ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 22.04.1975 n 242 О СТАВКАХ АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 1975 г. N 242
О СТАВКАХ АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина РСФСР
от 11.05.1983 N 228 - СП РСФСР, 1983, N 11, ст. 64)
В целях дальнейшего упорядочения выплаты авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений литературы и искусства, а также за выполнение заказов на создание произведений для публичного исполнения или за право первого публичного исполнения неопубликованных произведений Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Утвердить ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкальных и музыкально - драматических произведений - оригинальных пьес, инсценировок, опер, балетов, оперетт, музыкальных комедий, переводов указанных произведений с одного языка на другой, а также концертных, цирковых и танцевальных программ согласно приложению N 1.
Авторское вознаграждение начисляется театрально - зрелищными предприятиями в процентах от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов при публичном исполнении указанных произведений.
Выплата авторского вознаграждения за исполнение драматических и музыкально - драматических произведений - оригинальных пьес, музыкальных комедий, инсценировок, а также переводов указанных произведений с одного языка на другой производится с применением следующих предельных норм: первые 10 тыс. рублей, начисленные с валового сбора от продажи билетов за исполнение одного произведения, выплачиваются автору полностью, из вторых 10 тыс. рублей выплачивается 60 процентов, из третьих - 50 процентов, из четвертых и пятых - по 40 процентов, из шестых и из всех последующих - по 30 процентов. Разница между начисленной и подлежащей выплате автору суммами должна передаваться в доход республиканского бюджета РСФСР.
Авторам, чьи произведения (пьесы, оперетты) сохранились в репертуаре театров свыше пяти лет, вознаграждение за публичное исполнение этих произведений выплачивается по истечении пяти лет полностью без указанных ограничений.
2. Установить ставки авторского вознаграждения за выполнение заказов на создание драматических, музыкальных, музыкально - драматических и литературных произведений для публичного исполнения или за право первого публичного исполнения неопубликованных произведений согласно приложению N 2.
Авторы драматических, музыкальных, музыкально - драматических и литературных произведений имеют право заключать договор на создание произведения по заказу только с одним учреждением (организацией) и получать вознаграждение за данное произведение лишь в одном учреждении (организации).
3. Утвердить прилагаемую Инструкцию по применению настоящего Постановления. Пункт 4 Постановления, приложения N 1 и 2 к нему не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов РСФСР.


Утверждена
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 22 апреля 1975 г. N 242
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА
МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 22 АПРЕЛЯ 1975 Г. N 242
"О СТАВКАХ АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПУБЛИЧНОЕ
ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И ИСКУССТВА"
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина РСФСР
от 11.05.1983 N 228 - СП РСФСР, 1983, N 11, ст. 64)
I. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СТАВОК АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1. Авторское вознаграждение по ставкам, предусмотренным приложением N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, начисляется за публичное исполнение драматических, музыкальных и музыкально - драматических произведений, концертных, цирковых и танцевальных программ на территории РСФСР.
При централизованных расчетах за публичное исполнение, проводившееся на территории других союзных республик, авторское вознаграждение начисляется по ставкам, действующим на этой территории.
2. Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений начисляется по полной ставке, указанной в приложении N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, как в тех случаях, когда вся сумма начисленного вознаграждения подлежит выплате авторам, так и в тех случаях, когда часть вознаграждения выплате не подлежит (например, концертная, эстрадная или цирковая программа состоит из произведений, охраняемых и не охраняемых авторским правом; пьеса написана соавторами как одно неразрывное целое и права одного из соавторов не охраняются авторским правом за истечением установленного законом срока и т.п.).
3. Авторское вознаграждение начисляется по ставкам, указанным в приложении N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, также за все музыкальные концерты, состоящие целиком из произведений, не охраняемых авторским правом.
4. Начисленные суммы авторского вознаграждения, не подлежащие выплате авторам - за произведения, не охраняемые авторским правом (кроме музыкальных произведений, исполняемых в концертах) или объявленные достоянием государства, а также произведения, авторское право на которые выкуплено государством, - передаются в доход республиканского бюджета РСФСР.
