ПРИКАЗ Минкультуры СССР от 17.07.1985 n 290 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ СССР


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
ПРИКАЗ
от 17 июля 1985 г. N 290
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ
МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
МУЗЕЯХ СССР
1. Утвердить Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, и ввести ее в действие с 1 октября 1985 года.
2. Министерствам культуры союзных республик довести настоящую Инструкцию до всех подведомственных музеев и органов культуры.
3. Министерствам культуры союзных республик, управлениям музеев (т. Родимцевой И.А.) и изобразительных искусств и охраны памятников (т. Попову Г.П.) осуществлять постоянный контроль за обеспечением учета и хранения музейных фондов в соответствии с утвержденной Инструкцией.
4. Признать утратившими силу Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей музеев системы Министерства культуры СССР (кроме художественных), утвержденную Министерством культуры СССР, и Приказ Министерства культуры СССР от 23 декабря 1971 г. N 754 "О введении в действие Инструкции по учету и хранению музейных ценностей в художественных музеях и художественных отделах музеев системы Министерства культуры СССР".
Заместитель Министра
Т.В.ГОЛУБЦОВА



ИНСТРУКЦИЯ
ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ СССР
I. Общие положения
Порядок учетно-хранительской работы
1. Государственные музеи СССР являются основными хранилищами памятников материальной и духовной культуры, а также естественной истории, входящих в состав музейного фонда СССР, и обязаны обеспечивать их учет и полную сохранность.
Настоящая Инструкция определяет порядок и основные формы учета, методы хранения и реставрации музейных ценностей.
2. На основе данной Инструкции и с учетом других нормативных документов руководство музея, реставрационного или выставочного учреждения обязано разработать собственную инструкцию, определяющую внутренний порядок учета, хранения и реставрации музейных ценностей: хранение их в запасниках, в постоянной экспозиции и на выставках, прием и выдачу в постоянное или временное пользование, реставрационные осмотры, охрану, дежурства, опломбирование и опечатывание помещений, хранение ключей, права и обязанности хранителей, научных сотрудников, реставраторов, смотрителей залов. Пожарная и сторожевая охрана определяется в установленном порядке.
3. Директор музея, реставрационного или выставочного учреждения несет ответственность за создание надлежащих условий для хранения музейных ценностей, за их полную сохранность, за состояние учета, научную инвентаризацию, реставрацию и консервацию, за обеспечение их охраны в дневное и ночное время, а также за противопожарное состояние музея (учреждения).
4. Наряду с директором ответственность за целость и сохранность музейных ценностей, за состояние и правильную постановку их учета, консервации и реставрации несет главный хранитель (в некоторых музеях - заместитель директора по учету и хранению). При отсутствии в штате музея главного хранителя ответственность за эту работу несет заведующий фондами или научный сотрудник, на которого приказом директора возложены обязанности хранителя или заведующего фондами.
Примечание. В музеях, где главный хранитель (зав. фондами) является одновременно и хранителем музейных ценностей, он несет в установленном порядке также материальную ответственность за сохранность находящихся на его хранении собраний.
5. Заместитель директора по научной части несет ответственность за комплектование фондов, надлежащее качество научной инвентаризации. В музеях, где нет заместителя директора по научной части, ответственность за данную работу непосредственно несет директор.
6. Заместитель директора по административно-хозяйственной части, а в крупных музеях и заместитель директора по капитальному строительству несут ответственность за обеспечение нормального температурно-влажностного и биологического режима в помещении музея, состояние санитарно-технического и электротехнического хозяйства, сторожевую охрану, своевременный ремонт здания, снабжение учетно-хранительской и реставрационной служб необходимыми материалами.
Все работы по обеспечению и улучшению условий хранения музейных ценностей заместитель директора по административно-хозяйственной части обязан выполнять под руководством директора и согласовывать с главным хранителем, а в отсутствие последнего - с замещающим его лицом.
7. В музеях, где хранение музейных ценностей осуществляется по отделам, заведующий отделом, наряду с главным хранителем, несет ответственность за их целость и полную сохранность, правильный учет, хранение и экспонирование, консервацию и реставрацию.
Права и обязанности главного хранителя
8. Главный хранитель (или зав. фондами) музея осуществляет руководство работой по учету, хранению, консервации и реставрации музейных ценностей и контролирует ее проведение непосредственно или через соответствующих заведующих отделами. Он также контролирует допуск лиц в хранилище фондов и обеспечивает соблюдение установленных правил использования музейных ценностей, ведет ключевое хозяйство.
9. Главный хранитель (или зав. фондами) назначается и освобождается в музеях союзного подчинения Министерством культуры СССР, в музеях республиканского подчинения - министерствами культуры союзных и автономных республик, в музеях областного, краевого, районного и т.д. подчинения - соответствующими управлениями и отделами культуры согласно подчиненности. В государственных музеях других министерств и ведомств главный хранитель (или зав. фондами) назначается и освобождается вышестоящим органом.
10. Прием и сдача дел при назначении или освобождении главного хранителя (или зав. фондами) производятся по актам, фиксирующим наличие и сохранность музейных фондов, состояние учета и хранения, инженерно-техническое состояние помещений и оборудования хранилищ, экспозиционных залов и реставрационных мастерских, характер температурно-влажностного и светового режима на день составления акта.
11. На время отпуска, болезни или другие периоды временного отсутствия главного хранителя (или зав. фондами) его права и обязанности возлагаются на другого работника, назначаемого специальным приказом по музею.
12. Главный хранитель (или зав. фондами) подчинен непосредственно директору музея и является по своим правам и обязанностям его заместителем в области учетно-хранительской работы.
13. Все документы, переписка, отчеты, планы учетно-хранительского и реставрационного характера, а также документы, непосредственно связанные с передвижением музейных фондов (прием и выдача, передача из отдела в отдел и т.д.), должны визироваться главным хранителем (зав. фондами) или подписываться им.
14. Указания и распоряжения главного хранителя (зав. фондами) в области учета, хранения и организации реставрационной работы обязательны для всех сотрудников музея.
15. Назначения, увольнения и перемещения работников учета, хранения и реставрации, а также внутренней охраны и смотрителей залов должны производиться только по согласованию с главным хранителем (зав. фондами).
16. Главный хранитель (зав. фондами) обязан обеспечить:
а) правильный учет всех фондов музея в полном соответствии с настоящей Инструкцией;
б) принятие мер к хранению музейных ценностей в условиях, гарантирующих их от порчи и хищения;
в) правильное ведение и хранение всех документов учетно-хранительского порядка;
г) своевременную разработку внутримузейных инструкций, определяющих строгий порядок работ в области учета, хранения, реставрации и охраны музейных ценностей и ответственность каждого хранителя и работника внутренней охраны за вверенный участок учетно-хранительской работы;
д) контроль за правильной работой заведующих отделами, хранителей и других сотрудников в области учета, хранения, реставрации и охраны музейных ценностей, их упаковки для транспортировки;
е) периодическую комиссионную проверку знания хранителями инструкций по учету и хранению музейных ценностей.
