ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НАЛИВОМ НА ТАНКЕРАХ ММФ. РД 31.11.81.36-81 (утв. Минморфлотом СССР)


Утверждены
Министерством морского флота СССР
ПРАВИЛА
МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
НАЛИВОМ НА ТАНКЕРАХ ММФ
РД 31.11.81.36-81
Настоящие Правила распространяются на перевозку нефти и нефтепродуктов на наливных судах всех классов Министерства морского флота.
Правила перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота устанавливают требования безопасности при осуществлении грузовых операций, мойки и дегазации танков, проведении ремонтных и других работ, связанных с эксплуатацией танкера.
Правила устанавливают обязательные для морского флота и клиентуры условия морской перевозки нефти и нефтепродуктов наливом на морских судах.
Все действующие инструкции и другие документы, касающиеся эксплуатации нефтеналивных танкеров, должны быть приведены в соответствие с настоящими Правилами.
1. Общие положения
1.1. В настоящие Правила полностью вошли Правила обеспечения пожарной безопасности на нефтеналивных судах морского флота СССР, утвержденные ММФ 19 февраля 1957 г. (Тарифное руководство 4-М).
1.2. Во всем, что специально не предусмотрено настоящими Правилами, следует руководствоваться Уставом службы на судах Министерства морского флота Союза ССР, Правилами техники безопасности на судах морского флота, Наставлением по предотвращению загрязнения с судов, Наставлением по борьбе за живучесть судов Минморфлота Союза ССР РД 31.60.14-81, Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. "МАРПОЛ-73/78", Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. "СОЛАС-74", Постановлением Совета Министров СССР от 14 февраля 1974 г. N 118 "Об усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей и живых ресурсов моря", ГОСТами и другими действующими нормативными документами.
1.3. Суда, предназначенные для перевозки нефти и нефтепродуктов наливом, должны удовлетворять Правилам классификации и постройки морских судов Регистра СССР или других классификационных обществ, имеющих соответствующие соглашения с Регистром СССР, и Правилам по предотвращению загрязнения моря с судов (конструкция и оборудование) Регистра СССР 1979 г.
1.4. При разработке настоящих Правил учтены Рекомендации Международного руководства по безопасности на нефтяных танкерах и в нефтегаванях.
1.5. Запрещается использование плавучих средств для выгрузки нефтепродуктов из танкера или для их налива, если они не имеют на это документов Регистра СССР или другого классификационного общества.
1.6. Суда, противопожарные устройства и оборудование которых не отвечают требованиям Правил противопожарной защиты судов Регистра СССР или имеют неисправность, впредь, до устранения не могут быть допущены к перевозке нефтепродуктов.
1.7. Швартовка к танкеру, груженному легковоспламеняющимися нефтепродуктами или недегазированному, разрешается только тем судам и плавучим средствам (лихтерам, баржам, бункеровщикам и др.), противопожарная защита которых отвечает требованиям Регистра СССР или другого классификационного общества.
1.8. Экипажи судов и других плавучих средств (лихтеров, барж, бункеровщиков и др.), стоящих у борта танкера, должны соблюдать противопожарный режим, установленный для танкеров.
1.9. В тех случаях, когда в порту нет места для швартовки к причалу, танкер обязан стать на рейде по указанию портовых властей в стороне от обычного пути движения других судов.
1.10. При стоянке танкера в порту или на рейде, когда на борту имеется груз нефтепродуктов или когда танкер не дегазирован или производит мойку и дегазацию танков, он обязан нести на видном месте следующие сигналы:
днем - флаг "Б" по Международному своду сигналов;
ночью - красный огонь, видимый по всему горизонту.
2. Общие требования
2.1. На танкере на видных местах должны быть нанесены, а у трапа выставлены предупредительные надписи: "Не курить", "Посторонним вход запрещен" на русском и английском языках.
2.2. Посещение танкеров посторонними лицами, не имеющими специального разрешения пароходства или капитана, запрещается.
2.3. Курение, использование спичек и зажигалок на танкере, когда на борту имеется груз нефтепродуктов или производятся работы по мойке или дегазации танков, и на недегазированном танкере разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этого в кормовой части судна курительных помещениях.
Во время хода судна с разрешения капитана допускается также курение в штурманской, радиорубке, в кают-компании и в салоне капитана.
2.4. Члены экипажа, занятые на грузовых операциях и работающие в районе грузовой палубы, не должны иметь при себе спички и зажигалки.
2.5. При стоянке танкера у причала, где перегружают нефть и нефтепродукты, курение может быть разрешено только в местах, установленных капитаном и согласованных с ответственным представителем берега. Эти места должны быть обозначены специальными надписями.
2.6. Во время проведения грузовых операций, мойки и дегазации танков на борту танкера запрещается пользоваться открытым огнем, проводить огневые работы.
2.7. Эксплуатация камбузного оборудования на стоянках должна производиться в соответствии с действующими в данном порту правилами пожарной безопасности.
2.8. Запрещается пользоваться на камбузе открытым огнем во время проведения грузовых работ, мойки и дегазации танков из-под нефти и нефтепродуктов, а также когда кормовая грузовая магистраль используется для выкачки грязного балласта или моечной воды.
2.9. Пищевые котлы и другое камбузное оборудование, подогреваемые паром, могут быть использованы во всех случаях.
2.10. Камбузные двери и иллюминаторы, открывающиеся на грузовую палубу или на палубы, примыкающие к грузовой, должны быть закрыты.
2.11. На судне запрещается накапливать просмоленную ветошь во избежание ее самовоспламенения.
2.12. На танкере, если он не дегазирован, запрещается применять на грузовой палубе стальные швартовные канаты.
2.13. В целях предотвращения искрообразования синтетические швартовные канаты должны быть обработаны в 2-процентном солевом растворе. В процессе эксплуатации синтетические канаты следует периодически, не реже одного раза в 2 мес., окатывать на палубе забортной водой.
2.14. Во время стоянки у причала аварийные пожарные канаты для буксировки должны быть приспущены до воды с носа и кормы со стороны морского борта. Канаты должны быть стальными, соответствующей прочности, разноситься с запасом слабины около половины длины судна и надежно крепиться на кнехты. По мере выгрузки огоны канатов должны притравливаться, чтобы в случае необходимости буксировки судна подошедшие буксиры могли принять их самостоятельно.
2.15. Искрогасители, установленные на выхлопных и дымовых трубах танкеров, а также обслуживающих танкеры буксировщиков и других плавучих средств, должны поддерживаться в исправном техническом состоянии.
2.16. На танкерах искрогашение включается перед грузовыми операциями. На других судах, обслуживающих танкеры, искрогашение должно быть включено на все время стоянки у борта танкера. Вахтенные должны вести наблюдение за дымовыми трубами.
2.17. При появлении искр или загорании сажи в трубах на танкере или судне, обслуживающем танкер, грузовые операции немедленно прекращаются, все крышки, лючки танков закрываются и на судне объявляется общесудовая тревога.
2.18. Чтобы исключить возможность возникновения искрообразования и пожаров в дымовых трубах, выхлопные глушители и искрогасители должны содержаться чистыми и в рабочем состоянии.
2.19. До подхода танкера к порту дымовые и выхлопные трубы необходимо продуть паром или воздухом во избежание загорания сажи в период проведения грузовых операций. О продувании труб должна быть сделана соответствующая запись в машинном журнале. Продувание труб на акватории порта запрещается.
