ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 25.05.1984 n 496 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 1984 г. N 496
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА О ДИСЦИПЛИНЕ
РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Совет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Устав о дисциплине работников морского транспорта.
Распространить действие Устава на плавсостав морских судов Министерства геологии СССР, Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Академии наук СССР, а также на плавсостав морских судов и соответствующие категории работников береговых служб Министерства газовой промышленности.
Особенности применения Устава в системе указанных министерств и ведомств устанавливаются этими министерствами и ведомствами по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС.
2. Признать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.



Утвержден
Постановлением
Совета Министров СССР
от 25 мая 1984 г. N 496
УСТАВ
О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Морской транспорт является одним из важнейших звеньев единого народнохозяйственного комплекса страны. От его эффективной работы зависит наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей страны в морских перевозках грузов и пассажиров.
Всемерное укрепление социалистической дисциплины труда является важнейшим условием успешного выполнения планов экономического и социального развития морского транспорта, а также повышения эффективности и качества его работы. Нарушение дисциплины может создать угрозу для жизни и здоровья людей, для своевременной доставки грузов и пассажиров и для сохранности социалистической собственности.
2. Настоящий Устав распространяется на плавсостав судов Министерства морского флота, работников предприятий, осуществляющих спасательные, судоподъемные и дноуглубительные работы, а также на работников военизированной охраны, гидрографического предприятия, учебных заведений, Регистра СССР и его инспекций, портов, управлений флота, пароходств, всесоюзных объединений и центрального аппарата.
Всякое нарушение работниками морского транспорта своих обязанностей влечет за собой угрозу для жизни перевозимых морским транспортом людей, для своевременной и аккуратной доставки грузов социалистической промышленности и сельского хозяйства, для сохранности доверенной транспорту социалистической собственности и для обороноспособности Союза ССР.
2. Дисциплина на морском транспорте состоит в строгом соблюдении всеми работниками порядка и правил, установленных законами, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР, приказами и инструкциями, в беспрекословном, точном и своевременном выполнении приказов и распоряжений своих начальников и является важным средством обеспечения безопасности мореплавания и укрепления в каждом работнике морского транспорта сознательного отношения к труду.
3. Дисциплина на морском транспорте достигается воспитанием у работников высоких морально-политических и деловых качеств и основывается на сознании каждым работником своего служебного долга и ответственности за порученное дело.
4. Трудовая дисциплина обязывает каждого работника морского транспорта:
а) точно исполнять возложенные по службе обязанности, проявляя необходимую инициативу;
б) неуклонно соблюдать требования законов, приказов, правил и инструкций, действующих на морском транспорте;
в) строго хранить государственную и военную тайну;
г) быть честным, правдивым, хорошо знать свое дело и постоянно в нем совершенствоваться;
д) проявлять заботу и внимание к пассажирам морского транспорта;
е) оберегать государственную собственность: технические средства морского транспорта (суда, портовые и гидротехнические сооружения, средства связи и пр.), оборудование и материалы, а также принятые к перевозке морским транспортом грузы и багаж;
ж) выполнять нормы и измерители работы транспортных средств, всемерно добиваясь улучшения использования флота (оборота судов), выполнять и перевыполнять установленные нормы выработки, способствовать достижению высокой рентабельности перевозок и улучшению других экономических показателей в работе морского транспорта;
з) неуклонно соблюдать правила коммунистического общежития, с достоинством и честью вести себя как на службе, так и вне службы, удерживать других от нарушения общественного порядка и содействовать укреплению дисциплины.
5. Начальник обязан повседневно обеспечивать высокую дисциплину и поддерживать инициативу подчиненных, направленную на выполнение государственного плана, повышение безопасности мореплавания и улучшение других показателей в работе.
Приказ начальника должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок.
6. Нарушение работником морского транспорта дисциплины при исполнении служебных обязанностей, а также нарушение правил поведения на судах, в портах и на служебных территориях других предприятий и организаций, даже если оно совершено не при исполнении служебных обязанностей, является служебным проступком, если это нарушение не влечет за собой судебной ответственности.
За совершение служебного проступка работник морского транспорта должен быть подвергнут дисциплинарному взысканию. В случае нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания начальник должен напомнить работнику об обязанностях службы или передать дело о проступке на обсуждение общественности.
Интересы обеспечения безопасности мореплавания обязывают каждого начальника не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненного.
Особое внимание начальника должно быть направлено на своевременное выявление причин и предупреждение проступков подчиненных, на создание нетерпимого отношения к нарушителям дисциплины, на использование силы общественности в борьбе с этими нарушениями.
7. Начальник обязан подавать пример выполнения служебного долга, четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным, неуклонно требовать их точного исполнения и проверять исполнение.
8. Начальник обязан решительно и твердо требовать соблюдения трудовой дисциплины, постоянно воспитывать своих подчиненных в духе неуклонного выполнения всех ее требований, развивать и поддерживать в них сознание служебного долга.
9. Начальник обязан строго взыскивать с нарушителей трудовой дисциплины и поощрять достойных за проявленное усердие и отличие по службе.
Неиспользование начальником в необходимых случаях своей дисциплинарной власти является прямым нарушением дисциплины.