17. В случае получения распоряжения директора, противоречащего настоящей Инструкции, главный хранитель (зав. фондами) до выполнения его должен поставить в известность директора в письменной форме о неправильности данного им распоряжения. При подтверждении директором в письменной форме распоряжения главный хранитель обязан немедленно сообщить об этом Министерству культуры СССР или министерству культуры союзной республики по подчиненности музея (в государственных музеях других министерств и ведомств - вышестоящим органам).
18. Сотрудники, допустившие утрату, хищение или повреждение музейных ценностей, а также нарушение противопожарных правил и режима, привлекаются к дисциплинарной, уголовной ответственности и несут материальную ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
19. Обо всех случаях хищения, повреждения или заболевания музейных предметов директор и главный хранитель (зав. фондами) обязаны немедленно сообщать в Министерство культуры СССР, министерство культуры союзной, автономной республик и местные органы культуры в соответствии с подчиненностью в устной, а затем и в письменной форме, с подробным изложением всех обстоятельств происшествия.
О случаях хищения должны быть поставлены немедленно в известность следственные органы в целях принятия срочных мер по розыску похищенных предметов.
20. Во всех случаях повреждений или серьезных заболеваний музейных предметов музей обязан немедленно составить дефектный акт, в котором точно зафиксировать степень повреждения или заболевания предмета, причину и обстоятельства повреждения (к дефектному акту прилагается фотография поврежденного предмета). Музей обязан также принять в установленном порядке меры к восстановлению и реставрации предмета и устранению причины заболеваний. При повреждении предмета музей должен обеспечить сохранность всех его, даже самых незначительных, частей (частицы красочного слоя произведений живописи, осколки скульптуры, фарфора, детали мебели, фрагменты шитья, обрывки бумаги и пр.) и передать их реставрационной мастерской одновременно с передачей предмета для реставрации.
21. Во всех музеях должен быть установлен тщательный контроль за состоянием особо выдающихся памятников материальной и духовной культуры, естественной истории. На эти памятники должны быть заведены индивидуальные дела, в которых сосредоточивается вся документация, связанная с изменением состояния сохранности предмета и его реставрацией. В случае заболевания или повреждения такого памятника копия дефектного акта вместе с объяснительной запиской и фотографией поврежденного предмета немедленно направляется в Министерство культуры СССР и министерство культуры союзной республики в соответствии с подчиненностью музея (по музеям других министерств, ведомств - вышестоящим органам).
Реставрацию особо выдающихся музейных ценностей, кроме самых простейших консервационных работ, допускается производить только с разрешения Министерства культуры СССР и при наличии заключения комиссии в составе авторитетных специалистов, музейных работников и реставраторов высшей квалификации.
Права и обязанности хранителя и других сотрудников,
выполняющих функции по хранению
22. Учет и хранение музейных ценностей осуществляют хранители фондов и экспозиций музея.
В музеях, в штатах которых отсутствуют хранители отделов фондов, их обязанности и обязанности хранителей экспозиции возлагаются директором на научных сотрудников отделов.
Обязанности хранителя возлагаются также на директора передвижной выставки или другое лицо, сопровождающее экспонаты выставки.
23. Хранители назначаются и освобождаются приказом директора по согласованию с главным хранителем и заведующими соответствующими отделами (при наличии их в структуре музея).
24. Хранителями музейных фондов могут быть назначены лица, имеющие высшее (или среднее специальное) образование, проработавшие в должности научного сотрудника не менее года и прошедшие стажировку в музее по разделу хранительной работы не менее 3 месяцев.
25. Хранители непосредственно или через заведующих соответствующими отделами (если хранение фондов осуществляется по отделам) подчиняются главному хранителю (зав. фондами).
26. Хранители музейных ценностей из драгоценных металлов и камней утверждаются по представлению директора вышестоящими органами по подчиненности музея.
27. Хранители отвечают в установленном законом порядке за музейные ценности, находящиеся на их хранении, за правильный их учет и сохранность от повреждений и хищения.
28. При увольнении или переходе хранителя на другую работу в данном музее дирекция обязана обеспечить своевременную передачу находящихся на его хранении музейных ценностей новому работнику, а в случае невозможности этого - специально созданной комиссии.
29. В соответствии с должностными обязанностями хранители проводят следующую работу:
а) ведут строгий учет находящихся на их материально ответственном хранении музейных ценностей;
б) хранят их в условиях, обеспечивающих сохранность от порчи и хищения.
30. Для этих целей хранители обязаны:
а) проводить прием фондов на материально ответственное хранение по соответствующим актам с перечислением всех принимаемых предметов и указанием состояния их сохранности в момент приема.
Акты приема на материально ответственное хранение утверждаются директором. Один экземпляр акта под расписку в книге регистрации выдается хранителю, второй поступает в отдел учета (там, где такого отдела нет, - к главному хранителю или директору), третий - в дело данного хранителя, которое находится у главного хранителя;
б) вести учет и периодически проверять наличие хранимых ими музейных предметов;
в) обеспечить их своевременную научную инвентаризацию;
г) распределять предметы по местам хранения в фондах по определенной системе и составлять топографические описи, научно-справочные картотеки и книжки хранителя;
д) принимать меры к обеспечению хранилищ и экспозиции музейным оборудованием (стеллажи, стенды, витрины, шкафы и т.д.), отвечающим правилам хранения музейных ценностей;
е) следить за состоянием музейного оборудования, а также за состоянием запоров и пломб на шкафах, витринах и т.п., запирать и пломбировать их своей печатью;
ж) следить за состоянием экспозиционных залов и хранилищ, запирать и пломбировать их по окончании работ в соответствии с установленным в музее внутренним распорядком, в случае отсутствия в этих помещениях круглосуточной охраны следить за соблюдением противопожарных правил.
Примечания. 1. В случае крайней необходимости вскрытия хранилища или витрины в отсутствие хранителя оно производится комиссией в составе трех сотрудников музея с обязательным присутствием в их числе главного хранителя (зав. фондами) или директора, а в отсутствие директора - его заместителя. При вскрытии хранилища обязательно составляется акт, фиксирующий причины и результаты вскрытия.
2. Право запирать и пломбировать экспозицию с соблюдением установленного порядка передачи экспонатов может быть поручено дежурному научному сотруднику по музею. График дежурств утверждается директором или главным хранителем (зав. фондами).
