<ПИСЬМО> Минфина СССР от 02.12.1980 n 200 ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ФИНОРГАНОВ ЗА СВОЕВРЕМЕННЫМ ПОСТУПЛЕНИЕМ В БЮДЖЕТ ПРОЧИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ПИСЬМО
от 2 декабря 1980 г. N 200
ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ФИНОРГАНОВ
ЗА СВОЕВРЕМЕННЫМ ПОСТУПЛЕНИЕМ В БЮДЖЕТ ПРОЧИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
Министерство финансов СССР отмечает, что финансовые органы на местах проводят значительную работу по выявлению и взысканию в бюджет прочих государственных доходов. Вместе с тем в этой работе имеются недостатки.
Отдельные городские и районные финансовые отделы длительное время не проверяют в судах, нотариальных конторах, органах Министерства внутренних дел СССР и других организациях своевременность и полноту передачи финорганам для учета и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству. В результате задерживается реализация этого имущества и поступление в бюджет вырученных сумм.
Из-за недостаточного контроля со стороны финорганов имеют место случаи реализации указанного имущества минуя финансовые органы.
Многие финорганы не выполняют требование об обязательной проверке не менее одного раза в год предприятий и организаций с целью выявления не перечисленных в бюджет просроченных сумм кредиторской и депонентской задолженности; невостребованных депозитных сумм; сумм от реализации невостребованных грузов на транспорте и не розданных органами почтовой связи почтовых отправлений; сумм, взысканных по делам о хищениях и недостачах товаров, и других неналоговых платежей в бюджет.
Министерство финансов СССР предлагает министерствам финансов союзных автономных республик, краевым, областным, окружным, городским и районным финансовым отделам:
усилить контроль за своевременным и полным поступлением в бюджет прочих государственных доходов;
обеспечить проверку не менее одного раза в год соответствующих организаций и находящихся в их ведении складов и хранилищ с целью выявления полноты и своевременности передачи финансовым органам конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, а также ежегодную проверку во всех предприятиях и организациях состояния расчетов с бюджетом по прочим неналоговым доходам.
Полноту и своевременность перечисления в бюджет сумм просроченной кредиторской и депонентской задолженности и прочих неналоговых доходов финансовые органы могут проверять одновременно с проверкой отчетов по налогу с оборота, счетными проверками отчетов и балансов и при проверке финансово - хозяйственной деятельности предприятий, используя при этом прилагаемое к настоящему письму Методическое пособие.
Заместитель
Министра финансов СССР
А.Н.КАМЕНСКОВ
Заместитель
Начальника Управления
государственных доходов
Н.Т.ХМЕЛЬНИЦКИЙ



Приложение
к письму Министерства финансов СССР
от 2 декабря 1980 г. N 200
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ
ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ СУММ ПРОЧИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ДОХОДОВ
I. Проверка полноты и своевременности зачисления
в бюджет стоимости конфискованного, бесхозяйного
имущества и имущества, перешедшего по праву
наследования к государству
1. В целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью передачи финансовым органам конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, городские и районные финансовые отделы производят проверку соответствующих организаций не реже одного раза в год: народных судов; органов МВД (включая госавтоинспекции) в части выявления, учета и своевременности передачи ими в доход государства вещественных доказательств (при наличии соответствующих решений этих органов) и находок; нотариальных контор и др. Проверке подвергается материальный и денежный учет этих организаций, их склады, хранилища, гаражи.
Органы МВД по вопросам порядка учета, хранения и передачи в доход государства имущества и ценностей, изъятых при производстве дознания и предварительного следствия, финорганами не контролируются. В соответствии с Приказом Министра внутренних дел СССР от 27 октября 1969 г. N 370 такой контроль осуществляется при проведении ведомственных документальных ревизий.
2. К конфискованному имуществу относится всякое имущество, изъятое по приговорам, постановлениям, определениям судебных органов или решениям других уполномоченных на то органов. Это имущество поступает на учет финансовых органов в случае, если в приговоре, постановлении или определении суда не предусмотрен другой порядок его использования.
3. Имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, является бесхозяйным и переходит в собственность государства по решениям народных судов или других уполномоченных на то органов. К бесхозяйному имуществу относятся также находки, не востребованные владельцами в течение шести месяцев.
4. Имущество переходит по праву наследования к государству в следующих случаях:
а) если у умершего нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
б) если ни один из наследников не принял наследства;
в) если все наследники по закону лишены завещателем права наследования;
г) если имущество завещано государству;
д) если кто-нибудь из наследников отказался от своей доли наследства в пользу государства;
е) если при отсутствии наследников по закону наследодатель завещал только часть имущества (незавещанная часть имущества).
Документом, подтверждающим право государства на получение наследства, является свидетельство, выдаваемое нотариальным органом (не ранее шестимесячного срока со дня открытия наследства).
5. Выявление и взятие на учет подлежащего конфискации имущества производят судебные исполнители.
Судебный исполнитель уведомляет финансовый орган о наличии конфискованного имущества и не позднее 20 дней со дня получения исполнительного листа передает это имущество финоргану в натуре для реализации. Передачу в натуре конфискованных и не востребованных в срок вещественных доказательств финансовым органам производят также судебные исполнители.
При исполнении этих обязанностей судебные исполнители руководствуются Инструкциями: "О порядке исполнения судебных решений", утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 24 апреля 1973 г. N 7 (пункты 184 - 192) с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказом от 1 августа 1978 г. N 11, и "О порядке приема, учета и хранения в судах вещественных доказательств", утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 11 декабря 1975 г. N 29 (п. 4).
Самостоятельно принимать меры к реализации конфискованного имущества (минуя финорганы) судебные исполнители не имеют права.
При выполнении приговора суда в части конфискации имущества судебным исполнителем составляется на это имущество опись с предварительной оценкой (если оно не было описано в процессе предварительного следствия), которая утверждается народным судьей.
В описи указывается полное и точное наименование имущества, его отличительные признаки. При передаче имущества представителю финоргана вручается копия описи, составленная в процессе предварительного следствия, или второй экземпляр описи, составленной судебным исполнителем и утвержденной народным судьей, с соответствующими отметками (об утрате, порче имущества, исключении из описи отдельных предметов по решению суда, реализации части имущества для удовлетворения претензий третьих лиц или скоропортящихся продуктов).
Участие представителей финансовых органов при рассмотрении судом претензий третьих лиц об исключении имущества из описи обязательно для защиты интересов государства.
Передача имущества представителю финансового органа при исполнении приговора в части конфискации имущества производится после удовлетворения всех предъявленных к должнику требований, в том числе и погашения ущерба (в порядке очередности), возникших до наложения следственными или судебными органами ареста на имущество осужденного (п. п. 205 - 209 Инструкции об исполнении судебных решений).
В том случае, если конфискованное имущество было полностью направлено на погашение долгов, подлежащих удовлетворению за счет этого имущества, судебные органы сообщают об этом финансовым органам.
