ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 31.08.1987 n 362 О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСПЛАНА РСФСР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 1987 г. N 362
О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ
РОЛИ ГОСПЛАНА РСФСР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина РСФСР
от 31.12.1987 N 526)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования" (СП СССР, 1987, N 33, ст. 115) отметили, что плановое управление экономикой как единым народнохозяйственным комплексом является важнейшим завоеванием и преимуществом социализма, главным инструментом реализации экономической политики партии. С ним неразрывно связаны все достижения в развитии советской экономики, науки и культуры, повышении благосостояния народа.
Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС на основе глубокого анализа развития народного хозяйства на современном этапе выработал программу радикальной реформы управления экономикой. Важнейшей органической частью ее осуществления Пленум определил коренную перестройку всей системы планирования.
Сложившаяся система планирования не соответствует новым требованиям и пришла в противоречие с задачами и условиями развития народного хозяйства на современном этапе. Она стала тормозом на пути перехода к экономическим методам управления, создания механизма ускорения, обеспечивающего развитие народного хозяйства преимущественно за счет качественных факторов. В плановой работе и деятельности Госплана СССР, отмечается в Постановлении, возникли серьезные недостатки, широкое развитие получили явления, не совместимые с плановым хозяйством. Были ослаблены научные основы разработки плана, усилился субъективистский подход к решению крупных народнохозяйственных проблем. Стал подрываться основополагающий принцип планирования - сбалансированность и пропорциональность развития, образовались крупные диспропорции в доходах и расходах государства и в денежном обращении.
Снизилась плановая дисциплина, массовый характер приобрели корректировки планов. Широкое распространение получила практика принятия многочисленных постановлений, предусматривающих решение отдельных отраслевых и региональных вопросов без учета реальных возможностей экономики. Все это ослабляло мобилизующую роль плана и его влияние на происходящие в стране экономические процессы, усиливало негативные тенденции в народном хозяйстве.
Госплан СССР, указывается в Постановлении, стал на путь чрезмерной централизации в планировании, подмены деятельности министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, начал принимать на себя решение частных, оперативных вопросов, обрастать диспетчерскими функциями. Его усилия были сосредоточены главным образом на вопросах годового планирования в ущерб более глубокой проработке пятилетних планов и решению стратегических задач. Планы экономического и социального развития слабо базировались на крупных достижениях научно - технического прогресса, не обеспечивали опережающего роста наукоемких производств, ускорения технической реконструкции народного хозяйства. Недостаточно настойчиво проводилась линия на ресурсосбережение.
В практике плановой работы сложилась явная недооценка развития социальной сферы. Ресурсы на эту цель предусматривались, как правило, по так называемому остаточному методу. Процессы производственного и социального развития не увязывались в планах воедино. Серьезные недостатки стали накапливаться в размещении производительных сил, нарушался принцип комплексного развития отдельных регионов, что во многом явилось следствием низкого уровня территориального планирования.
Значительные просчеты были допущены в планировании внешнеэкономической деятельности. На протяжении многих лет оставалась практически неизменной и даже ухудшалась структура экспорта и импорта.
В Постановлении отмечается, что существенно ослабла организующая роль Госплана СССР в совершенствовании хозяйственного механизма. В его подходах к планированию преобладали такие методы, которые ограничивали инициативу трудовых коллективов, снижали их ответственность за достижение высоких результатов и в конечном счете направляли развитие экономики по экстенсивному пути. Не получили должного применения в планировании современные экономико - математические методы и вычислительная техника. Снизилась требовательность к подбору и расстановке кадров плановых органов, их профессиональному уровню.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что претворение в жизнь одобренного XXVII съездом КПСС курса на ускорение социально - экономического развития страны требует коренной перестройки планирования, решительного устранения накопившихся недостатков, усиления роли и ответственности плановых органов, и прежде всего Госплана СССР. Исходя из принципиальных установок июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о создании целостной, эффективной и гибкой системы управления, необходимо на основе творческого применения принципов подлинного демократического централизма радикально изменить формы и методы планового руководства, привести их в соответствие с Законом СССР о государственном предприятии (объединении).
Предстоит повысить качество и организующую роль плана, поднять его авторитет, существенно улучшить содержание и стиль работы плановых органов, реализовать на деле ленинское указание о превращении Госплана СССР в научно - экономический штаб страны.
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Считать главным в деятельности всех плановых органов республики, и прежде всего Госплана РСФСР, неуклонное проведение в жизнь выработанной партией стратегии на ускорение социально - экономического развития страны на основе всемерного использования достижений научно - технического прогресса, интенсификации общественного производства, проведения активной структурной и инвестиционной политики с целью достижения нового качества экономического роста и благосостояния советских людей.
Осуществить решительный переход в организации всей плановой работы от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Обеспечить условия для деятельности предприятий на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, повысить в ходе разработки планов заинтересованность предприятий (объединений) и организаций в наиболее полном использовании своих резервов и возможностей для увеличения выпуска и повышения качества продукции, роста эффективности производства и дальнейшего его развития.
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
И РАСШИРЕНИЕ ЕЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОСНОВ
2. Для усиления планового воздействия на развитие народного хозяйства РСФСР признать необходимым коренным образом изменить систему формирования государственных планов РСФСР, повысить действенность централизованного планирования, решительно раздвинуть границы хозяйственной самостоятельности предприятий (объединений) и организаций в соответствии с новыми условиями их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, широкой демократизации управления с тем, чтобы трудовые коллективы на деле стали активными творцами планов, в которых органически сочетаются интересы государства, предприятий как социалистических товаропроизводителей и личные интересы каждого работника.
