ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета конституционного надзора СССР от 24.05.1991 n 22 (2-24) О НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНА О ГРАЖДАНСТВЕ ЛИТОВСКОЙ ССР


КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 мая 1991 г. N 22 (2-24)
О НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
ЗАКОНА О ГРАЖДАНСТВЕ ЛИТОВСКОЙ ССР
Рассмотрев по предложению Председателя Верховного Совета СССР положения Закона Литовской ССР "О гражданстве Литовской ССР" от 3 ноября 1989 года, Комитет конституционного надзора СССР установил, что они затрагивают основные права и свободы граждан и потому подлежат правовой оценке Комитетом.
Закон о гражданстве Литовской ССР по существу упраздняет в отношении населения республики статус гражданства СССР, переводя тем самым всех граждан СССР, не имеющих или не приобретших гражданства Литвы, в категорию иностранных граждан или лиц без гражданства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это является грубым нарушением Конституции СССР, действие которой продолжает распространяться и на Литву.
В соответствии с Законом СССР "О гражданстве СССР" каждый гражданин республики является одновременно гражданином СССР и пользуется правами, связанными с каждым из этих статусов гражданина. По Закону же Литовской ССР все лица, сохраняющие или приобретающие ее гражданство, утрачивают гражданство СССР и, следовательно, теряют связанные с ним права. И наоборот, все лица, выбирающие гражданство СССР (пункты 2 и 3 статьи 1 Закона), утрачивают гражданство Литовской республики и, следовательно, не могут пользоваться связанными с ним правами. При этом лица, постоянно проживающие в Литве, если они или их ближайшие предки не родились там, должны до 3 ноября 1991 года выбрать свое гражданство. Если же они не сделают этого, то с указанной даты автоматически утрачивают гражданство республики (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 35 Закона). Поскольку согласно Закону СССР "О гражданстве СССР" принадлежность лица к гражданству республики является юридической основой принадлежности к гражданству СССР (статья 1), то лицо, утратившее гражданство Литвы и не приобретшее гражданства другой республики, перестало бы быть и гражданином СССР, то есть становится лицом без гражданства. В результате Закон Литовской ССР по существу предусматривает в одних случаях произвольное лишение гражданства СССР, а в других - вводит принудительное изменение гражданства, что, в свою очередь, влечет за собой ущемление имущественных и иных прав личности, в частности, лишение прав на приобретение приватизируемого имущества (статья 9 Закона Литовской республики от 28 февраля 1991 года "О первичной приватизации государственного имущества").
Таким образом, Закон Литовской ССР "О гражданстве Литовской ССР" противоречит Конституции СССР, Закону СССР "О гражданстве СССР", предусматривающему, что "в СССР каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить гражданство". Нарушаются и аналогичные положения статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, которым Закон о гражданстве СССР придал, воспроизведя их, обязательную юридическую силу.
Считая право на гражданство и защиту от произвольной утраты гражданства одним из важнейших прав человека,
полагая, что общепризнанные принципы и нормы международного права о правах и свободах человека, включая положения о праве на гражданство и защите от произвольного лишения гражданства, должны соблюдаться на всей территории Союза ССР и не могут быть предметом пересмотра, в том числе и при изменении национально - государственного устройства,
руководствуясь статьей 124 Конституции СССР, статьями 18 и 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР",
Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:
положения Закона Литовской ССР "О гражданстве Литовской ССР", связывающие приобретение и утрату республиканского гражданства с отказом от гражданства СССР, и все положения других нормативных актов, связывающие наличие или отсутствие имущественных и иных прав граждан с подобным решением вопроса о гражданстве, не соответствуют Конституции СССР и международным актам о правах человека. Несоответствие должно быть устранено в порядке, предусмотренном статьей 22 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР". До устранения такого несоответствия следует при определении гражданства лиц, проживающих в Литовской республике, применять положения Закона СССР "О гражданстве СССР".
* * *
Особое мнение члена Комитета Инцкирвели Г. З. В условиях, когда в ближайшее время решается вопрос о вхождении или невхождении Литвы в состав СССР и положения о гражданстве будут определены в зависимости от этого решения, целесообразно отложить принятие Заключения Комитета по данному вопросу. Учет сложившейся сложной и недостаточно определенной ситуации не дает оснований для категорического признания неконституционности законов Литвы, уже объявившей свою независимость.
Председатель Комитета
конституционного надзора СССР
С.АЛЕКСЕЕВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 23.05.1991 n 279 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ПОТРЕБНОСТИ В МЕХАНИЗМАХ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ, КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ЛИФТОВ, ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА, ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА И НОРМ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ НА ЗАМЕНУ ИЗНОШЕННЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ  »
Документы СССР »
Читайте также