2.20. На грузовой палубе танкера во время производства грузовых операций, мойки и дегазации танков, а также при плавании с грузом запрещается производить судовые работы с применением ударного инструмента во избежание искрообразования. Такие работы могут выполняться в случае, когда танкер дегазирован.
2.21. Запрещается оставлять инструменты на площадках у приемных клинкетов, переходном мостике, а также на решетках и трапах насосных отделений и танков.
2.22. На танкере запрещается пользоваться инструментом и приспособлениями, изготовленными из алюминиево-магниевых сплавов.
2.23. Все дельные вещи на грузовой палубе - такелажные скобы и звенья должны быть прихвачены электросваркой или оклетневаны во избежание искрообразования в случаях их ударов о металлические части судна. Все откидные крышки, люки, болты закрытий должны быть снабжены в местах возможных ударов прокладками из материала, не образующего искры.
2.24. Замерные ручные устройства (футштоки), пробоотборники, гири рулеток и т.п. должны быть выполнены из материала, исключающего опасное искрообразование при ударах.
2.25. На недегазированном танкере в районе грузовой палубы, в насосных отделениях, коффердамах, аккумуляторных запрещается пользоваться переносными лампами и инструментом с электрокабелем, а также размещать какие-либо переносные электрические приборы и установки. Установка телефонного аппарата взрывозащищенного исполнения на период стоянки в порту разрешается в районе судового трапа или в другом, по усмотрению капитана, месте.
2.26. На танкерах допускается использование индивидуальных электрофонарей только взрывобезопасного типа, одобренного Регистром СССР. Запрещается пользоваться неисправными электрофонарями.
2.27. В каютах запрещается устраивать временные электропроводки, использовать самодельные электроприборы и затемнители, снимать со штатных мест настольные лампы, электровентиляторы и другое оборудование.
2.28. Использование и хранение в жилых помещениях танкера переносных электронагревательных приборов запрещается. Пользоваться электроутюгами, а также электроприборами личного пользования допускается только в специально отведенном и оборудованном для этой цели помещении. При уходе из каюты необходимо выключить освещение.
2.29. На дверях аккумуляторных помещений должен быть нанесен знак "Осторожно! Опасность взрыва!".
2.30. Кислота и щелочь должны храниться раздельно в отдельных помещениях, в плотно закупоренных бутылях, помещенных в плетеные корзины, снабженные ручками для подъема. Корзины должны быть плотно принайтовлены.
2.31. Хранение бензина, керосина, лаков и других горючих жидкостей в жилых каютах и других помещениях, кроме специально для этого отведенных, запрещается.
2.32. Матрацы, подушки, мягкая мебель, занавески, ковры и другие предметы оборудования жилых кают и общественных помещений должны пропитываться огнестойкими составами. Для предметов мягкого инвентаря не должны применяться синтетические материалы, способные к электризации.
2.33. При необходимости приема предметов и материалов судового снабжения на грузовую палубу и их перемещения грузовые операции на это время должны быть прекращены.
2.34. Запчасти и снабжение в металлической таре принимают и перемещают в места их хранения или использования по специально выложенному брезенту, дорожке или деревянному настилу.
2.35. Для промывки и чистки машин и деталей механизмов запрещается применять в машинном отделении бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Необходимо руководствоваться РД 31.28.51-78 "Инструкция по очистке электрических машин в судовых условиях".
2.36. При наличии сварочной мастерской на танкере и документов Регистра СССР на ее эксплуатацию сварочные работы в мастерской могут проводиться только при получении ежегодного специального разрешения органов пожарного надзора ВОХР.
2.37. В сварочной мастерской должна быть вывешена инструкция, определяющая организацию безопасного выполнения сварочных работ на судне. Инструкция должна быть составлена с учетом требований НБЖС (РД 31.60.14-81).
2.38. Включение электросварочного оборудования должно выполняться электромехаником. Сварочные электрокабели, предназначенные для выполнения работ вне сварочной мастерской, необходимо хранить в закрытой кладовой и выдавать только при наличии письменного разрешения капитана на производство сварочных работ.
2.39. В исключительных случаях, связанных с устранением последствий аварии и невозможностью произвести дегазацию судна или его емкостей, по специальному указанию пароходства может быть рассмотрен вопрос о производстве газосварочных работ с принятием надежных мер предосторожности, которые полностью исключили бы возможность загорания или взрыва на судне.
В этом случае должна быть обеспечена надежная инертизация загазованных емкостей с помощью инертных газов, или эти емкости, на которых будут производиться огневые работы, и смежные с ними должны быть заполнены водой.
Места производства указанных работ и меры безопасности должны быть определены комиссией под председательством капитана танкера, в которую должны быть включены специалисты пароходства, судоремонтного предприятия, инспектор Регистра СССР, ВОХР, старший механик и старший помощник капитана танкера, и оформлены соответствующим актом.
2.40. Закрытия световых люков машинного и котельного отделений со стороны палубы всегда должны находиться в рабочем состоянии для быстрого закрытия во время возникновения пожара.
2.41. Двери машинно-котельного отделения, выходящие на открытую палубу, должны быть закрыты во время проведения грузовых операций, мойки и дегазации грузовых танков.
2.42. В связи с большим количеством жидкого топлива в машинно-котельном отделении и прилегающих к нему отсеках требуется постоянное выполнение следующих профилактических мер:
2.42.1. При открытии бункерных цистерн или разборке топливных трубопроводов запрещается пользоваться открытым огнем, входить в отсеки с переносными электролампами взрывоопасного типа и применять временную электропроводку. Для освещения разрешается использовать только фонари взрывобезопасного исполнения.
2.42.2. Все горловины и трубопроводы цистерн жидкого топлива должны быть всегда закрыты и не иметь течи.
Во избежание разлива нефтепродуктов при выемке фильтров, при открывании пробных кранов насосов и разборке форсунок необходимо подставлять поддоны.
2.42.3. Хранить чистую ветошь и обтирку следует в безопасных от огня местах, где они не могут подвергаться действию воды и масла.
Хранить эти материалы в румпельном отделении, в сухогрузном трюме, соприкасающемся с носовым коффердамом, запрещается.
2.42.4. В котельных отделениях во избежание опасности возникновения взрыва и пожара необходимо:
не допускать течи в системе топливопроводов;
строго следить за качеством обмуровки котлов, особенно пода;
перед зажиганием форсунки хорошо провентилировать топку в целях удаления взрывоопасной смеси газов;
не допускать скопления нефтепродуктов в поддонах котлов.
2.43. Во всех станциях пожаротушения на видных местах должна быть вывешена инструкция о правилах пуска станции в действие.
2.44. На суда со склада должен выдаваться пенообразователь, на который имеется заключение лаборатории о его годности.
2.45. Зарядка пенообразователем судовой станции пенотушения производится членами экипажа под руководством второго механика.
2.46. Проверка качества находящихся на судне пеногенераторного порошка и жидких пенообразователей должна производиться не реже одного раза в полугодие в лаборатории.
2.47. Станция углекислотного тушения должна быть снабжена устройством для взвешивания баллонов или замера уровня жидкости в них. Взвешивание баллонов или замер уровня углекислоты в них необходимо проводить один раз в год.
2.48. Пенные огнетушители судового инвентаря должны подвергаться гидравлическому испытанию корпуса на прочность один раз в год.
2.49. Углекислотные огнетушители необходимо один раз в год взвешивать для проверки утечки углекислоты. При уменьшении массы заряда на 10% и более огнетушитель следует подзарядить или перезарядить на специальной зарядной станции.
