ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 n 816 О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСПЛАНА СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1987 г. N 816
О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ
ГОСПЛАНА СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что плановое управление экономикой как единым народнохозяйственным комплексом является важнейшим завоеванием и преимуществом социализма, главным инструментом реализации экономической политики партии. С ним неразрывно связаны все достижения в развитии советской экономики, науки и культуры, повышении благосостояния народа.
Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС на основе глубокого анализа развития народного хозяйства на современном этапе выработал программу радикальной реформы управления экономикой. Важнейшей органической частью ее осуществления Пленум определил коренную перестройку всей системы планирования.
Сложившаяся система планирования не соответствует новым требованиям и пришла в противоречие с задачами и условиями развития народного хозяйства на современном этапе. Она стала тормозом на пути перехода к экономическим методам управления, создания механизма ускорения, обеспечивающего развитие народного хозяйства преимущественно за счет качественных факторов. В плановой работе и деятельности Госплана СССР возникли серьезные недостатки, широкое развитие получили явления, не совместимые с плановым хозяйством. Были ослаблены научные основы разработки плана, усилился субъективистский подход к решению крупных народнохозяйственных проблем. Стал подрываться основополагающий принцип планирования - сбалансированность и пропорциональность развития, образовались крупные диспропорции в доходах и расходах государства и в денежном обращении.
Снизилась плановая дисциплина, массовый характер приобрели корректировки планов. Широкое распространение получила практика принятия многочисленных постановлений, предусматривающих решение отдельных отраслевых и региональных вопросов без учета реальных возможностей экономики. Все это ослабляло мобилизующую роль плана и его влияние на происходящие в стране экономические процессы, усиливало негативные тенденции в народном хозяйстве.
Госплан СССР стал на путь чрезмерной централизации в планировании, подмены деятельности министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, начал принимать на себя решение частных, оперативных вопросов, обрастать диспетчерскими функциями. Его усилия были сосредоточены главным образом на вопросах годового планирования в ущерб более глубокой проработке пятилетних планов и решению стратегических задач. Планы экономического и социального развития слабо базировались на крупных достижениях научно - технического прогресса, не обеспечивали опережающего роста наукоемких производств, ускорения технической реконструкции народного хозяйства. Недостаточно настойчиво проводилась линия на ресурсосбережение.
В практике плановой работы сложилась явная недооценка развития социальной сферы. Ресурсы на эту цель предусматривались, как правило, по так называемому остаточному методу. Процессы производственного и социального развития не увязывались в планах воедино. Серьезные недостатки стали накапливаться в размещении производительных сил, нарушался принцип комплексного развития отдельных регионов, что во многом явилось следствием низкого уровня территориального планирования.
Значительные просчеты были допущены в планировании внешнеэкономической деятельности. На протяжении многих лет оставалась практически неизменной и даже ухудшалась структура экспорта и импорта.
Существенно ослабла организующая роль Госплана СССР в совершенствовании хозяйственного механизма. В его подходах к планированию преобладали такие методы, которые ограничивали инициативу трудовых коллективов, снижали их ответственность за достижение высоких результатов и в конечном счете направляли развитие экономики по экстенсивному пути. Не получили должного применения в планировании современные экономико - математические методы и вычислительная техника. Снизилась требовательность к подбору и расстановке кадров плановых органов, их профессиональному уровню.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что претворение в жизнь одобренного XXVII съездом КПСС курса на ускорение социально - экономического развития страны требует коренной перестройки планирования, решительного устранения накопившихся недостатков, усиления роли и ответственности плановых органов, и прежде всего Госплана СССР. Исходя из принципиальных установок июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о создании целостной, эффективной и гибкой системы управления, необходимо на основе творческого применения принципов подлинного демократического централизма радикально изменить формы и методы планового руководства, привести их в соответствие с Законом СССР о государственном предприятии (объединении).
Предстоит повысить качество и организующую роль плана, поднять его авторитет, существенно улучшить содержание и стиль работы плановых органов, реализовать на деле ленинское указание о превращении Госплана СССР в научно - экономический штаб страны.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Считать главным в деятельности всех плановых органов, и прежде всего Госплана СССР, неуклонное проведение в жизнь выработанной партией стратегии на ускорение социально - экономического развития страны на основе всемерного использования достижений научно - технического прогресса, интенсификации общественного производства, проведения активной структурной и инвестиционной политики с целью достижения нового качества экономического роста и благосостояния советских людей.
Осуществить решительный переход в организации всей плановой работы от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Обеспечить условия для деятельности предприятий на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, повысить в ходе разработки планов заинтересованность предприятий (объединений) и организаций в наиболее полном использовании своих резервов и возможностей для увеличения выпуска и повышения качества продукции, роста эффективности производства и дальнейшего его развития.
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
И РАСШИРЕНИЕ ЕЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОСНОВ
2. Для усиления планового воздействия на развитие народного хозяйства признать необходимым коренным образом изменить систему формирования государственных планов, повысить действенность централизованного планирования, решительно раздвинуть границы хозяйственной самостоятельности предприятий (объединений) и организаций в соответствии с новыми условиями их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, широкой демократизации управления с тем, чтобы трудовые коллективы на деле стали активными творцами планов, в которых органически сочетаются интересы государства, предприятий как социалистических товаропроизводителей и личные интересы каждого работника.
Обеспечить существенное повышение научного уровня планирования на основе глубокого анализа происходящих в народном хозяйстве процессов, учета требований объективных экономических законов социализма и программных установок КПСС. Расширить горизонт планирования, добиваться тесной взаимосвязи в разработке планов на всех уровнях управления, четкой ориентации плановых показателей на достижение высоких конечных результатов общественного производства, наиболее полное удовлетворение растущих потребностей народного хозяйства и населения.
Для оптимального сочетания перспективного и текущего планирования, его непрерывности и преемственности осуществить переход к разработке системы планов, включающей в себя Основные направления экономического и социального развития СССР на 15 лет и Государственный пятилетний план экономического и социального развития СССР с распределением заданий по годам.
3. В целях последовательного воплощения в планах экономической стратегии партии, определения принципиальных путей и средств ее осуществления разрабатывать в качестве исходной хозяйственно - политической платформы перспектив народного хозяйства Концепцию экономического и социального развития СССР на 15-летний период.
