ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАЦИОНАРНЫХ, КОНТЕЙНЕРНЫХ И ПЕРЕДВИЖНЫХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ (утв. Госкомнефтепродуктом СССР 27.03.1986)


Утверждены
Госкомнефтепродуктом СССР
27 марта 1986 года
ПРАВИЛА
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАЦИОНАРНЫХ, КОНТЕЙНЕРНЫХ
И ПЕРЕДВИЖНЫХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ
1. Общие положения
1.1. Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) нефтепродуктами.
На отдельных АЗС организуется продажа масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к автомобилям и другим транспортным средствам, прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел и мелкой тары из-под нефтепродуктов, а также техническое обслуживание и мойка автомобилей.
1.2. АЗС делятся на стационарные, передвижные (ПАЗС), контейнерные (КАЗС и блок-пункты).
Стационарные АЗС располагаются в городах и населенных пунктах, а также на автодорогах. Передвижные АЗС (ПАЗС) размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных лодок и катеров, сельскохозяйственной техники, в полевых условиях, на туристических автомаршрутах, территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров. Их монтируют на шасси автомобилей и прицепов.
Контейнерные АЗС располагаются на автомагистралях, туристических автомаршрутах, в автохозяйствах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, платных автостоянках, в гаражных кооперативах, а также в местах сосредоточения автотранспорта.
1.3. По производительности стационарные АЗС делятся по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135, 170 автомобилей в час.
1.4. Для обслуживания индивидуального транспорта выделяются отдельные АЗС и специальные магазины для продажи нефтепродуктов в мелкой расфасовке.
1.5. Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным, железнодорожным, трубопроводным транспортом.
1.6. Автозаправочные станции подчиняются нефтебазам, комбинатам автообслуживания (далее - комбинатам), производственным объединениям, территориальным или областным управлениям госкомнефтепродуктов союзных республик (далее - управлениям АЗС).
1.7. Стационарные и контейнерные автозаправочные станции возглавляются начальником, мастером или одним из операторов АЗС, а передвижные - водителем-заправщиком, которых приказом назначает директор нефтебазы, комбината или начальник управления АЗС.
1.8. Численность обслуживающего персонала определяют в соответствии с нормативами численности рабочих для автозаправочных станций системы Госкомнефтепродукта СССР.
1.9. Операторы и водители-заправщики являются материально ответственными лицами, с которыми заключаются договоры о коллективной (бригадной) или индивидуальной материальной ответственности.
1.10. Режим работы автозаправочных станций устанавливает и согласовывает с соответствующими местными советскими органами территориальное управление или госкомнефтепродукт союзной республики (где нет управлений).
1.11. Операторы АЗС должны быть своевременно обеспечены качественной спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами.
1.12. На каждой АЗС должна быть следующая документация:
- паспорт АЗС с технологической и электрической схемой;
- формуляры и техническое описание на топливо- и маслораздаточные колонки;
- паспорта на резервуары;
- градуировочные таблицы на резервуары;
- правила технической эксплуатации АЗС;
- инструкция о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам (на АЗС, обслуживающих государственный транспорт);
- инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;
- инструкция по эксплуатации очистных сооружений (на АЗС, имеющих очистные сооружения);
- инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов (на АЗС, осуществляющих сбор отработанных нефтепродуктов);
- образцы талонов на все виды нефтепродуктов (на АЗС, обслуживающих государственный транспорт);
- образцы квитанций сервисных книжек (на АЗС, обслуживающих иностранных владельцев транспортных средств);
- прейскуранты розничных цен на нефтепродукты (на АЗС, отпускающих нефтепродукты за наличные деньги);
- сменный отчет (прил. 1) <*>;
--------------------------------
<*> Утвержден Госкомнефтепродуктом СССР 15 августа 1985 г. N 06/21-8-446.
- книга учета движения расфасованных нефтепродуктов, запасных частей к автомобилям (на АЗС, имеющих эти товары, Прил. 2);
- инструкция для операторов АЗС по работе с аппаратурой отпуска нефтепродуктов по единым талонам и за наличный расчет (на АЗС, имеющих эту аппаратуру);
- инструкция о порядке отпуска и оплаты нефтепродуктов по кредитным картам (на АЗС, отпускающих нефтепродукты по кредитным картам);
- журнал учета поступивших нефтепродуктов (прил. 3) <*>;
--------------------------------
<*> Утвержден Госкомнефтепродуктом СССР 15 августа 1985 г. N 06/21-8-446.
- журнал учета ремонта оборудования (Прил. 4);
- график поверки средств измерений;
- журнал учета расхода электроэнергии;
- журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов;
- журнал учета оборудования, инвентаря и имущества (Прил. 5);
- должностная инструкция работников АЗС;
- журнал проверки состояния охраны труда (Прил. 6);
- журнал посещения и осмотра АЗС должностными лицами (Прил. 7);
- перечень услуг, оказываемых владельцам транспортных средств;
- табель оснащенности АЗС средствами измерений;
- книга приема и сдачи дежурств;
- книга жалоб и предложений.
1.13. Оснащенность АЗС средствами измерений, техническое обслуживание, порядок эксплуатации, хранения и сбережения их должны осуществляться в соответствии с табелем оснащенности АЗС средствами измерений.
1.14. Территориальные управления, нефтебазы, комбинаты должны разрабатывать календарные графики государственной поверки топливо- и маслораздаточных колонок и других рабочих средств измерений для каждой АЗС.
1.15. На АЗС должны быть вывешены таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы АЗС, схемы расположения ближайших АЗС с указанием порядка отпуска нефтепродуктов на них.
1.16. Для бесперебойной и эффективной работы АЗС необходимо содержать их сооружения, устройства и оборудование в исправном состоянии, строго руководствоваться действующими правилами, нормами, государственными стандартами и инструкциями, бесперебойно доставлять на АЗС установленный ассортимент нефтепродуктов в требуемом количестве.
2. Территория АЗС
2.1. Место расположения АЗС обозначается дорожным знаком "АЗС" (ГОСТ 10807-81), а для АЗС, отпускающих нефтепродукты за наличный расчет, знак дополняется информационной табличкой "Платная стоянка" (ГОСТ 10807-81).
2.2. При въезде на территорию АЗС устанавливают:
- дорожные знаки "Ограничение максимальной скорости" движения транспорта;
- предписывающий знак "Обязательная высадка пассажиров" (ГОСТ 12.4.026-76);
- предупреждение водителям мототранспорта о выключении двигателя за 15 м от колонки путем установки указателя "Остановка мототранспорта за 15 м";
- информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов, видов обслуживаемого транспорта.
В местах, запрещенных для проезда транспорта по территории АЗС и на рабочих площадках ПАЗС, устанавливают запрещающие знаки и надписи.
На подъездах к заправочному островку должен стоять знак "Движение только прямо". Установка дорожных знаков согласовывается с госавтоинспекцией.
2.3. На АЗС должны быть установлены знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки для АЗС, имеющих навесы. На видных местах должны быть вывешены плакаты, где перечислены обязанности водителя при заправке автотранспорта.
2.4. Автозаправочные станции должны быть оборудованы художественно оформленными витринами, рекламами, наглядной агитацией.
2.5. В местах стоянок маломерного флота должны быть установлены щиты с подробной информацией о расположении и режиме работы АЗС или заправочного пункта.
