ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС СССР от 12.04.1984 n 13-xi ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 1984 г. N 13-XI
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Заслушав и обсудив доклад члена Политбюро ЦК КПСС, Первого заместителя Председателя Совета Министров СССР депутата Алиева Г.А., Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик отмечает, что разработанные Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза и внесенные на рассмотрение настоящей сессии "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" имеют важнейшее значение для экономического, социально-политического и духовного прогресса советского общества. Они развивают ленинские идеи о единой, трудовой, политехнической школе и ее роли в формировании нового человека, содержат научно обоснованную стратегическую программу дальнейшего совершенствования общего среднего и профессионального образования, воспитания юной смены в свете решений XXVI съезда КПСС, июньского (1983 г.) и февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, полностью соответствуют положениям Конституции СССР о праве граждан СССР на образование. В них намечен широкий комплекс общегосударственных мер, призванных поднять работу советской школы на новый качественный уровень, определены перспективы ее развития.
Основные направления реформы школы получили всенародное одобрение и поддержку советских людей. Это - новое яркое проявление монолитного единства партии и народа, глубокого демократизма советского общественного строя, высокой сознательности и общественно-политической активности трудящихся.
Верховный Совет СССР единодушно поддерживает оценки и выводы по вопросам развития народного образования, содержащиеся в речи Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Черненко К.У. на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, и считает, что они должны быть положены в основу деятельности всех Советов народных депутатов, других государственных органов и общественных организаций, трудовых коллективов.
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
1. Одобрить "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы".
Первостепенной государственной задачей является неуклонное и последовательное осуществление предусмотренных реформой мер, направленных на повышение качества образования и коммунистического воспитания, кардинальное улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, выработку у молодежи высоких нравственных качеств, любви к Родине и готовности к ее защите. Этим целям должно служить совершенствование всех форм и методов учебного процесса, общественного и семейного воспитания детей и подростков, более раннее приобщение их к знаниям и привитие им навыков для участия в общественно полезном труде, а также улучшение управления народным образованием, укрепление учебно-материальной базы общеобразовательной и профессиональной школы.
2. Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР подготовить предложения о внесении в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании и в другие законодательные акты СССР необходимых изменений, вытекающих из "Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Признать целесообразным передать эти предложения в Комиссии по народному образованию и культуре и Комиссии законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР для предварительного рассмотрения и подготовки по ним заключений.
3. Совету Министров СССР, исходя из "Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы", с учетом всенародного обсуждения и высказанных на данной сессии предложений и замечаний депутатов Верховного Совета СССР разработать и принять постановления по конкретным вопросам, обеспечивающие поэтапное осуществление реформы школы.
4. Президиуму Верховного Совета СССР:
внести изменения в статут ордена Трудовой Славы, предусмотрев награждение им учителей и других работников народного образования за успехи в обучении и воспитании детей и подростков;
объявить 1 сентября всенародным праздником - Днем знаний.
5. Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, местным Советам народных депутатов, их исполнительным комитетам принять меры к значительному улучшению учебно-воспитательного процесса, дальнейшему совершенствованию идейно-политического, нравственного и трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащейся молодежи в соответствии с требованиями реформы, задачами современного этапа развития советского общества.
Повысить ответственность органов народного образования за постановку дела обучения и воспитания. Улучшать стиль и методы руководства учебными заведениями, дошкольными и внешкольными учреждениями, создавать благоприятные возможности для творческой деятельности педагогических коллективов. Проявлять неустанную заботу об учителях, улучшении условий их труда, быта и отдыха.
Советам народных депутатов разработать и утвердить на сессиях конкретные планы по реализации реформы школы, шире использовать свои координационные и контрольные полномочия в организации воспитательной работы с детьми и подростками, особенно по месту жительства, в объединении усилий родителей, семьи, школы, учреждений культуры, творческих союзов, спортивных и других общественных организаций, трудовых коллективов, средств массовой информации в этом важном деле.
6. Местным Советам народных депутатов, их исполнительным комитетам, министерствам и ведомствам, руководителям предприятий, организаций и учреждений, колхозов и совхозов осуществить конкретные мероприятия по организации трудового обучения и воспитания, общественно полезного, производительного труда, профессиональной ориентации школьников. Обеспечить на каждом рабочем месте учащихся безопасные условия их труда.
7. Советам народных депутатов, их исполнительным и распорядительным органам, министерствам и ведомствам, руководителям других государственных и общественных органов рассмотреть предложения и замечания граждан по вопросам работы школ и органов народного образования, поступившие в связи с всенародным обсуждением проекта ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы", и принять необходимые меры по их реализации.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Курс партии на планомерное и всестороннее совершенствование развитого социализма, более полное раскрытие его гуманистической природы, дальнейшее повышение творческой активности человека выдвигает перед советской школой большие и ответственные задачи.
Наше время отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей - материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Все шире развертывается научно-техническая революция. Осуществляется переход к интенсивному развитию экономики. Реализуются крупномасштабные комплексные социально-экономические программы. Решаются важные проблемы развития социалистической демократии, укрепления советского образа жизни, формирования нового человека.
Грандиозные задачи конца нынешнего и начала грядущего столетий будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. Им предстоит продолжить дело Великого Октября, на их плечи ляжет ответственность за исторические судьбы страны, за всесторонний прогресс общества, его успешное продвижение по пути коммунистического строительства.
Партия видит свою задачу в том, чтобы воспитать, как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У. Черненко, "такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями".
Реформа школы проводится в соответствии с программными установками июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС и имеет своей целью поднять ее работу на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма. Это дело большой важности, затрагивающее интересы каждой семьи, всего советского народа.
