ПРИКАЗ Минторга СССР от 29.08.1984 n 231 О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТОРГОВЛЕ


МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ СССР
ПРИКАЗ
от 29 августа 1984 г. N 231
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ТОВАРНО - МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ,
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТОРГОВЛЕ
В соответствии с указанием Министерства финансов СССР от 30 декабря 1982 г. N 179 приказываю:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую Инструкцию о порядке проведения инвентаризации основных средств, товарно - материальных ценностей, денежных средств и расчетов в объединениях, на предприятиях и в организациях государственной торговли.
2. Считать утратившими силу Приказ Министерства торговли СССР от 13 июня 1972 г. N 115 и пункт 1 Приказа Министерства торговли СССР от 10 марта 1980 г. N 57.
Заместитель Министра
П.Д.КОНДРАШОВ



Утверждена
Приказом Министерства торговли СССР
от 29 августа 1984 г. N 231
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ, ТОВАРНО - МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ И РАСЧЕТОВ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ, НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТОРГОВЛИ
1. Общие положения
1.1. Все предприятия, объединения и организации <*> государственной торговли обязаны проводить инвентаризацию основных средств, товарно - материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса в соответствии с настоящей Инструкцией.
--------------------------------
<*> В дальнейшем изложении вместо слов "объединения, предприятия и организации" - "предприятия".
Инвентаризации подлежат также товарно - материальные ценности, не принадлежащие предприятиям, как числящиеся в учете (на ответственном хранении, в арендном пользовании, полученные для переработки), так и не учтенные по каким-либо причинам.
1.2. Основными задачами инвентаризации являются:
выявление фактического наличия основных средств, товарно - материальных ценностей и денежных средств, а также объемов незавершенного производства в натуре;
контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
выявление товарно - материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, устаревших фасонов и моделей;
выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
проверка реальности стоимости учтенных на балансе товарно - материальных ценностей, сумм денежных средств в кассах, на расчетном и других счетах в учреждениях банков, денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резерва предстоящих расходов и платежей и других статей баланса.
1.3. Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:
в сроки, устанавливаемые в соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах;
в случае смены материально ответственных лиц - на день приемки - передачи дел;
при установлении фактов краж, ограблений, хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей - немедленно по установлении таких фактов;
после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) - немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия;
при переоценке основных средств и товарно - материальных ценностей, если иное не установлено, - в сроки, определенные соответствующими нормативными документами;
при передаче предприятий и их структурных подразделений, а также зданий и сооружений кооперативным и другим общественным организациям - на установленную дату передачи.
1.4. Проведение инвентаризации при коллективной (бригадной) материальной ответственности обязательно при смене руководителя коллектива (бригадира), уходе его в очередной отпуск, при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады). При возвращении руководителя коллектива (бригады) из очередного отпуска, а также при временном его выбытии из состава бригады (болезнь, командировка и т.п.) инвентаризация ценностей проводится при условии, если этого потребует администрация, руководитель коллектива (бригадир) или члены коллектива (бригады).
1.5. При получении отказа поставщика в удовлетворении претензии за недогруз товаров или при получении претензии покупателя за недогруз товаров проводится выборочная инвентаризация товаров, по которым заявлены указанные претензии.
2. Сроки проведения инвентаризации
2.1. Предприятия обязаны проводить инвентаризацию в соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах в следующие сроки:
товаров на складах и базах непродовольственных товаров - не менее одного раза в год;
товаров на складах и базах продовольственных товаров - не менее двух раз в год; на холодильниках и хладокомбинатах: мяса - не менее одного раза в год, остальных товаров - не менее двух раз в год;
товаров в магазинах и во всех других розничных торговых предприятиях - не менее двух раз в год;
сырья, продуктов и товаров в предприятиях общественного питания: в кладовых - не менее одного раза в квартал; в производственных цехах - не менее одного раза в месяц, в буфетах - не менее двух раз в квартал, в вагоне - ресторане - по окончании каждого рейса.
