<ПИСЬМО> Минфина СССР от 30.12.1988 n 196 О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ПРОВЕРКЕ ГОДОВЫХ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ПИСЬМО
от 30 декабря 1988 г. N 196
О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ПРОВЕРКЕ ГОДОВЫХ
БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Министерство финансов СССР направляет для практического руководства Методические указания по проверке годовых бухгалтерских отчетов и балансов государственных предприятий, объединений и организаций согласно Приложению.
Признать утратившим силу письмо Министерства финансов СССР от 19 августа 1983 г. N 112 "Об указаниях о порядке проведения счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов производственных объединений, предприятий и организаций", а также пункт 1 письма Министерства финансов СССР от 10 сентября 1986 г. N 156 "О внесении изменений и дополнений в указания и инструкции Министерства финансов СССР".
Заместитель
Министра финансов СССР
В.Г.ПАНСКОВ



Приложение
к письму
Министерства финансов СССР
от 30 декабря 1988 г. N 196
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕРКЕ ГОДОВЫХ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ
И БАЛАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Общие положения
Одной из основных форм контрольной работы финансовых органов является проверка бухгалтерских отчетов и балансов предприятий, объединений и организаций <*>. Главной целью проверки является установление достоверности определения прибыли (дохода) и выполнения обязательств перед бюджетом, оценка состояния отчетной дисциплины, соблюдения законности в исчислении и взимании платежей в бюджет.
--------------------------------
<*> В дальнейшем "предприятия, объединения и организации" именуются "предприятия".
Проверка производится по данным годовых бухгалтерских отчетов и балансов и в сроки, установленные руководителями финансовых органов в течение всего года по утвержденным ими графикам с учетом участия финорганов в комплексных проверках вышестоящих организаций, предприятий, учреждений, банков и других контролирующих органов.
Проверка должна производиться по всем предприятиям независимо от результатов их деятельности и условий хозяйствования. Одновременно финансовыми органами, контролирующими объединения, должна проверяться хозяйственная деятельность структурных единиц, входящих в состав данного объединения (или по их поручению финансовыми органами по месту нахождения структурных единиц). Перечень вопросов, подлежащих проверке на конкретном предприятии с учетом его особенностей и структуры, устанавливается руководителями соответствующих финансовых органов.
По предприятиям, имеющим неустойчивое финансовое положение, допускающим непроизводительные потери, а также не выполняющим обязательств перед бюджетом, одновременно с проверками годовых бухгалтерских отчетов и балансов рекомендуется проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности.
При проведении проверки следует использовать нормативные документы согласно Приложению и настоящие Методические указания.
II. Порядок проверки правильности формирования
прибыли (дохода), принимаемой при расчетах с бюджетом
Достоверность выполнения предприятиями обязательств перед бюджетом зависит от правильности определения прибыли (дохода), принимаемой при расчетах с бюджетом по отчислениям от прибыли (дохода).
В соответствии с действующим порядком расчеты с бюджетом предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, осуществляются от прибыли (дохода), учитываемой в соответствии с методологией ее планирования.
1. При проверке правильности отражения в отчете данных о прибыли (доходе) (убытках) от реализации продукции, работ и услуг необходимо проверить достоверность учета затрат на производство и издержек обращения.
Методы планирования и учета затрат, образующих себестоимость продукции, а также порядок калькулирования себестоимости продукции приведены в соответствующих положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, работ и услуг по отдельным отраслям народного хозяйства, типовых указаниях по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ).
Затраты, связанные с производством в данном отчетном периоде, полностью включаются в себестоимость продукции, изготовленной в этот период, независимо от того, когда затраты фактически произведены. Порядок включения этих расходов в затраты на производство устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, которые являются обязательными для всех предприятий соответствующей отрасли независимо от их ведомственной принадлежности.
Затраты, относящиеся к последующим отчетным периодам, учитываются на счете расходов будущих периодов и с этого счета в соответствующей части ежемесячно включаются в себестоимость продукции.
Затраты, оплачиваемые в последующем, но относящиеся к данному отчетному периоду, включаются в себестоимость продукции ежемесячно в корреспонденции со счетом резерва предстоящих расходов и платежей.
В целях контроля за правильностью учета затрат на производство и составления отчетности о себестоимости продукции (работ, услуг) необходимо проверить:
1.1. Правильность отражения затрат на счетах производства по отчетным периодам (месяцы, кварталы).