2.6. Бетонные и асфальтовые покрытия территории АЗС и подъезды от автомагистралей не должны иметь дефектов.
2.7. Площадки под АЗС должны быть ровными и обеспечивать свободный подъезд автомашин к колоннам и сливным устройствам.
2.8. Здания, сооружения должны поддерживаться в исправном состоянии.
2.9. Территория АЗС в темное время должна быть освещена в соответствии с существующими нормами. Особое внимание должно быть уделено освещению мест заправки и слива нефтепродуктов.
2.10. АЗС должны быть оснащены телефонной и громкоговорящей связью.
2.11. На АЗС, отпускающих нефтепродукты за наличные деньги, должны быть проведены мероприятия, исключающие хищение денежных средств и несанкционированный доступ посторонних лиц в здание АЗС.
3. Эксплуатация АЗС
3.1. Сооружения, технологическое и энергетическое оборудование, а также вспомогательные устройства должны эксплуатироваться в соответствии с настоящими Правилами, инструкциями по их эксплуатации и правилами по технике безопасности и пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР.
3.2. Техническое обслуживание и ремонт (ТОР) технологического оборудования АЗС проводятся в соответствии с системой ТОР, инструкцией для операторов по работе с аппаратурой отпуска нефтепродуктов по единым талонам и за наличный расчет и инструкцией по эксплуатации устройства выдачи нефтепродуктов по кредитным картам.
3.3. Техническое обслуживание и ремонт сооружений, оборудования и устройств АЗС должны проводиться в сроки и объемы по графикам, утвержденным главным инженером нефтебазы, комбината, разработанным в соответствии с системой ТОР, а импортного оборудования - в строгом соответствии с требованиями фирм-изготовителей.
3.4. Каждое техническое обслуживание, ремонт, поверку колонок необходимо фиксировать в журнале учета ремонта оборудования, а в формуляр колонки вносить отметку о ремонте и замене агрегатов. В паспорте необходимо вести учет наработки колонок.
3.5. В случае необходимости ремонта и регулировки топливо-, масло- и смесераздаточных колонок вскрытие пломб госповерителя разрешается осуществлять лицам, назначенным приказом по нефтебазе, комбинату или управлению АЗС с обязательной фиксацией показаний суммарного счетчика в журнале учета ремонта оборудования в момент снятия пломб. После ремонта и регулировки колонки должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.045-80 и ГОСТ 8.220-76 и при положительных результатах поверки опломбированы по схеме, указанной в техническом описании данной колонки.
При замене и ремонте ТРК возможны потери топлива. Перед ремонтом должны быть выполнены мероприятия, обеспечивающие сбор топлива. При ремонтах ТРК, связанных с заменой узлов и регулировкой колонок, налитый в мерник продукт должен сливаться в резервуар с составлением акта, при этом "недолитые" мерники считают по номинальной вместимости. Показания суммарного счетчика до и после ремонта фиксируются в журнале учета ремонта оборудования.
3.6. После ремонта и пломбирования ТРК и МРК необходимо в течение дня вызвать государственного поверителя для ее поверки. Территориальные органы Госстандарта должны при получении информации о проведении ремонта и пломбирования колонок в течение трех дней (при расположении ТРК в городе, где находится территориальный орган Госстандарта) и шести дней (при нахождении ТРК в районах) обеспечить их поверку в соответствии с РД-50-190-80. При вскрытии пломб госповерителя и проведении ремонта или замены счетного устройства эксплуатация ТРК и МРК до сдачи их госповерителю запрещается. В журнале учета ремонта оборудования указывается форма вызова государственного поверителя.
3.7. Разрешается производить дополнительную пломбировку колонок и их сборочные единицы ведомственными пломбами по схеме, утвержденной госкомнефтепродуктом республики.
В случае технической неисправности ТРК на ней вывешивают табличку установленного образца с надписью "ТРК на ремонте". Категорически запрещается закручивать шланг вокруг корпуса колонки.
3.8. На каждой колонке должны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.
3.9. Каждый резервуар должен быть оснащен полным комплектом оборудования, предусмотренного типовым проектом или стандартами, и иметь надписи с указанием порядкового номера резервуара, базовой высоты (высотного трафарета), марки хранимого нефтепродукта.
3.10. Базовую высоту резервуара (высотный трафарет) измеряют ежегодно в летний период, а также после ремонта резервуара, результат измерения оформляют протоколом, который утверждает директор (начальник) нефтебазы, комбината, управления, и прикладывают к градуировочным таблицам.
3.11. Техническое обслуживание резервуаров должно быть обеспечено согласно графику, утвержденному главным инженером предприятия, которому подчиняется АЗС. Текущий ремонт должен быть предусмотрен не реже 1 раза в 6 мес., средний - не реже 1 раза в два года, капитальный ремонт - по мере необходимости.
3.12. Зачистка резервуаров должна производиться в соответствии с требованием ГОСТ 1510-84 не реже 1 раза в два года, а также при необходимости смены марки нефтепродукта.
Для зачистки резервуаров рекомендуется применять моющие средства с использованием передвижных зачистных установок. При отсутствии механизированных средств допускается ручная зачистка после залива и откачки воды.
При зачистке резервуаров необходимо строго соблюдать инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности.
Вывоз и утилизация продуктов должны быть согласованы с органами пожарной и санитарной охраны.
3.13. Прием резервуара после зачистки и ремонта должен быть оформлен актом (Прил. 8), а в паспорте резервуара сделана отметка с указанием даты зачистки и ремонта.
3.14. Резервуар после зачистки и ремонта не должен иметь течи, осадков на стенках и днищах.
Резервуарное оборудование и заземление проверяют и при необходимости исправляют.
3.15. Крышки смотровых и приемных колодцев открывают только для измерений и отбора проб при сливных операциях и проведении профилактических мероприятий.
3.16. За герметичностью фланцевых, резьбовых и других типов соединений в колонках, раздаточных рукавах, трубопроводах и арматуре должен быть установлен надзор. Всякую течь следует немедленно устранить.
3.17. Все фланцевые соединения трубопроводов и оборудования должны быть плотно затянуты на прокладках из поранита, бензомаслостойкой резины либо на специальных прокладках для нефтепродуктов.
3.18. Задвижки, краны, вентили и другие запорные устройства должны содержаться в исправности и обеспечивать возможность надежного и быстрого перекрытия трубопроводов. Неисправности в запорных устройствах необходимо устранить.
3.19. Сальниковые уплотнения запорных и других устройств должны регулярно проверяться, по мере надобности необходимо добавлять или заменять сальниковую набивку.
3.20. Подземные участки коммуникаций и сооружений должны покрываться антикоррозионной изоляцией согласно требованиям существующих правил, наземные участки должны быть окрашены.
3.21. При эксплуатации электроводонагревателей необходимо руководствоваться Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Мощность электронагревательных приборов не должна превышать 18 кВт. Обогрев АЗС осуществляется электроводонагревателями только заводского изготовления или водяным отоплением при возможности подключения АЗС к общей сети.
3.22. Вентиляционные установки производственных помещений АЗС должны поддерживаться в исправном техническом состоянии.
Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия должна ежегодно проверяться с отметкой в паспорте специализированными организациями.
3.23. Все электрооборудование АЗС должно отвечать требованиям Правил устройства электроустановок, а эксплуатация осуществляться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
3.24. Эксплуатация электроустановок должна обеспечиваться лицом, ответственным за электрохозяйство нефтебазы, комбината или управления АЗС, назначенным приказом.