Одновременно с инвентаризацией товарно - материальных ценностей на предприятии, как правило, проводится инвентаризация этих ценностей в филиалах и в прикрепленной к нему мелкорозничной сети (палатки, киоски, павильоны и т.п.). Это правило не распространяется на самостоятельные отделы, секции и филиалы универмагов и крупных магазинов, столовых, ресторанов, фабрик - заготовочных, комбинатов питания и т.п., имеющих раздельную материальную ответственность;
картофеля, овощей и фруктов в овощехранилищах - не реже двух раз в год. При этом инвентаризации следует проводить, когда картофель, овощи и фрукты подвергаются сплошной переборке или сортировке, связанной с перевешиванием всех находящихся в овощехранилищах товаров, или когда проводится разгрузка всего овощехранилища, или отдельно учитываемых секций (складов);
тары, находящейся на предприятиях торговли и общественного питания, - одновременно с инвентаризацией товаров;
тары, находящейся на складах специальных тарных предприятий, - не менее двух раз в год, а стеклотары - не менее одного раза в квартал;
готовой продукции и сырья на производственных предприятиях: в кладовых цехов - не менее одного раза в квартал;
на складах и базах - не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября отчетного года;
нефти и нефтепродуктов - не менее одного раза в месяц;
запасных и ремонтных материалов - не менее двух раз в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября отчетного года;
молодняка животных, животных на откорме, кроликов, птицы, семей пчел - не менее одного раза в квартал; кроме того, инвентаризация проводится при переводе животных из одной возрастной группы в другую;
основных средств - не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 ноября отчетного года;
капитальных вложений - не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 декабря отчетного года;
незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год;
незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки на производственных предприятиях - не менее одного раза в квартал;
малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год;
столовой посуды и приборов, а также белья, находящихся в эксплуатации на предприятиях общественного питания, - не менее одного раза в квартал;
библиотечных фондов - не менее одного раза в год;
денежных средств, ценных бумаг, лимитированных чеков, денежных документов и бланков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц и при инвентаризации товарно - материальных ценностей в торговых предприятиях и на предприятиях общественного питания - в установленные для них сроки;
товаров и материалов в пути, товаров отгруженных, денежных сумм в пути - ежемесячно;
расчетов с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам, полученным из бюджета средствам и т.д.) - по мере получения бланков выписок, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца;
расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
расчетов предприятия с его подразделениями, выделенными на самостоятельные балансы, и вышестоящей организацией - на первое число каждого месяца;
расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;
дел и задолженности по хищениям, недостачам и порче товарно - материальных ценностей - по состоянию на 1 июля каждого года;
остальных статей баланса - на первое число месяца, следующего за отчетным годом.
2.2. Предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и осуществляющие завоз товаров, сырья и материалов в период навигации, проводят инвентаризацию в период их наименьших остатков, как правило, до начала навигации.
3. Общий порядок проведения инвентаризации
3.1. Организацию инвентаризаций и контроль за их проведением осуществляют постоянно действующие инвентаризационные комиссии, которые создаются в составе:
руководителя предприятия или его заместителя (председатель комиссии);
главного бухгалтера (на предприятиях, где выделены учетно - контрольные группы, - руководителя этой группы);
начальников структурных подразделений (служб);
представителей общественности.
3.2. Для непосредственного проведения инвентаризации ценностей создаются рабочие инвентаризационные комиссии в составе:
представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии);
специалистов: товароведа, технолога, инженера, механика, производителя работ, экономиста, работника бухгалтерской службы и др.
В состав комиссии включаются опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемые ценности, цены и первичный учет.
Запрещается назначать в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц одного и того же работника два раза подряд.
3.3. В межинвентаризационный период на предприятиях должны проводиться систематические проверки и выборочные инвентаризации товарно - материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Основными задачами этих проверок и инвентаризаций является осуществление контроля за сохранностью ценностей, соблюдением правил их хранения, порядка ведения первичного учета.
Выборочной проверке подвергаются прежде всего наиболее ценные и пользующиеся повышенным спросом товары, а также товары, по которым имеются сверхнормативные запасы или продолжительное время не было их движения (поступления или выбытия). Если выборочной инвентаризацией будут установлены недостачи и нарушения, то проводится очередная сплошная инвентаризация.
3.4. Персональный состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия (Приложение N 1) (см. доп. п. 3.7).
3.5. Постоянно действующие инвентаризационные комиссии:
проводят организационную профилактическую работу по предупреждению недостач, хищений, потерь товарно - материальных ценностей, при необходимости заслушивают на своих заседаниях руководителей структурных подразделений по вопросам сохранности ценностей;
организуют проведение инвентаризаций и осуществляют инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;
осуществляют контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно - материальных ценностей в межинвентаризационный период;
проверяют правильность выведения результатов инвентаризаций, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей;
в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и др.) проводят по поручению руководителя предприятия повторные сплошные инвентаризации;
рассматривают объяснения лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей, а также другие нарушения, и дают предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.
3.6. Рабочие инвентаризационные комиссии:
осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства;
совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;
вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно - материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также о реализации сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;
несут ответственность за:
своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя предприятия;
полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно - материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;
правильность указания в описи отличительных признаков товарно - материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определяются их цены;
правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в соответствии с установленным порядком.
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью скрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством.
3.7. Инвентаризация товарно - материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится, как правило, внезапно, а основных средств незавершенного производства, расчетов и статей баланса - по состоянию на первое число месяца.
Для проведения инвентаризации издается приказ руководителя предприятия (см. Приложение N 1). В Приказе устанавливается срок начала и окончания проведения инвентаризации. Приказ регистрируется бухгалтерией в книге контроля за исполнением приказов о проведении инвентаризации (Приложением N 2).
Приказ вручается рабочей инвентаризационной комиссии перед началом проведения инвентаризации и одновременно комиссии выдается контрольный пломбир.
3.8. Запрещается проводить инвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии.
3.9. Ко дню окончания снятия фактических остатков должна быть:
закончена обработка всех документов по приходу и расходу ценностей, произведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки на день инвентаризации.
3.10. Рабочая инвентаризационная комиссия, прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно - материальных ценностей, обязана:
опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющих отдельные входы и выходы;
на предприятиях розничной торговли и общественного питания снять остатки наличия денежных средств в кассах, установить выручку текущего дня;
проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения;
получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении товарно - материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к этим реестрам (отчетам) с указанием "до инвентаризации..." (дата), что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков ценностей к началу инвентаризации по учетным данным.