10. Всякое распоряжение подчиненный должен получать от непосредственного начальника.
В случае получения распоряжений от вышестоящего начальника работник обязан выполнять это распоряжение и одновременно доложить об этом своему непосредственному начальнику.
11. Настоящий Устав распространяется на плавсостав судов Министерства морского флота, рабочих, служащих и инженерно-технических работников пароходств, территориальных и специализированных управлений флота, портов, Регистра СССР и его инспекций, организаций, осуществляющих спасательные, судоподъемные и дноуглубительные работы, на работников учебных заведений, Всесоюзного объединения "Совфрахт", а также на центральный аппарат Министерства морского флота.
На других работников морского транспорта распространяются Правила внутреннего трудового распорядка.
12. Работники морского транспорта, для которых установлены форменная одежда и знаки различия, при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.
13. Каждый работник морского транспорта обязан в точности знать настоящий Устав.
II. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ
14. Дисциплинарными взысканиями являются:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор;
г) оставление без берега на срок до пяти суток;
д) перевод на другую, нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или понижение в должности;
е) списание с судна (с последующим переводом на судно более низкой группы или на береговую работу с учетом профессии или квалификации на срок до 1 года);
ж) списание с судна с изъятием диплома (свидетельства) на звание специалиста морского торгового флота СССР, с предоставлением работы с учетом профессии или квалификации;
з) увольнение.
Дисциплинарные взыскания, указанные в подпунктах "е" и "ж", могут применяться только к работникам плавсостава судов, а в подпункте "з" - к работникам плавсостава судов и к работникам служб эксплуатации, мореплавания и портового надзора, допустившим нарушения, угрожающие безопасности мореплавания.
15. Восстановление на прежней работе работника плавсостава, подвергнутого дисциплинарному взысканию, предусмотренному подпунктами "е" или "ж" пункта 14, производится лишь после проверки у него необходимых знаний.
16. Дисциплинарные взыскания может налагать начальник, пользующийся правом приема на работу данного работника, а также вышестоящий начальник.
17. Дисциплинарное взыскание в виде устного замечания может налагать каждый начальник на своего подчиненного.
18. Начальники пароходств, территориальных и специализированных управлений флота, портов, директор Регистра СССР, капитаны судов транспортного флота, руководители предприятий и организаций могут налагать взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора и на тех подчиненных им работников, которые назначены на должность вышестоящим начальником.
19. Капитаны судов транспортного флота имеют право за нарушения дисциплины оставлять без берега на срок до пяти суток и списывать с судов любого члена экипажа судна.
20. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные подпунктами "ж" и "з" пункта 14, могут налагать только начальники пароходств, территориальных и специализированных управлений флота и портов.
21. Министр морского флота осуществляет дисциплинарные права, предусмотренные настоящим Уставом, в полном объеме.
Заместители Министра могут налагать все дисциплинарные взыскания, кроме понижения в должности, перевода на другую работу и увольнения лиц, назначаемых Министром.
22. Все указанные в настоящем Уставе дисциплинарные взыскания в случае отсутствия соответствующих должностных лиц могут налагаться исполняющими их обязанности заместителями.
23. Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно после его наложения.
24. Работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня наложения взыскания он не подвергался новому дисциплинарному взысканию. Однако это не влечет за собой восстановления в прежней должности лиц, подвергнутых взысканию в виде понижения в должности, списания с судна с изъятием диплома (свидетельства) на звание специалиста морского торгового флота СССР с предоставлением другой работы или увольнения.
Начальник, наложивший на виновного дисциплинарное взыскание, может снять это взыскание, не ожидая истечения года, в случае, если работник не допустил нового нарушения дисциплины и проявил себя как добросовестный работник.
III. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
25. Начальник обязан до наложения взыскания лично разобраться в совершенном проступке и обязательно истребовать объяснение от работника, совершившего проступок.
26. При определении мер дисциплинарного взыскания начальник должен учитывать:
степень тяжести совершенного проступка и причиненный им вред;
обстоятельства, при которых совершен проступок;
предшествующую службу работника.
27. За один и тот же проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
28. Если по степени проступка необходимо применить меры дисциплинарного взыскания, превышающие объем прав, предоставленных данному начальнику, то он входит к вышестоящему начальнику с представлением о наложении дисциплинарного взыскания властью последнего.
29. Начальник, превысивший предоставленные ему дисциплинарные права, несет за это ответственность.
30. Вышестоящий начальник имеет право как усилить, так и смягчить дисциплинарное взыскание, если найдет, что наложенное нижестоящим начальником взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка.
31. Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, а в случае возбуждения уголовного дела - не позднее одного месяца со дня его прекращения, не считая времени болезни работника или нахождения его в отпуске.
Для работников плавсостава судов при совершении проступка во время плавания (рейса) указанный срок исчисляется с момента возвращения из плавания (рейса) в порт СССР.
Дисциплинарное взыскание, во всяком случае, не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства дела в уголовном порядке.
32. Всякое наложенное дисциплинарное взыскание, кроме устного замечания, объявляется в приказе.