I. ШКОЛА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
1. Становление и развитие социалистической системы народного образования неотделимы от истории советского общества, героических революционных и трудовых свершений нашего народа. Великий Октябрь, победа социализма открыли трудящимся широчайшие возможности для овладения знаниями, всеми богатствами духовной культуры, для проявления талантов и дарований. Впервые в мировой истории создана подлинно народная школа, обеспечивающая на деле равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения. Социализм утверждает высокий авторитет знания и культуры, честного труда на благо общества.
У истоков советской системы народного образования стоял великий Ленин. Коммунистическая партия и Советское государство последовательно претворяют в жизнь ленинские идеи единой, трудовой, политехнической школы.
В кратчайший исторический срок страна шагнула от массовой неграмотности ко всеобщему среднему образованию молодежи. Создана система профессионально-технического образования, ставшая основным источником планомерной подготовки, подлинной кузницей квалифицированных рабочих кадров. Широкое развитие получило высшее и среднее специальное образование. Значительно сблизились уровни образования классов и социальных групп, наций и народностей, мужчин и женщин.
Создание и развитие советской системы образования явились важнейшим фактором утверждения социалистической цивилизации, того гигантского взлета к вершинам современной науки, техники и культуры, который совершила Страна Советов. Это - крупный вклад в сокровищницу мирового опыта социалистических преобразований, вдохновляющий пример для государств, встающих на путь строительства новой жизни, убедительная демонстрация исторических преимуществ социализма перед капитализмом.
2. На современном этапе интересы быстрого и гармоничного развития экономики и культуры, совершенствования социальных отношений и политической надстройки, самого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества требуют нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений. Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения.
Насущные задачи улучшения всего дела образования молодежи, ее политического, трудового и нравственного воспитания диктуют необходимость реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Школа должна растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать.
Предстоит вывести все отрасли народного хозяйства на самые передовые рубежи науки и техники, осуществить широкую автоматизацию производства, обеспечить кардинальное повышение производительности труда, выпуск продукции на уровне лучших мировых образцов. Все это требует от молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, - рабочего, техника, инженера - самого современного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания научно-технических и экономических основ производства, сознательного, творческого отношения к труду.
Существенно обогащается и социальная функция образования. Обеспечивая высокий уровень знаний, необходимый для продолжения учебы в вузе, школа в то же время должна ориентировать молодежь на общественно полезный труд в народном хозяйстве и готовить ее к этому. Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности и как средство удовлетворения потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах. Нынешняя постановка обучения и воспитания, профессиональной ориентации еще не соответствует этим требованиям. Воспитание у каждого молодого человека осознанной потребности в труде объединенными усилиями школы, семьи, производственных коллективов, средств массовой информации, литературы и искусства, всей нашей общественности представляет задачу первостепенной экономической, социальной и нравственной значимости.
Возрастают требования к идейно-политическому воспитанию молодежи, формированию ее марксистско-ленинского мировоззрения, чувства ответственности, организованности и дисциплины. В росте идейности, образованности и профессиональной подготовленности новых поколений советских людей партия видит важную предпосылку углубления социалистической демократии, все более широкого и эффективного участия масс в управлении производством, государственными и общественными делами. В условиях резкого обострения международной обстановки нужно повысить бдительность к проискам агрессивных сил империализма, ведущих оголтелые атаки на социализм и рассчитывающих на политическую неискушенность молодых людей.
Реформа школы имеет целью также преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, накопившихся в ее деятельности. Следует усовершенствовать структуру образования, существенно повысить качество общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.
Необходимо решительно искоренять любые проявления формализма в содержании и методах учебно-воспитательной работы и жизни школы, в оценке знаний учащихся, преодолевать так называемую процентоманию.
3. Осуществить реформу общеобразовательной и профессиональной школы - значит решить следующие основные задачи:
- повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук, улучшение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития; усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, методы обучения и воспитания; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала;
- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи;
- усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повысить их общественную активность на основе развития самоуправления в ученических коллективах;
- поднять общественный престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практическую подготовку, полностью обеспечить потребности системы народного образования в педагогических кадрах; повысить заработную плату и улучшить материально-бытовые условия педагогических работников;
- укрепить материально-техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений;
- усовершенствовать структуру общеобразовательной и профессиональной школы и управление народным образованием.
II. СТРУКТУРА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
4. Установить следующую структуру общего среднего и профессионального образования:
начальная школа - 1 - 4 классы;
неполная средняя школа - 5 - 9 классы;
|-
средняя | 10 - 11 классы
общеобразовательная | общеобразовательной школы;
и профессиональная | средние профессионально -
школа | технические училища;
| средние специальные учебные
| заведения.
|-
Средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предлагается начинать на год раньше - с 6-летнего возраста. Оно подготовлено развитием системы дошкольного воспитания, охватывающей ныне абсолютное большинство детей, опытом их обучения в детских садах и школах. Переход к обучению детей 6-летнего возраста в школе осуществить постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных ученических мест, подготовки учительских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей, местных условий. На первом этапе определенная часть детей будет поступать в школу и в 7-летнем возрасте, а обучение детей-шестилеток будет проводиться по единой программе как в школах, так и в старших группах детских садов.
В начальной школе (1 - 4 классы) продолжительность учебы увеличивается на один год, что позволит обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементарным трудовым навыкам, одновременно уменьшить нагрузку учащихся и облегчить последующее усвоение основ наук.
Неполная средняя школа (5 - 9 классы) предусматривает, как и ныне, изучение основ наук в течение пяти лет. С окончанием девятого класса школьники, как правило, в возрасте пятнадцати лет получают неполное среднее образование. В основном решается задача общетрудовой подготовки подростков. В сочетании с мерами по профессиональной ориентации создаются условия, облегчающие им выбор будущей профессии. Девятилетняя школа является базой для получения общего среднего и профессионального образования по разным каналам.
Средняя общеобразовательная и профессиональная школа включает 10 - 11 классы общеобразовательной школы, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения. Она обеспечивает всеобщее среднее образование молодежи, ее трудовую и профессиональную подготовку.