з) в случае обнаружения каких-либо недостатков в экспозиционных залах и хранилищах или в музейном оборудовании, ведущих к нарушению правил хранения музейных предметов, немедленно сообщать об этом заведующему отделом, главному хранителю (зав. фондами), заместителю директора по административно-хозяйственной части и директору;
и) контролировать допуск посетителей в хранилища и следить за строгим соблюдением ими установленных музейных правил, вести журнал регистрации посетителей хранилищ, не допускать в хранилища посторонних лиц, не имеющих на то разрешения директора или главного хранителя;
к) наблюдать за правильной, отвечающей музейным требованиям, уборкой помещений. Регулярно проводить занятия с музейными служителями по охране и уборке вверенных им помещений;
л) проводить систематическое наблюдение за состоянием сохранности музейных предметов и участвовать в реставрационных осмотрах;
м) вести журналы по консервации музейных предметов и картотеку сохранности, в которой фиксировать результаты их осмотров хранителями и реставраторами. Каждая новая запись должна иметь точную дату и подпись хранителя;
н) вести книгу (или сводку) ежедневных записей показателей температурно-влажностного режима в хранилищах и экспозиционных залах (два раза в день, в одни и те же часы - утром и вечером), а также составлять ежемесячно график колебаний температуры и влажности;
о) немедленно доводить до сведения заведующего отделом, главного хранителя (зав. фондами) и директора о всех случаях повреждений, заболеваний музейных предметов, отклонений температурно-влажностного и светового режимов от установленных норм и принимать меры к их устранению, а также проведению реставрационно-профилактических мероприятий;
п) немедленно ставить в известность заведующего отделом, главного хранителя (зав. фондами) и директора о всех случаях пропажи и хищения музейных предметов;
р) принимать меры к немедленному актированию всех случаев пропажи, хищения и повреждения музейных предметов, точно фиксируя обстоятельства, при которых эти случаи произошли. К акту прилагается фотография похищенного или поврежденного музейного предмета, а при отсутствии фотографии - точная выписка из инвентарной книги;
с) дважды в году представлять главному хранителю (зав. фондами) или в отдел учета сводку о движении фондов, находящихся в его хранении.
31. Хранитель имеет право:
а) требовать от администрации создания условий, необходимых для правильного хранения фондов, гарантирующих их от порчи и хищения;
б) пломбировать или опечатывать места хранения своим пломбиром или своей печатью. Снятие пломбы или печати хранителя другим лицом запрещается;
в) приостанавливать действия экспертов или реставраторов в случае угрозы сохранности предметов.
32. В случае длительного отсутствия хранителя заменяющее его лицо назначается по согласованию с главным хранителем приказом по музею с соответствующим оформлением передачи музейных ценностей.
33. В тех музеях, где имеются отделы учета (сектор), зав. отделом учета:
а) обеспечивает сохранность и строгий порядок ведения всей учетно-хранительской документации музея;
б) отвечает за своевременную регистрацию всех поступлений музея;
в) ведет контроль за своевременным возвратом всех предметов, выданных или принятых во временное пользование;
г) участвует в комиссиях по сверке наличия фондов;
д) контролирует сохранность и правильное ведение учетной документации, находящейся у хранителей и реставраторов.
В обязанности отдела учета не входит непосредственное хранение музейных фондов.
Организация работы по консервации и реставрации
музейных ценностей
34. Работы по консервации и реставрации музейных ценностей выполняются специализированными государственными учреждениями системы Министерства культуры СССР, реставрационными отделами (мастерскими) крупных музеев и отдельными штатными реставраторами музеев.
35. В музеях, имеющих реставрационные мастерские или отдельных штатных реставраторов, должны быть созданы специальные реставрационные советы, возглавляемые заместителем директора по научной (или учетно-хранительской) части музея или главным хранителем.
Положение о реставрационном совете и состав реставрационного совета утверждается директором музея по представлению заместителя директора по научной части, главного хранителя и заведующего реставрационной мастерской музея.
Реставрационные советы являются совещательным органом. Их задачей является рассмотрение и обсуждение мероприятий в области консервации и реставрации музейных памятников, годовых планов работ реставрационных отделов и мастерских, рассмотрение и рекомендации способов и методов консервации и реставрации памятников, составление заключений о выполнении реставрационных работ, о качестве реставрации и о выдаче экспонатов на выставки, об аттестации реставраторов и т.п.
36. В крупных музеях совет может организовать из состава своих членов и работников музея реставрационные комиссии или секции по отдельным специальностям. Эти комиссии или секции определяют задания по реставрации отдельных памятников, наблюдают за ходом реставрационных работ и принимают работы, выполненные реставратором.
Указания реставрационного совета и его комиссий или секций обязательны для работников реставрационных мастерских. Все спорные вопросы решает совет по реставрации и консервации.
Протоколы реставрационного совета, а также его комиссий и секций должны иметь подписи всех лиц, присутствовавших на заседании.
Решения советов по реставрации и консервации входят в силу после их утверждения директорами музея.
37. Для рассмотрения наиболее сложных реставрационных вопросов, связанных с применением необычных технологических решений, с удалением позднейших дополнений памятника или записей, а также с проектами воссоздания внешнего вида памятников, имеющих обширные утраты, и их существенных конструктивных деталей, создается расширенный реставрационный совет с привлечением авторитетных специалистов истории и культуры из крупных музеев, научно-исследовательских институтов или специализированных реставрационных учреждений.
Персональный состав расширенных реставрационных советов утверждается вышестоящей организацией по подчиненности музея или реставрационного учреждения.
38. Все проводимые реставрационные работы должны быть обусловлены их очевидной необходимостью. Реставрационные предложения, вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности или возражения со стороны отдельных членов реставрационного совета, подлежат рассмотрению на заседании расширенного реставрационного совета.
В случае отсутствия в музее такого совета спорный вопрос может быть передан на рассмотрение расширенного совета одного из центральных музеев или специализированных учреждений.
39. Консервация или реставрация музейных ценностей может производиться только на основе зарекомендовавших себя методов и реставрационных материалов, прошедших опытную проверку в течение длительного времени в одном из специализированных реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР или в реставрационных мастерских одного из центральных музеев СССР и рекомендованных ими для практического применения.
40. Введение в практику новых реставрационных методов и материалов должно быть научно обосновано, они должны пройти необходимую практическую проверку и до их применения для консервации или реставрации музейных ценностей одобрены на ученом совете одного из центральных реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР.
41. Реставрационные работы, связанные с освобождением памятника истории и культуры от позднейших наслоений и дополнений или с иными изменениями его внешнего вида, а также его существенных конструктивных деталей и т.п., допускаются только при условии обеспечения необходимого предварительного всестороннего исследования памятника (рентгенографирования, исследования и фотографирования в невидимых лучах светового спектра и под микроскопом, химических анализов проб грунта, красителей, связующих материалов и т.п. в зависимости от конкретного характера реставрационной работы).
42. Реставрационные отделы (мастерские), а также отдельные штатные реставраторы музея обязаны вести строгий документальный учет (в специальных журналах и протоколах по реставрации) проводимых ими реставрационных работ. Документация о состоянии музейных предметов и произведенных реставрационных процессах (протокол и паспорт) подписывается реставратором и заведующим реставрационной мастерской. Все ответственные, сложные реставрации должны обязательно сопровождаться фотографированием музейного предмета до реставрации, в процессе реставрации и после ее окончания.
