УСТАВ СЛУЖБЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР (утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 30.03.1982 n 30)


Утвержден
Приказом Министерства
речного флота РСФСР
от 30 марта 1982 г. N 30
Введен в действие
с 1 марта 1983 года
УСТАВ
СЛУЖБЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Устав определяет основные положения организации службы на судах Министерства речного флота РСФСР, а также права и обязанности членов судового экипажа.
2. Требования настоящего Устава основываются на Кодексе законов о труде РСФСР, Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодексе торгового мореплавания Союза ССР и других актах действующего законодательства и распространяются на всех членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении ими служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, находящихся на судне.
3. Все члены судового экипажа обязаны знать и точно выполнять требования настоящего Устава.
4. Нарушение требования настоящего Устава влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность, установленную законом.
5. Все члены судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.
6. Определение "капитан" распространяется на лиц, осуществляющих самостоятельное командование судами и именуемых в зависимости от типа, назначения судна и формы организации труда "командир", "багермейстер", "шкипер", "капитан - дублер" и т.п., а определение "механик" распространяется на лиц, именуемых "старший механик", "механик - дублер" и т.п.
7. Труд экипажа организуется капитаном в соответствии со штатным расписанием, утвержденным судовладельцем в установленном порядке, Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота и настоящим Уставом.
8. Обязанности лиц судового экипажа, должности которых не указаны в настоящем Уставе, определяются должностными инструкциями, утверждаемыми в порядке, установленном Министерством речного флота РСФСР.
9. Все документы, издаваемые Министерством речного флота и судовладельцем в части организации службы, определения обязанностей и прав членов экипажа и лиц, пребывающих на судне, должны быть согласованы с положениями настоящего Устава.
10. Действие настоящего Устава распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, на техническом обслуживании или в навигационном ремонте (т.е. с момента подписания акта приемки судна в эксплуатацию до подписания акта приемки судна на отстой или ремонт с ответственным хранением).
Глава II. ЭКИПАЖ СУДНА
11. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава.
12. К командному составу относятся: капитан, первый помощник капитана (на судах загранплавания), штурманы (помощники капитана), помощники командира, помощник шкипера, механик и его помощники (второй, третий, четвертый механики), электромеханик (помощник механика по электрооборудованию) и его помощники, начальник радиостанции, а также лица, совмещающие указанные должности.
К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.
13. Все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о пригодности к работе в соответствующей должности.
14. Лица командного и рядового состава, занимающие должности или выполняющие работы, которые требуют специальной квалификации, должны иметь соответствующие документы на право занятия должности (диплом, свидетельство, удостоверение и т.п.).
Примечание. Студенты, курсанты и учащиеся высших учебных заведений, речных училищ и техникумов допускаются (по направлению учебных заведений) к занятию штатных должностей рядового состава в соответствии с профилем обучения.
15. Члены судового экипажа обязаны:
(01) сохранять честь и достоинство работников речного транспорта, воспитывать в себе и подчиненных черты, отвечающие принципам морального кодекса строителя коммунизма;
(02) строго хранить государственную тайну;
(03) беречь социалистическую собственность;
(04) выполнять требования законов Союза ССР и союзных республик, настоящего Устава, приказов, правил и инструкций, действующих на судах Министерства речного флота РСФСР;
(05) нести ходовые и стояночные вахты и выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью;
(06) быть вежливыми, дисциплинированными, быстро и точно выполнять распоряжения старших по должности;
(07) знать, добросовестно и инициативно выполнять свои служебные обязанности, экономно расходовать материалы, бережно относиться к судовому имуществу, активно участвовать в выполнении производственных планов;
(08) знать устройство судна, свою специальность, заведование, термины, относящиеся к ним, и постоянно совершенствовать свои профессиональные знания;
(09) содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведования;
(10) знать и строго соблюдать требования правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил;
(11) знать и четко выполнять свои обязанности по тревогам; уметь пользоваться аварийно - спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами и знать места их размещения; знать сигналы бедствия; уметь пользоваться системами внутренней связи и сигнализации по тревогам;
(12) быть чисто и опрятно одетыми, соблюдать правила ношения форменной одежды;
(13) соблюдать чистоту и порядок на судне;
(14) охранять природную среду, не допускать ее загрязнения.
16. Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику (на судах, выходящих в море, - вахтенному помощнику капитана) или вахтенному механику, одновременно приняв меры по ее устранению.
17. Лица, использующие судовую и бытовую технику (независимо от того, в чьем заведовании она находится), отвечают за ее использование по назначению, а при обнаружении неисправностей в работе обязаны немедленно сообщить лицу, в чьем заведовании находится эта техника.
Член экипажа, в чьем заведовании находятся судовые технические и бытовые средства, используемые широким кругом лиц, обязан следить, чтобы каждое средство имело инструкции по обращению с ним.
18. Членам экипажа запрещается производить ремонтные работы, связанные с временным выводом из строя судовой техники, без разрешения вахтенного начальника (вахтенного механика).
19. Для содержания судна в должном состоянии и исправности все элементы корпуса и надстройки, судовые помещения, механизмы, системы, устройства, запасные части, инвентарь, приспособления и оборудование закрепляются расписанием по заведованию за членами судового экипажа - при экипажном методе работы или членами бригад (бригады), одновременно находящихся (находящейся) на судне, - при бригадном методе работы.
Члены судового экипажа несут в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.
20. На экипаж самоходного судна, работающего с баржами без команд, возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные Положением об эксплуатации барж без команд.
21. Члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться и лица, временно находящиеся на судне.
22. Взаимное обращение при исполнении служебных обязанностей должно быть официальным.
Распоряжения по службе отдают в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Отдавший приказание обязан убедиться, что оно правильно понято. Получивший приказание обязан по выполнении его, равно как и при невозможности выполнения его, доложить лицу, отдавшему приказание.
В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого помешает выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.
23. Члены экипажа, работающие по методу совмещения должностей (профессий), выполняют обязанности, определенные настоящим Уставом для этих должностей (профессий).
Глава III. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ НА СУДАХ
24. Основными расписаниями по организации службы на судах являются:
штатное расписание;
расписание по заведованиям;
расписание вахт и судовых работ;
распорядок дня на судне;
расписание по приборкам;
расписание по тревогам.
В зависимости от типа и назначения судна могут дополнительно составляться и другие расписания.
25. Все расписания (за исключением штатного) составляет первый штурман (первый помощник командира), а при его отсутствии в штате - капитан совместно с механиком до сдачи судна в эксплуатацию. Расписания утверждает капитан судна.
