ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 05.12.1987 n 1387 О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ Г. ЛЕНИНГРАДА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 1987 г. N 1387
О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ Г. ЛЕНИНГРАДА
И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что трудящиеся г. Ленинграда и Ленинградской области, выполняя решения XXVII съезда партии, вносят достойный вклад в экономическое и социальное развитие страны. Трудящиеся города и области выступили инициаторами борьбы за интенсификацию общественного производства на базе внедрения достижений научно-технического прогресса, реконструкции и технического перевооружения промышленных предприятий и объединений, за повышение качества продукции, рациональное использование и экономию трудовых, материальных, финансовых ресурсов и основных фондов, за ускорение решения выдвинутых партией социальных проблем, комплексное развитие городского хозяйства и улучшение архитектурного облика г. Ленинграда и населенных пунктов Ленинградской области.
Ленинград - город революционных, боевых и трудовых традиций, один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров страны. В Ленинградской области создан современный аграрно-промышленный комплекс.
В ходе реализации утвержденного в 1966 году генерального плана развития г. Ленинграда и схемы районной планировки Ленинградской области объем промышленного и сельскохозяйственного производства в городе и области возрос более чем в два раза. Опережающими темпами развивались отрасли промышленности, использующие труд высокой квалификации, прогрессивные фундаментальные и прикладные научные исследования, проектно-конструкторские и технологические разработки. Осуществлены меры по интеграции науки и производства, внедрена система комплексного экономического и социального планирования развития г. Ленинграда и Ленинградской области.
Реконструированы такие крупнейшие производственные объединения, как "Кировский завод", "Ленинградский металлический завод", "Электросила", "Светлана", "Ижорский завод", Ленинградское оптико-механическое объединение имени В.И. Ленина, а также судостроительный завод имени А.А. Жданова и многие другие предприятия, что позволило существенно повысить производительность труда, технический уровень и качество выпускаемой продукции. Введены в действие Ленинградская атомная электростанция имени В.И. Ленина, объединения "Фосфорит" и "Киришинефтеоргсинтез", филиал производственного объединения "Кировский завод" в г. Тихвине и другие объекты.
Сооружены новые морской и речной вокзалы, аэровокзальный комплекс. Протяженность линий метрополитена возросла в 3,5 раза, построены новые мосты через реку Неву, ведется строительство сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений.
За последние 20 лет большинство семей в г. Ленинграде и Ленинградской области улучшили свои жилищные условия. Средняя обеспеченность населения города и области жилой площадью увеличилась в полтора раза. Созданы новые благоустроенные жилые районы, введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью около 60 млн. кв. метров, крупные объекты коммунального хозяйства, больницы на 23 тыс. коек, 173 поликлиники, 485 общеобразовательных школ и другие учреждения культурно-бытового назначения. Близка к полному решению проблема удовлетворения потребности в детских учреждениях.
На основе бережного сохранения исторических традиций дальнейшее развитие получили архитектура и градостроительство г. Ленинграда. Созданы новый облик морского фасада города на Васильевском острове, ряд архитектурных ансамблей на набережных реки Невы и основных городских магистралях. Построены крупные общественные здания: концертный зал "Октябрьский", Дворец спорта "Юбилейный", спортивно-концертный комплекс имени В.И. Ленина, Дом политического просвещения и другие объекты.
Восстанавливаются и реставрируются уникальные историко-художественные памятники г. Ленинграда и его пригородов. На линии героической обороны города в годы Великой Отечественной войны средствами монументальной пропаганды и озеленения создается мемориальный комплекс Славы.
Интенсивное строительство ведется в населенных пунктах Ленинградской области. Улучшился и стал более разнообразным их архитектурный облик, повысились уровень благоустройства и качество озеленения. На базе крупных промышленных предприятий возникли новые современные города Кириши и Сосновый Бор.
В то же время созданный за годы реализации предыдущего генерального плана народнохозяйственный потенциал г. Ленинграда и Ленинградской области требует дальнейшего пропорционального развития всех отраслей городского хозяйства, социальной, производственной и инженерной инфраструктуры. Назрела необходимость в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС приступить к осуществлению нового этапа развития народнохозяйственного и социально-культурного комплекса г. Ленинграда и Ленинградской области.
В целях дальнейшего планомерного и комплексного развития г. Ленинграда и Ленинградской области, создания наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения, улучшения архитектурного облика г. Ленинграда и населенных пунктов Ленинградской области Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Одобрить разработанный Ленгорисполкомом и Леноблисполкомом и согласованный с Госпланом СССР, Госстроем СССР и Советом Министров РСФСР генеральный план развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года.