2.50. Зарядка огнегасительной жидкостью системы СЖБ производится силами судового экипажа под непосредственным контролем старшего механика и представителя пожарно-технической службы ВОХР.
2.51. Свидетельство пожарной охраны для выхода танкера в море не выдается, если:
2.51.1. Хотя бы одна из систем пожаротушения неисправна, не готова к немедленному использованию или экипаж не имеет навыка по эксплуатации систем.
2.51.2. Дыхательные противодымные изолирующие противогазы отсутствуют или находятся в неисправном состоянии, или экипаж не обучен правилам пользования ими, или не произведена проверка аппаратов.
2.51.3. Судовая система пожарной сигнализации неисправна.
2.51.4. Переливные цистерны жидкого топлива заполнены бункером или другой жидкостью.
2.51.5. Отсеки судна, защищаемые системой объемного пожаротушения, не имеют приспособлений для закрытия помещений извне.
2.51.6. Противопожарные переборки имеют неисправную огнезащитную изоляцию. Противопожарные двери, противопожарные заслонки воздуховодов и их автоматическое или ручное закрытие неисправны.
2.51.7. Противопожарное снабжение судна не соответствует установленным нормам Регистра СССР.
2.51.8. Имеются другие нарушения настоящих Правил.
2.51.9. Не устранены дефекты противопожарного состояния судна, выявленные при его осмотре в последнем порту захода.
2.52. Порядок передачи сообщений о разливах нефти, смесей или других веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, в пределах внутренних морских и территориальных вод СССР определяется Инструкцией о порядке передачи сообщений капитанами морских судов и других плавучих средств и командирами воздушных судов о всех случаях нарушения Правил предотвращения загрязнения моря, введенной в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 118 от 14 февраля 1974 г.
2.53. Сообщение о происшедшем разливе нефти или смесей с борта танкера необходимо адресовать в пароходство и администрации ближайшего порта.
При обнаружении разлива нефти с другого судна сообщение необходимо адресовать администрации ближайшего порта.
2.54. Сообщение о происшедшем разливе нефти или других вредных веществ должно передаваться без задержки и включать в себя следующие данные:
тип, название, флаг судна, с которого поступает сообщение;
местонахождение разлива;
название судна, с которого произошел разлив;
гидрометеорологические условия на месте инцидента (видимость, сила и направление ветра, температура морской воды, состояние моря);
характер загрязнения (сплошное поле, полосы, пятна);
состояние загрязнителя (твердое, жидкое, газообразное);
величину загрязненной площади;
толщину слоя загрязнителя;
вид загрязнителя в соответствии с классификацией Международного морского кодекса опасных грузов ИМО.
Каждое сообщение дополняется при необходимости любыми другими сведениями, относящимися к происшедшему разливу.
3. Требования к грузовому оборудованию танкера,
относящиеся к предотвращению разливов
3.1. Грузовое оборудование танкера должно обеспечивать безопасное проведение грузовых операций и не допускать загрязнения моря нефтяными грузами.
3.2. Если грузовой насос танкера может создать в трубопроводе давление, превышающее допустимое рабочее давление, и на насосе отсутствует перепускной предохранительный клапан, то такой клапан должен быть установлен на напорном трубопроводе танкера, чтобы во время выгрузки максимальное давление в трубопроводе не превышало рабочее даже при закрытии клинкета на берегу, что предотвратит разрыв грузового шланга или поломку стендера.
Предохранительный клапан должен открываться при давлении на 10% выше рабочего.
3.3. Грузовые стрелы танкера должны обеспечивать безопасный подъем шлангов, включая подъем подводных шлангов при постановке на беспричальный налив (слив).
3.4. Судовые шлангоприемники должны быть оборудованы фланцами международного образца, обеспечивающими надежное герметичное присоединение стендеров и грузовых шлангов.
3.5. На танкере должен быть выбор переходников для обеспечения стендеров и грузовых шлангов разных диаметров.
3.6. На танкере должны быть установлены специальные устройства экстренной остановки грузовых насосов.
3.7. На танкере в районе шлангоприемников должна быть специальная стационарная или переносная емкость для сбора различных нефтепродуктов. Аналогичные емкости должны быть установлены под воздушные трубки топливных цистерн перед проведением бункеровочных операций.
3.8. Шпигаты на грузовой палубе должны надежно закрываться на время проведения грузовых и балластных операций, а также при мойке танков.
Рекомендуется применение специальных устройств по локализации и сбору разлитой на палубу нефти.
3.9. Для предотвращения аварийного разлива груза на грузовых трубопроводах танкера должны устанавливаться клинкеты (задвижки) надежной конструкции, исключающей самопроизвольное их закрытие и открытие.
3.10. Каждый танкер должен быть снабжен достаточным количеством швартовных канатов, обеспечивающих безопасную стоянку в планируемых портах захода при ожидаемых погодных условиях, течениях, приливо-отливных явлениях.
3.11. Для безопасного управления грузовыми, балластными и другими операциями на танкере должен быть комплект портативных радиопередатчиков во взрывобезопасном исполнении одобренного типа.
Примечание. Требования к береговому грузовому оборудованию, относящиеся к предотвращению разливов, приведены в Приложении 12.
4. Классификация и свойства нефтепродуктов
4.1. Огнеопасность нефтепродуктов определяется температурой вспышки их паров, т.е. самой низкой температурой горючего вещества, при которой над поверхностью образуются пары и газы, способные загораться в воздухе от внешнего источника зажигания.
4.2. Нефтепродукты по пожаровзрывоопасности в соответствии с ГОСТ 12.1.017-80 подразделяются на:
легковоспламеняющиеся вещества - способные воспламеняться от кратковременного воздействия источника зажигания с низкой энергией;
вещества средней воспламеняемости - способные воспламеняться от длительного воздействия источника зажигания с низкой энергией;
трудновоспламеняющиеся вещества - способные воспламеняться только под воздействием мощного источника зажигания.
4.3. К легковоспламеняющимся нефтепродуктам относятся те из них, которые имеют температуру вспышки в закрытом тигле 61 град. C и ниже.
4.4. Легковоспламеняющиеся жидкости по температуре вспышки классифицируются:
----------------------------T------------------------------------¬
¦ Легковоспламеняющиеся ¦Температура вспышки в тигле, град. C¦
¦ жидкости +-----------------T------------------+
¦ ¦ закрытом ¦ открытом ¦
+---------------------------+-----------------+------------------+
¦Особо опасные ¦t <= -18 ¦t <= -13 ¦
¦Постоянно опасные ¦23 >= t > -18 ¦27 >= t > -13 ¦
¦Опасные при повышенной ¦23 < t <= 61 ¦27 < t <= 66 ¦
¦температуре ¦ ¦ ¦
L---------------------------+-----------------+-------------------
4.5. Температура нефтепродуктов при наливе в танкер должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 5 град. C, в противном случае любой нефтепродукт следует относить к категории легковоспламеняющихся (летучих).
4.6. Темные нефтепродукты (мазут и др.) не создают высокой концентрации газов до тех пор, пока они не нагреты до температуры, превышающей температуру вспышки.
4.7. Пары нефтепродуктов тяжелее воздуха и медленно смешиваются с ним в условиях маловетрия, что способствует опасной загазованности судна во время погрузки и приема балласта в недегазированные танки.
4.8. При обнаружении паров в пустых закрытых пространствах следует особое внимание уделять придонному пространству, где вероятнее всего пары могут накапливаться.