5. Соотношение между потоками дальнейшего обучения выпускников девятых классов будет складываться в соответствии с потребностями народного хозяйства, с учетом наклонностей и способностей учащихся, пожеланий родителей и рекомендаций педагогических советов школ. Численность и удельный вес выпускников девятых классов, поступающих в средние профтехучилища, в перспективе увеличатся примерно вдвое. При этом должны учитываться особенности отдельных регионов, города и села.
Учащимся 8 - 11 классов предоставляется возможность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов с помощью факультативных занятий. Трудовое обучение в 10 - 11 классах сочетается с овладением массовыми профессиями, требующимися для материального производства и непроизводственной сферы.
Выпускники средней общеобразовательной школы для получения более высокой квалификации или сложной профессии поступают на одногодичные отделения средних профессионально-технических училищ, в средние специальные учебные заведения с двух-трехлетним сроком обучения и вузы. Часть из них пойдет работать в народное хозяйство в соответствии с трудовой подготовкой, полученной в одиннадцатилетней средней школе. Учитывая пожелания молодежи, родительской общественности, трудовых коллективов, решить вопрос о снижении возрастных ограничений по ряду профессий.
Таким образом, в течение одной-двух пятилеток всеобщее среднее образование молодежи будет дополнено ее всеобщим профессиональным образованием. Всем молодым людям до начала трудовой деятельности предоставится возможность овладения профессией. В перспективе это приведет к сближению и объединению общеобразовательной и профессиональной школы, что явится дальнейшим развитием и воплощением ленинских идей о единой, трудовой, политехнической школе.
6. Существующие ныне различные типы профессионально-технических учебных заведений реорганизуются в единый тип учебного заведения - "Среднее профессионально-техническое училище" с соответствующими отделениями по профессиям, формам и срокам обучения, в зависимости от уровня образования поступающих. Выпускники девятых классов обучаются в средних профессионально-технических училищах, как правило, три года, получая профессию и завершая общее среднее образование. Выпускники одиннадцатилетней школы для получения более высокой квалификации или сложной профессии поступают на соответствующие отделения средних профтехучилищ со сроком обучения до одного года.
Средние профессионально-технические училища специализируются на подготовке квалифицированных рабочих для соответствующих отраслей народного хозяйства и создаются на базе производственных объединений, предприятий, строек и организаций, а в сельской местности - районных агропромышленных объединений, совхозов, колхозов, межхозяйственных предприятий. Взаимоотношения базовых предприятий и профтехучилищ регламентируются положением, утверждаемым Советом Министров СССР.
7. Важная роль в подготовке молодежи принадлежит средним специальным учебным заведениям (техникумы, педагогические, медицинские училища и другие). Они готовят квалифицированных специалистов и организаторов первичных звеньев производства, просвещения, здравоохранения, культуры, сферы обслуживания, пополняют ряды самого многочисленного отряда специалистов народного хозяйства и одновременно участвуют в решении задачи всеобщего среднего образования. Необходимо и дальше повышать качество подготовки нужных народному хозяйству специалистов со средним специальным образованием.
В последнее время расширилось обучение в техникумах молодежи с законченным средним образованием. Целесообразно сохранить источником комплектования этих учебных заведений и неполную среднюю школу. Следует развивать опыт подготовки специалистов с высшим образованием из числа выпускников средних специальных учебных заведений по сокращенным срокам обучения.
8. Для работающей молодежи, не имеющей среднего образования, сохраняются вечерние (сменные) и заочные школы, в которых она получает общее среднее образование без отрыва от производства. Необходимо устранить серьезные недостатки в содержании и организации деятельности этих школ, повысить качество учебно-воспитательного процесса, упорядочить планирование контингентов учащихся.
9. Улучшение работы общеобразовательной и профессиональной школы, создание равных условий поступления в вузы для ее выпускников открывают новые возможности для дальнейшего совершенствования подготовки специалистов с высшим образованием. Расширится социальная база формирования контингентов вузов, станет более ответственным и сознательным отношение молодежи к получению высшего образования. Разработать новые правила приема в высшие учебные заведения, предусмотрев при этом отмену положения об учете среднего балла аттестата при конкурсном зачислении абитуриентов в вузы.
III. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
10. Важнейшая, непреходящая задача советской школы - давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение. Предстоит привести в соответствие с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, возрастными особенностями учащихся учебные планы, программы, учебники, учебно-наглядные пособия.
Для совершенствования содержания образования необходимо:
- уточнить перечень и объем материала изучаемых предметов, устранить перегрузку учебных программ и учебников, освободив их от излишне усложненного, второстепенного материала;
- предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики;
- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую направленность содержания образования; больше уделять внимания практическим и лабораторным занятиям, показу технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым основу для трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи;
- вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе, создавать для этого специальные школьные и межшкольные кабинеты;
- по каждому предмету и классу определить оптимальный объем умений и навыков, обязательных для овладения учащимися.
В школах, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях обеспечить строгую преемственность обучения и воспитания, единый уровень общеобразовательной подготовки, учитывая при этом особенности национальных учебных заведений. Принять дополнительные меры по улучшению условий для изучения наряду с родным языком русского языка, добровольно принятого советскими людьми в качестве средства межнационального общения. Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения.
В целях более эффективной реализации одной из главных задач партии - всестороннего и гармоничного развития личности - разработать рекомендации по комплексному подходу к воспитательной работе в учебных заведениях, предусматривающие координацию усилий по всем направлениям коммунистического воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.
11. В средних профессионально-технических училищах особое внимание уделить общеобразовательной подготовке. Необходимо обеспечить прочное овладение учащимися основами наук, техническими, агрономическими, экономическими и другими специальными предметами, особенно связанными с развитием новой техники и технологии, автоматических манипуляторов (промышленных роботов).