3.25. Электроэнергию АЗС получают от местных промышленных электрических сетей или электростанций передвижного типа напряжением до 500 В.
3.26. На электрической схеме в паспорте АЗС должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные электроприборы и др.), аппаратура (пускатели, пусковые кнопки, выключатели и др.), электролинии (кабели, провода), марки и площади сечения кабелей и проводов, способы их прокладки.
3.27. Переключатели, автоматические выключатели силовой и осветительной сети должны иметь четкие надписи с указанием наименования отключаемого аппарата. Магнитные пускатели открытого типа в электрощитах должны быть закрыты защитным экраном из изолирующего материала.
3.28. Кабели прокладывают на расстоянии не менее 1 м от нефтепродуктопроводов в соответствии со СНиП II-106-79.
3.29. Поверхности металлических оболочек проводов, кабелей с бронированной или свинцовой оболочкой, изоляционных трубок, стальных труб электропроводки должны быть окрашены или покрыты лаком. Цвет их окраски должен отличаться от цвета окраски помещения.
Все металлические части электрических устройств и оборудования, которые при повреждении изоляции токоведующих частей могут оказаться под напряжением, должны быть надежно занулены (для сетей с глухозаземленной нейтралью) или заземлены (для сетей с изолированной нейтралью).
3.30. На АЗС должен быть общий контур заземления для электрооборудования и для защиты от статического электричества, прямых ударов и вторичных проявлений молнии. Сопротивление растеканию тока заземлителей не должно быть более 10 Ом.
Категорически запрещается использовать в качестве заземлителей трубопроводы с легковоспламеняющимися жидкостями и газами, а также другие трубопроводы.
3.31. Заземляющие устройства необходимо осматривать не реже 1 раза в 6 месяцев, а в сырых и особо сырых помещениях - не реже 1 раза в 3 месяца.
3.32. Сопротивление заземляющих устройств измеряют не реже 1 раза в год, а также после каждого капитального ремонта. Результаты измерений оформляют протоколом, и заключение после них заносят в паспорт АЗС.
Сопротивление заземлителей, а также удельное сопротивление грунта измеряют в период наименьшей проводимости почвы: летом при наибольшем высыхании, а зимой при наибольшем промерзании почвы. Одновременно измеряют сопротивление изоляции проводов электрической сети.
3.33. После каждого ремонта электрооборудования необходимо проверять надежность присоединения к нему защитных проводников зануления и заземления.
3.34. Пускатели, магнитные выключатели должны соответствовать установленным мощностям электрооборудования.
3.35. Запрещается эксплуатация взрывозащищенного электрооборудования со снятыми деталями оболочки, в том числе крепежными, предусмотренными его конструкцией. Крепежные детали должны быть плотно затянуты.
3.36. Прибывающие с нефтепродуктами автоцистерны до соединения со сливным устройством резервуаров должны быть надежно заземлены.
3.37. Технологические трубопроводы с арматурой, топливораздаточные колонки и сливные рукава должны быть надежно соединены в единую электрическую цепь.
3.38. Для своевременного и технического обслуживания оборудования АЗС нефтебаза, комбинат или управление АЗС должны иметь центральные ремонтные мастерские (ЦРМ), специальные ремонтные участки или бригады, укомплектованные квалифицированными рабочими, позволяющие осуществлять агрегатный метод ремонта.
3.39. Списание пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества производится в соответствии с инструкцией Госкомнефтепродукта СССР.
Определение непригодности и оформления необходимой документации проводится специально созданной комиссией нефтебазы, комбината или управления АЗС в составе, утвержденном приказом директора нефтебазы, комбината или начальником управления АЗС.
3.40. Для обеспечения надежной работы АЗС нефтебаза, комбинат или управление АЗС должны обеспечить ее необходимым аварийным запасом материалов, оборудования, измерительных средств, которые следует хранить в установленных местах.
3.41. Запасные части к автомобилям, маслофильтры, тормозная жидкость и другие товары для реализации принимаются со склада предприятия, которому подчиняется АЗС, начальником, мастером или другим материально ответственным лицом под отчет, а после реализации списываются с них. Хранятся указанные товары на АЗС в специально отведенном месте, на стеллажах. Образцы с этикеткой о наименовании и цене выставляются в витрине.
3.42. Ответственность за безопасную эксплуатацию АЗС несет начальник, мастер или оператор АЗС, контроль за безопасной эксплуатацией осуществляет руководство нефтебазы, комбината или управления АЗС.
4. Особенности эксплуатации контейнерных АЗС
(КАЗС, АБП)
4.1. Устройство контейнерных АЗС должно соответствовать требованиям действующих СНиП и Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР.
4.2. Контейнерные АЗС должны изготовляться в соответствии с технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
4.3. Проекты привязки КАЗС должны быть согласованы с местными органами государственного санитарного и пожарного надзора и утверждены в установленном порядке.
4.4. Контейнерные АЗС изготавливаются двух видов:
- АБП - автозаправочный блок-пункт;
- КАЗС, состоящая из контейнера хранения топлива и контейнера управления (операторной).
4.5. Периодически, не реже 1 раза в три года, каждая КАЗС должна подвергаться испытаниям для подтверждения соответствия требованиям технических условий.
Места соединения стеновых блоков в контейнере управления КАЗС должны быть заполнены герметизирующей мастикой по ГОСТ 14791-79. Наличие щелей между блоками после крепления их болтами не допускается.
4.6. Все металлические нетоковедущие части, которые могут оказаться под напряжением, должны быть заземлены в соответствии с Правилами устройства электроустановок.
4.7. Глухие стены контейнера управления должны иметь обшивку с двух сторон. Пространство между обшивками должно быть заполнено теплоизоляционным материалом.
4.8. КАЗС должны устанавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключительных случаях - на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.
4.9. Слив топлива из автоцистерны через замерный люк строго запрещается.
4.10. Для удобства контроля за технологическим оборудованием на крыше контейнера хранения КАЗС и блок-пункта должны быть устроены площадка с перилами и лестница.
4.11. В контейнере хранения КАЗС топливо-раздаточные колонки (ТРК) должны быть расположены с учетом обеспечения свободного доступа для технического обслуживания и управления и обзора информации отсчетного устройства с расстояния до 4 м при освещенности площадки в соответствии с действующими нормами.
4.12. Операторная КАЗС должна быть оборудована дистанционным управлением колонками, средствами связи, пожаротушения, звуковой охранной сигнализацией. В операторной должно быть санитарно-бытовое помещение.
4.13. При эксплуатации контейнерных АЗС необходимо руководствоваться паспортом, инструкцией по их эксплуатации и настоящими Правилами.
4.14. Перед работой автозаправочного блок-пункта необходимо:
- открыть двери и закрепить их в фиксаторах;
- проветрить помещение в течение 15 мин.;
- подготовить к применению противопожарный инвентарь и средства пожаротушения;
- проверить осмотром герметичность соединений трубопроводов и колонки, в случае обнаружения подтекания нефтепродукта устранить неполадки или немедленно вызвать дежурного службы эксплуатации АЗС;
- убедиться в исправном состоянии заземления корпуса блок-пункта, в отсутствии внутри и вокруг АБП посторонних предметов, сухой травы, бумаг, промасленных тряпок и пр.;
- включить электропитание колонки на выносном электрощите.