Лица, ответственные за сохранность ценностей, дают в описи расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на ценности сданы в бухгалтерию (в централизованную бухгалтерию или учетно - контрольную группу централизованной бухгалтерии), и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
Аналогичные расписки отбираются и у лиц, имеющих подотчетные суммы или доверенности на получение ценностей.
3.11. При внезапных инвентаризациях все товарно - материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, в остальных случаях заблаговременно. Они должны быть сгруппированы, рассортированы и уложены по наименованиям, сортам, размерам в определенном порядке, удобном для подсчета количества.
Товары, подготовленные к отправке согласно выписанным нарядам, но не оплаченные и не вывезенные покупателями до инвентаризации, должны быть в этих случаях распакованы и записаны в общую инвентаризационную опись с натуры, а не по сопроводительным документам. Одновременно за подписью председателя инвентаризационной комиссии на всех экземплярах нарядов и других документов на отправку товаров делается отметка о том, что эти товары включены в инвентаризационные описи.
3.12. Инвентаризация основных средств, товаров, денежных средств, сырья, материалов, готовой продукции и других ценностей проводится по каждому местонахождению и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.
Проверка фактических остатков проводится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих торговыми предприятиями, секциями, складами и др.). При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризация проводится при обязательном участии бригадира или его заместителя и членов бригады, работающих на момент начала инвентаризации.
Для проведения инвентаризации ценностей на предприятиях, имеющих отделы (секции), а также кладовые (подсобные помещения), заведование которыми поручено отдельным материально ответственным лицам или бригадам, должны создаваться отдельные инвентаризационные комиссии по каждому отделу (секции, кладовой и т.п.). На крупных предприятиях торговли и общественного питания, на оптовых базах, складах в целях ускорения снятия фактических остатков товарно - материальных ценностей могут создаваться несколько инвентаризационных подкомиссий, которые проводят инвентаризацию по местам хранения ценностей с участием членов бригады. Председатель инвентаризационной комиссии организует работу подкомиссий, обеспечивает правильность проведения инвентаризации в целом по предприятию.
Председатель комиссии и бригадир бригады материально ответственных лиц по данным всех инвентаризационных описей, составленных подкомиссиями с участием членов бригады, оформляют сводный акт о наличии товарно - материальных ценностей по всему предприятию.
3.13. Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Категорически запрещается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
По товарно - материальным ценностям, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщиков, количество этих ценностей в виде исключения может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.
В розничных торговых предприятиях и на предприятиях общественного питания все нераспакованные товары, находящиеся в таре (ящиках, бочках), должны быть распакованы и проверены как по количеству, так и по качеству. Запрещается ограничиваться подсчетом количества мест (бочек, ящиков, мешков и т.п.) без тщательной проверки их содержимого. Затаренные товары не подлежат распаковке и проверяются на выборку в случаях, когда распаковка товаров может вызвать понижение их качества, упакованные товары хранятся в неповрежденной таре поставщика, вес или количество нераспакованных товаров определяется по трафарету на таре.
На складах, базах, холодильниках при явной нецелесообразности перевешивания или пересчета товарно - материальных ценностей, как например, при нахождении товаров в целых пронумерованных кипах, ящиках, бочках, допускается внесение в описи этих товаров по спецификации или маркировке, имеющейся на таре. При этом инвентаризационная комиссия обязательно проводит проверку отдельных мест указанных ценностей на выборку, делая об этом соответствующую отметку (оговорку) в описи. Выборочной проверке подлежит не менее 10 процентов нераспакованных мест, за исключением тех товаров, которые при распаковке могут подвергнуться порче или понижению качества. Если выборочной проверкой будут установлены расхождения между фактическим наличием и данными спецификаций или маркировок, то инвентаризационная комиссия обязана провести полную проверку наличия ценностей.
3.14. Определение веса (или объема) товарно - материальных ценностей, хранящихся навалом, допускается производить на основании обмеров и технических расчетов; акты обмеров и расчеты прилагаются к описям. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведутся ведомости отвесов. По окончании перевески итоги ведомостей отвесов вносятся в инвентаризационные описи. Ведомости отвесов подписываются членами комиссии, материально ответственным лицом и прилагаются к описям.
Инвентаризация запасов соли в розничных предприятиях, на складах и базах проводится путем их перевешивания. На складах и базах, имеющих значительные запасы соли, когда перевешивание ее затруднено, допускается инвентаризация по обмеру. Однако не реже одного раза в два года соль на этих складах и базах должна инвентаризироваться путем перевешивания. Обязательно также перевешивание соли на складах и базах при смене материально ответственных лиц.
3.15. Данные о фактических остатках товарно материальных ценностей записываются в инвентаризационные описи, заполняемые в двух или трех экземплярах. Описи составляются по каждому материально ответственному лицу (бригаде). При наличии у одного материально ответственного лица (бригады) ценностей, хранящихся в территориально обособленных друг от друга помещениях, описи составляются по каждому месту хранения ценностей. Первый экземпляр описи заполняется материально ответственным лицом, второй экземпляр - членом комиссии. При смене материально ответственных лиц третий экземпляр описи заполняется материально ответственным лицом, принимающим ценности. В процессе заполнения описей ведется взаимная сверка каждой страницы описи и в случае обнаружения при сверке расхождений немедленно проводится проверка ценностей, по которым получились расхождения.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество показываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
3.16. Описи подписываются всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку в том, что проверка ценностей проведена в их присутствии правильно, к комиссии претензий не имеют и перечисленные в описи ценности принимают на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия ценностей в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принявшее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.