Полнее использовать большие возможности системы профессионально-технического образования для повышения качества подготовки рабочих кадров. Совместно с министерствами и базовыми предприятиями разработать новые программы производственного обучения и производственной практики учащихся, исходя из единых требований к подготовке рабочих определенной профессии и квалификации. Проводить производственную практику в составе лучших бригад и звеньев, под руководством наставников, новаторов производства и ветеранов труда.
12. Совершенствовать формы, методы и средства обучения. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в старших классах школ, в профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях шире практиковать лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации. Учителя и родители должны активнее приобщать учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний, помогать им вырабатывать самостоятельность мышления.
Уменьшить предельную наполняемость классов, постепенно довести ее в 1 - 9 классах до 30 человек, в 10 - 11 классах - до 25 человек.
Усовершенствовать действующие и создать новые учебники и учебные пособия по всем курсам. Высокая идейность и научность, доступность и краткость, точность, ясность и живость изложения, совершенство методического аппарата - неотъемлемые требования к каждому учебнику. Привлекать к их написанию лучших учителей, опытных методистов, видных ученых, осуществить меры по дополнительному стимулированию труда авторов. Расширить полиграфические мощности и производство высококачественных материалов для издания учебников на языках народов СССР. Полностью удовлетворить потребности в учебной, справочной и научно-популярной литературе по основам наук и факультативным курсам.
13. Незыблемой основой коммунистического воспитания учащихся является формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. Важно, чтобы преподавание и обществоведческих, и естественно-научных дисциплин вырабатывало у учащихся стойкие материалистические представления, атеистические взгляды, умение правильно объяснять явления природы и общества, действовать в соответствии с нашими мировоззренческими принципами.
Необходимо, чтобы преподавание предметов общественно-гуманитарного цикла в яркой, доходчивой форме раскрывало пути революционного обновления мира, основные принципы и исторические преимущества социализма, реакционную, антинародную сущность капитализма, с классовых позиций давало убедительные ответы на волнующие молодежь вопросы современной общественной жизни, показывало неизбежную победу идей коммунизма. На уроках истории, обществоведения, литературы и других предметов надо последовательно воспитывать умение отстаивать свои коммунистические убеждения, непримиримость к мещанству, иждивенчеству, потребительству. Шире практиковать активные формы занятий, придавать им большую практическую направленность, искоренять начетничество и схематизм. Считать необходимым увеличить учебное время на изучение обществоведения. Создать для всех типов средних учебных заведений единый учебник обществоведения.
14. В идейно-политическом воспитании во главу угла надо поставить формирование сознательного гражданина, с прочными коммунистическими убеждениями. На это должны работать все элементы учебно-воспитательного процесса, вся общественная жизнь школы. Воспитывать молодежь на идеях марксизма-ленинизма, на примерах жизни и деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, историческом опыте КПСС. Усилить воспитание учащихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, братской дружбы народов СССР. Активизировать деятельность общественно-политических клубов, музеев, кружков, лекториев. Регулярно проводить экскурсии и походы по местам революционной, трудовой и боевой славы. Совершенствовать постановку политической информации. Вырабатывать навыки политического самообразования. К общественно-политическому воспитанию учащихся широко привлекать партийных работников, лучшие пропагандистские кадры, лекторов общества "Знание", ветеранов партии. Активными и постоянными помощниками учителя, семьи и общественности должны быть средства массовой информации. Необходимо расширить учебные передачи по телевидению и радио, улучшить их содержание, обеспечить пропаганду и распространение передового опыта, образцовой постановки воспитания молодежи.
Полнее использовать в воспитательной работе символы Советского государства - Герб, Флаг, Гимн СССР, Гербы, Флаги и Гимны союзных республик, государственные награды и знаки отличия, а также символику пионерских и комсомольских организаций. Каждый вступающий в жизнь должен знать Конституцию СССР, Конституцию своей республики, руководствоваться ими.
15. В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного и правового воспитания. "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи, - подчеркивал В.И. Ленин, - было воспитанием в ней коммунистической морали". Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела. Школа обязана вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам коммунистической морали, неукоснительно соблюдать правила социалистического общежития, советские законы.
Очень важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, доброту и принципиальность, стойкость и мужество характера. Разработать новые "Правила для учащихся". Предусмотреть в них повышение ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной, трудовой, общественной дисциплины. Ввести систему поощрений за прилежание в учебе и труде.
16. Важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Расширить подготовку учителей по этим дисциплинам на специальных факультетах высших учебных заведений, обеспечить преподавание предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированными специалистами. Этому должны помогать творческие союзы художественной интеллигенции, все учреждения культуры. Создать в экспериментальном порядке учебно-воспитательные комплексы, дающие возможность органически соединить общее образование с музыкальным, художественным, физическим развитием. В учебных заведениях, домах пионеров, клубах и дворцах культуры следует повсеместно наладить работу кружков художественной самодеятельности, уделять постоянное внимание их репертуару. Поставить надежный заслон проникновению в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукции.
17. Социалистическое общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины.
Нужно организовать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеучебное время, в спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия. В каждой школе, профтехучилище, во всех учебно-воспитательных учреждениях должны быть созданы спортивные залы и площадки, хорошо оснащенные оборудованием и инвентарем. Шире использовать для физического воспитания учащихся базу спортивных организаций и клубов, предприятий и учреждений.
Больше внимания уделять вопросам гигиены. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке.
18. В основу военно-патриотического воспитания учащихся надо положить подготовку их к службе в рядах Вооруженных Сил СССР, воспитание любви к Советской Армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, постоянной готовности к его защите. Повысить уровень и эффективность начальной военной подготовки в общеобразовательной и профессиональной школе.