4.15. Запрещается прием нефтепродуктов при неплотностях в соединениях вентилей и трубопроводов, при подтеках.
4.16. По мере накопления нефтепродуктов в баке АБП его откачивают колонкой при заправке автомобиля. Запрещается производить приемы топлива при полном баке.
4.17. Необходимо очищать от загрязнения сетки фильтров напорного, всасывающего и воздушного трубопровода при проведении плановых ремонтов и технического обслуживания.
4.18. После окончания работы обязательно отключить электропитание на щите.
4.19. В помещении блок-пункта, предназначенном только для сохранности установленного оборудования, постоянное рабочее место не предусматривается.
Операторы одиночных АБП по договоренности с руководством организаций, на территории которых они устанавливаются, размещаются в служебных помещениях и пользуются санитарно-бытовыми устройствами объектов размещения.
4.20. При установке АБП на охраняемых автостоянках, стоянках катеров и моторных лодок и в кооперативных гаражах режим работы устанавливается не круглосуточный, а в течение светового дня.
4.21. При размещении одного или группы АБП на отдельно выделенной площадке, функционирующей как самостоятельные АЗС, дополнительно должна устанавливаться операторная. Установка АБП в сельской местности при работе неполный рабочий день (не более двух часов подряд) возможна без операторной.
4.22. Запрещается оставлять без надзора открытым блок-пункт и контейнер хранения.
4.23. Автомобили, ожидающие очереди на заправку, должны находиться при въезде на территорию контейнерных АЗС.
4.24. В паспорт (инструкцию) контейнерных АЗС должны быть внесены номер телефона, фамилия и должность лица, ответственного за безопасную эксплуатацию контейнерных АЗС.
5. Эксплуатация ПАЗС
5.1. Передвижные автозаправочные станции (ПАЗС) используются в местах стоянок автотранспорта, на автотрассах, туристских автомаршрутах, для заправки автомобилей и другой техники в полевых условиях, моторных лодок и катеров на пристанях и местах их стоянок, для поставки населению печного топлива, а также на территории стационарных АЗС в случаях остановки их работы для производства ремонта, зачистки резервуаров и по другим причинам.
5.2. Число ПАЗС по территориальным (областным) управлениям госкомнефтепродуктов союзных республик, необходимых для обслуживания государственных транспортных средств по единым талонам или граждан владельцев индивидуального транспорта за наличный расчет, определяется госкомнефтепродуктами союзных республик.
5.3. Нефтебазы, комбинаты автообслуживания, управления АЗС госкомнефтепродуктов союзных республик разрабатывают схему размещения мест работы (стоянок) ПАЗС, маршруты их движения: гараж - место получения нефтепродуктов - стоянка (место работы) - гараж.
5.4. Эксплуатация ПАЗС осуществляется в соответствии с инструкцией, разработанной на основании следующих документов:
- инструкции по эксплуатации автомобиля, прицепа;
- инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности для водителей - заправщиков ПАЗС;
- правил технической эксплуатации АЗС;
- Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ и ПТБ).
5.5. Рабочее место ПАЗС должно располагаться на специально отведенной площадке, согласованной с соответствующими административными органами и госпожнадзором. Площадки под АЗС должны быть ровными, обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправки с соблюдением правил безопасности и пожарной безопасности. Место установки ПАЗС должно иметь соответствующую охранную разметку.
5.6. На подъездах к месту работы ПАЗС устанавливают дорожные знаки "Автозаправочная станция" (ГОСТ 10807-78). Места стоянок (работы) ПАЗС должны оформляться рекламными щитами с указанием режима работы, номера ПАЗС, ее ведомственной принадлежности, а также порядка отпуска нефтепродуктов.
5.7. Местом стоянки ПАЗС в нерабочее время должен быть гараж (открытая площадка и т.д.).
5.8. Выезд ПАЗС из гаража разрешается при наличии правильно оформленного путевого листа и оформляется диспетчером при наличии отметки механика в путевом листе об исправности и укомплектованности ПАЗС. Возвращение ПАЗС должно быть отмечено в этом же документе диспетчером.
5.9. Эксплуатация ПАЗС осуществляется как в составе автопоезда, так и отдельно.
5.10. Запрещается эксплуатировать ПАЗС при неисправных автомобиле или прицепе.
5.11. Запрещается использование ПАЗС как транспортного средства для перевозки нефтепродуктов с нефтебаз, наливных пунктов потребителям или на автозаправочные станции.
5.12. Лицо, ответственное за эксплуатацию ПАЗС, назначается приказом по нефтебазе, комбинату автообслуживания, управлению АЗС.
5.13. Каждая ПАЗС должна быть поставлена на учет в ГАИ.
5.14. На каждой ПАЗС должны быть нанесены несмываемой краской надписи "Передвижная АЗС", "Огнеопасно" и знак классификации груза.
На внутренней стороне дверки шкафа ПАЗС должна быть помещена табличка с указанием отпускаемых марок нефтепродуктов и технологической схемы заправочного оборудования.
5.15. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей (прицепов) ПАЗС выполняют в соответствии с инструкцией согласно графику, утвержденному главным инженером (директором) нефтебазы, комбината автообслуживания или управления АЗС. Обслуживание и ремонт проводят рабочие соответствующих профессий под руководством механика или другого специалиста, на которого приказом возложено исполнение этой обязанности.
5.16. На ПАЗС должна быть следующая документация:
- должностная инструкция;
- формуляр на топливораздаточный агрегат;
- техническое описание топливораздаточного устройства;
- паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;
- паспорта и инструкции для шасси автомобиля, прицепа, бензоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла;
- образцы талонов на нефтепродукты;
- сменный отчет;
- инструкция о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам;
- журнал учета ремонта оборудования;
- книга жалоб и предложений.
5.17. Перед началом отпуска нефтепродуктов водитель-заправщик должен:
- установить ПАЗС на площадке, обеспечив надежное торможение автомобиля и прицепа;
- надежно заземлить ПАЗС;
- подготовить к применению противопожарный инвентарь и средства пожаротушения;
- открыть дверки шкафа топливораздаточных агрегатов, установить их на защелке, протереть пол шкафа;
- проверить герметичность трубопроводов и топливораздаточных агрегатов, выявленные подтекания нефтепродуктов немедленно устранить;
- подключить электропитание к внешней электросети или привести в рабочее состояние бензоэлектроагрегат;
- проверить погрешность работы колонки образцовым мерником, результаты проверки занести в сменный отчет.
5.18. ПАЗС подаются под налив нефтепродуктов на нефтебазу и наливной пункт без остатка нефтепродуктов в цистерне. Наполняют цистерну топливом до планки. Количество продуктов, принятых в ПАЗС, определяют по полной вместимости цистерны, указанной в паспорте ПАЗС, или по показаниям счетчика наливного пункта.
5.19. При необходимости остатки не реализованных за смену нефтепродуктов ПАЗС с разрешения руководства нефтебазы (комбината, управления) сливают из цистерны в резервуар стационарной АЗС с оформлением приемо-сдаточного акта и последующим его утверждением у руководителя нефтебазы (комбината, управления), давшего разрешение на слив.
5.20. Водитель, заправщик ПАЗС, обязан ежесменно составлять отчет и представлять его нефтебазе (комбинату, управлению АЗС) с приложением копии товарно-транспортной накладной, документа о своевременной и полной выручке или погашенных единых талонов, а также о наличии нереализованных нефтепродуктов.