Утвердить прилагаемые Основные положения генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года.
Отметить, что при разработке генерального плана впервые предусмотрено взаимоувязанное развитие города и области, сочетание экономического и социального планирования и градостроительного проектирования.
2. Госплану СССР, Совету Министров РСФСР, Ленгорисполкому, Леноблисполкому, министерствам и ведомствам СССР при разработке проектов пятилетних и годовых планов комплексного экономического и социального развития г. Ленинграда и Ленинградской области, схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности в части, касающейся города и области, руководствоваться Основными положения генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года. При этом исходить из необходимости обеспечения единства и архитектурного своеобразия городской застройки, формирования выразительных ансамблей, тесной увязки нового строительства с имеющимися уникальными историческими и архитектурными памятниками.
3. Ленгорисполкому и Леноблисполкому:
а) разработать в 1987 - 1988 годах на основе генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года и утвердить в установленном порядке:
правила застройки г. Ленинграда и Ленинградской области, обязательные для всех министерств и ведомств, осуществляющих проектирование и строительство объектов в городе и области;
программу решения жилищной проблемы в г. Ленинграде и Ленинградской области, предусматривающую обеспечение каждой семьи к 2000 году отдельной квартирой или индивидуальным домом;
генеральную схему развития строительного комплекса г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года с учетом необходимости осуществления ремонта и реставрации объектов городского хозяйства г. Ленинграда и Ленинградской области;
б) разработать в 1988 - 1990 годах совместно с ВЦСПС:
схему размещения в г. Ленинграде и Ленинградской области культурно-оздоровительных и спортивных комплексов, центров досуга с целью более гармоничного нравственного и физического воспитания населения;
схему развития всех форм туризма, предусмотрев в ней размещение туристских комплексов и учреждений обслуживания туристов, определение объектов и маршрутов туризма и укрепление его материально-технической базы;
в) разработать и представить в 1988 году в Совет Министров СССР проект постановления Совета Министров СССР "О комплексном развитии и сохранении исторически сложившегося центра г. Ленинграда", предусмотрев в нем завершение до 2005 года работ по капитальному ремонту, реставрации и модернизации жилых и общественных зданий, по инженерному оборудованию, транспортному обеспечению и благоустройству соответствующей территории города, а также развитие мощностей ремонтно-строительных организаций, с тем чтобы довести ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов после всех видов капитального ремонта не менее чем до одного миллиона квадратных метров в год;
г) обеспечить в 1988 - 1990 годах разработку с участием Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства связи СССР и Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и утверждение в установленном порядке схем развития систем инженерного оборудования и инженерной подготовки территории г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года;
д) разработать сводные взаимоувязанные балансы водных и топливно-энергетических ресурсов с эффективной структурой энергопотребления г. Ленинграда и Ленинградской области;
е) разрабатывать на основе генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года и утверждать на каждые пять лет в соответствии с пятилетними планами комплексного экономического и социального развития г. Ленинграда и Ленинградской области единые проекты размещения всех видов строительства на территории г. Ленинграда и Ленинградской области, а также схемы генеральных планов промышленных узлов (совместно с Госстроем РСФСР).
4. Ленгорисполкому в 1987 - 1988 годах разработать и по согласованию с Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР утвердить нормы проектирования планировки и застройки г. Ленинграда, обеспечивающие увеличение плотности застройки и учитывающие специфические особенности города.
5. Министерству гражданской авиации СССР разработать с участием Ленгорисполкома и Леноблисполкома и утвердить в 1989 году генеральную схему развития ленинградского авиационного узла на период до 2005 года.
6. Министерству морского флота СССР, Министерству путей сообщения СССР разработать с участием Совета Министров РСФСР, Ленгорисполкома и Леноблисполкома и утвердить в 1989 году генеральную схему развития магистральных автомобильных и железных дорог, водных путей и транспорта г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года.
7. Госагропрому СССР разработать с участием Совета Министров РСФСР, Ленгорисполкома и Леноблисполкома и утвердить в 1989 году генеральную схему развития ленинградского агропромышленного комплекса на период до 2005 года.
8. Государственному комитету СССР по лесному хозяйству разработать с участием Совета Министров РСФСР, Ленгорисполкома и Леноблисполкома и утвердить в 1989 году генеральную схему развития лесного и лесопаркового хозяйства г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года с определением границ зеленой зоны г. Ленинграда и городов области.
9. Поручить Ленгорисполкому и Леноблисполкому совместно с ВЦСПС подготовить проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР об ускоренном развитии территории Карельского перешейка с размещением здесь зон отдыха, лечебно-оздоровительных учреждений, объектов всесоюзного и международного туризма и спорта.