19. В коммунистическом воспитании учащихся многое зависит от общественных молодежных организаций, ученического самоуправления. Необходимо решительно поднять авторитет комсомольских и пионерских организаций, их роль в идейно-политическом воспитании учащихся, не допускать формализма, заорганизованности и мелочной опеки в руководстве ими. Усилить ответственность и укреплять сплоченность ученических коллективов, всемерно поддерживая все их полезные начинания, инициативу и самодеятельность, чему придавали большое значение Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и другие выдающиеся деятели народного образования.
Комсомольские и пионерские организации должны быть надежной опорой педагогических коллективов в повышении качества учебы, в формировании сознательной дисциплины и культуры поведения, организации общественно полезного труда и содержательного досуга, развитии самообслуживания учащихся. Полнее использовать большие воспитательные возможности комсомольских собраний и пионерских сборов, добиваться того, чтобы они проходили живо и интересно, обсуждали волнующие школьный коллектив вопросы. Необходимо лучше готовить учащуюся молодежь к вступлению в комсомол.
Следует совершенствовать работу октябрятских групп, всемерно помогать младшим ребятам вырабатывать умение жить и работать в коллективе, направлять свои усилия на полезные, нужные обществу дела: хорошо учиться, готовиться к труду, примерно вести себя, помогать старшим.
Повысить роль в жизни ученических коллективов организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы, старших пионерских вожатых, улучшить их подготовку и подбор.
IV. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ,
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
20. В совершенствовании деятельности школы партия особое значение придает коренному улучшению подготовки молодого поколения к труду.
Правильно поставленные трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к учебе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Важно, чтобы это было хорошо усвоено учащимися, глубоко воспринято учителями, родителями, всей общественностью.
Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд - труд настоящий, необходимый обществу.
21. Целью трудового воспитания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.
В этих целях предусматривается значительное увеличение времени, необходимого для трудового обучения и общественно полезного, производительного труда учащихся, а также проведение ежегодной трудовой практики за счет некоторого сокращения летних каникул. Должны быть разработаны комплексные программы, включающие различные направления и формы трудовой подготовки, предусматривающие совместные усилия школ, профтехучилищ, техникумов, производственных коллективов, семьи и общественности.
Учащиеся начальной школы (1 - 4 классы) овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.д. Уже на этой ступени начинается ознакомление с некоторыми доступными для понимания детей профессиями.
В неполной средней школе (5 - 9 классы) учащиеся получают более основательную общетрудовую подготовку, приобретают знания и практические умения обработки металла, дерева, знакомятся с основами электротехники, металловедения, графической грамоты, получают представление о главных отраслях народного хозяйства. Они изготовляют несложные изделия по заказам предприятий, а также для школ, заботятся об охране природы. Начиная с 8 класса, учащиеся обучаются и работают в составе ученических производственных бригад, в межшкольных учебно-производственных комбинатах, учебных цехах и участках на предприятиях и в профтехучилищах.
В средней общеобразовательной школе (10 - 11 классы) на этой базе, а также непосредственно на рабочих местах производства организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них данного региона. При наличии необходимых условий оно завершается овладением определенной профессией и сдачей квалификационных экзаменов в установленном порядке.
Госкомтруду СССР, Минпросу СССР, Госпрофобру СССР определить перечень профессий, по которым организуется подготовка учащихся в общеобразовательных школах. Исполкомы городских и районных Советов народных депутатов определяют профили трудовой подготовки учащихся школ, исходя из этого перечня, а также с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах, наличия учебно-технической базы, особенностей городских и сельских школ, труда юношей и девушек.
Необходимо расширять самообслуживание учащихся. Все учащиеся в соответствии с возрастом, с соблюдением норм и требований гигиены и охраны здоровья должны участвовать в уборке классов и кабинетов, следить за чистотой и благоустройством школьных дворов, спортивных площадок и т.д. Родители организуют труд детей в семье - по поддержанию порядка в жилых помещениях, приготовлению пищи, стирке и починке одежды, ремонту бытовых приборов и предметов домашнего обихода.
22. Совершенствовать работу по профессиональной ориентации учащихся. Активизировать деятельность межведомственных советов, городских и районных комиссий по профориентации молодежи. Координацию профориентационной работы возложить на Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам.
Создать в порядке опыта в ряде городских и сельских районов центры профориентации для организации работы со школами, учащимися и родителями. В своей деятельности они должны опираться на межшкольные учебно-производственные комбинаты, кабинеты профориентации в школах, училищах и на предприятиях, знакомить учащихся с современными профессиями, информировать о потребностях народного хозяйства в кадрах, выявлять психофизиологические особенности, способности и наклонности учащихся к определенным видам деятельности и разрабатывать на этой основе соответствующие практические рекомендации.
Система трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся призвана подвести их ко времени окончания неполной средней школы к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования.
23. Активное участие в организации трудовой подготовки и воспитании учащихся - важнейшая обязанность производственных коллективов. Каждая школа должна иметь базовое предприятие. Установить в законодательном порядке, что базовые предприятия на правах своих структурных подразделений создают школьные и межшкольные мастерские, учебно-производственные комбинаты, учебные цехи и участки, отдельные ученические рабочие места, стационарные полевые станы ученических производственных бригад, лагеря труда и отдыха. Они выделяют оборудование, технику, материалы, комплектующие изделия, землю для пришкольных учебно-опытных участков, планируют и организуют производственную деятельность, оплачивают труд школьников. Базовые предприятия направляют специалистов, рабочих, колхозников в качестве мастеров для обучения учащихся и организации их производительного труда, проведения с ними воспитательной работы, развития технического творчества, сельскохозяйственного опытничества и профессиональной ориентации.
Необходимо развивать наставничество ветеранов партии, труда, передовиков производства, активно вовлекать учащихся в общественно-производственную жизнь трудовых коллективов. При подведении итогов социалистического соревнования учитывать участие предприятий в оказании помощи подшефным школам и другим учебным заведениям в воспитании и трудовой подготовке учащихся.
