ИНСТРУКЦИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ СССР (утв. Приказом Минюста СССР от 26.10.1981 n 20)


Утверждена
Приказом Минюста СССР
от 26 октября 1981 г. N 20
ИНСТРУКЦИЯ
О ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
В ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ СССР
1. Производство судебных автотехнических экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР осуществляется в соответствии с уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством союзных республик, Положением об организации производства судебных экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и настоящей Инструкцией.
2. Судебная автотехническая экспертиза в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР производится по заданиям органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судов в связи с расследованием и рассмотрением уголовных и гражданских дел.
3. Основанием для производства судебной автотехнической экспертизы служит постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определение суда (постановление, определение судьи) о назначении экспертизы.
4. Судебная автотехническая экспертиза производится сотрудниками экспертных учреждений, обладающими специальными познаниями в области судебной автотехники, прошедшими подготовку по судебной автотехнической экспертизе и получившими квалификацию судебного эксперта - автотехника.
Квалификация эксперта - автотехника присваивается сотрудникам экспертных учреждений системы Министерства юстиции СССР экспертно - квалификационными комиссиями Всесоюзного НИИ судебных экспертиз и экспертных учреждений министерств юстиции союзных республик.
Судебная автотехническая экспертиза в учреждениях системы Минюста СССР может производиться также специалистами, не являющимися штатными сотрудниками этих учреждений. На экспертную деятельность внештатных сотрудников полностью распространяется настоящая Инструкция.
5. За нарушения порядка производства экспертизы и недобросовестное отношение к обязанностям эксперта виновные привлекаются к ответственности в установленном порядке.
6. Судебные автотехнические экспертизы производятся как в помещениях экспертных учреждений, так и вне их (на месте дорожно - транспортного происшествия, в местах нахождения транспорта, зале судебного заседания и т.п.).
7. Объектами исследования эксперта - автотехника являются:
- автомототранспорт, городской электротранспорт, трактора и иные самоходные механизмы, участвовавшие в дорожно - транспортном происшествии, их агрегаты, детали и следы на них;
- место дорожно - транспортного происшествия (дорога, поле, двор и иные места, где осуществляется движение транспортных средств);
- материалы дела и вещественные доказательства, предоставляемые в распоряжение эксперта.
8. Предметом автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, механизме дорожно - транспортного происшествия, дорожной обстановке на месте происшествия и действиях участников происшествия, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия, которые эксперт - автотехник может исследовать в соответствии со своими специальными познаниями.
9. В компетенцию эксперта - автотехника входит:
а) исследование технического состояния транспортных средств в целях установления:
- причин и времени возникновения технических неисправностей;
- возможности обнаружения технической неисправности до момента наступления дорожно - транспортного происшествия;
- причинной связи между обнаруженной технической неисправностью транспортного средства и событием происшествия;
- технической возможности предотвращения происшествия (наезда, столкновения, опрокидывания и т.п.) при определенном техническом состоянии транспортного средства в момент дорожно - транспортного происшествия;
- обстоятельств, связанных с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали или могли способствовать возникновению дорожно - транспортного происшествия;
б) исследование обстоятельств, характеризующих механизм дорожно - транспортного происшествия или отдельные его элементы, в целях определения:
- направления действия сил между двумя столкнувшимися транспортными средствами;
- скорости движения транспортных средств;
- тормозного и остановочного пути транспортных средств;
- направления движения транспортных средств;
- взаимного положения транспортных средств в различные моменты дорожно - транспортного происшествия;
- времени преодоления транспортным средством определенных участков пути;
- момента возникновения опасности для движения, требующей принятия экстренных мер по предотвращению дорожно - транспортного происшествия (наезда на препятствие, столкновения транспортных средств, опрокидывания и т.п.), если при этом необходимы специальные познания для проведения соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
- взаимного положения транспортного средства и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
в) исследование действий участников дорожно - транспортного происшествия в целях установления:
- как водитель должен был действовать в сложившейся дорожной ситуации с точки зрения обеспечения безопасности движения;
- какие именно действия водителя по управлению транспортным средством, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить дорожно - транспортное происшествие и какими именно требованиями Правил дорожного движения они предусмотрены;
- технической возможности у водителя в момент, указанный органом, назначившим экспертизу, совершить действия, предписанные теми или иными пунктами Правил дорожного движения, во избежание происшествия;
- технической возможности у водителя предотвратить дорожно - транспортное происшествие путем снижения скорости движения транспортного средства в определенный органом, назначившим экспертизу, момент, когда водитель должен был и мог предвидеть возникновение опасности для движения;
- причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортным средством и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
г) исследование обстановки на месте дорожно - транспортного происшествия для определения:
- значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте происшествия (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и т.д.);
- условий видимости и обзорности с места водителя в условиях, имевших место в момент дорожно - транспортного происшествия по данным о дорожной обстановке и результатам осмотра места происшествия;
- обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке перед дорожно - транспортным происшествием, которые способствовали или могли способствовать его возникновению;
д) определение технической возможности предотвращения дорожно - транспортного происшествия не только по исходным данным, указанным органом, назначившим экспертизу, но и полученным экспертом расчетным путем, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении.
В компетенцию эксперта - автотехника входит также решение других вопросов, связанных с безопасностью движения и эксплуатацией механических транспортных средств автомототранспорта, городского электротранспорта и иных самоходных механизмов), для решения которых необходимы специальные познания в области судебной автотехники <*>.
