный ремонт жилых зданий с перепланировкой помещений должен проводиться при обязательном временном прекращении эксплуатации жилых зданий и освобождении их от нанимателей жилых помещений и арендаторов.
Для переселения нанимателей жилых помещений на время ремонта местные Советы, министерства, ведомства должны создавать маневренный жилищный фонд в размере, обеспечивающем выполнение планов капитального ремонта. Маневренный жилищный фонд создается за счет источников финансирования, устанавливаемых Советом Министров СССР.
2.42. Работы по капитальному ремонту жилых домов должны выполняться при подрядном способе, как правило, силами специализированных ремонтно - строительных организаций, при хозяйственном способе - силами организации, предприятия, ведомства.
Капитально ремонтируемые объекты должны иметь проекты организации ремонта (ПОР) и проекты производства работ в соответствии с Инструкцией по разработке проектов организации и проектов производства работ по капитальному ремонту жилых зданий (ВСН 41-85(р)).
Охрана труда
2.43. Эксплуатация жилищного фонда должна осуществляться в соответствии с требованиями по охране труда.
Ответственным за осуществление мероприятий по охране труда в жилищно - эксплуатационной организации должен назначаться приказом руководителя главный инженер (старший инженер).
2.44. Администрация жилищно - эксплуатационной организации должна обеспечить персонал спецодеждой, спецобувью согласно утвержденным перечням.
2.45. Рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, в соответствии с перечнем, утвержденным Минжилкомхозом РСФСР, подлежат ежегодному обучению и проверке знаний, инженерно - технические работники - один раз в три года.
Временное переселение нанимателей на период производства работ следует предпринимать в соответствии с проектом организации работ.
2.46. Соглашение (коллективный договор) между жилищно - эксплуатационной организацией и профсоюзным комитетом по охране труда и технике безопасности этой организации (с указанием мероприятий, предусмотренных Типовой сводной номенклатурой по охране труда, сроков их выполнения и ответственных исполнителей) должно заключаться ежегодно.
Мероприятия по рационализации производства, внедрению новой технологии и улучшению (при их реализации) охраны и условий труда должны включаться в план организационно - технических мероприятий жилищно - эксплуатационной организации.
2.47. Жилищно - эксплуатационная организация должна ежемесячно проводить "День охраны труда и техники безопасности" на всех участках и службах с последующим устранением выявленных недостатков.
Техника безопасности
2.48. Эксплуатация жилищного фонда должна соответствовать требованиям Правил техники безопасности при эксплуатации жилых и общественных зданий.
2.49. Ответственным за технику безопасности при эксплуатации жилых домов должен назначаться приказом руководителя жилищно - эксплуатационной организации ее главный инженер (инженер).
2.50. Ответственного за состояние техники безопасности при производстве ремонтно - строительных работ в жилых домах и на придомовой территории следует назначать приказом руководителя ремонтно - строительной организации (руководителя этих работ).
2.51. Инструкции по технике безопасности для каждой профессии работников в жилищно - эксплуатационных организациях следует разрабатывать на основе действующих правил техники безопасности или типовых инструкций. Они должны утверждаться руководителями жилищно - эксплуатационных организаций по согласованию с профсоюзными комитетами.
Инструкции по технике безопасности при работе на различного рода оборудовании должны быть вывешены на рабочих местах.
2.52. Вводный инструктаж по технике безопасности должен проводиться с каждым вновь поступившим работником жилищно - эксплуатационной организации и ее главным инженером (инженером по технике безопасности, инженером, в зависимости от специальности работника).
Результаты вводного инструктажа следует записывать в специальном контрольном листе прохождения инструктажа, который направляется руководителю участка, где будет работать работник.
2.53. Первичный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте каждый работник жилищно - эксплуатационной организации должен пройти до начала работы, повторный инструктаж должен проводиться через каждые шесть месяцев. Результаты повторного инструктажа отражаются в том же журнале, что и инструктаж на рабочем месте.
2.54. Работы, не входящие в объем должностной инструкции работника жилищно - эксплуатационной организации, допускается выполнять только после специального инструктажа по технике безопасности (до начала работы).