Концепция должна содержать набор приоритетов и целей развития экономики, определять направления структурной и инвестиционной политики, научно - технического прогресса, рубежи социального развития, задачи повышения образовательного и культурного потенциала, поддержания обороноспособности страны.
Проект Концепции экономического и социального развития СССР должен опираться на Комплексную программу научно - технического прогресса СССР, Комплексную программу научно - технического прогресса стран - членов СЭВ, государственные целевые научно - технические программы межотраслевого характера, долговременные народнохозяйственные программы, социально - экономические, научно - технические, региональные разработки министерств, ведомств СССР, союзных республик и ВЦСПС, а также научные исследования и демографические прогнозы.
Проект Концепции экономического и социального развития СССР разрабатывается Госпланом СССР совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике и Академией наук СССР с привлечением ведущих научно - исследовательских центров, крупных ученых и специалистов. Активное участие в подготовке Концепции принимают постоянные органы Совета Министров СССР по руководству народнохозяйственными комплексами.
Проект Концепции вносится на рассмотрение Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР не позднее чем за два года до начала очередного пятилетия.
Одобренная Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР Концепция служит научно обоснованной программой для подготовки проекта Основных направлений экономического и социального развития СССР. Через каждые пять лет с учетом происходящих в народном хозяйстве процессов и возникающих перед страной новых задач Концепция уточняется, дорабатывается и продлевается на очередное пятилетие.
4. Установить, что Основные направления экономического и социального развития СССР призваны материализовать в конкретных цифрах и заданиях экономическую стратегию партии, определять на 15-летний период темпы, пропорции, структуру общественного производства, пути его интенсификации, развитие народнохозяйственных комплексов, отраслей и регионов, приоритетные научно - технические направления и решение социальных задач.
Основные направления разрабатывать с распределением по пятилетиям и предусматривать на первую пятилетку развернутые по годам адресные показатели развития народнохозяйственных комплексов, отраслей и союзных республик.
Проект Основных направлений разрабатывается Госпланом СССР с участием центральных экономических органов, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, ВЦСПС и вносится в Совет Министров СССР за полтора года до очередной пятилетки. В ходе подготовки проекта Госплан СССР тесно взаимодействует с постоянными органами Совета Министров СССР по руководству народнохозяйственными комплексами и привлекает к этой работе ведущие объединения, предприятия, проектные и научно - исследовательские организации.
Одобренный в установленном порядке проект Основных направлений выносится на всенародное обсуждение и служит исходной базой для разработки очередного пятилетнего плана.
5. Установить, что государственный пятилетний план экономического и социального развития является главной формой реализации целей и задач, предусмотренных в Основных направлениях, и организации всей хозяйственной деятельности министерств, ведомств, союзных республик, местных органов, предприятий (объединений) и организаций. Он определяет важнейшие показатели, пропорции, эффективность народного хозяйства.
Коренным образом перестроить принципы организации разработки пятилетних планов и состав утверждаемых в них показателей, имея в виду усилить их антизатратный характер. Повысить ответственность Госплана СССР, постоянных органов Совета Министров СССР по руководству народнохозяйственными комплексами, центральных экономических органов, министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, местных органов, предприятий (объединений) и организаций за качество разработки пятилетних планов, их сбалансированность и обоснованное распределение показателей по годам.
6. В целях создания необходимых условий для развития творческой инициативы трудовых коллективов и максимального использования их возможностей и резервов для увеличения производства и повышения его эффективности обеспечить расширение демократических основ формирования государственного пятилетнего плана. В этих целях существенно повысить роль основного звена во всей системе планирования, строго руководствуясь положением Закона СССР о государственном предприятии (объединении) о том, что свои пятилетние планы предприятия (объединения) разрабатывают и утверждают самостоятельно.
Госплану СССР в соответствии с одобренным проектом Основных направлений экономического и социального развития СССР разрабатывать и не позднее чем за год до начала очередной пятилетки доводить до министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик исходные данные планирования как основу для формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные заказы, стабильные экономические нормативы и лимиты. Министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик, исходя из задач удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, обеспечения внутриотраслевой и региональной сбалансированности производства и повышения его эффективности, с учетом специфики предприятий (объединений) и организаций, доводят до них в месячный срок исходные данные планирования в качестве основы для формирования пятилетних планов: контрольные цифры, государственные заказы, долговременные экономические нормативы и лимиты.
При этом исходить из того, что:
а) контрольные цифры отражают общественные потребности в продукции, производимой предприятием, минимальные уровни эффективности производства. Они не носят директивного характера, не должны сковывать трудовой коллектив при разработке плана, должны оставлять ему широкий простор для выбора решений и партнеров при заключении хозяйственных договоров. Контрольные цифры включают показатель производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении (расчетно) для заключения договоров, прибыль (доход), валютную выручку, наиболее важные общие показатели научно - технического прогресса и показатели развития социальной сферы. В период освоения нового хозяйственного механизма и завершения перехода на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость и самофинансирование в состав контрольных цифр могут включаться также показатели производительности труда и материалоемкости продукции. Выполнение заказов и договоров является главнейшим критерием оценки деятельности предприятий (объединений) и организаций и материального стимулирования трудовых коллективов;
б) государственные заказы гарантируют удовлетворение первоочередных общественных потребностей, выдаются предприятиям на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также на поставку некоторых видов продукции, необходимых прежде всего для решения общегосударственных, социальных задач, выполнения научно - технических программ, укрепления обороноспособности и обеспечения экономической независимости страны, поставки сельскохозяйственной продукции. Государственные заказы выдаются предприятию вышестоящим органом и могут размещаться на конкурсной основе; они обязательны для включения в план. При выдаче государственных заказов должна предусматриваться взаимная ответственность сторон - исполнителя и заказчика.
Государственные заказы на производство промышленных товаров народного потребления устанавливаются, как правило, на отдельные виды (группы) этих товаров, имеющих особую социальную значимость.
По мере насыщения рынка и повышения действенности нового хозяйственного механизма сокращать состав и объем государственных заказов и переходить к самостоятельному планированию предприятиями производства все большей части продукции на основе прямых хозяйственных связей с потребителями и результатов оптовых ярмарок по товарам народного потребления;
в) долговременные экономические нормативы являются стабильными в течение всей пятилетки и обеспечивают тесную увязку общегосударственных интересов с хозрасчетными интересами предприятий. Экономические нормативы определяют взаимоотношения с бюджетом, формирование фонда оплаты труда, фондов экономического стимулирования и другие стороны хозяйственной деятельности предприятия и устанавливаются с учетом региональных особенностей.