1.2. Правильность определения стоимости сырья, материалов и топлива, списанных на производство в отчетном периоде.
Оценка сырья и материалов, списанных на производство, зависит от порядка их учета, применяемого на предприятии. При учете сырья и материалов по плановой себестоимости или по оптовым ценам проверяется правильность применения плановых или оптовых цен путем сравнения данных о ценах, по которым сырье и материалы списаны на производство по кредиту соответствующего материального счета, с данными о ценах, предусмотренных действующими прейскурантами или утвержденными ценниками, а также правильность распределения отклонений фактической себестоимости сырья и материалов от их плановой себестоимости или распределения транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческих организаций.
Распределение отклонений фактической себестоимости от плановой или транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческих организаций производится по каждому виду или соответствующей группе материалов. В случаях, когда нет значительного различия в уровнях отклонений между группами материалов, учитываемых на одном субсчете, допускается выявление отклонений в целом по субсчету.
Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих организаций распределяются пропорционально плановой стоимости сырья и материалов, как израсходованных на производство, так и списанных на реализацию и отпущенных жилищно-коммунальному и другим непромышленным хозяйствам в течение отчетного периода, а также находящихся в остатке на конец отчетного периода.
В случае учета материалов по фактической себестоимости проверка правильности оценки сырья и материалов, списанных за отчетный месяц на производство, при отпуске материалов сторонним организациям и оставшихся на конец этого месяца на складах производится на основе данных оборотных ведомостей или книги остатков и ведомости распределения материалов на производство.
В этом случае проверке подлежат расчеты определения средневзвешенной стоимости сырья, материалов и топлива, примененной при их списании на производство.
1.3. Соблюдение порядка погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в эксплуатацию.
При проверке следует выяснить:
а) не отражаются ли на предприятии в составе находящегося в эксплуатации малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря предметы, относящиеся к основным средствам;
б) правильно ли исчислена сумма износа малоценного инвентаря и инструментов, находящихся в эксплуатации.
1.4. Правильность оценки отходов и попутной продукции.
1.5. Полноту включения в затраты на производство непроизводительных расходов (потерь от брака, простоев и т.п.) и соответствие количества брака, по которому исчислена сумма потерь, количеству его, выявленному при осмотре или приемке продукции отделом технического контроля, покупателями и др.
При проверке непроизводительных расходов, отнесенных на себестоимость, следует выявить причины их образования, проанализировать их влияние на повышение себестоимости продукции и снижение прибыли предприятия. Необходимо установить, выявлены ли виновники возникновения непроизводительных расходов, наложены ли на них (и какие) взыскания и осуществлены ли предусмотренные законодательством меры по возмещению нанесенного ими ущерба.
Следует проверить, не включена ли в состав незавершенного производства бракованная продукция (или полуфабрикаты) и не отнесены ли на его себестоимость потери от брака и прочие производственные расходы. Такая проверка может быть осуществлена путем расшифровки суммы незавершенного производства, числящейся на балансе.
1.6. Правильность отнесения на затраты производства затрат на выплату заработной платы.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" на повышение тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства в отдельных случаях с согласия трудовых коллективов в год перевода на новые условия оплаты труда может быть направлена часть средств фонда материального поощрения. В этом случае при учете затрат на производство продукции (работ, услуг) в соответствии с приложением к письму Минфина СССР от 11 ноября 1987 г. N 214 затраты на выплату заработной платы в сумме превышения фактического фонда заработной платы по сравнению с его величиной, определенной по установленным нормативам, включаются в фактическую себестоимость (затраты) продукции (работ, услуг), отражаются по элементу "Заработная плата" и соответствующим статьям расходов и возмещаются за счет средств фонда материального поощрения с соответствующим уменьшением себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).
1.7. Правильность включения в издержки производства расходов будущих периодов: затрат на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы); затрат на подготовку и освоение производства новых видов изделий и новых технологических производств, когда они не погашаются за счет средств фонда развития производства, науки и техники; затрат, связанных с подготовительными к производству работами в добывающей промышленности, затрат по вскрышным работам в производствах цветной металлургии, добыче угля (сланца), промышленности строительных материалов и др.