В соответствии с Постановлением СНК СССР от 20 сентября 1939 г. N 1511 "Об образовании Музыкального фонда Союза ССР" (СП СССР 1939 г., N 53, ст. 460) вознаграждение за не охраняемые авторским правом музыкальные произведения, исполняемые в концертах (в том числе целиком состоящих из не охраняемых авторским правом музыкальных произведений), передается в Музыкальный фонд СССР.
5. За концерты, целиком состоящие из произведений, объявленных достоянием государства, а также из произведений, авторское право на которые выкуплено государством, авторское вознаграждение не начисляется.
Авторское вознаграждение не начисляется за публичное исполнение не охраняемых авторским правом или объявленных достоянием государства драматических и музыкально - драматических произведений (пьес, опер, оперетт, балетов), а также драматических и музыкально - драматических произведений, авторское право на которые выкуплено государством.
6. Если музыка оперы, балета или оперетты охраняется авторским правом, а либретто не охраняется, или наоборот, авторское вознаграждение начисляется только за то произведение (музыку или либретто), которое охраняется авторским правом.
7. При начислении авторского вознаграждения к числу произведений, не охраняемых авторским правом, следует относить:
а) произведения народного творчества, авторы которых неизвестны;
б) произведения умерших авторов, если наследников нет или они утратили авторское право за истечением установленного законом срока;
в) произведения, принадлежащие гражданам иностранных государств, за исключением случаев, когда эти произведения впервые были опубликованы на территории СССР или охраняются в соответствии с международными договорами или международными соглашениями, в которых участвует СССР.
8. Авторское вознаграждение за концертные, эстрадные и цирковые программы начисляется независимо от того, звучат ли произведения в исполнении артистов или в механической записи, кроме тех случаев, когда исполняется музыка в механической записи на танцевальных площадках при бесплатном входе (подпункт "в" пункта 32 настоящей Инструкции).
9. Многоактными драматическими и музыкально - драматическими произведениями признаются произведения, имеющие, как правило, не менее трех актов. Двухактное произведение признается многоактным, если оно занимает весь спектакль.
Произведение, не имеющее обозначения числа актов, может быть признано многоактным по заключению Министерства культуры РСФСР.
10. Произведение признается написанным в стихах, если не менее половины произносимого со сцены текста изложено в стихотворной форме (рифмованным, белым или свободным стихом).
11. Количество актов в произведении и объем стихотворного текста определяются по экземпляру, удостоверяющему, что произведение разрешено к публичному исполнению.
12. Если спектакль включает несколько одноактных или одноактное и многоактное произведения, вознаграждение начисляется за каждое произведение в отдельности по установленной для него ставке.
Если спектакль включает одноактное и двухактное произведения, вознаграждение за одноактное произведение начисляется по установленной для него ставке, а за двухактное - исходя из двух третей ставки, предусмотренной для соответствующих многоактных произведений.
Если одноактное произведение исполняется в концертной программе, где занимает целое отделение, вознаграждение за это произведение начисляется по установленной для него ставке и, кроме того, начисляется половина ставки, предусмотренной за соответствующую концертную программу.
Если спектакль включает два двухактных произведения, вознаграждение за каждое произведение начисляется, исходя из половины ставки, предусмотренной для соответствующих многоактных произведений.
13. Специальные ставки авторского вознаграждения за пьесы для детей (пункт 3 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242) применяются к пьесам на русском языке, исполняемым детскими, в том числе кукольными театрами и театрами юного зрителя. За пьесы для детей на одном из языков народов СССР авторское вознаграждение начисляется по ставкам, установленным пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242. За пьесы на русском языке, исполняемые драматическими театрами на детских (утренних) спектаклях, авторское вознаграждение начисляется по ставкам, установленным пунктом 1 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242.
14. Специальные ставки авторского вознаграждения за произведения, написанные на одном из языков народов СССР (кроме русского), применяются в том случае, когда произведение исполняется в оригинале, независимо от того, на каком языке - в подлиннике или переводе оно впервые опубликовано.
За оперы и оперетты, написанные и исполняемые по оригинальным либретто на языке какого-либо народа СССР, авторское вознаграждение начисляется по ставкам, предусмотренным за оперы и оперетты на русском языке (пункты 8 и 11 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242).
15. К пьесам - инсценировкам относятся также пьесы, написанные по мотивам других произведений, в том числе произведений народного творчества.
