ПРИКАЗ Минздрава РСФСР от 18.03.1988 n 75 О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 18 марта 1988 г. N 75
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СКОРОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
За последние годы, руководствуясь решениями XXVII съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК КПСС, и в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.06.80 N 302 "О дальнейшем улучшении скорой медицинской помощи населению РСФСР" органами и учреждениями здравоохранения Российской Федерации осуществлялись мероприятия, направленные на дальнейшее развитие и улучшение скорой и неотложной медицинской помощи. За период с 1981 по 1987 г. число станций, подстанций и отделений скорой медицинской помощи в республике увеличилось на 14,5 процента (1981 г. - 2430, 1987 г. - 2840), что сделало более доступным этот вид медицинской помощи населению. За указанный период число лиц, которым оказана экстренная медицинская помощь, увеличилось на 21,5 процента в городах и на 49,3 процента в сельской местности и в целом по республике за 1986 г. выполнено более 54 миллионов вызовов (1981 г. - 43,5 млн.), или 347,9 на 1000 населения. Повысилась укомплектованность врачебных должностей и составила 94,1 процента в 1986 г. против 92,4 процента в 1981 г.
Улучшились объем, уровень и качество специализированной скорой медицинской помощи. На 39,8 процента увеличилось количество специализированных бригад, в том числе кардиологических, почти вдвое возросло количество педиатрических бригад.
Продолжалась работа по укреплению материально-технической базы учреждений скорой медицинской помощи. Число больниц скорой медицинской помощи увеличилось с 43 до 62 в 1986 г., что позволило довести количество коек в них до 144987.
Обеспеченность учреждений скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом составляет 1,0 на 10000 населения, что соответствует нормативу. Проводится переоснащение их радиостанциями типа "Лен", "Алтай". В г. г. Москва, Ленинград, Новокузнецк Кемеровской области, Свердловск, Улан-Удэ и других внедрены и используются автоматизированные системы управления.
Вместе с тем проверки состояния скорой медицинской помощи, проведенные Комитетом народного контроля СССР, Министерством здравоохранения РСФСР, показывают, что организация и качество работы скорой медицинской помощи не отвечают в полной мере требованиям партии и правительства по охране здоровья советских людей. Эта служба во многих административных территориях республики не выполняет свою главную роль - оказание в максимально короткие сроки квалифицированной экстренной помощи больным, особенно в сельской местности.
До настоящего времени не создано единой организационной системы функционирования службы скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном ее этапах, не обеспечены взаимодействие и преемственность между скорой медицинской помощью и лечебно-профилактическими учреждениями.
В связи с серьезными недостатками в работе амбулаторно-поликлинических учреждений большой удельный вес в структуре вызовов занимает обслуживание хронических больных на дому, что приводит к несвоевременному выполнению вызовов к больным, нуждающимся в экстренной медицинской помощи. До 50 процентов вызовов скорой медицинской помощи осуществляется в часы работы поликлиник к онкологическим больным, по выполнению назначений участкового врача, к больным с острыми простудными заболеваниями. Это способствует несвоевременному и нерациональному использованию бригад скорой медицинской помощи.
Профильность использования специализированных бригад (педиатрические, кардиологические и другие) составляет не более 30 - 35 процентов и они не обеспечивают потребности населения в высококвалифицированной специализированной медицинской помощи на догоспитальном этапе при высоких материальных затратах на их содержание. Медицинские работники линейных бригад, не имея ни соответствующей подготовки, ни оснащения, не могут своевременно и правильно диагностировать неотложную патологию и оказать больному квалифицированную помощь. Сложившаяся многоэтапная система вызова специализированной бригады приводит к затягиванию сроков проведения интенсивной терапии и отрицательно сказывается на дальнейшем течении заболевания.
В ряде административных территорий отмечается низкий уровень организации работы оперативных отделов (Вологодская, Томская, Рязанская, Калужская, Сахалинская области, Чечено-Ингушская АССР).
Медленно осуществляется организация больниц скорой медицинской помощи. Из 62 существующих в настоящее время больниц половина не объединена со станциями скорой медицинской помощи. Многие из них маломощные, имеют в своем составе непрофильные отделения: проктологические, фтизиатрические, радиологические, профпатологические. Не полностью укомплектованы врачами, средним и младшим медицинским персоналом.