24. В тесной связи с трудовым обучением обеспечивается экономическое воспитание учащихся. Важно, чтобы они практически включились в производственные отношения, получали жизненные представления о социалистической собственности, плане, трудовой и производственной дисциплине, заработной плате, учились ценить трудовой рубль. Часть заработанных учащимися средств направлять в распоряжение школьного коллектива. Школа призвана формировать качества рачительных хозяев, заботливое и бережливое отношение к общественному достоянию и родной природе, учебникам, школьному имуществу, электроэнергии, личным вещам, продуктам питания, особенно к хлебу. Знакомить учащихся на практике с такими понятиями, как режим экономии, производительность труда, себестоимость, качество продукции, хозрасчет и др.
V. ОБЩЕСТВЕННОЕ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
25. Коммунистическая партия и Советское государство постоянно заботятся о развитии общественного воспитания детей и подростков в дошкольных учреждениях, во внеучебное время в школе, внешкольных учреждениях и по месту жительства, оказывают всемерную помощь семье в воспитании.
Необходимо улучшить организацию воспитания и образования детей дошкольного возраста. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину. Разработать и ввести типовую программу воспитания и обучения детей в детском саду, учитывая при этом особенности возрастной физиологии и психологии, национальных культур и традиций.
26. Перспективной и оправдавшей себя формой общественного воспитания учащихся являются школы и группы продленного дня. Они создают благоприятные условия для организации труда и досуга учащихся, оказывают помощь семье. Вместе с тем воспитательная работа в школе после уроков нуждается в серьезной перестройке. Наряду с оказанием педагогической помощи учащимся в выполнении домашних заданий важно наполнить содержание работы таких школ занятиями по интересам, создавать атмосферу заботливого отношения к детям, приближенную к домашним условиям. По мере создания материальных предпосылок необходимо развивать сеть этих школ с тем, чтобы полностью удовлетворить в них потребности населения. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов предоставить право разрешать создание групп продленного дня в малокомплектных школах.
27. Дальнейшее развитие внешкольных учреждений - дворцов, домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, туристов, спортивных, музыкальных, художественных и хореографических школ, детских библиотек, пионерских лагерей - должно привести в перспективе к созданию в каждом районе комплекса внешкольных учреждений с широким спектром направлений деятельности.
Коренным образом улучшить воспитательную работу с учащимися по месту жительства. Важно охватить всех учащихся разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеучебное время. Развивать их самодеятельность, тимуровское движение, создавать клубы по интересам, кружки технического и художественного творчества, спортивные секции. Исполкомам местных Советов народных депутатов изыскать возможности выделения и оборудования в жилых массивах помещений для работы с детьми и подростками. Предусматривать такие помещения в проектах новых жилых кварталов.
Следует поставить дело так, чтобы школа стала центром активной воспитательной работы с учащимися в микрорайоне. Вовлекать в эту работу родителей, общественность, трудовые, в первую очередь производственные коллективы, создавать комсомольские педагогические отряды из числа молодых рабочих, колхозников, специалистов, студентов.
Организацию всей внеучебной воспитательной работы в школах и группах продленного дня, внешкольных учреждениях и по месту жительства возложить на исполкомы городских и районных Советов народных депутатов, отделы народного образования. Более активную роль в этом обязаны сыграть горкомы и райкомы комсомола, профсоюзные комитеты, добровольные общества.
28. Советское государство проявляет большую заботу о детях и подростках, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в обычных условиях. Для них создана и развивается сеть школ-интернатов, санаторно-лесных школ и других специальных учебно-воспитательных учреждений, где обучение и воспитание сочетаются с квалифицированным лечением. В этих учреждениях дети содержатся полностью за счет государства. Надо и впредь совершенствовать работу этого звена системы народного образования, окружать детей всесторонним вниманием и заботой, лучше готовить их к самостоятельной жизни и труду.
Необходимо также улучшать материально-бытовые условия в детских домах и школах-интернатах обычного типа.
29. Следует усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения. Воспитание детей - конституционная обязанность граждан СССР. Родители призваны всемерно возвышать авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к порядку, дисциплине, соблюдению норм жизни нашего общества, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, создавать необходимые условия для своевременного получения ими общего среднего и профессионального образования, своим отношением к труду и общественным обязанностям показывать детям пример во всем. В свою очередь дети обязаны заботиться о родителях и старших.
Повышение эффективности воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов. Необходимо активизировать деятельность комиссий (советов) профсоюзных комитетов по содействию семье и школе в воспитании детей и подростков, повысить действенность работы родительских комитетов при общеобразовательных школах, профтехучилищах и других учебно-воспитательных учреждениях, шире привлекать родителей для ведения занятий в кружках.
Трудовые коллективы призваны постоянно держать в поле зрения воспитание детей, помогать родителям в этом деле и строго спрашивать с них за изъяны и недоработки в семейном воспитании. Разработать меры по усилению ответственности родителей за воспитание детей.
Важную роль в улучшении семейного воспитания сыграет развертывание системы педагогического всеобуча родителей. В распространении педагогических знаний следует шире использовать печать, телевидение и радио, устную пропаганду, возможности Всесоюзного общества "Знание".
VI. УЧИТЕЛЬ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
30. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
Народный учитель - ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное - детей, свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Своим самоотверженным, подвижническим трудом по воспитанию подрастающих поколений учитель снискал глубокую признательность и уважение народа. Многомиллионный отряд советского учительства - гордость нашей страны, надежная опора партии в воспитании молодежи.
Партия неустанно заботится о повышении роли учителя в жизни общества, его авторитета и престижа. "Народный учитель, - писал В.И. Ленин, - должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это - истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное - над поднятием его материального положения". Современный этап развития страны выдвигает перед советскими учителями новые задачи. Предстоит сформировать молодые поколения, способные воплотить в жизнь программные установки партии по совершенствованию развитого социалистического общества.
