ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 17.09.1986 n 1115 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ТАРИФНЫХ СТАВОК И ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 1986 г. N 1115
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ТАРИФНЫХ СТАВОК
И ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов отмечают, что реализация задач, поставленных XXVII съездом КПСС по ускорению социально-экономического развития страны, повышению эффективности производства, укреплению социальной справедливости, требует существенного улучшения всей системы материального стимулирования, наведения должного порядка в этом важном деле.
В промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, сельском хозяйстве накоплен определенный положительный опыт стимулирования высокопроизводительного труда, применения прогрессивных форм индивидуальной и коллективной заинтересованности в высоких трудовых достижениях.
Однако действующая система заработной платы во многих отраслях народного хозяйства не отвечает требованиям ускорения научно-технического прогресса, перехода на интенсивные методы хозяйствования, повышения качества продукции и не соответствует современному уровню организации производства и труда. Недостаточно поощряется выполнение сложных и ответственных работ, неоправданно уменьшились различия в оплате труда рабочих и специалистов в зависимости от их квалификации и эффективности работы. Значительное распространение получили выплаты различного рода незаработанных денег и приписки. Система организации и оплаты труда слабо стимулирует выпуск высококачественной продукции.
Применяемые тарифные ставки и должностные оклады существенно устарели. Доля тарифа в заработной плате рабочих составляет в ряде отраслей менее 50 процентов. Премии, надбавки и доплаты во многом утратили стимулирующую роль. Крупные недостатки сохраняются в нормировании труда, работа по его улучшению ведется крайне медленно и не дает необходимых экономических результатов. Привлечение и закрепление кадров на производстве зачастую осуществляются путем завышения оплаты труда и необоснованного предоставления льгот и преимуществ. Заработная плата регулируется множеством нормативных актов, инструкций и положений, слабо увязанных между собой и сковывающих инициативу и самостоятельность предприятий. Недостаточна роль трудовых коллективов в решении вопросов оплаты труда и материального стимулирования.
Все это ведет к снижению заинтересованности рабочих, специалистов и служащих в результатах труда, широкому распространению уравнительности, нерациональному расходованию средств на заработную плату, нарушениям установленных соотношений между темпами прироста производительности труда и средней заработной платы, что в конечном итоге сдерживает повышение эффективности общественного производства.
Министерства и ведомства, партийные, советские и профсоюзные органы, руководители объединений, предприятий и организаций нередко мирятся с таким положением, не дают принципиальной оценки этим негативным явлениям, ослабили контроль за организацией заработной платы, недостаточно заботятся о распространении передового опыта стимулирования труда.
Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
1. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, профсоюзным органам, объединениям, предприятиям и организациям считать совершенствование заработной платы одним из важнейших рычагов обеспечения выполнения поставленной партией задачи по ускорению темпов экономического роста, органической частью нового хозяйственного механизма, полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
Осуществить меры по значительному улучшению организации заработной платы, обеспечив ее прямую связь с результатами труда, ликвидировать уравнительность во всех формах и проявлениях, сделать систему оплаты труда доступной и ясной для понимания каждого работника. Проводить эту работу при непосредственном участии трудящихся, наиболее полно использовать широкие права, предоставленные трудовым коллективам в области оплаты и нормирования труда.
ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, первичным партийным организациям развернуть организаторскую и политико-воспитательную работу по повышению эффективности всей системы материального и морального стимулирования труда на принципиально новой основе. В этих целях сосредоточить усилия трудовых коллективов на мобилизации внутрипроизводственных резервов для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования заработной платы, введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства. Обеспечить систематический и действенный контроль за выполнением этого важнейшего социально-экономического мероприятия двенадцатой пятилетки.
Основные принципы совершенствования
организации заработной платы
2. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям при улучшении всей системы заработной платы обеспечить:
создание необходимых условий для последовательного и повсеместного установления строгой зависимости заработной платы от количества и качества труда, от конечных производственных результатов, усиление контроля за мерой труда и мерой потребления;
расширение прав и повышение ответственности объединений, предприятий и организаций в стимулировании эффективного труда в новых условиях хозяйствования, совершенствования управления, углубления хозяйственного расчета и перехода на принципы самофинансирования на основе широкого внедрения стабильных экономических нормативов;
ориентацию системы морального и материального стимулирования на коренное повышение качества продукции и выполняемых работ, имея в виду достижение высшего мирового уровня. Качество должно являться главным критерием оценки профессиональной подготовленности работников;
рост и совершенствование заработной платы в пределах зарабатываемых трудовыми коллективами средств за счет повышения эффективности производства, рационального использования фондов, направляемых на оплату труда работников;
расширение самостоятельности объединений, предприятий и организаций в расходовании фонда заработной платы и в стимулировании выполнения работ с меньшей численностью персонала;
повышение роли трудовых коллективов в организации эффективной системы материальных и моральных стимулов. Заработанные коллективами средства должны оставаться в их распоряжении и использоваться на материальное поощрение работников в соответствии с трудовым вкладом каждого в общие результаты работы;
усиление заинтересованности рабочих, специалистов и служащих в мобилизации имеющихся резервов, во внедрении передового опыта, в добросовестном, квалифицированном и высокопроизводительном труде; повышение ответственности работников за упущения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины.
Совершенствование организации заработной платы осуществить на основе перестройки тарифной системы, повышения качества нормирования труда, внедрения прогрессивных форм оплаты труда и премирования, усиления связи доплат и надбавок с конкретными достижениями в труде. Намечаемые меры органически увязать с внедрением новых методов хозяйствования и управления, передовой организации труда и производства.
3. Ввести в двенадцатой пятилетке новые повышенные тарифные ставки и должностные оклады работников производственных отраслей народного хозяйства в пределах фонда заработной платы, образованного по утвержденным стабильным нормативам и показателям за произведенную продукцию или выполненный объем работ.
При введении новых ставок и окладов улучшить соотношения в оплате труда по отраслям, категориям и профессиональным группам трудящихся с учетом сложности и условий выполняемых работ. Повысить долю тарифов в среднемесячной заработной плате работников до 70 - 75 процентов. Обеспечить преимущество в оплате труда рабочих и специалистов, непосредственно занятых разработкой, изготовлением и обслуживанием новой, высокопроизводительной техники и технологии.