4.9. Смесь углеводородов с воздухом не может гореть, если соотношение смеси газов и воздуха находится за пределами двух концентраций, известных как нижний и верхний пределы взрываемости (воспламеняемости).
4.10. Зона взрываемости паров углеводородов нефтепродуктов, перевозимых морем, практически находится в пределах от 1% смеси паров с воздухом по объему для НПВ и до 10% смеси паров с воздухом для ВПВ.
4.11. Аналогично объемным пределам взрываемости существуют температурные пределы взрываемости.
Нижний температурный предел взрываемости (воспламенения) у большинства нефтепродуктов соответствует температуре вспышки, верхний - температуре нефтепродуктов, при которой упругость насыщенных паров в воздухе эквивалентна концентрации, соответствующей верхнему пределу взрываемости.
4.12. Для определения степени опасности необходимо замерить температуру паров нефтепродуктов в подпалубном пространстве или самого нефтепродукта в грузовом танке и сравнить с имеющимися данными по температурным пределам взрываемости (Приложение 1).
4.13. На груженом или недегазированном танкере при плавании в зонах с разной температурой атмосферного воздуха и забортной воды, зная температурные пределы взрываемости погруженного нефтепродукта, следует принять нужные меры безопасности (см. Приложение 1).
4.14. Если температура находящихся в грузовых танках паров нефтепродуктов поднялась выше нижнего температурного предела взрываемости, для охлаждения подпалубного пространства необходимо включить в работу систему орошения палубы.
4.15. Температура самовоспламенения нефтепродуктов, при которой их пары воспламеняются без применения открытого огня, является характеристикой степени пожарной опасности.
Температура самовоспламенения многих бункерных видов топлива и смазочных масел относительно низкая, поэтому нельзя допускать, чтобы они попадали на горячую поверхность механизмов в машинно-котельном отделении, что может вызвать их загорание, несмотря на отсутствие открытого огня.
4.16. Нефтепродукты восприимчивы к образованию в них опасных зарядов статического электричества, что необходимо учитывать при производстве грузовых и балластных операций (см. п. 17 "Предотвращение образования опасных зарядов статического электричества"):
4.16.1. Бензины, керосины, а также дизельные топлива и масла являются восприимчивыми к образованию опасных зарядов статического электричества благодаря их низкой проводимости.
4.16.2. Сырые нефти, мазуты, содержащие большое количество примесей, значительно меньше аккумулируют в себе заряды электричества.
Когда в нефтепродуктах присутствует даже небольшое количество воды во взвешенном состоянии, а также воздуха или окислов металлов, их опасность к образованию опасных зарядов статического электричества резко увеличивается.
4.17. Скорость образования и величина электрических зарядов в большой степени зависят от вязкости нефтепродуктов: чем больше вязкость, тем меньше способность к насыщению статическим электричеством.
4.18. В нефтепродуктах опасные величины потенциалов статического электричества образуются при:
движении по трубопроводам со скоростью, превышающей 1 м/с (см. разд. I, п. 17.10);
свободно падающей струе груза (погрузка "через верх");
продувании сжатым воздухом или паром грузовых шлангов.
4.19. Нефтепродукты и их газы обладают ядовитыми свойствами и при несоблюдении правил обращения с ними могут вызвать отравления. Газы нефтепродуктов проникают в организм человека с воздухом при вдыхании, через кожу и пищеварительный тракт.
4.20. Первые признаки отравления нефтяными газами напоминают симптомы опьянения (повышенная веселость, желание петь, головокружение, пониженное чувство ответственности).
При входе в помещение с большим содержанием паров нефтепродуктов (36 - 45 мг/л) отравление происходит очень быстро, что может привести к прекращению дыхания, остановке сердца и смерти.
Запрещается посылать человека в отсек без предварительного анализа воздуха газоанализатором.
Только в те отсеки, где содержание нефтяных паров не превышает санитарной нормы (Приложение 2), можно посылать человека без автономного дыхательного противогаза (см. разд. I, п. 19).
4.21. В состав некоторых сортов нефти входит опасный газ - сероводород. Если содержащийся в грузе сероводород находится в концентрациях, опасных для вдыхания, грузоотправитель обязан уведомить об этом капитана танкера в письменной форме.
4.22. При производстве грузовых операций и транспортировке грузов, содержащих сероводород, или при приемке балласта после выгрузки таких грузов необходимо принимать дополнительные меры безопасности, указанные в разд. I, п. 14 настоящих Правил.
4.23. Этилированные нефтепродукты отличаются от обычных тем, что к ним для улучшения антидетонационных свойств добавляется ядовитая этиловая жидкость (тетраэтилсвинец).
При перевозке на танкерах этиловой жидкости и этилированных нефтепродуктов необходимо соблюдать специальные санитарные правила, утвержденные органами здравоохранения, и принимать дополнительные меры безопасности, указанные в разд. I, п. 14 настоящих Правил.
5. Обмен информацией перед приходом танкера в порт
5.1. До прихода танкера в порт следует заблаговременно обменяться информацией между судном и портом по вопросам, связанным с безопасностью судна и причала и предотвращением загрязнения моря.
5.2. Капитан судна должен сообщить порту:
осадку и дифферент судна на момент прихода в порт;
о требуемой помощи буксиров;
наличие водотечности в корпусе, переборках, трубопроводах, которая может явиться причиной загрязнения моря;
место расположения шлангоприемников и размеры фланцев, если они не соответствуют принятым стандартам;
количество грязного и чистого балласта на борту танкера и необходимое время на дебалластировку.
5.3. Порт должен сообщить судну:
наличие буксиров и плавсредств, которые могут быть использованы при швартовке;
специальные швартовные предосторожности, включая глубину у причала;
наличие швартовных канатов и приспособлений, которые судну необходимо иметь для швартовных операций;
грузоподъемность судовой стрелы, требующейся для работы со шлангами, если предстоят рейдовые грузовые операции;
диаметр грузовых шлангов;
расположение береговых грузовых приемников;
возможность приема берегом балласта, находящегося на борту судна;
план швартовки;
другую информацию, относящуюся к обеспечению безопасной работы судна.
6. Подготовка танкера к погрузке
6.1. Общее руководство и контроль за соблюдением на судне правил перевозки грузов, проведением всех грузовых и балластных операций, выполнением работ по подготовке танков, ведением грузовой документации осуществляется капитаном судна.
6.2. Порядок подготовки танков к наливу нефти и нефтепродуктов осуществляется в соответствии с ГОСТ 1510-84.
6.3. Подготовка танкера к грузовым операциям должна начинаться до прихода в порт, когда судно следует в балласте из порта выгрузки.
6.4. По получении задания на предстоящий рейс помощник капитана, ответственный за проведение грузовых операций, составляет грузовой план с учетом данных информации об остойчивости и прочности и согласовывает его, а также технологическую карту, отражающую технологию проведения предстоящих грузовых операций, со старшим помощником капитана.
6.5. Грузовой план, согласованный с грузоотправителем, и технологическая карта утверждаются капитаном до начала налива и принимаются помощником капитана, ответственным за проведение грузовых операций, к исполнению. В дальнейшем всякие изменения в грузовом плане и технологической карте вносятся только с ведома капитана.