Экономические нормативы призваны создавать такие экономические условия деятельности предприятий, при которых последним выгодно искать пути наиболее эффективного удовлетворения спроса, роста производства и повышения качества продукции, выполнять государственные заказы, выходить на контрольные цифры, активно внедрять научно - технический прогресс.
Считать несовместимыми с новым хозяйственным механизмом попытки установления их по исходной базе, дробление по годам и статьям расходов, подмену заданиями по объемам.
Экономические нормативы утверждаются предприятиям (объединениям) и организациям вышестоящими органами заблаговременно до начала разработки пятилетнего плана;
г) лимиты устанавливают предельный размер государственных централизованных капитальных вложений для развития межотраслевых производств, нового строительства и решения особо важных задач в соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в государственный план, объемов строительно - монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения потребности производства и строительства. По мере развития оптовой торговли сфера централизованного распределения материальных ресурсов сужается.
Перечень устанавливаемых предприятию контрольных цифр, долговременных экономических нормативов и лимитов утверждается Советом Министров СССР. Вышестоящий орган не имеет права доводить до предприятий контрольные цифры, долговременные экономические нормативы и лимиты сверх утвержденного перечня.
Состав государственного заказа устанавливается Госпланом СССР, а государственных заказов министерств и ведомств СССР - ими совместно с Госпланом СССР. По предприятиям, подведомственным республиканским министерствам и ведомствам, а также по товарам народного потребления и платным услугам (кроме государственных заказов Госплана СССР, министерств и ведомств СССР) состав государственного заказа утверждается Советом Министров союзной республики.
Исходные данные для формирования планов должны быть строго увязаны между собой. В соответствии с ними, а также прямыми заказами потребителей и органов материально - технического обеспечения предприятия (объединения) заключают хозяйственные договоры, составляют и утверждают пятилетние планы и представляют их в вышестоящие органы для формирования отраслевых и территориальных пятилетних планов.
Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик в процессе формирования проектов планов по соответствующим отраслям и территориям проводят систематическую работу с предприятиями (объединениями) и организациями, направленную на достижение показателей, предусмотренных контрольными цифрами и государственными заказами. Они осуществляют увязку проектов между подведомственными предприятиями (объединениями) и организациями, внутриотраслевых кооперированных поставок и связей, обеспечивают сбалансированность отраслевых и территориальных проектов планов и представляют в Госплан СССР.
Госплан СССР подготавливает с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик сбалансированный по всем разделам и показателям проект государственного пятилетнего плана экономического и социального развития СССР (с распределением по годам), взаимодействует во всей этой работе с постоянными органами Совета Министров СССР по руководству народнохозяйственными комплексами и представляет его в Совет Министров СССР не позднее чем за 5 месяцев до начала очередной пятилетки.
7. ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают, что в условиях повышения роли и ответственности предприятий (объединений) и организаций в разработке пятилетнего плана, а также в целях обеспечения уверенной работы трудовых коллективов в ходе его выполнения необходимо привести практику годового планирования в соответствие с новым механизмом хозяйствования и принципом стабильности пятилетнего плана.
В связи с этим признать целесообразным отказаться начиная с тринадцатой пятилетки от сложившейся практики ежегодной разработки и утверждения государственных годовых планов экономического и социального развития СССР как самостоятельной формы планирования, имея в виду, что годовые планы не разрабатываются каждый раз заново, а полностью опираются на показатели соответствующего года пятилетки.
Предприятия (объединения) и организации в установленные сроки самостоятельно планируют на предстоящий год выпуск продукции, выполнение работ и услуг, а также другие показатели экономического и социального развития, исходя из своего пятилетнего плана, решают вопросы материально - технического обеспечения ресурсами и подрядными строительно - монтажными работами с соответствующими организациями и предприятиями.
При необходимости предприятия (объединения) и организации решают эти вопросы с министерствами, ведомствами и органами материально - технического снабжения, уточняют или заключают хозяйственные договоры с потребителями и поставщиками, а по товарам народного потребления учитывают результаты оптовых ярмарок.
Министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик рассматривают предложения предприятий (объединений) и организаций по дальнейшему развитию и повышению эффективности производства на очередной год, принимают решения по возникающим вопросам хозяйственной деятельности и совместно с Госснабом СССР разрабатывают необходимые меры по обеспечению удовлетворения потребностей народного хозяйства в продукции, работах и услугах соответствующих отраслей.
Госплан СССР:
осуществляет всесторонний экономический анализ представленных министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик предложений и уточнений пятилетки на предстоящий год, определяет соответствие этих предложений государственному пятилетнему плану экономического и социального развития СССР, и прежде всего по общеэкономическим показателям, государственным заказам и росту эффективности производства;
совместно с министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик, центральными экономическими органами и постоянными органами Совета Министров СССР по руководству народнохозяйственными комплексами обеспечивает системную работу по рассмотрению представленных предложений, их увязке и, с учетом новых задач и изменяющихся хозяйственных условий, вносит необходимые уточнения в показатели пятилетнего плана в целях сбалансированного развития экономики;
разрабатывает и утверждает балансы централизованно распределяемых материально - технических ресурсов, формирует планы подрядных работ на соответствующий год.
На этой основе Госплан СССР принимает необходимые решения и не позднее чем за 5 месяцев до начала очередного года представляет в Совет Министров СССР доклад о ходе реализации заданий государственного пятилетнего плана экономического и социального развития СССР за истекший период и предложения о необходимых мерах по обеспечению его выполнения на предстоящий год.
Указанный доклад после рассмотрения его в Совете Министров СССР вносится в ЦК КПСС и Верховный Совет СССР одновременно с проектом государственного бюджета СССР на соответствующий год.
Установить, что оценка выполнения пятилетнего плана на всех уровнях хозяйственного руководства производится нарастающим итогом с начала пятилетки.