5.21. При оформлении товарно-транспортных накладных в них, а также в путевом листе делается отметка о показаниях суммарного счетчика ТРК при каждом наливе и при выезде и возвращении ПАЗС к месту стоянки.
5.22. Водитель, заправщик ПАЗС, обязан записывать показания суммарных счетчиков ТРК в журнале учета через каждые два часа работы.
5.23. Продажа горюче-смазочных материалов с передвижных автозаправочных станций за наличные деньги допускается только со специально предназначенных для этих целей ПАЗС, водители которых имеют удостоверение установленного образца.
5.24. Водителям ПАЗС, осуществляющим отпуск нефтепродуктов владельцам транспортных средств за наличные деньги, ответственным лицом на нефтебазе, в комбинате автообслуживания, управлении АЗС за эксплуатацию ПАЗС выдается удостоверение на право продажи нефтепродуктов за наличный расчет (Прил. 9). В случае использования ПАЗС, ранее отпускавших нефтепродукты владельцам индивидуального транспорта за наличные деньги, для обслуживания государственного транспорта удостоверение изымается.
5.25. При работе на ПАЗС должны строго выполняться требования техники безопасности и пожарной безопасности.
5.26. В связи с транспортной тряской при движении ПАЗС должны быть приняты меры против ослабления болтовых контактов заземления.
5.27. Сопротивление заземляющего устройства не должно превышать 10 Ом. Вертикальный заземлитель при установке забивают в землю на глубину 0,5 - 0,6 м.
5.28. Все соединения электропроводов должны быть тщательно изолированы и исключать какую-либо возможность искрения.
5.29. При получении электропитания от внешних сетей оно подсоединяется через отключающее устройство в соответствии с правилами устройства электроустановок. Водитель должен иметь II квалификационную группу по электробезопасности.
5.30. Во время движения дверки шкафов раздаточных устройств и ящиков должны быть плотно и надежно закрыты. Не допускается самопроизвольное открывание их во время движения. Крышка горловины цистерны должна обеспечивать надежную герметичность, легко открываться и закрываться, при этом исключается ее самопроизвольное открывание, а заземляющая цепь должна касаться земли.
5.31. Не допускается обледенение поверхности цистерны ПАЗС, поручней рабочих площадок, которое может привести к травмам обслуживающего персонала.
5.32. Каждая ПАЗС должна быть укомплектована:
- специальным оборудованием и инструментом;
- одиночным комплектом запасных частей;
- мерником образцовым II разряда вместимостью 10 л, двумя огнетушителями, одним - для тушения пожара на транспортном средстве, другим - для тушения пожара при загорании перевозимого нефтепродукта;
- кошмой (асбестовым полотном);
- индивидуальной медицинской аптечкой;
- средствами для сбора и ликвидации разлившегося нефтепродукта.
5.33. Использование ПАЗС на территории стационарных АЗС разрешается только в случаях остановки АЗС на ремонт или зачистку резервуаров.
5.34. Запрещается оставлять ПАЗС в рабочем положении без водителя-заправщика, эксплуатировать ее с неустановленным заземлением, без заземляющей цепи.
5.35. За работу передвижных автозаправочных станций персональную ответственность несут руководители нефтебаз (комбинатов автообслуживания, управлений АЗС).
6. Подготовка АЗС к эксплуатации в осенне-зимних
и весенне-летних условиях
6.1. Для обеспечения бесперебойной эксплуатации АЗС в осенне-зимний период необходимо:
- отремонтировать, опробовать и подготовить к эксплуатации системы отопления зданий и подогрева масел;
- утеплить колодцы водопроводной системы и пожарный гидранты;
- огнетушители перенести в отапливаемое помещение и вывесить плакат с надписью "Здесь находится огнетушитель";
- подготовить системы водостоков и очистных сооружений;
- утеплить дверные и оконные проемы зданий;
- заменить летние сорта нефтепродуктов на всесезонные или зимние;
- смесераздаточные колонки переключить на отпуск бензина или законсервировать;
- законсервировать колонки "Воздух - Вода";
- подготовить инвентарь для уборки территории во время гололеда;
- откачивать воду из резервуаров, заготовить и просушить песок для противопожарных нужд и для посыпки площадок и подъездных дорог при гололеде.
6.2. С наступлением осенне-зимнего периода необходимо:
- пустить в эксплуатацию систему подогрева масел и отопления зданий;
- своевременно очищать от снега сооружения, оборудование и площадки АЗС;
- посыпать песком площадки и подъездные дороги при образовании гололеда.
6.3. По окончании зимнего периода необходимо:
- принять меры, предотвращающие затопление территории АЗС и подъездных дорог к ним и всплытие резервуаров;
- обеспечить надежную герметизацию резервуаров, исключающую попадание в них воды и утечку нефтепродуктов из них до наступления паводка;
- очистить от мусора и льда все колодцы и приямки производственно-дождевой канализации;
- снять утепления колодцев водопроводной сети и пожарных гидрантов;
- отключить подогрев масел и включить смесераздаточные колонки и колонки "Воздух - Вода" при установившихся плюсовых температурах окружающего воздуха;
- провести техническое обслуживание огневых предохранителей и дыхательных клапанов резервуаров АЗС;
- вынести из помещения огнетушители;
- при необходимости окрасить оборудование.
6.4. Включение и выключение системы подогрева масел, смесераздаточных колонок и системы отопления АЗС производят на основании приказа по нефтебазе, комбинату или управлению АЗС.
7. Прием нефтепродуктов
7.1. Нефтепродукты, поступающие на АЗС в автоцистернах и расфасованные в мелкую тару, принимают по товарно-транспортной накладной и объему, измеренному в резервуаре.
7.2. Перед началом слива нефтепродуктов оператор обязан:
- убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов и правильности переключения запорной арматуры, соответствии полученного нефтепродукта продукту, находящемуся в резервуаре, в который он будет слит;
- измерить уровень и температуру нефтепродукта в резервуаре;
- убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения, правильности заземления автоцистерны и исправности ее сливного устройства;
- принять меры по предотвращению розлива нефтепродукта;
- убедиться, что двигатель автоцистерны выключен (при сливе самотеком или насосом АЗС);
- прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;
- проверить уровень заполнения до планки и убедиться в отсутствии воды с помощью водочувствительной ленты перед сливом нефтепродукта из цистерны, если цистерна не опломбирована;
- отобрать пробу из цистерны и измерить температуру нефтепродукта в ней.
Примечание. В опломбированных автоцистернах подтоварную воду не проверяют, а проверяют сохранность пломб.
7.3. Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете (графа 9 на обороте отчета). В товарно-транспортной накладной должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.
7.4. Объем и масса нефтепродукта, принятого на АЗС из железнодорожной цистерны, определяются путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродукта в цистерне, а также определения подтоварной воды.
7.5. Нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукт, должен лично убедиться в этом, отсмотрев цистерны после слива.
В процессе приема нефтепродукта оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и розлива нефтепродукта.
Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или под напором.
7.6. Запрещается принимать нефтепродукты при следующих условиях:
- неисправность сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны;
- отсутствие или нарушение пломбировки на железнодорожной цистерне;
- неправильное оформление товарных и отгрузочно-транспортных документов;
- недостача нефтепродуктов;
- содержание воды в нефтепродуктах;
- присутствие в нефтепродукте других примесей и явное сомнение соответствия качества нефтепродукта требованиям стандарта.
