ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (утв. Минздравом СССР 12.08.1987 n 4419-87)


Утверждаю
Заместитель
Главного государственного
санитарного врача СССР
А.И.ЗАИЧЕНКО
12 августа 1987 г. N 4419-87
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Настоящие Методические указания разработаны Главным санэпидуправлением Минздрава СССР, ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Бердянским государственным педагогическим институтом Минпроса Украинской ССР.
Составители: Белостоцкая Н.А., Стан В.В., Веремкович Л.В., Барсукова Н.К., Липский Н.М.
Методические указания предназначены для использования в работе органов и учреждений здравоохранения и народного образования.
Малокомплектные дошкольные учреждения с разновозрастными группами составляют значительную часть сельских дошкольных учреждений.
Малокомплектные детские сады являются ступенью общей системы народного образования и призваны в тесном содружестве с семьей заложить основы личности ребенка, осуществить коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к школе. Содержание воспитательно-образовательной работы малокомплектного дошкольного учреждения должно соответствовать "Типовой программе воспитания и обучения в детском саду", утвержденной Министерством просвещения СССР (1984), с учетом специфики работы дошкольных учреждений с разновозрастными группами. В разновозрастной группе увеличивается доля самостоятельной деятельности детей, положительное воспитательное значение оказывает постоянное общение младших детей со старшими (формирование заботливости, самостоятельности, дружеских отношений и т.д.).
Для охраны и укрепления здоровья детей, их успешного воспитания и обучения большое значение имеет соблюдение гигиенических рекомендаций по организации режима дня и комплектованию разновозрастных групп малокомплектных дошкольных учреждений.
Гигиенические требования к комплектованию
смешанных групп малокомплектных дошкольных учреждений
При подборе контингента разновозрастной (смешанной) группы следует исходить из возможности организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы. Режим дня разновозрастной группы должен оказывать развивающее воздействие на всех детей, способствовать их гармоничному развитию.
С гигиенических позиций оптимальными являются следующие типы малокомплектных дошкольных учреждений:
1. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежного возраста (преддошкольная, дошкольная группы).
2. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежных возрастов и одной подготовительной группой.
Реализация такого принципа возрастного комплектования групп дошкольного учреждения позволяет с максимальной эффективностью решать воспитательные, образовательные задачи, проводить мероприятия по охране и укреплению здоровья детей.
Гигиенические требования к организации
режима дня в смешанной преддошкольной группе
Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры, обучение. В смешанной преддошкольной группе ряд режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой (табл. 1), например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5 - 10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т.п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т.к. у них меньше длительность дневного сна).
В то же время у детей младшей подгруппы ряд режимных моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый).
В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети старше года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2-х до 3-х лет в течение 4 - 5 минут проводится утренняя гимнастика, включающая упражнения игрового характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными играми.
Таблица 1
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СМЕШАННОЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОЙ
ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ
--------------------------T-------------------------------------------¬
¦ Режимный момент ¦ Возраст детей ¦
¦ +---------------------T---------------------+
¦ ¦ 1 г. - 1 г. 6 мес. ¦ 1 г. 6 мес. - 3 г. ¦
+-------------------------+---------------------+---------------------+
¦Прием детей, игра ¦ 7.00 - 8.00 ¦ 7.00 - 8.00 ¦
¦Утренняя гимнастика, ¦ ¦ ¦
¦подготовка к завтраку, ¦ ¦ ¦
¦завтрак ¦ 8.00 - 8.30 ¦ 8.00 - 8.30 ¦
¦Игра ¦ 8.30 - 9.00 ¦ 8.30 - 9.00 ¦
¦Подготовка ко сну, сон на¦ ¦ ¦
¦воздухе ¦ 9.00 - 11.00 ¦ - ¦
¦Занятие 1 (по подгруппам)¦ - ¦ 9.00 - 9.15 - 9.30 ¦
¦Прогулка ¦ - ¦ 9.30 - 11.40 ¦
¦Игры, самостоятельная ¦ ¦ ¦
¦деятельность ¦ 11.00 - 11.40 ¦ - ¦
¦Возвращение с прогулки, ¦ ¦ ¦
¦подготовка к обеду ¦ - ¦ 11.40 - 12.00 ¦
¦Обед ¦ 11.40 - 12.10 ¦ 12.00 - 12.30 ¦
¦Сон на воздухе ¦ - ¦ 12.30 - 15.00 ¦
¦Игра, занятия ¦ 12.10 - 14.00 ¦ - ¦
¦Занятие 1 (по подгруппам)¦12.40 - 12.50 - 13.00¦ - ¦
¦Занятие 2 (по подгруппам)¦13.10 - 13.20 - 13.30¦ - ¦
¦Полдник ¦ 14.00 - 14.30 ¦ - ¦
¦Подготовка ко сну, сон на¦ ¦ ¦
¦воздухе ¦ 14.30 - 16.30 ¦ - ¦
¦Постепенный подъем, ¦ ¦ ¦
¦водные процедуры ¦ 16.30 - 17.00 ¦ 15.00 - 15.30 ¦
¦Полдник ¦ - ¦ 15.30 - 16.00 ¦
¦Занятие 2 (по подгруппам)¦ - ¦16.00 - 16.10 - 16.20¦
¦Игра ¦ - ¦ 16.20 - 17.00 ¦
¦Прогулка ¦ 17.00 - 18.20 ¦ 17.00 - 18.20 ¦
¦Ужин ¦ 18.20 ¦ 18.45 ¦
¦Уход домой ¦ до 19.00 ¦ до 19.00 ¦
L-------------------------+---------------------+----------------------
После завтрака воспитатель организует игры со старшей подгруппой детей, а затем вместе с няней помогает раздеваться младшим детям для первого дневного сна. Во время сна детей 1 - 1,5 лет старшие заняты играми, с ними по подгруппам проводится первое занятие, а после прогулки и обеда их укладывают спать. С младшей подгруппой занятия проводятся после обеда.
Первыми после сна поднимаются дети 1,5 - 3 лет. С этой группой детей организуются закаливающие процедуры, второе занятие проводится после полдника.
После занятий старшие дети играют, в это время просыпаются младшие. В 17.00 всю преддошкольную группу выводят на прогулку. В холодное время года дети до 1,5 лет перед ужином играют в групповом помещении, а более старшие гуляют.
Внутри каждой возрастной подгруппы необходимо соблюдать указанное выше правило: первыми садятся за стол самые маленькие дети, младших первыми одевают на прогулку, и они первыми возвращаются с нее, их первыми укладывают спать.
При соблюдении рекомендуемого режима дня в смешанной преддошкольной группе длительность сна и бодрствования, ритмичность их смены отвечают анатомо-физиологическим особенностям всех детей в группе.
Гигиенические требования к организации
режима дня в смешанной дошкольной группе
С переходом детей из преддошкольной в дошкольную группу изменяется характер деятельности детей: усложняются занятия, дети овладевают новыми культурно-гигиеническими навыками, более содержательной становится игра и т.д.
Длительность сна и бодрствования, ритмичность их чередования у детей 4 - 6-го годов жизни, в основном, совпадают, что позволяет использовать в смешанной дошкольной группе следующий режим дня (табл. 2). В дошкольной группе в зависимости от возраста детей общие режимные моменты смещают на 5 - 10 мин.
В смешанной дошкольной группе большое внимание уделяется утренней гимнастике, длительность которой для детей 3 - 4 лет составляет 4 - 6 мин., для более старших - 10 - 12 мин. Утренняя гимнастика для этих двух подгрупп детей существенно отличается по содержанию. Ее желательно сначала проводить с младшими детьми, затем с более старшими. При отсутствии такой возможности утренняя гимнастика проводится одновременно со всей группой дифференцированно в зависимости от возраста по количеству, темпу и качеству выполнения упражнений. Утреннюю гимнастику необходимо проводить на свежем воздухе, а в холодное время года - в хорошо проветренном помещении.