6.6. Грузовой план должен обеспечивать:
а) мореходность судна и сохранность перевозимого груза;
б) расчетные осадку и дифферент после окончания погрузки груза и всего снабжения (бункера, пресной воды и т.д.);
в) максимально полное использование грузоподъемности и грузовместимости судна;
г) остойчивость судна и безопасное для прочности корпуса распределение груза по танкам на всех стадиях рейса;
д) безопасное для разных сортов груза распределение по танкам с учетом разделения разных сортов груза не менее чем двумя закрытыми клинкетами;
е) необходимый дифферент на корму при предстоящей частичной выгрузке одного из сортов груза для обеспечения мореходных качеств судна и создания условий для полной зачистки танков;
ж) сохранность груза в танках при его расширении от изменения температурных условий во время плавания;
з) нормальную выгрузку груза с учетом запланированных заходов в порты назначения и обеспечения мореходных качеств судна.
В случае невозможности составления грузового плана, отвечающего всем указанным требованиям по выданному диспетчером наряду, капитан должен немедленно информировать пароходство, которое должно дать дополнительные указания.
6.7. В технологической карте должны быть конкретно указаны: последовательность погрузки по танкам, по какой магистрали должен приниматься груз, какие клинкеты должны быть открыты и какие закрыты до начала данной операции, а также все действия по безопасному проведению грузовых операций.
Для предотвращения возможных разливов груза необходимо выбирать такой вариант технологии погрузки, в котором нужно делать меньше переходов с танка на танк в процессе налива.
Технологическая карта должна составляться с учетом обеспечения пожарной безопасности, прочности корпуса, мореходности танкера, исключения переливов и смещения груза.
6.8. Контроль за размещением груза или балласта по танкам с целью недопущения завышенных напряжений корпуса осуществляется старшим помощником капитана.
6.9. На основании утвержденного капитаном грузового плана старший помощник капитана организует работы по подготовке грузовых танков к наливу запланированного груза (мойка, зачистка). Мойку грузовых танков следует выполнять, руководствуясь РТМ 31.2006-78 "Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров" и графиками, разработанными применительно к каждому типу судна, с учетом выполнения требований ГОСТ 1510-84, а также с соблюдением требований действующей Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.
6.10. Требования на производство дополнительных операций по мойке и зачистке грузовых танков, не предусмотренных ГОСТ 1510-84, должны быть заявлены грузоотправителем капитану в письменном виде и должны выполняться после подтверждения пароходством.
6.11. Порядок подготовки танков под налив груза на экспорт производится по ГОСТ 1510-84, если фрахтователь не предъявил иных требований.
6.12. Если вследствие замены отправителем запланированного к погрузке сорта груза возникает необходимость в дополнительной или специальной мойке и зачистке танков, эти работы производит судно по указанию пароходства на основании письменного заявления грузоотправителя.
6.13. Прием танков после мойки производится помощником капитана, осуществляющим грузовые операции, совместно со старшим помощником капитана и специально выделенной комиссией по указанию капитана.
6.14. Старший помощник капитана не реже чем один раз в 3 мес. должен производить внутренний осмотр грузовых танков и тщательную проверку надежности крепления трапов, поручней, трубопроводов, штоков, клинкетов и другого оборудования.
6.15. Выборку из грузовых танков скопившейся на днище ржавчины, особенно из шпаций, где расположены приемные храпки, необходимо производить в коротких рейсах не реже чем через 3 мес., а в продолжительных (больше 3 мес.) - после каждого рейса.
6.16. Не реже одного раза в 3 мес. необходимо контролировать исправность и состояние пламепреградителей и заслонок на газоотводной системе. Их закоксованность и замазученность могут явиться причиной повышения давления в танках сверх допустимого.
6.17. Периодически, не реже чем через 6 мес., производить проверку змеевиков системы подогрева груза на герметичность. Необходимо продувать и проверять на герметичность змеевики подогрева перед каждой погрузкой груза, требующего подогрева, и при смене вида светлых нефтепродуктов.
6.18. В период подготовки судна к погрузке необходимо произвести тщательную очистку фильтров, установленных на грузовой магистрали и у грузовых и зачистных насосов. Грязные фильтры могут явиться причиной опасного повышения давления в грузовых шлангах и трубопроводах.
6.19. Ежерейсно производить проверку состояния сальников грузовых и зачистных насосов, а также сальников клинкетов, расположенных в насосном отделении и на грузовой палубе, на отсутствие утечек. На коротких рейсах, не более 3 сут., один раз в месяц.
6.20. До начала грузовых операций проверить систему судовой сигнализации и средства пожаротушения и сделать запись в судовом журнале.
6.21. Перед началом грузовых операций проверить все клинкеты грузовой системы на полное закрытие и открытие, а также на легкость хода. Если танкер оборудован дистанционной системой открытия-закрытия грузовых клинкетов, необходимо произвести проверку на потребное время для их открытия и закрытия, особенно в холодное время года, когда загустевшее в системе масло может намного увеличить время открытия-закрытия.
В помещении управления клинкетами должна быть вывешена таблица времени открытия и закрытия каждого клинкета, определенного опытным путем.
6.21.1. Система дистанционного управления грузовыми клинкетами должна всегда находиться в эксплуатационном состоянии и ее использование должно осуществляться в строгом соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
6.22. На судах, оборудованных автоматической системой замера груза, необходимо до начала погрузки проверить исправность и надежность действия системы, после чего установить указатели на приборах соответственно заданным уровням груза по танкам. Использование системы во время проведения грузовых операций производить в строгом соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
6.23. Ежерейсно проверять закрытия дистанционных клапанов систем углекислотного и пенного тушения и, если будут обнаружены вода или остатки груза, осушить через спускные пробки магистральный трубопровод углекислотной и пенной систем.
6.24. Ежерейсно проверять дистанционные клапаны системы инертных газов на герметичность.
6.25. До начала погрузки открыть дыхательные клапаны газоотводной системы (давление - вакуум). По окончании грузовых операций дыхательные клапаны устанавливаются в автоматический режим.
6.26. При подготовке танкера к погрузке нескольких сортов груза необходимо проверить на герметичность те переборки, между которыми предполагается размещать грузы разных сортов. Опрессовать клинкеты грузовой и зачистной магистралей на отсутствие пропусков, о чем сделать запись в судовом журнале.
6.27. Секущие клинкеты грузовой и зачистной магистралей, расположенные между танками с разными сортами груза, должны быть плотно обжаты, перевязаны и опломбированы под руководством помощника капитана, осуществляющего грузовые операции. Об этом должен быть составлен акт и сделана запись в судовом журнале.
6.28. Ежерейсно перед постановкой танкера под погрузку судовая комиссия, назначенная капитаном, составляет технический акт о производстве проверки состояния грузового оборудования танкера, устранении выявленных дефектов и исправности грузовой системы танкера. О произведенном осмотре делается запись в судовом журнале.
6.29. Перед погрузкой закрыть и плотно обжать все крышки танковых горловин, лючки для мойки танков, замерные трубки в грузовых танках. Смотровые глазки должны быть закрыты.
6.30. Для предотвращения попадания паров нефтепродуктов в судовые помещения необходимо перед погрузкой выполнить следующие работы:
6.30.1. Иллюминаторы, люки и двери переборок юта, полубака, средней надстройки, машинно-котельного отделения, камбуза плотно закрыть.
6.30.2. Систему кондиционирования воздуха переключить на работу по замкнутому циклу или выключить.
6.30.3. Оконные кондиционеры вынуть, а окна плотно закрыть.
6.30.4. Раструбы вентиляторов судовых помещений развернуть по ходу относительно направления ветра, чтобы работать на вытяжение, или закрыть.