Фотоснимки должны полностью отражать проделанную работу и все существенные изменения памятника, в том числе давать полное представление об удаленных слоях записи и т.п.
43. Протоколы, акты, фотографии и другие документы, фиксирующие состояние реставрируемых музейных предметов и их реставрацию, должны регистрироваться в специальных книгах регистрации документов реставрационных работ. Каждый протокол, акт и другие документы должны иметь дату и порядковый номер и подшиваться в специальное дело протоколов и актов реставрации музейных предметов.
44. В музеях, имеющих реставрационные отделы (мастерские), их заведующие подчиняются главному хранителю (или заместителю директора по учету и хранению).
45. Заведующий отделом реставрации составляет календарный план реставрационных работ на определенные отрезки времени (месяц, квартал, год), причем очередность реставрации музейных предметов устанавливается с учетом их состояния и музейной значимости. Годовой план реставрации утверждается в установленном порядке. Квартальные и месячные планы реставрационных работ составляются на основе утвержденного годового плана.
46. Заведующий реставрационным отделом музея составляет заявки на материалы, инструменты и оборудование для реставрационных работ.
47. Реставрационные отделы (мастерские), а также отдельные штатные реставраторы музея обязаны совместно с хранителями систематически производить осмотр музейных предметов, обращая при этом особое внимание на больные памятники, а также на музейные предметы из свето-, термо-, влагонестойких материалов (бумага, дерево, ткань, воск и т.п.).
При этом состояние сохранности фиксируется в специальных актах, картотеке или журналах.
Все обнаруженные дефекты подробно записываются в документах, при этом определяются и фиксируются причины их появления, определяются меры к их устранению, устанавливаются характер и очередность (сроки) реставрационных работ.
Календарные планы осмотра музейных предметов составляются с учетом их специфики и условий хранения и с таким расчетом, чтобы обеспечить сохранность всех музейных ценностей.
Примечание. В музеях, где штатные реставраторы отсутствуют, систематические (не реже одного раза в год) осмотры состояния сохранности должны проводиться комиссиями в составе: заведующего отделом (в соответствии с характером материала, подлежащего осмотру), материально ответственного хранителя данного материала, с обязательным участием главного хранителя (зав. фондами), а в особо сложных случаях и директора.
48. Реставрационные отделы (мастерские) обязаны ставить в известность главного хранителя о случаях обнаружения порчи или неправильного хранения музейных предметов.
49. Заведующие реставрационными отделами, а также отдельные штатные реставраторы несут ответственность за несвоевременное принятие реставрационных мер, результатом чего явилась порча или гибель памятника.
50. Прием музейных предметов реставрационными мастерскими от отделов в реставрацию и сдача их после реставрации должны производиться по актам о приеме - сдаче с подробным указанием в них: при приеме - повреждений музейного предмета, требующих реставрационного вмешательства, при сдаче - произведенных реставрационных работ по данному предмету со ссылкой на номер и дату реставрационного протокола.
Акты передачи должны иметь визу главного хранителя (зав. фондами) или утверждаться им.
51. Учет и хранение музейных предметов в реставрационных мастерских музея и других реставрационных учреждениях Министерства культуры СССР осуществляются на основе настоящей Инструкции.
52. К самостоятельному выполнению реставрационных и консервационных работ в музеях, реставрационных мастерских и других реставрационных организациях могут быть допущены только лица, имеющие соответствующую специальную подготовку (прошедшие обучение на специальных отделениях художественных учебных заведений, специальных курсах или стажирование в ведущих реставрационных организациях страны) и аттестованные в установленном порядке.
53. Реставратор, не прошедший соответствующей аттестации, может быть допущен к самостоятельному выполнению консервационно-реставрационных работ только на основании письменной рекомендации одного из ведущих реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР, где этот реставратор проходил обучение или стажирование.
Конкретный перечень работ, поручаемых такому реставратору дирекцией музея, не должен выходить за пределы упомянутой рекомендации.
Руководители и сотрудники специализированного реставрационного учреждения, рекомендовавшие поручить реставратору самостоятельное выполнение реставрационной работы, несут ответственность за свою рекомендацию при условии ее неуклонного выполнения как самим реставратором, так и администрацией музея.
54. Реставраторам, имеющим профессиональные знания и практический опыт, необходимый для самостоятельного выполнения работ по реставрации, решением комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР присваивается квалификационная категория.
55. Конкретный перечень работ по реставрации музейных ценностей, которые могут быть поручены реставратору для самостоятельного выполнения, определяется присвоенной ему квалификационной категорией и квалификационными характеристиками художников-реставраторов, утвержденными Приказом Министерства культуры СССР от 20 февраля 1973 г. N 114.
56. Дирекция музея или реставрационного учреждения не имеет права поручать реставратору выполнение более сложных реставрационных работ, чем это предусмотрено его квалификационной характеристикой, установленной при аттестации или рекомендацией, полученной в соответствии с п. 53 настоящей Инструкции после очередного стажирования.
57. В музеях, имеющих в своем штате аттестованных художников-реставраторов высшей квалификации и I категории, на последних может быть возложено руководство работой менее квалифицированных и неаттестованных реставраторов, работающих в музее по той же специальности.
58. Конкретный характер консервационно-реставрационных работ, поручаемых реставраторам музея под руководством аттестованного художника-реставратора высшей квалификации или I категории, устанавливается по согласованию с последним и в пределах его компетенции. Все работы, проводимые под руководством художника-реставратора высшей квалификации или I категории, выполняются под его непосредственным наблюдением и под его личную ответственность.
59. Художник-реставратор высшей квалификации или I категории имеет право отказаться от руководства работой неквалифицированного исполнителя в случае недостаточной профессиональной подготовки последнего или проявления им недобросовестного отношения к поручаемой работе и музейным ценностям.
60. Обучение начинающих реставраторов практическим навыкам работы может проводиться только на учебном материале, не имеющем музейного значения.
Выполнение консервационно-реставрационных работ на музейных предметах, представляющих историческую или художественную ценность, допускается только после приобретения реставратором необходимого опыта.
61. На каждый реставрируемый музейный предмет реставратор составляет проект реставрационного задания с указанием всех операций (процессов) в их последовательности, рецептур и материалов. Реставрационное задание одобряется реставрационным советом музея и утверждается директором.
Примечание. Экстренные противоаварийные консервационные работы, проводимые по утвержденной технологии и с установленной документальной фиксацией, могут осуществляться по согласованию с главным хранителем музея без предварительного задания, но с последующим отчетом на реставрационном совете музея.