Прием и передача имущества в натуре подтверждается подписями судебного исполнителя и представителя финансового органа на экземплярах описи имущества, находящейся у судебного исполнителя и передаваемой представителю финансового органа.
6. В соответствии с действующим законодательством охрана наследственного имущества и выдача свидетельств о праве на наследство возложены на нотариальные конторы.
Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами утверждается министерствами юстиции союзных республик.
В целях обеспечения сохранности наследственного имущества нотариальные конторы производят опись этого имущества с подробной характеристикой его и предварительной оценкой и передают на хранение наследникам или другим лицам, а также запрашивают сведения о вкладах умерших граждан у кредитных учреждений.
При переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве государства на наследство выдается нотариальной конторой соответствующему финансовому органу (по месту последнего постоянного жительства наследодателя или, если оно неизвестно, по месту нахождения основной части наследственного имущества) и ему направляется опись наследуемого имущества.
Государственная нотариальная контора до выдачи государству свидетельства о праве на наследство дает распоряжение об оплате за счет наследственного имущества расходов: по уходу за наследодателем во время его болезни, а также на его похороны; на содержание граждан, находившихся на иждивении наследодателя; по охране наследственного имущества, по управлению им; по публикации сообщения о вызове наследников.
При отсутствии в составе наследственного имущества денежных сумм дается распоряжение о выдаче вещей, оставшихся после умершего, стоимость которых не должна превышать произведенных расходов (по документам, счетам магазинов, справкам лечебных учреждений, актам комиссий по организации похорон и др.).
В случае производства таких расходов в описи имущества должны быть соответствующие отметки о том, какие суммы израсходованы на указанные цели или какие предметы реализованы для покрытия произведенных расходов.
7. Выявление и учет имущества, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен (бесхозяйного имущества), производится в порядке, установленном законодательством союзной республики (инструкция издается министерствами финансов союзных республик).
8. Если при передаче финоргану конфискованного или приеме наследственного имущества будет установлена утрата или порча этого имущества, финансовый орган предъявляет к лицам, принявшим его на хранение, требование о внесении в десятидневный срок в бюджет стоимости недостающего или поврежденного имущества. При невыполнении требований финоргана о внесении суммы в указанный срок им предъявляется иск к виновным лицам в народный суд.
9. Расходы финорганов, связанные с реализацией конфискованного, наследственного и бесхозяйного имущества, возмещаются в порядке, изложенном в п. 49 Инструкции Минфина СССР от 20 марта 1965 г. N 92. При этом следует иметь в виду, что стоимость пересылки ценностей в Гохран возмещается финоргану Управлением драгоценных металлов Минфина СССР.
10. В отношении учета и реализации почтовых марок, находящихся в составе конфискованного, бесхозяйного и перешедшего к государству наследственного имущества, следует руководствоваться письмом Минфина СССР от 7 марта 1967 г. N 70, имея при этом в виду, что Главная филателистическая контора "Союзпечать" переименована в Центральное филателистическое агентство "Союзпечать" и адрес агентства: 123242, Москва, Д-242, Б. Грузинская ул., д. 4/6. В связи с этим третий экземпляр описи необходимо высылать Краснопресненскому райфинотделу г. Москвы по адресу: 123100, г. Москва, ул. 1905 г., N 5.
11. В отношении учета и реализации имущества, поступающего финорганам из таможенных учреждений, следует руководствоваться письмом Минвнешторга, Минфина СССР и Госбанка СССР от 26 сентября 1967 г. N 16-2/1965/306/1644, имея в виду изменения адресов и названий, указанные в п. п. 10 и 12 настоящего раздела, и изменение адреса Мосгорфинуправления - 125047, Москва, Миусская площадь, д. 2/2.
12. В отношении реализации сертификатов Всесоюзного объединения "Внешпосылторг" и отрезных чеков Внешторгбанка СССР и Госбанка СССР, оказавшихся в составе конфискованного, бесхозяйного и наследственного имущества, следует руководствоваться письмом Минфина СССР от 21 февраля 1966 г. N 72, имея в виду, что начиная с 1976 года Внешпосылторг перешел на новую систему обмена валюты на чеки Внешпосылторга единого образца (взамен сертификатов и нарядов Внешпосылторга), а адрес Всесоюзного объединения "Внешпосылторг" изменен: 109147, Москва, ул. Марксистская, д. 5.
13. В случаях, когда имеется распоряжение соответствующих органов о возврате конфискованного, бесхозяйного или наследственного имущества, финорганы должны руководствоваться разделом IV Инструкции Минфина СССР от 20 марта 1965 г. N 92 с учетом дополнений, внесенных в пункты 54, 55, 58 письмом Министерства финансов СССР от 21 октября 1977 г. N 81.
14. При проведении проверки в государственных нотариальных конторах вопросов полноты и своевременности передачи финансовым органам имущества, перешедшего по праву наследования государству, следует иметь в виду следующее.
Государственные нотариальные конторы регистрируют сообщения граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также поручения других нотариальных контор об открытии наследства в книге учета заявлений о принятии мер к охране наследственного имущества (ф. N 14).
Одновременно государственные нотариальные конторы заводят наследственное дело, которому присваивается очередной номер, и оно заносится в алфавитную книгу (ф. N 12). В наследственное дело вкладываются заявления граждан, предприятий или учреждений об открытии наследства, опись имущества наследодателя с предварительной оценкой, запросы, направленные Центральной сберкассе, загсу, домоуправлению, квитанции Госбанка СССР о сдаче денег, ценностей, другие документы и переписка по данному наследству. Кроме того, наследственные документы: заявления о принятии наследства, выдача свидетельств о праве наследования, распоряжения об оплате расходов за счет наследственного имущества, об отказе от наследства, претензии кредиторов и др. регистрируются в книге учета наследственных дел (ф. N 7). На всех документах указывается время их поступления и номер наследственного дела.
Опись наследственного имущества производится государственным нотариусом (или должностным лицом исполкома Совета народных депутатов, на которого возложено исполнение нотариальных действий) при участии заинтересованных лиц, пожелавших принять участие в описи, а также не менее двух понятых. В акте описи должны быть указаны:
дата поступления сообщения об оставшемся имуществе (или поручения о принятии мер к охране наследственного имущества, полученного из другой нотариальной конторы);
дата производства описи, фамилии, имена, отчества и адреса лиц, участвующих в описи;
фамилия, имя, отчество наследодателя, время его смерти и место нахождения описываемого имущества, было ли опечатано помещение до явки нотариуса и кем, не нарушены ли пломба или печать;
подробная характеристика и оценка каждого из перечисленных в нем предметов и процент их износа.
Если принять меры к охране наследственного имущества не представляется возможным (наследники или другие лица, проживавшие с наследодателем, возражают против описи, не предъявляют имущество к описи, либо имущество вывезено и т.п.), государственный нотариус составляет об этом акт и уведомляет заинтересованных лиц (в том числе финансовые органы) или прокурора.