Таблица 2
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СМЕШАННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Режимный момент ¦ Возраст детей ¦
¦ +----------------T-------------+
¦ ¦4 - 5-й г. жизни¦6-й г. жизни ¦
+---------------------------------+----------------+-------------+
¦Прием, осмотр, утренняя гимнасти-¦ ¦ ¦
¦ка ¦ 7.00 - 8.30 ¦ 7.00 - 8.30¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Завтрак ¦ 8.30 - 9.00 ¦ 8.30 - 9.00¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Игры, подготовка к занятиям ¦ 9.00 - 9.30 ¦ 9.00 - 9.15¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Занятия ¦ 9.30 - 10.15 ¦ 9.15 - 10.45¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Подготовка к прогулке ¦ 10.15 - 10.25 ¦10.45 - 10.55¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Прогулка ¦ 10.25 - 12.30 ¦10.55 - 12.30¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Возвращение с прогулки ¦ 12.30 - 12.50 ¦12.30 - 12.50¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Обед ¦ 12.50 - 13.20 ¦12.50 - 13.20¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сон ¦ 13.20 - 15.20 ¦13.20 - 15.20¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Постепенный подъем, водные проце-¦ ¦ ¦
¦дуры ¦ 15.20 - 15.50 ¦15.20 - 15.50¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Полдник ¦ 15.50 - 16.10 ¦15.50 - 16.10¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Игры, самостоятельная деятель- ¦ ¦ ¦
¦ность ¦ 16.10 - 16.40 ¦16.10 - 16.40¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Подготовка к прогулке, прогулка ¦ 16.40 - 18.10 ¦16.40 - 18.10¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Возвращение с прогулки ¦ 18.10 - 18.20 ¦18.10 - 18.20¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Ужин ¦ 18.20 - 18.45 ¦18.20 - 18.45¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Уход детей домой ¦ 18.45 - 19.00 ¦18.45 - 19.00¦
L---------------------------------+----------------+--------------
В смешанной дошкольной группе занятия организуют только в первую половину дня. Рекомендуемое расписание занятий представлено в таблице 3. Ориентировочное расписание составляется на месяц с учетом проведения ряда занятий 1 раз в 2 недели. Желательно проводить занятия со всеми детьми по одному разделу программы. В зависимости от вида занятий, их содержания допустимы различия формы "подключения" к занятиям детей, отличающихся по возрасту.
Например, согласно приведенной схеме во все дни, кроме вторника 2-й и 4-й недели, занятия рекомендуется проводить ступенчато. Первое занятие начинают со старшими детьми и постепенно, в соответствии с возрастной длительностью занятия, подключают более младших детей (9.15 - 9.40 - 6-й год жизни; 9.30 - 9.50 - 5-й год жизни; 9.35 - 9.50 - 4-й год жизни).
Второе занятие также начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими (9.50 - 10.15 - дети 6-го года жизни; 10.00 - 10.15 - дети 4-го и 5-го года жизни). После одновременного окончания двух занятий со всеми детьми младших (4-й и 5-й год жизни) под наблюдением няни одевают на прогулку, а со старшими проводят третье занятие.
Во вторник второй и четвертой недели месяца с детьми 5-го и 6-го года жизни воспитатель проводит занятия по математике. Дети 4-го года жизни в течение 25 минут играют в игровом уголке. Второе занятие начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими. После одновременного окончания второго занятия детей 5-го года жизни под наблюдением няни одевают на прогулку, а с детьми 4 и 6 годов жизни занимаются художественной литературой.
В середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5 - 2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10 - 12 минут. Во время перерывов следует организовать подвижные игры малой и средней интенсивности.
Большое гигиеническое значение имеет рациональное планирование самостоятельной работы детей во время занятий. Самостоятельная работа детей должна находиться под контролем воспитателя и предусматривать чередование различных видов деятельности, статической и динамической нагрузки, переключение внимания детей.