Взыскания объявляются работнику под расписку и заносятся в личное дело.
IV. ЖАЛОБЫ
33. Жалобы работников на неправильное или незаконное использование начальником предоставленных настоящим Уставом прав разрешаются в административном порядке вышестоящими начальниками.
Обжалование не приостанавливает исполнение дисциплинарного взыскания.
При нахождении членов экипажей судов в плавании (в рейсе) месячный срок исчисляется с момента возвращения судна из плавания (рейса) в первый советский порт, а в случае проведения служебного расследования компетентным органом - со дня вынесения им заключения.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев (для членов экипажей судов дальнего плавания - одного года) со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства дела в уголовном порядке.
34. Руководитель, превысивший предоставленные ему дисциплинарные права или возложенные на него настоящим Уставом обязанности, несет за это ответственность как за совершение дисциплинарного проступка.
35. Работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня наложения взыскания он не подвергался новому дисциплинарному взысканию, а в случае, предусмотренном подпунктом "ж" пункта 16 настоящего Устава, - со дня исполнения взыскания. Однако это не влечет восстановления в должности работников, подвергнутых взысканию в виде увольнения.
Руководитель, наложивший на виновного работника дисциплинарное взыскание, или вышестоящий руководитель по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива может снять это взыскание до истечения года, если работник добросовестно относится к работе и не допустил нового нарушения дисциплины. Досрочное снятие взыскания объявляется в приказе.
36. Вышестоящий руководитель имеет право как усилить, так и смягчить дисциплинарное взыскание, если найдет, что наложенное нижестоящим руководителем взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка.
Усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о наложении взыскания рассматривается по жалобе работника.
Усиление дисциплинарного взыскания может быть произведено только в пределах сроков, предусмотренных пунктом 33 настоящего Устава.
37. Работник может в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания обжаловать это взыскание.
Жалоба работника на незаконное или неправильное наложение дисциплинарного взыскания либо на нарушение руководителем предоставленных ему настоящим Уставом прав рассматривается вышестоящим руководителем. Жалоба подается вышестоящему руководителю в письменном виде через руководителя, наложившего дисциплинарное взыскание.
Руководитель, принявший жалобу, обязан не позднее трех дней со дня ее получения направить жалобу с приложением всех необходимых материалов вышестоящему руководителю.
Обжалование не приостанавливает исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
38. Вышестоящий руководитель обязан всесторонне и объективно рассмотреть жалобу и вынести свое решение безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня ее получения. О результатах рассмотрения жалобы вышестоящий руководитель должен сразу же после принятия решения уведомить заинтересованного работника и руководителя, наложившего взыскание.



Утвержден
Постановлением
Совета Министров СССР
от 25 мая 1984 г. N 496
ПЕРЕЧЕНЬ
УТРАТИВШИХ СИЛУ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР
В СВЯЗИ С УТВЕРЖДЕНИЕМ УСТАВА О ДИСЦИПЛИНЕ
РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
1. Постановление Совета Министров СССР от 18 июня 1949 г. N 2507 "Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта СССР".
2. Постановление Совета Министров СССР от 11 июня 1964 г. N 496 "О внесении изменений и дополнений в Устав о дисциплине работников морского транспорта СССР" (СП СССР, 1964, N 11, ст. 72).
3. Постановление Совета Министров СССР от 12 апреля 1971 г. N 214 "О распространении действия уставов о дисциплине работников морского и речного транспорта на плавсостав морских и речных судов Главного управления гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР" (СП СССР, 1971, N 7, ст. 61) в части распространения действия Устава о дисциплине работников морского транспорта СССР.
4. Постановление Совета Министров СССР от 15 октября 1971 г. N 743 "О распространении действия уставов о дисциплине работников морского и речного транспорта на плавсостав морских и речных судов Министерства нефтяной промышленности" (СП СССР, 1971, N 18, ст. 133) в части распространения действия Устава о дисциплине работников морского транспорта СССР.
5. Постановление Совета Министров СССР от 13 июля 1972 г. N 517 "О распространении действия уставов о дисциплине работников морского и речного транспорта на плавсостав морских и речных научно-исследовательских судов Академии наук СССР" (СП СССР, 1972, N 14, ст. 74) в части распространения действия Устава о дисциплине работников морского транспорта СССР.
6. Постановление совета Министров СССР от 26 сентября 1973 г. N 710 "О распространении действия Устава о дисциплине работников морского транспорта СССР на плавсостав морских судов Министерства геологии СССР" (СП СССР, 1973, N 22, ст. 121).
7. Пункт 1 Постановления Совета Министров СССР от 3 декабря 1976 г. N 980 "О распространении действия Устава о дисциплине работников морского транспорта СССР на работников морского флота Министерства газовой промышленности, об установлении для работников морского флота этого Министерства бесплатного коллективного питания и о введении для них форменной одежды и знаков различия" (СП СССР, 1977, N 1, ст. 2).

РАСПОРЯЖЕНИЕ Совмина СССР от 23.05.1984 n 1003р <О РАСПРОСТРАНЕНИИ ЛЬГОТ НА СЕЛЬСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ>  »
Документы СССР »
Читайте также