6.31. Перед началом грузовых операций на грузовой палубе в районе шлангоприемников организовать пожарный пост со следующим минимальным противопожарным инвентарем:
ручные огнетушители - 2 шт.;
кошма, войлок - 2 шт.;
ящик с песком и лопата.
К месту работы проложить рукавную пенную линию с пенным стволом или пеногенератором и водяную рукавную линию со стволом-распылителем.
6.32. Перед погрузкой все палубные шпигаты должны быть надежно закрыты во избежание попадания нефтепродуктов за борт в случае перелива.
6.33. С приходом в порт капитан обязан получить от представителя порта полную информацию о местных правилах и постановлениях, касающихся предотвращения загрязнения окружающей среды. С полученной информацией ознакомить весь экипаж танкера.
7. Погрузка у причала
7.1. Для проведения грузовых операций танкер должен быть надежно ошвартован. Подано достаточное количество швартовных канатов так, чтобы исключить движение судна вдоль причала, а также отрыв судна от причала при ухудшении метеоусловий.
В тех портах, где наблюдаются сильные течения и шквалы, рекомендуется использовать швартовные канаты с небольшой степенью растяжения.
7.2. Использование швартовных лебедок в автоматическом режиме работы в каждом порту согласовывается капитаном танкера с представителем наливного причала. Если ожидается ухудшение погоды, автоматические лебедки должны быть переведены на ручное управление, чтобы самопроизвольное потравливание швартовных канатов не привело к разрыву грузового шланга или поломке стендера и разливу груза.
7.3. Для того, чтобы устранить возможность образования опасной электрической искры у судового шлангоприемника при присоединении или рассоединении грузового шланга, необходимо чтобы все металлические части грузового шланга с морской стороны от изолирующего фланца или токонепроводящего шланга были непрерывно электрически связаны с судном, а все металлические части грузового шланга с береговой стороны от изолирующего фланца - с причальной заземляющей системой.
7.4. Изолирующие фланцы и токонепроводящие шланги должны периодически проходить проверку на обеспечение хорошей изоляции.
7.5. Грузовой шланг, подаваемый на борт танкера, должен удовлетворять следующим требованиям:
разрывное давление должно быть не менее 4,2 МПа (42 кгс/кв. см) или, по крайней мере, в 4 раза превышать максимальное давление, развиваемое грузовыми насосами;
рабочее давление должно быть не менее максимального давления, развиваемого насосами, но не менее 1 МПа (10 кгс/кв. см).
7.6. Каждый грузовой шланг должен иметь спецификацию изготовителя, в которой должно быть указано:
для каких грузов может быть использован шланг;
дата изготовления;
величина разрывного давления;
величина рабочего давления;
дата последнего испытания и величина давления при испытании.
Допускаются надписи на самом шланге с указанием этих данных.
7.7. Если грузовые шланги, принадлежащие нефтебазе и предназначенные для подачи на борт танкера, имеют видимые дефекты (разрезы, вмятины, выпучины, трещины и др.) или сильно изношены, капитан танкера должен заявить об этом ответственному представителю нефтеналивного причала в письменной форме и сделать соответствующую запись в судовом журнале.
В противном случае, если произойдет разрыв шланга во время проведения грузовых операций, ответственность за разлив груза может быть возложена на судно.
7.8. Перед присоединением грузовых шлангов к судовым приемникам необходимо удостовериться, что шланги имеют достаточную длину с учетом изменения осадки судна в процессе грузовых операций, а также возможного перемещения судна вдоль причала и от причала на величину растяжения швартовных канатов.
7.9. Стендеры и грузовые шланги необходимо подавать на борт судна только с заглушенными фланцами. При подъеме шлангов на танкер избегать их заломов и других повреждений. Заглушки отдавать над поддонами, чтобы не допустить разлива груза на палубу и за борт.
7.10. При присоединении стендеров и грузовых шлангов к судовым приемникам ключи, струбцины и другой инструмент необходимо класть на специальные маты, расстилаемые временно у места работы, чтобы избежать ударов о стальную палубу. Крепить шланги к приемникам необходимо надежно не менее чем четырьмя болтами.
7.11. Чтобы исключить возможность заломов или защемления грузовых шлангов между судном и причалом, а также их трения о причал или поручни судна, шланги должны поддерживаться на весу грузовой стрелой танкера или причала при помощи специальной подвески.
7.12. При подаче на борт танкера стендера необходимо на причале получить информацию о безопасных пределах его перемещения, чтобы определить и поддерживать величину допустимого безопасного перемещения судна вдоль причала, а также величину безопасного для стендера крена судна.
Во время погрузки необходимо своевременно выбирать слабину швартовных канатов, чтобы предотвратить поломку стендера или разрыв грузового шланга.
7.13. При работе со стендерами танкеру необходимо выполнять следующие требования:
танкер должен быть пришвартован так, чтобы его шлангоприемники были расположены против стендеров;
швартовные канаты должны быть всегда хорошо обтянуты и не иметь слабины;
там, где к судовым приемникам должны быть добавлены трубы-удлинители, они должны быть надежно закреплены, чтобы исключить возможную вибрацию и чрезмерное напряжение в стендерах и грузовом трубопроводе танкера.
7.14. При предъявлении грузовых танков представителю грузоотправителя для удостоверения их пригодности к наливу запланированного груза осмотр танков должен делаться с соблюдением правил техники безопасности, регламентирующих вход в закрытые помещения (см. разд. I, п. 19).
7.15. После подтверждения пригодности танков к наливу запланированного груза все клинкеты грузовой и зачистной систем танкера, включая и клинкеты насосного отделения, кроме тех, которые будут участвовать при начале погрузки, необходимо закрыть под личным руководством помощника капитана, ответственного за проведение грузовых операций.
7.16. На танкерах, где вентиляция грузовых танков осуществляется через грузовой трубопровод, необходимо соблюдать инструкцию по ее эксплуатации, исключая возможность попадания нефтегруза в насосное отделение.
7.17. На все неиспользуемые при погрузке приемники палубного грузового трубопровода, включая кормовой, должны быть поставлены заглушки.
7.18. Клапаны кингстонов и отливные забортные клинкеты на грузовом трубопроводе должны быть плотно закрыты и опломбированы с участием представителя нефтебазы, о чем составляется акт и производится запись в судовом журнале.
7.19. Пустое пространство в трубе между кингстоном и секущим клинкетом рекомендуется контролировать специальным прибором, оповещающим судовой персонал о появившейся течи в одном из этих запорных устройств.
7.20. Скопившуюся на грузовой палубе с закрытыми шпигатами воду (например, дождевую) необходимо периодически удалять.
7.21. При наличии на танкере системы инертных газов перед погрузкой грузовые танки должны быть заполнены инертными газами с температурой и процентным содержанием кислорода, указанными в заводской инструкции на систему.
7.22. До начала погрузки грузовой помощник капитана совместно с представителем нефтебазы согласовывают план погрузки, в котором должны быть указаны:
последовательность грузовых операций;
интенсивность погрузки - начальная, максимальная, при переходе с одной группы танков на другую, при окончании погрузки;
максимально допустимое давление в береговых грузовых шлангах или стендерах;
время, потребное для пуска, остановки или изменения интенсивности грузовых операций;
по чьей команде будет остановлена вся погрузка;
сигналы и командные слова, применяемые в данном порту при начале, остановке погрузки;
меры по предотвращению загрязнения моря;
порядок выполнения чрезвычайных действий при разливах нефти;
ответственные за проведение грузовых операций лица от судна и берега и место нахождения их во время грузовых операций (Приложение 4).
