ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя СССР от 29.12.1981 n 261 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О СОСТАВЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ... СН 202-81*)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 1981 г. N 261
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О СОСТАВЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Государственный комитет СССР по делам строительства постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1982 г. Инструкцию о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СН 202-81*), дополненную по предложениям и замечаниям, высказанным на Всесоюзном совещании работников министерств, ведомств, проектных, изыскательских и научно-исследовательских организаций, состоявшемся 24 - 25 ноября 1981 г. в г. Москве.
2. Признать утратившим силу с 1 января 1982 г. абзац первый пункта 1 Постановления Госстроя СССР от 25 августа 1981 г. N 159 об утверждении Инструкции СН 202-81.
Председатель Госстроя СССР
И.НОВИКОВ



Утверждена
Постановлением Госстроя СССР
от 29 декабря 1981 г. N 261
ИНСТРУКЦИЯ
О СОСТАВЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ <*>
(СН 202-81*)
(Взамен редакции указанной Инструкции,
утвержденной Постановлением Госстроя СССР
от 25 августа 1981 г. N 159)
------------------------------------
<*> Введена в действие с 1 января 1982 г.
Инструкция СН 202-81* дополнена по предложениям и замечаниям, высказанным на Всесоюзном совещании работников министерств, ведомств, проектных, изыскательских и научно-исследовательских организаций, состоявшемся в ноябре 1981 г. в г. Москве.
Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в необходимых случаях, в соответствии с предоставленными им правами и с учетом настоящей Инструкции, могут разрабатывать нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, промышленности и видов строительства, и утверждать эти нормативные документы по согласованию с Госстроем СССР.
Одновременно признаны утратившими силу:
Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства (СН 202-76), утвержденная Постановлением Госстроя СССР от 16 марта 1976 г. N 23;
Временная инструкция по разработке проектов и смет для жилищно-гражданского строительства (СН 401-69), утвержденная Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 19 декабря 1969 г. N 261.
1. Общая часть
1.1. Настоящая Инструкция содержит положения, регламентирующие состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство новых, расширение, реконструкцию <*> и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства.
------------------------------------
<*> Строительство новых, расширение и реконструкция действующих предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуется: "строительство предприятий, зданий и сооружений".
Схемы и проекты районной планировки, проекты планировки и застройки городов, жилых районов и микрорайонов, а также других населенных пунктов, схемы генеральных планов промышленных узлов разрабатываются, согласовываются и утверждаются в соответствии с нормативными актами, утвержденными Госстроем СССР (или согласованными с ним) по этим видам проектных работ <*>.
------------------------------------
<*> В соответствии с п. 3 Постановления Госстроя СССР от 25 августа 1981 г. N 159 в нормативные акты Госстроя СССР и Госгражданстроя должны быть внесены изменения и дополнения, вытекающие из новой Инструкции (СН 202-81*).
Проектно-сметная документация на строительство объектов, сооружаемых по иностранным лицензиям, на базе комплектного импортного оборудования и на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран, разрабатывается, согласовывается и утверждается в порядке, установленном Госстроем СССР.
Проектирование предприятий, зданий и сооружений для строительства за границей осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов, утвержденных Госстроем СССР и ГКЭС.
Типовые проекты разрабатываются в соответствии с настоящей Инструкцией и дополнительными нормативными актами Госстроя СССР, устанавливающими порядок разработки, согласования, экспертизы, утверждения, издания, распространения и применения типовых проектов, а также порядок пересмотра и отмены устаревших типовых проектов.
Инженерные изыскания для всех стадий проектирования производятся в соответствии с нормативными актами, утверждаемыми Госстроем СССР.
Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами в необходимых случаях могут с учетом настоящей Инструкции разрабатывать нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждать их по согласованию с Госстроем СССР.
1.2. Проектирование предприятий, зданий и сооружений осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, разработанных на период не менее чем на 15 лет (по пятилеткам). Через каждые 5 лет в эти схемы вносятся необходимые уточнения и составляются схемы на новое пятилетие <*>.
------------------------------------
<*> Методические указания к разработке указанных схем утверждены Постановлением Госплана СССР от 31 декабря 1981 г. N 290.
В составе этих схем разрабатываются материалы с необходимыми расчетами, обосновывающие целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения предприятий и сооружений, определяются расчетная стоимость строительства (реконструкции, расширения) <*> и другие основные технико-экономические показатели объектов.
------------------------------------
<*> См. Методические указания о порядке применения сборников укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), разработанных в нормах и ценах, введенных в действие с 1 января 1969 г., утвержденные Госстроем СССР 7 сентября 1981 г. N 70-Д.
Методические указания предназначены для пересчета стоимости строительства в сметные нормы и цены, вводимые в действие с 1 января 1984 г., определенной ранее в составе технико-экономических обоснований (ТЭО) по сборникам УПСС, разработанным в ценах 1969 года, а также при определении по этим сборникам в новых сметных нормах и ценах расчетной стоимости строительства (реконструкции, расширения) в составе схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, а также схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам.
При проектировании предприятий, зданий и сооружений производственного назначения должны учитываться решения, принятые в схемах и проектах районной планировки <*>, в схемах генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) <**> и проектах планировки и застройки городов и других населенных пунктов.
------------------------------------
<*> См. Инструкцию по составлению схем и проектов районной планировки (СН 446-72), утвержденную Постановлением Госстроя СССР от 17 июля 1972 г. N 135.
<**> См. Инструкцию по разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) (СН 387-78), утвержденную Постановлением Госстроя СССР от 9 июня 1978 г. N 114.
Проектирование объектов жилищно-гражданского назначения осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке схем и проектов районной планировки, увязанных со схемами развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схемами развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, генеральных планов, проектов планировки и застройки городов и других населенных пунктов, проектов детальной планировки.
1.3. При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, решениями Правительства СССР и другими нормативными актами по капитальному строительству, и в том числе:
нормативными документами по проектированию и строительству, утвержденными Госстроем СССР, и нормативными документами, связанными с проектированием и строительством, утвержденными министерствами и ведомствами СССР, органами государственного надзора и общественными организациями по согласованию с Госстроем СССР;
государственными стандартами;
документами по основным направлениям в проектировании объектов соответствующих отраслей;
нормами технологического проектирования;
общесоюзным строительным каталогом типовых сборных железобетонных, металлических, деревянных и асбестоцементных конструкций и изделий для всех видов строительства и территориальными каталогами типовых строительных конструкций и изделий для промышленного, сельскохозяйственного и жилищно-гражданского строительства, утвержденными Госстроем СССР;
каталогами на все виды оборудования, приборы и др.;
ведомственными каталогами для специализированных видов строительства, утвержденными министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР;
межотраслевыми требованиями и нормативными материалами по научной организации труда, утвержденными Госкомтрудом СССР, Госстроем СССР, ГКНТ и ВЦСПС, и разработанными на их основе отраслевыми документами, утвержденными министерствами и ведомствами СССР.