Если инвентаризация проводится в отсутствии материально ответственных лиц (бригадира), а также после стихийных бедствий, краж и ограблений, то описи подписываются представителем управления (отдела) торговли городского (районного) Совета народных депутатов, который включается в этих случаях в состав инвентаризационной комиссии.
3.17. При инвентаризации должны применяться утвержденные ЦСУ СССР типовые междуведомственные формы первичной учетной документации по инвентаризации;
при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются формы описей, утвержденные Министерством сельского хозяйства СССР и ЦСУ СССР для сельскохозяйственных предприятий.
3.18. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как средствами механизации, так и ручным способом.
В оптовых предприятиях для заполнения описей на бухгалтерских машинах используются товарные ярлыки (партионные, кипные карты), составляемые материально ответственными лицами на каждый вид товаров (материалов). Комиссия проверяет фактическое наличие товаров (материалов), правильность составления ярлыка: наименование, количество товаров, розничную цену и другие признаки, ставит на ярлыке регистрационный (порядковый) номер, регистрирует ярлык в контрольной ведомости (Приложение N 3) и направляет ярлык оператору бухгалтерской машины для включения проверенных ценностей в инвентаризационную опись. Контрольная ведомость находится у председателя комиссии и после сверки ее с описями сдается в бухгалтерию. Ярлыки (партионные, кипные карты) подписываются работником предприятия, подобравшим товары (материалы), председателем инвентаризационной комиссии (подкомиссии), материально ответственным лицом (бригадиром) и хранятся до выведения окончательных результатов инвентаризации, а затем уничтожаются.
Инвентаризационные описи, составляемые вручную, заполняются чернилами, шариковой ручкой или химическим карандашом, четко и ясно. Помарки и подчистки в описях не допускаются.
На каждой странице инвентаризационной описи указывается прописью число порядковых номеров товарно - материальных ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются.
3.19. По окончании инвентаризации, до открытия магазина, склада (секции, кладовой и т.п.) руководители предприятий организуют контрольные проверки правильности проведенных инвентаризаций. Проверка проводится руководящими работниками предприятий, членами постоянно действующих инвентаризационных комиссий с участием членов рабочих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц по окончании инвентаризации, но обязательно до открытия магазина, склада (кладовой, секции и т.п.), где проводилась инвентаризация. При этом проверяется не менее 10 - 15 процентов наименований наиболее ценных и пользующихся повышенным спросом ценностей, значащихся в описи. Контрольными проверками должно быть охвачено не менее 15 процентов проведенных инвентаризаций.
При выявлении значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной сплошной инвентаризации ценностей.
Руководитель предприятия должен немедленно рассмотреть вопрос об ответственности первого состава инвентаризационной комиссии, допустившей нарушения в проведении инвентаризации ценностей.
Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом (Приложение N 4). Учет контрольных проверок ведется бухгалтерией в специальной книге (Приложение N 5).
3.20. Работа рабочей инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором отражаются результаты инвентаризации, а также результаты проверки условий хранения и обеспечение сохранности товарно - материальных ценностей.
При наличии неиспользуемых и неполноценных товарно - материальных ценностей в протоколе указывается время завоза этих ценностей, наименование поставщика, состояние ценностей на момент инвентаризации и причины понижения их качества. На такие товарно - материальные ценности составляются отдельные инвентаризационные описи, а ценности в местах хранения размещаются обособленно.
На ценности, пришедшие в негодность, составляется отдельная инвентаризационная опись; в протоколе они отмечаются отдельно, причем указываются причины порчи и виновные лица.
В протоколе комиссия отражает свои выводы по результатам инвентаризации ценностей и дает предложения по устранению выявленных недостатков, зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли.
По окончании инвентаризации все материалы по ней и протокол комиссии передаются на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
3.21. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они должны немедленно (до открытия магазина, склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом рабочей инвентаризационной комиссии. Заявления материально ответственных лиц о том, что недостача или излишки были вызваны ошибкой в наименовании товарно - материальных ценностей, пропуском, просчетом и т.п., принимаются до открытия магазина, склада, кладовой, секции. Рабочая инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
3.22. Руководители предприятий несут ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризаций товарно - материальных ценностей и денежных средств и за обеспечение их внезапности. Они обязаны создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия ценностей в сжатые сроки (обеспечение рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством и т.п.).
Главные бухгалтеры совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязаны тщательно контролировать соблюдение установленных правил проведения инвентаризации.
3.23. Одновременно с инвентаризацией товарно - материальных ценностей бухгалтерия предприятия должна проверить записи по всем соответствующим счетам в сопоставлении с корреспондирующими счетами. Например, по основным средствам (в согласовании с соответствующими счетами учета капитальных вложений) необходимо установить, все ли объекты, принятые в эксплуатацию, числятся в учете; по товарно - материальным ценностям - все ли поступившие ценности оприходованы, а выбывшие - списаны и отражены в учете; по незавершенному производству - все ли затраты списаны на выпущенную продукцию и т.д.