Описанное имущество, кроме указанного ниже, передается на хранение наследникам или другим лицам до истечения шести месяцев, установленных для выявления наследников и удовлетворения претензий кредиторов наследодателя (см. п. 6 настоящего раздела).
Денежные суммы, оказавшиеся в составе наследственного имущества, сдаются в учреждения Госбанка СССР на депозитный счет нотариальной конторы.
Драгоценные металлы и камни, а также изделия из них, жемчуг, инвалюта, чеки Внешпосылторга, иностранные фондовые ценности (акции, облигации, купоны к ним и т.п.) сдаются по квитанциям в учреждения Госбанка СССР на временное хранение. Ценности на сумму менее 50 рублей оставляются у лица, которому передано на хранение наследственное имущество.
Принятые на учет и хранение государственной нотариальной конторой указанные наследственные ценности регистрируются в книге учета ценностей, где учитывается все движение ценностей (их характеристика, стоимость, номера квитанций о сдаче ценностей в учреждения Госбанка, отметка о выдаче квитанций наследникам, в том числе финорганам).
Сберегательные книжки, оказавшиеся в составе наследственного имущества, учитываются в отдельной книге, хранятся в нотариальных конторах и по мере определения наследников выдаются им на руки под расписку. В книге отмечаются фамилия, имя, отчество вкладчика (наследодателя), номер сберегательной кассы и номер лицевого счета вкладчика, сумма вклада, расписка в получении сберкнижки.
Хранители, опекуны и другие лица, которым передано на хранение наследственное имущество, если они не являются наследниками, вправе получить вознаграждение за хранение наследственного имущества до 1,5% стоимости имущества, за хранение животных плата увеличивается на 50%, а также возмещаются расходы, связанные с управлением имуществом. Нотариальные конторы ежемесячно составляют списки наследственных дел, по которым срок введения в права наследования наступает в текущем месяце.
Все нотариальные действия, совершаемые государственными нотариусами, регистрируются в реестре для регистрации нотариальных действий. Каждому нотариальному действию присваивается отдельный порядковый номер, который указывается в выдаваемых государственным нотариусом документах.
Реестры должны быть прошнурованы, листы их пронумерованы, количество листов должно быть заверено работником министерства (отдела) юстиции автономной республики, крайоблисполкома и скреплены печатью этого органа юстиции.
Таким образом, при проведении проверки в Государственной нотариальной конторе вопросов полноты и своевременности передачи финансовым органам свидетельств о праве государства на наследование имущества необходимо проверить все названные выше документы материального и денежного учета, а именно:
нотариальный реестр по регистрации нотариальных действий;
книгу учета заявлений о принятии мер к охране наследственного имущества;
алфавитную книгу по учету наследственных дел;
книги учета ценностей и сберкнижек;
книгу учета наследственных документов;
перечень наследственных дел, по которым срок введения в права наследования наступает в текущем месяце, и др.
15. При проведении проверки в народных судах вопросов полноты и своевременности передачи финансовым органам конфискованных имущества и вещественных доказательств, а также невостребованных вещественных доказательств следует иметь в виду следующее.
Исполнительные документы о конфискации имущества и о взыскании денежных сумм в доход государства передаются судебному исполнителю народным судьей, о чем соответственно извещается финансовый орган.
Все исполнительные документы секретарем суда регистрируются в порядке поступления в книге учета исполнительных документов, переданных судебному исполнителю.
Если в суде имеется несколько судебных исполнителей, то книга учета исполнительных документов может быть заведена на каждого из них. В этом случае на каждом исполнительном производстве, на регистрационной карточке и в книге, кроме порядкового номера, должен проставляться соответствующий индекс, установленный для каждого судебного исполнителя.
Книга хранится у секретаря народного суда, должна быть прошнурована, пронумерована, засвидетельствована подписью народного судьи и скреплена печатью суда.
На каждый передаваемый судебному исполнителю исполнительный документ канцелярией суда заводится исполнительное производство за тем же номером, которым зарегистрирован этот документ, и составляется учетно - статистическая карточка. Кроме того, все исполнительные документы записываются в алфавитную книгу, которая хранится в канцелярии народного суда.
В исполнительном производстве судебным исполнителем отмечаются все совершаемые действия, в исполнительном производстве хранятся все документы, поступившие к судебному исполнителю в связи с исполнением судебных решений. Денежные документы хранятся отдельно в особом наряде.
Исполнительные производства по оконченным делам судебный исполнитель ежеквартально сдает секретарю народного суда по списку для хранения в архиве. На каждом оконченном исполнительном производстве, сдаваемом в архив, должна быть виза судьи, разрешающего после тщательной проверки сдачу исполнительного производства в архив.
Порядок приема, учета и хранения в судах вещественных доказательств изложен в Инструкции, утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 11 декабря 1975 г. N 29.
Вещественные доказательства приобщаются к уголовному делу органом дознания, предварительного следствия или судом, о чем выносится специальное постановление (а судом - определение), в котором указывается наименование предметов, вещей, документов, денег и иных ценностей, их количество, характерные признаки.
Для учета вещественных доказательств, поступивших в суд от органов дознания и предварительного следствия, ведется специальный журнал по форме N 1, который должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и подписью председателя суда. В этом же журнале регистрируются вещественные доказательства, приобщенные к делу судом.
После вынесения приговора (определения) секретарь суда делает отметку в журнале о состоявшемся решении суда в отношении вещественных доказательств с указанием содержания и даты решения, а также отмечает, кому и когда направлен исполнительный лист.
Если вещественные доказательства, подлежащие реализации, хранятся в суде, секретарь под расписку передает исполнительный лист и вещественные доказательства судебному исполнителю.
Передача судебным исполнителем конфискованных вещественных доказательств финансовому органу производится по правилам, предусмотренным Инструкцией об исполнении судебных решений (п. 185).
В случае отказа владельца от получения вещи или неявки его без уважительных причин по вызовам суда в течение 6 месяцев (при определении суда о возврате вещественных доказательств владельцу) вещи, годные к употреблению, по определению суда передаются финансовому органу для реализации.
Приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств драгоценные металлы и камни и изделия из них, деньги в советской и иностранной валюте, платежные документы в инвалюте, облигации до вступления приговора в законную силу хранятся в органах МВД, прокуратуре или сдаются ими на временное хранение в учреждения Госбанка СССР.
Таким образом, при проведении проверки в народных судах полноты и своевременности передачи финансовым органам конфискованных имущества и вещественных доказательств, а также не востребованных владельцами вещественных доказательств следует проверить:
по книге учета исполнительных документов - по каким делам в проверяемом периоде были вынесены судом приговоры с конфискацией имущества, движение этих дел; сверить отметки в книге с документами, хранящимися в исполнительных производствах. По документам, хранящимся в исполнительных производствах, установить, своевременно ли судебные исполнители производят опись конфискованного имущества, правильно ли составляются эти описи; своевременно и полностью ли передается финорганам конфискованное имущество; не были ли приняты судом решения об исключении конфискованного имущества из описи без участия в рассмотрении этих вопросов финансовых органов; сообщали ли судебные исполнители финорганам о реализации ими конфискованного имущества в погашение долгов, подлежащих возмещению за счет этого имущества, обратить внимание на исполнительные производства по текущим судебным делам, по которым имеются приговоры о конфискации имущества у осужденных;
по журналу учета вещественных доказательств установить, принимались ли судом решения о конфискации вещественных доказательств в проверяемом периоде, а также о возврате их владельцам. Кому и когда переданы вещественные доказательства: своевременно ли переданы финорганам для реализации вещественные доказательства, конфискованные судом. Не было ли случаев отказа владельцев от получения вещественных доказательств или неполучения их в установленный шестимесячный срок, переданы ли не востребованные и не полученные владельцами вещественные доказательства финорганам для реализации.