Примечание. Пьесы для детей, написанные по мотивам народных сказок, приравниваются к оригинальным произведениям. Пьесы для детей, написанные по мотивам литературных сказок, не охраняемых авторским правом, приравниваются к оригинальным произведениям лишь по заключению Министерства культуры РСФСР. Пьесы, написанные по мотивам собственных произведений, приравниваются к оригинальным, если инсценировка сделана без соавторов.
16. Ставки авторского вознаграждения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 4 и подпунктом "б" пункта 5 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242 за пьесы - инсценировки на одном из языков народов СССР (кроме русского), применяются во всех случаях, когда инсценировка написана и исполняется на одном из указанных языков, независимо от того, на каком языке написано инсценированное произведение.
17. Если произведение создано автором на двух или нескольких языках без оговорки о том, какой текст является оригинальным, а какой - переводным, оно признается оригинальным на каждом из этих языков.
18. Если перевод пьесы на язык какого-либо народа СССР осуществлен не с оригинала, а с другого, промежуточного перевода, автору промежуточного перевода вознаграждение не выплачивается; факт использования промежуточного перевода не влияет на размер и порядок начисления авторского вознаграждения за исполняемый перевод.
19. За перевод пьесы - инсценировки, охраняемой авторским правом, авторское вознаграждение начисляется по ставкам, установленным для переводов оригинальных произведений. Сумма вознаграждения, начисленная автору переведенного произведения, делится в таких случаях между автором инсценированного произведения и автором инсценировки в том же соотношении, в каком делится между ними вознаграждение за инсценировку при исполнении ее в оригинале. Если инсценированное произведение не охраняется авторским правом, доля гонорара автора инсценированного произведения определяется так, как если бы произведение охранялось, и сумма вознаграждения, составляющая эту долю, передается в доход республиканского бюджета РСФСР.
20. Ставки авторского вознаграждения, предусмотренные пунктами 8 - 12 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242 за исполнение музыкально - драматических произведений, применяются также в тех случаях, когда произведение ставится в концертном исполнении.
21. Если либретто оперы, балета или оперетты написано на основе другого литературного произведения, охраняемого авторским правом, автору этого произведения выплачивается вознаграждение в размере: за исполнение оперы или балета - 1/4 части и оперетты - 1/3 части ставки вознаграждения, установленной для автора либретто. Если произведение, на основе которого написано либретто, не охраняется авторским правом, доля вознаграждения, которая причиталась бы автору этого произведения, передается в доход республиканского бюджета РСФСР.
22. Варианты либретто и новые подтекстовки оперетт с музыкой иностранных композиторов приравниваются к переводам (пункт 12 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242).
23. Утратил силу. - Постановление Совмина РСФСР от 11.05.1983 N 228.
24. Вознаграждение за музыку к драматическим спектаклям начисляется за каждый акт спектакля, сопровождаемый музыкой, независимо от количества музыкальных номеров, а также от того, звучит ли музыка в исполнении артистов или в механической записи. Если отдельные акты спектакля идут без музыкального сопровождения или сопровождаются целиком музыкой, не охраняемой авторским правом, авторское вознаграждение за эти акты не начисляется. В случае расхождения между количеством актов в пьесе и в спектакле авторское вознаграждение за музыкальное сопровождение начисляется по количеству актов в спектакле.
Если спектакль, занимающий целый вечер, поставлен в двух отделениях или в двух частях и при этом количество охраняемых авторским правом музыкальных номеров превышает двенадцать, вознаграждение начисляется из расчета трехактного спектакля (0,75 процента).
25. Если в концертной программе наряду с эстрадными произведениями исполняется хотя бы одно крупное симфоническое или вокально - симфоническое произведение (симфония, оратория, кантата, симфоническая поэма или увертюра, инструментальный концерт с оркестром и т.п.) либо камерное произведение крупной формы (трио, квартет, квинтет, соната), авторское вознаграждение за такую концертную программу начисляется в размере 5 процентов от суммы валового сбора от продажи билетов как за концерт из симфонических, вокально - симфонических и камерных произведений.
Во всех остальных случаях исполнение сборной концертной программы, в которую входят как симфонические, вокально - симфонические и камерные произведения малых форм, так и другие (литературные, эстрадные и пр.) произведения, - авторское вознаграждение начисляется в размере 2 процентов от суммы валового сбора.