Четкое взаимодействие берегового и судового персонала в процессе грузовых операций и в аварийных ситуациях - одна из наиболее эффективных мер против разливов нефти.
7.23. Средства специальной связи танкера с нефтебазой - телефоны, переносные радиопередатчики и др., применяемые в данном порту для регулирования грузовых операций и аварийной остановки погрузки, должны быть совместно опробованы помощником капитана, ответственным за проведение грузовых операций, и представителем нефтебазы до начала грузовых операций и находиться включенными во время проведения грузовых операций.
Помощник капитана должен знать номер и место телефона на причале для вызова береговой пожарной команды.
7.24. При проведении погрузки рекомендуется пользоваться следующими командными словами:
приготовиться (STAND BY);
начать погрузку (START LOADING);
грузить полным ходом (FULL SPEED LOADING);
уменьшить погрузку (SLOW DOWN);
стоп погрузка (STOP LOADING);
срочная остановка (EMERGENCY STOP).
7.25. На танкере, на котором нет стационарного замерного устройства, смотровые лючки открываются для замера груза только в тех танках, в которые принимается груз. При открытии крышки смотровой глазок должен быть постоянно закрыт двойной пламепрерывающей сеткой, напаянной на медный ободок (ГОСТ 3826-82).
7.26. Кратковременное снятие пламепреградительной сетки со смотрового лючка разрешается только для замера уровня груза и отбора проб.
7.27. В портах, где это требуется местными правилами, перед началом грузовых операций с целью обеспечения более надежной безопасности и взаимопонимания ответственные представители судна и нефтепричала совместно проводят проверку выполнения необходимых мер безопасности на борту танкера и на причале. Эта проверка обычно оформляется подписанием обеими сторонами проверочного листа с контрольными вопросами, вручаемого капитану танкера представителем нефтеналивного причала (см. Приложение 4).
7.28. Капитан не должен начинать погрузку при отсутствии на судне полной информации о грузе, его опасных свойствах. Грузоотправитель несет полную ответственность за правильность сведений, сообщенных им о грузе.
7.29. Налив нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 61 град. C должен производиться только путем глухого соединения фланцев грузовых шлангов с приемной трубой грузовой магистрали, не допускающей свободного падения струи груза в танк.
7.30. Нефтепродукты с температурой вспышки выше 61 град. C разрешается грузить через горловины грузового танка. В этом случае грузовой шланг должен быть опущен до днища танка, не иметь металлического фланца на свободном конце. Горловина танка должна быть закрыта брезентом, смоченным водой, а под шланг уложен мат во избежание его трения о комингс горловины.
7.31. Нефтепродукты с температурой вспышки паров выше 61 град. C можно грузить "через верх" при следующих обязательных условиях:
если танк дегазирован и в нем отсутствуют остатки летучих нефтепродуктов;
при согласии капитана и представителя нефтебазы на проведение этой операции.
7.32. При наливе закрытым способом, с закрытыми смотровыми лючками, когда газы из танков выпускаются только через газоотводную систему, должны выполняться следующие требования:
обеспечить надежную работу дистанционных систем для замера уровня груза в танках и показания давления в танках с системами сигнализации, срабатывающими при подходе груза к заданному уровню и при повышении давления сверх допустимого;
до начала погрузки убедиться в том, что газоотводные трубы, огнепреградители и пламепрерывающие сетки очищены от окалины и отвердевших нефтеостатков от предыдущих рейсов;
погрузку производить при открытых дыхательных клапанах на газоотводной системе.
7.33. На танкерах, оборудованных автоматической системой погрузки, во время налива следить за исправностью работы автоматических блокировок очередности открытия клинкетов по заполнению танков и прекращению их налива при достижении заданного верхнего уровня в танках.
При подозрении на неисправную работу автоматической системы во избежание перелива груза необходимо перейти на ручное управление наливом.
7.34. Перед тем как дать команду на берег о начале погрузки, помощник капитана, ответственный за проведение грузовых операций, должен еще раз проверить выполнение следующих профилактических требований:
извещены ли о начале грузовых операций судовой и береговой персонал;
имеются ли предупредительные надписи на судне в соответствии с требованиями п. 2.1;
удалены ли посторонние лица с борта судна;
извещены ли о начале грузовых операций стоящие у борта плавсредства, имеющие на это разрешение;
отошли ли от борта плавсредства, не имеющие на это разрешение;
прекращены ли запрещенные работы на борту судна (см. п. 2.20);
прекращена ли работа судовых радиопередатчиков и локаторов;
подготовлены ли к грузовым операциям судовые магистрали.
7.35. Прием бункерного топлива с плавсредств в целях сокращения стояночного времени танкера разрешается одновременно с производством грузовых операций при выполнении мер, изложенных в Приложении 7.
7.36. Число членов экипажа, постоянно несущих вахту во время погрузки, должно обеспечить безопасное проведение грузовых операций.
7.37. Члены экипажа, участвующие в грузовых операциях, должны иметь практические навыки обращения с грузом, запланированным к погрузке, и хорошо знать грузовую систему данного танкера, а также до начала погрузки должны быть ознакомлены с технологической картой и проинструктированы о своих обязанностях.
7.38. Одновременно принимать груз следует только в такое количество грузовых танков, за которыми может быть установлено надежное наблюдение и обеспечены условия достаточно быстрых операций по предупреждению переливов.
7.39. Помощник капитана, ответственный за проведение грузовых операций, должен договориться с представителем берега о начале погрузки сниженной интенсивностью (не более 1 м/с). При этом клинкеты на танкере должны быть полностью открыты. После проверки правильности поступления груза в запланированные танки, при отсутствии пропусков груза в смежные танки, насосное отделение и коффердамы и после достижения уровня груза в 1 м, если груз электростатически активен, интенсивность налива может быть доведена до плановой.
7.40. Если в первый момент погрузки давление в грузовом трубопроводе резко повышается, необходимо немедленно остановить погрузку и еще раз проверить правильность открытия всех клинкетов, участвующих в грузовой операции, и только после этого возобновить грузовые операции.
7.41. При появлении течи в грузовом шланге или грузовом трубопроводе грузовые операции необходимо немедленно остановить до устранения течи.
7.42. В случае перелива нефтепродуктов во время проведения грузовых операций капитан или вахтенный помощник капитана объявляет общесудовую тревогу, прекращает грузовые операции и, соблюдая меры пожарной безопасности, приступает к уборке разлитых нефтепродуктов, руководствуясь оперативным планом по борьбе с разливами. Сообщает о переливе ответственному представителю берега и в пожарную охрану порта.
7.43. Экипаж танкера обязан принять все возможные меры, предупреждающие попадание нефти в портовые воды. Смывать с палубы нефтепродукты за борт запрещается.
7.44. Во время проведения грузовых операций давление в грузовом трубопроводе не должно превышать давления, указанного в нотисе.
7.45. Пребывание на грузовой палубе лиц, не связанных с грузовыми операциями, запрещается.
Путь от забортного трапа до переходного мостика должен быть устлан дорожками и ограничен леерным устройством.
7.46. После начала и в процессе грузовых операций постоянно осматривать поверхность воды вокруг танкера на предмет отсутствия течи, уделяя особое внимание району, где расположены кингстоны грузового насосного отделения.
При обнаружении на поверхности моря нефти грузовые операции должны быть немедленно остановлены. Их можно возобновить только после обнаружения и устранения неисправностей, повлекших за собой пропуски нефти.