Внеплановый инструктаж следует проводить при нарушении работающими правил, норм и инструкций по технике безопасности или когда из-за нарушения правил произошел несчастный случай.
Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности должен быть установленной формы.
2.55. Несчастные случаи на производстве должны расследоваться и учитываться в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора.
Пожарная безопасность
2.56. Персонал жилищно - эксплуатационной организации должен обеспечить пожарную безопасность обслуживаемых жилых домов и прилегающей территории в соответствии с типовыми Правилами пожарной безопасности для жилых домов, гостиниц, общежитий, административных зданий и индивидуальных гаражей.
2.57. Ответственность за пожарную безопасность жилых домов, а также зданий, сооружений и помещений, предназначенных для обслуживания жилищного фонда, должна возлагаться на руководителей жилищно - эксплуатационных организаций; арендуемых помещений - на руководителей арендующей организации; жилых домов, принадлежащих жилищно - строительным кооперативам, - на председателей правлений ЖСК; индивидуальных жилых домов, гаражей, надворных построек - на их владельцев; квартир - на нанимателей жилых помещений.
2.58. Ответственность за техническое состояние средств автоматической противопожарной защиты и систем дымоудаления, внутреннего пожарного водопровода возлагается на руководителей и соответствующих должностных лиц инженерно - технических служб жилищно - эксплуатационных и других организаций, в ведении которых находятся жилые дома.
2.59. В служебных, складских и подсобных помещениях жилых домов должен быть установлен строгий противопожарный режим (определен порядок осмотра и закрытия помещений после окончания рабочей смены, проведения работ с открытым огнем, пользования электронагревательными приборами и т.п.) и контроль за его соблюдением. Указанные помещения должны быть оборудованы автоматическими системами сигнализации и пожаротушения помещений в соответствии с действующими нормами проектирования, автоматическим закрыванием входных дверей.
2.60. Чердачные и подвальные помещения необходимо закрывать на замки, ключи от которых должны находиться у дежурного или диспетчера ОДС (с обязательной отметкой о получении и сдаче ключа в журнале регистрации выдачи ключей), а также в квартирах соответственно верхних и нижних этажей, жильцы которых должны выдавать их только в случае пожара представителям администрации, общественности и пожарным.
2.61. Наладка, ремонт и эксплуатация автоматических систем противопожарной защиты должны производиться в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации и ремонту автоматизированных систем противопожарной защиты в жилых домах повышенной этажности, утвержденной Минжилкомхозом РСФСР от 7 февраля 1985 г. N 83 и Норм затрат труда на обслуживание и ремонт автоматических систем противопожарной защиты жилых зданий повышенной этажности, утвержденных Минжилкомхозом РСФСР в 1978 г.
2.62. Обслуживание автоматических систем противопожарной защиты следует производить специализированными организациями или специализированными службами жилищно - эксплуатационных организаций.
Жилищно - эксплуатационные организации обязаны обеспечить сохранность приборов и оборудования систем противопожарной защиты.
Системы автоматической пожарной сигнализации и противодымной защиты должны приниматься в эксплуатацию одновременно с приемкой дома. Не допускается приемка в эксплуатацию вновь построенных или капитально отремонтированных зданий, не оборудованных системами противопожарной защиты и не выведенных на пульт объединенных диспетчерских служб.
2.63. Лица, ответственные за эксплуатацию противопожарного оборудования, назначенные приказом по жилищно - эксплуатационной организации, должны ознакомить жильцов дома с правилами ручного дистанционного включения противопожарных систем в работу при пожаре и пользования средствами пожаротушения, а также обеспечивать исправность насосов, гидрантов, пожарных рукавов, пожарных стволов, огнетушителей. Инструктаж следует регистрировать в специальном журнале.
3. Содержание помещений
Квартиры
3.1. Помещения необходимо содержать в чистоте при температуре, влажности воздуха и кратности воздухообмена в соответствии с установленными нормами (Прил. 15).
3.2. Стирка и сушка белья в жилых помещениях не допускается. Сушка белья в кухнях квартир допускается только при открытых форточках (створках окон).