26. Новогодние елочные представления приравниваются к эстрадным концертам.
Если в программу новогоднего елочного представления включается драматическое или музыкально - драматическое произведение, авторское вознаграждение за такое произведение начисляется по ставкам, установленным приложением N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242 для драматических и музыкально - драматических произведений, и с соблюдением правил, изложенных в пункте 12 настоящей Инструкции.
Цирковые новогодние елочные представления, если они специально написаны для цирка, приравниваются к пантомиме.
Если в стоимость билетов на новогодние елочные представления включается стоимость подарков, то при начислении вознаграждения от суммы валового сбора за проданные билеты стоимость подарков исключается из суммы валового сбора.
27. За программу, состоящую из концерта и танцев, при единой входной плате, авторское вознаграждение начисляется как за эстрадный концерт в размере 2 процентов с суммы валового сбора.
28. Авторское вознаграждение за цирковую программу в размере 0,5 процента от суммы валового сбора начисляется, если исполнение происходит на арене цирка или если концерт состоит только из цирковых номеров; во всех остальных случаях цирковых выступлений в составе сборной программы вознаграждение начисляется как за эстрадный концерт.
29. Авторское вознаграждение за музыку, сопровождающую спектакль кукол - марионеток (без литературного текста) и выступления артистов оригинальных жанров (иллюзионистов, психоэкспериментаторов и т.п.), начисляется в размере 0,25 процента от суммы валового сбора за весь спектакль или за каждое отделение концерта, в котором звучит музыка, охраняемая авторским правом.
30. Авторское вознаграждение по ставке, установленной пунктом 22 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, начисляется за театрализованные, эстрадные, цирковые представления и концерты, проводимые на массовых аренах.
Если на массовой арене исполняется драматическое или музыкально - драматическое произведение, авторское вознаграждение за него начисляется по ставкам, установленным приложением N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242 для драматических и музыкально - драматических произведений.
Примечание. Массовыми аренами считаются стадионы, дворцы спорта, ипподромы, закрытые и открытые площадки с числом мест более 3000. Площадки, не имеющие определенного числа мест для зрителей (парки и т.п.), приравниваются к массовой арене, если фактически продано на данное представление или программу более 3000 входных билетов.
II. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ АВТОРСКОГО
ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
31. Плательщиками авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений являются организации, осуществляющие их исполнение: театры, концертные и цирковые объединения и коллективы, концертно - эстрадные бюро, филармонии, цирки, клубы, дома и дворцы культуры (в том числе колхозные), любительские самодеятельные театры, дома офицеров, кафе, рестораны, парки, сады, стадионы, дома отдыха и санатории и т.п.
32. Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений начисляется во всех случаях как при платном, так и при бесплатном для зрителей входе, за исключением случаев:
а) когда при бесплатном для зрителей входе осуществляется публичное исполнение произведений в музеях, лекториях, библиотеках, сельских клубах, сельских домах культуры, красных уголках и учебных заведениях (кроме клубов учебных заведений);
б) когда публичное исполнение осуществляется бесплатно для зрителей и без выплаты какого бы то ни было вознаграждения исполнителям или коллективу исполнителей;
в) когда на танцевальных площадках исполняется музыка без выплаты вознаграждения исполнителям или в механической записи при бесплатном входе;
г) когда публичное исполнение произведений осуществляется отдельными штатными работниками клубов, домов и дворцов культуры и т.п. (баянистами, затейниками и др.) при бесплатном входе.
33. Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений начисляется в размерах, установленных приложением N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, в процентах:
а) от суммы валового сбора - в тех случаях, когда выручка, полученная от продажи билетов, поступает в кассу плательщика;
б) от суммы гарантированной оплаты - в тех случаях, когда плательщик проводит выступления на площадке другой организации (заказчика), заключив с заказчиком договор о гарантированной оплате выступлений артистов; сумма гарантированной оплаты по договору приравнивается к сумме валового сбора;
в) от суммы вознаграждения (заработной платы), начисленной исполнителям (1,5 процента), - в тех случаях, когда плательщик не взимает с посетителей платы за вход и не получает гарантированной оплаты по договору, а также в случаях исполнения музыки на танцевальных площадках.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина РСФСР от 11.05.1983 N 228)
Примечание. При исчислении суммы гарантированной оплаты за спектакль или концерт по договору с заказчиком (владельцем площадки) организация, от которой выступает коллектив, помимо непосредственной стоимости выступления и связанных с ним расходов, обязана учитывать также авторское вознаграждение (и отчисления в Литературный и Музыкальный фонды СССР).
