ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.02.1987 n 190 О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА И ПОВЫШЕНИИ ИХ РОЛИ В УКРЕПЛЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ДОГОВОРНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 1987 г. N 190
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА И ПОВЫШЕНИИ ИХ РОЛИ
В УКРЕПЛЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ДОГОВОРНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Осуществление социально-экономических задач, поставленных XXVII съездом КПСС, активное внедрение и эффективное использование новых методов хозяйствования, расширение самостоятельности, повышение ответственности, инициативы и социалистической предприимчивости предприятий и организаций требуют укрепления законности в хозяйственных отношениях. В этих условиях все более возрастает значение хозяйственных договоров, их безусловного выполнения.
Между тем в ряде отраслей экономики имеется немало фактов нарушения хозрасчетных прав и интересов предприятий и организаций, серьезных недостатков в практике заключения договоров. Большое количество предприятий и организаций все еще не выполняет договорные обязательства. Хозяйственные договоры недостаточно используются для усиления влияния потребителей на формирование планов производства, улучшения качества и технического уровня продукции, расширения ее ассортимента.
Не изжит ведомственный и местнический подход к установлению межотраслевых и межрегиональных хозяйственных связей, а также к урегулированию разногласий при выполнении обязательств, что препятствует созданию обстановки делового сотрудничества между предприятиями и организациями. Нормативные акты министерств и ведомств по вопросам заключения и выполнения хозяйственных договоров нередко противоречат законодательству.
В предупреждении и устранении отмеченных нарушений законности и недостатков важная роль должна принадлежать органам государственного арбитража. Однако они не проявляют еще должной инициативы и настойчивости в этом деле, слабо воздействуют на предприятия и организации в целях выполнения плановых заданий и договорных обязательств, не оказывают заметного влияния на состояние работы по заключению хозяйственных договоров. Неудовлетворительно проводится, особенно в низовом звене, анализ причин невыполнения плановых заданий и договорных обязательств, бесхозяйственности, разбазаривания, порчи, недостач и иных потерь продукции, относимых на издержки производства. Недостаточны деловые связи органов государственного арбитража с трудовыми коллективами предприятий и организаций, а также с правоохранительными и контролирующими органами.
Эффективность работы органов государственного арбитража нередко снижается из-за допускаемых ими фактов медлительности и нарушений законодательства при разрешении хозяйственных споров, что в ряде случаев связано с упущениями в подборе кадров и повышении их квалификации.
Партийные и советские органы еще не уделяют должного внимания деятельности государственных арбитражей, не предъявляют к ним необходимой требовательности, слабо используют арбитраж в качестве важного рычага для улучшения хозяйственной деятельности и усиления борьбы с нарушениями договорной дисциплины.
В целях дальнейшего укрепления законности в хозяйственных отношениях, повышения роли и ответственности органов государственного арбитража в этом деле Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Обязать Государственный арбитраж СССР, его коллегию осуществить перестройку работы органов государственного арбитража в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС, принять необходимые меры по совершенствованию стиля и методов их деятельности, повышению ответственности кадров. Значительно усилить влияние на укрепление законности, плановой и договорной дисциплины в народном хозяйстве. Особое внимание обратить на неукоснительное обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, усиления экономических методов управления и хозяйствования.
Вся деятельность органов государственного арбитража должна быть подчинена всемерному повышению эффективности общественного производства, осуществлению курса партии на ускорение социально-экономического развития страны.
В этих целях органам государственного арбитража:
в полной мере использовать предоставленные им права для обеспечения законности, высокого качества разрешения хозяйственных споров и укрепления договорной дисциплины, не допуская при этом вмешательства в оперативную деятельность министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций;
повышать эффективность предупредительной работы, улучшать ее координацию с работой других правоохранительных и контролирующих органов, добиваясь ликвидации причин и условий, способствующих правонарушениям;
расширять связи с трудовыми коллективами предприятий и организаций для усиления борьбы за безусловное выполнение договорных обязательств и повышения ответственности должностных лиц в этом деле, а также обеспечения должного воспитательного значения рассмотрения арбитражных дел непосредственно на предприятиях и в организациях;
принципиальнее ставить вопросы о привлечении виновных лиц к ответственности за нарушения плановой и договорной дисциплины, за необоснованное доведение споров до арбитража;
улучшать работу по обобщению и анализу материалов арбитражной практики и предупредительной деятельности, по разработке предложений, связанных с совершенствованием правового регулирования хозяйственных отношений;
активнее реагировать на выявляемые государственными арбитражами факты издания ведомственных инструкций и положений по вопросам хозяйственной деятельности, противоречащих законодательству.