Не разработаны четкие показания к экстренной госпитализации больных, системы управления госпитализацией в городах. Нет научно обоснованных сроков средней длительности активного (интенсивного) лечения и долечивания больных в условиях больницы скорой медицинской помощи, не разработаны штатные нормативы для данных учреждений. Не внедряются повсеместно единые подходы к диагностике и тактике ведения больного на догоспитальном и госпитальном этапах. Все это приводит к перегруженности стационара и медицинского персонала больниц скорой медицинской помощи.
Скорая медицинская помощь сельскому населению остается малодоступной. При многих участковых больницах не организованы филиалы станций (отделений) скорой медицинской помощи. В целом по Российской Федерации низка телефонизация фельдшерско-акушерских пунктов и составляет 81,9 процента, в Башкирской АССР - 64 процента, Чечено-Ингушской АССР - 54 процента.
Несмотря на то, что для работы в учреждения скорой медицинской помощи ежегодно направляются 1800 молодых специалистов и укомплектованность врачебных должностей составляет 94,1 процента, до настоящего времени 40,8 процента должностей занято за счет внутреннего и внешнего совместительства, что объясняется высокой текучестью кадров, отсутствием строгого контроля за целевым направлением молодых специалистов в учреждения скорой медицинской помощи и их закреплением. Все это привело к тому, что в ряде административных территорий Российской Федерации служба плохо укомплектована врачебными кадрами (Владимирская область - 71,1 процента, Вологодская область - 85,5 процента, Архангельская область - 86,2 процента), более одной трети вызовов обеспечивается фельдшерскими бригадами.
Отсутствует единая система подготовки медицинских кадров для работы в службе скорой медицинской помощи как преддипломная, так и последипломная.
В медицинских училищах не осуществляется подготовка по специальности "Фельдшер скорой помощи", в медицинских вузах не введена субординатура, не утверждены единые программы обучения на циклах повышения квалификации врачей и фельдшеров, работающих в данных учреждениях.
Отсутствуют кафедры и курсы экстренной медицинской помощи на факультетах усовершенствования врачей.
В результате низкой укомплектованности учреждений кадрами, их неудовлетворительной профессиональной подготовки остается низким качество оказания экстренной медицинской помощи населению РСФСР: несвоевременная диагностика и неверная тактика ведения больных, осуществление лечебных мероприятий не в полном объеме, использование в ряде случаев устаревших рекомендаций по лечению неотложных состояний.
Остается неудовлетворительной материально-техническая база учреждений скорой медицинской помощи. Вместе с тем задания, определенные Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.06.80 N 302, по строительству и укреплению материально-технической базы не выполнены во многих административных территориях: Калмыцкая, Марийская, Мордовская АССР, Ставропольский край, Белгородская, Брянская, Вологодская, Горьковская, Пензенская и другие области. За годы XI - XII пятилеток из выделенных капитальных вложений на строительство больниц и корпусов скорой медицинской помощи освоен лишь 71 процент средств. Многие станции и отделения скорой медицинской помощи размещаются в малоприспособленных зданиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
Не соблюдаются установленные сроки эксплуатации санитарного транспорта, т.к. во многих административных территориях не решены вопросы его ремонта и снабжения запасными частями. Машины скорой помощи систематически используются не по назначению. Санитарный транспорт радиофицирован не полностью.
Спецмашины не оснащены медицинским оборудованием и аппаратурой согласно перечню, утвержденному Приказом Минздрава СССР от 29.12.84 N 1490 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи населению". В Чечено-Ингушской, Башкирской, Якутской АССР, Сахалинской области оснащение санитарного транспорта, как правило, ограничивается наличием кислородной подушки и транспортными шинами. Недостает электрокардиографической аппаратуры, дефибрилляторов, современных наркозно-дыхательных аппаратов.
Имеются недостатки и в организации лекарственного обеспечения. Отмечаются перебои в доставке лекарственных препаратов, нарушается порядок их хранения, не всегда соблюдаются нормы запасов лекарственных средств и перевязочного материала.
Московским научно-исследовательским институтом скорой медицинской помощи им. Н.В. Склифосовского, Ленинградским НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе не разработаны научно-организационные принципы службы, не обеспечивается оперативное внедрение современных методов диагностики и лечения неотложных состояний на догоспитальном и госпитальном этапах.
Главные специалисты Минздрава РСФСР, органов здравоохранения на местах не проводят глубокого анализа деятельности учреждений скорой медицинской помощи, не разрабатывают мероприятия по ее дальнейшему совершенствованию.