10. Ленгорисполкому и Леноблисполкому вносить раз в 5 лет уточнения в разработанные на основе генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года проектные предложения по его реализации с соответствующим изменением по согласованию с Госпланом СССР и Советом Министров РСФСР расчетов генерального плана на очередные 5 лет.
11. В целях проведения комплексных научных исследований по проблемам развития г. Ленинграда и Ленинградской области и осуществления проектных разработок, связанных с реализацией генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, в увязке с отраслевыми и территориальными схемами размещения и развития производительных сил создать в г. Ленинграде Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана г. Ленинграда и Ленинградской области.
Создание указанного института осуществить в пределах финансовых и материальных ресурсов, планов по труду, бюджетных ассигнований и других лимитов и нормативов, устанавливаемых Ленгорисполкому и Леноблисполкому.
Ленгорисполкому и Леноблисполкому, Государственному комитету СССР по науке и технике и Госстрою СССР внести в 3-месячный срок соответствующие предложения в Совет Министров СССР.
* * *
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают уверенность в том, что партийные, советские и хозяйственные органы, общественные организации и трудовые коллективы г. Ленинграда и Ленинградской области приложат все силы для успешной реализации генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, перевода народного хозяйства города и области на интенсивный путь развития, создания на этой основе наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения, достижения качественно нового уровня архитектуры и градостроительства города Ленинграда и Ленинградской области, неразрывно связанных в сознании советских людей со становлением и развитием первого в мире социалистического государства.
Секретарь
Центрального Комитета КПСС
М.ГОРБАЧЕВ
Председатель
Совета Министров СССР
Н.РЫЖКОВ



Утверждены
Постановлением ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 5 декабря 1987 г. N 1387
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ Г. ЛЕНИНГРАДА
И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Генеральным планом развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года предусматривается:
I. По основным направлениям экономического
и социального развития г. Ленинграда и Ленинградской
области и численности их населения
1. Дальнейший неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни населения г. Ленинграда и Ленинградской области, увеличение вклада города и области в экономику, науку и культуру страны путем ускорения экономического и социального развития, всемерной интенсификации и повышения эффективности общественного производства на базе научно-технического прогресса.
2. Обеспечение взаимоувязанного комплексного развития г. Ленинграда и Ленинградской области, предусматривающего опережающие темпы экономического и социального развития области, рост объемов промышленного производства в 2,4 - 2,6 раза, а производительности труда в промышленности - в 2,7 - 2,8 раза по сравнению с 1985 годом.
3. Дальнейшее повышение эффективности и интенсификации общественного производства на базе ускорения внедрения достижений научно-технического прогресса, улучшение его структуры и организации, совершенствование хозяйственного механизма по следующим основным направлениям:
а) опережающее развитие машиностроения, науки и подготовки кадров высшей квалификации, преимущественная ориентация экономики на выпуск технически сложной продукции, разработку и освоение головных, экспериментальных и уникальных образцов техники, создание новых прогрессивных технологий, ускоренное обновление основных производственных фондов, прежде всего их активной части;
б) запрещение строительства в г. Ленинграде новых предприятий, требующих дополнительных трудовых ресурсов и территорий, продолжение курса на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий при ограничении расширения (за счет нового строительства) существующих промышленных предприятий и цехов, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, экспериментальных баз, высших учебных заведений и техникумов;
в) создание новых и расширение действующих предприятий и объектов, необходимых для непосредственного обслуживания населения и нужд жилищно-гражданского строительства, коммунального хозяйства и транспорта;
г) обеспечение прироста объемов производства и повышение фондоотдачи за счет роста производительности труда при сокращении численности работников и более эффективного использования прогрессивного оборудования, ликвидация тяжелого физического труда, снижение доли занятых ручным трудом до 20 процентов;
д) повышение эффективности капитальных вложений, направление их в первую очередь на решение важнейших задач экономического и социального развития г. Ленинграда и Ленинградской области, сокращение сроков и улучшение качества строительства.
4. Дальнейшее углубление специализации и кооперирования промышленности за счет опережающего развития отраслей, обеспечивающих ускорение темпов научно-технического прогресса: энергомашиностроения, судостроения, точного машиностроения, приборостроения, станкостроения и радиоэлектроники, а также отраслей, производящих высококачественные товары народного потребления.
5. Снижение затрат топливно-энергетических и других материальных ресурсов за счет внедрения безотходных и ресурсосберегающих технологий, расширение использования местных природных сырьевых ресурсов, рациональная организация переработки отходов производства и вторичного сырья.