7.7. При отсутствии расхождения между фактически принятым количеством нефтепродукта и количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой оставляет на АЗС, а три экземпляра возвращает водителю, доставившему нефтепродукты.
При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной составляется акт на недостачу по форме N 12-НИ в трех экземплярах, из которых первый прилагается к сменному отчету, второй вручается водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.
7.8. Объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы и оператор АЗС определяют в присутствии представителя администрации нефтебазы, измеряя уровень, температуру до перекачки нефтепродукта и после нее, а также уровень подтоварной воды в резервуаре АЗС.
По окончании перекачки нефтепродукта задвижку на трубопроводе от нефтебазы до АЗС пломбирует представитель администрации нефтебазы, пломбир хранится у руководителя нефтебазы.
7.9. На сданный по трубопроводу нефтепродукт составляется акт по форме N 15-НП (прил. 10) <*> в двух экземплярах, который подписывают товарный оператор, оператор АЗС и представитель администрации нефтебазы. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию нефтебазы. Он является основанием для списания нефтепродукта с подотчета материально ответственных лиц нефтебазы, второй остается у оператора АЗС и прилагается к сменному отчету.
--------------------------------
<*> Утверждена Госкомнефтепродуктом СССР 15 августа 1985 г. N 06/21-8-446.
7.10. Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке, исключающей розлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.
7.11. При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор проверяет число поступивших мест и соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.
7.12. Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей (Прил. 2).
7.13. Операторы АЗС обязаны принимать от клиентов полиэтиленовую тару из-под нефтепродуктов по установленным ценам.
7.14. На АЗС назначается ответственный за прием и хранение отработанных нефтепродуктов с указанием его прав и обязанностей.
7.15. Отработанные масла принимаются от индивидуальных владельцев транспортных средств в соответствии с Инструкцией по организации приема отработанных нефтепродуктов на автозаправочных станциях Госкомнефтепродукта СССР дежурным оператором.
7.16. Отработанные нефтепродукты принимаются на АЗС от владельцев индивидуального транспорта без анализа. Слитые из картера двигателя непосредственно на станции отработанные масла принимаются как моторные (ММО), все прочие нефтепродукты - как смешанные (СНО). Учет принятых отработанных нефтепродуктов ведется в журналах.
7.17. АЗС, выделенные для приема отработанных нефтепродуктов, должны быть оборудованы эстакадой, сборником и оснащены измерительными приспособлениями для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов.
7.18. Операции с этилированным бензином должны осуществляться в строгом соответствии с Правилами техники безопасности и промышленной санитарии при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций.
7.19. Прием и хранение топлива и особенно этилированного бензина в резервуаре с подтоварной водой запрещаются.
7.20. Измерение уровня и температуры этилированного бензина должно осуществляться специально выделенными для этой цели средствами измерения.
7.21. Для контроля за поступлением и оприходованием нефтепродуктов на АЗС ведется журнал учета поступивших нефтепродуктов по форме N 24-НП (Прил. 3). Страницы журнала нумеруют и скрепляют печатью. Число листов в журнале заверяется подписью руководства нефтебазы, комбината, управления АЗС.
8. Хранение нефтепродуктов
8.1. Нефтепродукты на АЗС хранятся в подземных и наземных металлических резервуарах и таре, отвечающих требованиям ГОСТ 1510-84.
8.2. Все изменения в расположении резервуаров, колонок, трубопроводов и арматуры должны проводиться в соответствии с документацией, утвержденной главным инженером нефтебазы, комбината или управления АЗС, и вноситься в технологическую схему АЗС.
8.3. Уровень масла в заполненном резервуаре при подогреве должен поддерживаться на 150 - 200 мм ниже предельного.
8.4. Масла и смазки в таре должны храниться в специально отведенных местах АЗС на стеллажах.
8.5. Хранение легковоспламеняющихся жидкостей в мелкой расфасовке разрешается в количестве, необходимом для пятисуточной продажи, за исключением тормозной жидкости, запасы которой в торговом зале не должны превышать 20 бутылок.
8.6. Начальник или оператор АЗС должны ежедневно осматривать склады, проверяя состояние тары и упаковки.
8.7. Технические средства сбора отработанных нефтепродуктов должны обеспечивать их сохранность при хранении, транспортировке и приемо-сдаточных операциях.
Принятые отработанные нефтепродукты допускается хранить в любых маркированных и калиброванных резервуарах, а также в бочках и бидонах.
9. Отпуск нефтепродуктов
9.1. При отпуске нефтепродуктов с АЗС необходимо руководствоваться инструкциями о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам, о порядке отпуска нефтепродуктов по кредитным картам и за наличные деньги индивидуальным владельцам транспортных средств, утвержденными Госкомнефтепродуктом СССР.
9.2. Заправка автомобилей и других транспортных средств производится через топливо-, масло- и смесераздаточные колонки.
9.3. Отпуск нефтепродуктов в тару государственному транспорту запрещается, кроме случаев, предусмотренных п. п. 9.4, 13.20.
9.4. Разрешается отпуск нефтепродуктов в канистры на АЗС, обслуживающих государственный транспорт, представителям предприятий и организаций, имеющих на своем балансе катера и моторные лодки, спортивным школам (картинги), а также организациям, проводящим работы механизмами и агрегатами в городских парках, на площадках и т.д. При этом получатель предъявляет письменное разрешение руководителя соответствующего предприятия системы нефтепродуктообеспечения на право получения нефтепродуктов в канистры данным лицом, а также документ, удостоверяющий его личность и место работы; при этом талоны, предъявляемые к отовариванию, должны быть дополнительно проштампованы печатью предприятия или организации, выдавшей разрешение.
9.5. Расфасованные в мелкую тару нефтепродукты выставляют в витрине для ознакомления потребителей с ассортиментом, ценой. Отпускает их оператор АЗС.
9.6. Оператор, отпускающий нефтепродукт, обязан:
- следить за исправностью и нормальной работой колонок;
- требовать от водителя заправляемого транспорта выполнения правил пожарной безопасности АЗС;
- определять ежесменно погрешность работы колонок с помощью образцовых мерников II разряда; фактическую относительную погрешность колонок (в процентах) записывать в сменном отчете в графе "погрешность колонки" со знаком "+", если колонка недодает нефтепродукты, и со знаком "-", если она передает.
Погрешность колонок в абсолютных величинах (миллилитрах) определяется по шкале горловины образцового мерника, а в относительных величинах (процентах) по следующей формуле:
- целесообразно поверку колонок, отпускающих нефтепродукты индивидуальным владельцам транспортных средств, проводить мерником вместимостью 2 или 5 л (для масел) и 10 или 20 л (для топлив), а для государственного транспорта - 20 или 50 л;
- требовать от водителя государственного транспорта путевые листы и сверять серии и номера талонов, предъявляемых для отпуска нефтепродуктов, с серией в разделе о движении горючего; на обратной стороне талонов должна стоять печать предприятия, выдавшего путевой лист;
- проверять наличие и исправность пломб по схеме, указанной в формуляре данной колонки;
- поддерживать чистоту на рабочем месте.
9.7. Поверка топливораздаточных колонок проводится по ГОСТ 8.045-80, маслораздаточных - по ГОСТ 8.220-76. Колонки, не удовлетворяющие требованиям указанных стандартов, к эксплуатации не допускаются.