Правильность включения в затраты на производство сумм, учтенных на счете 31 "Расходы будущих периодов", устанавливается путем проверки расчетов всех сумм, отраженных по кредиту этого счета. Порядок включения этих расходов в затраты на производство приводится в отраслевых инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, утвержденных министерствами.
1.8. Полноту отчислений по установленным нормам в амортизационный фонд и ремонтный фонд.
При проверке следует обратить особое внимание на правильность применения утвержденных норм (нормативов) отчислений и положений о порядке планирования, начисления и использования амортизационных отчислений и образования ремонтного фонда.
1.9. Правильность учета и соблюдения порядка распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
При проверке следует установить, не отражены ли на общепроизводственных или общехозяйственных расходах суммы, подлежащие отнесению за счет фондов экономического стимулирования, специальных фондов или других фондов (выплата премий по специальным системам премирования, отчисления на содержание аппарата органов управления и т.п.).
1.10. Правильность учета по соответствующим отчетным периодам расходов на подготовку и освоение производства, прочих производственных расходов и внепроизводственных расходов, как-то: погашение затрат на подготовительные работы в добывающей промышленности, отчислений на централизованную техническую пропаганду, отнесения в себестоимость реализованной продукции расходов по упаковке продукции и по доставке ее к месту отправления и др.
2. В целях установления правильности отражения в отчете данных о прибыли (доходе) (убытках) от реализации продукции, работ и услуг следует проверить данные о фактической реализации товарной продукции.
При проверке данных о фактической реализации товарной продукции следует иметь в виду, что при учете готовой продукции по учетной стоимости фактическая себестоимость ее подразделяется на учетную стоимость (плановую себестоимость, оптовую цену) и отклонения учетной стоимости от фактической себестоимости.
Проверка правильности отклонений от фактической себестоимости может быть произведена по данным бухгалтерского учета изделий (счет 40) и товаров отгруженных (счет 41). Распределение отклонений производится по однородным видам продукции или группам ее пропорционально плановой квартальной или среднегодовой себестоимости в зависимости от того, по какой себестоимости планируются выпуск и реализация продукции.
Отклонения стоимости произведенной продукции, рассчитанной по учетным ценам (плановым или оптовым), от ее фактической себестоимости определяются исходя из остатка продукции соответствующего вида (или группы ее) на складе на начало месяца и поступления этой продукции в отчетном месяце.
Пример:
(в тыс. руб.)
--------------------------------------------T----------T---------¬
¦ ¦По учетным¦По факти-¦
¦ ¦ ценам ¦ческой ¦
¦ ¦ ¦себестои-¦
¦ ¦ ¦мости ¦
+-------------------------------------------+----------+---------+
¦Остаток продукции группы "А" на складе на ¦ ¦ ¦
¦начало отчетного месяца ¦ 35 ¦ 33 ¦
¦Поступление продукции группы "А" на склад в¦ ¦ ¦
¦отчетном месяце ¦ 175 ¦ 171 ¦
+-------------------------------------------+----------+---------+
¦Итого ¦ 210 ¦ 204 ¦
L-------------------------------------------+----------+----------
Сумма отклонений - 6 тыс. руб. (204 - 210), что составляет
6 x 100
2,9% к стоимости продукции группы "А" по учетным ценам (-------).
210
При этих условиях фактическая себестоимость продукции группы "А"
равна 97,1% (100 - 2,9) от стоимости ее по учетным ценам.
Распространив этот процент на стоимость (по учетным ценам)
отгруженной в отчетном месяце продукции группы "А", можно
исчислить ее фактическую себестоимость. Так, если учетная
стоимость отгруженной продукции 180 тыс. руб., фактическая
180000 x 97,1
себестоимость ее определяется в 174,8 тыс. руб. (-------------).
100
Отклонение стоимости отгруженной продукции группы "А", оцененной по учетным ценам (плановым или оптовым), от ее фактической себестоимости определяется исходя из остатка товаров, отгруженных на начало месяца, и отгрузки товаров в отчетном месяце.