26. На самоходных судах, работающих круглосуточно, лицам командного состава устанавливается время несения вахт, приведенное в табл. 1 и 2.
Таблица 1
ВРЕМЯ НЕСЕНИЯ ХОДОВЫХ ВАХТ КОМАНДНЫМ СОСТАВОМ
САМОХОДНЫХ СУДОВ (КРОМЕ СКОРОСТНЫХ) ПРИ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НА ВНУТРЕННИХ СУДОХОДНЫХ ПУТЯХ
----------------------T------------------------------------------¬
¦ Должность ¦ Время несения вахт при графиках работы ¦
¦ +------------T--------------T--------------+
¦ ¦четырехсмен-¦ трехсменном ¦ двухсменном ¦
¦ ¦ном ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------+--------------+--------------+
¦Капитан ¦ 00 - 04 ¦ 00 - 04 ¦ 00 - 04 ¦
¦ ¦ 16 - 18 ¦ 12 - 16 ¦ 12 - 20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ или ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 00 - 06 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 12 - 18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Первый штурман ¦ 08 - 12 ¦ 08 - 12 ¦ 04 - 12 ¦
¦ ¦ 21 - 24 ¦ 20 - 24 ¦ 20 - 24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ или ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 06 - 12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 18 - 24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Второй штурман ¦ 04 - 08 ¦ 04 - 08 ¦ - ¦
¦ ¦ 18 - 21 ¦ 16 - 20 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Третий штурман ¦ 00 - 03 ¦ 00 - 04 ¦ - ¦
¦ ¦ 12 - 16 ¦ 12 - 16 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Механик ¦ 12 - 14 ¦ 08 - 12 ¦ 04 - 12 ¦
¦ ¦ 20 - 24 ¦ 20 - 24 ¦ 20 - 24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ или ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 06 - 12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 18 - 24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Первый помощник ¦ 00 - 04 ¦ 00 - 04 ¦ 00 - 04 ¦
¦механика ¦ 14 - 17 ¦ 12 - 16 ¦ 12 - 20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ или ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 00 - 06 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 12 - 18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Второй помощник ¦ 04 - 08 ¦ 04 - 08 ¦ - ¦
¦механика ¦ 17 - 20 ¦ 16 - 20 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Третий помощник ¦ 08 - 12 ¦ 08 - 12 ¦ - ¦
¦механика ¦ 21 - 24 ¦ 20 - 24 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Электромеханик ¦ 12 - 14 ¦ 08 - 12 ¦ - ¦
¦ ¦ 20 - 24 ¦ 20 - 24 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Первый помощник ¦ 00 - 04 ¦ 00 - 04 ¦ ¦
¦электромеханика ¦ 14 - 17 ¦ 12 - 16 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Второй помощник ¦ 04 - 08 ¦ 04 - 08 ¦ - ¦
¦электромеханика ¦ 17 - 20 ¦ 16 - 20 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Третий помощник ¦ 08 - 12 ¦ - ¦ - ¦
¦электромеханика ¦ 21 - 24 ¦ ¦ ¦
L---------------------+------------+--------------+---------------
Для остальных членов командного и рядового состава время несения вахт и выполнения судовых работ устанавливает капитан.
При совмещении должностей (профессий) командный состав несет вахты в часы, установленные для лиц командного состава судоводительской специальности.
Таблица 2
ВРЕМЯ НЕСЕНИЯ ХОДОВЫХ ВАХТ КОМАНДНЫМ СОСТАВОМ
САМОХОДНЫХ СУДОВ (КРОМЕ СКОРОСТНЫХ) В МОРСКОМ
И ПРИБРЕЖНОМ ПЛАВАНИИ
-----------------------T-----------------------------------------¬
¦ Должность ¦ Время несения вахт при графиках работы ¦
¦ +-------------T---------------------------+
¦ ¦ трехсменном ¦ двухсменном ¦
+----------------------+-------------+---------------------------+
¦Капитан ¦ ¦ 00 - 04 12 - 20 ¦
¦ ¦ ¦ или ¦
¦ ¦ ¦ 00 - 06 12 - 18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Старший помощник ¦ 04 - 08 ¦ 04 - 12 20 - 24 ¦
¦капитана ¦ ¦ или ¦
¦ ¦ 18 - 20 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 06 - 12 18 - 24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Второй помощник ¦ 00 - 04 ¦ - ¦
¦капитана ¦ 12 - 16 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Третий помощник ¦ 08 - 12 ¦ - ¦
¦капитана ¦ 20 - 24 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Старший механик ¦ ¦ 04 - 12 20 - 24 ¦
¦ ¦ ¦ или ¦
¦ ¦ ¦ 06 - 12 18 - 24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Второй механик ¦ 00 - 04 ¦ 00 - 04 12 - 20 ¦
¦ ¦ ¦ или ¦
¦ ¦ 12 - 16 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 00 - 06 12 - 18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Третий механик ¦ 04 - 08 ¦ - ¦
¦ ¦ 16 - 20 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Четвертый механик ¦ 08 - 12 ¦ - ¦
¦ ¦ 20 - 24 ¦ ¦
L----------------------+-------------+----------------------------
Капитан - дублер (механик - дублер) в отсутствие капитана (механика) несет вахту в часы, установленные для капитана (механика) судна.
При одновременном нахождении на судне капитана (механика) и капитана - дублера (механика - дублера) последний несет вахту в часы, установленные для лица, которое он заменяет.
27. Несение вахт по четырехсменному графику (см. табл. 1) может быть организовано на всех судах, кроме пассажирских при экипажном методе работы. В этом случае третий штурман несет вахту с 0 до 3 ч совместно с капитаном, а третий помощник механика с 21 до 24 ч совместно с механиком.
28. Несение вахт по трехсменному графику (см. табл. 1) организуется:
при экипажном методе работы на грузовых и буксирных судах, где в штате не предусмотрены должности третьего штурмана и третьего помощника механика;
на пассажирских судах. При этом третий штурман и третий помощник механика несут вахты совместно с капитаном и механиком;
при бригадном методе работы с нахождением на судне трех бригад.
29. Несение вахт по двухсменному графику (см. табл. 1) организуется при бригадном методе работы с нахождением на судне каждой бригады не более 15 сут.
30. Работа экипажей по бригадному методу на внутренних судоходных путях и в морских водах с нахождением на борту одной бригады, возглавляемой капитаном (капитаном - дублером, сменным помощником капитана, сменным помощником командира и т.д.), организуется на судах при условии продолжительности смены не более 12 ч.
Порядок смены бригад устанавливает судовладелец.