Обеспечить существенное повышение научного уровня планирования на основе глубокого анализа происходящих в народном хозяйстве процессов, учета требований объективных экономических законов социализма и программных установок КПСС. Расширить горизонт планирования, добиваться тесной взаимосвязи в разработке планов на всех уровнях управления, четкой ориентации плановых показателей на достижение высоких конечных результатов общественного производства, наиболее полное удовлетворение растущих потребностей народного хозяйства и населения. Абзац третий пункта 2 не приводится, как воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". 3. В целях последовательного воплощения в планах экономической стратегии партии, определения принципиальных путей и средств ее осуществления разрабатывать предложения к проекту Концепции экономического и социального развития СССР на 15-летний период, которая служит исходной хозяйственно - политической платформой перспектив народного хозяйства страны.
Предложения к Концепции должны содержать набор приоритетов и целей развития экономики, определять направления структурной и инвестиционной политики, научно - технического прогресса, рубежи социального развития, задачи повышения образовательного и культурного потенциала, поддержания обороноспособности страны.
Предложения к проекту Концепции экономического и социального развития СССР должны опираться на Комплексную программу научно - технического прогресса РСФСР, Комплексную программу научно - технического прогресса стран - членов СЭВ, государственные целевые научно - технические программы межотраслевого характера, долговременные народнохозяйственные программы, социально - экономические, научно - технические, региональные разработки министерств и ведомств, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, а также научные исследования и демографические прогнозы.
Предложения к проекту Концепции экономического и социального развития СССР разрабатываются Госпланом РСФСР совместно с Уральским, Сибирским и Дальневосточным отделениями Академии наук СССР, Всероссийским отделением ВАСХНИЛа, Сибирским отделением ВАСХНИЛа, Отделением ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Сибирским отделением Академии медицинских наук СССР с привлечением отраслевых научно - исследовательских организаций, крупных ученых и специалистов. Абзацы пятый - девятый пункта 3 не приводятся, как воспроизводящие нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". 4. Предложения по РСФСР к проекту Основных направлений экономического и социального развития СССР разрабатываются Госпланом РСФСР с участием республиканских экономических органов, министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов и привлечением к этой работе ведущих объединений, предприятий, проектных и научно - исследовательских организаций. В них должны быть определены на 15-летний период темпы, пропорции, структура общественного производства республики, пути его интенсификации, развитие народнохозяйственных комплексов, отраслей и регионов, приоритетные научно - технические направления и решение социальных задач. Эти предложения вносятся Госпланом РСФСР в Совет Министров РСФСР. Абзацы второй - седьмой пункта 4 не приводятся, как воспроизводящие нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". 5. Установить, что Государственный пятилетний план экономического и социального развития РСФСР является главной формой реализации целей и задач, предусмотренных по РСФСР в Основных направлениях, и организации всей хозяйственной деятельности министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, предприятий (объединений) и организаций. Он определяет важнейшие показатели, пропорции, эффективность народного хозяйства РСФСР.
Коренным образом перестроить принципы организации разработки пятилетних планов и состав утверждаемых в них показателей, имея в виду усилить их антизатратный характер. Повысить ответственность Госплана РСФСР, республиканских экономических органов, министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, предприятий (объединений) и организаций за качество разработки пятилетних планов, их сбалансированность и обоснованное распределение показателей по годам, регионам и исполнителям.
6. В целях создания необходимых условий для развития творческой инициативы трудовых коллективов и максимального использования их возможностей и резервов для увеличения производства и повышения его эффективности обеспечить расширение демократических основ формирования государственного пятилетнего плана РСФСР. В этих целях существенно повысить роль основного звена во всей системе планирования в РСФСР, строго руководствуясь положением Закона СССР о государственном предприятии (объединении) о том, что свои пятилетние планы предприятия (объединения) разрабатывают и утверждают самостоятельно.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 816 поручили Госплану СССР в соответствии с одобренным проектом Основных направлений экономического и социального развития СССР разрабатывать и не позднее чем за год до начала очередной пятилетки доводить до министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик исходные данные планирования как основу для формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные заказы, стабильные экономические нормативы и лимиты.
Госплану РСФСР в двухнедельный срок после получения их от Совета Министров РСФСР доводить до республиканских и непромышленных союзно - республиканских министерств и ведомств РСФСР и министерств и ведомств РСФСР, входящих в агропромышленный комплекс РСФСР (по планируемым показателям), Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов указанные исходные данные планирования как основу для формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные заказы, долговременные экономические нормативы и лимиты, исходя из задач удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения страны и республики, обеспечения внутриотраслевой и региональной сбалансированности производства и повышения его эффективности, с учетом специфики предприятий (объединений) и организаций.
Союзно - республиканские министерства и ведомства РСФСР сообщают Госплану РСФСР исходные данные планирования по получении их от соответствующих министерств и ведомств СССР.
Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исходя из указанных задач, доводить в двухнедельный срок до предприятий (объединений) и организаций полученные от Госплана РСФСР и соответствующих союзно - республиканских министерств и ведомств СССР исходные данные планирования в качестве основы для формирования пятилетних планов: контрольные цифры, государственные заказы, долговременные экономические нормативы и лимиты.
При этом исходить из того, что:
а) контрольные цифры отражают общественные потребности в продукции, производимой предприятием, минимальные уровни эффективности производства. Они не носят директивного характера, не должны сковывать трудовой коллектив при разработке плана, должны оставлять ему широкий простор для выбора решений и партнеров при заключении хозяйственных договоров. Контрольные цифры включают показатель производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении (расчетно) для заключения договоров, прибыль (доход), валютную выручку, наиболее важные общие показатели научно - технического прогресса и показатели развития социальной сферы. В период освоения нового хозяйственного механизма и завершения перехода на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость и самофинансирование в состав контрольных цифр могут включаться также показатели производительности труда и материалоемкости продукции. Выполнение заказов и договоров является главнейшим критерием оценки деятельности предприятий (объединений) и организаций и материального стимулирования трудовых коллективов;
б) государственные заказы гарантируют удовлетворение первоочередных общественных потребностей, выдаются предприятиям на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также на поставку некоторых видов продукции, необходимых прежде всего для решения общегосударственных, республиканских, социальных задач, выполнения научно - технических программ, укрепления обороноспособности и обеспечения экономической независимости страны, поставки сельскохозяйственной продукции. Государственные заказы выдаются предприятию вышестоящим органом и могут размещаться на конкурсной основе; они обязательны для включения в план. При выдаче государственных заказов должна предусматриваться взаимная ответственность сторон - исполнителя и заказчика.