62. Реставратор несет персональную ответственность:
- за состояние сохранности и непринятие своевременных необходимых мер по консервации и реставрации музейных предметов (наряду с хранителями);
- за самовольное или некачественное выполнение работ по консервации и реставрации музейных предметов;
- за применение непроверенных и нерекомендованных методов и реставрационных материалов;
- за низкое качество выполненных реставратором или под его руководством работ по упаковке и распаковке музейных предметов;
- за плохое документирование консервационно-реставрационных работ;
- за несоблюдение правил противопожарной безопасности в своей работе и в помещении реставрационной мастерской.
63. Реставратор музея:
- руководит упаковкой и распаковкой музейных предметов, направляемых на выставки, на реставрацию и т.д., а в случае необходимости наиболее ответственную часть таких работ выполняет лично;
- участвует в работе закупочной комиссии, определяя степень сохранности приобретаемых музейных предметов, и в необходимых случаях дает об этом письменное заключение;
- принимает участие в работе по комплектованию выставок вне музея (из экспонатов музея) и передвижных выставок, определяя допустимость перевозки экспонатов. В случае, если реставратор считает транспортировку невозможной по причине плохого состояния музейного предмета, а дирекция музея принимает решение о его отправке, реставратор музея обязан в письменном виде изложить свои возражения директору для обсуждения на реставрационном совете;
- оказывает помощь в работе комиссиям, прибывшим в музей для инспекторской проверки хранения, реставрации и консервации музейных предметов.
64. Реставратор обязан систематически работать над повышением квалификации в соответствии с действующими квалификационными требованиями.
65. Реставратор имеет право ходатайствовать о присвоении ему очередной квалификационной категории при достижении стажа практической работы и опыта в реставрации, предусмотренных положением о комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР.
66. Дирекция музея или реставрационного учреждения обязана обсудить ходатайство реставратора на заседании реставрационного совета и при наличии его положительного решения представить в комиссию по аттестации реставраторов необходимые документы и материалы для присвоения реставратору очередной квалификации.
67. Дирекция музея или реставрационного учреждения обязана:
- обеспечить реставратору необходимые для его работы условия труда (помещение, оснащение, оборудование, материалы, технику безопасности);
- в установленные сроки направлять реставратора на плановое стажирование в центральные реставрационные организации.
68. В случае установления низкого уровня проведения реставратором консервационных и реставрационных работ дирекция музея или реставрационного учреждения обязана сообщить об этом комиссии по аттестации реставраторов и имеет право обсудить на реставрационном совете и перед комиссией по аттестации вопрос о пересмотре квалификации реставратора.
69. При нанесении музейному предмету ущерба по вине реставратора последний несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
70. В музеях, не имеющих штатных реставраторов, категорически запрещается производить какую-либо реставрацию музейных ценностей силами сотрудников музея или частных лиц, не имеющих специального письменного разрешения Министерства культуры СССР и союзных республик в соответствии с подчиненностью музея.
Выполнение консервационных или реставрационных работ приглашенными специалистами по договорам, трудовым соглашениям и т.п. или учреждениями и организациями, не входящими в систему Министерства культуры СССР, может быть допущено только по особому в каждом отдельном случае разрешению Министерства культуры СССР или министерства культуры союзной республики согласно подчиненности музея.
71. Все необходимые работы по реставрации музейных ценностей в музеях, не имеющих своих реставрационных мастерских, производятся в плановом порядке, по заявкам музеев Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. И.Э. Грабаря, Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации или в республиканских научно-реставрационных мастерских, имеющих санкцию Министерства культуры СССР или министерств культуры союзных республик.
72. На все памятники истории и культуры, нуждающиеся в неотложной реставрации, музеи, не имеющие своих реставрационных мастерских, обязаны составлять списки с указанием автора, названия, размеров, материалов, техники исполнения, а также характера повреждения или заболевания памятника и направлять эти списки вместе с заявкой музея в центральные реставрационные учреждения или республиканские реставрационные мастерские.
73. Выдача музейных предметов на реставрацию из музея в центральные или республиканские реставрационные мастерские производится по согласованию с реставрационными мастерскими и по разрешению директора музея на срок не более двух лет.
Выдача оформляется актом, в котором подробно оговаривается состояние сохранности и срок, на который выдается музейный предмет.
Выдача музейных предметов на реставрацию частным лицам запрещается.
74. При возврате музейного предмета из реставрационных мастерских последние обязаны передать музею копии всех необходимых реставрационных документов: выписки из протоколов реставрационных советов, копии реставрационных протоколов (паспортов), заключения о физических и химических методах исследования, дубликаты негативов и фотоотпечатков, зафиксировавших реставрационный процесс, и т.п.
II. Состав музейных фондов
75. Собрания всех музеев состоят из основного и научно-вспомогательного фондов. В естественно-научных музеях, кроме того, имеется фонд "сырьевых материалов".
76. К основному фонду относятся следующие музейные предметы:
В естественно-исторических музеях или отделах - музейные предметы, документирующие развитие природы и историю развития естественно-научных дисциплин, в их числе:
- образцы природы, обработанные и законсервированные для длительного хранения, а также снабженные этикетками, гарантирующими точность определения;
- уникальные объекты живой и неживой природы, например редкие виды животных и растений, метеориты, кристаллы необычной формы и др.;
- сборы крупнейших естествоиспытателей, имеющие научное или мемориальное значение;
- образцы техники препарирования и научной таксидермии;
- биогруппы и ландшафтные диорамы, с научной точностью воспроизводящие естественную обстановку изученных музеем природных участков и основанные на подлинных, научно обработанных материалах;
- подлинные изобразительные материалы, характеризующие природные условия (картографические, фотографические и произведения изобразительного искусства);
- письменные, изобразительные, вещественные памятники, отражающие историю естественных наук.
В музеях или отделах исторического профиля - музейные предметы, документирующие историю и развитие человеческого общества. В их числе:
вещественные памятники
- археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок;
- музейные предметы, относящиеся к феодальной и капиталистической общественно-экономической формациям и социалистической общественно-экономической формации, характеризующие экономику, общественные отношения, внутреннюю и внешнюю политику, историю революционного движения, борьбу за мир в СССР и защиту социалистического отечества, культуру (орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества), мемориальные предметы, связанные с историческими событиями или выдающимися личностями - руководителями партии и государства, участниками революционного движения, гражданской и Великой Отечественной войн, народными героями, деятелями науки и культуры и т.д.;
- нумизматические материалы (монеты, бонистика, ордена, медали), сфрагистики (печати), геральдики и пр.;
изобразительные памятники - произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живопись, скульптура, графика, в том числе плакат и др.), имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;
- фотографические материалы (дагерротипы, негативы с натуры, позитивы), имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;
- карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий и пр.;
письменные памятники - рукописные и печатные документы;
- книги рукописные, старопечатные, с автографами, редкие издания XVII - XX веков;
киноматериалы - документальные и художественные;
фонозаписи речевые и музыкальные, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение.