1.4. Проектные и изыскательские организации при проектировании предприятий, зданий и сооружений должны обеспечивать:
а) реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта с тем, чтобы построенные или реконструированные предприятия ко времени ввода их в действие были технически передовыми и обеспечивали выпуск продукции высокого качества в соответствии с научно обоснованными нормативами по затратам труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, утвержденными по отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности <*>;
------------------------------------
<*> См. Систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам работ и затрат (экономии) труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей и удельных капитальных вложений, норм и нормативов определения потребности в оборудовании и кабельных изделиях (порядок их разработки и утверждения), одобренную Постановлением Госплана СССР 11 января 1980 г. N 7.
б) высокую эффективность капитальных вложений за счет:
первоочередного наращивания мощностей путем технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий и производств;
внедрения высокопроизводительного оборудования, установок и агрегатов большой единичной мощности, значительного расширения практики размещения оборудования на открытых площадках;
механизации и автоматизации производственных процессов и дальнейшего сокращения ручного труда;
повышения степени заводской готовности поставляемых стройкам оборудования, строительных конструкций и изделий;
использования наиболее экономичных транспортных схем завоза сырья, топлива, материалов и комплектующих изделий и вывоза готовой продукции; комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ;
применения индустриальных методов строительства и эффективных форм его организации, обеспечивающих повышение производительности труда;
совершенствования объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, блокирования производств, рационального применения монолитного железобетона, широкого использования легких несущих и ограждающих конструкций и других прогрессивных изделий и материалов и эффективного инженерного оборудования;
в) высокий уровень градостроительных и архитектурных решений;
г) рациональное использование земель, охрану окружающей природной среды, а также сейсмостойкость, взрыво- и пожаробезопасность объектов;
д) реализацию в проектах, рабочих проектах, утвержденных по каждой отрасли на планируемое пятилетие, основных направлений проектирования предприятий, зданий и сооружений, а также достижение прогрессивных удельных показателей стоимости и материалоемкости по объектам строительства <*>;
------------------------------------
<*> Госстрой СССР письмом от 19 января 1982 г. N АБ-296-19/8 сообщил министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик порядок разработки и утверждения прогрессивных удельных показателей материалоемкости по объектам строительства.
е) кооперирование вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций со строящимися и действующими в составе промышленного узла предприятиями и сооружениями;
ж) рациональное использование природных ресурсов и экономное расходование материальных и топливно-энергетических ресурсов;
з) комплексное использование сырья и материалов, организацию безотходной, энергосберегающей технологии производства <*>;
------------------------------------
<*> См. Постановление Госстроя СССР и ГКНТ от 28 декабря 1981 г. N 259/517 "О повышении требований по применению в проектах предприятий малоотходных и безотходных технологических процессов".
и) требуемый уровень автоматизации систем управления предприятиями (АСУП) и технологическими процессами (АСУ ТП) в соответствии с общеотраслевыми руководящими методическими материалами по их созданию;
к) использование изобретений в области технологии производства, оборудования, строительных конструкций и материалов.
1.5. Важнейшими направлениями в проектировании должны быть типизация проектных решений на базе унификации объемно-планировочных, конструктивных и технологических решений, узлов, конструкций и изделий, а также широкое применение типовых проектов <*>.
------------------------------------
<*> Постановлением Госстроя СССР от 7 мая 1981 г. N 63 одобрены Основные направления типового проектирования на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года для строительства объектов промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства.
Постановлением Госстроя СССР от 12 декабря 1980 г. N 190 предусмотрены мероприятия по дальнейшему совершенствованию типового проектирования в промышленном строительстве.
По типовым проектам должно осуществляться строительство повторяющихся основных и вспомогательных производственных зданий и сооружений, предприятий в целом со стабильной на ряд лет технологией производства, а также жилых домов, общественных зданий и сооружений и объектов сельскохозяйственного назначения.
Разработка индивидуальных проектов (рабочих проектов) при наличии типовых проектов допускается в отдельных случаях с разрешения:
Госстроя СССР - по крупным и сложным предприятиям, зданиям, сооружениям и жилым домам. По крупным и сложным общественным зданиям и жилым домам необходимо заключение Госгражданстроя;
Минсельхоза СССР - по объектам сельскохозяйственного назначения;
госстроев союзных республик - по остальным предприятиям, зданиям и сооружениям.
При разработке проектно-сметной документации на строительство предприятий с часто меняющейся технологией производства должны применяться унифицированные объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений этих предприятий, позволяющие без значительных дополнительных затрат приспосабливать их к новой технологии <*>.
------------------------------------
<*> Приведенными ниже Постановлениями Госстроя СССР утверждены и введены в действие с 1 июля 1980 г. государственные стандарты:
1) от 7 августа 1979 г. N 139 ГОСТ 23837-79 "Здания промышленных предприятий одноэтажные. Габаритные схемы".
Соответственно с 1 июля 1980 г. утратили силу:
Приказ Госстроя СССР от 20 декабря 1961 г. N 390 "О номенклатуре конструкций и унифицированных габаритных схемах для предприятий и зданий различных отраслей промышленности";
Приказ Госстроя СССР от 17 февраля 1967 г. N 23 "Об утверждении унифицированных габаритных схем для применения при проектировании служебно-технических и производственных зданий транспорта";
Постановление Госстроя СССР от 14 июня 1968 г. N 58 "Об утверждении унифицированных габаритных схем одноэтажных однопролетных зданий, оборудованных ручными мостовыми кранами";
Постановление Госстроя СССР от 4 ноября 1969 г. N 126 "Об уменьшении высоты одноэтажных зданий, проектируемых на основе унифицированных габаритных схем, утвержденных Приказом Госстроя СССР от 20 декабря 1961 г. N 390";
2) от 7 августа 1979 г. N 140 ГОСТ 23840-79 (СТ СЭВ 1408-78) "Здания сельскохозяйственных предприятий одноэтажные. Параметры";
3) от 7 августа 1979 г. N 141 ГОСТ 23838-79 (СТ СЭВ 1404-78) "Здания промышленных предприятий одноэтажные. Параметры".
Соответственно с 1 июля 1980 г. утратил силу Приказ Госстроя СССР от 31 августа 1962 г. N 256 "Об утверждении Основных положений по унификации объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий";
4) от 10 августа 1979 г. N 144 ГОСТ 23839-79 "Здания сельскохозяйственных предприятий одноэтажные. Габаритные схемы".