34. Все профессиональные театры, самостоятельные исполнительские коллективы, не входящие в систему концертных организаций, и стационарные цирки уплачивают авторское вознаграждение за публичное исполнение спектаклей, концертов и представлений своего репертуара как на стационарах, так и на площадках, принадлежащих другим организациям, в централизованном порядке, по месту нахождения своих баз, за исключением случаев, когда передвижные и кукольные театры, исполнительские коллективы выступают по договорам с местными филармониями и концертно - эстрадными бюро (в этом случае вознаграждение уплачивается филармониями и концертно - эстрадными бюро, организующими выступления).
35. Филармонии и концертно - эстрадные бюро уплачивают авторское вознаграждение в централизованном порядке, по месту своего нахождения, за публичное исполнение силами своих солистов, коллективов и бригад, а также передвижных и кукольных театров, передвижных цирков, концертных и цирковых групп, солистов, бригад и ансамблей, находящихся в ведении других организаций, но выступающих по договорам с филармонией или концертно - эстрадным бюро.
Если коллектив или бригада филармонии (концертно - эстрадного бюро) выступает по договору с другой филармонией (концертно - эстрадным бюро), плательщиком авторского вознаграждения является та концертная организация, по договору с которой проводятся выступления.
36. Клубы, дома и дворцы культуры, дома офицеров, парки, сады и т.п. уплачивают авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений, осуществляемое на их площадках силами собственных профессиональных исполнительских коллективов, исполнительских коллективов воинских частей и исполнителей, приглашаемых по трудовым соглашениям.
Если в клубе, доме или дворце культуры и т.п. публичное исполнение произведений осуществляется силами самодеятельных коллективов или приглашенных профессиональных исполнительских коллективов (кроме театров, самостоятельных исполнительских коллективов, стационарных цирков, а также бригад филармоний и концертно - эстрадных бюро), авторское вознаграждение уплачивается клубом, домом или дворцом культуры и т.п. в случаях, когда сбор от продажи билетов поступает в его кассу. При бесплатном для зрителей входе авторское вознаграждение уплачивается организацией, которой принадлежит исполнительский коллектив, с суммы гарантированной оплаты, полученной ею по договору с владельца площадки.
37. За публичное исполнение, осуществляемое силами цирковых коллективов "Цирк на сцене" не по договорам с филармониями или концертно - эстрадными бюро, авторское вознаграждение уплачивается в централизованном порядке дирекцией организации, в которую входит коллектив, по месту ее нахождения. Передвижные цирки уплачивают авторское вознаграждение самостоятельно по месту выступления, кроме случаев выступления по договору с филармонией или концертно - эстрадным бюро.
38. Авторское вознаграждение за театрализованные, эстрадные, цирковые представления и концерты, проводимые на массовых аренах, уплачивается организацией, в кассу которой поступает сумма валового сбора от продажи билетов.
39. Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений на площадках без взимания отдельной платы за вход на эту площадку (фойе театров до или после спектакля или в антрактах, фойе кинотеатров, кафе и рестораны, открытые площадки в парках, садах и на стадионах и т.п.) начисляется либо от суммы вознаграждения исполнителей, если вознаграждение выплачивается исполнителям непосредственно администрацией площадки, либо от суммы договора между администрацией площадки и организацией, предоставившей исполнителей. В последнем случае авторское вознаграждение уплачивает организация, предоставившая исполнительский коллектив.
40. Все плательщики авторского вознаграждения обязаны вести точный учет исполнявшихся произведений и представлять уполномоченным Всесоюзного агентства по авторским правам (его отделения), по первому их требованию, сведения по установленной форме о названиях фактически исполнявшихся произведений, фамилиях и инициалах их авторов (в том числе авторов музыки, текста и переводов), а также о суммах сбора (при платном входе), суммах гарантированной оплаты по договорам и суммах вознаграждения (заработной платы), начисленных исполнителям (при бесплатном входе и при исполнении музыки на танцах).