6. Сосредоточение научных исследований и разработок на решении актуальных проблем ускорения экономического и социального развития г. Ленинграда и Ленинградской области при коренном укреплении связи науки с практикой, росте ее влияния на эффективность общественного производства и качество продукции.
Укрепление материально-технической и опытно-экспериментальной базы научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и учебных заведений с целью сокращения сроков внедрения достижений научно-технического прогресса в практику.
Развитие системы подготовки кадров при увеличении выпуска специалистов отраслей народного хозяйства и промышленности, связанных с ускорением научно-технического прогресса.
7. Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в 1,6 раза за счет роста урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства на основе мелиорации, химизации, совершенствования агротехники, комплексной механизации, внедрения интенсивных технологий и достижений селекции и генетики, широкого развития личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества. Обеспечение населения г. Ленинграда цельномолочной продукцией, яйцами и овощами полностью, а картофелем в основном за счет местного производства.
8. Увеличение самообеспечения города и области всеми видами лесной продукции с 50 до 75 - 85 процентов на основе более полного и рационального использования лесных ресурсов, повышения надежности и качественного уровня их воспроизводства, полной утилизации заготовленной древесины и побочных продуктов переработки леса.
9. Увеличение мощностей подрядных организаций и предприятий строительной индустрии за счет роста производительности труда в строительстве в 2,2 раза с углублением их отраслевой и технологической специализации, зонирование их деятельности в соответствии с адресной программой строительства и размещением предприятий строительной индустрии.
Совершенствование технологии и организации строительного производства. Осуществление укрупненной сборки индустриальных элементов на объектах, повышение технической оснащенности строительно-монтажных работ, широкое применение новых эффективных конструкций, материалов и изделий.
Совершенствование хозяйственного механизма в строительстве на основе укрепления договорных отношений, развития подрядных форм организации строительного производства, перевода строительных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
10. Создание региональной системы управления трудовыми ресурсами, направленной на совершенствование их распределения, обеспечение сбалансированности между рабочими местами и трудовыми ресурсами, трудоустройство высвобождаемых в результате внедрения достижений научно-технического прогресса работников, их переподготовка и переквалификация, развитие профессионально-технического образования и профессионально-ориентационной работы со школьниками с созданием системы консультационных пунктов и укреплением их материальной базы.
11. Расчетная численность населения г. Ленинграда и Ленинградской области - 7200 - 7350 тыс. человек, в том числе г. Ленинграда вместе с населенными пунктами, находящимися в административном подчинении Ленгорисполкома, 5400 - 5500 тыс. человек и Ленинградской области 1800 - 1850 тыс. человек.
Постепенное сокращение размеров механического прироста населения в г. Ленинграде и его стабилизация в Ленинградской области. Прекращение в ближайшее время привлечения рабочей силы в народное хозяйство г. Ленинграда и Ленинградской области из других районов страны.
II. По решению жилищной проблемы и развитию
социально-культурного комплекса г. Ленинграда
и Ленинградской области
12. Обеспечение к 2000 году каждой семьи отдельной квартирой или индивидуальным домом на основе увеличения объемов жилищного строительства, более широкого развития кооперативного и индивидуального строительства, строительства молодежных жилищных комплексов, а также привлечения предприятий к строительству жилых домов хозяйственным способом, рационального использования, реконструкции, модернизации и повышения сохранности существующего жилищного фонда.
13. Приведение в соответствие структуры жилищного строительства по этажности застройки, типам квартир и домов с демографической структурой и особенностями образа жизни населения г. Ленинграда и населенных пунктов Ленинградской области; дальнейшее повышение качества планировки, оборудования и отделки квартир и домов.
14. Значительное увеличение объемов всех видов капитального и планово-предупредительного ремонта жилых домов с целью выхода к концу расчетного периода на нормативные сроки их проведения; приведение объемов и методов капитального ремонта и реставрационных работ в соответствие со сложившейся структурой жилищного фонда, его техническим состоянием, степенью морального износа и историко-культурной ценностью.
15. Завершение работ по ликвидации ветхого и неблагоустроенного жилищного фонда; ликвидация или использование по другому назначению жилых зданий, расположенных в санитарно-защитных зонах, с переселением населения в благоустроенные капитальные жилые дома.
Ограничение сноса пригодных для проживания жилых домов в г. Ленинграде и Ленинградской области в связи с размещением жилищного строительства на застроенных территориях в пределах 1,5 процента общего объема нового жилищного строительства по городу и области.