Государственные заказы на производство промышленных товаров народного потребления устанавливаются, как правило, на отдельные виды (группы) этих товаров, имеющих особую социальную значимость.
По мере насыщения рынка и повышения действенности нового хозяйственного механизма сокращать состав и объем государственных заказов и переходить к самостоятельному планированию предприятиями производства все большей части продукции на основе прямых хозяйственных связей с потребителями и результатов оптовых ярмарок по товарам народного потребления;
в) долговременные экономические нормативы являются стабильными в течение всей пятилетки и обеспечивают тесную увязку общегосударственных и республиканских интересов с хозрасчетными интересами предприятий. Экономические нормативы определяют взаимоотношения с бюджетом, формирование фонда оплаты труда, фондов экономического стимулирования и другие стороны хозяйственной деятельности предприятия и устанавливаются с учетом региональных особенностей.
Экономические нормативы призваны создавать такие экономические условия деятельности предприятий, при которых последним выгодно искать пути наиболее эффективного удовлетворения спроса, роста производства и повышения качества продукции, выполнять государственные заказы, выходить на контрольные цифры, активно внедрять научно - технический прогресс.
Считать несовместимыми с новым хозяйственным механизмом попытки установления их по исходной базе, дробление по годам и статьям расходов, подмену заданиями по объемам.
Экономические нормативы утверждаются предприятиям (объединениям) и организациям вышестоящими органами заблаговременно до начала разработки пятилетнего плана;
г) лимиты устанавливают предельный размер государственных централизованных капитальных вложений для развития межотраслевых производств, нового строительства и решения особо важных задач в соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в государственный план, объемов строительно - монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения потребности производства и строительства. По мере развития оптовой торговли сфера централизованного распределения материальных ресурсов сужается.
7. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 816 установили, что:
а) перечень устанавливаемых предприятию контрольных цифр, долговременных экономических нормативов и лимитов утверждается Советом Министров СССР. Вышестоящий орган не имеет права доводить до предприятий контрольные цифры, долговременные экономические нормативы и лимиты сверх утвержденного перечня;
б) состав государственного заказа устанавливается Госпланом СССР, а государственных заказов министерств и ведомств СССР - ими совместно с Госпланом СССР. По предприятиям, подведомственным республиканским министерствам и ведомствам, а также по товарам народного потребления и платным услугам (кроме государственных заказов Госплана СССР, министерств и ведомств СССР) состав государственного заказа утверждается Советом Министров союзной республики.
Госплан РСФСР определяет состав государственного заказа по предприятиям, подведомственным республиканским и непромышленным союзно - республиканским министерствам и ведомствам РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, входящим в агропромышленный комплекс РСФСР (по планируемым показателям), Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, а также по товарам народного потребления и платным услугам (кроме государственных заказов Госплана СССР, министерств и ведомств СССР) и представляет в Совет Министров РСФСР для утверждения.
Состав государственных заказов республиканских и непромышленных союзно - республиканских министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов устанавливается ими по согласованию с Госпланом РСФСР. Другие союзно - республиканские министерства и ведомства РСФСР согласовывают с Госпланом РСФСР состав своих государственных заказов до представления их соответствующим министерствам и ведомствам СССР;
в) исходные данные для формирования планов должны быть строго увязаны между собой. В соответствии с ними, а также прямыми заказами потребителей и органов материально - технического обеспечения предприятия (объединения) заключают хозяйственные договоры, составляют и утверждают пятилетние планы и представляют их в вышестоящие органы для формирования отраслевых и территориальных пятилетних планов.
Министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы в процессе формирования проектов планов по соответствующим отраслям и территориям проводят систематическую работу с предприятиями (объединениями) и организациями, направленную на достижение показателей, предусмотренных контрольными цифрами и государственными заказами. Они осуществляют увязку проектов между подведомственными предприятиями (объединениями) и организациями, внутриотраслевых и территориальных кооперированных поставок и связей, обеспечивают сбалансированность отраслевых и территориальных проектов планов и представляют их в Госплан РСФСР.
Госплан РСФСР в своей работе тесно взаимодействует с госпланами автономных республик, главными производственно - экономическими управлениями исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов, плановыми комиссиями Московского и Ленинградского облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов.
Госплан РСФСР подготавливает с участием министерств, ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов сбалансированный по всем разделам и показателям проект государственного пятилетнего плана экономического и социального развития РСФСР (с распределением по годам, регионам и исполнителям) и представляет его в Совет Министров РСФСР, имея в виду, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 поручено Госплану СССР представлять проект государственного пятилетнего плана экономического и социального развития СССР в Совет Министров СССР не позднее чем за 5 месяцев до начала очередной пятилетки.
8. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 816:
сочли необходимым в условиях повышения роли и ответственности предприятий (объединений) и организаций в разработке пятилетнего плана, а также в целях обеспечения уверенной работы трудовых коллективов в ходе его выполнения привести практику годового планирования в соответствие с новым механизмом хозяйствования и принципом стабильности пятилетнего плана;
в связи с этим признали целесообразным отказаться начиная с тринадцатой пятилетки от сложившейся практики ежегодной разработки и утверждения государственных годовых планов экономического и социального развития СССР как самостоятельной формы планирования, имея в виду, что годовые планы не разрабатываются каждый раз заново, а полностью опираются на показатели соответствующего года пятилетки;
установили, что предприятия (объединения) и организации в установленные сроки самостоятельно планируют на предстоящий год выпуск продукции, выполнение работ и услуг, а также другие показатели экономического и социального развития, исходя из своего пятилетнего плана, решают вопросы материально - технического обеспечения ресурсами и подрядными строительно - монтажными работами с соответствующими организациями и предприятиями. При необходимости предприятия (объединения) и организации решают эти вопросы с министерствами, ведомствами и органами материально - технического снабжения, уточняют или заключают хозяйственные договоры с потребителями и поставщиками, а по товарам народного потребления учитывают результаты оптовых ярмарок;
установили, что оценка выполнения пятилетнего плана на всех уровнях хозяйственного руководства производится нарастающим итогом с начала пятилетки.
Министерствам, ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам рассматривать предложения предприятий (объединений) и организаций по дальнейшему развитию и повышению эффективности производства на очередной год, принимать решения по возникающим вопросам хозяйственной деятельности и совместно с Госснабом РСФСР и соответствующими союзно - республиканскими министерствами и ведомствами СССР в установленном порядке разрабатывать необходимые меры по обеспечению удовлетворения потребностей народного хозяйства республики в продукции, работах и услугах соответствующих отраслей. По вопросам, требующим решения Правительства, представлять необходимые предложения в Совет Министров РСФСР.
Госплан РСФСР:
осуществляет всесторонний экономический анализ представленных министерствами, ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами предложений и уточнений пятилетки на предстоящий год, определяет соответствие этих предложений государственному пятилетнему плану экономического и социального развития РСФСР, и прежде всего по общеэкономическим показателям, государственным заказам и росту эффективности производства, и вносит необходимые предложения в Совет Министров РСФСР для представления их в Госплан СССР;
совместно с министерствами и ведомствами РСФСР, Госагропромом РСФСР, республиканскими экономическими органами, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами обеспечивает системную работу по рассмотрению представленных предложений, их увязке и, с учетом новых задач и изменяющихся хозяйственных условий, вносит необходимые уточнения в показатели пятилетнего плана в целях сбалансированного развития экономики;
разрабатывает и утверждает балансы централизованно распределяемых материально - технических ресурсов (по установленной номенклатуре), формирует планы подрядных работ на соответствующий год.
На этой основе Госплан РСФСР подготавливает и представляет в установленные сроки в Совет Министров РСФСР доклад о ходе реализации заданий государственного пятилетнего плана экономического и социального развития РСФСР за истекший период и предложения о необходимых мерах по обеспечению его выполнения на предстоящий год.
Указанный доклад после рассмотрения его в Совете Министров РСФСР вносится в Верховный Совет РСФСР одновременно с проектом государственного бюджета РСФСР на соответствующий год. Пункт 9 не приводится, как воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования".II. ПОВЫШЕНИЕ НАУЧНОЙ ОБОСНОВАННОСТИ
И КАЧЕСТВА ПЛАНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
10. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 установлено, что в современных условиях качество планов, их воздействие на ускорение социально - экономического развития страны в решающей мере будет определяться практическим осуществлением задач соединения достижений научно - технической революции с плановой экономикой, приоритетным развитием социальной сферы, комплексным решением отраслевых и региональных проблем, обеспечением всесторонней сбалансированности экономического роста на основе высокой эффективности использования производственного потенциала и всех ресурсов, а также постоянного совершенствования хозяйственного механизма в соответствии с новыми условиями развития экономики.
Совершенствование планирования научно -
технического прогресса
11. Считать важнейшей задачей всех плановых органов РСФСР создание условий для всемерного ускорения научно - технического прогресса на основе совершенствования планирования, использования экономических методов, рычагов и стимулов, обеспечивающих восприимчивость общественного производства к новейшим достижениям науки и техники, их быстрейшее и масштабное применение и превращение на деле научно - технического прогресса в несущую конструкцию планов.
12. Коренным образом пересмотреть содержание и состав планов развития науки и техники на всех уровнях управления республики. При этом исходить из следующего:
сосредоточить народнохозяйственное планирование на реализации главных направлений научно - технического прогресса, революционизирующих общественное производство, государственных целевых научно - технических программ межотраслевого характера, Комплексной программы научно - технического прогресса стран - членов СЭВ, республиканских целевых комплексных научно - технических программ, экономических и социальных программ, программ развития отдельных регионов и территориально - производственных комплексов, а также развитии межотраслевых научно - технических комплексов и республиканских инженерно - технических центров;
нацелить отраслевое планирование на осуществление перспективной технической политики, выпуск принципиально новых видов продукции и обеспечение широкомасштабного применения в каждой отрасли новейших достижений науки и техники и прогрессивных технологий;
подчинить планирование на предприятиях и в объединениях задаче систематического повышения технического уровня производства, обновления продукции, улучшения качества и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
13. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 816:
поручили Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР, Госплану СССР в процессе разработки Концепции экономического и социального развития СССР осуществлять выбор и обоснование наиболее перспективных и приоритетных направлений развития науки и техники, способных обеспечить многократное повышение производительности труда, качественно новый уровень ресурсосбережения. На этой основе определять перечень и состав государственных целевых научно - технических программ межотраслевого характера;
установили, что в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 15-летний период должны предусматриваться пути решения важнейших научно - технических проблем, определяться этапы осуществления работ, сферы и масштабы применения достижений науки и техники в различных отраслях народного хозяйства.
Госплану РСФСР, Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному отделениям Академии наук СССР, Всероссийскому отделению ВАСХНИЛа, Сибирскому отделению ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Сибирскому отделению Академии медицинских наук СССР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам в соответствии с приоритетными направлениями научно - технического прогресса предусматривать необходимые экономические и организационные меры для реализации технических новшеств, изобретений, лицензий, базовых технологий в пятилетних планах.