Суда (включая скоростные), работающие менее суток, после работы могут сдаваться под охрану ответственному дежурному пункта ночного отстоя. Порядок отстоя определяет судовладелец.
31. При эксплуатации судов в морском или прибрежном плавании несение вахт организуется:
по трехсменному графику (см. табл. 2) при экипажном методе работы и бригадном методе с нахождением на судне трех бригад;
по двухсменному графику (см. табл. 2) при бригадном методе работы на линиях, где переход в один конец не превышает 8 ч. При этом нахождение каждой бригады на судне не должно превышать 15 сут.
32. При эксплуатации судов в смешанном плавании переход с четырехсменного и трехсменного графиков несения вахт, предусмотренных табл. 1, на трехсменный график, предусмотренный табл. 2, и наоборот, производится, как правило, во время стоянки судна для оформления выхода в море и прихода с моря. Если продолжительность перехода в морском или прибрежном плавании или перехода по внутренним судоходным путям не превышает 24 ч, капитан может время несения вахт не менять. При этом в морских водах капитан и механик освобождаются от несения вахт по расписанию.
33. Работа экипажей скоростных судов, эксплуатируемых на внутренних судовых путях, в морском и прибрежном плавании организуется по бригадному методу. На борту судна может находиться одна бригада, возглавляемая капитаном, капитаном - дублером (сменным помощником капитана), если путевое время в период пребывания на борту судна одной бригады не превышает 8 ч. Расписанием движения в этом случае предусматриваются остановки не более чем через каждые 2 ч. Продолжительность одной из остановок для отдыха и приема пищи устанавливается не менее 30 мин., при этом путевое время до и после указанной остановки не должно, как правило, превышать 4 ч.
Если по условиям плавания судно не может эксплуатироваться с нахождением на борту одной бригады, а также когда путевое время превышает 8 ч и произвести смену бригад не представляется возможным, на борту должны находиться две бригады, одну их которых возглавляет капитан, капитан - дублер (сменный помощник капитана).
Смена вахт членов экипажа, находящихся у поста управления, производится через равные промежутки времени, но не более чем через 4 ч.
Путевое время определяют с учетом непродолжительных (до 30 мин.) стоянок в промежуточных пунктах.
34. На самоходных и несамоходных земснарядах и дноочистительных снарядах лицам командного состава время несения вахт и выполнения работ устанавливает судовладелец, а рядовому составу - командир.
На самоходных земснарядах и дноочистительных снарядах во время движения лица командного состава несут вахту в соответствии со статьями 26 - 32.
Капитаны шаланд, шаландировщиков и мотозавозней, шкиперы брандвахт и барж и других судов, входящих в состав караванов, по вопросам производственно - технологической деятельности подчиняются командиру (сменному помощнику командира).
35. Прием на работу и освобождение от работы членов экипажа (с последующим оформлением в отделе кадров по месту приписки судна), предоставление отгулов, объявление поощрений, взысканий в период эксплуатации судна оформляются приказами капитана.
36. Капитан имеет право в зависимости от конкретных условий или особенностей судна, а также штатного расписания производить частичное перераспределение обязанностей между отдельными членами экипажа.
Глава IV. КОМАНДНЫЙ СОСТАВ
Общие положения
37. На командный состав судна возлагается руководство подчиненными и личное участие в управлении судном и его эксплуатации.
38. Командный состав обязан:
правильно организовать труд своих подчиненных, создавать условия для роста производительности труда, а также условия, обеспечивающие участие членов экипажа в решении производственных задач на судне;
своим трудом и поведением служить примером для всех членов экипажа, поддерживать на судне дисциплину;
всесторонне знать и изучать личные и деловые качества своих подчиненных, передавать им свои профессиональные знания и опыт;
заботиться о подчиненных и повседневно воспитывать в них мужество, честность, трудолюбие, сознательную дисциплину, инициативу, стремление к овладению техникой, любовь к флоту;
при назначении на судно новых членов экипажа ознакомить подчиненных лиц с их обязанностями по работе и тревогам, судовыми расписаниями, правилами и инструкциями по безопасности труда, пожарной безопасности и санитарии;
знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям;
требовать от подчиненных точного выполнения законов Союза ССР и союзных республик, настоящего Устава, своих обязанностей, действующих правил, наставлений, приказов, инструкций и распоряжений в части, их касающейся, и контролировать это выполнение;
информировать своих подчиненных о задачах и особенностях предстоящего рейса;
проводить техническую учебу с членами экипажа;
составлять и представлять на утверждение календарные графики проведения плановых технических обслуживаний судовой техники и обеспечивать их выполнение;
изучать, обобщать опыт работы передовых экипажей и внедрять его на своем судне.
39. При смене лиц командного состава сдающий обязан передать принимающему по акту документацию, делопроизводство, отчетность, заведование и числящиеся за ним материальные ценности; акт утверждается капитаном.
Капитан
Общие положения
40. Капитан является единоначальником и руководителем судового экипажа, доверенным лицом судовладельца.
41. Капитан управляет судном и принимает необходимые меры к обеспечению безопасности плавания; при плавании по внутренним судоходным путям руководит судовождением, а в морских и иностранных водах - осуществляет его.
Капитан принимает все необходимые меры для поддержания порядка на судне, предотвращения нанесения вреда судну и находящимся на нем людям и грузу.
42. Капитан непосредственно подчиняется судовладельцу. Все указания, относящиеся к деятельности судна, адресуются только капитану, который отвечает за их выполнение.
43. Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана возложенной на него ответственности за выполнение своих обязанностей.
44. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.
Капитан участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне.
В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.
Капитан имеет право в необходимых случаях отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа, списать его с судна и направить в отдел кадров.
45. В своей работе по улучшению производственной деятельности, организации общесудовой службы, труда, быта и отдыха, учебы, воспитания, социалистического соревнования членов экипажа капитан опирается на партийную, профсоюзную и комсомольскую организации судна.