8. Расширить гласность во всей системе организации планирования, ввести в практику широкое обсуждение наиболее крупных вопросов социально - экономического развития, затрагивающих интересы страны, республики, края, области, города, района. Считать необходимым выносить на всенародное обсуждение крупномасштабные научно - технические, социальные и экологические проблемы, решение которых требует использования значительных народнохозяйственных ресурсов.
Коренным образом улучшить информацию населения о ходе разработки и выполнения планов, обеспечить широкое обсуждение планов в трудовых коллективах, партийных, профсоюзных и комсомольских организациях с целью более полного учета в них общественного мнения, руководствуясь тем непреложным фактом, что успешное воплощение планов в жизнь реально только в том случае, если они восприняты всеми трудящимися как конкретная программа действий.
II. ПОВЫШЕНИЕ НАУЧНОЙ ОБОСНОВАННОСТИ И КАЧЕСТВА ПЛАНОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
9. Установить, что в современных условиях качество планов, их воздействие на ускорение социально - экономического развития страны в решающей мере будет определяться практическим осуществлением задач соединения достижений научно - технической революции с плановой экономикой, приоритетным развитием социальной сферы, комплексным решением отраслевых и региональных проблем, обеспечением всесторонней сбалансированности экономического роста на основе высокой эффективности использования производственного потенциала и всех ресурсов, а также постоянного совершенствования хозяйственного механизма в соответствии с новыми условиями развития экономики.
Совершенствование планирования
научно - технического прогресса
10. Считать важнейшей задачей всех плановых органов создание условий для всемерного ускорения научно - технического прогресса на основе совершенствования планирования, использования экономических методов, рычагов и стимулов, обеспечивающих восприимчивость общественного производства к новейшим достижениям науки и техники, их быстрейшее и масштабное применение и превращение на деле научно - технического прогресса в несущую конструкцию планов.
11. Коренным образом пересмотреть содержание и состав планов развития науки и техники на всех уровнях управления. При этом исходить из следующего:
сосредоточить народнохозяйственное планирование на реализации главных направлений научно - технического прогресса, революционизирующих общественное производство, государственных целевых научно - технических программ межотраслевого характера, Комплексной программы научно - технического прогресса стран - членов СЭВ, а также развитии межотраслевых научно - технических комплексов;
нацелить отраслевое планирование на осуществление перспективной технической политики, выпуск принципиально новых видов продукции и обеспечение широкомасштабного применения в каждой отрасли новейших достижений науки и техники и прогрессивных технологий;
подчинить планирование на предприятиях и в объединениях задаче систематического повышения технического уровня производства, обновления продукции, улучшения качества и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
12. Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР, Госплану СССР в процессе разработки Концепции экономического и социального развития СССР осуществлять выбор и обоснование наиболее перспективных и приоритетных направлений развития науки и техники, способных обеспечить многократное повышение производительности труда, качественно новый уровень ресурсосбережения. На этой основе определять перечень и состав государственных целевых научно - технических программ межотраслевого характера.
Установить, что в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 15-летний период должны предусматриваться пути решения важнейших научно - технических проблем, определяться этапы осуществления работ, сферы и масштабы применения достижений науки и техники в различных отраслях народного хозяйства.
Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик в соответствии с приоритетными направлениями научно - технического прогресса предусматривать необходимые экономические и организационные меры для реализации технических новшеств, изобретений, лицензий, базовых технологий в пятилетних планах.
Отказаться от практики установления в государственных планах разрозненных заданий, определяющих решение частных вопросов, и перейти к утверждению обобщающих показателей, характеризующих результативность научно - технического прогресса на народнохозяйственном уровне - рост производительности общественного труда и фондоотдачи, снижение материалоемкости и энергоемкости производства, повышение его технического уровня и качества продукции.
13. Госплану СССР совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике, учитывая ведущую роль межотраслевых научно - технических комплексов как наиболее эффективной формы интеграции науки и производства, обеспечивающих быстрое продвижение вперед в новейших областях техники и технологии, предусматривать в соответствующих разделах государственных планов целевые задания по развитию этих комплексов как самостоятельных объектов. Усовершенствовать практику планирования их деятельности исходя из необходимости более тесной увязки результатов работы отдельных предприятий и организаций, входящих в комплекс, с конечным результатом деятельности комплекса в целом, а также широкого тиражирования его разработок для использования в различных отраслях народного хозяйства.
14. В целях выполнения Комплексной программы научно - технического прогресса стран - членов СЭВ и обеспечения народного хозяйства СССР и заинтересованных стран содружества новой технологией и техникой, разработанными и освоенными в соответствии с заданиями и мероприятиями этой программы, Госплану СССР и Государственному комитету СССР по науке и технике при формировании планов экономического и социального развития СССР обеспечивать реализацию заданий этой программы, предусматривая необходимые материальные и финансовые ресурсы.
15. Считать важнейшей задачей министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик обеспечение высокоэффективной деятельности подведомственных научно - исследовательских, проектно - конструкторских и технологических организаций. Перевести всю систему планирования и управления этими организациями на договорные отношения с использованием конкурсных начал, принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования, оплаты заказчиками научных разработок в зависимости от эффекта при их использовании.
Предприятиям (объединениям) широко использовать возможности заводского сектора науки, активно привлекать на хозрасчетных договорных началах отраслевые научно - исследовательские организации, высшие учебные заведения и другие творческие коллективы для решения технических задач развития производства и повышения качества выпускаемой продукции.
Для усиления централизованного планового воздействия на повышение технического уровня и качества продукции, выпускаемой предприятиями (объединениями), признать необходимым утверждать в составе государственных заказов задания по освоению важнейших видов новой продукции.
Перестройка планирования инвестиций
16. В условиях широкого применения экономических методов управления и перехода на принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования Госплану СССР, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР, предприятиям (объединениям) и организациям коренным образом пересмотреть практику планирования инвестиций, органически увязать ее с новым хозяйственным механизмом и обеспечить радикальное улучшение использования капитальных вложений, повышение их эффективности как важнейшее условие ускорения социально - экономического развития страны.
17. Госплану СССР, министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик обеспечить научную обоснованность в определении инвестиционной политики на перспективу. При формировании проекта Основных направлений экономического и социального развития СССР на 15-летний период на основе глубокой проработки пропорций использования национального дохода на потребление и накопление, амортизационного фонда и других источников воспроизводства определять общий объем капитальных вложений и обосновывать его распределение между производственной и непроизводственной сферами и народнохозяйственными комплексами.