4. Инвентаризация основных средств
4.1. До начала инвентаризации необходимо проверить:
наличие и состояние записей в инвентарных карточках, инвентарных книгах или описях;
наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием в аренду, на хранение и во временное пользование. (При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.)
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации в них должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
4.2. При инвентаризации основных средств комиссия в обязательном порядке проводит осмотр объектов в натуре и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в инвентаризационную опись недостающие или правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например: по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по современной стоимости их воспроизводства соответственно прейскурантам (сметной стоимости), утвержденным в установленном порядке, а износ установлен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением данных об оценке и износе соответствующими актами.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить, когда и кто дал распоряжение о строительстве (приобретении) выявленных инвентаризацией неучтенных объектов, куда списаны затраты их и отразить это в протоколе.
Основные средства заносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что проведенные работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, она должна по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения первоначальной стоимости объекта и привести в описи данные о проведенных изменениях.
Одновременно комиссия должна установить виновных в этом лиц и причины, по которым конструктивные изменения тех или иных объектов не получили отражения в учетных регистрах.
4.3. Машины, оборудование и силовые установки заносятся в инвентаризационные описи индивидуально с указанием инвентарного номера, завода - изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и другие предметы одинаковой стоимости, поступившие одновременно в предприятие, цех или отдел и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, записываются в инвентаризационные описи по наименованиям с указанием общего количества этих предметов.
Присвоенные инвентарным объектам основных средств номера, как правило, не должны изменяться. Замена номеров может быть произведена в тех случаях, когда объекты ошибочно значатся не в той группе основных средств, к которой они должны быть отнесены по своему технико - производственному назначению, а также в случаях установления неправильной нумерации.
4.4. Объекты основных средств, которые в момент инвентаризации будут вне предприятия (находящиеся в дальних рейсах автомашины, отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), должны быть проинвентаризированы до момента временного выбытия их хозяйства.
4.5. Основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, в инвентаризационную опись не включаются. На эти объекты инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Списание таких объектов производится в соответствии с Типовой инструкцией Минфина СССР и Госплана СССР от 16 июня 1962 г. N 161/31-и и Дополнением к ней от 6 мая 1983 г. N 63 "О порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств)".
4.6. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются и арендованные основные средства.
Описи арендованных объектов составляются отдельно по каждому арендодателю. В них, кроме установленных сведений, указывается также наименование арендодателя и срок аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи арендованных основных средств высылается арендодателю.
5. Инвентаризация товарно - материальных ценностей
5.1. Инвентаризация товарно - материальных ценностей должна проводиться в кратчайшее время, которое устанавливается администрацией при назначении инвентаризации.
Для розничных торговых предприятий установлен согласно распоряжению Совета Министров СССР от 15 мая 1972 г. N 1016р согласованный с Министерством финансов СССР следующий порядок проведения инвентаризации:
без прекращения торговли (в неурочное время) - в мелкой розничной торговой сети (киосках, павильонах, палатках и т.п.), а также в небольших магазинах с узким ассортиментом товаров;
в магазинах (отделах, секциях магазинов) с большим количеством товаров или широким их ассортиментом разрешается закрывать:
не более чем на один рабочий день - продовольственные магазины и не более чем на два рабочих дня - непродовольственные и смешанные магазины, при этом закрытие магазинов допускается не чаще двух раз в год.
Инвентаризация в магазинах, имеющих отделы или секции с раздельной материальной ответственностью, проводится по этим подразделениям без закрытия всего торгового предприятия.
При закрытии отдельных магазинов следует оповещать покупателей об адресах ближайших розничных предприятий, торгующих теми же товарами. Запрещается одновременно закрывать на инвентаризацию несколько однородных магазинов в одном микрорайоне города.
5.2. Перед началом инвентаризации необходимо закрыть помещение магазина, склада (кладовой) и прекратить операции с товарно - материальными ценностями. Покупатели, находящиеся в торговом зале, должны быть обслужены до начала работы инвентаризационной комиссии.
Для улучшения обслуживания покупателей руководство торгового предприятия до начала инвентаризации, по согласованию с председателем комиссии, может отпустить товары первой необходимости для организации продажи с лотков и в мелкорозничной сети. Во время пересчета ценностей отпуск товаров не допускается.
5.3. В тех случаях, когда инвентаризация ценностей не заканчивается в один день или при перерывах на обед, лица, участвующие в проведении инвентаризации, оставляют помещение одновременно. Помещение закрывается, опломбировывается или опечатывается, при этом ключ от замка остается у лица, ответственного за товарно - материальные ценности, а пломбир (печатка) у председателя инвентаризационной комиссии. Инвентаризационные описи в этих случаях должны храниться в закрытом ящике (шкафу) предприятия, в котором проводится инвентаризация.
5.4. Инвентаризация товарно - материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в помещении. Нельзя допускать беспорядочного перехода от одного вида товарно - материальных ценностей к другому.
При хранении товарно - материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.