3.3. Устранение конденсата на трубах водопровода и канализации в санитарных узлах и кухнях следует достигать частым проветриванием помещений при полностью открытых вентиляционных отверстиях. В случае недостаточности указанных мер трубопроводы необходимо утеплять и гидроизолировать.
Примечание. Для усиления воздухообмена в помещениях следует использовать местные приточные устройства (вентиляционные каналы в кладке печей, подоконные приточные устройства, каналы в стене и т.д.). Рекомендовать квартиросъемщикам установку в вытяжных отверстиях вентиляторов типа ВС-45.
3.4. Наниматель жилых помещений должен за свой счет не реже одного раза за пять лет производить текущий ремонт жилых и вспомогательных помещений.
3.5. Для обеспечения нормального температурно - влажностного режима наружных стен, как правило, не допускается: устанавливать вплотную к ним громоздкую мебель, особенно в наружных углах; вешать на наружные стены ковры, а в первые два года эксплуатации - и картины.
3.6. Использование газовых и электрических плит для обогрева помещений не допускается.
Лестничные клетки
3.7. Окна и двери лестничных клеток, а также входные двери в квартиры должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.
3.8. Лестничные клетки должны регулярно проветриваться с помощью форточек, фрамуг или створок окон на первом и верхнем этажах одновременно, а также через вентиляционные каналы и шахты.
3.9. Лестничные клетки должны иметь температуру воздуха и воздухообмен согласно Прил. 15.
3.10. Освещенность искусственным светом лестничных клеток должна приниматься по нормам, приведенным в обязательном Прил. 16.
3.11. Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, следует принимать по Типовым укрупненным нормам обслуживания на работы по санитарному содержанию домовладений (М.: Экономика, 1986).
Периодичность выполнения уборочных работ в отличие от приведенных в указанных нормах может устанавливаться соответственно компетентными органами в зависимости от местных условий. В том случае, если периодичность выполнения уборочных работ на местах иная, то норма обслуживания соответственно пересчитывается на основе межотраслевых Нормативов времени на уборку лестничных клеток в жилых домах (Прил. 18).
При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в месяц. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
3.12. В деревянных жилых домах стены и потолки лестничных клеток и коридоров с внутренней стороны следует штукатурить или обрабатывать огнезащитным составом.
3.13. Наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы).
Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки.
3.14. На площадке перед наружными входными дверями рекомендуется устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега.
3.15. Наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи.
3.16. В домах высотой десять этажей и выше двери в незадымляемые лестничные клетки должны иметь автоматические закрыватели без запорных устройств. Входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны отвечать требованиям СНиП 2.08.01-89 и СНиП 2.01.02-85.
3.17. Использование лестничных клеток, а также площадок под первым маршем лестницы для размещения мастерских, кладовых и других целей не допускается.
Примечание. Под маршами лестниц в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитков, ограждаемых несгораемыми перегородками.
3.18. Размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и пр. на любой срок не допускается. Входы в лестничные клетки и на чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю должны быть незагроможденными.
Чердачные помещения
3.19. Чердачные помещения должны иметь температурно - влажностный режим:
в холодных чердачных помещениях - по расчету, исключающему конденсацию влаги на ограждающих конструкциях;
в теплых чердачных помещениях - по расчету, но не ниже 12 град. C.
3.20. Чердачные помещения должны иметь ходовые доски и приставные лестницы для выхода на крышу, а также двери и люки с плотно пригнанными притворами.
3.21. Чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
3.22. Входные двери и люки, ведущие в чердачное помещение с запасными, напорными и расширительными баками для выхода на кровлю, должны быть утеплены, установлены с уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника - мастера жилищно - эксплуатационной организации, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа).
Примечание. Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам жилищно - эксплуатационных организаций, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 10.09.1964 n 776 О МЕРАХ ПО ИЗВЕСТКОВАНИЮ КИСЛЫХ И ГИПСОВАНИЮ СОЛОНЦОВЫХ ПОЧВ И РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВА ИЗВЕСТНЯКОВОЙ МУКИ И СЫРОМОЛОТОГО ГИПСА  »
Документы СССР »
Читайте также