Положить в основу определения плановых объемов капитальных вложений на перспективу по комплексам необходимость достижения прогрессивной структуры общественного производства, обеспечения намечаемых темпов роста народного благосостояния и развития экономики. В связи с этим отказаться от сложившейся практики установления по отдельным комплексам заранее фиксированных и неизменных долей капитальных вложений в их общем объеме по народному хозяйству.
18. Госплану СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить при формировании пятилетних планов реализацию качественно новых требований инвестиционной политики. Разрабатывать на основе оптимального сочетания государственных централизованных капитальных вложений и нецентрализованных капитальных вложений, осуществляемых за счет хозрасчетных фондов предприятий (объединений) и привлекаемых ими кредитов, научно обоснованные отраслевые долговременные экономические нормативы образования фондов производственного и социального развития исходя из того, что предприятия (объединения) и организации должны обеспечивать за счет заработанных фондов техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующего производства и удовлетворение потребностей трудовых коллективов в жилье и других социальных благах.
Госплану СССР при планировании объема и структуры государственных централизованных капитальных вложений исходить из того, что они должны обеспечивать решение крупных народнохозяйственных, социальных, межотраслевых и региональных проблем, а также укрепление обороноспособности страны и ее экономической независимости.
19. Установить, что в целях эффективного использования средств хозрасчетных фондов предприятия (объединения) и организации самостоятельно организуют разработку планов технического перевооружения и реконструкции действующего производства, а также развития материальной базы социальной сферы. Повысить ответственность за экономическое обоснование планируемых производственно - технических и социальных мероприятий, имея в виду, что они являются неотъемлемой частью сбалансированного развития всего народного хозяйства.
Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик создавать условия для беспрепятственного и эффективного обеспечения производственного и социально - культурного строительства, осуществляемого за счет средств предприятий, материальными ресурсами и в необходимых случаях подрядными работами, всемерно содействовать развитию строительства хозяйственным способом и обеспечивать его потребности в материальных ресурсах через территориальные органы Госснаба СССР.
20. Госплану СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, предприятиям (объединениям) и организациям, исходя из определяющей роли инвестиционной политики в формировании экономики будущего, руководствоваться непреложным требованием, что в планы могут включаться только объекты строительства, проектные и технико - экономические характеристики которых соответствуют высшим современным и прогнозируемым научно - техническим и экономическим достижениям.
Госстрою СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик повысить требовательность к проектным организациям, шире практиковать конкурсное проектирование. Считать необходимым поднять роль и значение экспертизы системы Госстроя СССР, возложив на нее проведение государственной экспертизы крупных и технически сложных проектов.
21. Госстрою СССР, Госплану СССР совместно с министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик пересмотреть до начала тринадцатой пятилетки нормативные акты, определяющие сроки проектирования, строительства предприятий и объектов и освоения вводимых в действие мощностей, имея в виду обеспечить в соответствии с задачами по ускорению социально - экономического развития страны резкое сокращение продолжительности инвестиционного цикла и достижение проектных технико - экономических показателей новых предприятий.
22. Коренным образом перестроить практику планирования строительных работ, выполняемых подрядным и хозяйственным способами. Привести ее методы в соответствие с новыми условиями формирования планов капитальных вложений, управления строительным производством, а также принципами полного хозяйственного расчета и самофинансирования строительных организаций.
Госплан СССР в составе исходных данных планирования для формирования пятилетних планов доводит до министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, подрядные организации которых осуществляют строительство, общие объемы подрядных строительно - монтажных работ как основу для заключения договоров подряда строительными организациями.
В соответствии с исходными данными строительные организации включают в свои планы в обязательном порядке объекты и стройки, на которых создаются мощности, предусмотренные государственными заказами.
Общая программа подрядных строительно - монтажных работ по республиканским строительным министерствам и общесоюзным строительным министерствам, работающим на территории РСФСР, состоит из двух частей: конкретных объектов производственного назначения союзных и союзно - республиканских министерств и ведомств СССР, формируемых Госпланом СССР, а также из объектов производственного назначения республиканского и местного подчинения, определяемых Советами Министров союзных республик, и объектов социально - культурной сферы независимо от ведомственной принадлежности.
23. В целях обеспечения планомерного развития строительной базы, органической увязки планов развития производства и капитального строительства и создания необходимых заделов установить, что перспективные планы развития материально - технической базы строительства и строительной индустрии должны основываться на схемах развития и размещения производительных сил.
При определении объемов государственных централизованных капитальных вложений на развитие подрядных строительных организаций и установлении нормативов образования их хозрасчетных фондов Госплану СССР исходить из необходимости опережающего развития строительной базы. В связи с этим отказаться от практики финансирования этих работ на основе долевого участия министерств - заказчиков.
24. Госплану СССР и Госстрою СССР наряду с подрядной формой строительства, как основной, предусматривать в планах необходимое расширение хозяйственного способа строительства для выполнения работ по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующих предприятий, а также развитию материальной базы их социальной сферы.
Усиление социальной направленности планов
25. В соответствии с высшей целью экономической стратегии партии Госплану СССР, министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, объединениям (предприятиям) и организациям при разработке перспективных и текущих планов исходить из приоритетного развития социальной сферы, обеспечивать в планах комплексное решение вопросов, связанных с улучшением условий труда, жизни и быта, более полным удовлетворением материальных и духовных потребностей советских людей.
Усилить воздействие плана на рационализацию структуры потребления. Полнее учитывать специфические особенности запросов различных групп населения - лиц, занятых на производстве, детей, молодежи, людей старшего возраста, а также региональные и климатические условия, влияющие на характер, состав и структуру потребляемых благ.
26. Для преодоления "остаточного подхода" в планировании социального развития, проведения активной и справедливой социальной политики, обеспечения более обоснованного размещения материальной базы социально - культурной сферы по отдельным регионам страны положить в основу формирования перспективных планов научно обоснованные социальные нормативы обеспеченности населения жильем, больницами, школами, детскими садами, клубами и другими объектами непроизводственной сферы и предусматривать меры по их последовательному и поэтапному достижению.
Считать обязательным применение социальных нормативов при создании новой техники и технологии, проектировании, строительстве новых и реконструкции действующих предприятий и производств, улучшении организации и условий труда, а также осуществлении мероприятий по охране окружающей среды.