31. Неотъемлемая часть реформы системы народного образования - значительное улучшение подготовки учительских кадров. Будущим учителям, воспитателям нужно дать самые современные знания и хорошую практическую подготовку. В этих целях переработать учебные планы и программы педагогических вузов и училищ, теснее увязать их с требованиями жизни. Предусмотреть изучение студентами основ современного производства и методов профессиональной ориентации школьников. Поднять уровень психолого-педагогической подготовки, улучшить организацию и содержание практики. Расширить преподавание этики и эстетики, логики, советского права, методики воспитательной работы. Следует переходить в педагогических институтах на пятилетний срок обучения по мере создания для этого необходимых условий, разработать и осуществить дополнительные меры по обеспечению педагогических учебных заведений высококачественными учебниками и учебными пособиями, укрепить профессорско-преподавательский состав педагогических вузов.
Нужно поднять качество подготовки учителей в университетах, усилить помощь с их стороны педагогическим вузам в развитии научных исследований, повышении квалификации научно-педагогических кадров.
Необходимо полностью обеспечить возрастающие потребности общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений в педагогах, воспитателях, мастерах производственного обучения, развивать инженерно-педагогическое образование. Создавать условия для осуществления перехода на подготовку учителей и воспитателей для всех звеньев просвещения только с высшим педагогическим образованием.
32. Важнейшей задачей органов просвещения, учебных заведений, готовящих педагогические кадры, является отбор на учебу молодежи, проявившей склонность к работе с детьми. Нужно значительно расширить прием юношей на учебу по педагогическим специальностям. ЦК ВЛКСМ направлять по комсомольским путевкам в педвузы и на соответствующие факультеты университетов выпускников школ, училищ, лиц, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР, молодежь с производства. Практиковать прием в педагогические учебные заведения по рекомендациям педагогических советов школ и средних профессионально-технических училищ, трудовых коллективов, органов народного образования.
33. В дальнейшем совершенствовании нуждается система повышения квалификации педагогических кадров. Развивать институты усовершенствования учителей (повышения квалификации) как научно-методические центры повышения педагогического мастерства, обобщения и распространения передового опыта. Создать в этих институтах соответствующие кафедры, привлечь к работе в них квалифицированных специалистов. Целесообразно, чтобы педагог, как правило, раз в четыре-пять лет проходил переподготовку.
Усилить внимание к политической учебе работников народного образования, изучению ими актуальных проблем марксистско-ленинской теории, политики КПСС, коммунистического воспитания молодежи. Учителю должны быть созданы все необходимые условия для постоянного самообразования и совершенствования, улучшено обеспечение его политической, научной и художественной литературой.
34. Советы народных депутатов, органы народного образования, профсоюзные и комсомольские организации обязаны принимать необходимые меры по закреплению педагогических кадров, сокращению их текучести, постоянно заботиться об улучшении условий труда и быта, медицинском обслуживании, санаторном лечении учителей, предоставлять им жилье в первоочередном порядке. Расширить практику морального поощрения и материального стимулирования работы лучших педагогов. Объявить первое сентября всенародным праздником - Днем знаний. Внести изменение в статут ордена Трудовой Славы, предусмотрев возможность награждения этим орденом учителей и других работников народного образования за успехи в обучении и воспитании детей и молодежи.
Повысить заработную плату учителям, воспитателям, мастерам производственного обучения, методистам и другим работникам системы народного образования.
35. Более весомый вклад в повышение уровня и результативности работы школы призвана вносить педагогическая наука. Очень важно усилить ее связь с жизнью, с практикой школы. Осуществить крутой поворот Академии педагогических наук СССР, педагогических научно-исследовательских учреждений, вузов и университетов к разработке актуальных проблем общеобразовательной и профессиональной школы.
Добиваться повышения качества и эффективности исследований, активнее внедрять их результаты в практику. Научные труды ученых - педагогов, психологов, дидактов, методистов должны воплощаться в конкретных рекомендациях, учебных пособиях и методических руководствах.
В целях усиления пропаганды педагогических знаний, обобщения и распространения передового опыта создать Всесоюзное педагогическое общество и Центральный музей народного образования СССР.
VII. УКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
36. Увеличение контингентов общеобразовательной и профессиональной школы, дошкольных, интернатных и других учреждений, усложнение учебно-воспитательных задач, расширение трудового обучения требуют дальнейшего развития, укрепления и качественного совершенствования материальной базы образования. В перспективе предстоит решить такие проблемы, как полное удовлетворение потребностей в дошкольных учреждениях, создание условий для групп продленного дня и односменной работы школ, учебы шестилетних детей, создание необходимой базы для трудового обучения, работы с детьми и подростками во внеучебное время. Для этого следует осуществить, особенно в новых районах, широкую программу строительства школ, мастерских и учебно-производственных комбинатов, профессионально-технических училищ, детских дошкольных и внешкольных учреждений, педагогических учебных заведений, институтов усовершенствования учителей, жилья для педагогических работников, общежитий и интернатов для учащихся.
Следует шире использовать возможности государственных и кооперативных предприятий, совхозов и колхозов для строительства, ремонта и оборудования учебных зданий и общежитий, предоставить им право выделять на эти цели средства и ресурсы. Должны быть разработаны новые проекты учебных зданий и нормативы строительства, учитывающие современные требования учебно-воспитательного процесса.
37. Для расширения подготовки квалифицированных рабочих министерства и ведомства должны увеличить капитальные вложения на развитие сети средних профессионально-технических училищ. При проведении реконструкции предприятий одновременно должно осуществляться техническое перевооружение действующих на их базе училищ, учебных комбинатов, цехов, участков, мастерских.
Необходимо расширить производство учебного оборудования, учебно-наглядных пособий и современных технических средств обучения, мебели, станков, приборов, электронно-вычислительной техники, сельскохозяйственных машин.