Соответственно с 1 июля 1980 г. утратило силу Постановление Госстроя СССР от 6 августа 1974 г. N 162 "Об утверждении унифицированных габаритных схем и номенклатуры конструкций сельскохозяйственных производственных, складских и вспомогательных одноэтажных зданий";
5) от 30 июня 1980 г. N 97 ГОСТ 24336-80 "Здания производственные, вспомогательные и складские многоэтажные. Параметры";
6) от 4 июля 1980 г. N 98 ГОСТ 24337-80 "Здания производственные, вспомогательные и складские многоэтажные. Габаритные схемы".
ГОСТы 24336-80 и 24337-80 введены в действие с 1 июля 1981 г.
В связи с указанными ГОСТами утратило силу распоряжение Госстроя СССР от 2 июля 1963 г. N 163 об утверждении номенклатуры сборных железобетонных конструкций заводского изготовления и унифицированных габаритных схем многоэтажных промышленных зданий (Постановление Госстроя СССР от 4 июля 1980 г. N 98).
При необходимости возведения ряда одинаковых объектов отраслевого назначения на строительство первого объекта разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к типовым проектам, индивидуальный проект, который затем используется для строительства других аналогичных объектов.
1.6. Проектирование предприятий, зданий и сооружений осуществляется:
в одну стадию - рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости - для предприятий, зданий и сооружений, строительство которых будет осуществляться по типовым и повторно применяемым проектам, а также для технически несложных объектов;
в две стадии - проект со сводным сметным расчетом стоимости и рабочая документация со сметами - для других объектов строительства, в том числе крупных и сложных.
Стадийность разработки проектно-сметной документации устанавливается заказчиком в задании на проектирование предприятия, здания и сооружения <*>.
------------------------------------
<*> Постановлением Госстроя СССР от 19 октября 1981 г. N 174 утверждено и с 1 января 1982 г. введено в действие Изменение N 1 ГОСТ 21.103-78 "Система проектной документации для строительства. Основные надписи", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 26 июля 1978 г. N 142.
В соответствии с этим Изменением абзац 7 п. 5 указанного ГОСТа изложен в следующей редакции: "в графе 6 - условное обозначение стадии проектирования: П - проект; РП - рабочий проект; Р - рабочая документация" (БСТ, 1981, N 12, с. 11).
В проектах (рабочих проектах) предприятий, зданий и сооружений с учетом материалов инженерных изысканий и вариантных проработок уточняются место размещения (в пределах района), проектная мощность, стоимость строительства и другие технико-экономические показатели, определенные при разработке схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, а также схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам.
По крупным стройкам с длительным сроком проектирования рабочая документация на объем работ первого года строительства (после принятия решения о строительстве предприятия (сооружения) и при наличии схемы генерального плана) в необходимых случаях с разрешения министерства и ведомства СССР, Совета Министров союзной республики может разрабатываться до утверждения проекта.
При составлении рабочей документации по отдельным особо сложным объектам проектная организация может осуществлять дополнительные проработки, уточняющие материалы проекта.
Необходимость указанных проработок определяется органом, утверждающим проект.
При разработке типовых проектов на объекты, имеющие важное народнохозяйственное значение, и индивидуальных проектов на сложные объекты отдельные технологические, конструктивные, архитектурные и другие решения могут разрабатываться в нескольких вариантах на конкурсной основе. Разрешение на это дается в порядке, установленном Госстроем СССР.
1.7. Проекты (рабочие проекты) на строительство предприятий, сооружений при его продолжительности свыше двух лет должны разрабатываться не в целом на предприятие, сооружение, а на их первую очередь.
Оптимальный состав и продолжительность очередей строительства, установленные в обосновывающих материалах утвержденных схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, а также схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, указываются в задании на проектирование предприятий и сооружений и окончательно уточняются при разработке проекта (рабочего проекта).
Проектирование предприятий и сооружений, строительство которых будет осуществляться по очередям, должно начинаться с разработки основных проектных решений, необходимых для составления схемы генерального плана объекта и расчета стоимости строительства на его полное развитие с разбивкой по очередям.
Схема генерального плана объекта и расчет стоимости строительства на его полное развитие включаются в состав проекта (рабочего проекта) на строительство первой очереди. Проекты (рабочие проекты) на строительство последующих очередей разрабатываются на основе схемы генерального плана объекта на полное развитие и утверждаются в установленном порядке.
Определенная в сводных сметных расчетах стоимость строительства очередей не должна превышать стоимости, установленной в расчете стоимости строительства на полное развитие предприятия, сооружения.
Проектирование последующих очередей осуществляется одновременно со строительством предыдущей очереди, с тем чтобы необходимая проектно-сметная документация была подготовлена до начала строительства соответствующей очереди в установленные сроки.
Если строительство предприятия, сооружения при его продолжительности (по нормам) <*> свыше двух лет по условиям технологии производства или по другим специфическим требованиям не может быть разбито на очереди, обеспечивающие выпуск продукции или оказание услуг, то разрешение на проектирование и строительство таких объектов (кроме оборонных отраслей) без выделения очередей дается в каждом отдельном случае Госстроем СССР и Госпланом СССР при предоставлении министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик соответствующих обоснований. По предприятиям и сооружениям оборонных отраслей такие разрешения даются Госпланом СССР.
------------------------------------
<*> В настоящее время действуют Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений (СН 440-79), утвержденные Постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 29 декабря 1979 г. N 263/206.
По предприятиям и сооружениям, аналогичным тем, по которым соответственно Госстроем СССР и Госпланом СССР или Госпланом СССР уже давались указанные разрешения, решения о разработке проектов и строительстве без выделения очередей принимаются в каждом отдельном случае министерством и ведомством СССР, Советом Министров союзной республики - заказчиком проекта.
1.8. Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений, в том числе стоимость строительно-монтажных работ, в сводном сметном расчете стоимости определяется:
при одностадийном проектировании - по сметам к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, привязанным к местным условиям строительства, и сметам, составляемым по рабочим чертежам. Для объектов массового строительства следует применять прейскуранты и укрупненные сметные нормы;
при двухстадийном проектировании - по укрупненным сметным нормам, прейскурантам и стоимостным показателям объектов-аналогов.
Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений по проектно-сметной документации должна соответствовать или быть ниже расчетной стоимости, предусмотренной в утвержденных в составе пятилетних планов перечнях вновь начинаемых строек и перечнях действующих предприятий и сооружений, намечаемых к реконструкции и расширению, а другие основные технико-экономические показатели должны соответствовать или быть улучшены по сравнению с показателями, указанными в этих перечнях.