В литературных, театральных, музыкальных музеях или отделах - музейные предметы, документирующие развитие литературы, театрального искусства, музыкальной культуры. В их числе:
письменные памятники - произведения художественной литературы, драматургии и публицистики (рукописи, печатные издания с правкой или автографами автора, редкие печатные издания и пр.);
- документы, характеризующие деятельность творческих коллективов, жизнь и творчество писателей, актеров, режиссеров, композиторов, музыкантов, театральных художников и их окружение;
изобразительные памятники - произведения изобразительного искусства, фотографии, характеризующие деятельность творческих коллективов, личность деятеля литературы, театрального и музыкального искусства, процесс его творчества, эпоху, в которую он жил;
- эскизы и макеты декораций, эскизы театральных костюмов;
- иллюстрации к литературным произведениям;
вещественные памятники - предметы быта мемориальные, а также предметы быта, характеризующие эпоху;
- музыкальные инструменты, театральные костюмы и пр.;
фонозаписи речевые и музыкальные и кинофильмы.
В технических музеях - музейные предметы, документирующие историю развития техники. В их числе:
вещественные памятники (машины, механизмы, приборы и др.);
изобразительные памятники (произведения изобразительного искусства, чертежи и фотографии, отражающие жизнь и деятельность ученых, изобретателей, отдельные технические процессы и пр.);
письменные памятники (техническая документация, документы, связанные с жизнью и деятельностью ученых, изобретателей и пр.);
фонозаписи и кинофильмы, отражающие этапы развития техники.
В мемориальных музеях
- мемориальные предметы, принадлежавшие меморируемому лицу или его ближайшему окружению (вещественные, изобразительные, письменные памятники, фонокинодокументы);
- мемориальные предметы, относящиеся к меморируемому событию (вещественные, изобразительные, письменные памятники, фонодокументы);
- памятники, не являющиеся мемориальными, но отражающие историческую обстановку, в которой действовало меморируемое лицо или происходило меморируемое событие, а также результаты деятельности меморируемого лица, судьбу творчества в последующие эпохи;
- произведения литературы и искусства, посвященные меморируемому лицу или событию.
В художественных музеях
- произведения всех видов изобразительного, декоративно-прикладного, монументального искусства, коллекции археологии, нумизматики и др. в соответствии с профилем каждого музея.
76а. Из основного фонда может быть выделен обменный фонд, который состоит из музейных предметов, не отвечающих профилю музея, а также из излишних дублетных экземпляров (свыше пяти). Музейные предметы обменного фонда могут быть переданы с разрешения Министерства культуры СССР и министерств культуры союзных республик (согласно подчиненности) другим музеям в порядке обмена или безвозмездно.
Музейные предметы обменного фонда при поступлении в музей регистрируются как предметы основного фонда, а их принадлежность к обменному фонду фиксируется в специальной картотеке.
77. К научно-вспомогательному фонду относятся: различные воспроизведения (фотокопии, слепки, муляжи, макеты), реконструкции, карты, диаграммы, схемы, планы и др., разработанные или приобретенные в процессе комплектования, изучения и экспонирования музейных коллекций;
образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур и других натуральных материалов, подверженных порче и требующих частой замены;
натуральные материалы - объекты природы, не имеющие музейного значения, но используемые для наглядного показа некоторых особенностей природы и ее явлений.
В отдельных случаях научно-вспомогательные материалы могут быть переведены в основной фонд (например, точные копии утраченных уникальных предметов).
Из научно-вспомогательного фонда может быть выделен обменный фонд.
78. К фонду "сырьевых" научных материалов относятся объекты неорганической и органической природы, предназначенные для лабораторных исследований и препарирования. Это - шкурки животных, влажные экспедиционные сборы, материалы, подготовленные для длительного хранения, и пр.
79. Все музейные предметы основного фонда: вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства входят в состав музейного фонда Союза ССР.
80. Отнесение предметов к определенному фонду производится фондово-закупочной комиссией музея и оформляется протоколом, который утверждается директором и скрепляется печатью музея.
III. Государственный учет музейных фондов
Общие положения
81. Государственный учет музейных фондов представляет собой определение и регистрацию музейных собраний, являющихся общенародным достоянием.
Музейные фонды подлежат строгому государственному учету, который обеспечивает их юридическую охрану и создает условия для изучения и рационального использования.
Все памятники истории и культуры (вещественные, объекты природы, произведения всех видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, памятники письменности и др.), хранящиеся в музеях, бухгалтерскому учету по стоимости не подлежат.
82. Государственный учет музейных фондов предусматривает две стадии:
а) первичную регистрацию и атрибуцию поступивших в музей предметов, имеющих целью их документальную охрану (актирование, краткую запись в книге поступлений);
б) инвентаризацию, т.е. научную регистрацию музейных предметов (классификация по типам источников, видам материалов, видам искусства, коллекциям и пр., составление более развернутого и точного описания, уточнение атрибуции, запись в научный инвентарь).
83. Основными юридическими документами государственного учета музейных фондов являются акты приема и акты выдачи, книги поступлений и научный инвентарь. Для характеристики музейного предмета научный инвентарь является наиболее полным документом, фиксирующим его классификацию и результаты изучения.
84. Акты, книги поступлений и инвентарные книги музея должны заполняться разборчиво, четко, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений.
Исправления записей в этих документах допускаются лишь в крайних случаях. В случае необходимости внесения исправлений они производятся красными чернилами. Старые (зачеркнутые только одной чертой) и новые записи должны четко читаться. Об исправлениях делается соответствующая запись на той же странице. Она заверяется директором и главным хранителем (зав. фондами), зав. отделом учета, материально ответственным лицом и скрепляется печатью музея.
Все существенные исправления (атрибуция, сохранность, размер, материал и т.п.), вносимые в инвентарные книги музея и книги поступлений, заверяются лицом, ответственным за учет, на основании специального акта, подписанного директором или его заместителем по научной части, главным хранителем (зав. фондами), зав. соответствующим научным отделом и хранителем фондов.
85. Музеи учитывают документы ГАФ СССР по фондам, коллекциям и единицам хранения и в целях централизованного учета документов ГАФ СССР ежегодно представляют в соответствующие учреждения государственной архивной службы СССР сведения о составе и объеме хранящихся документов ГАФ СССР по установленным формам централизованного учета (паспорт, карточка фондов, сведения об изменении в объеме, составе, содержании и состоянии фондов).
Сведения об объеме, составе, содержании и состоянии документов ГАФ СССР включаются в учетные формы основного фонда музеев.
Музеи обеспечивают отбор, учет, сохранность, качество обработки и использования документов ГАФ СССР с соблюдением правил, устанавливаемых Главным архивным управлением при Совете Министров СССР.
Порядок приема и выдачи поступивших в музей предметов
86. Все поступившие в музей предметы подлежат строгому документальному учету.
Оформление приема и выдачи предметов производится немедленно по их поступлении или выдаче, по соответствующим актам. Акт приема и акт выдачи (Приложения N 3, 4) являются первичными юридическими документами государственного учета музейных фондов. Хранение в музеях предметов, не оформленных актами приема, категорически запрещается.