Госплану СССР, Госстрою СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, министерствам и ведомствам совместно с Академией наук СССР и с участием ВЦСПС организовать качественную разработку указанных нормативов и использовать их при определении показателей проекта Основных направлений экономического и социального развития на предстоящее 15-летие.
27. Установить, что при разработке планов на всех уровнях управления необходимо строго руководствоваться принципом согласованного развития производственной и социальной сфер и всей инфраструктуры. Госплану СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при формировании перечня предприятий и объектов, включаемых в государственный план за счет централизованных капитальных вложений, предусматривать одновременно выделение целевым назначением средств на создание или развитие социальной сферы по утвержденным нормативам.
Учитывая возрастающее значение средств, зарабатываемых предприятиями (объединениями) и организациями, в решении социальных задач, повысить уровень обоснования планов их социального развития и распределения средств по основным направлениям использования, имея в виду первоочередное удовлетворение насущных потребностей трудовых коллективов жильем, детскими учреждениями, лечебно - профилактическими базами, другими социальными объектами и услугами.
Предусматривать ускоренное развитие кооперативного и индивидуального жилищного строительства, активное использование средств населения для его расширения, особенно в сельской местности.
28. Считать важнейшей задачей планирования и одним из главных критериев качества плана полную сбалансированность платежеспособного спроса населения с объемами соответствующих товаров и услуг.
Госплану СССР при разработке долговременных и пятилетних планов предусматривать ускоренное развитие отраслей, связанных с производством потребительских товаров и оказанием платных услуг населению, укрепление их материально - технической базы, с тем чтобы обеспечить насыщение рынка этими товарами (услугами), существенно повысить их качество и расширить ассортимент. Последовательно проводить в планах линию на всемерное привлечение к производству товаров народного потребления и оказанию платных услуг населению всех предприятий отраслей народного хозяйства независимо от их профиля и специализации. Создавать условия для всемерного развертывания кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.
Предусматривать в планах мероприятия, направленные на безусловное выполнение и перевыполнение заданий Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и услуг до 2000 года.
29. Госплану СССР, Министерству финансов СССР, банкам СССР и Советам Министров союзных республик усилить плановое регулирование роста денежных доходов населения в увязке с динамикой объемов производства товаров и оказания услуг. Исходить из того, что предусматриваемые в плане социальные мероприятия должны полностью подкрепляться соответствующими материальными и финансовыми ресурсами.
Совершенствование территориального планирования
30. Считать важнейшим направлением совершенствования планирования усиление его воздействия на комплексное развитие союзных республик и экономических районов страны, и особенно таких крупных, как Сибирь и Дальний Восток, рациональную специализацию хозяйства республик и регионов, углубление общесоюзного разделения труда.
Положить в основу разработки планов экономического и социального развития по отраслям и территориям республик, краев и областей схемы развития и размещения производительных сил, существенно повысить качество составления этих планов и обоснованность принимаемых в них решений.
Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР разрабатывается на 15-летний период Госпланом СССР с привлечением Советов Министров союзных республик, министерств, ведомств СССР и местных органов и утверждается Советом Министров СССР. Отраслевые и территориальные схемы утверждаются Госпланом СССР по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик.
31. Перейти к разработке комплексных планов экономического и социального развития союзных республик, которые должны учитывать развитие всех предприятий (объединений) и организаций, расположенных на соответствующей территории, независимо от их ведомственной подчиненности. При этом общесоюзные министерства и ведомства представляют в Советы Министров союзных республик соответствующие показатели по подведомственным предприятиям (объединениям) и организациям для включения в эти планы.
Госпланам союзных республик обеспечивать разработку комплексных планов экономического и социального развития автономных республик, краев и областей в соответствии с широкими правами, предоставленными исполкомам Советов народных депутатов.
Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов в процессе разработки планов координируют деятельность предприятий (объединений) и организаций по вопросам, входящим в их компетенцию, и создают условия для эффективной работы всех предприятий, находящихся на их территории.
Комплексное планирование социально - экономического развития г. Москвы, Московской области, г. Ленинграда и Ленинградской области осуществляется в соответствии с действующим порядком.
32. Установить, что меры по развитию производственной и социальной инфраструктуры, увеличению выпуска товаров народного потребления и расширению сферы платных услуг, производству местных строительных материалов, применению вторичных ресурсов, охране окружающей среды, а также использованию трудовых ресурсов определяются в Государственном плане экономического и социального развития СССР на основе комплексных планов экономического и социального развития союзных республик.
Советы Министров союзных республик осуществляют руководство всем социально - культурным строительством, координацию деятельности в этой области предприятий (объединений) и организаций союзного, союзно - республиканского и республиканского подчинения, действующих на территории республики.
Советы Министров союзных республик, местные Советы народных депутатов несут полную ответственность за общую сбалансированность платежеспособного спроса населения с объемами выпуска товаров и оказания платных услуг, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания за счет максимального использования местных возможностей, координацию деятельности предприятий по производству товаров народного потребления и развитию сферы услуг. Они координируют также развитие социальной сферы за счет всех источников финансирования и выполнение планов строительства объектов этой сферы в целом по республике и региону.
33. Усилить в планах зависимость между финансовыми ресурсами, направляемыми на социальное развитие союзных республик и отдельных регионов, и результатами экономической деятельности объединений, предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории, независимо от их ведомственной подчиненности.
Использовать начиная с тринадцатой пятилетки при оценке экономического развития союзных республик показатель произведенного национального дохода.
Госплану СССР и Министерству финансов СССР с участием Советов Министров союзных республик разработать систему экономических нормативов, устанавливающих зависимость между финансовыми ресурсами, которые предусматриваются в бюджетах союзных республик и местных органов на расширение и совершенствование производственной и социальной инфраструктуры, и произведенным национальным доходом, а также определить перечень региональных задач, решаемых за счет этих средств.
34. В целях дальнейшего расширения прав Советов Министров союзных республик и местных органов в руководстве экономическим и социальным развитием республик и регионов и обеспечения более тесной увязки используемых ими ресурсов с вкладом в укрепление единого народнохозяйственного комплекса установить, что в государственных планах экономического и социального развития СССР начиная с 1988 года централизованно распределяемые материальные ресурсы, государственные централизованные капитальные вложения и строительно - монтажные работы для развития республиканского хозяйства предусматриваются по республике в целом без их распределения по отраслям и направлениям, за исключением агропромышленного комплекса, строительных министерств или госстроев республик.