16. Работа финорганов по выявлению, учету и реализации бесхозяйного имущества должна производиться в соответствии с инструкцией министерства финансов союзной республики по этим вопросам.
При проведении проверок в органах МВД (в том числе ГАИ) вопросов полноты и своевременности передачи финансовым органам указанного имущества необходимо иметь в виду следующее.
В органы МВД (в том числе ГАИ) поступают находки, вещественные доказательства. Находки, не востребованные владельцами в течение шести месяцев (в том числе автомототранспорт), относятся к бесхозяйному имуществу и передаются органами МВД (в том числе ГАИ) финансовым органам для реализации. Решения судебных органов о признании этих находок бесхозяйными не требуется.
В аналогичном порядке передаются органами МВД (в том числе ГАИ) не востребованные владельцами вещественные доказательства, в отношении которых соответствующими органами приняты решения о возврате их владельцам (т.е. по истечении шести месяцев со дня принятия решения о возврате).
Немедленной передаче финорганам подлежат вещественные доказательства, конфискованные органами МВД в доход государства, в том числе валюта и платежные документы, конфискованные начальником органа МВД или заместителем в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. "Об ответственности за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами".
Движение указанного имущества (находок, вещественных доказательств), своевременность его передачи финорганам проверяется в органах МВД (в том числе ГАИ) по журналам учета их (или книгам регистрации).
В ходе проверок необходимо обследовать места хранения указанного имущества, в органах ГАИ обратить внимание, обеспечивается ли сохранность транспортных средств (оборудованы ли места хранения, предохраняются ли они от порчи и т.д.).
II. Проверка полноты перечисления в бюджет просроченных
сумм кредиторской и депонентской задолженности
1. В соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633 <*> и Положением о бухгалтерских отчетах и балансах учреждений и организаций, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденным Приказом по Министерству финансов СССР от 27 декабря 1974 г. N 305, перечислению в доход бюджета подлежат суммы кредиторской задолженности, по которым истек установленный срок давности, числящиеся:
--------------------------------
<*> Сообщено финансовым органам Приказом Министра финансов СССР от 23 июля 1979 г. N 105.
а) на балансах государственных предприятий, учреждений, организаций в пользу всех кредиторов, кроме предусмотренных п. 2 настоящего раздела;
б) на балансах кооперативных организаций, в том числе колхозов, общественных предприятий и организаций, а также межхозяйственных предприятий (организаций) в пользу государственных предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан.
2. Не подлежат перечислению в бюджет суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшие по расчетам между кооперативными, в том числе колхозами и общественными организациями, а также межколхозными предприятиями (организациями). Эти суммы зачисляются в прибыль колхозов, предприятий и организаций.
В соответствии с отдельными решениями Правительства СССР не подлежат перечислению в бюджет суммы кредиторской задолженности, числящиеся:
а) на балансах государственных предприятий и организаций в пользу колхозов и межколхозных организаций;
б) на балансах хлебоприемных пунктов и предприятий в пользу совхозов по операциям обмена зерна на комбикорма;
в) на балансах совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий по расчетам с заготовительными организациями за семенные и фуражные натуральные ссуды, выданные из государственных ресурсов, а также из межхозяйственного страхового фонда семян зерновых культур.
Числящиеся на балансах дорожных органов суммы, поступившие от колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание местных автомобильных дорог (включая областные) и не использованные в течение года, в доход бюджета также не перечисляются.
Эти средства используются дорожными органами по целевому назначению в следующие годы.
3. Суммы депонентской задолженности (заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск, премии, гонорары и др.), по которым истекли сроки исковой давности, подлежат перечислению в доход бюджета всеми государственными предприятиями, организациями и учреждениями, кооперативными, в том числе колхозами (кроме депонентской задолженности членам колхоза), и общественными предприятиями и организациями, а также межхозяйственными предприятиями и организациями.
Суммы депонентской задолженности, образовавшиеся у колхозов по расчетам с членами колхоза, по которым истек срок исковой давности, зачисляются в доход колхоза.
4. Причитающиеся бюджету суммы просроченной кредиторской депонентской задолженности вносятся хозрасчетными государственными, кооперативными, в том числе колхозами, и общественными предприятиями и организациями в доход союзного бюджета, а бюджетными учреждениями и организациями - в доход того бюджета, на котором они состоят, не позднее 10-го числа месяца, следующего за тем, в котором истекли установленные сроки исковой давности.
5. Законодательством установлены следующие сроки исковой давности:
а) по расчетам между государственными предприятиями, организациями, учреждениями, кооперативными, в том числе колхозами, и общественными предприятиями и организациями - 1 год;
б) по расчетам, когда одной из сторон является физическое лицо, - 3 года.
Для отдельных видов расчетов законодательством установлены сокращенные сроки давности.
При совершении сделок, участниками которых являются представители двух или нескольких стран, срок исковой давности определяется по закону той страны, законодательство которой в соответствии с договором применяется для определения прав и обязанностей участников данной сделки.
6. Поступившие в доход бюджета просроченные суммы кредиторской и депонентской задолженности зачисляются на раздел 12 § 5 бюджетной классификации.
7. Проверка полноты и своевременности перечисления в доход бюджета просроченной кредиторской и депонентской задолженности производится финансовыми органами не реже одного раза в год одновременно с проверкой предприятий и организаций по налогу с оборота, налогу с доходов от демонстрации кинофильмов, платежам из прибыли, при проведении счетной проверки, правильности удержания и своевременности перечисления налогов с рабочих и служащих.
Приступая к документальной проверке состояния расчетов на предприятии за проверяемый период, прежде всего необходимо установить, правильно ли отражены остатки кредиторской задолженности по статьям баланса. Для этого следует сопоставить суммы задолженности, отраженные по строкам баланса 1210, 1220, 1230, 1231, 1240, 1270, 1290, 1440 и 1470 <*>, с данными Главной книги по счетам расчетов, журналов - ордеров, оборотных ведомостей, карточек лицевых счетов и других регистров аналитического учета расчетов.
--------------------------------
<*> В настоящих указаниях строки баланса приводятся в соответствии с годовым отчетом по промышленности за 1979 год.