87. В актах приема или выдачи точно указывается место составления акта, год, месяц, число, от кого (в выдаче - кому), по чьему распоряжению, для какой цели и на какой срок (если предмет принят или выдан временно для выставки, экспертизы и др.) принят или передан предмет. При этом предметы точно перечисляются один за другим по наименованию, дается краткое характеризующее их описание, указываются размер, материал, техника, отмечается сохранность предмета, монтировка (например, в раме, под стеклом), прежний номер предмета (если он поступил из другого музея) - в акте приема, шифр и номер по книге поступлений, а также номер научного инвентаря при выдаче. При приеме предмета в постоянное пользование указывается также его цена, если он имеет оценку (был заказан или приобретен за плату). К акту желательно приложить сведения об истории предмета, так называемую легенду (его происхождение, движение, пребывание в коллекциях и на выставках, связи с определенными историческими событиями и лицами, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления и т.п.), а для археологических и других экспедиционных материалов - полевую или коллекционную опись или попредметный список.
88. Если предмет требует особой атрибуции, к акту приема прилагается заключение специалистов или экспертной комиссии, заверенное соответствующим учреждением и скрепленное печатью учреждения, проводившего экспертизу.
89. Прием и выдача предметов, состоящих из драгоценных металлов и камней, производится в строгом соответствии с действующей Инструкцией Министерства культуры СССР (от 18 сентября 1975 г. N 29-166) "О порядке учета и хранения музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях и культурно-просветительных учреждениях СССР".
Примечание. Выдача предметов, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, на реставрацию или для опробования в организациях и учреждениях, имеющих право опробирования драгоценных материалов, производится с разрешения директора музея по согласованию с главным хранителем по гарантийному письму и оформляется актом, в котором подробно оговаривается состояние сохранности и срок, на который выдается музейный предмет.
90. Порядок приема и хранения орденов и медалей СССР производится в соответствии с Инструкцией "О порядке приема в музеи страны для экспонирования и хранения орденов и медалей СССР", утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 31 октября 1977 г. N 838.
91. Прием и выдача оружия производится по разрешению вышестоящих организаций, а также органов милиции в установленном порядке.
92. Акты приема или выдачи предметов должны заполняться под копирку на пишущей машинке или от руки - черной или фиолетовой пастой.
93. Первичным охранным документом на предметы, собранные для музея в экспедициях (кроме археологических, геологических и некоторых других, учитывающихся по полевым описям), могут являться акты приема или типовые квитанции, составленные научными сотрудниками на месте сбора материала. Эти квитанции (желательно на бланках, отпечатанных типографским способом) подписываются лицами, сдавшими и принявшими материал (Приложение N 1). Приложением к ним служат списки (в 3 экземплярах), в которых подробно описываются принятые предметы.
В музеях, куда поступают значительные экспедиционные сборы, приказом директора может быть выделено специальное лицо, а также отведено особое помещение для временного хранения таких материалов. Хранитель экспедиционных сборов принимает материал от участников экспедиций на основании первичной квитанции, составленной на месте сбора и коллекционных описей (Приложение N 2) по акту, и хранит его до рассмотрения на фондово-закупочной комиссии.
Примечание. Материалы археологических экспедиций передаче на временное хранение не подлежат.
Хранитель экспедиционных сборов может также временно хранить предметы, поступающие в музей на закупку, в дар, на экспертизу и т.п. Прием таких вещей также оформляется актом или квитанцией на получение предмета от владельца.
Хранитель ведет журнал регистрации поступлений, в котором фиксируются документ и источник поступления, перечень поступивших предметов, решение фондово-закупочной комиссии, сведения о возврате вещей владельцам или передаче их в научные отделы (Приложение N 5). Он ведет также картотеку на поступившие предметы.
В соответствии с протоколом фондово-закупочной комиссии отдел учета или главный хранитель (зав. фондами) оформляет акт приема предметов на постоянное хранение, на основании которого эти предметы вносятся в книгу поступлений музея. Этот акт является одновременно и актом передачи музейных предметов на материально ответственное хранение. Он подписывается главным хранителем (зав. фондами), лицом, хранившим эти предметы до решения фондово-закупочной комиссии, и лицом, принявшим их на материально ответственное хранение.
Фамилии лиц, сдающих и получающих предметы, должны быть в акте повторены разборчиво в скобках.
Акты утверждаются директором музея, а в его отсутствие - его заместителем по научной части либо лицом, его замещающим.
После подписания и утверждения директором акты скрепляются печатью музея. Без такого оформления акты к исполнению не принимаются.
94. Акты приема и выдачи составляются в нескольких экземплярах (не менее 3). Первый экземпляр остается у главного хранителя (зав. фондами) или в отделе учета; второй - передается в отдел, которому предмет передан на хранение или из которого выдан (если хранение производится по отделам); третий - вручается под расписку лицу, сдавшему или принимающему предмет.
В случае, если главный хранитель (зав. фондами) является материально ответственным лицом, первый экземпляр акта хранится у директора.
95. Выдача музейных предметов из фондов музеев союзного подчинения во временное пользование другим музеям или учреждениям производится по специальному письменному разрешению министра культуры СССР или его заместителя.
Выдача музейных предметов из музеев республиканского и местного подчинения во временное пользование - по специальному письменному разрешению министра культуры союзной республики или его заместителя.
Директор музея имеет право продлить срок временной выдачи не более чем на один год.
Выдача музейных предметов из музеев в постоянное пользование другим музеям или учреждениям производится по приказу министров культуры СССР и союзных республик или их заместителей по подчиненности музея.
Выдача музейных предметов до их занесения в книгу поступления, не получивших шифра и номера, не разрешается.
Выдача музейных предметов из фондов музеев других министерств и ведомств производится по письменному разрешению соответствующих министерств и ведомств, которым подчинены эти музеи.
96. При выдаче экспонатов во временное пользование в учреждения, выступающие в качестве организаторов выставок (Торговая палата СССР, Союз обществ дружбы с зарубежными странами, Союз художников СССР, Академия художеств СССР, ВДНХ СССР и др.), в акте выдачи должна быть сделана оговорка, что принимающее экспонат учреждение, в лице его представителя, ознакомилось с настоящей Инструкцией и обязуется ее выполнять. Необходимо также получить от музея или учреждения, принимающего экспонат во временное пользование, гарантию его сохранности и своевременного возврата (оговорив это в акте).
В акте в случае необходимости могут быть оговорены рекомендации по упаковке, транспортировке, монтировке и хранению выдаваемых экспонатов.
Передача по акту и упаковка предметов для иногородних получателей должна производиться в присутствии получающей стороны. Лицо, принимающее предметы, должно иметь доверенность. Отправка и транспортировка музейных предметов производится в сопровождении материально ответственного лица (представителя принимающей или сдающей стороны).
К акту выдачи или приема прилагаются копии железнодорожных, авто- или авианакладных на отправку груза.