За своевременность представления сведений, их правильность и полноту несут личную ответственность руководитель организации - плательщика, а также руководители и администраторы разъездных исполнительских коллективов.
41. Плательщик обязан представлять уполномоченному ВААП (его отделения) для проверки расчет подлежащих уплате сумм авторского вознаграждения, после чего окончательно оформленные расчетные листы в трех экземплярах подписываются руководителями организации - плательщика и скрепляются печатью плательщика.
Один экземпляр расчетного листа остается у плательщика, два экземпляра выдаются уполномоченному ВААП (его отделения). В тех случаях, когда сведения об исполнявшихся в концертной и другой сборной программе произведениях и их авторах представляются в рапортичке (программе исполнения), она подписывается лицом, ответственным за исполняемую программу, скрепляется печатью плательщика и выдается уполномоченному ВААП (его отделения) не позднее, чем расчетные листы.
42. Плательщик обязан в десятидневный срок со времени подписания им расчетного листа перечислить указанные там суммы авторского вознаграждения на текущий счет Всесоюзного агентства по авторским правам или его отделения.
43. Плательщик обязан представлять уполномоченному ВААП (его отделения) для просмотра все документы, связанные с расчетами по авторскому вознаграждению за публичное исполнение произведений.
III. ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ АВТОРАМ АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
44. Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений выплачивается через Всесоюзное агентство по авторским правам, которое в соответствии с действующим законодательством является представителем законных прав и интересов авторов и их правопреемников по всем вопросам авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений.
45. Авторское вознаграждение выплачивается за публичное исполнение только тех произведений, которые разрешены к исполнению и в установленном порядке зарегистрированы авторами.
46. Распределение между авторами вознаграждения за концертные, цирковые и прочие программы, состоящие из нескольких произведений разных авторов, осуществляется в установленном порядке Всесоюзным агентством по авторским правам.
47. Если не охраняемое авторским правом драматическое или музыкальное произведение (кроме произведений народного творчества), произведение, объявленное достоянием государства, а также произведение, авторское право на которое выкуплено государством, кем-либо переработано (переделано, дополнено, изменено), авторское вознаграждение за исполнение такого переработанного произведения автору переработки выплачивается лишь при наличии специального разрешения Министерства культуры РСФСР на переработку произведения и в размере, определяемом этим Министерством.
48. Должностным лицам (директор, режиссер, заведующий музыкальной частью, руководитель ансамбля и т.п.), от которых зависит режиссерско - постановочная работа или составление репертуара в театре, цирке, концертной организации или исполнительском коллективе, авторское вознаграждение за исполнение их собственных, а равно написанных ими в соавторстве произведений в той организации, где они находятся на службе, выплачивается лишь в том случае, если на это исполнение было предварительно получено письменное разрешение вышестоящих органов.
49. За публичное исполнение произведений, созданных в соавторстве, авторское вознаграждение распределяется между соавторами по их соглашению.
При отсутствии такого соглашения вознаграждение распределяется между соавторами при исполнении произведений, состоящих из самостоятельных частей (опера, балет, оперетта), - в порядке, установленном приложением N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, а при исполнении произведений, образующих одно неразрывное целое (пьеса, либретто, музыка оперы и др.), - поровну, если иное не установлено законодательством Союза ССР.
50. Между автором инсценированного произведения и инсценировщиком соглашение об ином распределении долей вознаграждения, чем установлено приложением N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242 (но в пределах нормы, установленной за инсценировку в целом), возможно только в сторону увеличения доли инсценировщика в тех случаях, когда инсценировщик при создании драматического произведения значительно отошел от инсценируемого произведения.
51. Между автором переводимого произведения и переводчиком возможно соглашение об ином распределении авторского вознаграждения, чем установлено приложением N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, но в пределах ставки, установленной за весь перевод.
52. Авторское вознаграждение за исполнение многоактных произведений - оригинальных пьес, пьес - инсценировок, оперетт, переводов пьес и либретто оперетт - выплачивается авторам с применением следующих предельных норм: первые 10 тыс. рублей, начисленные за исполнение каждого произведения, выплачиваются полностью; из вторых 10 тыс. рублей выплачиваются 60 процентов; из третьих - 50 процентов; из четвертых и пятых - по 40 процентов; из шестых и всех последующих - по 30 процентов.