Пример:
-------------------------------------T---------T---------T-------¬
¦ ¦По учет- ¦По факти-¦В про- ¦
¦ ¦ным ценам¦ческой ¦центах ¦
¦ ¦(тыс. ¦себестои-¦к учет-¦
¦ ¦руб.) ¦мости ¦ным це-¦
¦ ¦ ¦(тыс. ¦нам ¦
¦ ¦ ¦руб.) ¦ ¦
+------------------------------------+---------+---------+-------+
¦Остаток товаров отгруженных (на на- ¦ ¦ ¦ ¦
¦чало месяца) ¦ 40 ¦ 38,6 ¦ 96,5 ¦
¦Отгружено в отчетном месяце ¦ 180 ¦ 174,8 ¦ 97,1 ¦
+------------------------------------+---------+---------+-------+
¦Итого ¦ 220 ¦ 213,4 ¦ 97,0 ¦
L------------------------------------+---------+---------+--------
По процентному отношению фактической себестоимости отгруженной
продукции группы "А" к ее учетной стоимости (97%) исчисляется
фактическая себестоимость остатка этой продукции на конец месяца.
Так, если учетная стоимость остатка на конец месяца отгруженной
продукции группы "А" составляла 30 тыс. руб., то ее фактическая
30 x 97,0
себестоимость будет 29,1 тыс. руб. (---------).
100
Себестоимость реализованной продукции соответствующего вида или группы устанавливается вычитанием из себестоимости отгруженной продукции остатка ее на конец месяца.
Пример:
(в тыс. руб.)
---------------------------------------------T---------T---------¬
¦ ¦По учет- ¦По факти-¦
¦ ¦ным ценам¦ческой ¦
¦ ¦ ¦себестои-¦
¦ ¦ ¦мости ¦
+--------------------------------------------+---------+---------+
¦1. Отгруженная продукция группы "А" (включая¦ ¦ ¦
¦остаток на начало месяца) ¦ 220 ¦ 213,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Остаток на конец месяца отгруженной про- ¦ ¦ ¦
¦дукции группы "А" ¦ 30 ¦ 29,1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Реализовано в отчетном месяце продукции ¦ ¦ ¦
¦группы "А" (стр. 1 - стр. 2) ¦ 190 ¦ 184,3 ¦
L--------------------------------------------+---------+----------
Отклонения стоимости остатка отгруженной продукции на конец
месяца могут также определяться исходя из учетной стоимости и
фактической себестоимости продукции (соответствующего вида или
группы), отгруженной в отчетном месяце. При таком методе расчета
отклонений фактическая себестоимость остатка отгруженной продукции
30 x 97,1
группы "А" на конец месяца составит 29,13 тыс. руб. (---------), а
100
себестоимость реализованной продукции - 184,27 тыс. руб. (213,4 -
29,13).
Приведенный порядок распределения отклонений применяется по продукции, реализованной из выпуска отчетного года. По продукции, реализованной из остатка, переходящего с прошлого года, отклонения не распределяются. Эта продукция в новом отчетном году отражается не по учетной стоимости, а по фактической производственной себестоимости, перешедшей с прошлого года. Остаток отгруженной продукции из выпуска прошлого года считается реализованным в первую очередь.
При проверке бухгалтерских отчетов и балансов торговых предприятий и предприятий общественного питания проверяется правильность показанной в балансе суммы издержек обращения за остатки товаров (на складах, в розничных торговых предприятиях, в предприятиях общественного питания, в овощехранилищах) и правильность показанных в балансах торговых организаций сумм торговых скидок (накидок), относящихся к остатку нереализованных товаров, учитываемых в розничных ценах. При этом необходимо руководствоваться инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций.
Например, для расчета издержек обращения по завозу товаров (раздел I номенклатуры издержек обращения) и торговых скидок (накидок) на остаток товаров в магазинах имеем следующие данные:
(в тыс.
руб.)
Издержки обращения, относящиеся к остатку товаров на
начало отчетного месяца 3,5
Издержки обращения, произведенные в отчетном месяце 6,0
Оборот по реализации товаров за этот месяц (в розничных
ценах) 150,0
Стоимость остатка товаров на конец отчетного периода
(по розничным ценам) 56,0
Сумма скидок (накидок) на остаток товаров на начало
месяца 2,4
Сумма скидок (накидок) за отчетный месяц (разница
между кредитовым и дебетовым оборотами по субсчету
"Торговая наценка (скидки, накидки) счета 42 "Торговая
наценка и налог с оборота") 8,4
При этих данных издержки обращения на остаток товаров на конец
отчетного периода составят 2582 руб. по следующему расчету:
(3,5 + 6,0) x 100 56,0 x 4,61
----------------- = 4,61%; ----------- = 2582 руб.,
150,0 + 56,0 100
а сумма скидок (накидок) на остаток товаров на конец отчетного
периода определяется в размере 2934 руб. по расчету:
(2,4 + 8,4) x 100 56,0 x 5,24
----------------- = 5,24%; ----------- = 2934 руб.