Утвердить условия оплаты труда, тарифные ставки и должностные оклады работников производственных отраслей согласно Приложениям N 1 - 31.
4. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить в 1987 году повсеместный переход на нормативные методы образования фондов заработной платы в производственных отраслях народного хозяйства. На этой основе укрепить непосредственную связь размеров средств на оплату труда с конечными результатами работы.
Довести стабильные нормативы на двенадцатую пятилетку до министерств и ведомств, а министерствам и ведомствам - до подведомственных объединений, предприятий и организаций, дифференцированные с учетом особенностей производства.
Объединениям, предприятиям и организациям широко применять нормативный метод планирования средств на заработную плату для структурных подразделений, особенно при внедрении внутрипроизводственного хозрасчета и переходе на подрядные принципы работы.
Установленные пятилетним планом на соответствующий год нормативы образования фонда заработной платы изменению не подлежат.
5. Расширить возможности стимулирования выполнения возрастающего объема работ с меньшей численностью персонала. Предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций производственных отраслей по согласованию с профсоюзными комитетами вводить для работников доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) и размеров доплат за счет и в пределах экономии фонда заработной платы, образующейся по тарифным ставкам (должностным окладам) высвобожденных работников.
Совершенствование заработной платы рабочих
6. Осуществить комплекс мер, направленных на улучшение организации заработной платы рабочих, имея в виду:
повысить тарифные ставки рабочих в среднем на 20 - 25 процентов;
усилить заинтересованность рабочих в повышении квалификации, выполнении сложных и ответственных работ при переходе в более высокие тарифные разряды на основе прогрессивного нарастания размеров тарифных ставок. Обоснованно оценивать условия труда и интенсивность выполняемых работ;
обеспечить преимущества в оплате труда рабочих, занятых на особо сложном и уникальном оборудовании, в гибких автоматизированных производствах, и рабочих, обслуживающих агрегаты, машины, механизмы и транспортные средства, позволяющие резко повысить производительность труда, коренным образом улучшить качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, экономить топливно-энергетические и другие материальные ресурсы;
обеспечить единство в оплате труда рабочих одинаковых профессий, выполняющих работы равной сложности в различных отраслях. Установить сквозные условия оплаты труда во всех производственных отраслях для рабочих, занятых в железнодорожных и автотранспортных цехах, на ремонтных, погрузочно-разгрузочных и ряде других работ.
Обязать руководителей объединений, предприятий и организаций осуществить по согласованию с профсоюзными комитетами одновременно с введением новых тарифных ставок и должностных окладов перетарификацию работ и рабочих, установить квалификационные разряды в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, занятых в народном хозяйстве.
7. В целях расширения самостоятельности объединений, предприятий и организаций в оценке условий труда предоставить их руководителям право по согласованию с профсоюзными комитетами вводить с учетом опыта производственного объединения "АвтоВАЗ" для рабочих дифференцированные (по ступеням) доплаты в размере до 12 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и до 24 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Устанавливать доплаты по результатам аттестации рабочих мест и начислять их за время фактической занятости рабочего на таких рабочих местах. При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшать или отменять полностью.
Перечень конкретных работ, рабочих мест и размеры доплат за неблагоприятные условия труда включать в коллективные договоры объединений, предприятий и организаций одновременно с мероприятиями по улучшению условий труда.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС утвердить по представлении соответствующих министерств и ведомств и профсоюзных органов типовые перечни, а министерствам и ведомствам на их основе - согласованные с ЦК профсоюзов отраслевые перечни работ с тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
Предоставить право руководителям объединений и предприятий машиностроения и легкой промышленности по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать рабочим, работающим на конвейерах, поточных и автоматических линиях, дифференцированные (по ступеням) доплаты за интенсивность труда в размере до 12 процентов тарифной ставки.
Общая сумма доплат за условия и интенсивность труда не должна превышать 24 процентов тарифной ставки. Указанные доплаты включать в тарифные ставки при всех расчетах, связанных с оплатой труда.
8. В целях стимулирования повышения профессионального мастерства рабочих и усиления их материальной заинтересованности и ответственности за качество выпускаемой продукции (работ) и выполнение производственных заданий предоставить руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами право:
а) вводить дифференцированные надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство для рабочих III разряда в размере до 12 процентов, IV разряда - до 16 процентов, V разряда - до 20 процентов, VI и более высоких разрядов - до 24 процентов соответствующей тарифной ставки. Надбавки устанавливаются рабочим, стабильно обеспечивающим высокое качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, освоившим новые профессии и смежные функции, и выплачиваются за счет экономии фонда заработной платы.
Не выплачивать указанные надбавки за тот месяц, в котором выявлены случаи брака или снижения качества продукции. При выпуске некачественной продукции, невыполнении плановых (нормированных) заданий, установленных норм трудовых затрат надбавки за профессиональное мастерство отменять полностью;
б) понижать квалификационные разряды (классы и категории) рабочим за грубое нарушение технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготовляемой ими продукции или выполняемых работ, а также восстанавливать их, руководствуясь Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1986 г. N 540 (СП СССР, 1986, N 24, ст. 139).
9. Признать необходимым осуществлять меры по совершенствованию заработной платы одновременно с коренным улучшением организации и нормирования труда. Обеспечить массовое участие рабочих и специалистов в выявлении и мобилизации резервов повышения эффективности производства, лучшем использовании производственных мощностей и трудовых ресурсов на основе опыта объединений, предприятий и организаций Днепропетровской области по аттестации и рационализации рабочих мест. Существенно улучшить нормирование труда как одного из основных источников изыскания средств для повышения ставок и окладов. Считать эту работу одним из важных критериев готовности объединений, предприятий и организаций к введению новых условий оплаты труда.
Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными комитетами:
при повышении тарифных ставок и окладов осуществить повсеместно замену действующих норм на прогрессивные. Новые нормы определять, как правило, на основе межотраслевых и отраслевых нормативов трудовых затрат или единых и типовых норм;
провести меры по совершенствованию организации производства, обеспечению ритмичности выпуска продукции и выполняемых работ, улучшению материально-технического снабжения, создать на каждом рабочем месте необходимые условия для высокопроизводительного труда, успешного выполнения прогрессивных норм;
осуществлять совершенствование нормирования труда с широким привлечением технических, экономических и социологических служб и при непосредственном участии трудовых коллективов.