Утвержденная сметная стоимость является лимитом на весь период строительства.
При определении общей стоимости строительства предприятия, сооружения (на полное развитие), осуществляемого по очередям, а также в сводных сметных расчетах стоимости строительства предприятий, сооружений, проектируемых и строящихся без выделения очередей (при продолжительности строительства свыше двух лет), должны учитываться изменения ценообразующих факторов, происходящие в связи с научно-техническим и социальным прогрессом и проведением мероприятий по охране окружающей природной среды.
1.9. В случаях, когда в задании на проектирование предусматриваются строительство и ввод в эксплуатацию предприятия, сооружения или их очередей отдельными пусковыми комплексами <*>, в проекте (рабочем проекте) должны определяться эти пусковые комплексы, в состав которых включаются объекты основного производственного, вспомогательного и обслуживающего назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, инженерные коммуникации и очистные сооружения, обеспечивающие выпуск продукции (оказание услуг) в установленном заданием на проектирование объеме и полную переработку отходов производства, нормальные санитарно-бытовые условия для работающих, а также включаются объекты, связанные с защитой окружающей природной среды.
------------------------------------
<*> См. письмо Госстроя СССР и Госплана СССР от 26/29 августа 1974 г. N МЧ-3859-2/4 и ВИ-1728/6-181 о порядке разработки, согласования и утверждения в проектах предприятий, сооружений состава пусковых комплексов.
В исключительных случаях изменения в состав пусковых комплексов могут вноситься органом, утвердившим проект, рабочий проект (по проектам, утвержденным Советом Министров СССР, - после предварительного рассмотрения изменений Госпланом СССР и Госстроем СССР). При этом из состава пусковых комплексов не должны исключаться здания и сооружения, предназначенные для санитарно-бытового обслуживания работников, обеспечения здоровых и безопасных условий труда, эффективной очистки, обезвреживания и улавливания вредных выбросов в атмосферу, воду и почву, а также подъездные пути с фронтами погрузки и выгрузки, линии связи и мелиоративные мероприятия.
1.10. Разработка проектно-сметной документации на реконструкцию и техническое перевооружение цехов, участков, совершенствование отдельных технологических процессов, на механизацию тяжелых и трудоемких работ и реконструкцию инженерных сетей и сооружений может осуществляться силами производственных объединений (предприятий) по согласованию и, в необходимых случаях, с привлечением (для увязки общих вопросов) проектной организации - генерального проектировщика, при обязательном соблюдении действующих норм и правил по проектированию и строительству. В этих случаях проектирование должно осуществляться, как правило, в одну стадию - рабочий проект.
1.11. В проектах (рабочих проектах) предприятий и сооружений отраслей народного хозяйства и промышленности должны предусматриваться опережающее строительство и ввод в действие жилья, зданий и помещений культурно-бытового назначения, общественного питания, здравоохранения, автомобильных и железных дорог, средств связи, сооружений, связанных с защитой окружающей природной среды, и других вспомогательных зданий и сооружений, которые могут быть использованы в период строительства.
При проектировании крупных предприятий и сооружений, расположенных в отдаленных неосвоенных районах страны, где нет необходимой базы строительной индустрии, может, в виде исключения, по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР предусматриваться создание предприятий базы стройиндустрии, предназначенной для нужд строительства данного предприятия или сооружения. В таких случаях составляются проект (рабочий проект) и отдельный сводный сметный расчет стоимости на создание базы стройиндустрии, данные которого включаются в сводку затрат к проекту (рабочему проекту).
Проектирование общеузловых объектов должно осуществляться с учетом, как правило, опережающего (по сравнению с объектами основного производственного назначения) строительства по очередям в составе и объемах, необходимых для обеспечения ввода в действие отдельных включенных в состав промышленных узлов предприятий и производств в установленные сроки <*>.
------------------------------------
<*> См. Постановление Совета Министров СССР от 19 марта 1970 г. N 177 "О порядке планирования и финансирования строительства объектов, общих для группы предприятий" и Положение о порядке проектирования, планирования и финансирования строительства объектов, общих для группы предприятий (промышленного узла), утвержденное Постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 12 апреля 1976 г. N 40/35.
Для предприятий и сооружений со сложной и неосвоенной технологией производства в проектах должны, при необходимости, предусматриваться опережающее строительство и ввод в действие экспериментальных лабораторий, опытных цехов и стендов для выполнения исследований, отработки и испытаний новой технологии, оборудования, материалов и изделий.
1.12. Министерства и ведомства-заказчики должны выдавать машиностроительным министерствам исходные требования на конструирование и изготовление машин и сложного технологического оборудования разовых (единичных) заказов с длительным циклом изготовления для намечаемых к проектированию и строительству (расширению, реконструкции, техническому перевооружению) предприятий, включенных в утвержденные в составе пятилетних планов перечни строек и перечни разрабатываемых проектов, до открытия титульных списков на их проектирование (за счет средств заказчиков, выделенных специально на эти цели, в пределах установленных лимитов государственных капитальных вложений), а также выдавать исходные требования на выполнение опытно-конструкторских работ по новому и модернизируемому оборудованию за счет единого фонда развития науки и техники заказчика <*>.
------------------------------------
<*> См. Методические указания о порядке образования и использования единого фонда развития науки и техники, утвержденные ГКНТ, Госпланом СССР, Минфином СССР и Госкомцен СССР 11 сентября 1979 г. N 40-7/197.
ГКНТ, Госплан СССР, Минфин СССР и ЦСУ СССР утвердили 22 октября 1980 г. за N 40-7/224 Указания о порядке планирования, финансирования и учета затрат, производимых за счет средств единого фонда развития науки и техники (см.: БНА, 1981, N 5, с. 12 - 17).
Сроки выдачи указанных исходных требований должны быть увязаны со сроками разработки проектов (рабочих проектов) предприятий, предусмотренными в перечнях проектов, утвержденных в составе пятилетних планов проектно-изыскательских работ <*>.
------------------------------------
<*> См. Методические указания о порядке разработки плана проектно-изыскательских работ по полностью законченным и принятым заказчиками проектам на строительство предприятий, пусковых комплексов, очередей и объектов, утвержденные Постановлением Госплана СССР от 27 ноября 1979 г. N 182, и Инструкцию Стройбанка СССР от 4 мая 1982 г. N 27 о финансировании проектных и изыскательских работ.
Проектные организации по поручению министерств, ведомств-заказчиков по отдельному договору на основе материалов, определяющих перспективы развития отрасли, и данных научных исследований подготавливают исходные требования (ГОСТ 15.001-73) на выполнение этих конструкторских работ.