После проверки ценностей вход в помещение пломбируется и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
5.5. Товарно - материальные ценности заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием прейскурантного и номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта, количества (веса), цены за единицу, суммы и других необходимых данных.
5.6. Товарно - материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно - материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно - материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
5.7. На больших складах при длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия в процессе инвентаризации товарно - материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием "Товарно - материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляться эта опись должна по аналогии с документами на поступившие товарно - материальные ценности во время инвентаризации.
В расходных документах делается отметка "включены в фактический остаток" за подписью председателя инвентаризационной комиссии.
5.8. Товарно - материальные ценности, принадлежащие другим предприятиям и находящиеся на ответственном хранении, инвентаризируются одновременно с собственными товарно - материальными ценностями. На эти ценности составляется отдельная инвентаризационная опись, в которой делается ссылка на соответствующие документы, подтверждающие принятие этих ценностей на ответственное хранение.
5.9. Инвентаризация товарно - материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в тщательной проверке обоснованности числящихся на соответствующих счетах сумм. На счетах учета этих товарно - материальных ценностей могут оставляться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - счетами - платежными требованиями поставщиков или другими их заменяющими документами; по отгруженным - копиями предъявленных покупателям счетов - фактур и копиями платежных требований, а по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка о нахождении платежных требований в картотеках; по находящимся на складах других организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате инвентаризации; по находящимся на складах одногородних поставщиков - сохранными расписками, переоформленными на дату проведения инвентаризации. Предварительно должна быть проведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена в других счетах ("Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д.).
При длительной задержке в оплате покупателями или заказчиками отгруженных им товаров, выполненных работ или оказанных услуг выясняются причины несвоевременной оплаты, которые фиксируются в протоколе инвентаризационной комиссии.
При установлении фактов неоприходования поступивших товарно - материальных ценностей должны быть затребованы объяснения лиц, получивших ценности, а в случае злоупотребления материалы должны быть переданы следственным органам.
5.10. Инвентаризационные описи (акты) составляются отдельно на товарно - материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
В описях товарно - материальных ценностей, находящихся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование (согласно документу), количество и стоимость (согласно данным учета), дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на соответствующих счетах. При этом по грузам, не прибывшим в установленный срок и числящимся в учете как материалы и товары в пути, необходимо проверить, какие меры приняты к их розыску.
В описях на товарно - материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно - материальных ценностей, дата отгрузки, дата выписки счета - фактуры, номер счета - фактуры и сумма по счету - фактуре.
Товарно - материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, фактическая стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
При получении от предприятий, на ответственном хранении которых эти ценности находятся, копий инвентаризационных описей комиссия сопоставляет фактическое наличие ценностей (по данным копий инвентаризационных описей) с количеством, установленным по документам.
В описях на товарно - материальные ценности, находящиеся в переработке на других предприятиях, указывается наименование перерабатывающего предприятия, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
5.11. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по месту их нахождения и лицам, на ответственном хранении которых они находятся. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В инвентаризационные описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.
В описях указывается первоначальная стоимость предметов. Если износ этих предметов учитывается по фактическому их состоянию, то в примечании указывается процент износа каждого предмета или группы предметов с одинаковым размером износа, определяемый рабочей инвентаризационной комиссией.
В этом случае одноименные предметы с разной степенью изношенности записываются в опись отдельными строками.
Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей - накладных или квитанций предприятий бытового обслуживания.
На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, рабочей инвентаризационной комиссией составляются акты установленной формы с указанием времени эксплуатации, причины негодности, возможности использования на хозяйственные цели.
5.12. Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). Перед проверкой порожняя тара должна быть подобрана по видам: деревянная (ящики, бочки), картонная, металлическая (фляги, барабаны), текстильная (мешки).
На тару, пришедшую в негодность, рабочей инвентаризационной комиссией составляется акт с указанием причин порчи и лиц, ответственных за тару.
6. Инвентаризация незавершенного производства
6.1. Инвентаризация незавершенного производства имеет целью определить его объемы и фактическую себестоимость в соответствии с установленным порядком.
По промышленным предприятиям, например, необходимо:
определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изделий;
определить фактическую себестоимость находящихся в производстве заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изделий;
выявить неучтенный брак.
6.2. Перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Находящиеся в цехах заделы незавершенного производства и полуфабрикаты должны быть приведены в порядок, обеспечивающий правильность и удобство подсчета их количества.
6.3. Проверка остатков заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) проводится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждому цеху (участку, отделению) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно - монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным предприятиям, их очередям, объектам, пусковым комплексам, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания без промежуточных платежей; по незаконченным частям конструктивных элементов и видов работ; по работам, выполненным сверх 95 процентов оплаченной готовности объекта - при расчетах по проценту технической готовности.
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются особо и фиксируются в отдельных описях.
Окончательно забракованные детали в состав незавершенного производства не включаются.
6.4. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь, в инвентаризационных описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящим в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
При инвентаризации на производстве (кухне) предприятий общественного питания проверяется фактическое наличие необработанного сырья, готовых изделий (блюд), полуфабрикатов и других товарно - материальных ценностей.