7.47. О появившейся в процессе грузовых операций вблизи стоянки судна на поверхности воды плавающей нефти не по вине танкера необходимо проинформировать береговой персонал и сделать соответствующую запись в судовом журнале.
7.48. Система вентиляции насосного отделения должна быть включена все время, пока идут грузовые операции. В целях исключения газообразования нельзя допускать скопления нефтепродуктов в льялах насосного отделения.
7.49. Посещение насосного отделения во время проведения грузовых операций запрещается без предварительного предупреждения вахтенного помощника капитана и установления постоянного наблюдения за находящимся в насосном отделении. Вблизи насосного отделения необходимо все время держать в готовности два комплекта шланговых противогазов, спасательных поясов и страховочных канатов.
7.50. При резком ухудшении погоды и других обстоятельствах, создающих опасность разрыва шлангов или повреждения шлангующего устройства, грузовые операции немедленно прекратить.
7.51. Если в процессе погрузки обнаружится, что какие-то из мер предосторожности или технических условий работниками берега не выполняются или выполняются недостаточно полно, помощник капитана, ответственный за проведение грузовых операций, обязан своевременно доложить капитану, который должен обратить на это внимание ответственного представителя нефтепричала и потребовать немедленного устранения обнаруженных упущений с их стороны. Кроме того, необходимо сделать соответствующую запись в судовом журнале, чтобы в случае происшедшего разлива груза не по вине судна можно было отклонить необоснованные претензии (см. Приложение 4).
7.52. Во время проведения грузовых операций все клинкеты грузовой системы танкера должны открываться и закрываться по личному указанию помощника капитана, осуществляющего грузовые операции.
7.53. При грозовых разрядах в непосредственной близости от танкера необходимо прекратить грузовые операции, проведение дегазации и мойку танков, а также закрыть все палубные отверстия.
7.54. Если во время проведения грузовых операций из дымовой трубы начнут падать искры, необходимо остановить грузовые операции и смочить грузовую палубу забортной водой, а также проверить исправность и регулировку работы искрогасителя.
7.55. Во время проведения грузовых операций пожарная водяная магистраль должна быть все время под давлением. Если это невозможно сделать, то должен быть готов к немедленному включению в работу пожарный насос.
7.56. При погрузке, при переходе с полных танков на пустые необходимо заблаговременно приоткрыть ("подорвать") клинкеты пустых танков на один-два оборота.
7.57. При погрузке для предупреждения опасного повышения давления в грузовых шлангах и трубопроводах необходимо придерживаться правила: "на сколько прикрывается клинкет одного танка, приблизительно на столько же открывается клинкет другого". В любой момент погрузки на каждой грузовой магистрали танкера, как минимум, должно быть открыто полностью не менее одного клинкета.
7.58. При интенсивной погрузке клинкеты необходимо закрывать плавно, чтобы не создать опасного повышения давления в грузовом трубопроводе.
7.59. Для надлежащего закрытия клинкетов во время погрузки рекомендуется после закрытия клинкета до упора снова слегка приоткрыть его (на один-два оборота), чтобы потоком груза смыть возможно попавшие под него кусочки ржавчины или другие посторонние частицы, нарушающие плотность закрытия; затем снова закрыть до упора.
Плотность закрытия клинкетов при ручном управлении необходимо контролировать по указателю, находящемуся на штоке клинкета.
7.60. Если при переходе трубопроводов с груженого танка на пустой его клинкет по какой-то причине "заело" и он не открывается, во избежание перелива необходимо немедленно открыть клинкет другого ближайшего пустого танка, чтобы отвести поток груза от полного танка.
7.61. Если клинкеты грузовой системы танкера открываются недостаточно быстро, то при большой норме погрузки при переходе с одних танков на другие, чтобы не допустить избыточного давления, необходимо на это время норму погрузки уменьшить, предварительно согласовав этот вопрос с представителем берега.
7.62. Рассчитывая минимальные пустоты, которые требуется оставить в загруженных танках, необходимо учитывать конструкцию подпалубного набора, чтобы избежать риска перелива груза в конце погрузки.
7.63. Для контроля помощнику капитана, ответственному за проведение грузовых операций, на крышке расширителя каждого танка рекомендуется написать мелом запланированную пустоту, до которой танк должен грузиться.
7.64. Пустоты в танках во всех случаях должны быть оставлены с учетом возможного расширения груза в пути следования вследствие повышения температуры воздуха и забортной воды или вследствие подогрева груза.
7.65. Во время погрузки необходимо проводить проверки, чтобы убедиться, что груз нефтепродуктов поступает только в предназначенные грузовые танки и не поступает в насосное отделение, коффердамы или за борт через кингстоны и забортные отливные клинкеты.
7.66. В конце погрузки необходимо периодически контролировать показания приборов дистанционного замера уровня груза путем сравнения с замерами футштоком.
7.67. При подозрении на неисправность работы системы дистанционного замера уровня груза в танках и системы автоматического налива во избежание перелива груза необходимо перейти на ручное управление погрузкой.
7.68. Во время погрузки вахтенные матросы обязаны следить за уровнем груза в танках и заблаговременно, до подхода груза до заданной помощником капитана пустоты, докладывать ему об этом.
7.69. К концу налива каждого танка или группы танков интенсивность налива должна быть снижена своевременным открытием клинкетов смежных танков.
7.70. Вести погрузку танкера необходимо таким образом, чтобы окончание загрузки каждого танка проходило поочередно, в разное время. Если загрузка нескольких танков будет заканчиваться одновременно, можно не успеть вовремя переключить поток груза с полных в пустые танки и в результате возможен перелив груза.
7.71. Для исключения опасности перелива груза в конце погрузки должна быть снижена интенсивность налива до предела, обеспечивающего контроль за уровнем груза в танках, которые догружаются последними. При этом необходимо с представителем берега оценить ориентировочно количество груза, которое может поступить на танкер после сигнала о прекращении налива до полного закрытия береговых клинкетов.
7.72. Погрузку необходимо планировать так, чтобы налив по возможности заканчивался в танки, в которых оставляются наибольшие пустоты.
7.73. Помощник капитана, ответственный за проведение грузовых операций, должен следить за тем, чтобы судно было загружено с соблюдением расчетных осадки и дифферента.
7.74. Окончание погрузки должно производиться остановкой береговых насосов и закрытием клинкетов на береговом трубопроводе. Клинкеты на судовом грузовом трубопроводе закрываются после прекращения подачи груза с берега.
В аварийных случаях, при угрозе перелива груза из грузовых танков клинкеты на судовой грузовой магистрали закрываются немедленно независимо от того, успели закрыть клинкеты на берегу или нет.
7.75. После окончания грузовых операций необходимо плотно закрыть и обжать крышки горловин танков, смотровые лючки, замерные трубки и клинкеты грузовой системы, а на шлангоприемники поставить заглушки.
7.76. После окончания погрузки клапаны газоотводной системы должны быть переключены на автоматический режим.
7.77. Необходимо принять все меры, чтобы при отсоединении грузовых шлангов и стендеров не произошло разлива остатков груза на палубу, для чего шланги и стендеры должны быть хорошо осушены до их отдачи.
7.78. Отсоединение грузовых шлангов от судовых приемников следует начи

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя СССР от 31.12.1980 n 221 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ГРУНТЫ. МЕТОД ПОЛЕВОГО ИСПЫТАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИМ ЗОНДИРОВАНИЕМ  »
Документы СССР »
Читайте также