Советам Министров союзных республик и местным органам обеспечить эффективное использование указанных ресурсов с целью достижения пропорционального развития общественного производства и социальной сферы соответствующих республик и регионов.
35. Полнее учитывать в планировании демографические процессы, имея в виду обеспечить в планах более тесную зависимость между развитием производства и ростом населения в отдельных регионах, применение гибких форм управления миграционными процессами, развитие системы организованного набора и перемещения рабочей силы из одних регионов в другие в целях обеспечения эффективной занятости населения.
Перейти во всех республиках и областях к разработке развернутых балансов использования трудовых ресурсов.
36. Для повышения качества территориального планирования активно использовать творческий потенциал госпланов союзных и автономных республик, а также плановых органов главных производственно - экономических управлений исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов. Повысить их роль и ответственность за разработку планов развития республиканского и местного хозяйства и социальной сферы, координацию планов всех предприятий (объединений) и организаций, действующих на соответствующей территории, независимо от их ведомственной подчиненности, а также совершенствование управления народным хозяйством республики, региона.
Укрепить аппарат госпланов союзных и автономных республик, а также плановых органов главных производственно - экономических управлений исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов и повысить требования к профессиональному составу их работников.
Сбалансированность плана - незыблемый принцип
социалистического планирования
37. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что последовательная реализация стратегии партии на ускорение социально - экономического развития страны и обеспечение планомерного достижения ее целей выдвигают в качестве неотложной задачи осуществление полной сбалансированности планов на всех уровнях народнохозяйственного планирования.
Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, предприятиям (объединениям) и организациям при разработке планов тесно увязывать программу развития производственной и социальной сферы со всеми видами ресурсов - материальными, трудовыми и финансовыми, обеспечивать необходимую сопряженность мощностей взаимосвязанных видов производств.
Запретить Госплану СССР вносить на рассмотрение Совета Министров СССР проекты несбалансированных планов.
38. Госплану СССР поднять на принципиально новый уровень балансовую работу. Повысить роль народнохозяйственных балансов, отражающих темпы и важнейшие пропорции развития экономики: балансов общественного продукта и национального дохода, финансового и платежного балансов государства, балансов денежных доходов и расходов населения, балансов трудовых ресурсов. Коренным образом улучшить методологию и практику их разработки.
39. Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик усовершенствовать составление материальных балансов как важнейших инструментов обеспечения сбалансированности натурально - вещественных пропорций в развитии экономики в новых условиях планирования и материально - технического снабжения.
Госплану СССР совместно с Госснабом СССР определить виды продукции, балансы и планы распределения которой разрабатываются и утверждаются соответственно Госпланом СССР, Госснабом СССР, министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик. При этом исходить из того, что за Госпланом СССР должно быть сохранено составление балансов и планов распределения лишь по важнейшим видам продукции.
Установить, что ответственность за сбалансированность планов с материальными ресурсами несут органы, на которые возложено утверждение балансов и планов распределения по данному виду продукции.
В связи с переходом на оптовую торговлю средствами производства и развитием прямых хозяйственных связей поручить Госснабу СССР, Госплану СССР с участием Советов Министров союзных республик разработать систему управления и контроля материально - технического обеспечения в народном хозяйстве.
40. Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить к началу тринадцатой пятилетки разработку научно обоснованной системы норм и нормативов расхода важнейших видов сырьевых и топливно - энергетических ресурсов на основе достижений науки и техники и с учетом максимального применения вторичного сырья, деловых отходов и попутных продуктов производства, имея в виду, что в условиях интенсивного развития экономики главным источником удовлетворения дополнительной потребности в материальных ресурсах должна стать экономия за счет их эффективного использования.
41. Существенно улучшить работу по нормированию всех видов материальных ресурсов на предприятиях (в объединениях) и в организациях, увязав ее с усилением заинтересованности трудовых коллективов в ресурсосбережении на основе внедрения принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Исключить случаи разработки технических проектов и постановки на производство новых видов изделий при отсутствии прогрессивных технико - экономических норм расхода сырья и материалов.
Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при разработке долговременных стабильных экономических нормативов, регулирующих хозяйственную деятельность предприятий (объединений) и организаций, а также лимитов на важнейшие виды централизованно распределяемых материально - технических ресурсов максимально учитывать возможности их экономии на основе совершенствования нормирования расходования этих ресурсов.
42. Для повышения уровня сбалансированности экономики, обеспечения стабильности пятилетних планов и создания условий для решения вопросов, возникающих в процессе их выполнения, формировать при разработке пятилетних планов материальные, продовольственные и финансовые резервы, а также страховые фонды. Считать неправомерным укоренившееся представление о резервах как вычете из общественного производства, сдерживающем экономический рост, и рассматривать их как непременное условие эффективного развития народного хозяйства и устойчивого снабжения населения.
Госплану СССР с участием Госснаба СССР и Министерства финансов СССР разработать и представить в 1988 году в Совет Министров СССР предложения о размерах, порядке образования и использования материальных и финансовых резервов, с тем чтобы предусмотреть их в проекте плана на тринадцатую пятилетку.
43. В целях недопущения нарушения сбалансированности и стабильности пятилетних планов в ходе их выполнения установить, что министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик могут вносить в случае необходимости проекты постановлений по развитию отдельных отраслей и регионов в процессе разработки Основных направлений и пятилетних планов экономического и социального развития СССР лишь при условии увязки предлагаемых мероприятий с материальными, финансовыми ресурсами и резервами.
Улучшение планирования внешнеэкономической деятельности
44. Осуществить комплекс мер по кардинальному улучшению планирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с современными требованиями. При разработке государственных планов экономического и социального развития полнее использовать преимущества международного разделения труда, и прежде всего развитие социалистической экономической интеграции. Добиться коренного улучшения структуры экспорта и импорта и повышения эффективности внешнеэкономических связей в целом. Обеспечить в планах первоочередное выделение ресурсов для выполнения международных обязательств, а также использование благоприятных изменений в конъюнктуре мирового рынка.