Отказаться от практики установления в государственных планах разрозненных заданий, определяющих решение частных вопросов, и перейти к утверждению обобщающих показателей, характеризующих результативность научно - технического прогресса на народнохозяйственном уровне - рост производительности общественного труда и фондоотдачи, снижение материалоемкости и энергоемкости производства, повышение его технического уровня и качества продукции.
14. Госплану РСФСР совместно с Госстроем РСФСР, Уральским, Сибирским и Дальневосточным отделениями Академии наук СССР, Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР, другими министерствами и ведомствами РСФСР предусматривать в соответствующих разделах государственных планов целевые задания по развитию межотраслевых научно - технических комплексов и республиканских инженерно - технических центров как самостоятельных объектов. Усовершенствовать практику планирования деятельности указанных комплексов исходя из необходимости более тесной увязки результатов работы отдельных предприятий и организаций, входящих в комплекс, с конечным результатом деятельности комплекса в целом, а также широкого тиражирования разработок комплексов и центров для использования в различных отраслях народного хозяйства республики.
15. Считать важнейшей задачей министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов обеспечение высокоэффективной деятельности подведомственных научно - исследовательских, проектно - конструкторских и технологических организаций. Перевести всю систему планирования и управления этими организациями на договорные отношения с использованием конкурсных начал, принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования, оплаты заказчиками научных разработок в зависимости от эффекта при их использовании.
Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР совершенствовать в указанном направлении деятельность Хозрасчетного научного объединения, обеспечить широкое использование потенциала вузовской науки для решения важнейших научно - технических проблем отраслей народного хозяйства РСФСР.
Предприятиям (объединениям) широко использовать возможности заводского сектора науки, активно привлекать на хозрасчетных договорных началах отраслевые научно - исследовательские организации, высшие учебные заведения и другие творческие коллективы для решения технических задач развития производства и повышения качества выпускаемой продукции.
Для усиления централизованного планового воздействия на повышение технического уровня и качества продукции, выпускаемой предприятиями (объединениями), утверждать в составе государственных заказов задания по освоению важнейших видов новой продукции.
Перестройка планирования инвестиций
16. В условиях широкого применения экономических методов управления и перехода на принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования Госплану РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, предприятиям (объединениям) и организациям коренным образом пересмотреть практику планирования инвестиций, органически увязать ее с новым хозяйственным механизмом и обеспечить радикальное улучшение использования капитальных вложений, повышение их эффективности как важнейшее условие ускорения социально - экономического развития РСФСР.
17. Госплану РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам обеспечить научную обоснованность в определении инвестиционной политики на перспективу. При подготовке предложений к проекту Основных направлений экономического и социального развития СССР на 15-летний период на основе глубокой проработки пропорций использования производимого на территории РСФСР национального дохода на потребление и накопление, амортизационного фонда и других источников воспроизводства определять общий объем капитальных вложений и обосновывать его распределение между производственной и непроизводственной сферами и народнохозяйственными комплексами.
Положить в основу определения плановых объемов капитальных вложений на перспективу по комплексам необходимость достижения прогрессивной структуры общественного производства, обеспечения намечаемых темпов роста народного благосостояния и развития экономики Российской Федерации. В связи с этим отказаться от сложившейся практики установления по отдельным комплексам заранее фиксированных и неизменных долей капитальных вложений в их общем объеме по народному хозяйству РСФСР.
18. Госплану РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам обеспечить при формировании пятилетних планов реализацию качественно новых требований инвестиционной политики. Разрабатывать на основе оптимального сочетания государственных централизованных капитальных вложений и нецентрализованных капитальных вложений, осуществляемых за счет хозрасчетных фондов предприятий (объединений) и привлекаемых ими кредитов, научно обоснованные отраслевые долговременные экономические нормативы образования фондов производственного и социального развития исходя из того, что предприятия (объединения) и организации должны обеспечивать за счет заработанных фондов техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующего производства и удовлетворение потребностей трудовых коллективов в жилье и других социальных благах.
Госплану РСФСР при планировании объема и структуры государственных централизованных капитальных вложений исходить из того, что они должны обеспечивать решение крупных народнохозяйственных, социальных, межотраслевых и региональных проблем, а также укрепление обороноспособности страны и ее экономической независимости.
19. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 816:
установили, что в целях эффективного использования средств хозрасчетных фондов предприятия (объединения) и организации самостоятельно организуют разработку планов технического перевооружения и реконструкции действующего производства, а также развития материальной базы социальной сферы;
повысили ответственность за экономическое обоснование планируемых производственно - технических и социальных мероприятий, имея в виду, что они являются неотъемлемой частью сбалансированного развития всего народного хозяйства.
Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам создавать условия для беспрепятственного и эффективного обеспечения производственного и социально - культурного строительства, осуществляемого за счет средств предприятий, материальными ресурсами и в необходимых случаях подрядными работами, всемерно содействовать развитию строительства хозяйственным способом и обеспечивать его потребности в материальных ресурсах через территориальные органы Госснаба СССР и Госснаба РСФСР, способствовать созданию строительных кооперативов.
20. Госплану РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, предприятиям (объединениям) и организациям, исходя из определяющей роли инвестиционной политики в формировании экономики будущего, руководствоваться непреложным требованием, что в планы могут включаться только объекты строительства, проектные и технико - экономические характеристики которых соответствуют высшим современным и прогнозируемым научно - техническим и экономическим достижениям.
Госстрою РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам повысить требовательность к проектным организациям, шире практиковать конкурсное проектирование. Поднять роль и значение экспертизы системы Госстроя РСФСР, возложив на нее проведение государственной экспертизы крупных и технически сложных проектов.
21. Госстрою РСФСР и Госплану РСФСР принять участие в пересмотре Госстроем СССР, Госпланом СССР до начала тринадцатой пятилетки нормативных актов, определяющих сроки проектирования, строительства предприятий и объектов и освоения вводимых в действие мощностей, имея в виду обеспечить в соответствии с задачами по ускорению социально - экономического развития страны резкое сокращение продолжительности инвестиционного цикла и достижение проектных технико - экономических показателей новых предприятий.