16. Развитие и совершенствование отраслей социально-культурного комплекса и его материально-технической базы в целях дальнейшего улучшения условий труда, быта и отдыха населения, укрепления его здоровья, духовных интересов и общественной активности, а также полноценного воспитания подрастающего поколения.
Ликвидация отставания в объемах и темпах строительства объектов культурного и социально-бытового назначения от строительства жилых домов.
Преодоление различий в уровне культурного и социально-бытового обслуживания населения и благоустройства г. Ленинграда и населенных пунктов Ленинградской области, уменьшение различий между условиями жизни в городе и на селе.
17. Полное удовлетворение потребности в дошкольных учреждениях к 1990 году.
Создание в г. Ленинграде и Ленинградской области единой системы непрерывного образования с учетом проведения реформы общеобразовательной, профессиональной и высшей школы, включающей переход на обучение детей с шестилетнего возраста, односменную работу школ, снижение наполняемости классов и развитие необходимой базы для трудового обучения, рост сети учреждений для внешкольной работы с детьми, улучшение качества подготовки выпускников вузов и техникумов, а также повышение квалификации педагогических кадров.
18. Развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства (дворцов культуры, клубов, кинотеатров, библиотек, театров, концертных залов, парков культуры и отдыха и других), обеспечивающее повышение их роли в идеологическом, нравственном и эстетическом воспитании населения.
Сохранение уникального культурно-исторического потенциала г. Ленинграда, планомерная реконструкция, расширение и создание музеев, их филиалов, выставочных залов с использованием исторических зданий в центральной части города; создание многопрофильных центров культурного назначения и центров досуга.
19. Развитие сети больниц, амбулаторно-поликлинических и других учреждений здравоохранения с учетом достижения расчетных нормативов по больницам (по г. Ленинграду 16 коек и по Ленинградской области 14,9 койки на 1000 жителей) и по амбулаторно-поликлиническим учреждениям (по г. Ленинграду 32,5 - 35 посещений в смену и по Ленинградской области 30 посещений в смену на 1000 жителей), улучшение качества медицинского обслуживания, переход ко всеобщей диспансеризации населения.
Развитие сети учреждений социального обеспечения, расширение возможностей для участия в общественном труде пенсионеров и лиц с частичной утратой трудоспособности.
Создание благоприятных условий для массовых занятий физической культурой и спортом, совершенствование организационных форм спортивно-массовой работы.
Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, повышение их технической оснащенности за счет применения новейших достижений науки и техники.
20. Развитие предприятий и учреждений торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения с целью более полного удовлетворения его потребностей в высококачественных и разнообразных товарах и услугах и сокращения непроизводительных затрат свободного времени. Ускоренное развитие предприятий по хранению, переработке и расфасовке продовольственных товаров.
Создание высокоразвитой индустрии услуг, способствующей резкому сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства; широкое использование передовых методов и новых организационных форм обслуживания на основе повышения технической оснащенности предприятий, применения высокопроизводительного оборудования и прогрессивных технологий.
21. Развитие всех форм отдыха и туризма, прежде всего сети учреждений детского и семейного отдыха (загородные дачи дошкольных учреждений, пионерские лагеря, санатории); организация новых садоводческих товариществ с выделением им не менее 230 тыс. участков.
22. Создание единой для г. Ленинграда и Ленинградской области системы обслуживания населения с формированием главного центра обслуживания в г. Ленинграде, межрайонных центров - в г. г. Выборге, Кингисеппе, Гатчине, Волхове и Тихвине, районных центров - в центрах административных районов области, местных центров - в поселках и центральных усадьбах совхозов, колхозов, первичных центров и мобильных видов обслуживания - в сельской местности и сезонного обслуживания - в зонах отдыха и садоводческих товариществах.
III. По размещению производительных сил,
расселению населения и территориальному развитию
г. Ленинграда и Ленинградской области
23. Совершенствование схем размещения производительных сил и расселения населения с преобразованием их в единую планово-регулируемую систему в целях повышения эффективности развития производства, рационального использования накопленного культурно-квалификационного потенциала, природных и трудовых ресурсов, увеличения разнообразия выбора мест для приложения труда, учебы и отдыха.
24. Вывод из г. Ленинграда, изменение профиля или ликвидация предприятий (производств), вредных в санитарном и опасных в пожарном отношении, взрывоопасных предприятий и предприятий, размещенных в ветхих и неприспособленных помещениях, подвалах и первых этажах жилых домов или расположенных в зонах жилой застройки и среди зеленых массивов, а также предприятий, дальнейшее развитие которых в городе экономически нецелесообразно.