Остатки готовой продукции (блюд) записываются в опись по продажным (учетным) ценам, без пересчета на сырье. Количество порций каждого наименования готовых изделий определяется по весу или обмеру (мерной посудой) с учетом приправ (соус, сметана, масло и т.п.). Полуфабрикаты включаются в опись в пересчете на продукты и сырье, израсходованные на их приготовление. Пересчет полуфабрикатов в сырье и продукты производится на основе данных закладки по Сборнику рецептур.
Неиспользованные продукты и сырье записываются в опись по весу, по продажным (учетным) ценам. Скидки (накидки) для сырья различных кондиций, находящегося на производстве (кухне), при инвентаризации восстанавливаются. В описи указанные скидки (накидки) отражаются по каждому виду сырья отдельно.
7. Инвентаризация незавершенного
капитального строительства
7.1. Наличие и объем незавершенного капитального строительства устанавливаются при инвентаризации путем проверки их в натуре. В актах инвентаризации указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.
Инвентаризационная комиссия должна проверить:
не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически неиспользованное по назначению. При выявлении такого оборудования необходимо сделать соответствующие исправления в учете;
состояние законсервированных и временно прекращенных строительных объектов. По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
7.2. На законченные строительные объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые акты. Отдельные акты составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В актах необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
7.3. На прекращенные строительные объекты, а также на проектно - изыскательские работы по неосуществленному строительству, подлежащие списанию с баланса, составляются акты, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должна использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно - финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
8. Инвентаризация незаконченных капитальных
ремонтов, расходов будущих периодов и резервов
предстоящих расходов и платежей
8.1. Инвентаризация незаконченных капитальных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов проводится путем проверки состояния работ в натуре и оформляется актом, в котором указываются: название ремонтируемого объекта, наименование и процент выполнения работ, сметная и фактическая стоимость выполненных работ.
8.2. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает и включает в описи сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов. На этом счете могут быть оставлены расходы, которые подлежат отнесению на издержки производства или обращения в течение двух лет, а в случаях, устанавливаемых Министерством торговли СССР по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР, - не свыше четырех лет, если решениями Совета Министров СССР не установлен иной порядок погашения указанных расходов. Порядок учета, распределения и включения в себестоимость продукции или работ указанных расходов устанавливается в соответствующих инструкциях.
Суммы издержек обращения, налога с оборота, торговых скидок (накидок) на остаток товаров и других статей баланса должны быть подтверждены специальными расчетами.
8.3. Предстоящие затраты на капитальный ремонт арендованных основных средств, производимый по условиям договора за счет средств арендатора, подлежат ежемесячному резервированию равными долями исходя из сметной стоимости и срока аренды.
Если окончание работ по капитальному ремонту арендованных основных средств приходится не на отчетный год, при инвентаризации проверяют правильность резервирования затрат по этому ремонту по состоянию на 1 января.
При завершении работ по капитальному ремонту арендованных основных средств в отчетном году остатка резерва по законченному ремонту на счете резерва предстоящих расходов и платежей не должно быть.
8.4. Разница между фактическими и плановыми затратами на текущий ремонт основных средств, производимый в течение отчетного года неравномерно, отражается в балансе соответственно как расходы будущих периодов или резерв предстоящих расходов и платежей.
Инвентаризационная комиссия устанавливает наличие в балансе на 1 января следующего года за отчетным указанной разницы. Сумма излишне образованного в отчетном году резерва по отношению к фактическим расходам должна быть сторнирована.
8.5. При проверке в процессе инвентаризации резервирования сумм на восстановление износа автомобильных шин и их ремонт следует руководствоваться указаниями, приведенными в письме Минфина СССР от 25 сентября 1978 г. N 90. Создаваемый резерв является постоянным и не закрывается по годовому отчету.
8.6. При образовании с разрешения Министерства финансов СССР резервов на покрытие каких-либо других предполагаемых расходов и убытков инвентаризационная комиссия проверяет правильность их расчета и остатка на конец отчетного года.
9. Инвентаризация животных и молодняка животных
9.1. Взрослый продуктивный и рабочий скот заносится в инвентаризационные описи, в которых указываются: номер животного (бирка, тавро), кличка животного, год рождения, порода, упитанность, живая масса (вес) животного (кроме лошадей, верблюдов, мулов, оленей, по которым масса (вес) не указывается) и первоначальная стоимость. Порода указывается на основании данных бонитировки скота.
Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.
9.2. Молодняк крупного рогатого скота, племенных лошадей и рабочего скота включается в инвентаризационные описи индивидуально с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и т.д.
Животные на откорме, молодняк свиней, овец, коз, птица и другие виды животных, учитываемые в групповом порядке, включаются в описи согласно номенклатуре, принятой в учетных регистрах с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.
Описи составляются по видам животных отдельно по фермам, цехам, отделениям, бригадам в разрезе учетных групп и материально ответственных лиц.
10. Инвентаризация денежных средств,
ценностей и бланков строгой отчетности
10.1. При инвентаризации кассы проверяется фактическое наличие денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Подвергаются также проверке бланки строгой отчетности.
При подсчете фактического наличия денежных средств в кассе принимаются к учету денежные знаки, почтовые марки и марки государственной пошлины. Предъявленные кассиром почтовые марки и марки государственной пошлины принимаются по номинальной стоимости. Никакие документы или расписки в остаток наличности кассы не включаются. Заявления кассира о наличии в кассе денежных средств и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, во внимание не принимаются.