Главные управления и управления Министерства здравоохранения РСФСР не обеспечивают постоянный действенный контроль за совершенствованием организации и повышением качества работы учреждений скорой медицинской помощи на территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16.11.87 N 1318 "О доработанном по результатам всенародного обсуждения проекте ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в XII пятилетке и на период до 2000 года" и в целях оперативного безотказного обеспечения населения экстренной медицинской помощью приказываю:
1. Министрам здравоохранения АССР, заведующим обл(край)здравотделами, начальникам главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Ленгорисполкома, Мособлисполкома обеспечить дальнейшее развитие службы скорой медицинской помощи; в этих целях:
1.1. В республиканских, краевых и областных центрах, в городах с численностью населения свыше 1 млн. человек создавать объединения "Скорая медицинская помощь", включающие станции скорой и неотложной помощи, санитарную авиацию и больницы скорой медицинской помощи для взрослых и детей.
1.2. В городах с населением 300000 и более организовать до 1993 г. больницы скорой медицинской помощи как за счет нового строительства, так и за счет реорганизации соответствующих городских больниц в больницы скорой медицинской помощи, с их объединением со станциями скорой медицинской помощи (Приложения 1, 2).
1.3. Обеспечить безусловное выполнение заданий по строительству станций и подстанций скорой медицинской помощи, гаражей с авторемонтными мастерскими согласно Приложениям 3, 4.
1.4. Создать в 1988 г. оперативные отделы централизованной госпитализации на базе городских больниц скорой медицинской помощи.
1.5. Завершить в 1988 г. организацию станций (отделений) скорой медицинской помощи во всех сельских районах, укомплектовать их врачами, средним медицинским персоналом, оснастить современной лечебно-диагностической и лечебной аппаратурой; организовать филиалы отделений скорой медицинской помощи на базе участковых больниц.
1.6. Обеспечить режим работы амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 23.03.87 N 102 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства".
1.7. Организовать обслуживание больных с хроническими и онкологическими заболеваниями в вечернее и ночное время (с 20 до 8 час.).
1.8. В 1988 г. организовать при поликлиниках широкую сеть стационаров на дому и дневных стационаров, обеспечить активное наблюдение на дому всех больных с хроническими заболеваниями, престарелых и одиноких лиц.
1.9. Организовать с 1988 г. в составе станций (отделений) скорой медицинской помощи бригады интенсивной терапии, предусматривая их количество к 1995 г. до 50 процентов от общего числа выездных бригад.
1.10. Определить по годам потребность подготовки и переподготовки врачей скорой помощи для работы в бригадах интенсивной терапии и представить в Минздрав РСФСР к 01.06.88.
1.11. Приступить с 01.09.88 к переподготовке медицинского персонала для работы в бригадах интенсивной терапии в соответствии с унифицированной программой на базах крупных многопрофильных больниц, клиник медицинских институтов, факультетов усовершенствования врачей.
1.12. Укомплектовать учреждения скорой и неотложной медицинской помощи квалифицированными врачами и средним медицинским персоналом, обратить особое внимание на отделения скорой медицинской помощи при ЦРБ и участковых больницах.
1.13. С 1988 - 1989 учебного года обеспечить осуществление подготовки на фельдшерских отделениях медицинских училищ республики фельдшеров по специальности "Фельдшер скорой медицинской помощи" в соответствии с потребностью.
1.14. Обеспечить полное удовлетворение потребности учреждений скорой медицинской помощи в лекарственных препаратах, медицинском оборудовании и аппаратуре.
1.15. Укомплектовать оперативные отделы медицинскими кадрами, оснастить контрольно-информационной аппаратурой.
1.16. Продолжить организацию в каждом республиканском (областном, краевом) центре и крупных городах республиканского (областного, краевого) подчинения педиатрических бригад скорой медицинской помощи, в первую очередь реанимационных и неонатологических.
1.17. Осуществлять строгий контроль за использованием педиатрических бригад только для обслуживания вызовов к детям, особенно раннего возраста.
2. Главному управлению учебных заведений (т. Шляпников В.К.):
2.1. С 1988 - 1989 учебного года на лечебных факультетах медицинских вузов Минздрава РСФСР осуществлять подготовку студентов-субординаторов для последующей работы в учреждениях скорой медицинской помощи с обязательным последующим обучением в интернатуре в соответствии с потребностью органов здравоохранения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 18.03.1988 n 93 О КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также