ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 22.03.1984 n 251 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА СССР


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 1984 г. N 251
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА СССР
(с изм. и доп., внесенными Постановлениями Совмина СССР
от 13.08.1987 N 934; от 22.08.1987 N 974)
Совет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об использовании воздушного пространства СССР. Пункты 2 - 4 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 5. Настоящее Постановление вводится в действие с 1 августа 1984 г.



Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 22 марта 1984 г. N 251
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА СССР
(с изм. и доп., внесенными Постановлениями Совмина СССР
от 13.08.1987 N 934; от 22.08.1987 N 974)
1. Настоящее Положение в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР регулирует отношения, возникающие в связи с использованием воздушного пространства СССР.
2. Министерства, ведомства, предприятия и организации, деятельность которых связана с использованием воздушного пространства СССР или может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов и других материальных объектов, по вопросам использования воздушного пространства руководствуются Воздушным кодексом Союза ССР, другими актами законодательства Союза ССР, настоящим Положением и инструкцией по его применению, а также утверждаемыми в порядке, определяемом Советом Министров СССР, иными нормативными актами.
Инструкция по применению настоящего Положения разрабатывается Министерством обороны по согласованию с Министерством гражданской авиации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждается Министром обороны.
3. Полеты воздушных судов, все виды стрельб, пуск ракет, взрывные работы, а также другие виды деятельности, связанные с подъемом, передвижением и спуском в воздушном пространстве материальных объектов, относятся к деятельности, связанной с использованием воздушного пространства СССР.
4. Деятельность, связанная с использованием воздушного пространства СССР, а также деятельность, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов и других материальных объектов, допускается при соблюдении необходимых мер предосторожности только после получения разрешения соответствующих органов Единой системы управления воздушным движением СССР, а в особых случаях - соответствующих органов Министерства обороны в порядке, определяемом инструкцией по применению настоящего Положения.
5. Для использования воздушного пространства СССР заинтересованные министерства, ведомства, предприятия и организации разрабатывают в установленном порядке предложения по структуре воздушного пространства СССР (расположение районов и зон управления воздушным движением, районов аэродромов, полигонов, специальных зон, воздушных трасс СССР, местных воздушных линий, маршрутов полетов и т.п.). Структура воздушного пространства СССР утверждается соответствующими органами Министерства обороны в порядке, определяемом инструкцией по применению настоящего Положения. Абзац второй пункта 5 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. (Абзац третий) Воздушные трассы СССР и местные воздушные линии к эксплуатации допускаются органами Министерства гражданской авиации.
6. В воздушном пространстве СССР или в отдельных его районах деятельность, указанная в пункте 4 настоящего Положения, может быть полностью запрещена или ограничена. Такие запреты или ограничения устанавливаются соответствующими органами Министерства обороны в порядке, определяемом инструкцией по применению настоящего Положения.
7. Контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства СССР и режима полетов воздушных судов осуществляется органами управления воздушным движением и органами противовоздушной обороны, а расследование нарушений их производится в порядке, определяемом инструкцией по применению настоящего Положения.
8. Полеты воздушных судов, независимо от их ведомственной принадлежности, выполняются в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР, другими актами законодательства Союза ССР, настоящим Положением и инструкцией по его применению, Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР, а также утверждаемыми в порядке, определяемом Советом Министров СССР, иными нормативными актами.
Основные правила полетов в воздушном пространстве СССР разрабатываются Министерством обороны по согласованию с Министерством гражданской авиации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждаются Главнокомандующим Военно - воздушными силами - заместителем Министра обороны.
9. Полеты воздушных судов над населенными пунктами могут выполняться лишь на высоте, дающей возможность в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами этих пунктов или на ближайшем аэродроме. Отступление от указанного положения допускается только в случае, когда расположение взлетно - посадочной полосы аэродрома не позволяет воздушному судну произвести взлет или заход на посадку без пролета над населенным пунктом.
Демонстрационные полеты воздушных судов над населенными пунктами запрещаются. При необходимости такие полеты в каждом отдельном случае могут быть разрешены Советом Министров союзной республики по согласованию в установленном порядке с Министерством обороны.
10. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве СССР осуществляются на основании и в соответствии с условиями международных договоров СССР или специальных разрешений на совершение разовых полетов, выдаваемых в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве СССР осуществляются только по установленным международным воздушным трассам. Вылет иностранных воздушных судов из СССР, а также их посадка на территории СССР производятся в аэропортах (на аэродромах), открытых для международных полетов. Иной порядок полетов, вылета и посадки иностранных воздушных судов допускается советскими компетентными органами в соответствии с международными договорами СССР и актами законодательства Союза ССР.