150,0 + 56,0 100
3. В составе финансовых результатов, учитываемых при планировании прибыли (дохода) от реализации продукции, работ и услуг, кроме финансовых результатов, полученных непосредственно от реализации продукции, работ и услуг, отражаются расходы у подрядных организаций, вызванные невыполнением планов ввода в действие мощностей и объектов, и расходы у заказчиков (по действующим предприятиям), связанные с взиманием в доход государственного бюджета платы за несвоевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов, а также с компенсацией возникших по их вине дополнительных затрат подрядчика; возмещение потерь от уценки товаров народного потребления при их реализации за счет торговых организаций и прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, результаты от операций с тарой, прибыль (доход) от прочих операций.
Следует иметь в виду, что в составе прибыли (дохода) от прочих операций учитывается:
прибыль (доход) (убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном году. При этом в убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, не должны включаться потери от недостачи ценностей, потери от брака продукции, штрафы, а также убытки от списания дебиторской задолженности независимо от времени возникновения;
затраты по содержанию предприятий (цехов), находящихся на консервации, в которые входят все расходы, связанные с содержанием предприятий, переведенных на консервацию по решениям Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, областных (краевых) исполкомов Советов народных депутатов, если на эту цель не выделены специальные средства;
средства, перечисленные (полученные) на покрытие плановых убытков (кроме расходов, покрываемых в порядке распределения прибыли или финансируемых из фондов экономического стимулирования) при передаче структурных подразделений, не имеющих самостоятельного баланса. Передающее предприятие эти средства относит на уменьшение финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг. Принимающее предприятие средства, поступившие на покрытие плановых убытков по принятому объекту, относит на увеличение финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг;
другие суммы, учитываемые в составе финансовых результатов в соответствии с методологией планирования прибыли (дохода).
Сумма штрафов, пени и неустоек, полученных и уплаченных предприятием, отражаются в составе внереализационных доходов (прибыли), оставляемых в их распоряжении, и расходов и потерь (убытков), возмещаемых за счет прибыли (дохода), оставляемой в распоряжении предприятия.
На прибыль (доход), оставляемую в распоряжении предприятия, относятся также не возмещенные в установленном порядке потери от стихийных бедствий, убытки по аннулированным производственным заказам (не возмещенные заказчиком потери предприятий от снятия с производства отдельных изделий); убытки от списания долгов и дебиторской задолженности; недостачи ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены.
4. При рассмотрении в процессе проверки списанных на хозрасчетный доход предприятия сумм недостач ценностей сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей, когда конкретные виновники недостач и порчи не установлены, следует осуществить проверку обеспечения сохранности имущества предприятия.
Осуществляя проверку учета и сохранности материальных ценностей, следует руководствоваться Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, Положением по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов и разработанными министерствами и ведомствами на основе этих положений инструкциями.
Сохранность материальных и других ценностей в значительной степени зависит от того, насколько правильно и своевременно документально отражается движение этих ценностей, систематически ли осуществляется контроль за их использованием в производстве и надлежащим ли образом организовано хранение материалов.
Необходимо проверять своевременность, полноту и правильность проведения инвентаризации в соответствии с Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, а также соблюдение правил определения результатов инвентаризации и отражения их в отчетности.
Следует иметь в виду, что выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
а) убыль ценностей в пределах установленных норм списывается по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий и организаций на издержки производства или обращения.
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до установления факта недостачи запрещается.
При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
б) недостача ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц.
При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение пяти дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск;
в) недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей в случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены или во взыскании которых отказано судом, списываются с разрешения руководителей предприятий на хозрасчетный доход коллектива (остаточную прибыль) без ограничения их размеров.
В процессе проверки необходимо уделить внимание порядку хранения товарно-материальных ценностей, состоянию их учета, правильности составления приходно-расходной документации.
III. Проверка правильности расчетов по платежам
из прибыли (дохода)
При проверке правильности расчетов предприятия по платежам из прибыли (дохода) следует иметь в виду, что расчеты с бюджетом осуществляются из прибыли (дохода), учитываемой в соответствии с методологией ее (его) планирования.