46. Капитан обязан обеспечивать:
соблюдение на судне законов и других актов органов государственной власти и государственного управления Союза ССР, союзных республик, а также международных конвенций и соглашений, участником которых является СССР;
выполнение мероприятий по охране природной среды;
соблюдение правил, инструкций, приказов, наставлений и других нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники;
принятие необходимых мер по сохранению государственной тайны;
высокий уровень воспитательной работы и политико - морального состояния экипажа;
выполнение производственного плана, графика движения (расписания), заданных измерителей работы судна;
выполнение указаний и требований органов надзора за безопасностью плавания и других контролирующих органов (технической инспекции труда, Речного Регистра РСФСР и Регистра СССР, санитарной инспекции, пожарного надзора и т.п.); своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям;
соблюдение трудовой дисциплины и организацию общесудовой, вахтенной и штурманской служб;
своевременное ознакомление членов экипажа с приказами, распоряжениями, инструкциями, а также с заданиями на рейс и особенностями предстоящего рейса;
организацию и контроль за экономической и технической учебой экипажа, повышением квалификации лиц командного и рядового состава и самостоятельной подготовкой штурманов (помощников капитана);
организацию подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению на воде, а также контроль за этой подготовкой;
режим труда и отдыха экипажа в соответствии с трудовым законодательством и действующим Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота;
внедрение на судне передового опыта работы и его совершенствование;
организацию коллективного питания судового экипажа и выдачу заработной платы;
общее руководство практикой курсантов, студентов и учащихся и непосредственное руководство стажировкой лиц судоводительской специальности.
47. Капитан обязан:
проверять и утверждать судовые расписания;
осуществлять руководство деятельностью командного состава;
контролировать своевременное и правильное ведение вахтенного (единого вахтенного, судового) <*>, машинного, электротехнического (на электроходах и дизельэлектрических земснарядах), радиотелеграфного и других установленных журналов, а также единой книги осмотров судна, делопроизводства, отчетной и другой документации;
--------------------------------
<*> В дальнейшем в тексте вместо терминов "вахтенный журнал", "единый вахтенный журнал" применяется термин "судовой журнал".
контролировать своевременное и правильное ведение судового журнала Регистрации приема питьевой воды из городских водопроводов, приема забортной воды для последующей обработки на станциях приготовления питьевой воды (ППВ), сдачи или выпуска хозяйственно - бытовых и фекальных стоков, сдачи контейнеров с сухим мусором, пищевыми отходами и сдачи подсланевых вод;
контролировать своевременность получения необходимых карт и навигационных пособий, корректурного материала и следить за качеством корректуры штурманской документации;
хранить судовые документы и печать;
при несчастных случаях на судне принять меры по оказанию необходимой медицинской помощи пострадавшим, сообщить о происшедшем несчастном случае судовладельцу и соответствующему комитету профсоюза, провести расследование в установленном порядке;
при возникновении условий и обстоятельств, угрожающих безопасности судна, людей или груза, сообщить об этом судовладельцу и действовать в соответствии с полученными указаниями и рекомендациями, условиями и обстоятельствами;
об аварийном случае с судном, в случае порчи или повреждения груза, багажа, а также в других подобных случаях сообщить соответствующим органам о случившемся, одновременно принять меры к ликвидации последствий и причин происшествия и обеспечить оформление необходимых документов в установленном порядке;
осуществлять руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде;
в случае столкновения с другим судном, удара, навала на другое судно, состав, плот - запросить, не требуется ли помощь и при необходимости оказать ее, если это не грозит серьезной опасностью своему судну, экипажу и пассажирам; запросить также капитана судна, с которым произошло столкновение, названия судна, пунктов приписки, отправления и назначения, характер полученных повреждений; сообщить аналогичные сведения по своему судну капитану судна, с которым произошло столкновение, и оформить необходимые документы.
48. Капитан совместно с первым штурманом и механиком в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации речного транспорта и других нормативных документов обязан проводить осмотр судна, судовой техники и снабжения с целью контроля за их состоянием и содержанием.
49. В случаях опасности для судна и находящихся на нем людей либо для оказания помощи другому судну или людям капитан вправе устанавливать режимы работы главных двигателей или других механизмов судна с превышением установленных норм; об отданном приказании делается соответствующая запись в судовом журнале.
50. О каждом случае рождения ребенка или смерти на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового врача или фельдшера, если они имеются на судне.
О случае смерти, кроме того, капитан обязан немедленно сообщить судовладельцу и действовать по его указаниям.
51. Капитан вправе изолировать в особом помещении лицо, подозреваемое в совершении преступления, или лицо, действия которого не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей или имущества, и при первой возможности передать его надлежащим властям.
52. При необходимости выполнения работ, требующих участия всего экипажа или значительной его части, капитан имеет право объявлять авральные работы в соответствии с их перечнем, утвержденным в установленном порядке.
53. В случае болезни капитан временно передает командование судном первому штурману независимо от наличия у последнего диплома капитана, о чем немедленно докладывает судовладельцу, а в иностранном порту - также консулу СССР. В судовой журнал записывается дата и время передачи командования, место нахождения судна и его состояние, наличие груза, балласта, запасов питьевой воды и продовольствия и другие сведения.
54. Капитан имеет право пользоваться средствами диспетчерской связи, которые ему предоставляются в соответствии с действующим положением.
55. Капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов судового экипажа в соответствии с Уставом о дисциплине работников речного транспорта СССР.
Обязанности капитана при приемке и сдаче судна
56. При приемке судна, находящегося в эксплуатации, капитан обязан:
потребовать от командного состава письменные рапорты о состоянии вверенных заведований, наличии судовой и нормативной документации, делопроизводства, отчетности и имущества;
ознакомиться с экипажем;
принять судовые документы, печать, денежные суммы и денежные документы;
получить от сдающего судно капитана необходимые данные о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных и мореходных качествах, о ходе грузовых операций и готовности судна к предстоящему рейсу (о ходе ремонта), об имевших место аварийных случаях и их последствиях;
ознакомиться с производственным планом судна и ходом его выполнения;
совместно с капитаном, сдающим судно, в сопровождении первого штурмана и механика осмотреть судно, получить необходимые разъяснения и сведения;
проверить отработку действий экипажа по судовым тревогам;
при необходимости потребовать произвести водолазный осмотр корпуса судна, движителей, рулевого органа и других забортных устройств.
По результатам сдачи и приемки судна составляется акт, первый экземпляр которого направляется судовладельцу.
57. Сдача - приемка и время начала исполнения обязанностей назначенного капитана фиксируются в судовом журнале за подписью сдающего и принимающего капитанов. О начале исполнения обязанностей вновь назначенный капитан объявляет приказом по судну.
58. Когда сдачу и приемку судна производят в сжатые сроки, оба капитана составляют и подписывают акт о приемке - сдаче судна, денежных сумм и документов. В акте указываются объекты, не принятые при сдаче. Дата и время приемки - сдачи командования судном фиксируются в судовом журнале за подписью сдавшего судно и принявшего его капитанов, после чего вновь назначенный капитан знакомится с судном применительно к порядку, предусмотренному ст. 56 настоящего Устава, составляет и направляет судовладельцу дополнение к ранее составленному акту.