22. Коренным образом перестроить практику планирования строительных работ, выполняемых подрядным и хозяйственным способами. Привести ее методы в соответствие с новыми условиями формирования планов капитальных вложений, управления строительным производством, а также принципами полного хозяйственного расчета и самофинансирования строительных организаций.
Госплан РСФСР в составе исходных данных планирования для формирования пятилетних планов доводит до министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, подрядные организации которых осуществляют строительство, общие объемы подрядных строительно - монтажных работ как основу для заключения договоров подряда строительными организациями.
В соответствии с исходными данными строительные организации включают в свои планы в обязательном порядке объекты и стройки, на которых создаются мощности, предусмотренные государственными заказами.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 816 установили, что общая программа подрядных строительно - монтажных работ по республиканским строительным министерствам и общесоюзным строительным министерствам, работающим на территории РСФСР, состоит из двух частей: конкретных объектов производственного назначения союзных и союзно - республиканских министерств и ведомств СССР, формируемых Госпланом СССР, а также из объектов производственного назначения республиканского и местного подчинения, определяемых Советами Министров союзных республик, и объектов социально - культурной сферы независимо от ведомственной принадлежности.
Возложить на Госплан РСФСР формирование объектов производственного назначения республиканского и местного подчинения, включаемых в программу подрядных работ указанных строительных министерств, а на Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы - объектов социально - культурной сферы независимо от ведомственной принадлежности.
Общая программа подрядных работ Министерства жилищно - гражданского строительства РСФСР состоит из конкретных объектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту жилых домов, объектов социально - культурного назначения независимо от их ведомственной принадлежности, определяемых Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами.
23. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 816 в целях обеспечения планомерного развития строительной базы, органической увязки планов развития производства и капитального строительства и создания необходимых заделов установили, что перспективные планы развития материально - технической базы строительства и строительной индустрии должны основываться на схемах развития и размещения производительных сил.
При определении объемов государственных централизованных капитальных вложений на развитие республиканских подрядных строительных организаций и установлении нормативов образования их хозрасчетных фондов Госплану РСФСР и Госагропрому РСФСР исходить из необходимости опережающего развития строительной базы. В связи с этим отказаться от практики финансирования этих работ на основе долевого участия министерств - заказчиков.
24. Госплану РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам наряду с подрядной формой строительства как основной предусматривать в планах необходимое расширение хозяйственного способа строительства для выполнения работ по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующих предприятий, а также развитию материальной базы их социальной сферы.
Усиление социальной направленности планов
25. В соответствии с высшей целью экономической стратегии партии Госплану РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, объединениям (предприятиям) и организациям при разработке перспективных и текущих планов исходить из приоритетного развития социальной сферы, обеспечивать в планах комплексное решение вопросов, связанных с улучшением условий труда, жизни и быта, более полным удовлетворением материальных и духовных потребностей советских людей.
Усилить воздействие плана на рациональную структуру потребления. Полнее учитывать специфические особенности запросов различных групп населения - лиц, занятых на производстве, детей, молодежи, людей старшего возраста, а также региональные и климатические условия, влияющие на характер, состав и структуру потребляемых благ.
26. Для преодоления "остаточного подхода" в планировании социального развития, проведения активной и справедливой социальной политики, обеспечения более обоснованного размещения материальной базы социально - культурной сферы по отдельным регионам республики положить в основу формирования перспективных планов научно обоснованные социальные нормативы обеспеченности населения жильем, больницами, школами, детскими садами, клубами и другими объектами непроизводственной сферы и предусматривать меры по их последовательному и поэтапному достижению, имея в виду, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 816:
сочли обязательным применение социальных нормативов при создании новой техники и технологии, проектировании, строительстве новых и реконструкции действующих предприятий и производств, улучшении организации и условий труда, а также осуществлении мероприятий по охране окружающей среды;
поручили Госплану СССР, Госстрою СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, министерствам и ведомствам совместно с Академией наук СССР и с участием ВЦСПС организовать качественную разработку указанных нормативов и использовать их при определении показателей проекта Основных направлений экономического и социального развития на предстоящее 15-летие.
Госплану РСФСР, Госстрою РСФСР, Государственному комитету РСФСР по труду и социальным вопросам, министерствам и ведомствам РСФСР принять участие в этой работе.
27. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 816 установили, что при разработке планов на всех уровнях управления необходимо строго руководствоваться принципом согласованного развития производственной и социальной сфер и всей инфраструктуры.
Госплану РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам при формировании перечня предприятий и объектов, включаемых в государственный план за счет централизованных капитальных вложений, предусматривать одновременно выделение целевым назначением средств на создание или развитие социальной сферы по утвержденным нормативам.
Учитывая возрастающее значение средств, зарабатываемых предприятиями (объединениями) и организациями, в решении социальных задач, повысить уровень обоснования планов их социального развития и распределения средств по основным направлениям использования, имея в виду первоочередное удовлетворение насущных потребностей трудовых коллективов жильем, детскими учреждениями, лечебно - профилактическими базами, другими социальными объектами и услугами.
Предусматривать ускоренное развитие кооперативного и индивидуального жилищного строительства, активное использование средств населения для его расширения, особенно в сельской местности.
28. Считать важнейшей задачей планирования и одним из главных критериев качества плана полную сбалансированность платежеспособного спроса населения с объемами соответствующих товаров и услуг.