9.8. Топливо из образцового мерника при ежесменной проверке точности работы топливораздаточной колонки необходимо сливать в бак владельца автотранспортного средства, предварительно получив его согласие на слив, при этом заполнение мерника и проверка дозы осуществляются в присутствии водителя заправляемого автомобиля. Бензин из мерника, недолитого на величину, превышающую допустимую погрешность колонки, в бак автотранспорта не сливается. Колонку необходимо отключить и отрегулировать. Бензин из недолитого мерника следует слить в резервуар, оформив это актом с указанием причины и показаний счетчика колонки.
О результатах государственной поверки делают запись в паспорте колонки и журнале учета ремонта оборудования.
9.9. Отпуск нефтепродуктов через колонку с погрешностями более указанных в ГОСТ 9018-82 и ГОСТ 14537-81 запрещается.
9.10. Оператор АЗС, обслуживающий ТРК, через которые производится отпуск нефтепродуктов по кредитным картам, обязан:
- при приеме смены занести на перфорационную и магнитную ленты информацию о начале смены, показания суммарных счетчиков колонок, остаток нефтепродуктов в резервуарах;
- осуществлять контроль функционирования аппаратуры отпуска и топливораздаточных колонок;
- заносить на перфорационную и магнитную ленты информацию о приеме нефтепродуктов;
- при передаче смены заносить на перфорационную и магнитную ленты показания суммарных счетчиков колонок, остатков нефтепродуктов в резервуарах, информацию о конце смены.
9.11. Контроль функционирования аппаратуры отпуска нефтепродуктов и колонок включает в себя:
- проверку колонок на точность отпуска нефтепродуктов;
- отключение колонок в случае неисправностей (гаснет или мигает индикатор по какой-либо колонке и включается звуковая сигнализация);
- сообщение в группу обслуживания об обрыве или полном заполнении перфорационной или магнитной ленты информацией;
- сообщение нефтебазе номера государственной регистрации автотранспортного средства, у водителя которого изъята кредитная карта.
9.12. Изъятые кредитные карты ежедневно сдают вместе с перфорационной лентой на нефтебазу.
9.13. На АЗС, отпускающих нефтепродукты за наличный расчет, необходимо вести журнал учета показаний суммарных счетчиков колонок, снятых через каждые 2 ч (Прил. 11).
9.14. При заправке автотранспорта не должны допускаться розливы и переливы нефтепродуктов.
9.15. Весь автотранспорт заправляется нефтепродуктами в порядке очереди, за исключением автомобилей специального назначения (автомобили пожарной охраны, милиции, скорой помощи, хлебные и молочные, инкассаторные, снегоуборочные, связи; автомобили, занятые междугородными перевозками грузов, рейсовые маршрутные автобусы), а также индивидуальных автомобилей инвалидов труда, Героев Социалистического Труда, участников войны. Автомобили Госагропрома СССР, перевозящие скоропортящиеся продукты, заправляются вне очереди без ограничения.
9.16. Директор нефтебазы, комбината, управления АЗС несут ответственность за бесперебойное обеспечение АЗС необходимым ассортиментом нефтепродуктов.
Начальник, мастер или старший оператор АЗС несет ответственность за своевременное представление заявок на завоз нефтепродуктов на АЗС.
9.17. Отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару запрещается.
10. Защита металлоконструкций от коррозии
10.1. Противокоррозионную защиту наружной поверхности подземных сооружений АЗС осуществляют согласно ГОСТ 9.015-74 и ГОСТ 25812-83 комплексно путем нанесения покрытий на основе битумных материалов на катодных станциях или протекторами.
10.2. При выполнении работ по защите подземных и наземных резервуаров стационарных, передвижных и контейнерных АЗС от коррозии следует руководствоваться требованиями СНиП II-28-73, СНиП 2.03-11-85 и ГОСТ 1510-84.
10.3. Защиту от коррозии внутренних поверхностей резервуаров стационарных, передвижных и контейнерных АЗС рекомендуется осуществлять с помощью маслобензостойких покрытий ХС-717 и ХС-5132 или цинковых (толщиной 0,1 мм) и алюминиевых (толщиной 0,2 мм) металлизационных покрытий.
10.4. Работы по подготовке поверхности перед нанесением покрытий выполняют по ГОСТ 9.402-80.
10.5. Подготовку внутренней поверхности металлоконструкций перед окраской и окраску следует проводить согласно Временной инструкции по окраске резервуаров антикоррозионной эмалью ХС-717 с соблюдением стандарта СТ СЭВ 3951-82.
10.6. Подготовка поверхности перед металлизацией осуществляется только механическим способом с помощью пескоструйных или дробеструйных установок.
10.7. Работы по защите наружной поверхности наземных резервуаров АЗС необходимо проводить согласно Инструкции по окраске наружной поверхности резервуаров со светлыми нефтепродуктами теплоотражающими эмалями ПФ-5135 и ЭФ-5144.
10.8. Состояние защитных покрытий подземных сооружений необходимо контролировать согласно ГОСТ 9.015-74 и ГОСТ 25812-83.
11. Особенности эксплуатации АЗС, обслуживающих
иностранных владельцев транспортных средств
11.1. Обслуживание иностранных владельцев транспортных средств проводится в соответствии с указаниями о порядке отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях Госкомнефтепродукта СССР для заправки автотранспорта, принадлежащего иностранным дипломатам, торговым и другим представительствам, международным организациям, их сотрудникам, а также иностранным автотуристам N 04-21/4-66-210.
11.2. Перечень АЗС, обслуживающих иностранных автотуристов, устанавливается приказом госкомнефтепродукта союзной республики.
11.3. На АЗС, выделенных для обслуживания иностранных автотуристов, должны быть дополнительно дублированные латинским шрифтом:
- объявления о дополнительных услугах;
- щиты-схемы расположения ближайших АЗС;
- ассортимент отпускаемых нефтепродуктов через топливораздаточные колонки на трех иностранных языках;
- краткие разговорники на английском, немецком, французском языках;
- правила обслуживания иностранных автотуристов.
11.4. Работники АЗС, связанные с обслуживанием иностранных автотуристов, должны пройти курс обучения по программе, рекомендованной госкомнефтепродуктом союзной республики и управлением по иностранному туризму при Совете министров союзной республики.
11.5. Работники АЗС, обслуживающих иностранных автотуристов, должны быть обеспечены улучшенной формой рабочей одежды.
11.6. Работники АЗС, выделенных для обслуживания иностранных автотуристов, проводят следующую работу:
- заправку нефтепродуктами;
- подкачку шин;
- протирку стекол и другие услуги за установленную плату согласно действующему прейскуранту.
11.7. Обслуживание экипажей автотранспортных средств иностранных владельцев на территории СССР осуществляется согласно Постановлению Госснаба СССР от 6 июня 1979 г. N 39 "Об утверждении порядка отпуска на территории СССР иностранным владельцам грузовых автотранспортных средств горюче-смазочных материалов по сервисным книжкам, выдаваемым Совинтеравтосервисом Минавтотранса РСФСР" и Постановлению Госснаба СССР от 27.12.79 N 85 "О распространении порядка отпуска на территории СССР иностранным владельцам грузовых автотранспортных средств горюче-смазочных материалов по сервисным книжкам, выдаваемым Совинтеравтосервисом Минавтотранса РСФСР, на соответствующий отпуск горюче-смазочных материалов иностранным владельцам автобусов".