Усилить ответственность министерств и ведомств за состояние нормирования труда в отрасли, повысить их организующую роль во внедрении прогрессивных норм. Обеспечить расширение нормативно исследовательских работ по труду и улучшение их качества, укрепление служб нормирования, ускорение распространения передового опыта по научной организации и нормированию труда. Установить систематический контроль за состоянием нормирования труда в подведомственных объединениях, предприятиях и организациях.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Госстрою СССР совместно с ВЦСПС, министерствам и ведомствам с участием соответствующих профсоюзных органов обеспечить в 1986 - 1987 годах разработку и пересмотр межотраслевых и отраслевых нормативов по труду с учетом совершенствования техники, технологии, организации производства и труда.
10. В целях создания необходимых условий для систематического повышения уровня нормирования труда предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами:
устанавливать рабочим при переходе на работу по нормам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и другим прогрессивным нормативам по труду и по утвержденным в централизованном порядке укрупненным и комплексным нормам, повышенные до 20 процентов сдельные расценки за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости продукции (работ) в результате пересмотра норм выработки (времени);
применять для рабочих-повременщиков при переходе на работу по нормированным заданиям, установленным исходя из технически обоснованных норм и нормативов по труду, повышенные до 10 процентов тарифные ставки в пределах экономии фонда оплаты по тарифным ставкам, полученной при высвобождении рабочих;
выплачивать за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости продукции (работ) в результате пересмотра норм и нормативов трудовых затрат, рабочим, проявившим инициативу в их пересмотре, единовременное вознаграждение из расчета полученной экономии за период до 6 месяцев, а при замене норм на основе проведения организационно-технических мероприятий устанавливать рабочим на время освоения ими новых норм дополнительную оплату, но не более 6 месяцев.
Полученная экономия может быть также использована на единовременное премирование мастеров, технологов, работников по нормированию труда и других специалистов, принимавших непосредственное участие в разработке и внедрении новых нормативов трудовых затрат, подготовке и проведении соответствующих организационно-технических мероприятий.
11. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям обеспечить развитие наиболее эффективных коллективных форм организации и стимулирования труда, прежде всего бригадного хозрасчета и коллективного подряда, превратив их к концу двенадцатой пятилетки в основную форму организации труда. Широко практиковать распределение коллективного заработка в бригадах с учетом коэффициента трудового участия.
Предоставить право руководителям министерств, ведомств, объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными органами и с участием трудовых коллективов распространять подрядные принципы хозяйствования на объединения, предприятия, участки, цехи, фермы, строительные организации и другие аналогичные подразделения.
Обеспечить усиление заинтересованности бригадиров в улучшении производственной деятельности возглавляемых ими бригад, укрупнении бригад и переводе их на хозяйственный расчет и коллективный подряд. Устанавливать бригадирам доплаты за руководство бригадой с учетом конкретных показателей работы и выплачивать их только при условии выполнения производственных заданий и высоком качестве выпускаемой продукции (работ).
Совершенствование заработной платы руководителей,
специалистов и служащих
12. Считать необходимым повысить общественное признание и престижность инженерного труда, поднять роль и авторитет мастеров, конструкторов и технологов, усилить материальное стимулирование труда руководителей, специалистов и служащих для обеспечения их творческого отношения к работе. В этих целях:
увеличить должностные оклады руководителям, специалистам и служащим в среднем на 30 - 35 процентов;
установить более дифференцированную оплату труда руководителей, специалистов и служащих в зависимости от качества, эффективности труда и конечных результатов их работы;
усилить заинтересованность инженеров и других специалистов в повышении квалификации, выполнении сложных и ответственных работ. Ввести для инженеров квалификационные категории (инженер, инженеры I и II категорий, ведущий инженер) и соответствующие категории для других специалистов. Увеличить диапазон между минимальными и максимальными размерами окладов по каждой должности и квалификационной категории;
предусмотреть преимущества по уровню должностных окладов для конструкторов, технологов и других специалистов, непосредственно связанных с разработкой и внедрением в производство новой техники и технологии, в пределах их фонда заработной платы, исчисленного по стабильным нормативам;
обеспечить единство в оплате труда служащих производственных отраслей, ввести для них общую схему должностных окладов.
Разрешить руководителям объединений, предприятий и организаций устанавливать должностные оклады руководителям подразделений, специалистам и служащим без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношений их численности в пределах фонда заработной платы, определяемого по стабильным нормативам раздельно для конструкторов, технологов, научных работников и для других специалистов и служащих.
13. Усилить требовательность к качеству работы руководителей, специалистов и служащих и их ответственность за порученное дело.
Проводить систематически, не реже одного раза в три года, аттестацию руководителей производственных подразделений и служб, специалистов и служащих. По результатам аттестации руководителям объединений, предприятий и организаций принимать решения о повышении (понижении) в должности, в классном звании и квалификационной категории работников, повышении или понижении им должностного оклада в пределах максимальных и минимальных размеров по соответствующей должности, об установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, а в необходимых случаях - об освобождении от занимаемой должности.
В период между аттестациями указанные изменения при улучшении производственных показателей, высоком качестве и своевременном выполнении порученных работ или в случаях ухудшения показателей работы, нарушений трудовой и производственной дисциплины производятся руководителем объединения, предприятия, организации. При этом решения о понижении должностного оклада, снижении классного звания и квалификационной категории или об освобождении работника от занимаемой должности принимаются только с учетом мнения аттестационной комиссии.
При введении новых условий оплаты труда провести внеочередную аттестацию руководителей, специалистов и служащих и установить им должностные обязанности исходя из требований квалификационного справочника должностей указанных работников, а также привести должностные наименования этих работников в соответствие с выполняемой работой и схемами должностных окладов, утвержденными настоящим Постановлением.
14. Предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами:
устанавливать мастерам, начальникам участков и цехов, другим специалистам и служащим при их постоянной занятости (не менее 50 процентов рабочего времени) на участках, в цехах и на производствах, где более половины рабочих получает доплаты за вредные условия труда, аналогичные доплаты в размере до 12 процентов, а при особо вредных условиях труда - до 24 процентов должностного оклада. Конкретный размер доплат определяется исходя из аттестации рабочего места указанных работников по условиям труда и с учетом размеров доплат, установленных рабочим на данном участке, в цехе, производстве;
вводить для руководителей подразделений, специалистов и служащих надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы на срок ее проведения. Отменить ранее действовавшие надбавки за высокую квалификацию. Надбавки за высокие достижения в труде и выполнение особо важных работ устанавливать в размере до 50 процентов должностного оклада за счет и в пределах экономии по фонду заработной платы соответствующей категории работников. При ухудшении показателей работы, и прежде всего снижении качества выпускаемой продукции, надбавки уменьшаются или отменяются полностью. В строительстве надбавки за высокие достижения в труде устанавливаются в тех же размерах и в порядке, предусмотренном пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 января 1985 г. N 87 (СП СССР, 1985, N 12, ст. 48).
15. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам пересмотреть совместно с ВЦСПС показатели для отнесения объединений, предприятий и организаций к группам по оплате труда руководящих работников, нацелив их на повышение технического уровня и качества продукции, выпуск ее на уровне или выше мировых достижений, увеличение объемов производства и выполняемых работ, рост производительности труда и снижение себестоимости продукции, исключив из показателей численность работников. Одновременно сократить количество этих групп.
Установить, что при превышении показателей, утвержденных для объединений, предприятий и организаций (их производственных единиц и цехов) первой группы по оплате труда, не менее чем в два раза, должностные оклады руководящих работников (оклады которых зависят от групп по оплате труда), предусмотренные настоящим Постановлением, повышаются на 15 процентов.
Предоставить право министрам и руководителям ведомств при систематическом невыполнении объединениями, предприятиями и организациями основных плановых заданий и выпуске продукции низкого качества временно переводить руководящих работников объединений, предприятий и организаций по оплате труда на одну группу ниже.
16. Разрешить руководителям объединений, предприятий и организаций вводить по согласованию с профсоюзными комитетами для специалистов и служащих сдельную, аккордную и другие прогрессивные формы оплаты труда в пределах их фонда заработной платы при наличии утвержденных в установленном порядке норм трудовых затрат.
Применять там, где это целесообразно, для повышения эффективности труда специалистов и служащих, прежде всего конструкторов и технологов, бригадную форму организации и стимулирования труда с распределением коллективного заработка в зависимости от личного трудового вклада.
Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными комитетами принять меры к значительному улучшению нормирования труда специалистов и служащих. Осуществить разработку и внедрение нормативов численности, норм обслуживания и других нормативов по труду этих категорий работников. Пересмотреть действующие в объединениях, на предприятиях и в организациях структуры управления, обеспечив их упрощение и сокращение штатов. Добиться существенного удешевления аппарата управления и повышения эффективности его деятельности.
Об усилении стимулирующей роли премий
17. Считать необходимым ввести с 1 января 1987 г. новую систему премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих производственных отраслей. При этом:
поднять стимулирующую роль премий в выполнении планов и договорных обязательств по поставкам продукции (перевозке грузов), в повышении технического уровня и качества продукции (работ), росте производительности труда, снижении себестоимости продукции (работ, перевозки грузов), экономии всех видов материальных ресурсов;
обеспечить непосредственную связь премий с трудовыми результатами каждого работника и коллективов бригад и подразделений;
перейти к начислению премий, как правило, коллективу бригады, структурного подразделения (участка, цеха, отдела) в целом;
не премировать коллективы и отдельных работников, виновных в ухудшении качества выпускаемой продукции (работ), нарушении технологической дисциплины, несоблюдении стандартов и технических условий, поступлении рекламаций или возврате недоброкачественной продукции, невыполнении договоров поставки и других производственных упущениях.
18. Предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами:
самостоятельно утверждать положения о премировании работников за основные результаты хозяйственной деятельности по следующим группам: рабочих; конструкторов, технологов и научных работников; работников службы технического контроля; других руководящих работников, специалистов и служащих. Премирование осуществлять исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед соответствующими подразделениями. При этом премирование работников службы технического контроля поставить в зависимость только от показателей качества продукции (работ);
создавать единый фонд материального поощрения, объединяя в нем все средства по специальным системам премирования, самостоятельно определять размеры, порядок и сроки выплаты специальных премий.
19. Признать необходимым премировать коллективы бригад и отдельных рабочих в первую очередь за выполнение производственных (нормированных) заданий, установленных исходя из планов участков и цехов, рост производительности труда, улучшение качества продукции (работ), освоение новой техники и технологии, сбережение всех видов ресурсов.
Установить, что размеры премий, выплачиваемых из фонда заработной платы рабочим и коллективам бригад, не могут превышать 40 процентов их сдельного заработка (тарифной ставки) в расчете на месяц. Премии членам бригад в пределах общей начисленной суммы определяются дифференцированно, в соответствии с личным вкладом в общие результаты работы, и максимальными размерами не ограничиваются.
Сохранить более высокие максимальные размеры премий, установленные решениями Правительства СССР, для рабочих отдельных профессий и отраслей.
Премии рабочим и коллективам бригад из единого фонда материального поощрения максимальными размерами не ограничиваются.
20. Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными комитетами обеспечивать при премировании руководящих работников структурных подразделений, специалистов и служащих повышение их заинтересованности в достижении высоких конечных результатов работы, более интенсивном использовании производственного потенциала, ускорении внедрения достижений науки и техники, росте производительности труда, выпуске высококачественной продукции, снижении себестоимости и соблюдении ритмичности производства.
Премирование коллективов специалистов и служащих производственных подразделений осуществлять исходя из конкретных задач, стоящих перед ними, по показателям, определяемым руководителем объединения, предприятия, организации по согласованию с профсоюзным комитетом. Показатели премирования коллективов функциональных подразделений тесно увязывать с конечными результатами хозяйственной деятельности объединения, предприятия, организации в целом.
21. Усилить роль премий в стимулировании труда конструкторов, технологов и научных работников в ускорении научно-технического прогресса.
Считать целесообразным осуществлять премирование этих работников прежде всего за разработку и внедрение новой техники, прогрессивных технологий и материалов, соответствующих мировым достижениям или превышающих их, за повышение качества и надежности выпускаемой продукции.