Учет вознаграждения, поступающего автору за исполнение каждого его произведения, в отношении которого действуют предельные нормы авторского вознаграждения, и применение этих предельных норм производятся по месту выплаты вознаграждения автору ко всем суммам вознаграждения, начисленным в пользу автора за публичное исполнение произведения, осуществленное на территории СССР.
Разница между начисленной и подлежащей выплате автору суммами передается в доход республиканского бюджета РСФСР.
Предельные нормы не применяются к вознаграждению, начисленному за исполнение опер, балетов и переводов либретто опер.
53. Вознаграждение, начисленное авторам за публичное исполнение оригинальных произведений (пьес, оперетт), если исполнение имело место по прошествии пяти лет со времени первой постановки произведения (считая с 1 января года его первого публичного исполнения), выплачивается полностью, без ограничения предельными нормами.
Это положение не распространяется на вознаграждение, начисленное за исполнение пьес - инсценировок, а также на вознаграждение, поступающее переводчику за исполнение переводов пьес и либретто оперетт.
Дата первой постановки должна быть подтверждена официальной справкой театра, который первым поставил произведение, или организации, вышестоящей по отношению к этому театру. Справка представляется автором во Всесоюзное агентство по авторским правам (его отделение) и хранится в деле автора бессрочно.
54. При применении предельных норм учитываются совместно суммы вознаграждения, начисленные за исполнение всех вариантов данного произведения, начиная с первой его постановки после 1 января 1948 года.
55. Если произведение написано соавторами как одно неразрывное целое, при применении предельных норм учитывается совместно сумма вознаграждения, начисленная всем соавторам.
56. Если произведение состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение, и каждому соавтору принадлежит определенная доля вознаграждения (за музыку и за либретто в оперетте), при применении предельных норм учитывается отдельно вознаграждение каждого из соавторов (композитора и автора либретто).
57. Вознаграждение автора инсценированного произведения и автора инсценировки при применении предельных норм учитывается раздельно; при этом ведется общий подсчет вознаграждения, которое начисляется автору инсценированного произведения за исполнение всех инсценировок этого произведения.
58. Вознаграждение автора переведенного произведения и переводчика при применении предельных норм учитывается раздельно; при этом ведется общий подсчет вознаграждения, которое начисляется автору переведенного произведения за исполнение этого произведения в оригинале и в переводах на любые языки народов СССР.
59. Вознаграждение, начисленное за публичное исполнение отрывков из произведений, указанных в пункте 52 настоящей Инструкции, не включается в подсчет при применении предельных норм.
60. При применении предельных норм вознаграждения государственные налоги и платежи по обязательствам взимаются с той суммы вознаграждения, которая поступает к выплате автору.
61. Вознаграждение, подлежащее передаче в соответствии с настоящей Инструкцией (пункты 4, 19, 21 и 52) в доход республиканского бюджета РСФСР, перечисляется один раз в квартал, не позднее 10 числа месяца, следующего за окончанием квартала.
IV. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СТАВОК АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА СОЗДАНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ,
МУЗЫКАЛЬНЫХ, МУЗЫКАЛЬНО - ДРАМАТИЧЕСКИХ
И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
62. Авторское вознаграждение по ставкам, предусмотренным в приложении N 2 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, выплачивается по договорам на создание драматических, музыкальных, музыкально - драматических и литературных произведений для публичного их исполнения, а также по договорам о первом публичном исполнении (постановке) неопубликованных драматических, музыкальных, музыкально - драматических и литературных произведений, заключенным в РСФСР.
63. Ставка авторского вознаграждения устанавливается по договору с автором в зависимости от идейно - художественной ценности произведения, его объема и сложности работы. Применение ставок, указанных в приложении N 2 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, не зависит от подчиненности организации, заключающей договор с автором.
64. Авторы драматических, музыкальных, музыкально - драматических и литературных произведений имеют право заключать договор на создание произведения по заказу только с одним учреждением (организацией) и получать авторское вознаграждение за данное произведение только один раз в одном учреждении (организации).