25. Строительство в Ленинградской области отдельных объектов, дополняющих ленинградский народнохозяйственный комплекс, учреждений отдыха, спорта и туризма, объектов сельского и лесного хозяйства.
26. Развитие центральной для г. Ленинграда и Ленинградской области системы расселения населения, включающей г. Ленинград, города, административно подчиненные Ленгорисполкому, а также Всеволожский, Гатчинский, Тосненский и Кировский районы Ленинградской области, с размещением в них перебазируемых из г. Ленинграда и вновь создаваемых филиалов ленинградских производств, научных учреждений, учебных заведений, опытно-экспериментальных баз, учреждений отдыха и спорта.
27. Развитие периферийных систем расселения населения в Ленинградской области (Выборгской, Приозерской, Кингисеппско-Сланцевской, Свирской и Тихвинской) при сохранении народнохозяйственного профиля городов и поселков и направлений развития предприятий промышленности, агропромышленного и лесного комплексов, учреждений загородного отдыха и туризма.
28. Ускоренное развитие территории Карельского перешейка (включая расположенный на побережье Финского залива курорт общесоюзного значения), предусматривающее размещение на нем зон отдыха, лечебно-оздоровительных учреждений, объектов всесоюзного и международного туризма и спорта, предприятий обслуживания и агропромышленного комплекса.
29. Дальнейшее совершенствование размещения производственных предприятий на территории г. Ленинграда и Ленинградской области с организацией специализированных производственных и научно-производственных зон, созданием в них общественных и культурно-бытовых центров и кооперированием общеузловых систем инженерного оборудования.
30. Использование под городское строительство за пределами существующих границ г. Ленинграда до 3 тыс. гектаров земель, в том числе до 1,5 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий, без изъятия особо ценных сельскохозяйственных угодий (пашни и мелиорированные земли).
Сохранение в основном характера использования территорий г. Ленинграда и Ленинградской области с увеличением на основе схемы землеустройства на 32 тыс. гектаров площади сельскохозяйственных угодий в Ленинградской области и на 9,8 тыс. гектаров территорий для развития городов и поселков Ленинградской области, без изъятия особо ценных сельскохозяйственных угодий (пашни и мелиорированные земли).
IV. По архитектурно-планировочной организации
г. Ленинграда и Ленинградской области
31. Функциональное зонирование территорий г. Ленинграда и Ленинградской области с выделением территории жилой застройки, производственных и коммунально-складских зон, зон отдыха, сельскохозяйственных территорий и лесных массивов.
32. Дальнейшее развитие и градостроительное формирование сложившихся на территории Ленинградской области радиальных планировочных направлений: Выборгского, Приозерского, Восточного, Московского, Киевского и Прибалтийского.
33. Создание единой системы зеленых насаждений г. Ленинграда и Ленинградской области с выделением зеленой зоны г. Ленинграда и зеленых зон городов области, зон загородного отдыха на Карельском перешейке, в районе г. Луги и в восточных районах области; увеличение площади зеленых насаждений общего пользования в г. Ленинграде до 19,7 кв. метра и в городах области до 14 кв. метров на одного жителя.
34. Формирование в г. Ленинграде 3 центральных и 11 периферийных планировочных районов, включающих территории жилой застройки, производственные и коммунально-складские зоны, административно-общественные, культурно-бытовые и торговые центры.
35. Совершенствование архитектурного облика города со стороны Финского залива с созданием системы архитектурно-пространственных ансамблей вдоль северного и южного побережий Финского залива.
Застройка на высоком архитектурно-художественном уровне набережных реки Невы и других рек на территории Ленинградской области, окружающих г. Ленинград возвышенностей и основных подъездов к г. Ленинграду и городам области.
36. Сохранение планировки, дальнейшее совершенствование застройки и благоустройства исторически сложившихся центральных районов г. Ленинграда как зоны концентрации административной, общественной и научно-культурной деятельности, памятников истории, культуры и градостроительного искусства мирового значения; развитие этих районов как крупного центра общесоюзного и иностранного туризма, а также главного центра обслуживания г. Ленинграда и Ленинградской области с сокращением объемов деятельности, несвойственной центру города.
Комплексная реконструкция кварталов сложившейся застройки, включающая реставрацию, выборочный и комплексный капитальный ремонт жилых и нежилых зданий, модернизацию инженерного оборудования и транспортной системы.
37. Разработка и осуществление единого комплексного плана реставрации и сохранения памятников истории и культуры г. Ленинграда и Ленинградской области; выявление и постановка на учет всех сооружений, имеющих историческую ценность, сохранение исторически сложившихся городских ансамблей.