22. Установить следующие максимальные размеры премий руководящих работников (руководителя, его заместителей, главного инженера, главного экономиста, главного бухгалтера, начальника планово-экономического отдела) объединений, предприятий и организаций:
в промышленности: за 100-процентное выполнение объема реализации продукции по договорам (в том числе на экспорт) и основных показателей эффективности производства - 0,75 должностного оклада в расчете на месяц. За выполнение установленных заданий по ускорению научно-технического прогресса, плановых заданий по экспорту продукции, вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства, производству товаров народного потребления, оказанию платных услуг населению и другим специальным системам премирования - 2,6 месячного оклада в год;
в строительстве: за своевременный и качественный ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства и другие основные результаты хозяйственной деятельности - 0,75 должностного оклада в расчете на месяц, в том числе 65 процентов из этой суммы за ввод мощностей и объектов строительства. За выполнение установленных заданий по ускорению научно-технического прогресса, производству товаров народного потребления, оказанию платных услуг населению и другим специальным системам премирования - 2,6 месячного должностного оклада в год;
на железнодорожном транспорте: за выполнение плана по объему перевозки грузов в соответствии с установленной номенклатурой и основных плановых показателей повышения эффективности перевозки грузов - 0,75 должностного оклада в расчете на месяц. За выполнение установленных заданий по ускорению научно-технического прогресса, вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства, производству товаров народного потребления, оказанию платных услуг населению и другим специальным системам премирования - 2,6 месячного должностного оклада в год;
в сельском хозяйстве: сохранить показатели и размеры премирования, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 апреля 1970 г. N 227 и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1986 г. N 358 (СП СССР, 1986, N 17, ст. 90).
Сохранить более высокие максимальные размеры премий, установленные решениями Правительства СССР, для работников отдельных отраслей за основные результаты хозяйственной деятельности.
Премирование руководящих работников за основные результаты хозяйственной деятельности производить помесячно или поквартально, а по специальным системам премирования - поквартально или по полугодиям. Конкретные показатели, размеры и сроки премирования указанных работников устанавливаются ежегодно министерствами и ведомствами СССР и союзных республик по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, исходя из задач, стоящих перед отраслями. При этом премии руководящим работникам объединений и предприятий промышленности за выполнение объема реализации продукции по договорам устанавливаются в размерах не менее 50 процентов общей суммы премий за основные результаты хозяйственной деятельности.
Для коллективов или отдельных специалистов и служащих премии за основные результаты хозяйственной деятельности, а также по специальным системам премирования в пределах указанных максимальных размеров устанавливаются руководителем объединения, предприятия и организации по согласованию с профсоюзным комитетом. При начислении премиальной суммы коллективу работников в целом премии конкретным специалистам и служащим определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются.
Возложить персональную ответственность за соблюдение предельных размеров премий на министров, руководителей ведомств, объединений, предприятий и организаций и на главных бухгалтеров.
23. Установить, что премия руководящим работникам объединений и предприятий промышленности за выполнение объема реализации продукции по договорам выплачивается лишь при 100-процентном его выполнении. При невыполнении объема реализации продукции по договорам 50 процентов премий, начисленных за другие основные показатели, резервируется и выплачивается при условии восполнения недопоставок продукции до конца текущего года.
Министерствам и ведомствам СССР и союзных республик совместно с соответствующими профсоюзными органами предусмотреть в других производственных отраслях аналогичный порядок выплаты премий за основные результаты хозяйственной деятельности.
24. Установить, что при перерасходе фонда заработной платы по объединению, предприятию, организации, цеху, участку или другому структурному подразделению премии соответствующих руководящих работников, специалистов и служащих, а также конструкторов, технологов и научных работников за основные результаты хозяйственной деятельности резервируются на сумму допущенного перерасхода фонда. При восполнении в последующие периоды календарного года перерасхода фонда заработной платы зарезервированные суммы премий выплачиваются в полном размере.
25. Премии по итогам всесоюзного и республиканского социалистического соревнования для одного руководящего работника объединения, предприятия, организации промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства и других производственных отраслей народного хозяйства выплачиваются сверх максимальных размеров премий, предусмотренных пунктом 22 настоящего Постановления, но не могут превышать 1,4 месячного должностного оклада в год.
Сверх установленных максимальных размеров премий выплачиваются Ленинские премии, Государственные премии СССР и союзных республик, премии Совета Министров СССР, другие единовременные премии, которые устанавливаются и выплачиваются с разрешения Совета Министров СССР, премии государственных и общественных организаций СССР и союзных республик.
Порядок введения новых тарифных ставок
и должностных окладов
26. Руководителям министерств и ведомств, объединений, предприятий и организаций, партийным, советским и профсоюзным органам учитывать, что совершенствование организации заработной платы и введение новых условий оплаты труда осуществляются в период коренной перестройки экономики, перевода предприятий на новые методы хозяйствования и самофинансирования, когда средства на повышение оплаты труда должны быть заработаны самими трудовыми коллективами.
Направлять на повышение тарифных ставок и должностных окладов всю экономию фонда заработной платы, включая экономию, полученную за счет уменьшения численности персонала, совершенствования структуры заработной платы, пересмотра норм выработки и других норм трудовых затрат, премиальных выплат, надбавок и доплат. Кроме того, в отдельных случаях, с согласия трудовых коллективов, в год перевода на новые условия оплаты труда на эти цели может быть направлена часть средств фонда материального поощрения. В последующие годы базовый фонд материального поощрения уменьшается на сумму, использованную в год перевода на указанные цели, и соответственно увеличивается базовый фонд заработной платы.
27. Установить, что экономия фонда заработной платы, полученная министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями за счет ликвидации излишних звеньев управления, укрупнения предприятий, организаций и их структурных подразделений, а также осуществления других мероприятий по сокращению численности работников аппарата управления, изъятию не подлежит и может быть полностью направлена на повышение тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с настоящим Постановлением.
28. Признать необходимым образовать в министерствах, ведомствах, объединениях, предприятиях и организациях комиссии по переводу на новые условия оплаты труда. Ответственность за совершенствование организации заработной платы и введение новых условий оплаты труда возложить лично на министров, руководителей ведомств, объединений, предприятий и организаций.