Необходимо уточнить, имеются ли отраслевые особенности применения инструкций о порядке определения прибыли и расчетов с бюджетом по отчислениям от прибыли.
При проверке также следует иметь в виду, что в фактическую прибыль (доход) включается и используется в общем порядке по утвержденным нормативам распределения прибыли (дохода) дополнительная прибыль (доход), фактически полученная предприятием за счет поощрительных надбавок к оптовым ценам на новую высокоэффективную продукцию, соответствующую по своим параметрам лучшим отечественным и зарубежным образцам, и на продукцию с государственным Знаком качества. По предприятиям, у которых фактическая прибыль (прибыль от реализации продукции, работ и услуг и других финансовых результатов), полученная в отчетном году, превышает сумму плановой прибыли, принятую при исчислении экономических нормативов, указанное превышение прибыли исключается из фактической прибыли как прибыль, используемая в особом порядке. Прибыль, полученная сверх сумм прибыли, принятой в расчетах экономических нормативов, в размере 70% остается в распоряжении предприятий и направляется в фонды экономического стимулирования по утвержденным нормативам, а оставшиеся 30% перечисляются в государственный бюджет. Указанный порядок распределения прибыли установлен на 1988 - 1990 годы.
IV. Оформление результатов проверки
Результаты проверки оформляются актом, в котором в случае установления нарушений приводится их описание. Акт подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером предприятия.
При разногласиях с предприятием по результатам проверки годового бухгалтерского отчета и баланса после их рассмотрения руководителями районных и городских финансовых управлений (отделов) материалы по проверке в 10-дневный срок после ее окончания направляются финансовым органом соответствующим вышестоящим организациям, которым подведомственны предприятия, и в копии вышестоящему финансовому органу.
Если вышестоящая организация не сообщит финансовому органу в 10-дневный срок со дня получения его предложений о своем несогласии с ним, предложения считаются принятыми.
В случае, когда вышестоящая организация не приняла предложений финорганов, краевые, областные финансовые управления или министерства финансов союзных республик (не имеющих областного деления) или министерства финансов автономных республик в 3-дневный срок по получении возражений направляют материалы со своими заключениями:
по предприятиям союзного подчинения - в соответствующий отраслевой отдел финансирования Министерства финансов СССР;
по предприятиям республиканского подчинения - в соответствующий отраслевой отдел министерства финансов союзной республики.
Если в ходе проверки выявлены факты искажения учета и отчетности, относящиеся к текущему году, финансовые органы вправе требовать исправления баланса и других отчетных форм.
В случае установления финорганами в годовом отчете преднамеренного укрытия доходов или их занижения в результате отнесения на издержки производства и обращения не связанных с ними затрат предприятия, включая планово-убыточные и малорентабельные, уплачивают в бюджет всю сумму заниженной прибыли (дохода), указанную в акте проверки.
При выявлении в ходе проверки фактов занижения прибыли (дохода), остающейся в распоряжении предприятия, изъятие в бюджет не производится.
Перечисление в бюджет суммы заниженной прибыли (дохода), выявленной в результате проверки, производится в 5-дневный срок со дня подписания акта проверки за счет прибыли (дохода), остающейся в распоряжении предприятия.
Исправления в бухгалтерский учет и отчетность по финансовым результатам за прошлый год не вносятся, а отражаются в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения. Исправления неправильного исчисления затрат на производство, допущенного в результате искажения распределения отклонений фактической себестоимости сырья и материалов от их плановой себестоимости (транспортно-заготовительных расходов) или несвоевременного (излишнего) отражения затрат, производятся записями по дебету соответствующих счетов в корреспонденции со счетом "Прибыли и убытки (Доходы)".
В тех случаях, когда в затраты на производство продукции включены расходы, подлежащие отнесению в соответствии с действующим законодательством за счет фондов экономического стимулирования либо других источников (амортизационный фонд) или излишне начислены амортизационные отчисления, исправления осуществляются путем уменьшения соответствующего источника на сумму указанных расходов (отчислений) в корреспонденции со счетом "Прибыли и убытки (Доходы)".