59. Обязанности капитана при приемке судна от завода - строителя, а также в эксплуатацию из отстоя, ремонта и т.п. определяются соответствующими документами.
Обязанности капитана во время стоянки судна в порту
60. С приходом в порт капитан обязан подготовить судно и необходимую документацию для предъявления администрации порта и контролирующим органам.
61. При стоянке судна в порту капитан обязан: принять меры к обеспечению безопасной стоянки судна, подготовке к выполнению грузовых операций и работ по снабжению и ремонту судна; обеспечить выполнение экипажем местных (портовых) правил; предоставлять по требованию портовой администрации (без ущерба для безопасности судна) экипаж и судовые средства для тушения пожара или оказания помощи в случае бедствия, происшедшего в порту или прилегающей зоне.
62. Перед приемкой грузов на судно капитан обязан наметить схему загрузки или рассмотреть предварительный грузовой план (для судов, выходящих в море) и, убедившись, что намеченный вариант загрузки обеспечивает безопасность плавания, надлежащие мореходные качества судна и сохранность груза, утвердить их. Капитан может отказаться от приема отдельных грузов, если их перевозка противоречит правилам перевозки грузов или угрожает безопасности судна или людей.
63. В ходе грузовых операций капитан обязан, исходя из намеченной схемы загрузки (грузового плана) и сообразуясь с правилами перегрузочных работ, информацией об устойчивости, правилами перевозки и другими правилами, обеспечить контроль за правильностью укладки и крепления грузов в трюмах и на палубах, за размещением балласта и топлива, а также за тем, чтобы нагрузки на главную и другие палубы не превышали допустимых норм. Капитан имеет право прекратить грузовые операции, если нарушается технология их производства или допускается отступление от требований вышеперечисленных документов.
64. Капитан, уходя на берег, обязан оставить первому штурману или вахтенному начальнику (вахтенному помощнику капитана) устное или письменное распоряжение о выполнении необходимых работ и принятии мер, обеспечивающих безопасность судна, и сообщить свое место пребывания.
65. До выхода судна в рейс капитан обязан:
при получении рейсового задания обсудить с командным составом особенности предстоящего рейса, ознакомиться с районом плавания по навигационным картам и пособиям, рассмотреть возможные затруднения, разъяснить необходимость тех или иных действий при различных условиях плавания и дать указания о доведении основных задач и особенностей рейса до всех членов экипажа;
руководить ходом подготовки судна к плаванию;
предоставить отдых вахтенным, если они перед заступлением на вахту были заняты исполнением служебных обязанностей или выполняли работу по судну;
на судах, выходящих в морские районы, выполнить предварительную прокладку пути судна (проверить предварительную прокладку, если она по указанию капитана выполнена одним из его помощников).
66. Перед отходом судна капитан обязан ознакомиться с прогнозами погоды, штормовыми предупреждениями и в назначенное время принять от первого штурмана, механика и начальника радиостанции (радиооператора) рапорты о готовности судна к рейсу, о наличии на борту членов экипажа и об отсутствии посторонних лиц на судне.
67. В случае неявки кого-либо из членов экипажа или лиц, следующих на судне (должностных лиц, не входящих в штат экипажа, пассажиров и т.д.), к назначенному для отхода времени капитан сообщает об этом администрации порта или судовладельцу, а за границей - консулу СССР с указанием фамилии, имени и отчества, должности и времени ухода с судна неявившихся лиц. Одновременно капитан обязан принять все возможные меры к возвращению этих лиц на судно.
68. Капитан не имеет права выйти в рейс, если срок действия судовых документов на годность к плаванию заканчивается ранее установленной даты окончания рейса и он не может быть продлен в рейсе, или если снабжение, состояние судна, его загрузки, судовой техники не удовлетворяют требованиям соответствующих документов и не обеспечивают безопасности плавания, или если на судне не обеспечены требования безопасности труда.
Об указанных обстоятельствах капитан обязан своевременно доложить администрации порта, судовладельцу и соответствующим органам надзора.
Общие обязанности капитана в период плавания
69. В период плавания капитан обязан:
следить за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания и заблаговременно принимать должные меры предосторожности, осуществлять постоянный контроль за получением навигационной, гидрометеорологической и других видов установленной информации;
при движении судна по участкам внутренних судоходных путей с особо сложными или опасными для судовождения условиями по вызову вахтенного начальника немедленно выходить на мостик и находиться там до тех пор, пока этого требуют обстоятельства;
изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от штурманов;
при падении человека за борт принять меры по его спасению и организовать поиск; капитан может покинуть район поиска только после того, как убедится, что поиск безрезультатен;
в случае подъема кабеля якорем немедленно сообщить об этом в ближайший порт с указанием места и времени его подъема и действовать в соответствии с полученными указаниями.
70. При плавании в районе обязательной лоцманской проводки капитан обязан взять лоцмана. При прохождении районов, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан вправе взять лоцмана, если найдет это необходимым. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана обязанностей по управлению судном во время лоцманской проводки.
71. При лоцманской проводке судна капитан обязан:
обеспечить встречу, безопасный прием лоцмана на борт и безопасную высадку его с судна, отвести лоцману помещение и предоставить питание;
приняв на борт лоцмана, сообщить ему данные о судне, необходимые для проводки, ознакомить с особенностями управления судном, условиться о порядке подачи команд на руль;
уходя с мостика, указать лоцману лицо, ответственное за управление судном во время своего отсутствия;
следить за безопасностью плавания во время проводки судна. В случае сомнения в правильности рекомендаций лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг. При этом в районе необязательной лоцманской проводки он может, а в районе обязательной лоцманской проводки обязан вызвать другого лоцмана.
72. При подходе судна к районам с ледовыми, штормовыми и другими опасными условиями плавания капитан обязан принять надлежащие меры в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими документами, а также конкретными условиями и обстоятельствами.
73. Капитан обязан, если он может это сделать, не создавая опасности для своего судна, экипажа и пассажиров:
оказать помощь любому судну и обнаруженному на воде лицу, которому угрожает гибель;
следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие.
74. Если, по мнению капитана, его судну грозит неминуемая гибель, он обязан принять все меры к спасению находящихся на судне людей. После принятия всех мер к спасению пассажиров капитан дает приказание судовому экипажу оставить судно.
При спасении людей капитан обязан обеспечить спасение в первую очередь детей, больных, женщин и престарелых. Капитан оставляет судно последним, приняв все возможные меры к спасению судового, машинного, радиотелеграфного журналов, карт данного рейса, документов и ценностей.