Объединениям, предприятиям и организациям в обстановке широкой гласности провести необходимую подготовительную работу по мобилизации внутренних резервов, разработать с участием трудовых коллективов графики перевода на новые условия оплаты труда. Переход на новые ставки и оклады может осуществляться одновременно в целом по объединению, предприятию, организации или по отдельным структурным подразделениям, а также по категориям и профессиям работников по мере накопления необходимых средств. Во всех случаях новые должностные оклады для руководящих и других работников аппарата управления в объединениях, предприятиях, организациях вводятся после повышения тарифных ставок и должностных окладов других работников.
Разработанные объединениями, предприятиями и организациями графики перевода на новые условия оплаты труда вместе с необходимыми расчетами и обоснованиями и данными о высвобождаемой численности работников представляются в соответствующие министерства и ведомства.
Министерствам и ведомствам по согласованию с профсоюзными органами разрешать подведомственным объединениям, предприятиям и организациям введение новых условий оплаты труда после всесторонней проверки готовности к осуществлению этого мероприятия. Разработать графики введения новых условий оплаты труда по отрасли в целом, оказывать объединениям, предприятиям, организациям практическую помощь, осуществлять постоянный контроль за проведением этого мероприятия.
В период введения новых тарифных ставок и должностных окладов объединениям, предприятиям и организациям осуществить необходимые меры, гарантирующие от перерасхода фонда заработной платы, обеспечить опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы.
29. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям проявлять всестороннюю заботу о переобучении и трудоустройстве высвобождаемых работников. Обеспечивать прежде всего перераспределение этих работников внутри предприятий для организации работы во вторую и третью смены, для осуществления реконструкции и расширения производства. Проводить меры по внутриотраслевому их перераспределению в порядке перевода для комплектования кадрами вновь вводимых в действие предприятий и объектов.
Предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций сохранять за высвобождаемыми работниками среднюю заработную плату по последнему месту работы при обучении и повышении квалификации с отрывом от производства и доплачивать разницу до среднего заработка рабочим, проходящим переподготовку без отрыва от производства, на весь период обучения. Направление на обучение осуществляется с согласия работников после заключения трудового договора на новом месте работы.
Обязать Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов обеспечивать трудоустройство работников, высвобождаемых из объединений, предприятий, организаций в связи с проведением мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением, возложив указанную работу на органы по труду. В связи с этим создать хозрасчетные бюро по трудоустройству населения в тех местностях, где они отсутствуют в настоящее время, улучшить их материально-техническую базу.
30. В тех случаях, когда вводимые для работников в соответствии с настоящим Постановлением ставки и оклады с учетом коэффициентов, надбавок и льгот оказываются ниже действующих ставок и окладов с учетом коэффициентов, надбавок и льгот, этим работникам за время их работы в данном объединении, предприятии, организации в той же или высшей должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате (с учетом льгот).
31. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и ЦСУ СССР ежегодно представлять Совету Министров СССР доклады о ходе и результатах осуществления мер, предусмотренных настоящим Постановлением.
32. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС:
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и утвердить нормативные акты согласно прилагаемому перечню;
проводить необходимую организаторскую и методическую работу с министерствами и ведомствами, трудовыми коллективами объединений, предприятий и организаций по реализации мероприятий, связанных с совершенствованием оплаты труда и введением новых ставок и окладов. Давать в необходимых случаях министерствам и ведомствам разъяснения, связанные с применением настоящего Постановления.
33. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством юстиции СССР, Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС представить в 3-месячный срок в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.
34 - 36. Секретно.
37. Сов. секретно.
* * *
Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС выражают уверенность в том, что трудовые коллективы объединений, предприятий, организаций четко и организованно на высоком политическом уровне осуществят меры по совершенствованию заработной платы, введению новых условий оплаты труда и обеспечат на этой основе ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, всемерное развитие трудовой и творческой активности трудящихся в реализации решений XXVII съезда КПСС по социально-экономическому развитию страны.
Секретарь
Центрального Комитета КПСС
М.ГОРБАЧЕВ
Председатель
Совета Министров СССР
Н.РЫЖКОВ
Председатель ВЦСПС
С.ШАЛАЕВ



Приложение N 1
к Постановлению ЦК КПСС,
Совета Министров СССР и ВЦСПС
от 17 сентября 1986 г. N 1115
УСЛОВИЯ
ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
1. Руководители объединений, предприятий и организаций могут по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать бригадирам из числа рабочих, не освобожденным от основной работы, доплаты за руководство бригадой с численностью рабочих до 10 человек в размере не более 20 рублей, свыше 10 человек - 30 рублей и свыше 25 человек - не более 50 рублей в месяц. В бригадах, переведенных на хозяйственный расчет (подряд), указанные доплаты при численности рабочих до 15 человек не могут превышать 40 рублей, а свыше 15 человек - 50 рублей в месяц. Звеньевым доплаты за руководство звеном при численности более 5 человек устанавливаются в размере 50 процентов соответствующей доплаты бригадиру. В тех случаях, когда бригаду возглавляет специалист (мастер или начальник участка), ему доплата за руководство бригадой не устанавливается, а доплата звеньевому за руководство звеном устанавливается в размере до 30 рублей в месяц. Доплаты за руководство бригадой и звеном выплачиваются только при условии выполнения бригадами (звеньями) установленных производственных заданий и высоком качестве продукции (работ).
В угольной (сланцевой) промышленности и шахтном строительстве доплаты бригадирам и звеньевым из числа рабочих устанавливаются в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 11 декабря 1981 г. N 1160.
При переводе на подряд крупных структурных подразделений (участков, цехов, ферм, строительных организаций) их руководителям специальная доплата за руководство этим коллективом не устанавливается.
2. Руководители объединений, предприятий и организаций могут по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать рабочим, мастерам, начальникам участков, специалистам и служащим доплаты за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника. Доплаты вводятся за счет и в пределах экономии фонда заработной платы и не могут превышать 50 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, независимо от числа лиц, которым они устанавливаются.
Доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих руководителей их штатным заместителям не производятся.
3. Сдельные расценки для рабочих-многостаночников при переходе их на обслуживание станков, машин, агрегатов и аппаратов сверх отраслевых норм могут оставаться неизменными и устанавливаются в зависимости от степени использования рабочего времени и оборудования, сложности и условий труда.
4. Для работников производственных подразделений (цехов), выпускающих законченную продукцию или выполняющих работы (услуги), несвойственные основному профилю деятельности объединения, предприятия, организации (транспортные цехи, участки связи, типографии и т.п.), новые тарифные ставки и должностные оклады вводятся в размерах, предусмотренных настоящим Постановлением для работников предприятий и организаций тех отраслей, к которым относятся эти подразделения (цехи) по характеру производства.