--------------------------------
<*> "В компетенцию судебной дорожно - транспортной экспертизы входит решение только специальных технических вопросов. Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда. Оценке, основанной на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, должны подлежать все доказательства, в том числе и заключение дорожно - транспортной экспертизы". См. п. 5 Постановления Пленума Верх. Суда России от 22 октября 1969 г. N 50 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их угоном".
Обязанности и права эксперта - автотехника
10. Эксперт - автотехник обязан:
- в соответствии со ст. 82 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик давать заключение по поставленным перед ним вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии с его специальными познаниями. Он несет личную ответственность за данное им заключение;
- использовать при производстве экспертиз научно - технические средства, способствующие более полному и всестороннему исследованию обстоятельств дорожно - транспортного происшествия и технического состояния транспортных средств;
- сообщать в письменной форме органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его компетенции, не требуют специальных познаний, носят правовой характер или если представленный на исследование материал недостаточен для дачи заключения, а восполнить его невозможно;
- проводить исследование представленных на экспертизу материалов, если они позволяют без получения дополнительных данных решить хотя быть часть поставленных вопросов, сообщив в заключении о причинах, сделавших невозможным решение других вопросов;
- являться по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда на допрос для разъяснения данного им заключения;
- заявлять самоотвод при наличии оснований, указанных в соответствующих статьях УПК и ГПК союзных республик;
- не разглашать данных предварительного расследования без разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание;
- производить экспертизу в присутствии следователя, прокурора, судьи (состава суда), если это будет ими признано необходимым. В случаях, когда следователем, прокурором, судом разрешено обвиняемому (подсудимому) присутствовать при производстве экспертизы, проводить экспертные исследования в его присутствии, предоставляя ему возможность давать необходимые объяснения;
- обеспечивать сохранность полученных для исследования материалов;
- устанавливать как по заданию органа, назначившего экспертизу, так и по собственной инициативе обстоятельства, которые способствовали или могли способствовать возникновению дорожно - транспортного происшествия, нарушению правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, если для этого требуются специальные познания и имеются необходимые данные.
11. Эксперт - автотехник имеет право:
- знакомиться с материалами уголовного и гражданского дела, относящимися к предмету судебной автотехнической экспертизы;
- заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов (исходных данных), необходимых для дачи заключения, а также о создании необходимых условий при осмотре места происшествия, проведении эксперимента, участии в следственных действиях;
- присутствовать с разрешения следователя, прокурора, суда (судьи) при производстве следственных и судебных действий, задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету автотехнической экспертизы, обращать внимание лица или органа, назначившего экспертизу, на все то, что, по его мнению, может способствовать проведению экспертизы;
- осматривать в необходимых случаях место дорожно - транспортного происшествия и транспортное средство в целях дачи заключения либо уточнения представленных для исследования исходных данных;
- излагать собственноручно в протоколе допроса свои ответы на поставленные следователем вопросы для разъяснения и дополнения данного заключения;
- участвовать в судебном заседании и исследовании судом обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы, задавать вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, другим экспертам об обстоятельствах, имеющих, по его мнению, значение для дачи заключения;
- указывать в заключении на установленные экспертом в ходе исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых перед ним не были поставлены вопросы (если исследование таких обстоятельств относится к области судебной автотехники и не может быть установлено и правильно оценено без специальных автотехнических познаний);
- оглашать самому свое заключение в судебном заседании;
- давать заключение и показания на родном языке, пользоваться услугами переводчика, назначаемого следователем или судом.
12. Эксперт - автотехник не вправе:
- приступать к производству экспертизы без указания руководителя экспертного учреждения (структурного подразделения);
- исследовать материалы дела, не относящиеся к предмету судебной автотехнической экспертизы, а также обстоятельства, установление и оценка которых не требуют познаний в судебной автотехнике;
- самостоятельно собирать и использовать данные, отсутствующие в материалах дела;
- решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий участников дорожно - транспортного происшествия (о наличии или отсутствии вины участников дорожно - транспортного происшествия, об оценке обоснованности исковых требований, о моменте, когда водитель мог предвидеть возникновение опасности для движения и т.п.);
- привлекать посторонних лиц к участию в производстве порученной ему экспертизы;
- принимать участие в производстве по делу в случаях, предусмотренных ст. ст. 59, 67 УПК и ст. ст. 17, 18, 20 ГПК РСФСР и соответствующими статьями УПК и ГПК других союзных республик;
- хранить материалы уголовного и гражданского дела, по которому производится экспертиза, вне служебного помещения.
Порядок производства судебной автотехнической
экспертизы
13. ...Процессуальные права, обязанности и ответственность экспертов при производстве судебных экспертиз, а также порядок предупреждения эксперта об уголовной ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения определяются законодательством союзных республик.
14. В соответствии с требованиями процессуального законодательства представленные на экспертизу материалы дела должны состоять из постановления (определения) о назначении экспертизы, предметов и документов, являющихся объектами экспертного исследования и содержащих фактические обстоятельства, необходимые эксперту - автотехнику для дачи заключения.
В постановлении (определении) о назначении экспертизы должны быть указаны:

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И РЕЖИМА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЯТИДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ) (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 19.10.1981, Минпросом СССР 23.10.1981)  »
Документы СССР »
Читайте также