Организации (предприятия) машиностроительных министерств по результатам выполненных конструкторских и опытно-конструкторских работ обязаны выдавать заказчикам исходные данные по этому оборудованию, необходимые для проектирования объектов.
1.13. В целях широкого применения прогрессивных конструкций, материалов и изделий, обеспечения единства строительных решений и оптимального количества типоразмеров конструктивных элементов генеральный проектировщик <*> (или по его поручению субподрядная специализированная проектная организация строительного профиля) должен разрабатывать основные положения на строительное проектирование предприятий и сооружений (кроме технических несложных объектов) и получить по ним заключение генерального подрядчика.
------------------------------------
<*> См. Положение о проектной организации - генеральном проектировщике, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1969 г. N 151.
В основных положениях должно предусматриваться применение наиболее экономичных проектных решений, обеспечивающих снижение сметной стоимости строительства и расхода материальных и трудовых ресурсов.
1.14. В случаях, когда в связи с намечаемым строительством объекта необходимо создание нового города (поселка) или развитие существующего города (поселка) и на эти цели предусматриваются капитальные вложения, в составе проекта, рабочего проекта, объекта разрабатывается проект застройки микрорайона (квартала) на основе утвержденных в установленном порядке генерального плана нового города (поселка) или района существующего города и проекта детальной планировки.
Если до начала проектирования объекта генеральный план нового города (поселка), нового района существующего города и проект детальной планировки не разрабатывались, то эта проектная документация должна разрабатываться в составе проекта объекта.
Стоимость жилищно-гражданского строительства на этой стадии определяется по укрупненным показателям.
Примечание. При относительно небольших объемах жилищно-гражданского строительства (когда необходимо строительство одного или нескольких домов) указанная документация не разрабатывается.
1.15. Не допускается строительство по устаревшим проектам и рабочим проектам, для чего до включения предприятий, зданий и сооружений в план капитального строительства необходимо проверять соответствие принимаемых проектных решений современному техническому уровню.
Устаревшие проекты и рабочие проекты должны перерабатываться проектными организациями по заданиям заказчиков с целью доведения их технического уровня до современных требований и переутверждаться в порядке, установленном для утверждения вновь разработанных проектов (рабочих проектов).
По включенным в план капитального строительства предприятиям и сооружениям, проекты (рабочие проекты) которых утверждены министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик, изменения проектных решений, связанные с увеличением мощности и пересмотром номенклатуры продукции, должны согласовываться с Госпланом СССР и Госстроем СССР, а также с генеральной подрядной организацией (в части организации строительства и изменения смет, составленных по рабочим чертежам).
Заказчики проектно-сметной документации и генеральные проектировщики обязаны своевременно вносить в рабочую документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов. Указанные изменения производятся проектной организацией на основании поручения заказчика, с учетом фактического состояния строительства.
1.16. Проекты и материалы рабочих проектов, представляемые на экспертизу и утверждение, должны разрабатываться без излишней детализации, в минимальном объеме и составе, достаточном для обоснования принимаемых проектных решений, определения объемов основных работ, стоимости строительства и потребности в оборудовании, конструкциях и материалах, и оформляться в соответствии с требованиями раздела 4 настоящей Инструкции.
1.17. Технологические процессы, оборудование, приборы, конструкции, материалы, изделия, впервые примененные или разработанные в проекте (рабочем проекте), подлежат проверке проектными организациями-разработчиками на патентоспособность и патентную чистоту, по результатам которой в установленном порядке должен быть составлен патентный формуляр <*>.
------------------------------------
<*> См. Указания о мерах по обеспечению технического уровня, патентоспособности и патентной чистоты машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов (ЗП-1-77), утвержденные Постановлением Госкомизобретений от 18 августа 1977 г. N 6(26) по согласованию с ГКНТ.
См. также Методические указания о проведении патентных исследований при создании и освоении в производстве машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов (ЗП-2-78), утвержденные Постановлением Госкомизобретений от 2 марта 1978 г. N 1(8) и введенные в действие с 1 мая 1978 г. (Вопросы изобретательства. 1978, N 5, с. 51 - 63).
В случаях, когда в проектных решениях используются изобретения, в пояснительной записке соответствующего раздела проекта необходимо указывать номера авторских свидетельств и заявок на используемые изобретения, по которым принято решение о выдаче авторских свидетельств. Соответствующие указания приводятся в общих данных по рабочим чертежам.
1.18. Проектно-изыскательские работы должны выполняться, как правило, с применением современных экономико-математических методов, средств вычислительной и организационной техники, а также других прогрессивных методов (при необходимости и макетного) и технических средств составления, размножения, хранения и поиска проектных материалов, способствующих сокращению продолжительности проектирования и снижению затрат на выполнение работ, повышению производительности труда работников проектно-изыскательских организаций и качества проектов.
1.19. Проектные и изыскательские работы выполняются на основании договоров, заключенных заказчиками с проектными организациями - генеральными проектировщиками, в соответствии с Правилами о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ, при этом разработка соответствующих материалов проектов крупных предприятий и сооружений (электроснабжение, теплоизоляция, вентиляция и другие разделы) должна поручаться специализированным проектным организациям.
Генеральным проектировщиком должна быть, как правило, проектная организация, разрабатывающая технологическую часть проекта.
При проектировании городов, поселков, районов, микрорайонов, кварталов, не связанных со строительством производственных объектов, генеральным проектировщиком должна быть, как правило, проектная организация, разрабатывающая комплексный проект города, поселка, района, микрорайона, квартала.
Генеральный проектировщик несет ответственность, осуществляет обязанности и имеет права в соответствии с утвержденным Госстроем СССР Положением о проектной организации - генеральном проектировщике <*>.
------------------------------------
<*> См. Положение о проектной организации - генеральном проектировщике, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1969 г. N 151.
1.20. Проектная организация - генеральный проектировщик по каждому проектируемому предприятию, зданию и сооружению назначает главного инженера, главного архитектора проекта.
Специализированная проектная организация, выполняющая отдельный раздел проекта, назначает главного инженера (архитектора) проекта, ответственного за этот раздел проекта.
Главный инженер (главный архитектор) проекта несет ответственность, осуществляет обязанности и имеет права в соответствии с утвержденным Госстроем СССР Положением о главном инженере, главном архитекторе проекта <*>.
------------------------------------
<*> См. Положение о главном инженере, главном архитекторе проекта, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1969 г. N 150.