38. Пространственное развитие исторически сложившегося центра г. Ленинграда вдоль основных радиальных магистралей; организация планировочных, функциональных и транспортных взаимосвязей центра с новыми жилыми районами.
39. Застройка новых районов г. Ленинграда градостроительными комплексами (плотность на 1 гектар территории микрорайона - 8200 - 9800 кв. метров общей площади жилых домов) при соблюдении санитарно-гигиенических, противопожарных и других требований.
Комплексная застройка городов и поселков Ленинградской области преимущественно домами высотой до 5 этажей; развитие сельских населенных мест с применением в основном усадебной и малоэтажной блокировочной застройки.
40. Развитие планировочной структуры городов и поселков Ленинградской области при сохранении их своеобразия, ландшафтных и исторических особенностей; дальнейшее формирование сети сельских поселений с учетом специфики сельскохозяйственного производства.
V. По внешнему и городскому транспорту и магистралям
г. Ленинграда и Ленинградской области
41. Развитие единой транспортной системы г. Ленинграда и Ленинградской области с учетом роста суммарных объемов перевозок пассажиров и грузов всеми видами транспорта.
Преобразование Ленинградского железнодорожного узла из тупикового в сквозной с организацией пассажирского сообщения по северному железнодорожному полукольцу с использованием существующего железнодорожного перехода через реку Неву.
Строительство новой пассажирской станции Ленинград-Ладожский в правобережной части города и новой сортировочной железнодорожной станции Ленинград-Южный с выносом транзитного грузового движения из г. Ленинграда; резервирование территории для обходной железнодорожной линии с восточной стороны города.
42. Строительство нового комплекса Ленинградского морского торгового порта на вновь создаваемой территории, примыкающей к его южной части; реконструкция и развитие Выборгского морского торгового порта и портопункта Высоцк.
43. Увеличение в 1,3 раза пропускной способности Волго-Балтийского водного пути имени В.И. Ленина; строительство причалов местных морских линий на Васильевском острове.
44. Завершение строительства аэропорта международных и союзных линий Пулково; сохранение за аэропортом Ржевка функций базы авиации, применяемой в народном хозяйстве; резервирование территории для строительства нового аэропорта международных и союзных линий в 70 километрах от г. Ленинграда, южнее г. Тосно.
45. Развитие в Ленинградской области единой системы автомобильных дорог на основе сходящихся к г. Ленинграду радиальных автомобильных дорог, дальнейшее совершенствование сети дорог, связывающих города Ленинградской области с г. Ленинградом и между собой и центральные усадьбы совхозов с административными центрами районов области.
46. Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Ленинграда с использованием в качестве перехода через Финский залив сооружений защиты города от наводнений.
47. Развитие и совершенствование транспортной системы г. Ленинграда с последовательным улучшением транспортного обслуживания населения, снижением средних затрат времени, затрачиваемого на дорогу к месту работы, до 40 минут, доведением наполнения подвижного состава в часы "пик" до нормативного.
Разгрузка центральных и жилых районов от транзитного, в первую очередь грузового, автомобильного транспорта, создание новой транспортной связи северо-западной части города с центром, строительство транспортного тоннеля под рекой Невой в створе Пискаревского проспекта, сооружение новых мостов, путепроводов и пешеходных тоннелей.
48. Значительное развитие метрополитена за счет продления действующих и строительства новых линий для обслуживания населения крупных районов города, в первую очередь в северо-западной и юго-западной частях г. Ленинграда, доведение протяженности скоростных трамвайных линий до 50 километров.
Строительство парков и депо для всех видов городского пассажирского транспорта, а также объектов хранения и технического обслуживания легкового индивидуального транспорта, развитие материально-технической базы всех видов транспорта в городах Ленинградской области.
VI. По инженерному оборудованию территории
и охране окружающей среды г. Ленинграда
и Ленинградской области
49. Комплексное использование общих для г. Ленинграда и Ленинградской области водных ресурсов Ладожского озера, реки Невы, Невской губы и восточной части Финского залива с кооперированием водопотребителей и водопользователей в районные групповые системы водоснабжения и канализации.
Доведение общей мощности системы водоснабжения до 7 млн. куб. метров воды в сутки с достижением нормы хозяйственно-питьевого водопотребления городского населения 500 - 550 литров на человека в сутки, с одновременным проведением мероприятий по рационализации потребления водных ресурсов и упорядочению норм хозяйственно-питьевого водопотребления городского населения.
Развитие северной и южной водопроводных станций и строительство новой крупной станции для водоснабжения г. Ленинграда и прилегающих к нему населенных пунктов.