В случае стихийного бедствия, катастрофы, аварии, аварийной ситуации и в других случаях, угрожающих жизни людей, иностранные воздушные суда могут осуществлять влет в СССР и вылет из СССР, выполнять полеты вне международных воздушных трасс и производить посадки в аэропортах (на аэродромах), не открытых для международных полетов, в порядке, определяемом инструкцией по применению настоящего Положения.
Советские и иностранные воздушные суда пересекают Государственную границу СССР в специально выделенных воздушных коридорах перелета в соответствии с актами законодательства Союза ССР и в порядке, предусмотренном инструкцией по применению настоящего Положения. Данные, необходимые для пересечения Государственной границы СССР воздушными судами, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации.
Пересечение Государственной границы СССР вне воздушных коридоров допускается только по разрешению соответствующих органов Министерства обороны СССР, если иное не предусмотрено международными договорами СССР и актами законодательства Союза ССР.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 13.08.1987 N 934)
11. Расследование авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами на территории СССР производится в соответствии с положениями о порядке расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами, утверждаемыми Государственной комиссией по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при Совете Министров СССР.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 22.08.1987 N 974)
Порядок расследования авиационных происшествий с военными воздушными судами определяется положением, утверждаемым Министерством обороны по согласованию с Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел СССР.
Расследование авиационных происшествий с воздушными судами, предназначенными для опытно - конструкторских, экспериментальных и научно - исследовательских работ в области авиационной и другой техники, производится в соответствии с положениями о порядке расследования таких происшествий, утверждаемыми министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся эти воздушные суда.
Расследование случаев столкновения воздушных судов и иных авиационных происшествий, если в этих происшествиях участвовали воздушные суда различных министерств, ведомств и организаций, производится в соответствии с положением о порядке расследования таких происшествий, утверждаемым Государственной комиссией по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при Совете Министров СССР и Министерством обороны по согласованию с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 22.08.1987 N 974)
12. Министерства, ведомства и организации, заинтересованные в использовании воздушного пространства СССР, обязаны организовать каналы связи между находящимися в их ведении предприятиями и организациями, непосредственно осуществляющими деятельность, предусмотренную пунктом 3 настоящего Положения, и соответствующими органами управления воздушным движением, а в случае использования воздушного пространства для выполнения полетов воздушных судов, - кроме того, с органами противовоздушной обороны.
Порядок организации указанных каналов связи определяется инструкцией по применению настоящего Положения.
13. Гражданские аэродромы, находящиеся в ведении Министерства гражданской авиации, кооперативных и иных общественных организаций, кроме временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок, подлежат регистрации в установленном порядке в Государственном реестре гражданских аэродромов Союза ССР, а гражданские аэродромы, находящиеся в ведении других министерств и ведомств, - в реестрах этих министерств и ведомств.
Военные аэродромы, независимо от их ведомственной принадлежности, подлежат регистрации в реестре Министерства обороны.
Аэродромы совместного базирования регистрируются теми министерствами, ведомствами и организациями, в ведении которых они находятся.
Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Советом Министров СССР.
Министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся аэродромы совместного базирования, обязаны выдавать министерствам, ведомствам и организациям, для которых они выделяются, необходимые данные для учета этих аэродромов.
14. Аэродромы, находящиеся в ведении Министерства гражданской авиации, используются в качестве запасных аэродромов для воздушных судов, независимо от их ведомственной принадлежности.
Аэродромы, находящиеся в ведении других министерств и ведомств, по решению руководителей этих министерств и ведомств также могут быть выделены в качестве запасных аэродромов для воздушных судов, независимо от их ведомственной принадлежности.
15. Строительство и реконструкция аэродромов должны быть в установленном порядке согласованы с Министерством обороны, а также с другими заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями.
16. Размещение в районе аэродромов зданий, сооружений, линий связи, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств аэродромов, должно быть согласовано с министерствами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся аэродромы.
Размещение объектов на территории СССР (кроме районов аэродромов), если их высота превышает 50 метров, подлежит согласованию с соответствующими органами Министерства обороны.
Согласование размещения объектов, указанных в настоящем пункте, должно производиться до начала проектных работ. Перечень объектов, подлежащих согласованию, их максимальная высота и минимальное удаление от аэродромов, воздушных трасс СССР, местных воздушных линий и маршрутов полетов определяются инструкцией по применению настоящего Положения.

<ПИСЬМО> Минморфлота СССР от 20.08.1987 n 131 О ПОЛОЖЕНИИ О НАГРУДНОМ ЗНАКЕ ГОСМОРСПЕЦСЛУЖБЫ  »
Документы СССР »
Читайте также