1.21. Заказчик проекта, директор и главный инженер, главный инженер и главный архитектор проекта проектной организации - генерального проектировщика и специализированной проектной организации на протяжении всего периода проектирования и строительства несут ответственность за соблюдение утвержденных технико-экономических показателей строящихся предприятий, зданий и сооружений, за качество проектно-сметной документации, правильное определение сметной стоимости и очередности строительства, за своевременную разработку и комплектность проектно-сметной документации, передаваемой подрядной организации, а также за внесение в проектно-сметную документацию в установленный срок изменений, рекомендованных в заключениях экспертизы.
Руководители организаций-заказчиков и проектных организаций несут ответственность за обеспечение достоверности сметной стоимости строительства, рассматривая ошибки в ее определении как нарушение государственной дисциплины.
Заказчик (застройщик) несет ответственность за своевременную подготовку к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг) вводимых в действие объектов (укомплектование их кадрами, обеспечение сырьем, энергоресурсами и др.), проведение комплексного опробования (вхолостую и на рабочих режимах) оборудования, за наладку технологических процессов, ввод в эксплуатацию производственных мощностей и объектов, выпуск продукции (оказание услуг) и освоение проектных мощностей в установленные сроки.
Строительная и монтажная организации несут ответственность за выполнение строительных и монтажных работ в соответствии с проектно-сметной документацией и в установленные сроки и за надлежащее качество этих работ.
Проектные организации и их должностные лица несут ответственность за экономичность, надежность, безопасность, долговечность запроектированных объектов, полноту и эффективность предусмотренных в проектах мероприятий по охране здоровья трудящихся и окружающей природной среды, за соблюдение при разработке проектно-сметной документации требований настоящей Инструкции и других нормативных документов по проектированию и Положения об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений, а также за соответствие мощностей и других технико-экономических показателей введенных в эксплуатацию объектов мощностям и показателям, предусмотренным проектом (рабочим проектом), и за решение всех связанных с проектированием вопросов, возникающих в процессе строительства, приемки объектов в эксплуатацию и освоения их проектных мощностей.
Научно-исследовательская организация несет ответственность за соответствие выданных ею исходных данных для проектирования достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов.
Ответственность за качество и единство изложения и оформления материалов во всех разделах проекта (рабочего проекта) в соответствии с требованиями настоящей Инструкции несет проектная организация - генеральный проектировщик. Субподрядная проектная организация несет ответственность за качество разрабатываемых ею проектных решений и их соответствие заданию на проектирование.
2. Основные требования по выбору площадки (трассы)
для строительства
2.1. Ответственным за организацию выбора площадки (трассы) для строительства предприятия, здания и сооружения, подготовку необходимых материалов и полноту согласований намечаемых проектных решений является заказчик проекта.
Выбор площадки (трассы) для строительства осуществляется только по объектам, включенным в перечни разрабатываемых проектов, утвержденные в составе пятилетних планов проектно-изыскательских работ, в районе или пункте, определенном в материалах и расчетах, выполненных в схеме развития и размещения соответствующей отрасли народного хозяйства, отрасли промышленности или схеме развития и размещения производительных сил по экономическому району, союзной республике.
При этом площадка для строительства выбирается в соответствии с Основами земельного, водного законодательства СССР и союзных республик, другим законодательством, а также с учетом проектов районной планировки и, в необходимых случаях, проектов планировки городов (поселков), а трасса - с учетом также общесоюзных и региональных схем развития соответствующих коммуникаций и сетей, железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов, энергосистем, сетей связи и др.
2.2. Площадка (трасса) для строительства предприятия, здания и сооружения, размеры необходимого земельного участка и намечаемые мероприятия по обеспечению охраны и воспроизводства окружающей природной среды и пожаровзрывобезопасности должны отвечать требованиям соответствующих глав СНиП и других нормативных документов.
2.3. Проектная организация - генеральный проектировщик с привлечением в необходимых случаях специализированных проектных и изыскательских организаций осуществляет по поручению заказчика:
получение у заинтересованных организаций предварительных условий на подключение проектируемого объекта к инженерным сетям и коммуникациям;
проведение инженерных обследований и в необходимых случаях инженерных изысканий;
разработку необходимых дополнительных материалов и обосновывающих расчетов на основе данных утвержденной схемы развития и размещения соответствующей отрасли народного хозяйства, отрасли промышленности, схем развития и размещения производительных сил по экономическому району и союзной республике, технико-экономическое сравнение вариантов размещения объекта на различных отобранных для строительства площадках (трассах) и подготавливает предложения по оптимальному варианту.
Проектная организация - генеральный проектировщик по поручению заказчика направляет указанные материалы и обосновывающие расчеты по рекомендуемой площадке (трассе) заинтересованным организациям, органам государственного надзора и территориальной проектной организации Госстроя СССР, представители которых должны принимать участие в выборе площадки (трассы) для строительства.
Кроме того, с территориальной проектной организацией Госстроя СССР подлежат согласованию намечаемые решения в части кооперирования вспомогательных производств, электро-, тепло- и газоснабжения, водоснабжения, канализации, транспорта и возможности включения проектируемого предприятия, сооружения в состав промышленного узла.
По указанной документации заинтересованные организации, органы государственного надзора и территориальные проектные организации Госстроя СССР в двухнедельный срок должны представить заключения.
При наличии разногласий между заказчиками и заинтересованными организациями, органами государственного надзора или при предъявлении ими дополнительных требований, противоречащих положениям действующего законодательства, решения в этих случаях принимаются в установленном порядке.
2.4. Проектная организация - генеральный проектировщик на основе выполненных обосновывающих материалов и расчетов и с учетом полученных заключений согласовывает с соответствующими органами и организациями намечаемые решения по выбранной площадке (трассе) в части: места расположения и размеров площадки (трассы) для строительства; возможности использования местных трудовых и материальных ресурсов; производственного и хозяйственного кооперирования; прокладки трасс новых внеплощадочных коммуникаций и мест присоединения к существующим транспортным коммуникациям, источникам и трассам сетей электроснабжения, связи, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и места спуска сточных вод; мероприятия по охране окружающей природной среды; приведения земельного участка в состояние, пригодное для использования по назначению.
В случае необходимости осуществляется также согласование условий и места присоединения железнодорожных путей предприятия к железнодорожным путям МПС; условий, возникающих в связи с подтоплением и затоплением территории в районе намечаемого строительства гидротехнических сооружений, решений, обеспечивающих безопасность полетов воздушных судов (при размещении площадки строительства в районе специальных сооружений), и других особых условий.