Так, при журнально - ордерной форме счетоводства данные строк 1210, 1220, 1230, 1231, 1440 баланса сверяются с данными Главной книги по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и данными аналитического учета: у промышленных предприятий - по журналу - ордеру N 6 или 6а с карточкой ф. N 6 и ведомостью N 5 "Аналитический учет расчетов с поставщиками) в порядке плановых платежей"; у строительных организаций - по журналу - ордеру N 6-с и ведомостями N 5-с и 6-с; у снабженческих и сбытовых организаций - по журналу - ордеру N 6-сн или 6-а с карточкой ф. N 6 и ведомостью N 5; данные строки 1240 баланса сверяются с данными Главной книги по счету 65 "Расчеты по закупкам сельскохозяйственной продукции" и данными аналитического учета в журнале - ордере N 6-з;
данные строки 1270 баланса сверяются с данными Главной книги по счету 61 "Расчеты по авансам и частичной оплате заказов", журнала - ордера N 8 и ведомости N 7. Следует проверить также строку 1470 "Прочие пассивы", где приводятся авансы, полученные по договорам за работы, выполняемые конструкторскими и научно - исследовательскими бюро промышленных предприятий, если эти работы оплачиваются по степени готовности; задолженность кредиторам по оплате продукции частичной готовности, если такая задолженность погашается отгруженными товарами, и расчеты с вышестоящей организацией по отчислениям в централизованные фонды и резервы;
данные строки 1290 сверяются с данными Главной книги по счету N 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", журнала - ордера N 8, ведомостей N 7 и N 8 и книги (реестра) депонированной заработной платы.
По предприятиям, у которых применяется сокращенная журнально - ордерная форма счетоводства, строки баланса 1210, 1270 и 1290 сверяются с данными Главной книги по счетам N 60; 61 и 76, журналом - ордером N 03 и ведомостями 01 - "Ведомость аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками" (к счету 60), 02 - "Ведомость (годовая) аналитического учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами" и 03 "Ведомость учета расчетов в порядке зачета взаимных требований".
По выявленным расхождениям должны быть получены объяснения бухгалтера предприятия. Эти расхождения могут быть результатом ошибок в учете, отражения в балансе нереальных сумм кредиторской задолженности или неполного предъявления проверяющему всех регистров аналитического учета.
8. Далее необходимо изучить записи по журналам - ордерам, оборотным ведомостям, карточкам лицевых счетов кредиторов и другим регистрам аналитического учета, обратив особое внимание на правильность корреспонденции счетов и отнесения сумм кредиторской задолженности на другие балансовые счета. Этой проверкой выявляются факты необоснованного списания кредиторской задолженности на уменьшение издержек производства или обращения, или на прибыль, перекрытие ею дебиторской задолженности, недостач товарно - материальных ценностей, списания под видом пересортиц, разницы в стоимости продукции и др.
Для выявления сумм кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности необходимо проверить движение помесячных ее остатков по каждому виду расчетов. Остатки кредиторской задолженности должны быть подтверждены актами сверки расчетов или письмами кредиторов, подтверждающих свою задолженность.
Для установления даты возникновения задолженности следует поднять необходимые первичные документы (платежные поручения, счета - фактуры и др.).
9. Течение срока исковой давности по суммам кредиторской задолженности исчисляется в следующем порядке:
а) со времени зачисления суммы на счет предприятия, организации и учреждения или оприходования товарно - материальных ценностей, если договором не предусмотрены особые условия расчетов между поставщиком и покупателем;
б) с момента проведения последней операции при расчетах покупателей с поставщиком посредством плановых платежей;
в) по суммам, полученным предприятиями и организациями в счет оплаты выполняемых ими работ и услуг, со дня фактического выполнения этих работ и услуг, но не позднее срока, обусловленного договором.
В случаях, когда в договоре срок выполнения работ и услуг не установлен, течение годичного срока исковой давности исчисляется со дня перечисления сумм заказчиком.
Течение срока исковой давности по суммам депонентской задолженности исчисляется со дня отнесения этих сумм на счет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты с депонентами").
Во время нахождения в банке или у судебного исполнителя исполнительных документов (платежное требование, платежное поручение, исполнительный лист суда, приказ Госарбитража) течение срока исковой давности прерывается.
10. Осуществляя проверку полноты и своевременности перечисления в бюджет просроченной кредиторской и депонентской задолженности за год, следует иметь в виду, что в ф. N 2 приложения к годовому балансу по строкам 840 и 850 отражаются суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, в том числе перечисленные в бюджет в отчетном году, и задолженность на конец года.
Правильность определения этих сумм должна быть сверена с данными аналитического учета по каждому кредитору, а суммы, внесенные в бюджет, также с данными учета финоргана (лицевыми счетами плательщиков, книгой учета поступлений и возвратов по ф. N 11).
11. Выявленные проверкой просроченные суммы кредиторской и депонентской задолженности, не внесенные предприятием (учреждением, организацией) в бюджет, а также суммы задолженности, возвращенные кредиторам после истечения срока давности или необоснованно списанные на прибыль и другие статьи баланса, взыскиваются в доход бюджета с начислением пени за каждый просроченный день.
12. Результаты проверки оформляются актом, в котором выявленные суммы просроченной кредиторской задолженности целесообразно обобщить и отразить в таблице следующей формы:
----T--------T-------T-------T-------T--------T------------------¬
¦ N ¦Номер ¦Наиме- ¦Дата ¦За что ¦ Сумма ¦ Начислено пени ¦
¦п/п¦синтети-¦нование¦возник-¦образо-¦(в руб.)+----------T-------+
¦ ¦ческого ¦креди- ¦новения¦валась ¦ ¦за сколько¦ сумма ¦
¦ ¦счета ¦торов ¦задол- ¦задол- ¦ ¦ дней ¦ ¦
¦ ¦(суб- ¦ ¦женнос-¦жен- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦счета) ¦ ¦ти ¦ность ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+-------+-------+-------+--------+----------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------+-------+-------+-------+--------+----------+--------
Если проверка расчетов с бюджетом по кредиторской и депонентской задолженности производится одновременно с проверкой отчета по налогу с оборота, счетной проверкой баланса и другими проверками, то результаты такой проверки отражаются в специальном разделе акта по налогу с оборота и других видов проверок.
III. Проверка правильности перечисления в бюджет сумм,
взыскиваемых по делам о хищениях и недостачах товаров
1. В соответствии с положениями о бухгалтерских отчетах и балансах предприятия, организации и учреждения обязаны проводить в установленные сроки инвентаризацию товарно - материальных ценностей, денежных средств и расчетов.
2. Выявленные при инвентаризации, а также при ревизиях и проверках расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
убыль ценностей в пределах установленных норм списывается по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий, организаций на издержки производства или обращения, а в бюджетных учреждениях за счет средств финансирования;
недостача ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц.
При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск.
Недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей в случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены, могут быть списаны производственными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями на издержки производства, издержки обращения или за счет финансирования в порядке, предусмотренном положениями о бухгалтерских отчетах и балансах.
3. В соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г., при хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей размер причиненного предприятию, учреждению, организации ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных бухгалтерского учета, исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа по установленным нормам.