Госплану РСФСР при разработке долговременных и пятилетних планов предусматривать ускоренное развитие отраслей, связанных с производством потребительских товаров и оказанием платных услуг населению, укрепление их материально - технической базы, с тем чтобы обеспечить насыщение рынка этими товарами (услугами), существенно повысить их качество и расширить ассортимент. Последовательно проводить в планах линию на всемерное привлечение к производству товаров народного потребления и оказанию платных услуг населению всех предприятий отраслей народного хозяйства независимо от их профиля и специализации. Создавать условия для всемерного развертывания кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.
Предусматривать в планах мероприятия, направленные на безусловное выполнение и перевыполнение заданий Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг РСФСР на 1986 - 2000 годы.
29. Госплану РСФСР, Министерству финансов РСФСР, соответствующим республиканским органам банков СССР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам усилить плановое регулирование роста денежных доходов населения в увязке с динамикой объемов производства товаров и оказания услуг. Исходить из того, что предусматриваемые в плане социальные мероприятия должны полностью подкрепляться соответствующими материальными и финансовыми ресурсами.
Способствовать развитию в республике кооперативов по бытовому и другим видам обслуживания населения, общественному питанию, производству товаров народного потребления, заготовке и переработке вторичного сырья.
Совершенствование территориального планирования
30. Считать важнейшим направлением совершенствования планирования усиление его воздействия на комплексное развитие автономных республик, краев, областей, городов Москвы и Ленинграда и экономических районов страны, расположенных на территории РСФСР, и особенно таких крупных регионов, как Нечерноземная зона РСФСР, Сибирь и Дальний Восток, рациональную специализацию их хозяйства, углубление общесоюзного разделения труда.
Положить в основу разработки планов экономического и социального развития по отраслям и территориям автономных республик, краев, областей, городов Москвы и Ленинграда схемы развития и размещения производительных сил, существенно повысить качество составления этих планов и обоснованность принимаемых в них решений. Абзац третий пункта 30 не приводится, как воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". (Абзац четвертый) Схема развития и размещения производительных сил РСФСР разрабатывается на 15-летний период Госпланом РСФСР с привлечением министерств и ведомств, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов и представляется в Совет Министров РСФСР для последующего направления в Госплан СССР.
Министерства и ведомства РСФСР разрабатывают схемы развития и размещения подведомственных им предприятий.
Схемы развития и размещения производительных сил автономных республик, краев, областей разрабатываются Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами с участием научно - исследовательских и проектных организаций, с учетом схем развития и размещения производительных сил РСФСР.
Отраслевые и территориальные схемы утверждаются Госпланом РСФСР по предоставлению министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов.
Для совершенствования территориального планирования Госплану РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому, Ленинградскому горисполкомам усилить работу по рациональному размещению производительных сил на территории РСФСР как основы территориального планирования.
В этих целях преобразовать Междуведомственную комиссию по размещению промышленных предприятий на территории РСФСР при Госплане РСФСР, образованную Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1974 г. N 526 "О некоторых мерах по улучшению размещения промышленных предприятий на территории РСФСР", в Междуведомственную комиссию по размещению производительных сил на территории РСФСР при Госплане РСФСР.
Госплану РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами РСФСР в двухмесячный срок разработать и представить в Совет Министров РСФСР проект положения о Междуведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории РСФСР при Госплане РСФСР, а также предложения по персональному составу этой Комиссии.
Рекомендовать Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам преобразовать созданные в соответствии с указанным Постановлением постоянные междуведомственные комиссии по размещению промышленных предприятий в постоянные междуведомственные комиссии по размещению производительных сил.
Госплану РСФСР разработать и утвердить примерное Положение об этих комиссиях.
Повысить роль и ответственность Междуведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории РСФСР при Госплане РСФСР за рациональное размещение предприятий и организаций на территории Российской Федерации. Усилить координацию и методическое руководство работой соответствующих комиссий Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов.
При подготовке и рассмотрении предложений о размещении новых, расширении и реконструкции действующих предприятий исходить из углубления специализации и комплексности развития хозяйства автономных республик, краев, областей, экономических районов и отдельных регионов, необходимости социально - экономического развития малых и средних городов, сдерживания роста крупных городов.
31. Перейти к разработке комплексного плана экономического и социального развития РСФСР, который должен учитывать развитие всех предприятий (объединений) и организаций, расположенных на территории республики, независимо от их ведомственной подчиненности.
Довести до сведения, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 установлено, что:
общесоюзные министерства и ведомства представляют в Советы Министров союзных республик соответствующие показатели по подведомственным предприятиям (объединениям) и организациям для включения в комплексные планы экономического и социального развития союзных республик;
Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов в процессе разработки планов координируют деятельность предприятий (объединений) и организаций по вопросам, входящим в их компетенцию, и создают условия для эффективной работы всех предприятий, находящихся на их территории;
комплексное планирование социально - экономического развития г. Москвы, Московской области, г. Ленинграда и Ленинградской области осуществляется в соответствии с действующим порядком.
Госплану РСФСР, госпланам автономных республик, плановым органам главных производственно - экономических управлений крайисполкомов и облисполкомов обеспечивать разработку комплексных планов экономического и социального развития автономных республик, краев, областей в соответствии с широкими правами, предоставленными исполкомам Советов народных депутатов.
32. Установить, что меры по развитию производственной и социальной инфраструктуры, увеличению выпуска товаров народного потребления и расширению сферы платных услуг, производству местных строительных материалов, применению вторичных ресурсов, охране окружающей среды, а также использованию трудовых ресурсов определяются в Государственном плане экономического и социального развития РСФСР на основе комплексных планов экономического и социального развития автономных республик, краев, областей, г. г. Москвы и Ленинграда.
Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы осуществляют руководство всем социально - культурным строительством, координацию деятельности в этой области предприятий (объединений) и организаций союзного, союзно - республиканского и республиканского подчинения, действующих на соответствующей территории. Абзац третий пункта 32 не приводится, как воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". 33. Усилить в планах зависимость между финансовыми ресурсами, направляемыми на социальное развитие автономных республик, краев и областей, и результатами экономической деятельности объединений, предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории, независимо от их ведомственной подчиненности.