Госплану СССР перестроить планирование внешнеэкономических связей в соответствии с новыми принципами организации деятельности министерств и предприятий на основе валютной самоокупаемости и самофинансирования.
45. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик повысить роль и эффективность планов координации развития народного хозяйства СССР со странами - членами СЭВ в организации всей внешнеэкономической деятельности, придать этим планам долговременный характер. Предусматривать увеличение внешнеторгового оборота на основе глубокой специализации и кооперирования производства, исходя из экономической политики и Комплексной программы научно - технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года. Всемерно использовать при этом такие новые формы экономического сотрудничества, как широкая кооперация с иностранными предприятиями и фирмами, создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, а также разработку и осуществление крупных совместных целевых научно - технических и производственных программ.
46. Последовательно проводить линию на установление и расширение долговременных взаимовыгодных экономических отношений с капиталистическими и развивающимися странами.
Предусматривать в государственных планах экономического и социального развития СССР экспортные ресурсы, имеющие народнохозяйственное значение, для выполнения внешнеторговых обязательств.
В условиях перевода отраслей народного хозяйства на принципы валютной самоокупаемости и самофинансирования шире развивать торговые и экономические отношения министерств и ведомств, предприятий и объединений с зарубежными фирмами на сбалансированной основе.
Усилить ответственность министерств и ведомств, предприятий (объединений) и организаций за эффективность внешнеторговых операций и выполнение плана по валютной выручке, развитие экспортной базы страны, увеличение поставок высокоэффективной продукции обрабатывающих отраслей, повышение уровня использования импортируемых машин и оборудования.
47. Обеспечить дальнейшее совершенствование планирования внешнеэкономических связей как неотъемлемой части хозяйственной деятельности министерств, предприятий (объединений) и организаций, активно используя при этом долговременные экономические нормативы образования фонда валютных отчислений. Усилить зависимость между результатами экспортно - импортных операций и общей эффективностью работы предприятий (объединений) и организаций и размерами их фондов экономического стимулирования.
Госплану СССР и Госснабу СССР предусматривать в планах и материальных балансах предложения министерств и ведомств, предприятий (объединений) и организаций по экспорту продукции, и прежде всего тех, которым предоставлено право выхода на внешний рынок.
III. О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСПЛАНА СССР
48. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают особую роль и ответственность Госплана СССР в повышении эффективности планового руководства народным хозяйством как единым целым в условиях всесторонней демократизации всей системы производственных отношений и перевода предприятий (объединений) и организаций на принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
Госплан СССР как центральный орган экономического управления несет всю полноту ответственности за обеспечение в планах эффективного и сбалансированного развития единого народнохозяйственного комплекса страны, научно обоснованное формирование общеэкономических, межотраслевых и региональных пропорций, приоритетное решение задач повышения благосостояния народа с целью последовательной реализации курса партии на ускорение социально - экономического развития.
В соответствии с этим Госплан СССР обязан перенести центр тяжести на разработку перспективных планов, решительно отказаться от несвойственных ему функций детальной регламентации и текущего регулирования плановой деятельности министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик; повысить уровень научного анализа и разработки путей решения крупных экономических и научно - технических проблем, определяющих качественные изменения материально - производственной базы народного хозяйства, его структуры и размещения производительных сил; круто повернуть свою деятельность к решению социальных задач на основе глубокой проработки направлений, путей и этапов достижения качественно нового уровня благосостояния советских людей.
49. Считать важнейшим направлением деятельности Госплана СССР работу по перестройке и постоянному совершенствованию хозяйственного механизма, обеспечению взаимной увязки планирования, экономического стимулирования и организационных структур в целях эффективного функционирования всей системы хозяйственного управления.
Последовательно овладевать экономическими методами, совершенствовать организацию планирования и систему показателей, придавая им активный противозатратный характер. Обеспечивать необходимые предпосылки для работы предприятий (объединений) и организаций на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, развития инициативы их трудовых коллективов в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении), создавать условия для всемерной демократизации процесса планирования на всех уровнях управления.
50. В условиях повышения ответственности Госплана СССР за пропорциональное развитие экономики перейти к формированию планов по народнохозяйственным комплексам - машиностроительному, топливно - энергетическому, металлургическому, химико - лесному, агропромышленному, строительному и другим.
Госплану СССР на всех стадиях подготовки проектов государственных планов обеспечить тесное взаимодействие с постоянными органами Совета Министров СССР по руководству народнохозяйственными комплексами с целью повышения эффективности и согласованности развития отраслей, входящих в комплексы, и более полного удовлетворения на этой основе потребностей в конечной продукции комплексов. Сосредоточить особое внимание Госплана СССР на решении принципиальных вопросов, возникающих на стыках развития отдельных комплексов.
51. Повысить роль Госплана СССР в выработке и проведении в жизнь единой политики в области планирования, материально - технического обеспечения, ценообразования, финансов, оплаты труда, денежного обращения, кредита и усилить его роль в координации деятельности всех центральных экономических органов страны.
Для осуществления этой функции образовать Экономический совет во главе с Председателем Госплана СССР, возложив на этот Совет рассмотрение крупных народнохозяйственных проблем, составление комплексных прогнозов перспектив развития экономики, отдельных ее сфер и регионов, выработку согласованных позиций при формировании проектов государственных планов экономического и социального развития и осуществлении мер по совершенствованию хозяйственного механизма.
Включить в состав указанного Совета Председателя Госснаба СССР, Председателя Государственного комитета СССР по науке и технике, Министра финансов СССР, Председателя Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Председателя Государственного комитета СССР по ценам, Председателя Госбанка СССР, Председателя Государственного комитета СССР по статистике.
52. Для повышения научного уровня разработки плановых решений считать необходимым усилить взаимосвязь деятельности Госплана СССР с деятельностью Государственного комитета СССР по науке и технике, научных учреждений Академии наук СССР, министерств и ведомств СССР в целях более полного использования их разработок в плановой практике.
Госплану СССР и Академии наук СССР улучшить организацию научно - исследовательских работ в области планирования, обеспечить повышение научно - теорети

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 n 822 О МЕРАХ ПО КОРЕННОМУ УЛУЧШЕНИЮ ДЕЛА СТАТИСТИКИ В СТРАНЕ  »
Документы СССР »
Читайте также