В строительстве в таком же порядке производится оплата труда рабочих цехов и предприятий по производству сборных конструкций и деталей, входящих в состав домостроительных и сельских строительных комбинатов, находящихся на строительном балансе.
5. Оплата труда рабочих пусконаладочных организаций (за исключением входящих в состав подрядных строительно-монтажных трестов, производственных строительно-монтажных объединений, территориальных главных управлений строительства) производится по тарифным ставкам, предусмотренным таблицей 1 Приложения N 30 к настоящему Постановлению.
Оплата труда рабочих пуско- и монтажно-наладочных организаций в составе подрядных строительно-монтажных трестов и производственных строительно-монтажных объединений производится по условиям, предусмотренным для рабочих строительных организаций согласно таблице 1 Приложения N 27 к настоящему Постановлению.
6. Должностные оклады руководящих и научных работников научно-исследовательских учреждений, конструкторских и технологических организаций, входящих в состав объединений промышленности, устанавливаются в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462. Должностные оклады конструкторам и технологам этих учреждений и организаций вводятся в размерах, предусмотренных настоящим Постановлением для предприятий соответствующих отраслей.
Тарифные ставки и должностные оклады всем работникам, включая конструкторов и технологов, опытных (экспериментальных) производств, цехов, мастерских, участков и установок, входящих в состав указанных учреждений и организаций, а также учреждений и организаций Академии наук СССР и академий наук союзных республик, вводятся в размерах и на условиях, предусмотренных настоящим Постановлением для соответствующих отраслей народного хозяйства.
Впредь до введения новых условий оплаты труда в организациях науки и научного обслуживания руководители объединений промышленности по согласованию с профсоюзными комитетами могут повышать специалистам входящих в их состав научно-исследовательских учреждений, конструкторских и технологических организаций, должности которых не предусмотрены Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, действующие должностные оклады до 10 процентов за счет и в пределах экономии фонда заработной платы этих учреждений и организаций и части средств фонда материального поощрения, находящегося в распоряжении объединения.
7. Должностные оклады заместителям руководителей, главным бухгалтерам и заместителям главных инженеров устанавливаются на 10 - 30 процентов, а помощникам руководителей - на 30 - 40 процентов ниже оклада соответствующего руководителя, если они не приведены в схемах должностных окладов, утвержденных настоящим Постановлением.
8. Должностные оклады начальников первых отделов производственных объединений, предприятий и организаций при их непосредственном подчинении руководителю объединения (предприятия, организации) устанавливаются на уровне окладов начальников отделов кадров.
9. Руководители объединений, предприятий и организаций имеют право по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать за счет и в пределах планового фонда заработной платы отдельным высококвалифицированным рабочим, занятым на особо важных и ответственных работах, месячные оклады взамен тарифных ставок в следующих размерах:
до 350 рублей - в угольной, сланцевой и горнорудной промышленности, включая горно-капитальные работы;
до 300 рублей - в черной и цветной металлургии, речном, морском и рыбном флоте (для плавсостава);
до 250 рублей - в машиностроении и металлообработке, электроэнергетической и полиграфической промышленности, других добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте и в связи;
до 230 рублей - в текстильной, легкой, пищевой промышленности, других производственных отраслях.
10. Должностные оклады мастеров (старших мастеров) и контрольных мастеров (старших контрольных мастеров), которым в установленном порядке присваивается звание "Мастер II класса" и "Мастер I класса", повышаются соответственно на 10 и 20 процентов.
11. Руководители строящихся предприятий и организаций (оклады которых зависят от группы по оплате труда) оплачиваются по должностным окладам, предусмотренным для предприятий и организаций соответствующей отрасли, с понижением на одну-две группы против определенной по утвержденным показателям.
В отдельных случаях, когда ведется одновременно строительство нескольких объектов или предприятие одновременно с продолжающимся строительством производит частичный выпуск продукции важнейшей номенклатуры, министерства и ведомства по согласованию с Госкомтрудом СССР могут устанавливать группу по оплате труда руководителей таких предприятий исходя из их проектных показателей.
12. В отраслях, в которых в соответствии с Приложениями к настоящему Постановлению рабочие оплачиваются по тарифным ставкам, предусмотренным для работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, доплаты за условия труда не устанавливаются.
13. Должностные оклады, предусмотренные таблицами соответствующих Приложений к настоящему Постановлению для мастеров, руководителей участков и цехов, непосредственно руководящих работой инвалидов по зрению и слуху, могут повышаться руководителями объединений, предприятий и организаций до 12 процентов.
14. В тех случаях, когда в отдельных объединениях, на предприятиях, в организациях в силу производственной необходимости вводится должность переводчика иностранного языка, должностной оклад и другие условия оплаты труда ему устанавливаются применительно к условиям оплаты труда юрисконсультов и других аналогичных специалистов.
15. Установить, что на автомобильном, морском, речном и воздушном транспорте, в связи, водном и лесном хозяйстве, геологоразведочных, топографо-геодезических и других предприятиях и организациях максимальные размеры премий и показатели премирования руководящих работников объединений, предприятий и организаций устанавливаются министерствами и ведомствами совместно с соответствующими профсоюзными органами и по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС применительно к порядку, предусмотренному пунктом 22 настоящего Постановления.
16. Размеры премий (в том числе максимальные) работников объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства (за основные результаты хозяйственной деятельности) определяются с учетом доплат и надбавок, выплачиваемых в установленном порядке. Перечень доплат и надбавок, на которые начисляются премии, утверждается Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.
17. Руководители объединений, предприятий и организаций имеют право по согласованию с профсоюзными комитетами:
определять конкретные виды материальных ресурсов, за экономию которых могут выплачиваться премии;
направлять на выплату премий за экономию материальных ресурсов до 50 процентов, а топливно-энергетических - до 75 процентов суммы экономии указанных ресурсов (если по отдельным видам ресурсов решениями Правительства СССР не установлены более высокие размеры);
вводить при премировании за экономию материальных ресурсов суммированный учет расхода (экономии и перерасхода) всех видов ресурсов, используемых производственной бригадой, коллективом участка, цеха.