Обязанности капитана при плавании в море
и на участках внутренних судоходных путей, требующих
применения методов морской навигации
75. В целях обеспечения безопасности плавания судна и сохранности груза, а также максимальной эффективности рейса капитан вправе выбирать тот путь следования, который он сочтет необходимым с учетом условий, обстоятельств и ограничений, обусловленных документами Речного Регистра РСФСР, или Регистра СССР, или других полномочных органов.
76. Капитан обязан:
выполнять предварительную прокладку на навигационных картах, по которым ведется исполнительная прокладка, назначая курс и поправки к нему;
назначать режим работы главных двигателей и способы управления ими и рулевым устройством;
требовать от штурманов ведения счисления, определения места судна с необходимой частотой всеми доступными способами и средствами, обеспечивающими необходимую точность исполнительной прокладки; осуществлять контроль за качеством и своевременностью этих операций, а в необходимых случаях выполнять их самому;
немедленно сообщать другим судам и в ближайший пункт береговым властям о встреченных в пути льдах, плавающих обломках, шторме, обмерзании и других опасностях, если о них не было никаких сообщений.
77. Назначая или изменяя курс, способ управления и режим работы главных двигателей, капитан обязан ставить об этом в известность вахтенного начальника. Никто без разрешения капитана не имеет права изменить назначенный им курс и режим работы двигателей, за исключением вахтенного начальника, в случаях, предусмотренных статьями 249 и 250 настоящего Устава.
78. При входе в порт и выходе из него, следовании в узкостях, плавании в районах интенсивного судоходства, подходе к берегам и опасным местам, плавании в условиях ограниченной видимости и во льдах, при швартовных операциях и в других особо сложных условиях плавания капитан обязан находиться на мостике и лично управлять судном, принимать меры по повышению бдительности экипажа и усилению вахтенной службы.
Главные двигатели должны быть готовыми к любому изменению хода, а якоря - к отдаче (когда это целесообразно).
Если плавание в указанных условиях длится продолжительное время (свыше 12 ч), капитан, сообразуясь с обстановкой, может временно уйти с мостика, доверив управление судном первому штурману.
79. При плавании в территориальных и внутренних водах и других зонах, где действуют режимные ограничения (таможенные, санитарные и т.д.) или местные правила (или те и другие), капитан обязан знать их и руководствоваться ими.
80. По прибытии судна в иностранный порт или советский порт из загранрейса капитан обязан принять меры к тому, чтобы никто из находящихся на судне лиц не имел общения с берегом до получения соответствующего разрешения санитарных, таможенных, пограничных и других портовых властей.
81. По прибытии судна в иностранный порт капитан обязан известить об этом консула СССР и сообщить ему сведения о судне и об обстоятельствах плавания.
Все распоряжения консула, в том числе распоряжение о задержании отхода судна из иностранного порта, обязательны для капитана.
82. По окончании рейса капитан обязан отчитаться перед судовладельцем в установленном порядке.
83. В случае необходимости срочной квалифицированной медицинской помощи больному, которая не может быть оказана на судне, капитан должен зайти в ближайший порт, известив об этом судовладельца.
84. При оказании в море помощи терпящему бедствие судну капитан обязан принять все меры к спасению людей; меры к спасению груза и другого имущества капитан может принять лишь с согласия капитана судна, терпящего бедствие, который, как правило, должен подписать договор о спасении в соответствии с действующими положениями.
В случае если капитан судна, терпящего бедствие, не может подписать договор о спасении по стихийным или другим обстоятельствам, капитан заручается его согласием на подписание такого договора при первой возможности, о чем делается запись в судовом журнале.
85. При встрече в море с судном, покинутым экипажем, капитан обязан немедленно доложить об этом судовладельцу и в дальнейшем действовать по его указанию.
Капитан обязан в судовом журнале записать координаты места обнаружения покинутого судна, а также известить о нем ближайший порт и другие суда. При получении распоряжения о буксировке покинутого судна в иностранный порт капитан обязан известить об этом консула СССР в стране, в которую он намерен следовать, и соответствующие портовые власти.
86. Если судну грозит бедствие и оно нуждается в помощи, капитан обязан принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна, по возможности советского.
87. В случае гибели судна, куда бы его экипаж ни был доставлен, капитан сохраняет полностью свои права и обязанности в отношении спасенных лиц. Если экипаж доставлен в заграничный порт, капитан должен принять все возможные меры к скорейшей доставке его в СССР.
88. Если экипаж и пассажиры судна будут спасены иностранным судном, капитан обязан принять меры к тому, чтобы советские граждане, находясь на борту иностранного судна, соблюдали честь и достоинство граждан СССР и установленный на этом судне порядок.
Обязанности капитана при ремонте судна
89. Перед постановкой судна на ремонт капитан обязан уточнить объем ремонтных работ и обеспечить выполнение мероприятий по подготовке и производству ремонта, предусмотренных нормативными документами.
90. В период технического обслуживания береговыми службами, ремонта в навигационный период и ремонта судна без приемки на ответственное хранение капитан обязан обеспечивать постоянное наблюдение и контроль за ходом ремонтных работ и пожарную безопасность судна.
91. При подъеме судна на слип (постановке в док) и спуске его со слипа (выходе из дока) капитан обязан лично руководить работами экипажа. При стоянке на слипе (в доке) капитан обязан оказывать всемерное содействие администрации слипа (дока), а также соблюдать правила стоянки судов на слипе (в доке) в соответствии с действующими нормативными документами.
92. После установки судна на слипе (в доке) капитан обязан совместно с первым штурманом, механиком и другими специалистами произвести наружный осмотр корпуса, донно - бортовой арматуры, движительно - рулевого комплекса и об их состоянии составить акт. Перед спуском судна со слипа (выходом из дока) аналогичный осмотр производится вновь.
93. Приемка выполненных работ и окончание ремонта оформляются актами в установленном порядке.
Капитан - дублер (сменный помощник капитана)
94. Капитан - дублер в отсутствие капитана пользуется правами и выполняет его обязанности, предусмотренные настоящим Уставом, за исключением статей 55 - 59.
При одновременном нахождении на судне капитана и капитана - дублера последний выполняет обязанности лица, которое он заменяет, и пользуется его правами.
Первый помощник капитана (на судах загранплавания)
95. Первый помощник капитана непосредственно подчиняется капитану. Указания и поручения первого помощника капитана в пределах его полномочий обязательны для всех членов экипажа.
96. Первый помощник капитана организует свою практическую работу в соответствии с Положением о первом помощнике капитана на судах Министерства речного флота РСФСР.