VIII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ
ОБРАЗОВАНИЕМ
38. Развитие общего среднего и профессионального образования все более сближает и объединяет их цели и задачи. Органы управления призваны неуклонно проводить единую государственную политику в области образования и воспитания подрастающих поколений, своевременно и творчески решать назревшие вопросы, обеспечивать повышение уровня работы всех учебных заведений в соответствии с современными требованиями.
В целях более последовательного проведения такой политики, эффективной координации деятельности различных звеньев системы образования, усиления практического руководства просвещением и профессиональным образованием создать межведомственные комиссии в центре и на местах: от Совета Министров СССР до исполкомов городских и районных Советов народных депутатов. Возложить на них решение принципиальных вопросов планирования и комплектования учебных заведений, распределения потоков молодежи, продолжающей учебу после окончания неполной средней и средней школы, создания условий для трудового воспитания и обучения, развития и использования материальной базы.
39. Принять меры к решительному улучшению стиля и методов работы органов управления народным образованием.
Обеспечивать глубокий анализ состояния образования, совершенствование учебных планов и программ, учебников и методической литературы.
Упорядочить систему инспекторского контроля за работой школ и других учебно-воспитательных учреждений, резко сократить поток различного рода указаний, отчетов и запросов, отвлекающих педагогические коллективы от живого, творческого дела - обучения и воспитания учащихся. Больше внимания уделять изучению, пропаганде и внедрению передового опыта учебной и воспитательной работы, не допуская ни пренебрежительного отношения к новаторским начинаниям, ни механического, бездумного их распространения.
Укрепить районное звено управления образованием с учетом его важной роли в организации деятельности школ, дошкольных и внешкольных учреждений, в подборе, расстановке и повышении квалификации педагогических кадров, укреплении связи школы с производством, улучшении постановки трудового обучения и профессиональной ориентации, первоначальной профессиональной подготовки учащихся старших классов на базе учебно-производственных комбинатов, профтехучилищ, учебных цехов предприятий. Районное звено должно взять на себя заботу о хозяйственном обеспечении учебно-воспитательных учреждений.
Необходимо улучшить условия для творческой работы директоров школ и профтехучилищ по организации учебно-воспитательного процесса, уменьшить им учебную нагрузку. Всемерно поднимать роль и авторитет классного руководителя, оказывать ему всестороннюю помощь. Разработать научно обоснованные критерии оценки работы учителя и школы в целом, повысить ответственность их за объективную оценку знаний учащихся. Результаты деятельности школы и учителя должны определяться в первую очередь по глубине и прочности знаний, идейным и нравственным качествам воспитанников, подготовленности их к жизни и труду.
40. В особом внимании нуждается сельская школа. Ее состояние и уровень работы существенно влияют на социальное развитие села, закрепление молодежи, повышение культурного уровня сельского населения, решение демографических проблем в деревне. Усилия партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций, агропромышленных объединений должны быть направлены на коренное улучшение условий работы сельских школ, укрепление их квалифицированными педагогическими кадрами, повышение качества учебно-воспитательного процесса, улучшение трудовой подготовки и профориентации учащихся, на воспитание у них стремления активно участвовать в подъеме сельскохозяйственного производства.
41. Забота о школе - общепартийное, всенародное дело. Руководствуясь решениями XXVI съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, партийные комитеты должны глубоко изучать жизнь школ и профтехучилищ, своевременно видеть возникающие в их деятельности проблемы и намечать пути их разрешения, повернуть к школе внимание партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, советских и хозяйственных органов, трудовых коллективов. Насущные вопросы работы учреждений народного образования, отчеты их партийных организаций следует регулярно рассматривать на пленумах и бюро партийных комитетов.
Долг партийных комитетов - по-ленински, повседневно заботиться о политическом и духовном росте педагогических кадров, оперативном информировании учителей по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики партии. Относиться к учителю с большим вниманием и тактом, не отвлекать педагогов на выполнение заданий, не связанных с учебной и воспитательной работой. Окружить заботой ветеранов педагогического труда, активнее использовать их большой жизненный опыт в воспитании молодежи.
Должно быть улучшено руководство первичными партийными организациями учебных заведений, задача которых - сплачивать и укреплять педагогические коллективы, создавать здоровый морально-психологический климат, атмосферу подлинного творчества, коллегиальности и ответственности. Необходимо увеличить партийную прослойку среди учителей и мастеров производственного обучения, повышать авангардную роль учителей-коммунистов в практическом претворении в жизнь политики партии.
Задачи общеобразовательной и профессиональной школы на новом этапе, лучший опыт работы партийных организаций учебных заведений и их коллективов, самоотверженный труд советских учителей необходимо систематически, с глубоким знанием дела освещать на страницах газет и журналов, по радио и телевидению.
* * *
Совершенствование народного образования - один из ключевых вопросов политики Коммунистической партии и Советского государства.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы явится крупным мероприятием общегосударственного масштаба, событием большой социально-политической значимости. Все ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, советской школой и педагогической наукой, все выдержавшее проверку временем должно быть бережно сохранено и активно использовано. И вместе с тем должны быть решены назревшие вопросы совершенствования образования и воспитания молодежи, поставленные жизнью, продиктованные насущными потребностями общественного развития.
Основные мероприятия реформы осуществить поэтапно, в течение одиннадцатой и двенадцатой пятилеток (1984 - 1990 годы). Конкретные планы осуществления реформы надо иметь в каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе, районе, с учетом местных условий.
Перестройка школы потребует от ЦК компартий, Советов Министров союзных республик, местных партийных и советских органов, профсоюзных и комсомольских организаций, органов народного образования большой организаторской и массово-политической работы. Для каждого трудового коллектива, каждого руководителя предприятия, колхоза, учреждения, министерства и ведомства, общественной организации, для всех родителей школьное дело должно быть своим, кровным делом.
Цели реформы благородны, высоконравств

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 12.04.1984 n 317 О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ  »
Документы СССР »
Читайте также