Таблица 3
ВАРИАНТ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СМЕШАННОЙ
ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ (ДЕТИ 4 - 6-ГО ГОДОВ ЖИЗНИ)
-----------------T-----------------------------------------------¬
¦ Дни недели ¦ Возраст детей ¦
¦ +---------------T---------------T---------------+
¦ ¦ 4-й г. жизни ¦ 5-й г. жизни ¦ 6-й г. жизни ¦
+----------------+---------------+---------------+---------------+
¦ 1, 3 недели месяца ¦
+----------------T---------------T---------------T---------------+
¦Понедельник ¦Ознакомление с ¦Ознакомление с ¦Ознакомление с ¦
¦ ¦окружающим ¦окружающим ¦окружающим ¦
¦ ¦Музыка ¦Музыка ¦Музыка ¦
¦ ¦ ¦ ¦Рисование ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Вторник ¦Математика ¦Математика ¦Математика ¦
¦ ¦Физкультура ¦Физкультура ¦Физкультура ¦
¦ ¦ ¦ ¦Ознакомление с ¦
¦ ¦ ¦ ¦окружающим ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Среда ¦Развитие речи ¦Развитие речи ¦Развитие речи ¦
¦ ¦Лепка ¦Лепка ¦Лепка ¦
¦ ¦ ¦ ¦Грамота ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Четверг ¦Рисование ¦Рисование ¦Рисование ¦
¦ ¦Физкультура ¦Физкультура ¦Физкультура ¦
¦ ¦ ¦ ¦Русский язык ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Пятница ¦Худ. лит-ра ¦Худ. лит-ра ¦Худ. лит-ра ¦
¦ ¦Музыка ¦Музыка ¦Музыка ¦
¦ ¦ ¦ ¦Лепка ¦
+----------------+---------------+---------------+---------------+
¦ 2, 4 недели месяца ¦
+----------------T---------------T---------------T---------------+
¦Понедельник ¦Ознакомление с ¦Ознакомление с ¦Ознакомление с ¦
¦ ¦окружающим ¦окружающим ¦окружающим ¦
¦ ¦Музыка ¦Музыка ¦Музыка ¦
¦ ¦ ¦ ¦Рисование ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Вторник ¦ - ¦Математика ¦Математика ¦
¦ ¦Физкультура ¦Физкультура ¦Физкультура ¦
¦ ¦Худ. лит-ра ¦ - ¦Худ. лит-ра ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Среда ¦Развитие речи ¦Развитие речи ¦Развитие речи ¦
¦ ¦Конструирование¦Конструирование¦Конструирование¦
¦ ¦ ¦ ¦Грамота ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Четверг ¦Рисование ¦Рисование ¦Рисование ¦
¦ ¦Физкультура ¦Физкультура ¦Физкультура ¦
¦ ¦ ¦ ¦Русский язык ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Пятница ¦Аппликация ¦Аппликация ¦Аппликация ¦
¦ ¦Музыка ¦Музыка ¦Музыка ¦
¦ ¦ ¦ ¦Русский язык ¦
L----------------+---------------+---------------+----------------
В начале января и в конце марта учебные занятия не проводятся. В дни каникул следует проводить спортивные и подвижные игры, физические упражнения, организовывать спортивные праздники, увеличивать длительность прогулок.
В разновозрастной группе особое внимание должно быть уделено физическому воспитанию детей. Физкультурные занятия могут проводиться одновременно со всей группой, однако характер упражнений, их количество, темп, число повторений должно в зависимости от возраста строго дозироваться. Возможно также "ступенчатое" подключение к занятию детей младших возрастных групп.
Большое значение в физическом воспитании детей имеют физкультурные занятия на открытом воздухе. Такие занятия в разновозрастных группах целесообразно проводить в конце прогулки <*>.
------------------------------------
<*> Методика проведения занятий изложена в Методических рекомендациях Министерства здравоохранения СССР "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 - 7 лет в дошкольных учреждениях" (1984 г.).
Для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и сохранения высокой работоспособности детей очень важно, чтобы воспитатель заранее правильно спланировал чередование отдельных видов деятельности и отдыха, использование физкультурного оборудования и индивидуальных пособий (скамейки, доски, палки, обручи, флажки и т.д.).
Рациональная организация режима в малокомплектном детском саду во многом зависит от четкой, слаженной работы всего персонала дошкольного учреждения. При необходимости помощь воспитателю должны оказывать заведующая, медсестра, другие работники дошкольных учреждений.
Организация всех видов деятельности и отдыха детей подготовительной группы строится на основе Приказа Минздрава СССР от 10 ноября 1986 г. N 1470 "Об усилении медико-санитарного контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей 6-летнего возраста" (М., 1986 г.) и Методических рекомендаций "Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы" (М., 1985 г.).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 14.11.1969 n 886 О РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ  »
Документы СССР »
Читайте также