2.5. Для выбора площадки (трассы) строительства объекта (за исключением действующих предприятий, зданий и сооружений, намечаемое расширение или реконструкция которых не связаны с освоением дополнительной территории) министерством, ведомством-заказчиком создается комиссия из представителей: заказчика проекта; проектной организации - генерального проектировщика; территориальной проектной организации Госстроя СССР; субподрядных проектных и изыскательских организаций (в необходимых случаях); исполкомов Советов народных депутатов; министерства-подрядчика или по его поручению строительной организации; территориальных и местных органов государственного надзора; штабов военных округов и штабов гражданской обороны и других заинтересованных организаций.
Комиссия составляет акт о выборе площадки (трассы) для строительства, который оформляется подписями всех ее членов.
Акт о выборе площадки (трассы) для строительства утверждается министерством, ведомством-заказчиком в установленном законодательством порядке и является документом о согласовании принятых решений и условий на присоединение предприятий, зданий, сооружений к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, а также намечаемых мероприятий по охране окружающей природной среды.
2.6. При проектировании реконструкции, технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, а также при размещении на действующем предприятии нового производства заказчик проекта согласовывает с органами государственного надзора и заинтересованными организациями намечаемые решения в случаях изменения условий транспортных связей, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации, средств связи, требований по охране окружающей природной среды, а также в части применения основных строительных материалов и конструкций, методов организации и технологии строительства.
2.7. Устанавливаемые в акте сроки действия согласований проектных решений и условий на присоединение проектируемых объектов к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям общего пользования не должны быть менее нормативной продолжительности проектирования и строительства предприятия, здания, сооружения.
2.8. Ходатайство о предоставлении земельного участка для строительства предприятия, здания, сооружения и его отводе возбуждается заказчиком в порядке, предусмотренном земельным законодательством союзной республики, на территории которой намечается данное строительство.
3. Задание на проектирование
3.1. Задание на проектирование предприятия, здания и сооружения составляется заказчиком проекта с привлечением генерального проектировщика на основе материалов и расчетов, выполненных для данного объекта в составе схемы развития и размещения соответствующей отрасли народного хозяйства и отрасли промышленности, схемы развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам и с учетом схемы (проекта) районной планировки, генерального плана города, населенного пункта, проекта их детальной планировки и проекта застройки микрорайона и квартала, утвержденных схемы генерального плана промышленного узла и схемы упорядочения существующей застройки, а также на основании утвержденного акта по выбору площадки (трассы) для строительства.
3.2. В задании на проектирование должна быть предусмотрена реализация основных направлений в проектировании предприятий, зданий и сооружений в соответствии с требованиями п. 1.4 настоящей Инструкции и установлены требования по внедрению новой техники и передового опыта, показатели по эффективности капитальных вложений, снижению материалоемкости и трудоемкости строительства и росту производительности труда, задания по экономному расходованию сырьевых, материальных и энергетических ресурсов, утилизации отходов производства и вторичных энергоресурсов.
В задании на проектирование предприятий, зданий и сооружений производственного назначения и их очередей должны также указываться: основные данные и показатели, предусмотренные в перечнях разрабатываемых проектов, утвержденных в составе пятилетних планов проектно-изыскательских работ; проектная мощность, номенклатура продукции, в том числе для производства продукции по ассимиляции, особые условия проектирования и другие требования, которые должны быть решены в проекте, рабочем проекте.
Состав исходных данных и требований, приводимых в задании на проектирование, устанавливается в соответствии с Приложениями 1 и 2 к настоящей Инструкции.
В задании на проектирование объектов производственного назначения, размещаемых в черте городской застройки, устанавливается необходимость разработки и состав демонстрационных материалов по принимаемым архитектурно-пространственным решениям для представления в исполком Совета народных депутатов.
Примечание. Изменение проектной мощности против предусмотренной в перечнях разрабатываемых проектов, утвержденных в составе пятилетних планов проектно-изыскательских работ по стройкам сметной стоимостью 3,0 млн. руб. и выше, подлежит согласованию с Госпланом СССР, а по остальным стройкам - с соответствующими плановыми органами.
В необходимых случаях следует предусматривать проектирование одновременно с предприятием (сооружением) объектов жилищно-гражданского назначения и других объектов для своевременного обеспечения ввода в действие предприятия (сооружения) и их эксплуатации, а в случаях, предусмотренных в п. 1.11 настоящей Инструкции, - также и строительной базы.
3.3. В случаях, когда строительство предприятия, сооружения намечено осуществлять по очередям, в задании на проектирование первой очереди должна быть предусмотрена разработка основных проектных решений, необходимых для составления схемы генерального плана, расчета стоимости строительства и определения других технико-экономических показателей объекта на его полное развитие. На каждую последующую очередь составляются и утверждаются отдельные задания на проектирование.
В задании на разработку проекта (рабочего проекта) в соответствующих случаях должно предусматриваться выделение в проектно-сметной документации пусковых комплексов (порядок выделения в проекте пусковых комплексов и изменения их приведен в п. 1.9 настоящей Инструкции).
3.4. Задание на проектирование объектов жилищно-гражданского назначения согласовывается заказчиком (при участии проектной организации):
с соответствующими органами исполкома Совета народных депутатов (в порядке, ими устанавливаемом). При этом указанное согласование оформляется в виде прилагаемых к заданию на проектирование архитектурно-планировочного задания и технических условий на присоединение к внешним инженерным сетям, сооружениям и коммуникациям, выдаваемых этими органами;
со строительной организацией - по строительным материалам и конструкциям, средствам механизации строительно-монтажных работ, формам и методам осуществления строительства, предусматриваемым в проекте;
с соответствующими органами и заинтересованными организациями министерств (ведомств), перечень которых приводится в задании на проектирование, - по технологическим и специальным вопросам.
Согласование задания на проектирование с указанными органами и организациями производится в срок не более 15 дней.
3.5. Задания на проектирование наиболее крупных и важных предприятий и сооружений, проекты которых подлежат утверждению Советом Министров СССР, утверждаются министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.
Задания на проектирование по всем остальным объектам утверждаются в порядке, установленном для утверждения проектно-сметной документации (п. 5.3 настоящей Инструкции).
Копию утвержденного задания на проектирование предприятия, здания, сооружения, независимо от их ведомственной принадлежности (за исключением объектов специального назначения и оборонных отраслей промышленности), заказчик проекта должен направлять территориальной проектной организации Госстроя СССР.
По реконструируемым и расширяемым предприятиям, для которых выбор площадки не производился, а также в случаях, когда территориальная проектная организация Госстроя СССР не привлекалась к работе по выбору площадки (трассы) для строительства, задание на проектирование предприятия, здания, сооружения независимо от их ведомственной принадлежности (за исключением объектов специального назначения, трасс магистральных нефтегазопроводов, ЛЭП 110 кВ и выше и объектов оборонных отраслей промышленности) должно быть до утверждения согласовано с территориальной проектной организацией по вопросам, входящим в ее компетенцию.