Начальник Отдела
бухгалтерского учета
и отчетности
Н.В.ПАНТЕЛЕЕВ
Начальник Сводного отдела
государственных доходов
и налогов
Ю.М.ЗЕМСКОВ



Приложение
к Методическим указаниям
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Закон СССР "О Государственном предприятии (объединении)".
Постановление Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 г. "О порядке введения в действие Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)".
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 819 <*> "О перестройке финансового механизма и повышении роли Министерства финансов СССР в новых условиях хозяйствования".
--------------------------------
<*> Сообщено финансовым органам письмом Минфина СССР от 19 августа 1987 г. N 174.
Положение о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633 <*>.
--------------------------------
<*> Сообщено Приказом Министра финансов СССР от 23 июля 1979 г. N 105 с учетом изменений к нему, сообщенных письмами Минфина СССР от 15 мая 1985 г. N 68, от 5 июня 1985 г. N 90, от 8 августа 1986 г. N 140, и дополнений, сообщенных письмом Минфина СССР от 25 декабря 1987 г. N 243.
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г. N 105.
План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций, утвержденные Приказом Министерства финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР от 28 марта 1985 г. N 40.
Положение по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденное Министерством финансов СССР 7 мая 1976 г. N 30, с учетом уточнений к нему от 14 декабря 1976 г. N 91 и изменений, сообщенных письмами Минфина СССР от 14 ноября 1979 г. N 181 и 26 мая 1987 г. N 139, а также изменений и дополнений, сообщенных письмом Минфина СССР от 12 октября 1987 г. N 195.
Типовая инструкция о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам), утвержденная Минфином СССР и Госпланом СССР 1 июля 1985 г. N 100, с учетом изменений и дополнений к ней, сообщенных письмом Минфина СССР и Госплана СССР от 23 сентября 1987 г. N 188.
Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденные Министерством финансов СССР 30 апреля 1974 г. N 103.
Положение по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов, утвержденное Министерством финансов СССР от 18 октября 1979 г. N 166.
Основные положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и организациях, утвержденные Минфином СССР 30 сентября 1985 г. N 166.
Инструкция о порядке учета тары-оборудования, утвержденная Минфином СССР, Минторгом СССР, Госбанком СССР, ЦСУ СССР, Центросоюзом СССР 3 сентября 1982 г. N 127/20-3/100//485/13-05/2И-16/141 <*>.
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Минфина СССР от 3 сентября 1982 г. N 128.
Основные положения по учету труда и заработной платы в промышленности и строительстве, утвержденные Госкомтрудом СССР, Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР 27 апреля 1973 г. N 75-АБ/89/10-80.
Правила ведения кассовых операций в народном хозяйстве, утвержденные Приказом Госбанка СССР от 30 ноября 1987 г. N 345 <*>.
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Минфина СССР от 15 марта 1988 г. N 32.
Основные положения по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, утвержденные Министерством финансов СССР 30 декабря 1982 г. N 179, с учетом дополнений, сообщенных письмами Минфина СССР от 27 марта 1984 г. N 51 и 10 ноября 1987 г. N 212.
Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденные Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР и ЦСУ СССР 20 июля 1970 г. и дополнения и изменения к ним от 31 декабря 1982 г. N АБ-53-Д, сообщенные письмами Минфина СССР от 17 января 1983 г. N 10 и от 23 сентября 1986 г. N СА-30Д/162-17/3111-2/04-103, и соответствующие положения по другим отраслям народного хозяйства.
Письмо Госплана СССР и Минфина СССР от 9 марта 1988 г. N СА-6-Д/24-5 "Об уточнении круга затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)".
Письмо Минфина СССР от 22 марта 1988 г. N 45 "О порядке отражения в учете ремонтного фонда".
Методические материалы по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях машиностроения и металлообработки, утвержденные Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР и ЦСУ СССР 10 июня 1975 г. N АБ-162/16-127/10-86/1080.
Типовые указания по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ), утвержденные Минфином СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и ЦСУ СССР 24 января 1983 г. N 12.
Положение о главных бухгалтерах, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59 <*>.
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Минфина СССР от 4 марта 1980 г. N 40 и изменения к нему, сообщенные письмом Минфина СССР от 25 декабря 1987 г. N 243.
Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1976 г., сообщено письмом Минфина СССР от 6 сентября 1976 г. N 61П с учетом дополнений и изменений, сообщенных письмами Минфина СССР от 1 сентября 1983 г. N 122, от 15 декабря 1983 г. N 166, от 24 июня 1986 г. N 108.