В акте инвентаризации наличия денежных средств указывается остаток ценностей в натуре и по данным учета на день инвентаризации и определяется результат инвентаризации.
10.2. При проверке фактического наличия денежных документов устанавливается сумма, подлинность каждого документа и правильность его оформления. Проверка проводится по отдельным видам документов с указанием в акте названия, номера и серии, купюры и общей суммы. Реквизиты каждой купюры сопоставляются с данными описей ценных бумаг, хранящихся в бухгалтерии.
Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности проводится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков. Результаты данной проверки оформляются специальной описью.
10.3. Инвентаризация денежных средств в пути проводится путем сверки числящихся на этом счете сумм:
при сдаче выручки - с данными квитанций учреждений банка, сберегательной кассы, почтового отделения, копиями сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.;
по суммам, переведенным вышестоящей организацией или другими предприятиями своей системы, - с данными извещений (авизо), в которых указываются даты, номера поручений, суммы и наименования учреждений Госбанка или почтовых отделений, принявших перечисления.
10.4. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках, на расчетных и текущих счетах, на аккредитивах, специальных, особых и других счетах, проводится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии (централизованной бухгалтерии) предприятий с данными по выпискам банков.
11. Инвентаризация расчетов
11. Инвентаризация расчетов с банками по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, рабочими и служащими, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на этих счетах. Комиссия устанавливает сроки возникновения и реальность задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности, если это имеет место. Дебиторам, расчеты с которыми осуществляются не в порядке инкассо, предприятиями - кредиторами направляются выписки из лицевых счетов с числящейся за ними задолженностью. Предприятия - дебиторы обязаны в течение десяти дней со дня получения выписок подтвердить остаток задолженности или сообщить свои возражения. Эти подтверждения предъявляются инвентаризационной комиссии для проверки реальности задолженности.
Особо тщательной проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в части сумм товаров в пути и расчетов с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Проверка производится как по документам, так и по записям в регистрах с корреспондирующих счетов. При этом уточняется, не значатся ли в составе неотфактурованных поставок суммы, оплата которых отражена на счете "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" или суммы за товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.
На суммы, учтенные на счетах поставщиков по неотфактурованным поставкам, бухгалтерией должны быть затребованы от поставщиков отгрузочные документы. Поставщики обязаны предъявить покупателям документы для оплаты, а если у поставщиков не значится задолженности, то они обязаны поставить об этом в известность покупателей.
11.2. На счетах расчетов с покупателями и поставщиками, с прочими дебиторами и кредиторами должны оставаться исключительно согласованные суммы. В тех отдельных случаях, когда до конца отчетного периода не удалось устранить возникшие разногласия или расшифровать невыясненные расхождения, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своем балансе в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.
Заинтересованная сторона обязана передать материалы о разногласиях на разрешение соответствующих органов.
11.3. По задолженности рабочим и служащим должны быть выявлены суммы своевременно невостребованной заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат рабочим и служащим.
11.4. При инвентаризации подотчетных сумм проверяется целевое назначение выданных авансов, устанавливается причина несвоевременного использования или возврата аванса.
11.5. Рабочая инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
тождественность расчетов с банками, структурными подразделениями предприятия, выделенными на отдельные балансы, и с вышестоящими организациями. Оставление на балансе предприятия неурегулированных сумм по этим расчетам рассматривается как неправильное составление баланса;
правильность и обоснованность числящейся по балансу суммы задолженности по недостачам и хищениям и меры, принятые ко взысканию этой задолженности;
правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, а также предъявление исков на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности, не инкассируемой через банк, не позднее 30 дней со дня ее возникновения.
11.6. Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризированных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской и дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.
По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов или кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов. По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справке указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.
11.7. Инвентаризация дел и задолженности по хищениям, недостачам и порче материальных ценностей проводится в порядке, установленном указаниями о порядке работы в системе Министерства торговли СССР по возмещению ущерба от хищений, растрат, недостач и потерь товарно - материальных ценностей, ответственности руководителей и должностных лиц предприятий и организаций государственной торговли за состояние этой работы и координации ее с правоохранительными органами, утвержденными Приказом Министерства торговли СССР от 28 июня 1983 г. N 140.
12. Составление сличительных ведомостей
по инвентаризации
12.1. Инвентаризационные описи по окончании инвентаризации и их соответствующего оформления передаются председателем инвентаризационной комиссии в тот же день, а если инвентаризация закончилась после окончания рабочего дня, то на следующий день к началу работы, в следующем порядке: первый экземпляр с контрольной ведомостью и другими документами - главному бухгалтеру предприятия, где ведется учет ценностей; второй экземпляр - материально ответственному лицу (бригадиру) под расписку на первом экземпляре. Описи передаются в бухгалтерию при перечне, подписанном председателем инвентаризационной комиссии.
12.2. Предварительные результаты инвентаризации ценностей (недостачи, излишки) должны выявляться инвентаризационной комиссией на месте немедленно по окончании инвентаризации и до открытия предприятия. О результатах ее сообщается руководителю предприятия, назначившему инвентаризацию. При

ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РСФСР (утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 28.08.1984 n 100)  »
Документы СССР »
Читайте также