Обеспечение всех городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов централизованным водоснабжением, в том числе в сельской местности на 70 процентов за счет подземных вод.
50. Обеспечение полного прекращения сброса неочищенных бытовых и промышленных сточных вод в бассейны Ладожского озера, реки Невы, Невской губы и восточной части Финского залива. Доведение общей мощности системы канализации г. Ленинграда с полной биологической очисткой до 5 млн. куб. метров сточных вод в сутки.
Развитие в двенадцатой и тринадцатой пятилетках Центральной станции на острове Белый, строительство северных и юго-западных очистных сооружений до полного завершения строительства сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений, включая дамбы полного профиля, автомобильный тоннель и дорожное полотно.
Увеличение общей протяженности тоннельных коллекторов со 150 до 400 километров, обеспечение всех городов, поселков, сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных объектов централизованными системами канализации с биологической очисткой сточных вод.
51. Дальнейшее развитие топливно-энергетического хозяйства г. Ленинграда и Ленинградской области как единого комплекса:
сооружение до 1995 года Северо-Западной ТЭЦ в г. Ленинграде и гидроаккумулирующей электростанции в Ленинградской области;
обеспечение всех городов и поселков городского типа централизованным теплоснабжением на базе местных энергоисточников.
52. Рост энерговооруженности труда в промышленности, внедрение электробытовых плит в жилищном фонде г. Ленинграда и Ленинградской области.
Широкое развитие сети линий электропередачи напряжением 330 кВ, создание с восточной стороны г. Ленинграда полукольцевой линии электропередачи напряжением 750 кВ с сооружением двух опорных электроподстанций; постепенная замена воздушных линий электропередачи, проходящих в зонах жилой застройки, на подземные кабельные линии.
53. Значительное увеличение подачи в г. Ленинград и Ленинградскую область природного газа с развитием магистральных газопроводов Грязовец - Ленинград, Серпухов - Ленинград и Белоусово - Ленинград; регулирование газопотребления за счет использования действующих Гатчинского, Колпинского и Невского подземных хранилищ газа и проектируемого в Калининской области Новинского газохранилища.
54. Обеспечение всеми видами связи народного хозяйства и населения г. Ленинграда и Ленинградской области; широкое внедрение на телефонных сетях современных систем коммутации и систем передачи; обеспечение телефонной связью жителей г. Ленинграда и городских жителей Ленинградской области на 100 процентов, сельских жителей Ленинградской области на 65 процентов.
55. Внедрение крупных систем коллективного приема телевидения и систем кабельного телевидения, обеспечение к 1995 году приема в г. Ленинграде IV программы, в Ленинградской области II и III программ Центрального телевидения.
56. Завершение в тринадцатой пятилетке строительства сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений по трассе Ломоносов - Кронштадт - Горская общей протяженностью 25,4 километра, включая дамбы полного профиля, автомобильные тоннели и дорожное полотно.
Продолжение гидронамыва грунта из подводных карьеров Невской губы в целях повышения уровня территории северо-западного и юго-западного районов г. Ленинграда на общей площади 1200 гектаров.
Строительство и благоустройство морских и речных набережных, регулирование русла внутригородских водостоков, проведение мероприятий по вертикальной планировке и организации поверхностного стока с территорий застройки, а также понижение уровня грунтовых вод и осушение заболоченных участков территории.
57. Дальнейшее оздоровление воздушного бассейна путем совершенствования технологических процессов на предприятиях отраслей материального производства, их перепрофилирования; установление для стационарных и передвижных источников норм допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; оснащение всех предприятий газопылеулавливающими установками.
58. Осуществление комплекса мероприятий по охране Ладожского озера и его водосборного бассейна; установление водоохранных зон во всех звеньях водной системы Ладожское озеро - река Нева - Невская губа - восточная часть Финского залива.
59. Дальнейшее совершенствование переработки и использования бытовых и промышленных отходов путем строительства мусороперерабатывающих заводов, заводов и цехов по переработке пищевых отходов, вакуумных систем мусороудаления; организация усовершенствованных свалок и специальных полигонов для захоронения и обезвреживания промышленных отходов; рекультивация всех территорий, нарушенных карьерами, свалками мусора, промышленными отвалами; решение проблемы обезвреживания и утилизации отходов животноводства и птицеводства.
60. Сохранение в Ленинградской области ценных природных комплексов с охраной животного и растительного мира путем организации заповедников, заказников и природных парков.

<ПИСЬМО> Минфин РСФСР от 04.12.1987 n 20/393 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также