Инструкция по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденная Минфином СССР 8 марта 1960 г. N 63.
Методические указания по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники, утвержденные Минфином СССР и ЦСУ СССР 20 февраля 1981 г. N 35/34-Р/426 (при проведении счетных проверок в условиях механизации бухгалтерского учета).
Типовое положение о нормативном методе распределения прибыли на 1988 - 1990 годы по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, утвержденное Минфином СССР 3 ноября 1987 г. N 38 <*> (с учетом дополнений, сообщенных письмами Минфина СССР от 31 декабря 1987 г. N 56В, 28 июля 1988 г. N 47В, от 15 апреля 1988 г. N 18В).
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Минфина СССР от 13 ноября 1987 г. N 43В.
Инструкция Минфина СССР и Госплана СССР от 5 ноября 1987 г. N 210 "О порядке взимания в бюджет платы за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства (платы за производственные фонды) и платы за трудовые ресурсы с объединений, предприятий и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с 1 января 1988 года".
Инструкция Минфина СССР от 20 ноября 1987 г. N 220 "О порядке расчетов с бюджетом по отчислениям от прибыли объединений, предприятий и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" (с учетом изменений, сообщенных письмом Минфина СССР от 15 марта 1988 г. N 33).
Инструкция Минфина СССР "О порядке расчетов с бюджетом по платежам от дохода объединений, предприятий и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с 1 января 1988 года" от 8 января 1988 г. N 1.
Письмо Минфина СССР от 15 апреля 1988 г. N 18В "О порядке расчетов с бюджетом от прибыли, полученной сверх сумм, принятых в расчетах экономических нормативов на 1988 - 1990 годы, по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование".
Инструкция Минфина СССР от 4 августа 1988 г. N 133 "О порядке исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов".
Типовое положение об образовании и использовании в 1988 - 1990 годах централизованного фонда развития производства, науки и техники и резервов министерств, объединений, предприятия и организации которых переведены на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, утвержденное Минфином СССР 3 ноября 1987 г. N 39В <*>.
Рекомендации о порядке образования и использования в 1988 - 1990 годах финансового резерва по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, утвержденное Минфином СССР 3 ноября 1987 г. N 40В <*>.
Типовое положение о порядке образования и использования в 1988 - 1990 годах фонда материального поощрения предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование <*>.
Типовое положение о порядке образования и использования в 1988 - 1990 годах фонда социального развития предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование <*>.
Типовое положение о порядке образования и использования в 1988 - 1990 годах фонда развития производства, науки и техники предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование <*>.
Типовое положение об образовании фонда заработной платы на 1988 - 1990 годы для предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование <*> (с учетом дополнений, сообщенных письмом Минфина СССР от 10 декабря 1987 г. N 48В).
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Минфина СССР от 13 ноября 1987 г. N 43В.
Типовое положение о нормативном методе распределения дохода на 1988 - 1990 годы по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, утвержденное Минфином СССР 30 декабря 1987 г. N 55В.
Типовое положение об образовании единого фонда оплаты труда на 1988 - 1990 годы для предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование <*>.
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Минфина СССР от 29 января 1988 г. N 3В.
Типовое положение о порядке образования и использования в 1988 - 1990 годах фонда производственного и социального развития (фонда научно-технического и социального развития) предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование <*>.
Типовое положение о порядке образования и использования в 1988 - 1990 годах централизованного фонда производственного и социального развития и резерва министерств, объединения, предприятия и организации которых переведены на полный хозяйственный расчет и самофинансирование <*>.
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Минфина СССР от 25 апреля 1988 г. N 75.
Письмо Минфина СССР от 31 декабря 1987 г. N 247 "Об основных направлениях и формах контрольно-экономической работы финансовых органов".
Инструкция о порядке исправления данных в случаях выявления приписок и других искажений в государственной отчетности, утвержденная Постановлением Госкомстата СССР от 22 июня 1988 г. N 69 <*>.
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Минфина СССР от 25 июля 1988 г. N 124.

ПРИКАЗ Гособразования СССР от 30.12.1988 n 570 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ СТИПЕНДИИ УЧАЩИМСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ  »
Документы СССР »
Читайте также