2. Признать необходимым преобразовать Государственный арбитраж при Совете Министров СССР в Государственный арбитраж СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик - в государственные арбитражи союзных и автономных республик, государственные арбитражи при исполнительных комитетах краевых, областных, городских Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов - в государственные арбитражи краев, областей, городов, автономных областей и автономных округов.
Расширить полномочия органов государственного арбитража по правовому обеспечению новых условий хозяйствования, укреплению законности и договорной дисциплины, предоставив им дополнительно права:
проверять на предприятиях, в учреждениях и организациях соблюдение требований законодательства по вопросам заключения договоров, выполнения обязательств, применения имущественных санкций за допущенные нарушения и доарбитражного урегулирования хозяйственных споров, а в министерствах и ведомствах - практику организации и руководства этой работой; получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций имеющиеся у них данные установленной отчетности по заключению и выполнению договоров; заслушивать сообщения должностных лиц о мерах по устранению нарушений законодательства в работе по заключению договоров и выполнению обязательств;
давать руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о порядке заключения договоров и доарбитражного урегулирования хозяйственных споров, а также о рассмотрении вопросов привлечения в установленном порядке виновных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный в связи с выявленными государственными арбитражами нарушениями законности в хозяйственной деятельности;
осуществлять проверку работы арбитражей министерств, ведомств, других органов, разрешающих хозяйственные споры, и давать указания по ее совершенствованию; давать арбитражам министерств, ведомств, а также другим органам, разрешающим хозяйственные споры, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений законодательства, допущенных при разрешении хозяйственных споров.
Обязательные предписания органов государственного арбитража подлежат исполнению в 10-дневный срок, с сообщением о результатах соответствующему государственному арбитражу.
Предоставить Государственному арбитражу СССР и государственным арбитражам союзных республик право:
издавать инструктивные указания по вопросам применения законодательства при ведении договорной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях;
совместно с министерствами и ведомствами, осуществляющими функции межотраслевого управления, разрабатывать и издавать указания по вопросам организации работы по заключению хозяйственных договоров.
Внести в Президиум Верховного Совета СССР проект Указа "О внесении изменений и дополнений в законодательство Союза ССР о государственном арбитраже".
3. Установить, что издаваемые министерствами и ведомствами СССР и союзных республик нормативные акты по вопросам заключения и выполнения хозяйственных договоров, обязательные для других министерств и ведомств и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, предварительно согласовываются соответственно с Государственным арбитражем СССР или государственным арбитражем союзной республики.
Разрешить этим арбитражам привлекать по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами специалистов и научных работников к подготовке нормативных актов и отдельных вопросов, связанных с правовым регулированием хозяйственной деятельности.
4. Поручить Государственному арбитражу СССР и Госагропрому СССР совместно с Министерством юстиции СССР, Верховным Судом СССР и Министерством финансов СССР рассмотреть вопрос о передаче споров с участием колхозов, межколхозных и государственно-колхозных предприятий, организаций и их объединений из ведения судов в ведение государственных арбитражей и представить в 6-месячный срок в Совет Министров СССР соответствующие предложения.
5. Государственному арбитражу СССР осуществить комплекс мер по устранению недостатков в работе с кадрами органов государственного арбитража, улучшению их подбора, расстановки и воспитания, усилить требовательность к кадрам за безупречное исполнение служебного долга.
Постоянно повышать квалификацию кадров, совершенствовать их профессиональную подготовку, особенно в области экономики и современных методов управления и хозяйствования. Довести до конца двенадцатой пятилетки переподготовку работников государственного арбитража до 140 человек ежегодно, осуществляя ее на базе Всесоюзного института усовершенствования работников юстиции Министерства юстиции СССР, Всесоюзного института повышения квалификации Госснаба СССР и Института повышения квалификации руководителей высшего звена государственного управления Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР.