4. Взыскание с виновных лиц стоимости похищенных, недостающих, умышленно уничтоженных или умышленно испорченных товаров производится по розничным ценам. При отсутствии на данный вид материальных ценностей розничных цен ущерб определяется по ценам, исчисленным в порядке, установленном указаниями, утвержденными Постановлением Госкомцен СССР от 28 декабря 1976 г. N 660, приведенными в приложении <*> к настоящему Методическому пособию.
--------------------------------
<*> Не приводится.
5. На предприятиях общественного питания (на производстве и в буфетах) и в комиссионной торговле размер ущерба, причиненного хищением или недостачей продукции и товаров, определяется по ценам, установленным для продажи (реализации) этой продукции и товаров.
6. Постановлением Совета Министров СССР от 15 ноября 1979 г. N 1020 установлено, что при хищении, недостаче или утрате мяса и мясопродуктов в государственных, кооперативных и иных общественных предприятиях, учреждениях и организациях помимо привлечения виновных лиц в установленном порядке к уголовной или иной ответственности с них взыскивается стоимость похищенного, недостающего или утраченного мяса и мясопродуктов по государственным розничным ценам с применением коэффициентов, обеспечивающих покрытие всех затрат государства, связанных с закупкой скота по закупочным ценам, превышающим розничные цены, а также производством и реализацией мяса и мясопродуктов.
Порядок применения указанного Постановления и направления средств, взыскиваемых с лиц, виновных в хищениях, недостаче или утрате мяса и мясопродуктов, изложен в письме Министерства финансов СССР от 16 мая 1980 г. N 88 "О порядке применения Постановления Совета Министров СССР от 15 ноября 1979 г. N 1020 "О порядке возмещения ущерба, причиненного хищением, недостачей или утратой мяса и мясопродуктов".
7. Разница между суммой, взысканной с лиц, виновных в хищениях, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче товаров, и суммой, направляемой на возмещение ущерба, причиненного соответствующему предприятию, учреждению, организации (в размере балансовой стоимости этих товаров), подлежит перечислению в доход союзного бюджета на раздел 12 § 25 классификации доходов в месячный срок после получения потерпевшими предприятиями, учреждениями, организациями всей взыскиваемой суммы.
8. Если взыскание стоимости похищенных или недостающих товаров продолжается свыше календарного года, то разница между взысканной с ответчика в отчетном году суммой и суммой, направляемой на возмещение ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, вносится в бюджет после окончания каждого календарного года, не позднее 1 февраля следующего года.
В этом случае подлежащая перечислению в бюджет сумма разницы определяется в том же проценте, в котором определена общая сумма разницы между взыскиваемой с ответчика стоимостью похищенных и недостающих товаров, исчисленной по розничным ценам, и стоимостью этих товаров, числящейся по балансу.
Пример.
Сумма ущерба, взыскиваемая по розничным ценам, - 20000 руб.
Сумма ущерба, отраженная в учетных ценах по балансу предприятия, - 10000 руб.
Сумма, подлежащая перечислению в бюджет, - 10000 руб. (20000 - 10000).
Процент изъятия при расчетах в календарном году - 50%
10000
(----- x 100%).
20000
Взыскано с ответчика в календарном году - 800 руб.
Сумма, подлежащая перечислению в бюджет, составит 400 руб. (800 x 50%).
9. Если потерпевшая организация по недостающим или похищенным товарам, на которые имеются розничные цены, предъявит в судебном порядке иск о возмещении причиненного ущерба, исчисленного не в розничных ценах, а в ценах, по которым эти товары числились на балансе потерпевшей организации, и такой иск будет удовлетворен, финансовый орган должен поставить вопрос перед соответствующими органами об опротестовании такого решения суда, как противоречащего действующему законодательству.
10. Суммы, взысканные с лиц, виновных в хищениях и недостачах товаров, не подлежат включению в облагаемый налогом оборот предприятия.
11. Финансовые органы обязаны не реже одного раза в год проверять в предприятиях и организациях своевременность и полноту внесения в доход союзного бюджета сумм указанной разницы в стоимости похищенных или недостающих товаров. Эта проверка производится одновременно с проверкой полноты перечисления в бюджет просроченных сумм кредиторской и депонентской задолженности.
12. Предприятия и хозяйственные организации все суммы по выявленным недостачам, хищениям и потерям от порчи ценностей, независимо от того, подлежат ли эти недостачи и потери отнесению на счета издержек или виновных лиц, отражают на счете 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Потери ценностей от стихийных бедствий на счете 84 не учитываются.
Суммы, отнесенные на виновных лиц, учитываются на дебете счета 75 "Расчеты по возмещению материального ущерба" в корреспонденции со счетом 84.
Разница между взыскиваемой суммой и учетной суммой, числящейся по счету 75, отражается на забалансовом счете 008 "Разница между взыскиваемой с виновных лиц суммой за недостающие товарно - материальные ценности и их учетными ценами". Эта разница по мере взыскания недостач вносится в доход бюджета с одновременным уменьшением на соответствующую сумму данных по забалансовому счету 008.
13. Недостачи ценностей, выявленные ревизиями в текущем году, но относящиеся к прошлым периодам, признанные материально ответственными лицами или на взыскание которых имеются решения судебных органов, отражаются по дебету счета 84 и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" (субсчет "Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы"). Одновременно производится запись этих сумм по дебету счета 75 "Расчеты по возмещению материального ущерба" и кредиту счета 84. По мере погашения этой задолженности кредитуется счет 99 "Прибыли и убытки" и дебетуется счет 98 (по указанному выше субсчету).
14. Приступая к проверке полноты и своевременности внесения в бюджет разницы в стоимости похищенных и недостающих товаров, необходимо установить, соответствуют ли данные о выявленных суммах ущерба, отраженных по строке 580 раздела III Актива баланса в графах 1 и 2, данным Главной книги по счету 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и данным, отраженным в ф. N 4 "Отчет о недостачах, хищениях и порче товарно - материальных и других ценностей" по строкам 010 и 200.
Сумма ущерба, выявленная в отчетном году, отражается в Главной книге по счету 84 и в ф. N 4 по строке 030 в графе 1.
Далее следует проверить соответствие данных строки 450 группы 9 Актива баланса о суммах ущерба, отнесенных на виновных лиц на начало и конец года, данным Главной книги по счету 75 "Расчеты по возмещению материального ущерба" и строкам 010 и 200 графы 2 ф. 4.
Сумма ущерба, выявленная в отчетном году и отнесенная на виновных лиц, учитывается по счету 75 и отражается по строке 030 графы 2 ф. 4.
15. Движение сумм, отнесенных на виновных лиц, на которых имеется приговор и решение суда о возмещении ущерба, отражается в справке 1 к ф. N 4 по учетным ценам и ценам, по которым производятся взыскания ущерба. В графе 9 этой справки показываются взысканные суммы ущерба, в том числе и присужденные судом ко взысканию похищенные денежные средства.