65. Наличие договора на создание произведения для публичного его исполнения не препятствует автору заключить издательский договор на это произведение после того, как оно будет закончено, и получить вознаграждение за издание по установленным ставкам.
Наличие издательского договора на произведение не препятствует автору заключить договор о публичном исполнении этого произведения с выплатой авторского вознаграждения, если произведение закончено, но еще не опубликовано; однако при заключении такого договора автор обязан письменно известить другую сторону о наличии у него письменного договора с издательством и о дате сдачи в издательство законченной рукописи. Если автор не сделал этого извещения и книга вышла в свет до того, как произведение было поставлено на сцене, или до того, как истек установленный законом либо договором срок на его постановку, - организация, заключившая с автором договор о публичном исполнении произведения, вправе требовать от автора возврата полученных им сумм авторского вознаграждения.
66. Не допускается выплата авторского вознаграждения по договору о переделке опубликованного произведения применительно к требованиям данного театра. По такому договору театр может лишь выдать автору аванс в счет будущих процентных отчислений, в пределах вознаграждения за 5 спектаклей, исчисленного по среднегодовому плановому сбору театра за спектакль. Если театр откажется от постановки, этот аванс сохраняется за автором.
Аванс в счет процентных отчислений может быть выдан автору в указанном выше порядке также по договору о постановке неизданного, но уже оплаченного единовременно произведения в том случае, когда театр желает закрепить за собой право первой постановки этого произведения в данном городе.
67. В случае коренной переработки автором своего опубликованного произведения допускается повторная выплата автору до 75 процентов авторского вознаграждения по заключению соответственно Союза композиторов РСФСР, Союза писателей РСФСР или их союзов и организаций в автономных республиках, краях, областях, г. г. Москве и Ленинграде с обязательным утверждением этого заключения Министерством культуры РСФСР или его местным органом.
68. В случае необходимости переработки опубликованных произведений, написанных для эстрады и цирка на актуальные политические темы, авторам может выплачиваться по договорам вознаграждение в пределах до 50 процентов соответствующих ставок авторского вознаграждения.
69. Ставки авторского вознаграждения за произведения для эстрады и цирка (пункты 40 - 62 приложения N 2 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242) подлежат применению с учетом следующего:
а) куплеты объемом в 6 и более строк оплачиваются как два четверостишия, независимо от объема куплетов;
б) ставки, предусмотренные за короткий диалог (интермедию), применяются к интермедиям, написанным на местные темы, а также к интермедиям, имеющим характер связки или вступления к номеру;
в) ставки, предусмотренные за отдельный реприз, применяются к репризам, написанным для клоунов, коверных и конферансье.
70. Учреждения или организации, заключившие с автором договор о публичном исполнении неопубликованного произведения (постановочный договор) и выплатившие автору вознаграждение, вправе передать принятое ими произведение для широкого публичного исполнения подведомственным организациям, исполнять его по радио и телевидению, а также направить его во Всесоюзное агентство по авторским правам для размножения и распространения без выплаты автору какого-либо дополнительного вознаграждения за право постановки. Вознаграждение автору за публичное исполнение таких произведений сохраняется.
71. Размножение Всесоюзным агентством по авторским правам неизданных драматических и эстрадных произведений на правах рукописи, с согласия их авторов, с целью снабжения театров репертуарными новинками не рассматривается как выпуск этих произведений в свет, предусмотренный статьей 476 Гражданского кодекса РСФСР.
Организация, первой осуществившая постановку произведения, размноженного Всесоюзным агентством по авторским правам, обязана выплатить вознаграждение автору этого произведения, если оно не было ранее оплачено авторским вознаграждением.
72. С должностными лицами, от которых зависят режиссерско - постановочная работа или составление репертуара в данном театре, цирке, концертной организации или исполнительском коллективе, договоры, предусматривающие выплату авторского вознаграждения, могут заключаться лишь со специального каждый раз разрешения вышестоящей организации.
73. Авторское вознаграждение за выполнение заказов на создание произведений выплачивается наследникам авторов в установленном порядке через Всесоюзное агентство по авторским правам.

УКАЗ Президиума ВС СССР от 11.05.1983 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА СОЮЗА ССР (вместе с ВОЗДУШНЫМ КОДЕКСОМ СССР)  »
Документы СССР »
Читайте также