97. Совместно с судовой партийной и общественными организациями первый помощник капитана проводит воспитательную работу среди членов экипажа в духе высокой идейной убежденности, принципов морального кодекса строителя коммунизма, славных традиций морского и речного флота нашей Родины, мобилизуя экипаж на выполнение производственных заданий и социалистических обязательств.
98. Первый помощник капитана организует среди членов экипажа политико - воспитательную, интернациональную, культурно - просветительную и спортивную работу, а также организует работу радиотрансляционного узла, телевизионной аппаратуры и киноустановки.
99. Первый помощник капитана обязан обеспечивать укомплектование судовой библиотеки, обеспечивать экипаж периодической печатью, культспортинвентарем, кинофильмами.
100. Первый помощник может привлекаться к несению стояночных вахт, а при наличии рабочего диплома - и ходовых.
Первый штурман (старший помощник капитана,
первый помощник капитана)
101. Первый штурман непосредственно подчиняется капитану и является его первым заместителем; ему в административном отношении подчинен весь экипаж.
В случае невозможности исполнения капитаном своих обязанностей при нахождении судна в рейсе первый штурман в соответствии со статьей 53 настоящего Устава принимает командование судном на период (не более 10 сут.) перехода до пункта, определяемого судовладельцем (при этом продолжительность вахт не должна превышать времени, установленного Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота), а при плавании в море - до первого советского порта захода.
102. Первый штурман руководит работой штурманов и является начальником членов экипажа, выполняющих работы по палубной части и бытовому обслуживанию.
103. Распоряжения первого штурмана, касающиеся выполнения предусмотренных настоящим Уставом общих обязанностей экипажа, в частности по организации общесудовой службы, распорядку дня, поддержанию дисциплины на судне, а также по авральным работам, судовым тревогам, содержанию судна в должном санитарном состоянии, соблюдению формы одежды и ее опрятности, выполнению приказов и указаний капитана, обязательны для всех членов экипажа.
104. В ведении первого штурмана находятся:
корпус, палубы, надстройки, рангоут, такелаж, люковые закрытия, водяные танки и горловины, мерительные и воздушные трубы; жилые, бытовые и палубные служебные помещения, трапы; грузовое (не относится к танкерам), якорное, швартовное, буксирное, спасательное устройства; водяная противопожарная магистраль, бытовая техника;
аварийное, спасательное, противопожарное, шкиперское и хозяйственно - бытовое снабжение (инвентарь и материалы) палубной части.
105. Первый штурман является материально ответственным лицом за аварийный, спасательный, противопожарный и другой инвентарь, имущество и материалы палубной и хозяйственно - бытовой частей и организует работу по их поддержанию в исправности и чистоте; ведет инвентарные книги палубной части.
106. Первый штурман обязан обеспечивать:
техническую эксплуатацию и содержание своего заведования в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов - изготовителей и другими нормативно - техническими документами, издаваемыми Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;
соблюдение трудовой дисциплины подчиненными ему членами экипажа;
планирование, организацию и проведение судовых работ по палубной части;
проведение на судне не реже одного раза в месяц большой приборки;
хранение регистровой и другой технической документации по своему заведованию; своевременное составление ремонтных ведомостей по палубной части;
своевременное получение, правильное хранение, расходование и учет продуктов питания, питьевой и мытьевой воды; утверждение меню питания экипажа;
наблюдение за уровнем воды в льялах и сточных колодцах и учет количества воды в балластных танках (цистернах);
ведение делопроизводства и отчетности по своему заведованию;
проведение инструктажа по безопасности труда членов экипажа, занятых выполнением палубных работ;
контроль за соблюдением членами экипажа правил безопасности труда и пожарной безопасности палубной части, а также санитарных правил;
безопасность посадки людей на судно и высадки их с судна;
своевременную и всестороннюю подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна, противопожарной защите, спасению людей;
постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, постоянный свободный доступ к ним, укомплектованность их надлежащим снабжением;
соблюдение мер пожарной безопасности на палубах и в помещениях, находящихся в его заведовании, а также при выполнении работ по палубной части;
порядок в кают - компании, столовой, камбузе и жилых помещениях;
размещение членов экипажа и временно пребывающих на судне лиц по жилым помещениям;
при отсутствии на судне врача (фельдшера) прохождение членами экипажа в установленные сроки медицинских осмотров и прививок; оказание в необходимых случаях первой доврачебной помощи; надлежащее содержание судовой аптечки, а также прохождение судном дератизации и дезинсекции;
сдачу сухого мусора и пищевых отходов;
хранение дубликатов ключей от всех судовых помещений;
проведение контроля пассажирских билетов самостоятельно или с участием лиц, уполномоченных на это Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;
планирование и организацию технической учебы по палубной части.
107. Перед началом грузовых операций и во время их выполнения первый штурман обязан:
руководить подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивать проведение всех мероприятий по соблюдению правил их перевозки;
лично руководить погрузкой, креплением и выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, размещением и креплением палубного груза.
108. Перед выходом судна в рейс первый штурман обязан:
проверить готовность своего заведования, получить доклады врача (фельдшера) и штурманов и убедиться в готовности их заведований;
произвести обход судна, проверить опробованием готовность рулевого и якорного устройств, сигнально - отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями, а перед выходом в море, озеро и водохранилище убедиться в надежности закрытия трюмов, иллюминаторов, люков и других отверстий на палубе и в бортах;
проверить надежность крепления судовых палубных устройств, грузов и другого имущества и предметов, размещенных на палубах;
удалить с судна посторонних лиц и в назначенное время доложить капитану о готовности к рейсу.
109. В период плавания первый штурман обязан:
контролировать и обеспечивать надлежащее крепление палубных устройств и грузов;
организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса;
руководить работами по подготовке судна к штормовому плаванию и борьбе с обледенением.
110. При оставлении судна экипажем первый штурман обязан обеспечить проверку помещений судна и удостовериться в том, что на судне не осталось людей.
Второй штурман (второй помощник капитана)
111. Второй штурман непосредственно подчиняется первому штурману.
112. Второй штурман осуществляет приемку и сдачу груза, багажа и почты; обеспечивает правильность их погрузки, крепления и выгрузки и оформления транспортных документов на груз, багаж и почту.