Примечание. Категорически запрещается передача кому-либо экспонатов, находящихся на временном хранении, без согласия их владельца.
97. Возврат музеем предметов, полученных им во временное пользование от другого музея или учреждения, производится по распоряжению директора музея, их возвращающего, и оформляется актом с подписями и визами: главного хранителя (зав. фондами), заведующего соответствующим отделом (если хранение осуществляется по отделам), а также материально ответственного лица, на чьем хранении находились эти предметы, с соблюдением требований, изложенных в п. 95.
98. Внутренние передачи предметов из одного отдела музея в другой отдел, от одного материально ответственного хранителя другому материально ответственному лицу производятся по разрешению директора и оформляются соответствующим актом. Акты подлежат утверждению директором музея или заместителем директора по научной части и скрепляются печатью музея (Приложения N 6, 7).
Кратковременная передача музейных предметов из отделов в фотолабораторию или для научной работы в пределах музея производится по разрешению главного хранителя (зав. фондами) и заведующего отделом и оформляется распиской лица, принявшего их, в специальной книге.
99. Акты приема или выдачи постоянного и временного хранения
нумеруются порядковыми номерами раздельно, причем номера актов
временного хранения имеют дополнительный шифр "ВХ",
ВХ
например: ----.
N 71
Раздельно пронумерованные акты постоянного и временного хранения подшиваются в два разных дела актов приема или в два разных дела актов выдач в хронологическом порядке, т.е. в порядке восходящих номеров.
Акты составляются в нескольких экземплярах (не менее 3). Два из них остаются в музее и хранятся в двух местах: в крупных музеях - в отделе учета и в отделе, где хранится предмет, в небольших музеях - у директора и главного хранителя (зав. фондами).
В конце года акты нумеруются по страницам, шнуруются, опечатываются печатью и остаются на хранение в музее. Сдаче в Главное архивное управление акты и другие документы, связанные с коллекциями музея, не подлежат.
Все акты подлежат регистрации в специальных книгах регистрации актов. Музей может вести две книги регистрации актов: приема и выдачи на постоянное хранение (записывая, например, акты приема на левой странице, а выдачи - на правой) и на временное хранение или четыре раздельные книги регистрации этих четырех видов актов (Приложения N 8а - 8г).
Записи в каждой из книг регистрации актов могут продолжаться подряд, из года в год, до заполнения книги, но нумерация актов приема и выдачи предметов ежегодно должна начинаться с первого номера. Акты передачи предметов на материально ответственное хранение целесообразно нумеровать подряд, без разделения по годам. Они подшиваются в отдельную папку и регистрируются в отдельной книге.
Регистрация новых поступлений
100. Все предметы, поступившие в музей на постоянное хранение, после актирования и рассмотрения на фондово-закупочной комиссии в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогательного фонда (Приложения N 9а, 9б). Предметы, поступившие в музей на временное хранение, регистрируются в книге временных поступлений (Приложение N 10).
Цель книг поступлений как государственного документа охранного порядка - зарегистрировать поступивший предмет под определенным порядковым номером, который тут же проставляется на нем, и дать краткое характеризующее его описание, исключающее его подмену, а в случае утери или кражи облегчающее также розыск пропавшего предмета. Порядковый номер по книге поступлений, присвоенный данному предмету, одновременно проставляется в акте его приема в музей.
Примечания. а) При одновременном поступлении большого количества однородных предметов (нумизматические и графические коллекции, фотоматериалы и др.) допускается групповая запись. В этих случаях количество поступивших предметов должно быть отражено в соответствующих порядковых номерах книги поступлений (например, КП-250-825. Коллекция русских монет XVIII в., медь) или в книге поступлений производится суммарная запись с присвоением коллекции единого номера с соответствующими количеству дробными номерами входящих предметов (например, КП 250/1-26 Павлов И.Н., коллекция линогравюр на тему "Москва сегодня").
Групповая запись в КП допускается только при наличии по предметной описи состава данной коллекции, на которую в книге поступлений делается ссылка. Групповая запись предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней запрещается.
б) Материал, поступающий в музей в результате деятельности археологических, этнографических, геологических и др. экспедиций, учитывается первоначально по актам или коллекционным полевым описям комплексами. В случае, если перечисленные комплексы передают в музей экспедиции других организаций, то они поступают по актам с попредметными описями, в которых однотипные материалы записываются группами, а уникальные - индивидуально. До записи в КП археологические материалы систематизируются, разделяются на основной и научно-вспомогательный фонд, в последний выделяются массовые находки (кремневые отщепы, фрагменты керамики и др., предметы, сильно разрушенные и не подлежащие реставрации). Поступившему археологическому, этнографическому, геологическому комплексу или неразобранному архиву мемориального характера дается единый номер КП. Количество предметов фиксируется дробными порядковыми номерами на основе попредметного описания полевой или коллекционной описи.
В связи с необходимостью предварительной систематизации и камеральной обработки экспедиционных сборов археологических, этнографических, геологических и др. коллекций, а также неразобранных архивов мемориального характера сроки их записи в книгу поступлений определяются фондово-закупочной комиссией с учетом сложности и объема работ.
в) Поступающие в музей клады сохраняются в полном составе и не могут смешиваться с другими предметами и другими кладами. Клад получает единый номер книги поступления и подробно учитывается по описи.
г) Полевая или коллекционная опись должна быть подписана лицом, составившим опись, заверена подписью начальника экспедиции и пронумерована и опечатана печатью музея.
Регистрация полевых или коллекционных описей производится в специальной книге регистрации полевых и коллекционных описей.
101. Книга поступлений как документ охранного порядка должна быть до заполнения пронумерована, прошнурована, подписана и опечатана печатью вышестоящей организации.
Шифр музея и порядковые номера книг поступлений сразу же проставляются на самом предмете. Например: Перм КМ КП-3117 или ВХ КП-85. На художественных произведениях желательно ставить их простым карандашом (на произведениях из бумаги), на подрамниках картин и т.п. - фломастером или простым карандашом; на мелких предметах - на прикрепленной к предмету картонной этикетке.
102. Уникальные предметы фотографируются в обязательном порядке.
Научная инвентаризация музейных предметов
103. Инвентаризация - основная форма изучения, описания и научного определения музейных предметов основного фонда.
Инвентаризации подлежат все музейные предметы, поступившие в постоянное пользование музея.
104. Музейные предметы при инвентаризации систематизируются в соответствии с классификацией основного фонда по отдельным группам, в зависимости от состава собрания. В музеях с большим собранием музейные предметы могут систематизироваться по отделам, а уже внутри отделов согласно принятой классификации по группам музейных предметов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Госстроя СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.07.1985 n 226/125/15-88 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗДЕЛА СТРОИТЕЛЬНЫЕ, МОНТАЖНЫЕ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЕДИНОГО ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСК 3  »
Документы СССР »
Читайте также