Использовать начиная с тринадцатой пятилетки при оценке экономического развития РСФСР показатель произведенного национального дохода.
Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР принять участие в разработке Госпланом СССР и Министерством финансов СССР системы экономических нормативов, устанавливающих зависимость между финансовыми ресурсами, которые предусматриваются в бюджетах автономных республик, краев и областей, городов и районов, на расширение и совершенствование производственной и социальной инфраструктуры, и произведенным национальным доходом, а также в определении перечня региональных задач, решаемых за счет этих средств.
34. В целях дальнейшего расширения прав Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов в руководстве экономическим и социальным развитием автономных республик, краев, областей, г. г. Москвы и Ленинграда и обеспечения более тесной увязки используемых ими ресурсов с вкладом в укрепление единого народнохозяйственного комплекса установить, что в государственных планах экономического и социального развития РСФСР начиная с 1988 года централизованно распределяемые материальные ресурсы, государственные централизованные капитальные вложения и строительно - монтажные работы предусматриваются по автономной республике, краю, области, г. г. Москве и Ленинграду для развития их хозяйства в целом без распределения по отраслям и направлениям, за исключением агропромышленного комплекса.
Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам обеспечить эффективное использование выделенных ресурсов с целью достижения пропорционального развития общественного производства и социальной сферы соответствующих территорий и регионов.
35. Полнее учитывать в планировании демографические процессы, имея в виду обеспечить в планах более тесную зависимость между развитием производства и ростом населения в отдельных регионах, применение гибких форм управления миграционными процессами, развитие системы организованного набора и перемещения рабочей силы из одних регионов в другие в целях обеспечения эффективной занятости населения.
Перейти во всех автономных республиках, краях, областях, г. г. Москве и Ленинграде к разработке развернутых балансов использования трудовых ресурсов.
36. Для повышения качества территориального планирования активно использовать творческий потенциал Госплана РСФСР, госпланов автономных республик, а также плановых органов главных производственно - экономических управлений крайисполкомов и облисполкомов, плановых комиссий Московского и Ленинградского горисполкомов. Повысить их роль и ответственность за разработку планов развития республиканского и местного хозяйства и социальной сферы, координацию планов всех предприятий (объединений) и организаций, действующих на соответствующей территории, независимо от их ведомственной подчиненности, а также совершенствование управления народным хозяйством РСФСР, автономных республик, краев, областей, г. г. Москвы и Ленинграда, региона.
Укрепить аппарат Госплана РСФСР, госпланов автономных республик, а также плановых органов главных производственно - экономических управлений крайисполкомов и облисполкомов и повысить требования к профессиональному составу работников.
Сбалансированность плана - незыблемый принцип
социалистического планирования
37. Довести до сведения, что Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 17 июля 1987 г. N 816 указали, что последовательная реализация стратегии партии на ускорение социально - экономического развития страны и обеспечение планомерного достижения ее целей выдвигают в качестве неотложной задачи осуществление полной сбалансированности планов на всех уровнях народнохозяйственного планирования.
Повысить ответственность Госплана РСФСР, Госснаба РСФСР, министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, предприятий (объединений) и организаций за сбалансированность планов, тесно увязывать программу развития производственной и социальной сферы со всеми видами ресурсов - материальными, трудовыми и финансовыми, обеспечивать необходимую сопряженность мощностей взаимосвязанных видов производств. Запретить Госплану РСФСР вносить на рассмотрение Совета Министров РСФСР проекты несбалансированных планов.
38. Госплану РСФСР поднять на принципиально новый уровень балансовую работу. Повысить роль народнохозяйственных балансов, отражающих темпы и важнейшие пропорции развития экономики: балансов общественного продукта и национального дохода, сводного финансового баланса РСФСР, балансов денежных доходов и расходов населения, балансов трудовых ресурсов. Коренным образом улучшить методологию и практику их разработки.
39. Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам усовершенствовать составление материальных балансов как важнейших инструментов обеспечения сбалансированности натурально - вещественных пропорций в развитии экономики в новых условиях планирования и материально - технического снабжения.
Госплану РСФСР совместно с Госснабом РСФСР определить виды продукции, балансы и планы распределения которой разрабатываются и утверждаются соответственно Госпланом РСФСР, Госснабом РСФСР, министерствами, ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами, а также порядок разработки этих балансов и планов распределения. По вопросам, требующим решения Совета Министров РСФСР, представить предложения. Абзац третий пункта 39 не приводится, как воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". В связи с переходом на оптовую торговлю средствами производства и развитием прямых хозяйственных связей Госснабу РСФСР, Госплану РСФСР принять участие в разработке Госснабом СССР и Госпланом СССР системы управления и контроля материально - технического обеспечения в народном хозяйстве.
40. Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, Госстрою РСФСР, министерствам, ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам обеспечить к началу тринадцатой пятилетки разработку научно обоснованной системы норм и нормативов расхода важнейших видов сырьевых и топливно - энергетических ресурсов на основе достижений науки и техники и с учетом максимального применения вторичного сырья, деловых отходов и попутных продуктов производства, имея в виду, что в условиях интенсивного развития экономики главным источником удовлетворения дополнительной потребности в материальных ресурсах должна стать экономия за счет их эффективного использования.
41. Существенно улучшить работу по нормированию всех видов материальных ресурсов на предприятиях (в объединениях) и в организациях, увязав ее с усилением заинтересованности трудовых коллективов в ресурсосбережении на основе внедрения принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Исключить случаи разработки технических проектов и постановки на производство новых видов изделий при отсутствии прогрессивных технико - экономических норм расхода сырья и материалов.
Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, Госстрою РСФСР, министерствам, ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполком

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 19.08.1981 n 470 ОБ УСИЛЕНИИ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИИ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЫРЬЕВЫХ, ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также