11.8. Отпуск нефтепродуктов экипажам автотранспортных средств (грузовых и автобусов) иностранных владельцев на территории СССР производится только по сервисным книжкам П/О "Совинтеравтосервис" на автозаправочных станциях общего пользования, выделенных для этой цели госкомнефтепродуктами союзных республик, по согласованию с Госкомнефтепродуктом СССР и Совинтеравтосервисом.
11.9. Оператор АЗС перед отпуском нефтепродуктов проверяет заполнение на левой стороне квитанции сервисной книжки графы: агент, страна, владелец сервисной книжки и регистрационный номер автомобиля. Если не все указанные графы заполнены, следует предложить водителю их заполнить.
После отпуска нефтепродуктов, в том числе в мелкой расфасовке, оператор АЗС подкладывает укороченную часть обложки сервисной книжки под четвертый (белый) экземпляр комплекта сервисной книжки (копировальная бумага не подкладывается), заполняет шариковой ручкой соответствующие графы правой стороны голубой квитанции, проставляет на всех четырех квитанциях оттиски кодового штампа АЗС (в левом нижнем углу), ставит свою подпись и дату отпуска (Прил. 12). Владелец сервисной книжки ставит свою подпись в правом нижнем углу квитанции. Автозаправочные станции обеспечиваются кодовыми штампами Совинтеравтосервисом. При отсутствии кодового штампа АЗС разрешается использовать штамп АЗС или нефтебазы с указанием даты отпуска. После выдачи нефтепродуктов оператор изымает первые три экземпляра квитанций (голубую, желтую и розовую), а четвертую (белую) вместе с сервисной книжкой возвращает владельцу.
11.10. Разрешается отпуск нефтепродуктов по отдельным заполненным комплектам квитанций сервисных книжек, предъявленных без сервисной книжки (Прил. 13). В этом случае отпуску подлежат только те сорта нефтепродуктов и в том количестве, которые указаны в квитанциях. Запрещается на отдельных комплектах квитанций вносить изменения в количество и стоимость нефтепродуктов или оказывать дополнительные услуги. Указанные квитанции после отпуска нефтепродуктов оформляются так же, как и квитанции, находящиеся в сервисной книжке.
11.11. Все квитанции, полученные АЗС, представляются в конце смены вместе со сменным отчетом нефтебазе, комбинату, управлению АЗС.
11.12. На автозаправочных станциях, выделенных для обслуживания экипажей автотранспортных средств иностранных владельцев по сервисным книжкам, должны быть:
- образцы квитанции сервисных книжек;
- кодовые штампы АЗС;
- памятки для операторов АЗС;
- информационные щиты Совинтеравтосервиса у топливораздаточных колонок;
- схема расположения ближайших АЗС, обслуживающих экипажи автотранспортных средств иностранных владельцев по сервисным книжками;
- прейскуранты цен на нефтепродукты на трех языках (английском, немецком, французском).
12. Охрана окружающей среды
12.1. Источником загрязнения окружающей среды на АЗС являются испарения нефтепродуктов ("большие и малые дыхания"), розливы нефтепродуктов, а также выхлопы отработанных газов автотранспорта.
12.2. Для уменьшения испарения на АЗС нефтепродуктов следует:
- поддерживать в полной технической исправности резервуары и технологическое оборудование и обеспечивать их герметичность;
- отрегулировать дыхательные клапаны резервуаров на требуемое избыточное давление и вакуум и следить за их исправностью;
- оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;
- герметично закрывать сливные и замерные устройства, люки смотровых и сливных колодцев после приема нефтепродуктов и измерения уровня, температуры, плотности;
- не допускать переливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автомашин;
- сливать нефтепродукты из автоцистерн только с применением быстроразъемных герметичных муфт МС-1.
12.3. На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха. Отбор и анализ проб проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-76 и Временной методики по определению выбросов в атмосферу на предприятиях Госкомнефтепродукта СССР. Частота и место отбора проб определяются приказом директора нефтебазы, комбината, управления АЗС по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями (СЭС) и фиксируются в журнале лаборатории, производящей отбор и анализ проб.
Присутствие вредных веществ в воздухе рабочей зоны (пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих) не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК) в мг/куб. м по указанному стандарту:
бензин топливный в пересчете на углерод 100
масла минеральные (нефтяные) 5
тетраэтилсвинец 0,005
окись углерода 20.
Для жилых районов ПДК бензиновых паров составляет (в мг/куб. м): среднесуточная - 1,5, максимально разовая - 5.
12.4. АЗС должна быть оборудована производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков. Разлившийся нефтепродукт собирают в сборник для отработанных нефтепродуктов, а площадку очищают сильной струей воды, направляя сток в канализацию. Сточные воды по производственно-ливневой канализации направляют на очистные сооружения, состоящие из колодца-отстойника, фильтра и колодца-сборника, или в накопитель сточных вод, из которого их вывозят на очистные сооружения других предприятий. Вопрос о наличии очистных сооружений или вывозе стоков решается в каждом конкретном случае.
12.5. Очистные сооружения эксплуатируют в соответствии с производственной инструкцией, составленной на основании требований типового проекта АЗС и Инструкции по эксплуатации очистных сооружений нефтебаз, наливных пунктов перекачивающих станций и АЗС и утвержденной руководством нефтебазы, комбината или управления АЗС.
12.6. Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.
12.7. Смену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений необходимо производить по мере необходимости. Загрязненный фильтрующий материал и осадки отвозят в специально отведенные места и уничтожают.
12.8. Необходимо систематически следить за чистотой канализационных колодцев, не допускать заиливания их выходов, не реже 2 раз в год (весной и осенью) проводить внутренний осмотр действующего оборудования канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт.
12.9. О всех изменениях, проведенных на очистных сооружениях, необходимо делать запись в паспорте.
13. Противопожарные мероприятия и техника безопасности
13.1. При эксплуатации АЗС необходимо строго соблюдать действующие Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР.
13.2. Классификация помещений, установок и оборудования АЗС по взрывопожароопасности приведена в Прил. 14.
13.3. Все производственные и подсобные участки и помещения АЗС должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения по установленным нормам (Прил. 15).
13.4. ПАЗС и автоцистерны должны быть укомплектованы двумя огнетушителями, кошмой (асбестовым полотном), ящиком с сухим песком и лопатой и иметь информационные таблицы об опасности. Один из огнетушителей может быть малогабаритный (порошковый или углекислотный).
13.5. Средства пожаротушения должны быть постоянно в исправности и готовности к немедленному использованию. Использование противопожарного инвентаря и оборудования не по назначению категорически запрещается.
13.6. Кабельные приямки, патроны с трубопроводами, лотки, колодцы, разводки трубопроводов и другие места, где возможно скопление паров, должны быть засыпаны песком.
13.7. АЗС должны иметь санитарно-бытовые помещения в соответствии с типовыми проектами.
13.8. В помещении АЗС запрещается использовать временную электропроводку, электроплитки, рефлекторы и другие электроприборы с открытыми нагревательными элементами, а также электронагревательные приборы незаводского изготовления.
13.9. При неисправности в электросети или электрооборудовании оператор обязан немедленно

ПРИКАЗ Минжилкомхоза РСФСР от 26.03.1986 n 154 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТЕЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И СЛУЖАЩИХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР С НЕНОРМИРОВАННЫМ РАБОЧИМ ДНЕМ, КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК  »
Документы СССР »
Читайте также