Для заполнения справки 1 используются данные аналитического учета о движении сумм задолженности по исполнительным листам на каждого отдельного дебитора.
По строке 320 этой справки отражается перечисленная в бюджет разница между учетными и розничными ценами или другими ценами при отсутствии розничных цен, по которым производят взыскания с виновных лиц по недостающим товарно - материальным ценностям и денежным средствам.
IV. Проверка полноты перечисления
в бюджет доходов от реализации невостребованных грузов
и багажа на железнодорожном, морском, речном
и воздушном транспорте
1. Железные дороги, морской транспорт, речные пароходства, воздушно - транспортные предприятия при невозможности доставить или выдать груз получателю вследствие: возможной порчи или утраты груза при дальнейшей перевозке; неполучения указаний грузоотправителя, как поступить с грузом, прибывшим в адрес получателя, которого нет в районе станции, порта, пристани, аэропорта назначения; обнаружения груза, принадлежность которого не может быть установлена (бездокументный), а также непринятия получателем прибывшего в пункт назначения груза в течение срока хранения, установленного на соответствующем виде транспорта, обязаны передать такой груз другим организациям, предприятиям или учреждениям по указанию Советов Министров союзных и автономных республик или областных (краевых) исполкомов по месту нахождения передаваемого груза.
Передача хлебных грузов, семян масличных и бобовых культур, комбикормов и отрубей производится по указанию Министерства заготовок СССР или подведомственных ему организаций на местах.
Экспортные и импортные грузы передаются другим организациям, предприятиям или учреждениям после получения разрешения от соответствующих объединений Министерства внешней торговли. Если обращение транспортной организации будет оставлено без ответа, то реализация экспортно - импортных грузов производится на общих основаниях.
В случае, когда известна вышестоящая организация грузополучателя, передача груза может быть произведена по указанию этой организации.
2. Имущество граждан (багаж, грузобагаж, ручная кладь, домашние вещи) как невостребованное, так и бездокументное, по истечении сроков хранения, предусмотренных правилами на соответствующем виде транспорта, железнодорожными станциями, портами, пристанями, аэропортами передаются торгующим организациям для реализации (комиссионным магазинам государственной и кооперативной торговли), с которыми соответствующая организация транспорта заключает договор на комиссионных началах с удержанием в пользу торгующей организации вознаграждения в размере 7%.
3. В соответствии с Правилами передачи грузов другим организациям и Правилами перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам, изданными на основании Устава железных дорог, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270, невостребованные грузы передаются другим организациям по истечении 30 дней, а при перевозке груза в прямом смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев. Невостребованный багаж реализуется по истечении 30 дней.
Бездокументные грузы и багаж реализуются в порядке, предусмотренном указанными выше Правилами.
4. Передача грузов другим организациям производится на станциях, где находится реализуемый груз, или через специальные склады, организованные на каждой дороге. Груз, подлежащий реализации, направляется на склад для передачи другой организации начальником станции только после получения на это разрешения начальника грузовой службы дороги.
5. Передача всех повагонных отправок грузов, а также мелких отправок скоропортящихся и опасных грузов производится непосредственно на станции прибытия начальником станции с разрешения начальника грузовой службы дороги. Остальные мелкие отправки грузов передаются только через склад реализации.
6. Все грузы и багаж, поступившие на склад реализации, записываются в книгу установленной Министерством путей сообщения формы в соответствии с накладными, дорожными ведомостями, квитанциями и коммерческими актами.
7. Склад реализации передает грузы другим организациям по оценке, производимой комиссией в составе: представителя соответствующей железной дороги (председатель), представителя организации, получающей груз, и представителей местных органов министерства финансов и министерства торговли союзных республик. Об оценке груза составляется акт, подписываемый членами комиссии.
8. Оценка производится исходя из действующих прейскурантных цен на товары промышленного и рыночного назначения. В случаях, когда на товар установлен налог с оборота, цена на этот товар определяется с учетом налога с оборота. Стоимость тары включается в цену товара, если ее стоимость не вошла в прейскурантную цену товара.
На товары пониженного качества, нестандартные или бывшие в употреблении, комиссия вправе устанавливать пониженные цены.
О произведенной скидке с установленной цены делается соответствующая отметка в акте оценки груза.
Передача грузов торгующим организациям, сбытовым базам промышленности и торговли, а также всем организациям, получающим эти грузы от поставщиков по ценам с налогом с оборота, производится по оптовой цене с налогом с оборота, а грузов, по которым не установлены оптовые цены, - по розничной цене за вычетом торговой скидки.
Передача грузов промышленным предприятиям и организациям, получающим грузы от поставщиков по установленным ценам без налога с оборота, производится по установленным ценам за вычетом сумм налога с оборота и торговой скидки, если она установлена на данный груз.
Оценка сельхозпродуктов производится по ценам, установленным в местах их производства.
Имущество граждан оценивается исходя из государственных розничных цен, действующих в том месте и в то время, где и когда имущество подлежит реализации.
Об оценке составляется акт за подписями членов комиссии.
9. Передача товаров и материалов территориальным управлениям и базам Государственного комитета СССР по материальным резервам производится по следующим ценам:
а) по оптовым ценам без налога с оборота в тех случаях, когда по данным товарам установлены оптовые цены с налогом с оборота;
б) при отсутствии оптовых цен - по розничным ценам за вычетом торговой скидки и оптово - сбытовой скидки (если она установлена), а также налога с оборота, если взимание его производится по данному товару;
в) по расчетным ценам - в случаях, когда оплата товаров по этим ценам предусмотрена действующим законодательством.
Передача товаров, на которые установлены поясные оптовые и розничные цены, производится по ценам пояса местонахождения хранителя товара независимо от того, кто оплачивает поставщику данный товар, за исключением мясных и молочных товаров, передача которых производится по ценам второго пояса, и импортных рыботоваров, передаваемых по ценам первого пояса. Передача отечественных рыботоваров осуществляется по ценам места производства.
Стоимость тары, не включенная в цену товаров, оплачивается согласно прейскурантам.
10. При передаче грузов военным учреждениям, воинским частям и воинским складам Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР применяются цены, предусмотренные Инструкцией Государственного комитета СССР по ценам от 8 августа 1978 г. N 500 "О порядке применения торговых и оптово - сбытовых скидок на товары народного потребления".
11. После оценки грузов передача их производится по акту приемки - сдачи, составляемому начальником станции или начальником склада реализации и представителем организации, получающей груз.
Акты оценки и приемки - сдачи грузов составляются в пяти экземплярах, из которых один направляется станцией в финансовую службу управления дороги при отчете о выдаче груза, второй представляется в отделение Госбанка, третий выдается представителю организации, принимающей груз, четвертый остается в делах станции или склада реализации и пятый направляется грузоотправителю.
12. Расчеты по переданным грузам производятся в следующем порядке:
а) станция или склад реализации железной дороги при передаче грузов организации представляет в отделение Госбанка, в котором эта организация имеет свой расчетный счет, акт оценки и акт приемки - сдачи груза.