Премии за экономию конкретных видов материальных ресурсов выплачиваются работникам на основе лицевых счетов экономии, исходя из вклада конкретных работников в дело ресурсосбережения, и максимальными размерами не ограничиваются.
18. Другие действующие условия оплаты труда работников производственных отраслей, не вытекающие из настоящего Постановления, продолжают применяться в установленном для них порядке.
19. Условия оплаты труда работников отдельных предприятий, организаций и структурных подразделений производственных отраслей, не предусмотренные настоящим Постановлением, устанавливаются Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик применительно к условиям оплаты труда, введенным настоящим Постановлением для аналогичных предприятий, организаций, структурных подразделений и категорий работников.
20. Условия оплаты труда работников подразделений непроизводственных отраслей, входящих в состав объединений, предприятий и организаций, не предусмотренные настоящим Постановлением, впредь до введения новых тарифных ставок и должностных окладов в этих отраслях народного хозяйства остаются без изменения.



Приложение N 2
к Постановлению ЦК КПСС,
Совета Министров СССР и ВЦСПС
от 17 сентября 1986 г. N 1115
УСЛОВИЯ
ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ
И МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Установить тарифные ставки и должностные оклады работников производственных объединений и предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности согласно таблицам 1 - 6 настоящего Приложения.
2. На предприятиях машиностроительной промышленности на работах с повышенной интенсивностью использования рабочего времени (на конвейерах, поточных и автоматических линиях и т.п.) при условии занятости рабочего активным трудом (в цикле, такте, смене), равным или превышающим нормативное значение показателя занятости, могут устанавливаться доплаты к тарифным ставкам в размере до 12 процентов. Нормативные отраслевые значения показателя занятости (коэффициента занятости - Кз) по видам производств определяются и устанавливаются министерствами и ЦК профсоюзов по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.
3. В производственных объединениях (на предприятиях) I - III групп машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности при значительных объемах металлургических и сварочных работ в общем объеме производства должностные оклады главным металлургам и главным сварщикам могут устанавливаться на уровне должностных окладов главных технологов.
4. Для руководителей, специалистов и служащих производственных объединений и предприятий, выпускающих сложные и ответственные металлические конструкции и изделия, могут применяться должностные оклады, предусмотренные таблицей 3 настоящего Приложения. Перечень таких объединений и предприятий определяется министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик совместно с соответствующими профсоюзными органами и по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.
5. Специализированные предприятия по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, подразделяются (независимо от группы) на I и II категории в зависимости от уровня качества ремонта и технического обслуживания.
Таблица 1 Приложения N 2
к Постановлению ЦК КПСС,
Совета Министров СССР и ВЦСПС
от 17 сентября 1986 г. N 1115
ЧАСОВЫЕ ТАРИФНЫЕ СТАВКИ
ДЛЯ РАБОЧИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
И ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ
(в копейках)
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ ¦ Разряды ¦
¦ +---T---T---T---T---T---T---T----+
¦ ¦ I ¦ II¦III¦ IV¦ V ¦ VI¦VII¦VIII¦
+-------------------------------+---+---+---+---+---+---+---+----+
¦1. Слесари-инструментальщики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦станочники широкого профиля, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦занятые на универсальном обору-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦довании инструментальных и дру-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гих цехов подготовки производ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ства при изготовлении особо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦точных, ответственных и слож- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных: пресс-форм, штампов, при- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦способлений, инструмента, при- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦боров и оборудования; станочни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ки на уникальном оборудовании, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦занятые изготовлением особо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сложной продукции; слесари-ре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦монтники, электромонтеры и на- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ладчики, занятые ремонтом, на- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ладкой и обслуживанием особо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сложного и уникального оборудо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вания: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ для сдельщиков ¦ 65¦ 70¦ 78¦ 88¦100¦117¦123¦ 131¦
¦ для повременщиков ¦ 61¦ 66¦ 73¦ 82¦ 94¦109¦115¦ 123¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Станочные работы по обработ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ке металла и других материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦резанием на металлообрабатываю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щих станках; работы по холодной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦штамповке металла и других ма- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦териалов; работы по изготовле- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нию и ремонту инструмента и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦технологической оснастки: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ для сдельщиков ¦ 60¦ 65¦ 72¦ 81¦ 92¦107¦ - ¦ - ¦
¦ для повременщиков ¦ 56¦ 61¦ 67¦ 75¦ 86¦100¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. На остальных работах: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ для сдельщиков ¦ 54¦ 59¦ 65¦ 73¦ 83¦ 97¦ - ¦ - ¦
¦ для повременщиков ¦ 50¦ 55¦ 61¦ 68¦ 78¦ 91¦ - ¦ - ¦
L-------------------------------+---+---+---+---+---+---+---+-----
Примечание. Тарифные ставки, предусмотренные пунктом 1 настоящей таблицы, могут вводиться руководителями производственных объединений и предприятий машиностроения по согласованию с профсоюзными комитетами, исходя из специфики производства, в целях создания преимуществ в оплате труда на работах, определяющих повышение технического уровня производства и качества продукции.
Таблица 2 Приложения N 2
к Постановлению ЦК КПСС,
Совета Министров СССР и ВЦСПС
от 17 сентября 1986 г. N 1115
ЧАСОВЫЕ ТАРИФНЫЕ СТАВКИ
ДЛЯ РАБОЧИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
И ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
КОНСТРУКЦИЙ И ИЗДЕЛИЙ
(в копейках)
-----------------------------------------T-----------------------¬
¦ ¦ Разряды ¦
¦ +---T---T---T---T---T---+
¦ ¦ I ¦ II¦III¦ IV¦ V ¦ VI¦
+----------------------------------------+---+---+---+---+---+---+
¦Станочные работы по обработке металла и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦других материалов резанием на металлооб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рабатывающих станках; работы по холодной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦штамповке металла и других материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работы по изготовлению и ремонту инстру-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мента и технологической оснастки: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ для сдельщиков ¦ 58¦ 63¦ 69¦ 78¦ 89¦104¦
¦ для повременщиков ¦ 54¦ 59¦ 65¦ 73¦ 83¦ 97¦
¦

УКАЗ Президиума ВС СССР от 28.08.1967 О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ИМУЩЕСТВА КОЛХОЗОВ  »
Документы СССР »
Читайте также