3.6. Вместе с утвержденным заданием на проектирование объектов заказчик выдает проектной организации:
утвержденный акт о выборе площадки (трассы) для строительства с материалами согласования проектных предложений;
архитектурно-планировочное задание, утвержденное исполкомом Совета народных депутатов;
строительный паспорт участка, содержащий основные технические данные по выбранному земельному участку; сведения о существующей застройке, подземных и наземных сооружениях, коммуникациях и др.;
технические условия на присоединение проектируемого предприятия, здания или сооружения к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям;
материалы по ранее проведенным инженерным изысканиям;
материалы инвентаризации, оценочные акты и решение исполкома Совета народных депутатов о сносе и характере компенсации за сносимые здания и сооружения;
необходимые для проектирования материалы: по виду выделяемого топлива; по месторождениям сырья и полузаводским его испытаниям; чертежи и технические характеристики продукции предприятия; данные по оборудованию индивидуального (разового) изготовления и импортному оборудованию, отчеты по выполненным научно-исследовательским работам, связанным с созданием новых технологических процессов и оборудования; данные, полученные от организаций государственного надзора о состоянии водоемов, атмосферного воздуха и почвы; данные обмеров существующих на участке строительства зданий, сооружений, подземных и наземных коммуникаций и др.
Примечание. По объектам с продолжительностью строительства более двух лет, проектирование которых осуществляется без разбивки на очереди (см. п. 1.7 настоящей Инструкции), к заданию на проектирование прикладывается соответствующее разрешение.
4. Состав и порядок разработки проектно-сметной
документации
4.1. Устанавливаемые требования к проектно-сметной документации предусматривают максимальный состав освещаемых в ней вопросов и приводимых данных по проектным решениям, который может быть сокращен министерствами и ведомствами в зависимости от специфики видов строительства, сложности и других особенностей проектируемых объектов, с тем чтобы объем документации, представляемой на экспертизу и утверждение, был минимально необходимым, не содержал излишней детализации и соответствовал требованиям п. 1.16 настоящей Инструкции.
В состав указанной проектно-сметной документации не должны включаться расчеты строительных конструкций, оборудования, объемов строительно-монтажных работ, потребности в материальных и других ресурсах, а также материалы изысканий. Эти материалы (кроме технических отчетов по инженерным изысканиям) заказчику не передаются и хранятся в проектной (изыскательской) организации в соответствии с требованиями государственных стандартов (СПДС) и нормативных документов.
Проектно-сметная документация по специальным материалам разделов проекта (рабочего проекта), разработанным субподрядными проектными организациями, используется генеральной проектной организацией при составлении пояснительных записок по соответствующим разделам проекта (рабочего проекта), представляемого на экспертизу и утверждение, и включается в состав материалов, передаваемых заказчику.
4.2. Разделы проекта (рабочего проекта) должны излагаться в четкой и лаконичной форме, характеризовать и обосновывать основные проектные решения с учетом результатов вариантных проработок, а приводимые показатели и итоговые данные расчетов и обоснований - оформляться в основном в табличной форме.
Схема генерального плана, технологические, архитектурно-строительные и другие чертежи в составе проектов (рабочих проектов) должны составляться, как правило, с максимально возможным совмещением графического изображения на них проектных решений.
Текстовые и графические материалы, разрабатываемые в составе рабочей документации, необходимо оформлять в соответствии с требованиями государственных стандартов СПДС.
4.3. Организации, осуществляющие согласование, экспертизу и утверждение проектно-сметной документации, не должны предъявлять требований, приводящих к неоправданному увеличению ее объема и излишней детализации.
Одним из критериев оценки качества проектно-сметной документации при ее экспертизе и утверждении должно являться соблюдение требований п. п. 4.1 и 4.2 настоящей Инструкции.
Проект
4.4. Проект на строительство предприятия, здания и сооружения или их очередей, разрабатываемый при двухстадийном проектировании, должен состоять из следующих разделов, характеризующих и оценивающих основные проектные решения:
а) общая пояснительная записка, содержащая:
исходные данные для проектирования; краткую характеристику объекта (при реконструкции, расширении); оценку оптимальности выбранного варианта его размещения; данные о проектной мощности объекта, номенклатуре, качестве и техническом уровне продукции, сырьевой базе; решения по организации, специализации и кооперированию основного и вспомогательного производства (с учетом намечаемого развития производственного объединения, в состав которого входит проектируемое предприятие); сведения о потребности в топливе, воде, тепловой и электрической энергии, трудовых ресурсах и о возможности обеспечения этой потребности; изложение и оценку прогрессивности и экономичности основных проектных решений; состав предприятия, сооружения, очередность строительства, сведения по пусковым комплексам, объемам основных работ; результаты выполненных экономических расчетов и оценку определенных в проекте технико-экономических показателей объекта, очереди, пускового комплекса с их сравнением с показателями лучших отечественных и зарубежных аналогов; данные по экономике производства, эффективности капитальных вложений и использованных в проекте достижений науки и техники; сведения о проведенных согласованиях проектных решений и соблюдении требований норм, правил, инструкций и государственных стандартов, в том числе норм по взрыво- и пожаробезопасности; краткую характеристику района и площадки строительства; решения и показатели по генеральному плану, внутриплощадочному и внешнему транспорту с определением грузооборота и выбором транспортных средств; решения по инженерным сетям и коммуникациям; мероприятия по гражданской обороне; мероприятия по восстановлению (рекультивации) земельного участка и использованию плодородного слоя почвы с обоснованием объемов работ и методов их выполнения (см. Приложение 5).
В данном разделе должны быть также приведены основные проектные решения, направленные на комплексное и рациональное использование полезных ископаемых, отходов производства, вторичных энергоресурсов при выпуске продукции, а также на рациональное и экономное использование трудовых, материальных и энергетических ресурсов в строительстве с указанием удельных показателей их расхода на производство единицы продукции, на единицу создаваемой мощности и на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ и сравнением с лучшими мировыми достижениями и показателями, установленными в задании на проектирование.
В составе пояснительной записки приводятся общие сведения о предусматриваемых мероприятиях по охране окружающей природной среды, в

УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЦЕН ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЩЕРБА ПРИ ХИЩЕНИИ, НЕДОСТАЧЕ, УМЫШЛЕННОМ УНИЧТОЖЕНИИ ИЛИ УМЫШЛЕННОЙ ПОРЧЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИ ОТСУТСТВИИ НА НИХ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН (утв. Постановлением Госкомцен СССР от 29.12.1981 n 1372)  »
Документы СССР »
Читайте также