Министерству финансов СССР предусматривать ежегодно выделение средств на повышение квалификации и переподготовку работников органов государственного арбитража с условиями материального обеспечения, установленными для юридических кадров пунктом 5 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 декабря 1965 г. N 1061.
6. Сохранить действующий порядок финансирования, утверждения структуры и штатной численности органов государственного арбитража.
7. Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных и городских Советов народных депутатов:
обеспечивать неукоснительное соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями законов в хозяйственной деятельности на своей территории. Усилить деловые связи и взаимодействие между государственными арбитражами и органами хозяйственного руководства в целях укрепления плановой и договорной дисциплины, хозяйственной самостоятельности предприятий, защиты их прав и законных интересов. Шире использовать для этого возможности экономических и юридических служб предприятий, ведомственного и народного контроля;
периодически выносить на обсуждение сессий Советов и их постоянных комиссий отчеты и заслушивать на своих заседаниях сообщения руководителей органов государственного арбитража о состоянии законности в хозяйственных отношениях и проводимой ими работе по ее укреплению, рассматривая деятельность этих органов как важное средство воздействия на повышение эффективности производства;
принимать меры к улучшению материально-технического, транспортного обеспечения и размещения органов государственного арбитража, а также материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания их работников.
8. Министерствам, ведомствам, предприятиям, учреждениям и организациям:
разрабатывать на основе материалов, поступающих от органов государственного арбитража, и осуществлять конкретные мероприятия по усилению борьбы с нарушениями законов об охране социалистической собственности, с бесхозяйственностью и расточительством, выпуском недоброкачественной продукции, приписками, другими нарушениями законности в хозяйственной деятельности, информировать о принимаемых мерах органы государственного арбитража;
принять меры к прекращению необоснованного доведения до арбитража хозяйственных споров, не допускать уклонения хозяйственных руководителей от самостоятельного решения вопросов и проявлений сутяжничества при заключении и выполнении договоров и доарбитражном урегулировании споров.
9. Государственному арбитражу СССР, Прокуратуре СССР, Министерству внутренних дел СССР, Министерству юстиции СССР, Верховному Суду СССР и Комитету народного контроля СССР улучшить координацию и повысить эффективность совместной работы по предупреждению, пресечению и устранению правовыми средствами нарушений плановой и договорной дисциплины, фактов ведомственности и местничества, по усилению охраны социалистической собственности, обеспечению экономии и бережливости, ликвидации потерь, укреплению хозяйственного расчета и законности в деятельности предприятий, учреждений и организаций.
10. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам партии усилить партийное руководство деятельностью органов государственного арбитража, имея в виду, что государственный арбитраж призван, как и другие правоохранительные органы - суд, прокуратура, органы юстиции и внутренних дел, решать важные задачи укрепления социалистической законности, правового обеспечения перестройки и ускорения социально-экономического развития страны.
Повысить требовательность к органам государственного арбитража, их руководителям и партийным организациям за практическое участие в реализации планов партии по совершенствованию хозяйственного механизма, в защите прав и законных интересов предприятий и организаций, предупреждении правонарушений в хозяйственной деятельности. В этих целях осуществлять контроль за ходом перестройки работы государственных арбитражей, уделяя особое внимание вопросам эффективности их влияния на состояние законности в хозяйственных отношениях и договорной дисциплины в народном хозяйстве.
Принять меры к улучшению работы по подбору, расстановке и воспитанию кадров государственного арбитража, укреплению их политически зрелыми, принципиальными, высококвалифицированными специалистами, повышению экономической подготовки государственных арбитров.
Острее реагировать на факты бесхозяйственности и злоупотреблений, проявлений местничества и ведомственности, нарушений договорной дисциплины, других противоправных действий, выявленных органами государственного арбитража, строго спрашивать с хозяйственных руководителей и других должностных лиц, не принимающих своевременных мер к устранению таких нарушений законности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 10.02.1987 n 171 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ  »
Документы СССР »
Читайте также