Передача документов производится под расписку на экземплярах актов, предназначенных для управления дороги, если станция или склад реализации находятся в одном пункте с отделением Госбанка, в котором открыт расчетный счет организации, принявшей груз.
Если организация, принявшая груз, имеет свой расчетный счет в иногороднем отделении Госбанка, то акты оценки и приемки - сдачи груза представляются в суточный срок при инкассовом поручении в отделение Госбанка, в котором станция или склад реализации имеют депозитный счет на инкассо. (Все подразделения железной дороги учитывают депозитные суммы на счете 68 с разграничением для невостребованного и бездокументного грузов.) В этом случае станция или склад реализации прикладывают к актам, посылаемым в финансовую службу управления дороги, копию инкассового поручения, на которой должна быть отметка банка о приеме актов на инкассо;
б) отделение Госбанка не позднее чем через три дня по получении этих актов перечисляет с расчетного счета предприятия на депозитный счет склада реализации или станции сумму стоимости переданного груза, указанную в копии акта оценки.
Для перечисления сумм с указанных депозитных счетов в распоряжение управления железной дороги дорога открывает свой депозитный счет в Госбанке по месту нахождения управления дороги.
Суммы, вырученные от реализации груза и багажа, хранятся на депозитном счете управления железной дороги в течение 6 месяцев.
13. Суммы, вырученные от реализации невостребованных грузов и багажа, за вычетом расходов, причитающихся железной дороге, с депозитного счета перечисляются в доход союзного бюджета в корреспонденции со счетом 73 "Расчеты с бюджетом", если клиент в течение срока исковой давности не истребовал причитающейся ему суммы.
Суммы, вырученные от реализации бездокументных грузов и багажа, за вычетом расходов, причитающихся железной дороге, с депозитного счета перечисляются в доход управления железной дороги. За счет этих сумм производятся выплаты по претензиям за утраченные грузы и багаж.
14. Суммы, вырученные от реализации в пути следования грузов, поступившие на депозитные счета управлений железных дорог, реализовавших грузы, перечисляются на депозитные счета железных дорог назначения, а по перевозкам грузов в прямом смешанном железнодорожно - водном сообщении, если пунктом назначения является порт или пристань, - на депозитные счета дорог перевалки грузов, а при водно - железнодорожном сообщении, если пунктом назначения является станция железной дороги, - на депозитные счета пароходств перевалки грузов, для выплаты этих сумм грузополучателям, которым реализованные в пути следования грузы не были доставлены, или грузоотправителям.
Суммы, вырученные от передачи в пути следования импортных, экспортных и транзитных грузов, перевозимых по документу международного железнодорожного сообщения, и поступившие на депозитные счета управлений железных дорог, реализовавших груз, перечисляются на депозитный счет конторы "Совжелдоррасчет" финансового управления Министерства путей сообщения СССР.
Денежные суммы, вырученные от реализации грузов в пути следования, поступившие на депозитный счет управления дороги назначения или перевалки, при невозможности перечислить их грузополучателю или грузоотправителю в сроки, установленные для предъявления претензий за недоставленные по назначению грузы, перечисляются в доход союзного бюджета.
15. Причитающиеся бюджету суммы, вырученные от реализации невостребованных и переданных в пути следования грузов и невостребованного гражданами имущества, перечисляются управлениями железных дорог ежемесячно не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца на раздел 12 § 25 классификации доходов союзного бюджета.
16. В случае вынесения арбитражем или судами решений о возмещении сумм за реализованные невостребованные, переданные в пути следования и в пунктах назначения грузы, а также за реализованное невостребованное имущество граждан, стоимость которых уже перечислена в союзный бюджет за истечением установленного срока, железные дороги возвращают эти суммы владельцам невостребованных и переданных в пути следования и пунктах назначения грузов и невостребованного имущества граждан за счет очередных перечислений в союзный бюджет.
17. Обнаруженные в невостребованном имуществе граждан (багаже, грузобагаже, ручной клади) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них подлежат пересылке (сдаче) через органы специальной связи Министерства связи СССР в Государственное хранилище ценностей "Гохран" по адресу: 121170, г. Москва, Г-170, улица 1812 года, дом 14 для зачисления ценностей в доход государства.
На указанные ценности составляется опись в трех экземплярах с перечислением в ней наименования ценностей, их общего веса и суммы оценки.
Оценку производит приглашенный специалист - оценщик. Первый экземпляр описи вкладывается в посылку, отправляемую в Государственное хранилище ценностей. Второй экземпляр описи вместе с сопроводительным письмом направляется по тому же адресу одновременно с посылкой отдельным пакетом.
В описи должны быть указаны суммы, причитающиеся сдатчику ценностей (транспортной организации), в возмещение расходов по хранению, пересылке и перевозке ценностей и уплатой установленных сборов, номер депозитного счета и отделение госбанка управления дороги, куда Управление драгоценных металлов Министерства финансов СССР обязано перечислить суммы, причитающиеся транспортной организации в возмещение указанных выше расходов.
Третий экземпляр остается в делах станции или склада реализации.
Ценности, направляемые в Гохран, должны быть упакованы в деревянный ящик или картонную коробку (в зависимости от характера ценностей), которые обшиваются материей и опечатываются сургучными печатями. На посылках указываются оценка и адреса получателя и отправителя.
Пересылка ценностей в Государственное хранилище ценностей почтой и в бумажных пакетах не разрешается.
18. Обнаруженные в невостребованном имуществе граждан (багаже, грузобагаже, ручной клади) облигации Государственных займов передаются железнодорожной станцией в Центральную сберегательную кассу для зачисления стоимости их в доход союзного бюджета. Облигации сдаются при сопроводительных описях, составляемых в двух экземплярах, с указанием, кем и для какой цели сдаются облигации, кому они принадлежат, общей суммы облигаций, названия и года выпуска займа, серии, номера и нарицательной стоимости каждой облигации. Сберегательная касса выдает железнодорожной станции квитанцию о приеме облигаций и возвращает один экземпляр сопроводительной описи на сданные облигации. Обнаруженные в имуществе граждан (багаже, грузобагаже, ручной клади) денежные знаки сдаются в местное отделение Госбанка для перечисления в доход союзного бюджета. Отделение Госбанка выдает железнодорожной станции квитанцию о приеме денежных знаков.
19. Учет, хранение и реализация невостребованных и переданных в пути следования грузов и багажа на морском, речном, воздушном транспорте осуществляются в том же порядке, как и на железнодорожном транспорте, с некоторыми особенностями.
Так, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 сентября 1968 г., и Правилами передачи морским транспортом грузов и личного имущества граждан другим организациям, утвержденными Приказом Министерства морского флота 4 апреля 1977 г., передача грузов и личного имущества граждан другим организациям производится только через специальные для этих целей склады (ликвидсклады).
Невостребованные грузы реа

РАСПОРЯЖЕНИЕ Совмина РСФСР от 27.11.1980 n 1872-р <ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИХ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ>  »
Документы СССР »
Читайте также