113. Второй штурман обязан:
составлять грузовой план размещения на судне груза и представлять его на утверждение капитану;
на судах, выходящих в морские районы, перед началом погрузки производить предварительный расчет остойчивости и представлять его капитану;
обеспечивать подготовку грузовых помещений и совместно с первым помощником механика и электромехаником проверять готовность грузовых помещений и их оборудования к приему грузов;
перед каждой перегрузочной операцией совместно с соответствующими судовыми специалистами проверять судовые грузоподъемные устройства и обеспечивать правильное их использование;
следить за соблюдением правил безопасности труда членами экипажа при грузовых операциях на судне;
обеспечивать выполнение санитарных правил и правил пожарной безопасности при погрузке, размещении, перевозке и выгрузке грузов;
следить за правильным открытием и закрытием грузовых помещений, не допуская, чтобы при закрытии в них оставались люди;
присутствовать при опломбировании грузовых помещений и проверять сохранность пломб;
следить за состоянием груза и поддержанием температурного режима и режима вентиляции в грузовых помещениях в процессе погрузки, перевозки и выгрузки;
вести путевой журнал, грузовую книгу и другое делопроизводство по перевозке грузов, оформлять таймшиты, составлять и представлять капитану на подпись грузовой отчет;
оформлять в установленном порядке случаи недостачи, утраты или повреждения груза.
114. Во время перегрузочных работ в подчинении второго штурмана находятся члены судового экипажа, назначенные для подсчета груза и работы в трюмах, которых он инструктирует об условиях приема, укладки и сдачи груза и работой которых руководит.
115. Второй штурман во время производства грузовых операций может отлучаться с судна только с разрешения капитана, а в его отсутствие - первого штурмана, передав временно свои обязанности вахтенному начальнику или другому лицу, назначенному капитаном или первым штурманом.
116. При отсутствии в штате должностей радиооператора и электромеханика второй штурман обеспечивает техническое обслуживание электрорадионавигационных приборов (кроме электромашинных агрегатов питания гирокомпаса и радиолокатора), ведет техническую документацию по электрорадионавигационным приборам, обеспечивает получение, хранение и учет необходимых материалов и запасных частей для них.
117. На судах, которые не перевозят грузов, круг обязанностей второго штурмана устанавливает капитан.
118. О готовности своего заведования к рейсу второй штурман обязан доложить первому штурману.
Третий штурман (третий помощник капитана)
119. Третий штурман непосредственно подчиняется первому штурману.
120. В ведении третьего штурмана находятся навигационные карты и пособия, корректурные материалы, техническая библиотека, штурманские и гидрометеорологические приборы и инструменты, средства визуального наблюдения, связи, сигнализации и ручной звуковой сигнализации, а также судовая канцелярия.
121. Третий штурман обязан:
обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание приборов, инструментов и принадлежностей своего заведования в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов - изготовителей и другой нормативно - технической документацией, издаваемой Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;
вести и хранить техническую документацию, касающуюся приборов, инструментов и принадлежностей своего заведования;
заказывать, получать, вести учет и хранить приборы, инструменты и средства сигнализации своего заведования, техническую литературу, карты и пособия для плавания, корректурные материалы; своевременно вести корректуру карт и пособий;
производить продажу билетов (на пассажирских судах), вести кассовую отчетность и представлять ее на подпись капитану;
вести учет рабочего времени, начислять заработную плату, получать по доверенности капитана деньги и выдавать их по ведомости членам экипажа;
вести хронометрический журнал, ежесуточно определять (выводить) поправку хронометра и сверять показания судовых часов;
следить за своевременным производством девиационных работ;
проводить занятия и тренировки с палубной командой по сигналопроизводству зрительными средствами связи, устройству и использованию приборов и инструментов своего заведования;
оформлять приходы и отходы судна; получать и заверять в установленном порядке судовые, машинные и другие журналы, хранить на них реестр;
получать бланки журналов и другие бланки, канцелярские принадлежности, приказы, инструкции и т.п., вести их учет;
обеспечивать подготовку к рейсу своих заведований, о готовности их в назначенное время докладывать первому штурману.
Командир земснаряда (дноочистительного снаряда)
122. Командир пользуется правами и выполняет обязанности (с учетом назначения судна), которые изложены в разделе "Капитан", а также руководит работой закрепленных за земснарядом судов.
123. Командир обязан также обеспечивать:
безопасность работы земснаряда;
проработку с командным составом и доведение до сведения экипажа полученного задания на выполнение предстоящей работы;
повахтенное распределение работы;
контроль за исправным действием знаков навигационного оборудования на разрабатываемом участке;
ведение рабочего журнала и других документов учета и отчетности в соответствии с правилами их ведения.
124. Командиру в вопросах производственно - технологической деятельности подчинена работа шаланд, шаландировщиков, мотозавозней, брандвахт, барж и других судов, входящих в состав земкаравана.
125. Командир имеет право отдавать приказания работникам обстановочного участка по обеспечению правильной расстановки знаков навигационного оборудования и чистоты судового хода, в границах которого работает земснаряд.
Первый помощник командира (старший помощник
багермейстера, сменный помощник командира) земснаряда
(дноочистительного снаряда)
126. Первый помощник является заместителем командира, пользуется правами и выполняет обязанности (с учетом назначения судна), которые изложены в разделе "Первый штурман".
127. Первый помощник командира также обязан:
руководить работами по установке, сборке и разборке рабочих устройств (черпаковой цепи, плаврефулера и т.п.) земкаравана, следить за правильностью учалки каравана при буксировках, участвовать в работах ответственного назначения, требующих большого практического опыта;
разрабатывать и представлять на утверждение командиру технологический режим работы земснаряда и систематически контролировать его;
следить за исправностью измерительных приборов, контролирующих технологический режим работы земснаряда.
Второй помощник командира (багермейстера)
земснаряда (дноочистительного снаряда)
128. Второй помощник командира непосредственно подчиняется первому помощнику командира.
129. Второй помощник командира обязан:
обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание палубных механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию, в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов - строителей и другими нормативно - техническими документами, издаваемыми Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;
устранять лично или с привлечением выделенных ему специалистов отказы судовой техники своего заведования;
руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивать выполнение ими правил и инструкций по безопасности труда и пожарной безопасности;
составлять календарные графики технического обслуживания и ремонтные ведомости, контролировать полноту объема и качество технического обслуживания и ремонта судовой техники своего заведования, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
вести установленную техническую документацию по своему заведованию;
обеспечивать установку и действие рабочих и контрольных створов прорези.
Третий помощник командира (багермейстера)
земснаряда (дноочистительного снаряда)
130. Третий помощник командира непосредственно подчиняется первому помощнику командира, пользуется правами и выполняет обязанности (с учетом назначения судна), которые изложены в разделе "Третий штурман".
131. Третий помощник командира также обязан:
обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание палубных механизмов, закрепленных на ним расписанием по заведованию, в соответстви

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВС РСФСР от 26.03.1982 О ПОРЯДКЕ ХРАНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ВЫБОРАМ РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) НАРОДНЫХ СУДОВ РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также